Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи- зации взаимо- действия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Моти- вация (самоопределение) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. Прозвенел уже звонок, Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнем урок. Будем мы писать, трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы ученики | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Л – понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места |
II. Сообщение темы, цели урока |
| Озвучивает тему, цель урока | Слушают учителя | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебные задачи |
|
III. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. |
| Фронтальная, индивидуальная. Фрон-тальная. | П – проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; строят модели, отражающие различные отношения между объектами; делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы; владеют | Наблюдения учителя. |
2. Устный счет: |
1) Логическая задача. | В спектакле участвовали 4 человека. В первом действии участвовали 3 человека, а во втором – 2 человека. Как это могло быть? | – Один человек играл в первом и во втором действиях. |
| 2) Совершенствование вычислительных навыков. | – Какие цифры надо переставить, чтобы получить верные равенства? 36 – 82 = 8 (36 – 28 = 8.) 28 + 18 = 100 (82 + 18= 100.) 58 + 63 = 94 (58 + 36 = 94.) 71 – 37 = 43 (71 – 37 = 34.) | Выполняют задания. | Фронтальная. | способами выполнения заданий поискового характера, базовыми предметными понятиями. Р – принимают и сохраняют учебные задачи; ориентируются в учебнике; планируют, контролируют, оценивают учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. К – умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса. Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием | Устные вычисления в пределах 100. |
3) Индивидуальная работа | – Выполните действия. 1-й уровень: 2 · (27 + 3) : 6 – 6 (4.) 2-й уровень: 99 – 4 · (28 + 12) : 5 + 24 : 6 (77.) 3-й уровень: 600 – (383 + 136 : 8) : 10 + 150 (710.) Работу 3-го уровня проверяет учитель. – Решите уравнения. e + 18 = 24 y – 18 = 24 58 + c = 103 305 – х – 299 | Три ученика объясняют, как нашли значение выражения. Работу первого и второго уровней проверяют учащиеся | Индивидуальная | Выполнение вычислений (табличное и внетабличное умножение и деление, сложение и вычитание в пределах 1000), решение уравнений |
IV. Изуче-ние нового материала | Работа со статьей учебника | – Что помогает вам быстро и верно находить значения выражений? (С. 8, вверху.) – Какая запись удобнее? – Какое правило надо соблюдать, когда выполняешь запись в столбик? – Как найти сумму, если слагаемых несколько? (Запись на доске: 324 + 507 + 136.) – Найдите сумму. Как можно это сделать? | Отвечают на вопросы.
| Фронтальная, индивидуальная | Работа с учебной статьей |
|
| (Можно сложить первое и второе слагаемое, затем результат сложить с третьим слагаемым. Можно сложить все три слагаемых.) – А какие слагаемые удобнее складывать? – Можно ли их поменять местами? Какое свойство сложения вы использовали? |
– Первое и третье. – Можно. Переместительное |
|
|
|
V. Первичное закрепление | Работа по учеб-нику. | № 23. – Обратите внимание на то, что проверка вычислений предполагает перестановку слагаемых. |
Решают с комментированием у доски. | Фронтальная. | П – владеют базовыми предметными понятиями. Р – принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств для их выполнения. | Знание и использование свойства сложения. |
| Физкультминутка | Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке | Выполняют физкультминутку | Фронтальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу. К – проявляют готовность слушать. Л – имеют установку на здоровый образ жизни | Выполне-ние движений согласно инструкции |
VI. Практическая деятельность | 1. Работа над геометрическим материалом. | № 24. – Определите и назовите по чертежу на полях учебника виды углов. Прямые углы: ∠Е, ∠К. Острые углы: ∠М, ∠Д. Тупые углы: ∠С, ∠В. 14 + 16 + 16 + 25 + 20 + 20 + 27 = 138 (мм). Ответ: 13 см 8 мм – длина ломаной. | Выполняют совместно с учителем: измеряют длину каждого звена ломаной в миллиметрах и вычисляют ее длину. | Фронтальная, индивидуальная. | П – используют знаково-символические средства для решения практических задач; осуществляют моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.); устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое | Устные ответы, пользование измерительным прибором, нахождение длины ломаной. |
| 2. Решение задач. | № 25. I вариант отвечает на вопрос: «Сколько литров воды входит в 2 ведра?». II вариант отвечает на вопрос: «Сколько литров воды входит в 5 ведер?». В 1 ведро | Количество ведер | Всего литров | Одинаково | 12 в. | 96 л | 2 в. | ? л | 5 в. | ? л |
1) 96 : 12 = 8 (л) – в 1 ведре. 2) 8 · 2 = 16 (л) – в 2 ведрах. 3) 8 · 5 = 40 (л) – в 5 ведрах. Ответ: 16 л в 2 ведрах, 40 л в 5 ведрах. | Решают задачу самостоятельно по вари-антам. | Индивидуальная. | высказывание; логическую цепь рассуждений, доказательство; владеют способами выполнения заданий поискового характера, логическими действиями, базовыми предметными понятиями. Р – принимают и сохра- няют учебные задачи; осуществляют планирование, контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. К – проявляют готовность слушать собеседника; понимают различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задают вопросы для их уточнения, четко и аргументированно высказывают свои оценки и предложения. Л – проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета
| Решение текстовой арифметической задачи. |
| 3. Самостоятельная работа. | № 27. – Найдите и запишите значения выражений: 1-й ряд – 1-й столбик, 2-й ряд – 2-й столбик, 3-й ряд – 3-й столбик. – Решите уравнение. Вариант I: х – 17 = 40. Вариант II: х + 24 = 50 | Выполняют задания. | Индивидуальная. | Нахождение значе-ния выражений, решение уравнений. |
| 4. Задания из электронного приложения к учебнику или игра «Кто первым получит 100?» |
| Выполняют задания | Индивидуальная | Выполненные задания |
VII. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Как можно найти сумму нескольких слага-емых? – Как можно проверить сложение нескольких слагаемых? – Перечислите типичные ошибки при сложении нескольких слагаемых. – Какие рекомендации можете дать во избежание данных ошибок? – Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний | Устные ответы |
VIII. До-машнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | С. 8, № 26 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения |
|