- Организационный момент.
Цель: психологический настрой учащихся; обеспечение рабочей обстановки на уроке, мотивация к работе на уроке Дети работают стоя. – Настроимся на работу. Закройте глаза. Погладьте себя по голове, по лицу, пожелайте себе мыслить ясно, запоминать крепко и быть внимательными, как разведчики. Крепко обнимите и полюбите себя. Откройте глаза и повторяйте за мной: Я очень хочу учиться! Я готов к успешной работе! Я замечательно работаю! – С чем вы познакомились на предыдущих уроках?
– Мы сегодня продолжим эту интересную работу. – Нам предстоит подняться еще на одну ступеньку Лесенки Знаний, чтобы узнать новое понятие, связанное с числовым лучом.
|
Шкалы.Числовой луч. | Личностные: самоопределение; коммуникативные: планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками
|
2. Актуализация знаний Цель: подготовка учащихся к объяснению нового знания, выполнение пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.
а) – Дома вы должны были построить числовой луч и на нем отметить на нем результаты решения примеров. – Покажите: что у вас получилось? У кого возникали затруднения?
– Что интересного заметили? – Какие знания вы использовали при построении числового луча?
– Какие действия позволяет выполнить числовой луч?
– Тогда изобразите на своем числовом луче смешанное число . – Что для этого нужно?
б) – А сейчас я дам вам “ключ”, чтобы узнать новое понятие, стоящее на следующей ступеньке лесенки Знаний. – Вы для этого на своем числовом луче проставьте буквы, соответствующие числам данной таблицы и прочитайте получившееся слово:
Ключ: 21 | 9 | 27 | 3 | 0 | 24 | 15 | 12 | 6 | 18 | а | р | а | о | к | т | и | д | о | н |
– Итак, на следующей ступеньке Лесенки Знаний “появляется” новое понятие – “координата”.
в) – Я предлагаю вам выполнить следующее задание на индивидуальных листочках: “За 1 минуту определить и записать координаты точек А, В, С, D в данном прямоугольном окошечке”. Можно изобрести свой способ записи…
– Кто выполнил задание – встать! Какие записи у вас получились? Показать на доске…
– Как же так: задание было одно, а варианты записей получились разные? |
Дети показывают листочки с заданием.
Числа, кратные 3.)
1. Число 0 – начало луча. 2. На числовом луче откладывали равные единичные отрезки. 3. Расстояние от каждой точки числового луча до начала отсчета равно соответствующей этой точке числу.
Изобразить любое число; складывать, вычитать и сравнивать числа. 1 ученик показывает на доске или на демонстрационном образце. Взять 15 целых единичных отрезков, а 16-ый разделить на 3 равные части, но взять лишь 1 из трех.
Индивидуальное задание
Несколько учащихся показывают свои варианты.
| – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П); – извлечение необходимой информации из текстов (П); – использование знаково- символических средств (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – подведение под понятие (П); – выполнение пробного учебного действия (Р); – фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К). |
3. Постановка учебной задачи Цель: выявить место и причину затруднения; определить тему и цель урока. - Какое задание выполняли? – Чем это задание отличается от предыдущего, когда вы отмечали разные числа на числовом луче? – Так в чём именно возникло затруднение? Почему записи получились разными?
– Какова же цель нашего урока? (Или чему мы должны научиться?)
– Сформулируйте тему урока… (появляется запись на доске): – Молодцы! – А на следующем этапе нашего урока мы и уточним значение понятия “координата” и научимся грамотно записывать координаты любых точек.
|
Не требовалось определять и записывать координаты точек.
Не поняли значение слова “координата”; не знали, как грамотно записывать; не успели…
Уточнить значение понятия “координата” точки; научиться определять и записывать координаты любых точек.
Координаты на луче. | – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П); – извлечение необходимой информации из текстов (П); – использование знаково- символических средств (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – подведение под понятие (П); – выполнение пробного учебного действия (Р); – фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К). |
4. «Открытие» нового знания. Цель: выйти из затруднения. а) – Итак, кто или что является вашим первым помощником при затруднениях?
– Слышали ли вы фразу: “Оставьте свои координаты”? Что она обозначает? – Что обозначает адрес – А что же используют для записи адреса? – Так что же такое “координата” точки?
– Итак, со значением слова “координата” выяснили. Желающие могут на перемене проверить по толковому словарю! б) – Вернемся к нашему заданию: “Определить и записать координаты точек А, В, С, D”.
- Что показывает число , которое соответствует точке А? - Уточните, что же такое координата на луче? - Что еще необходимо сделать в задании?
- Действительно, в математике существуют строгие правила, есть свои условные обозначения. – Посмотрите внимательно на опору: Как здесь записана координата точки А?
– Что показывает число в скобках?
– Внимание! Буквенное обозначение точки – над лучом, а соответствующее число – под ним! – Исправьте в своих записях ошибки те, кто их допустил. – Так что же такое “координата точки”?
