Программа внеурочной деятельности "Математические лабиринты"
рабочая программа по математике (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Программа общеинтеллектуальной направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matmaticheskie_labirinty_vd.doc | 187.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Маяковская средняя школа»
ОКОНЕШНИКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
по курсу «Математические лабиринты»
(1-4 класса)
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка.
«Вдохновение нужно в математике , как и в поэзии»
А.С. Пушкин
Рабочая программа курса « Математические лабиринты » составлена на основе сборника программ внеурочной деятельности: программы « Математика» (для1-4классов) А.А.Плешаков , система Л.В.Занкова , образовательная система «Школа России», на основе программы факультативного курса «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, программы интегрированного курса «Математика и конструирование» С.И. Волковой, О.Л. Пчёлкиной, программы факультативного курса «Наглядная геометрия». 1 -4 кл. Белошистой А.В., программа факультативного курса «Элементы геометрии в начальных классах». 1-4 кл. Шадриной И.В.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Рабочая программа «Математические лабиринты » по общеинтеллектуальному направлению составлена на основе:
1. Закона «Об образовании» РФ
2. Приказа Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
3. Методических материалов по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011)
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий курса представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического курса содействуют развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы данного курса, основаны на любознательности детей, которую следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу обучающихся на занятии. Для эффективности работа организуется с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В основе методов и средств обучения лежит деятельностный подход. Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.
Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяется малое количество времени для изучения.
Данный дополнительный курс ставит перед собой задачу формирования интереса к предмету математики и геометрии, подготовку дальнейшего углубленного изучения геометрических понятий. Разрезание на части различных фигур, составление из полученных частей новых фигур помогают уяснить инвариантность площади и развить комбинаторные способности. Большое внимание при этом уделяется развитию речи и практических навыков черчения. Дети самостоятельно проверяют истинность высказываний, составляют различные построения из заданных фигур, выполняют действия по образцу, сравнивают, делают выводы.
Предлагаемый факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание факультатива «Математические лабиринты » направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, математической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики .
Программа рассчитана на 4 года обучения и предназначена для работы с учащимися 1-4 классов в возрасте 7 – 11 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30-40 мин, в год 34 часа во 2 классе; 35 часов в 3 и 4 классе и 33 часа в 1 классе.
Цель и задачи курса «Математические лабиринты»
Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:
а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда,
б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности,
в) формирование картины мира.
Задачи:
Обучающие:
знакомство детей с основными математическими понятиями,
обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин,
обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе,
сформировать умение учиться.
формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий,
обучение различным приемам работы с бумагой,
применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения,
развитие мелкой моторики рук и глазомера,
развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей,
выявить и развить математические и творческие способности.
Воспитательные:
воспитание интереса к предмету «Математика» и «Геометрия»,
расширение коммуникативных способностей детей,
формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
В работе с детьми нами будут использованы следующие методы:
- словесные,
- наглядные,
- практические,
- исследовательские.
Виды деятельности:
- творческие работы,
- задания на смекалку,
- лабиринты,
- кроссворды,
- логические задачи,
- упражнения на распознавание геометрических фигур,
- решение уравнений повышенной трудности,
- решение нестандартных задач,
- решение текстовых задач повышенной трудности различными способами,
- выражения на сложение, вычитание, умножение, деление в различных системах счисления,
- решение комбинаторных задач,
- задачи на проценты,
- решение задач на части повышенной трудности,
- задачи, связанные с формулами произведения,
- решение геометрических задач.
Уроки по этому курсу включают не только математический и геометрический материал, но и задания конструкторско-практического характера.-------------
В методике проведения уроков учитываются возрастные особенности и возможности детей младшего школьного возраста, часть материала излагается в занимательной форме: сказка, рассказ, загадка, игра, диалог учитель- ученик или ученик-учитель.
