Увеличение числа на несколько единиц
план-конспект урока по математике на тему

Тарасова Елена Юрьевна

Увеличение числа на несколько единиц

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uvel_i_umen_chisla_na_neskolko_edenits.docx629.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме»

Цель урока:создать условия для формирования умения решать задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько единиц в прямой и косвенной форме; продолжить работу по развитию вычислительных навыков; воспитывать интерес к предмету.

Планируемые результаты:

Предметные:сформируют умения решать задачи в косвенной форме,выявлять признаки задачи сформулированной в косвенной форме, устанавливать различия между прямой и косвенной задачами.

Метапредметные:

Познавательные:научаться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

регулятивные:научаться определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Личностные:уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Материально-техническое обеспечение:учебник «Математика», 4 класс, 1 часть, рабочая тетрадь, презентация.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный этап

1) Приветствие

2) Проверка готовности к уроку

-Здравствуйте, ребята.

-Прочитайте девиз нашего сегодняшнего урока, который вы видите на экране.

«С малой удачи начинается успех!»

-Какое ключевое слово мы здесь выделим? (успех)

-Что необходимо для успешной работы?

-Закройте глаз, скажите каждый сам себе «У меня всё получится, я сосредоточен и готов к работе любой сложности».

-Ребята, покажите мне свою готовность к уроку математики.

-Проверьте, чтобы у вас на парте находились все необходимы принадлежности для урока.

Приветствуют учителя.

Готовятся к уроку.

Совместно читают девиз урока.

Активно работать на уроке, уметь выслушивать мнение одноклассников, быть внимательным, писать грамотно, работу в тетради оформлять аккуратно

2. Актуализация знаний

1. Минутка чистописания

2. Устный счёт

-Ребята, откройте свои рабочие тетради. Запишите число, классная работа. Сегодня у нас 22 ноября.

-Прочитайте, числа данные на слайде: 2,8,0,4.

-Запишите самое большое число, которое можно составить из этих цифр, не повторяя их.

-Запишите самое маленькое число, которое можно составить из этих цифр, не повторяя их.

-Пропишите строчку этих чисел, чередуя их

-Ребята, мы с вами потренировались в красивом письме, выполнили задания, а теперь приступим к устному счёту, чтобы совершенствовать вычислительные навыки.

В презентации

Выполняют задания «Минутки чистописания» и устного счёта

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

-Ребята, сегодня вы не просто ученики, а исследователи, научные сотрудники большого института изучения математики.

-Первое задание, которое вы должны исследовать – это тема сегодняшнего урока. И для того, чтобы её определить вам нужно будет в парах выполнить задание.

-На доске вы видите начало тему урока, но в ней пропущено 1 слово, вам нужно разгадать шифр в карточке и тогда вы узнаете над чем мы сегодня поработаем.

Тема: «Решение задач в ……..(косвенной) форме

72: 18=….. К

15:3=…..Л

80-74=….. С

97-96=….. Й

96:32=….. В

81:9=…..А

56:7=….. Е

84:12=….. Н

100:50=….. О

4

2

6

3

8

7

7

2

1

к

о

с

в

е

н

н

о

й

-Итак, исследователи, что мы можем сказать о теме нашего урока?

-Какие цели перед собой поставим? Продолжите предложение.

1. Выяснить различия между … (задачами в прямой и косвенной форме)

2. Научиться … (решать задачи в косвенной форме)

-Итак, мы с вами определили тему урока, поставили цели.

Разгадывают шифр в карточках, работая в парах. Открывают тему урока, ставят цели.

4. Первичная проверка понимания

1. Работа с исследовательской картой

2. Беседа

3. Работа с задачами

4. Работа с учебником

-А теперь, научные сотрудники, продолжаем наше исследование. Это задание вы также выполните в парах.

-Возьмите, исследовательскую карту.

Задача №1

Задача №2

Под диктовку

-Первая научная задача. Нарисуйте семь кружков, а треугольников на два меньше. Сколько нарисуете треугольников?

-Вторая задача. Нарисуйте семь кружков, их на два больше, чем треугольников. Сколько нарисуете треугольников?

-Ребята, послушайте эти задачи ещё раз и скажите какую задачу мы можем назвать более «хитрой»? Почему?

-Ребята, такие задачи, как под №2, которую мы только что выполнили, называют косвенными, а под №1 прямыми.

-Как вы думаете, в чём же их различие?

-Различия между прямой задачей (под №1) и задачей косвенной (под №2) в том, что в косвенной задаче нужно увеличить или уменьшить число в несколько раз по исходным данным, т.е. вопрос ставится не прямо.

-Хочу дать вам маленькую подсказку, которая поможет сразу отличить задачу в косвенной форме от прямой. В такой задаче обязательно есть выражение «это на … единиц больше, меньше», «что на… единиц больше».

задачи

Запомните эти слова – они предупреждают о том, что эта задача – непростая, и надо быть очень внимательными при её решении.

-Исследователи, поступило задание поработать с задачей, которую подобрал для вас профессор Хитрецов. Посмотрите на слайд, прочтите её.

