открытый урок по математике во втором классе
методическая разработка по математике (2 класс) на тему

Григоренко Диана Владимировна

УРОК  МАТЕМАТИКИ  ВО  2  КЛАССЕ

Тип урока:  усвоение  новых  знаний

Тема: «Таблица умножения и деления на 5».

Цель: составить и выучить таблицу умножения  и деления на 5.

Задачи

1) формировать умения применять таблицу умножения и деления на 5.

2) закреплять умения выполнять вычисления по алгоритмам, заданным блок-схемами.

3) закреплять умения  решать  задачу  разными способами и уметь выбирать наиболее  рациональный способ решения.

4) воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_matematiki_vo_2_klasse.docx102.6 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК  МАТЕМАТИКИ  ВО  2  КЛАССЕ

Тип урока:  усвоение  новых  знаний

Тема: «Таблица умножения и деления на 5».

Цель: составить и выучить таблицу умножения  и деления на 5.

Задачи

1) формировать умения применять таблицу умножения и деления на 5.

2) закреплять умения выполнять вычисления по алгоритмам, заданным блок-схемами.

3) закреплять умения  решать  задачу  разными способами и уметь выбирать наиболее  рациональный способ решения.

4) воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно.

Ход урока

  1. Организационный  этап  урока.                                        

Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: «Будет интересно!

Будем мы считать, писать, и решать задачи,
Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача.

  1. Мотивация к учебной деятельности. Самоопределение к учебной деятельности.

Учитель:                                                                                      

– Ребята,  на  доске  девиз  нашего  урока:  «С хорошим настроением принимайся за работу!»

Возьмите смайлики и нарисуйте свое настроение.

  • Работа в тетрадях:                                         Surprised2823 7256

– Запишите в тетрадях число. Классная работа. 

  •  Минутка  чистописания                                              
  • Учитель:

-Послушайте  задачу:

Шёл Кондрат в Ленинград, а навстречу ему пять ребят.

 Сколько ребят шли в Ленинград? (ответ: 5)

– Давайте  повторим правильное написание цифры 5.  

(После объяснения и показа учителем, дети прописывают, чередуя число 5 с числом 55,  устно  дают  характеристику  написанным  числам)

Учитель:

-    Вспомните, где ещё встречается число «5»?                                    

(оценка 5, на руке 5 пальцев, у человека 5 основных чувств….)

-    Вспомните поговорки и пословицы с числом «5»:

«Как свои пять пальцев», «Свой пятак, чужого рубля дороже»,

«Пятое колесо до телеги», «Пятерым просторно, а двоим тесно».

         

       3. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

  • Актуализация взаимосвязи действий умножения и деления.

Учитель:                                                                                                      

-  Составьте из чисел 5, 7 и 35 все возможные равенства.

(Один из учащихся выполняет задание у доски, остальные учащиеся работают в тетрадях)

                        5 · 7 = 35       7 · 5 = 35         35 : 5 = 7          35 : 7 = 5    

Учитель:

  • Каким правилом вы воспользовались при составлении 1 и 2 равенства? 3  и 4?

(Перестановка множителей, нахождение неизвестного множителя)

(Учитель открывает на доске эталон.)                                  

Учитель:

-  Повторите эти правила, проверьте в паре друг друга.

  • Найдите значения следующих выражений.

(Учитель открывает на доске задание)                                  

  5∙7=           5∙4=        2∙5=     3∙5=          5∙1=          6∙5=      25+5=                         Фронтальный  опрос

Учитель:                               

 - Прочитайте выражения. Что в них общего?                                                                                         (Во всех выражениях один их компонентов равен 5.)

  • Какое выражение лишнее?

(Последнее, так как во всех выражениях действие умножение, а в этом выражении – действие сложения.)

  • Работа в парах.

Учитель:  

  • Подумайте, как изменить это выражение, чтобы его можно было отнести к этой группе?

                   (Выслушиваются   разные гипотезы детей    

Учитель:  

  • Сколько всего раз взяли по 5?
  • Как это записать?       (5+5+5+5+5+5)
  • А как по-другому можно записать?
  •  5  6

(Учитель под выражением 25+5 записывает выражение 5 · 6)

Учитель:  

-Найдите значения данных выражений и запишите их в порядке возрастания.