в) – Проверьте себя по учебнику: с. 61 – чтение вывода про себя… – Так что же такое “координата точки”? – А почему координата вашей точки В равна (8)?
– Что нового вы узнали про числовой луч из вывода в учебнике?
– Почему его еще и так называют?
– Лесенка Знаний пополнилась еще одним дополнением:
|
Словарь, учебник, учитель, знания с прошлых уроков…
Оставить свой адрес. Дать номер телефона.
О местоположении. Число
Это число, показывающее местоположение точки на числовом луче, т. е. “адрес” точки.
Толковый словарь лежит на столе учителя.
Определяют фронтально.
Расстояние от начала луча.
Но в задании необходимо не только определить, но и записать.
В скобках, рядом с обозначением точки.
Количество единичных отрезков от начала отсчета до точки А.
(Хоровой ответ учащихся с помощью опоры.)
Именно это число показывает расстояние от т. В до начала луча.
Он ещё называется координатным лучом
Так как каждой точке числового луча соответствует число, равное координате этой точки.
| . – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); – подведение под понятие (П); – определение основной и второстепенной информации (П); – постановка и формулирование проблемы (П); – структурирование знаний (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания(П); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); – разрешение конфликтов (К).
|
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: проверить полученные знания через разные виды заданий. Задание 4, с. 62 а) Выполняется фронтально на доске с комментированием. Если будут желающие, – “по цепочке”.
б) Выполняется на доске “по цепочке”, с комментированием:
в) Выполняется в паре со взаимопроверкой (1 пара работает у доски):
|
Фронтальная работа
Комментирование по цепочке
Работа в парах с комментированием Самооценка
| – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); – моделирование и преобразование моделей разных типов (П); – использование знаково- символических средств (П); – подведение под понятие (П); – установление причинно- следственных связей (П); – выполнение действий по алгоритму (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); – формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К). – достижение договоренностей и согласование общего решения (К); – осознание ответственности за общее дело (Л); |
6. Самостоятельная работа ( с самопроверкой) Цель: проверить уровень усвоения материала каждым учеником Задание 3 (а, б), с. 62 – по вариантам, самостоятельно: – Кто закончил, встать! Проверим по образцу. а) Образец на доске:
б)
– Оцените свою работу, используя сигналы: красный – допущены ошибки, зеленый – без ошибок! – Кто допустил ошибку, объясняет, в чем именно (где?) и почему? Над чем еще стоит поработать? Дети, допустившие ошибки, работают самостоятельно на следующем этапе урока, выполняя подобное задание, например, задание 4(в), с. 62.
|
Самостоятельная работа учащихся с самопроверкой по образцу
Самооценка
| – использование знаково- символических средств (П); – подведение под понятие (П); – выполнение действий по алгоритму (П); – доказательство (П); – контроль (Р); – коррекция (Р); – оценка (Р); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); |
7. Включение в систему знаний и повторение Цель: выявить границы применимости нового знания и выполнить задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
– Решим задачу на конкретное применение новых знаний о координатном луче: Задание 7, с. 62
– Что известно в задаче? Куда двигался автомобиль? (Слева направо.) – Что нужно узнать? Как? (Точку отправления. Из конечной точки В (17) вычесть 6 ед. отрезков.) – Так из какой точки выехал автомобиль? (Из точки А (11.) – Ответьте на 2-ой вопрос задачи. (Справа налево на 3 е.)
|
Учащиеся, допустившие ошибки в самостоятельной работе, работают (Задание 3 (б), с. 62) выполняя аналогичное задание. Затем сверяют по эталону, либо по образцу (на индивидуальных листочках). Выполнив свое задание, подключаются к работе класса.
А в это время остальные решают задачу в команде за правильность. Проверка по образцу. | нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); – понимание текстов, извлечение необходимой информации (П); – подведение под понятие (П); – моделирование, преобразование модели (П); – использование знаково- символических средств (П); – установление причинно- следственных связей (П); – построение логической цепи рассуждений, выведение следствий (П); – самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П); – выполнение действий по алгоритму (П); – доказательство (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – контроль, коррекция, оценка (Р); |
8. Итог урока. Рефлексия Цель: Фиксация нового содержания, изученного на уроке, и организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности. Цель урока? Достигли? – Назовите ключевые слова урока…
– Где в жизни вам могут пригодиться знания сегодняшнего урока? – А еще наш урок подготовил вас к следующему, на котором вы научитесь находить расстояние между точками числового луча по их известным координатам.
Оцените свою. См. прил. Домашнее задание Домашнее задание в соответствии с цветом. Оранжевые листочки - Задание 2 (а), с. 61; с. 63 № 9
Синие листочки – с. 62 № 8; с. 63 № 9
Зеленые листочки – с. 60 № 13; с. 63 № 9
|
При решении задач, определении адреса чего-либо, кого-либо и т. д.
Самооценка с помощью цветовых сигналов
| – рефлексия способов и условий действия (П); – контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); – самооценка на основе критерия успешности (Л); – адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К); – планирование учебного сотрудничества (К); – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |