Открытый урок.
план-конспект урока по математике (1 класс)

Букатова Олеся Викторовна

Открытый урок по математике "Дециметр". 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka_1.docx38.22 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока

Тема: Дециметр

Учебный предмет: математика, программа Моро М. И.

Участники: учащиеся 1 класса

Продолжительность: 1 урок

Цель: создание чертежа деталей кормушки для птиц

Характеристика исходного уровня ЗУН необходимых для усвоения новой темы и постановки задач.

На момент проведения данного урока учащиеся:

  1. осознано усвоили нумерацию чисел второго десятка : знают названия чисел второго десятка, последовательность этих чисел в натуральном ряду, их разрядный состав;
  2. знают, как образуются числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц;
  3. овладели умением читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20, умением записывать число по разрядному составу и называть количество десятков и единиц в числах второго десятка, считать предметы в пределах 20;
  4. владеют понятиями «сантиметр»,  «однозначное число», «двузначное»
  5. умеют измерять отрезки и предметы при помощи линейки, сравнивать результаты измерений;
  6. умеют отмерять заданную длину при помощи модели см;
  7. умеют работать в парах сменного состава.

Задачи урока :

Дидактические: Познакомить с  новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единице измерения длины – сантиметр, учить переводить см в дм и дм в см, измерять длины отрезков , закреплять знания нумерации.

Развивающие: Развитие познавательной мотивации детей на основе принятия и удержания учебных задач.

Организация и стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся. Продолжить развивать мыслительные операции логического мышления такие как анализ, сравнение путём выделения общих и различных признаков. Развитие регулирующей сферы (рефлексии) на основе самоконтроля, взаимоконтроля. Реализация коммуникативного подхода учащихся друг за другом и учащихся с учителем , учителя с учащимся .

Воспитывающие: Воспитание заботливого отношения к зимующим птицам. Воспитание самостоятельности, активности, ответственности .

Оборудование:

У учителя: презентация, кормушка, карточки с числами от 10 до 20,рисунки зимующих птиц (сова, ворона, клёст, поползень, свиристель, сне-гирь ,галка, дятел) ,верёвки длиной 60 см. -10шт.,

                                    Таблица№1

     1 см

     9  см

     12 см

      3 дм

      4 см

      8 см

У учащихся: учебник «Математика, 1 класс»( Моро и др.), тетради , линейки , карандаши , ручки , ножницы.

Место урока в курсе математики

Урок является составной частью темы «Нумерация чисел второго десятка» (16 часов по программе ),целями которой являются ознакомление учащихся с названием ,записью ,образованием и разрядным составом чисел второго десятка; введение понятий «однозначное число», «двузначное число»;применение знаний по нумерации при решение примеров .

 Урок в теме «Нумерация чисел второго десятка» является четвёртым, поэтому важен для закрепления знаний по нумерации чисел второго десятка и отработки навыка анализа разрядного состава чисел второго десятка и записи чисел.

На основе знаний нумерации чисел второго десятка проводится знакомство с новой единицей измерения – дециметр.

Урок также является продолжением изучения темы «Единицы измерения длины». Уже изучен сантиметр.

Урок важен для развития умений измерять отрезки и предметы, устанавливать соотношение между единицами длины.

Ход урока:  

                 

1. Организационный момент.

   Сегодня на уроке математики нам

Предстоит выполнить важное поручение. Ребята-старшеклассники делают кормушки для птиц, а нас попросили начертить детали. Что нужно знать, уметь и иметь для изготовления чертежа?

 Поможем им? Почему важно делать кормушки?

  Птицам голодно зимой, они могут погибнуть. Надо подкармливать пернатых друзей.

 

Идёт работа по развитию мотивационного компонента учебной деятельности, создание ситуации для положительной эмоциональной мотивации. Межпредметная связь с уроками окружающего мира.

 Мобилизация внимания. Осознание актуальности и важности данной проблемы, анализ разнообразной информации, необходимой для

создания продукта – чертежа. Создается программа действий;

.  

2. Устный счёт.

Задание 1. Слайд №1.Посмотрите, какие кормушки делали ребята в прошлом году. На конкурсе на лучшую кормушку у них были  разные номера. У большой кормушки был номер, обозначенный числом, в записи которого  1 десяток и  1 единица. Отгадайте это число.

 ответы детей. Правильный результат появляется на слайде.

   У правой кормушки был номер, обозначенный числом, в записи которого 1 десяток и 3 единицы (13)

Дети работают аналогично. 

   Какой был номер у средней кормушки, если они были пронумерованы в порядке возрастания?

Число 12 называется при счёте между 11 и 13. Дети работают аналогично.

   Посмотрите на номера кормушек и скажите, что общего у этих чисел?

Все эти числа двузначные .Во всех числах 1 десяток.

Слайд №2

Задание 2. Высота кормушек разная, значит они предназначены для разных птиц. Ведь у птиц разный рост.

   Например: (рисунки),снегирь, галка, свиристель.

   Чтобы узнать для какой птицы какая кормушка, нужно отгадать рост каждой птицы (14 см, 17 см, 19 см)    

В росте свиристели 1 десяток и 7 единиц, галки – 1 десяток и 9 единиц, снегиря – 1 десяток и 4 единицы.

   Ответы детей.

   Посмотри на эти числа (14, 17, 19) и скажи, что обозначает цифра 1?

…количество десятков в каждом числе

  А цифра 4?

…количество единиц в каждом числе 14.

   Сколько единиц в числе  17?

   Сколько десятков в числе 19?

Ответы детей.

Задание 3. К кормушкам могли прилетать и другие птицы. Выясним рост некоторых зимующих птиц. Я буду показывать птицу и называть, а один ученик будет называть разрядный состав числа, которое обозначает рост этой птицы в см. (Двое пишут ответы на доске).   Птица: клёст, ворона, дятел, поползень.

 13  Ученик: 1 десяток 3 единицы.    

       

 20 Ученик: 2 десятка 0 единиц.

     

16,10 – Остальные числа аналогично.

Ученик, читающий разрядный состав числа, смотрит ответы на доске и называет имя того, кто ошибся, чтобы тот исправил.

   Все дети хорошо работающие или отвечающие у доски получают карточку с числом от 10 до 20 (с обратной стороны каждой карточки буква); кладут пока на парту.

На этапе устного счёта идёт работа по развитию операционного компонента учебной деятельности, а именно развитие мыслительных действий, так же осуществляется актуализация знаний нумерации чисел второго десятка.

Продолжается работа по развитию мотивационного компонента учебной деятельности.                              Фронтальная форма работы с целью контроля, усвоения темы «Нумерация чисел второго десятка».

Развитие связной монологической, математической речи.

Идёт работа над развитием операци-

онного компонента учебной деятель-

ности: развитие мыслительных операций анализа и обобщения.

Фронтальный вид работы, развитие регулирующего компонента учебной деятельности, а именно действие контроля. Активизация внимания учащихся через использование средств наглядности (кормушки, рисунки птиц, карточки с числами).

Идёт работа над развитием операционного компонента учебной деятельности: развитие операций умозаключений.

Развитие связной математической речи.

Использование репродуктивного метода.

Воспроизведение уже имеющихся знаний.

Межпредметные связи окружающего мира.

Использование средств наглядности для активизации мыслительной деятельности и внимания учащихся   (рисунки птиц, таблица с числами 13, 20, 16, 10).

Комбинирование фронтальной работы с использованием обратной связи и индивидуальных работ на доске с целью самоконтроля учащихся.

Работа по развитию регулирующего компонента учебной деятельности, действия, взаимоконтроля.

Результат: актуализация знаний нумерации двузначных чисел, базовых для изучения новой темы.

3. Постановка темы урока

Отгадайте рост ещё одной птицы зимующей в России.

(открывается доска; сверху фото совы размером А4 и таблица №2 под ним:

1 см

9 см

12 см

3 дм

4 см

8 см

   Определите лишнюю запись среди этих величин и узнайте рост совы.

3 дм рост совы, т.к.мы не знаем, что такое «дм».

(вариант ответа 12 см т.к.  все  остальные числа однозначные, тогда отложить на линейке 12 см и подумать верен ли этот ответ).

  Какая величина нам известна?

… сантиметр

  Что можно измерять в сантиметрах?

(при помощи линейки)

… небольшие предметы

   Какая из величин нам не известна?  

(один ребёнок показывает указкой)

   Значит рост совы 3 дм. А хочется вам узнать, что такое «дм»?

Да.

   Это обозначение новой единицы измерения длины – дециметр. (слайд №3 ).

Прочитайте по слогам слово с ударением.

Хоровое чтение  

   Итак, с чем будем знакомиться на уроке сегодня?

… с новой единицей длины – дециметром.

   Именно эта единица длины необходима нам для создания чертежей деталей кормушки, поэтому нам предстоит разобраться, что такое дециметр, как он выглядит и попробуем с ним работать. Какие цели поставим сегодня на уроке?

Познакомиться с единицей измерения длины – дециметром; научиться измерять длины отрезков; научиться переводить одни единицы длины в другие; повторить нумерацию.