У Маши 5 яблок, у Кати в 2 раза больше. Сколько яблок у Кати?

-В какой форме построена эта задача?

-Переформулируйте задачу так, чтобы она была в косвенной форме.

У Маши 5 яблок, что в 2 раза меньше чем у Кати. На сколько больше яблок у Кати чем у Маши?

-Будет ли отличаться решение этих задач?(вторая решается в 2 действия)

-А теперь вызовем одного из исследователей решить задачу у доски и проанализировать её.

В одной книжке 10 картинок. Это на 3 картинке больше, чем во второй. Сколько картинок во второй книжке?

-О чём говориться в задаче?

-Что нам известно о первой книжке?

-Что нам известно о второй книжке?

-Что требуется узнать в задаче?

-Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Да)

-Каким действием?

-Мы с вами проанализировали задачу профессора Хитрецова, теперь пришло время исследовать задачу под №319 в учебнике на стр. 68.

-Прочитайте задание и задачи самостоятельно. Сравните эти задачи. Какая задача имеет прямую форму, а какая косвенную? Почему вы так решили?

-Объясните, большее или меньшее число нужно найти в каждой задаче. Как вы пришли к тому выводу?

Выполняют задания в исследовательской карте. Отвечают на вопросы учителя.

Вторая задача «хитрее», т.к.

Отвечают на вопросы учителя, анализируют задачи, работают с учебником

5. Первичное закрепление

1. Работа в группах по карточкам

-Пришло время объединиться и поработать в исследовательских четвёрках.

-Каждой группе будет дана карточка с заданием, в которых вы будите писать. Вам нужно будет по таблице составить задачу и записать решение в виде выражений.

а и в – известные данные, а стоимость неизвестна

1-я группа

Цена предмета (в рублях)

Количество (в штуках)

Стоимость (в рублях)

Карандаши

а

15

?

Кисточки

?

в

с

Линейки

к

?

d

Сколько заплатили за всю покупку?

2-я группа

Цена предмета (в рублях)

Количество (в штуках)

Стоимость (в рублях)

Карандаши

?

15

а

Кисточки

в

с

?

Линейки

?

к

d

Сколько заплатили за всю покупку?

3-я группа

Цена предмета (в рублях)

Количество (в штуках)

Стоимость (в рублях)

Карандаши

а

15

?

Кисточки

в

с

?

Линейки

?

а

d

Сколько заплатили за всю покупку?

4-я группа

Цена предмета (в рублях)

Количество (в штуках)

Стоимость (в рублях)

Карандаши

а

15

?

Кисточки

в

?

с

Линейки

?

а

d

Сколько заплатили за всю покупку?

а*15+с:в+д:а

Выступление групп с выполненным заданием

№324

Самостоятельно выполняют задания в карточках по группам

6. Подведение итогов. Рефлексия

-Итак, научные сотрудники, математической школы давайте подведём итоги наших исследований.

-По какой теме урока мы проводили сегодня исследования?

-Достигли ли мы поставленных целей в начале урока?

-Выявили ли мы различия между задачами прямой формы и косвенной?

-Какие это различия?

-Научились ли мы решать задачи в косвенной форме?

-Значит какой вывод мы можем сделать, исходя из наших исследований?

-Домашнее задание: №322, знать отличия косвенной формы задачи от прямой.

Записывают домашнее задание, участвуют в подведении итогов урока.

Проводят самооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики (1 класс) "Задачи на увеличение числа на несколько единиц. Сложение и вычитание в пределах 10."

Презентация к уроку математики – «Задачи на увеличение числа на несколько единиц. Сложение и вычитание в пределах 10.» Это заключительный урок в разделе «Сложение и вычитание в пределах 10.». Перед п...

Урок математики в 1 классе по теме " Задачи на увеличение числа на несколько единиц"

ЦЕЛЬ:  - Создание условий для развития представлений о сложении и               вычитании  в пределах 10. ЗАДАЧИ: -...

Видеоурок по математике. Уменьшение и увеличение числа на несколько единиц. (С ипользованием ИД)лько единиц

Даа=нный урок помогает первоклаасникам в игровой форме закрепить изученный материал...

Конспект урока по математике в 1 классе. "Увеличение числа на несколько единиц"

Конспект урока по математике в 1 классе. "Увеличение числа на несколько единиц" по системе учебников "Начальная школа XXI века"  В.Н.Рудницкая "Математика"...

Задачи на увеличение числа на несколько единиц и в несколько раз

Открытый урок по математике по теме " Задачи на увеличение числа на несколько единиц и в несколько раз"...

Задачи на увеличение числа на несколько единиц и в несколько раз

Открытый урок по математике по теме " Задачи на увеличение числа на несколько единиц и в несколько раз"...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему:«Числа: 1,2,3,4,5, 6,7,8. Решение задач на увеличение числа на несколько единиц. Числа 1 – 20».

Ребята познакомятся с задачами на увеличение числа на несколько единиц, научиться называть следующие (т.е. прибавлять 1) и предыдущие (т.е. вычесть 1) числа в пределах 10 – 20, т.е .соседей этих...