Так как при знакомстве учащихся с новыми геометрическими фигурами: точка, линия, прямая линия, кривая линия, замкнутая и т. д, используется хорошо известное и понятное детям этого возраста четверостишие. «Точка, точка, запятая, «..»-с параллельным изображением на доске всего того, о чем говорится, а затем еще раз выделяются и демонстрируются все те же геометрические фигуры, которые были названы и нарисованы. Можно привести много примеров. Спецкурс лучше начать проводить с 1 класса. Целесообразно проводить курс 1 раз в неделю учебного года.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:
К концу 1 класса учащиеся должны знать термины: точка, прямая, отрезок, угол, ломаная, треугольник, прямоугольник, квадрат, длина, луч, четырехугольник, диагональ, сантиметр, а также название и назначение инструментов и приспособлений (линейка, треугольник).
Иметь представление и узнавать в фигурах и предметах окружающей среды простейшие геометрические фигуры: отрезок, угол, ломаную линию, прямоугольник, квадрат, треугольник.
Учащиеся должны уметь: измерить длину отрезка, определить, какой угол на глаз, различать фигуры, строить различные фигуры по заданию учителя.
К концу 2 класса учащиеся должны владеть терминами, изученными во втором классе. Также учащиеся должны усвоить новые понятия такие как периметр, круг, окружность, овал, многоугольник, циркуль, транспортир, «центр», «радиус», «диаметр».
Иметь представление и узнавать в окружающих предметах фигуры, которые изучают в этом курсе.
К концу 3 класса Учащиеся должны уметь с помощью циркуля построить окружность, а также начертить радиус, провести диаметр, делить отрезок на несколько равных частей с помощью циркуля, делить угол пополам с помощью циркуля, знать и применять формулы периметра различных фигур, строить углы заданной величины с помощью транспортира и измерять данные, находить сумму углов треугольника, делить круг на (2, 4, 8), (3, 6, 12) равных частей с помощью циркуля.
К концу 4 класса учащиеся должны владеть терминами: высота, медиана, биссектриса, основание, прямоугольный треугольник, катет, гипотенуза, параллелограмм, ромб, трапеция, куб, пирамида, параллелепипед, палетка, площадь, цилиндр. Учащиеся должны уметь: строить высоту, медиану, биссектрису треугольника, различные виды треугольников, параллелограмм, трапецию, а также проводить диагонали.
Строить ромб, находить центр. Иметь различие в периметре и площади, находить площадь с помощью палетки и формул.
Различать и находить сходство: (квадрат, куб, строить куб), (треугольник, параллелепипед, строить параллелепипед), (круг, прямоугольник и цилиндр, строить цилиндр).
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса « «Математические лабиринты».
Личностными результаты
развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности
любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
Метапредметные результаты
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,
таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление
(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр.
Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Структура программы
Наименование разделов | Количество часов | |||||||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |||||
1. | Весёлый счёт | 7 | 8 | 10 | 9 | |||
2. | Геометрия вокруг нас | 4 | 8 | 7 | 9 | |||
3. | Танграм: древняя китайская головоломка | 6 | 1 | - | - | |||
4. | «Спичечный» конструктор | 2 | 3 | 2 | 2 | |||
5. | Секреты задач | 7 | 8 | 12 | 9 | |||