Продолжается работа по развитию мотивационного компонента учебной деятельности.

Работа по развитию операционного компонента учебной деятельности, а именно мыслительных операций; анализа, сравнения, классификации, произвольной концентрации внимания.

Создаётся проблемная ситуация для развития познавательной мотивации и активизации мыслительной деятельности.

Репродуктивная беседа.

Фронтальная форма работы.

Принятие учебной задачи.

Развитие познавательной мотивации.

Межпредметные связи: математика – чтение.

Развитие операционного компонента учебной деятельности через принятие учебной задачи, развитие рефлексии.

Постановка задачи проекта с дидактическим аспектом.

4. Чистописание.

   Открыли тетради. Записали число.

Рост совы 3 дм. Возьмём цифру 3 для чистописания.

Один ученик рассказывает правило написания цифры 3.

   Написать цифру 3 один раз.

  3   3    3   3    3   3    3   3    3   3    3

   

   Кто закончит – встанет.

Идёт работа по развитию операционного компонента учебной деятельности, а именно произвольного внимания.

Тренировка движений мелкой моторики руки повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирующей развитие ребёнка.

5. Физ. Минута.

   Слайды - 4,5,6,7,8.

Коррекция зрения для повышения работоспособности, снятия общего напряжения, полученного учениками в результате выполнения мыслительных и двигательных операций.

6. Изучение нового материала

Задание 1. У вас на парте у каждого лежит две полоски бумаги. Измерьте их и подпишите.

Дети линейкой измеряют длину полосок в см и подписывают (1 см,  10 см).

   Если нам потребуется измерить ширину парты, то какой полоской вы воспользуетесь? Почему?

Полоской длиной 10 см измерять удобнее, т.к. её надо укладывать меньше раз.

   Вот эту полоску мы и назовём мерой длины равной один …?

Дециметр

   Традиционно дециметр обозначается сокращённо – «дм».

Подпиши полоску с другой стороны.

Задание 2. Узнай сколько раз можно уложить 1 см в 1 дм?

(Дети укладывают, измеряют линейкой). В 1 дм можно уложить  10 см.

   Так всегда и будем говорить: в 1 дм – 10 см. Это важно. Повторите 3 раза хором. Слайд №9

Задание 3. Начертите в тетради (2 клетки вниз) отрезок длиной 1 дм. Как это сделать?

По линейке чертим отрезок длиной 10 см, а это 1 дм, т.к. в 1 дм – 10 см

   (Учитель чертит на доске).

Проверь, верно ли ты начертил с помощью полоски длиной 1 дм. Как проверить?

… надо положить…

   Как подпишем?

1 дм или 10 см

   Сколько же см в 1 дм?

В 1 дм – 10 см

   Запишем. А в 2 дм?

20 см.

   А в 3 дм?

30 см.

   Чему же равен рост совы?

…3 дм или 30 см.

   Сова крупная птица. Запишем

3 дм = 30 см.

Открыли учебник стр. 51. С какой единицей длины мы познакомились?

…дм.

   С какой единицей длины мы были знакомы?

…см.

   Как они связаны между собой?

В 1 дм – 10 см.

   Для чего необходима эта мера длины – дециметр?

…для измерения более крупных предметов.

   Детям наиболее активным и верно отвечающим на парту кладутся карточки с числами от 1 до 10 и буквой на обратной стороне.

Информационный этап проекта (ученики: собирают информацию, необходимую для построения чертежа, работают с литературой и другими источниками; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

Развитие практического навыка измерения величин с помощью линейки.

Реализация практической направленности урока.

Введение нового математического понятия (дециметр).

Использование частично-поискового метода самостоятельного формулирования вывода учащимися.

Развитие практического навыка.

Развитие регулирующего компонента: самопроверки.

Развитие практического навыка сопоставления и перевода математических единиц: «см» в «дм».

Идёт работа по развитию операционного компонента учебной деятельности, а именно – внимания.

Используется средство – учебник.

   

Практическая значимость содержания нового материала.

7. Физ. минута.

   Встали. Сколько в 1 дм  см?

В 1 дм – 10 см.

   Значит 10 раз присели.

Сколько в 1 дм  см?

Значит, 10 раз наклонились.  

Физическая активность для повышения работоспособности.

8. Информационно-операционный этап проекта

Задание 1. Жужжащее чтение №1  стр.47. Что нужно сделать?

…отрезать 3 дм верёвки.

   Сколько дм верёвки нужно отрезать?

…3 дм (повторяет слабый ученик)

  Как отмерить?