- Что интересного вы заметили в ответах? (Числа делятся на 5.)

- Что помогло вам быстро выполнить это задание?

(Мы эти случаи умножения   уже  выучили  ранее)

- Ребята, как вы думаете, что нужно знать, чтобы решить последнее выражение?

(Знать таблицу умножения на 5)

-Так какая будет тема  нашего  урока?

(Изучение  таблицы   умножения и деления на «5»)

  • Физкультминутка                                                                                    

Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,

А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.

На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.

На счет три - прижмем к плечам, на 4- к небесам

Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись

Про пятерку не забудем - добрыми всегда мы будем.

  1. Постановка проблемы. Построение проекта выхода из затруднения  (открытие  нового  знания).                                                                                         
  • Фронтальная работа – составление таблицы   в  учебнике 

Учитель:  

- Работаем  в   учебнике,  заполняем  таблицу  умножения  и  деления  на  5 с  комментированием.

Учитель:                                                                                                                                                                       - Какую цель вы поставите перед собой на уроке?                                                                                                                       («Открыть» таблицу умножения и деления на «5»)

  • С каким наибольшим произведением вам известен случай умножения на 5?

(5 умножить на 6, будет 30.)

  • С какого случая вы начнете заполнять таблицу?   (5 умножить на 6.)
  • Какую еще таблицу нужно составить?  (на число 5)
  • Каким свойством умножения будем пользоваться?   (переместительным)
  • С какого случая вы начнете составлять таблицу умножения на число 5? Почему?
  • Какие еще таблицы можем составить?    (деления на 5, деления с ответом 5)
  • Как из первой таблицы составить таблицу деления на число 5?
  • Какое правило нужно применить?       (нахождение неизвестного множителя)
  • Как из третьей таблицы составить четвертую?
  • Почему в ней нет первого выражения?
  • Ребята, а где мы можем проверить, правильно ли мы составили таблицу умножения и деления на 5?    (в таблице умножения)

(Учащиеся проверяют свои ответы по эталону  - по  таблице умножения)               

Учитель:  

  • Итак, сделайте вывод.

( Мы все «открыли» правильно, верно составили таблицу умножения и деления на «5».)

    6. Реализация построенного проекта.  

  • Работа  в  парах.

Учитель:  

  • Откройте учебники на странице 35 и составьте таблицы.  

- Справились с заданием? (Да)

- Значит, что вы можете теперь делать?      (выполнять умножение и деление на «5»)

   7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Работа  в  учебнике - № 4 стр. 35

  • Работа  по  вариантам  по  заданному  алгоритму

Учитель:  

  • Проверьте выполнение работы друг у друга    (взаимопроверка)
  • Какие ошибки вы нашли? (повторить правильно)
  • Исправьте ошибки.

   8.  Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

  • Работа  по  учебнику

Учитель:  

 2, стр. 35

  • Найдите 2 на этой же странице.
  • Прочитайте задание.
  • Что значит, числа кратные 5? (Эти числа делятся на 5.)
  • Выполните это задание самостоятельно.

(Учащиеся выполняют самостоятельную работу в учебниках. Проверка организуется по эталону на доске.)                                                                                                              

 Учитель:  

  • Кто из вас ошибся?
  • В каком случае? (...)
  • Исправьте ошибку.
  • Сделайте вывод.

(Нужно еще потренироваться и повторить изученные табличные случаи умножения и деления на 5.)

  • Кто не ошибся?
  • Сделайте вывод.

 (Мы все хорошо потрудились.)    

   9. Включение в систему знаний и повторение.

  • Работа  с   учебником.  Решить задачу двумя способами.                      
  • Учитель:  
  • Найдите № 7 на странице 39.
  • Прочитайте задание.
  • Что нужно сделать?
  • Прочитайте задачу.

(Один из учащихся вслух читает задачу и на доске выстраивается краткая запись в виде схемы).

  • Выполните это задание.

(Один учащийся работает у доски, остальные учащиеся выполняют задание в рабочих тетрадях.)