6. | Математические игры | 6 | 5 | 3 | 5 | |||
7. | Выпуск математической газеты | 1 | 1 | 1 | 1 | |||
Всего | 33 | 34 | 35 | 35 |
Тематическое планирование курса «Математические лабиринты»
1 класс (33 часа)
№ | Тема | Кол-во часов | Содержание занятий |
1 | Математика – царица наук. | 1 | Знакомство с царством математики |
2 | Как люди научились считать | 1 | История цифр , игра . |
3 | Интересные приемы устного счёта. Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения. | 1 | Задачи на развитие логического мышления. |
4 | Решение занимательных задач в стихах | 1 | Загадки. Математические стихи |
5 | Игра“Муха» (“муха” перемещается по командам”вверх”вниз”,”влево”,”вправо”на игровом поле 3x3клетки). | 1 | Игра“Муха» |
6 | Учимся отгадывать ребусы Цвета радуги. Их очередность. | 1 | Знакомство с понятием «Ребус», решение ребусов |
7 | «Дороги в стране Геометрии». Линии. Прямая линия и ее свойства. | 1 | Математические решения , развитие скорости счёта, знакомство с геометрическими понятиями. |
8 | Числа-великаны. Коллективный счёт | 1 | Счёт с переходом через десяток. |
9 | Проект. Геометрия интересная наука. | 2 | Фигура, название, использование линейки и циркуля. |
10 | “Спутники планет” | 2 | Общее знакомство с формой планет и их спутниками. |
11 | Решение ребусов и логических задач. Отрезок. Имя отрезка. | 1 | Знакомство с понятием логическая задача. |
12 | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными | 1 | Игра «Найди лишнее», Игра «этого не может быть» |
13 | Загадки- смекалки | 1 | Решение задач на смекалку |
14 | Игра «Знай свой разряд». | 1 | |
15 | Практикум «Подумай и реши. | 1 | Самостоятельная работа по изученному материалу. |
16 | Задачи с изменением вопроса | 1 | Игра « Измени вопрос» |
17 | Проектная деятельность «Газета любознательных» | 1 | Выпуск газеты с впечатлениями о математическом кружке «Я научился ….» |
18 | Проект – «Математика -интересная наука» | 2 | Круглый стол «Математика -интересная наука» |
19 | Решение нестандартных задач. | 1 | |
20 | «Солнце-обыкновенный желтый шарик». «Дороги в стране Геометрии». Пересекающиеся линии. | 2 | Что мы знаем о солнце. Игра « Нарисуй» |
21 | Математические горки. | 1 | Соревнования с математическими цифрами |
22 | Конкурс «Я умею чертить фигуры» | 1 | Работа с линейкой и карандашом. |
23 | Наглядная алгебра. | 1 | Что такое алгебра? «Морской бой». Игра на поле в клетку. |
24 | Решение логических задач. | 1 | Логичные рассуждения, первые шаги. |
25 | Игра «У кого, какая цифра» | 1 | Счёт по порядку и в разброс. Соревнования « Встань на своё место» |
26 | Знакомьтесь: Архимед! | 1 | Сказка о дедушке Архимеде и о его большом открытии. |
27 | Задачи с многовариантными решениями | 1 | Решение задач с несколькими вариантами решения. |
28 | Знакомьтесь: Пифагор! | 1 | Пифагоровы штаны во все стороны равны…. |
29 | Математический КВН | 1 | КВН среди «сильнейших». |
Итог :33 часа
2 класс (34 часа)
№ | Тема | Кол-во часов | Содержание занятий |
1 | Путешествие в страну Геометрию. Знакомство с Веселой Точкой. | 1 | Загадки о геометрических инструментах. Практическая работа с линейкой. |
2 | Цвета радуги. Их очередность. | 1 | Сказка о малыше Гео. Практические задания. |
3 | «Дороги в стране Геометрии». Линии. Прямая линия и ее свойства. | 1 | Игра «Мы – точки» работа с Геоконтом. |
4 | Волшебные гвоздики (штырьки) на Геоконте. | 1 | Сказка о малыше Гео (продолжение). Игра «Геоконт» |
5 | Кривая линия. Замкнутые и незамкнутые кривые линии. | 1 | Задачи на развитие логического мышления. Загадки. |