Уложить 1 дм 3 раза

   Сейчас мы будем работать в парах: один держит верёвку, а второй отмеряет 3 дм и отрезает.

У вас получилось две верёвочки. Сравните их длину.

… одинаковые 3 дм

   Сколько см в 3 дм?

В 3 дм – 30 см.

   А теперь прижми конец верёвочки к парте, а другой подними, чтобы верёвка натянулась. Вот это рост совы 3 дм. Эти верёвки вы после урока сможете взять домой и показать родителям какой рост у совы.

Задание 2.№2 стр. 51  Один ученик громко читает, остальные следят.

Что нужно сделать?

   В тетради чертится отрезок 12 см. Подпишем и переведем см в дм.

…12см = 1 дм

…12см = 1 дм и 2см.

   Запишем в тетрадь.

Задание 3. Мне будут помогать 2 человека  измерять кормушку, а остальные  решать трудное задание из учебника  задание под чертой стр.51.

Взяли линейки. Вы измеряете отрезок в см и определяете сколько это дм и см.

(ученики: собирают информационный и практический материал, работают с литературой и другими источниками)

На этапе закрепления происходит формирования навыков перевода единиц и их измерения. Выполнение тренировочных упражнений.

Используются средства: учебник, модель дм, верёвка, ножницы.

Межпредметные связи – чтение.

Работа в парах. Развитие коммуникативных умений учащихся; сотрудничество (ученик – ученик).

Развитие образного представления учащихся.

Межпредметные связи – чтение.

Дифференциация задания по полу для активизации познавательной деятельности.

Средства обратной связи: запись на доске учащимися.

Дифференциация по уровню трудности и степени помощи учителя. Работа в парах (ученик – ученик),развития коммуникативных навыков.

Развитие регулирующего компонента учебной деятельности – взаимоконтроля, а также развития внимания.

Рефлексия – самооценка.

Устанавливаются критерии оценки результата проекта

Метод самостоятельной работы.

Дифференциация по уровню трудности .

Индивидуальная форма работы.

 Цель самостоятельной работы- контролирующая: выяснить степень усвоения учебного материала на этом уроке, выявить умение и переводить   дм в см. Создание индивидуальных продуктов проекта.

  Молодцы. Сели. Кому трудно переводить см  в дм?

Значит вам будет не сложно помочь старшеклассникам начертить детали кормушки по заданным данным. Постарайтесь правильно  перевести дм в см, сделать чертеж аккуратным, подписать размеры сторон деталей в см.

Задание 3-х видов на клетчатой бумаге:1) начерти прямоугольную деталь стойки кормушки со сторонами 3см и 1дм5см

2)начерти прямоугольную деталь основы кормушки со сторонами 1дм5см и 2дм

3) начерти прямоугольную деталь крыши со сторонами 1дм5см и 1дм5см.  

Работы подписать, чтобы ребята знали, кого поблагодарить за помощь.

10. Рефлексивно-оценочный этап проекта

Кто закончил чертить, прикрепите свои чертежи на доску магнитами.

Проверим правильность, аккуратность выполнения работ.

Какие приобретенные на уроке знания помогли нам создать чертеж?

   …познакомились с новой единицей длины – дм.

   Как связан см и дм?

В  1 дм 10 см.

   Зачем люди придумали дм?

…измерять крупные предметы.

   Выйдите те, у кого есть карточки с числами и встаньте так, чтобы числа стояли в порядке возрастания «Найди своё место» - игра.

10,12,13,15,16,17,19,20.

   Какие числа пропущены?

…11,14,18.

   Если осталось время, каждый ученик рассказывает разрядный состав своего числа. Если нет, то сразу переворачивают карточки. Какое слово получилось?

Молодцы!

   Почему? Да, вы лучше всех мне сегодня помогали на уроке. Продолжайте так работать всегда.

Спасибо!

(Ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности)

Работа по развитию регулирующего компонента учебной деятельности при помощи анализов итогов урока.

Фронтальная работа.

Практическое применение  дм.

Игра – как средство активизации познавательной деятельности.

Итоговый контроль. Ретроспективная оценка (после всей деятельности).

Развитие положительной самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...

5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки). Урок математики в 1 классе по теме:"Обобщение изученного". Султанова С.В.

5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки).Урок математики в 1 классе  по теме: "Обобщение изученного". Султанова С.В....

3.3.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков на МО муниципального уровня (экспертный лист , протокол посещения первого открытого урока).

3.3.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков на МО муниципального уровня (экспертный лист , протокол посещения первого открытого урока )....