  • Что нужно сделать, чтобы найти общее количество шариков в 6 коробках? (Надо количество шариков в одной коробке умножить на количество коробок.)
  • Известно ли нам количество шариков в одной коробке? (Нет, знаем лишь, что в каждой коробке 3 жёлтых и 2 синих шариков.)
  • Запишите выражение и найдите его значение.

(Учащийся записывает на доске):

  • Найдем иной способ решения задачи. Шарики, каких цветов были в коробках? (Синие и жёлтые.)
  • Как на математическом языке мы назовём жёлтые и синие шарики относительно всех шариков, лежащих в коробках? (Жёлтые и синие шарики – это части, а все шарики - это целое.)
  • К чему сводится решение задачи вторым способом? (К нахождению целого.)
  • Что нужно сделать, чтобы найти целое? (Надо части сложить.)
  • Какие у нас части? (Желтые шарики в 6 коробках, синие шарики в 6 коробках.)
  • Запишите выражение и найдите его значение.

(Учащийся записывает на доске):

  • Какой способ вам показался удобным? Почему?

(Несколько учащихся обосновывают удобство каждого способа).

    11. Рефлексия учебной деятельности на уроке.                                               

Учитель:  

  • Какова была цель сегодняшнего урока?

(Составить таблицу умножения и деления на 5.)

  • Удалось ли достичь цели?       (Да)
  • Трудно ли было решать новые выражения?    (Ответы  детей)

Учитель:  

- Ребята, а какое у вас настроение сейчас?  Нарисуйте его на смайлике.  Покажите.    (см. выше)

А теперь улыбнитесь друг другу, дружно похлопайте в ладоши. Вы все сегодня замечательно работали. 

Учитель:  

- А  чтобы  улучшить  еще  ваше  настроение,  давайте  выучим  стишки – скороговорки.

Руку вправо протянула, Ножку круто изогнула. Автор: С.Я. Маршак

На что похожа цифра 5? На серп, конечно, Как не знать. Автор : Г.Виеру

 Легко запомнить и понять - На крюк похожа цифра 5.

Посмотри на цифру 5. Взяв пятёрочку за ручку, Можно как ковшом черпать Воду и песок- сыпучку . Автор : В.Черняева

 

Возгордилась цифра 5 - Хочет королевой стать! Чтобы королевой стать, Нужно очень много знать.

10. Домашнее задание:                                                                                                 

Учитель:  

-Дома  можете  нарисовать  шутошные  рисунки  к  этим  скороговоркам!

- Что нужно сделать для того,  чтобы быстро и правильно решать выражения на умножение и деление числа 5?

(Хорошо  выучить таблицу умножения и деления на число 5)

Учитель:  - Всем  спасибо  за  урок.                                                                                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ для второго класса коррекционной школы на тему: «Сложение и вычитание чисел с переходом через десяток»

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ для второго класса коррекционной школы на тему: «Сложение  и  вычитание  чисел  с  переходом  через  десяток»...

Конспект открытого урока по технологии для второго класса "Снеговики разных стран"

Урок – игра «Снеговики разных стран. Сходства и различия. Новогодняя аппликация из цветной бумаги и текстильных материалов.»...

Открытый урок русского языка во втором классе

Тема: Парные звонкие и глухие согласные в корне словаЦели: Расширить представление об оглушении парных согласных в словах: не только в конце слов, но и в середине – перед глухими согласными, о способа...

Конспект открытого урока по математике во втором классе по теме "Умножение на 2"

Данный конспект представляет урок математики во 2 классе УМК "Школа России" по теме "Умножение на 2". Урок представлен в виде технологической таблицы....

Открытый урок по ИЗО во втором классе "Маска, ты кто?"

Проектирование учебного занятия на основе современных образовательных технологий (технология проблемно-развивающего обучения)....

Открытый урок английского языка во втором классе по теме "Алфавит". УМК "Rainbow English" (О.В. Афанасьева, И.В. Михеева)

Данный урок может быть использован в целях обобщения знаний по теме "Алфавит английского языка". Содержит достаточное количество материала для проверки изученности алфавита детьми....

Открытый урок по математике во втором классе.

Цели урока:систематизировать знания по решению задач на встречное движение,повторить решение геометрических задач,закрепить вычислительные навыки при работе с именованными числами,расширить экономичес...