6 | Кривая линия. Точки пересечения кривых линий. | 1 | Игра «Геоконт». Практические задания. Продолжение сказки. |
7 | Решение топологических задач. | 1 | Самостоятельная работа. Понятия «За, между, перед, внутри, снаружи, на, под». |
8 | «Дороги в стране Геометрии». Пересекающиеся линии. | 1 | Продолжение сказки. Практические задания. |
9 | Решение топологических задач. Лабиринт. | 1 | Древнегреческая легенда о Минотавре. Игра на внимание. Лабиринт. |
10 | Направление движения. Взаимное расположение предметов в пространстве. | 1 | Разучивание песенки. Игра «Дорисуй». |
11 | Вертикальные и горизонтальные прямые линии. | 1 | Сказка. Практические задания на Геоконте. |
12 | Первоначальное знакомство с сетками. | 1 | Задания на развитие памяти, внимания. Графические диктанты. |
13 | Отрезок. Имя отрезка. | 1 | Стихотворение об отрезке. Игра «Сложи фигуру». Сказка про отрезок. |
14 | Сравнение отрезков. Единицы длины. | 1 | Задание с циркулем. Игра «Сложи фигуру». |
15 | Ломаная линия. | 1 | Сказка. Практические задания. Игра «Геоконт». |
16 | Ломаная линия. Длина ломаной линии. | 1 | Практическое задание. Задачи на развитие логического мышления. |
17 | Решение задач на развитие пространственных представлений. | 1 | Задачи на развитие пространственного представления. Игра «Одним росчерком». |
18 | Луч. Солнечные и несолнечные лучи. Спектральный анализ света. | 1 | Сказка. Загадки. Игра «Одним росчерком». |
19 | Прямой угол. Вершина угла. Его стороны. | 1 | Сказка. Самостоятельная работа. Логические задачи. Практическая работа. |
20 | Острый угол, с вершиной в центре Геоконта (точка Ц). Имя острого угла. Имя прямого угла. | 1 | Сказка. Геоконт. Практические задания. |
21 | Тупой угол с вершиной в центре Геоконта. Имя тупого угла. | 1 | Сказка. Игра «Одним росчерком». |
22 | Развернутый угол. Имя развернутого угла. Развернутый угол и прямая линия. | 1 | Сказка. Практические задания. |
23 | Острый, прямой и тупой углы с вершиной в любой точке на Геоконте. | 1 | Сказка. Практическое задание. |
24 | Многоугольники. | 1 | Коллективная работа. |
25 | Математическая викторина «Гость Волшебной поляны». | 1 | Сказка. Задания Незнайки. |
26 | «В городе треугольников». Треугольник. | 1 | Игра-путешествие в город треугольников. Головоломка. |
27 | Треугольник. Имя треугольника. Условия его построения. | 1 | Сказка. Практические задания. Аппликация из треугольников (жители города) |
28 | Типы треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный. | 1 | Сказка. Разучивание песенки. Практические задания. |
29 | Треугольник. Виды треугольников. | 1 | Игра «Найди лишнее». Музыкальная геометрия – песенки. |
30 | «В городе четырёхугольников». Четырехугольник. Прямоугольник. Трапеция. | 1 | Игра-путешествие в город четырёхугольников. Практические задания. Геоконт. Аппликация из четырёхугольников. |
31 | Равносторонний прямоугольный четырехугольник - квадрат. Ромб. | 1 | Игра «Сложи квадрат». Задания на смекалку «Дострой квадрат». |
32 | Квадрат. | 1 | Продолжение знакомства с геометрическими фигурами. Квадрат. Введение понятия квадрат Ф. Фребеля. Сложение и изготовление квадрата. Оригами. |
33 | Танграм: древняя китайская головоломка. | 1 | Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. |
34 | Геометрический КВН. Повторение изученного во 2-м классе. | 1 | Командное соревнование на проверку знаний по геометрии. |
Итого 34 часа |
3 класс (35 часов)
Тема занятий | Кол-во часов | Содержание занятий | |
1 | Путешествие в страну Геометрию продолжается. Повторение изученного во 2-м классе. | 1 | Блиц-турнир «Кто правильнее». Логические задачи. |
2 | «Веселые игрушки». Плоские фигуры и объемные тела. | 1 | Стихотворение о геометрических фигурах. Конструирование игрушек. |
3 | «Жители города многоугольников». Многоугольники. | 1 | Продолжение сказки. Практическая работа. Аппликация. |
4 | Периметры многоугольников. | 1 | Задания на нахождения периметра. Игра «Одним росчерком». |
5 | «Город кругов». Окружность. Круг. Циркуль-помощник. | 1 | Сказка. Практические задания с циркулем. Загадки. Игра «На что похожа фигура?» |
6 | Окружность и круг. | 1 | Стихотворения про окружность. Практические задания. Аппликация из кругов. |
7 | Круг. Окружность, диаметр, радиус окружности. | 1 | Сказка. Практическая работа. Игра «Составь шестиугольник». |
8 | Радиус, диаметр круга. | 1 | Сказка. Практические задания. Узоры из окружностей. |
9 | Касательная. | 1 | Сказка. Практические задания. |
10 | Решение задач. Узлы и зацепления. | 1 | Самостоятельная работа. Игра «Танграм». Графические диктанты. Узоры из геометрических фигур. |
11 | Типы криволинейных геометрических фигур на плоскости. | 1 | Стихотворение. Игра со спичками. «Танграм». |
12 | Радиус и диаметр окружности. | 2 | Графический диктант. Практические задания. Аппликация. |
13 | Использование геометрических фигур для иллюстрации долей величины. Сектор круга. | 1 | Задачи на нахождение доли. Блиц-турнир «Раскрась по заданию». |
14 | Сектор. Сегмент. | 1 | Сказка. Практические задания. |
15 | «Дороги на улице прямоугольников». Параллельные прямые. | 1 | Песенка. Задачи на развитие логического мышления. |
16 | «Жители города четырёхугольников». Виды четырехугольников. | 1 | Алгоритм построения параллелограмма. Геометрический диктант. |
17 | Построения на нелинованной бумаге. Построение прямого угла. Перпендикулярные прямые. | 1 | Алгоритм построения фигуры на нелинованной бумаге. Игра «Дорисуй из частей». |
18 | Построение прямоугольника и квадрата на нелинованной бумаге. | 1 | Графический диктант. Оригами «Собачка». |
19 | Диагонали многоугольника. Свойства диагоналей прямоугольника. | 1 | Практические задания на развитие умения чертить на нелинованной бумаге. Игра «Одним росчерком». |
20 | Диагонали квадрата. Игра «Паутинка». | 1 | Практическая работа. Оригами «Кошка». Игра «Паутинка». |
21 | Деление окружности на 4, 6 равных частей. Вычерчивание «розеток». | 1 | Работа с циркулем – вычерчивание «розеток». |
22 | Решение топологических задач. | 1 | Решение задач. Оригами «Волк». |
23 | Многоугольники выпуклые и невыпуклые. | 1 | Игра «Пятнадцать мостов». Практическая работа. Аппликация. |
24 | Периметр многоугольника. | 1 | Геометрическая разминка. Оригами «Дед мороз». |
25 | Периметр треугольника. Построение равнобедренного и равностороннего треугольников. | 1 | Преобразование именованных величин. Рассказ о Евклиде. Практическая работа. |
26 | Площадь. | 1 | Решение заданий на нахождение площади. Задача на развитие восприятия и воображения. |
27 | Площадь. Единицы площади. | 1 | Задачи на построение. Логическая задача. «Танграм». |
28 | Нахождение площади равностороннего треугольника. | 1 | Игра «Настольный хоккей», «Догадайся». Практическая работа. |
29 | Плоскость. | 1 | Практическая работа, направленная на развитие умения понимать понятие «плоскость». Игра «Одним росчерком». |
30 | Угол. Угловой радиус. | 1 | Графический диктант. Аппликация из геометрических фигур. |
31 | Сетки. | 1 | Игры в квадраты. Пентамино. Игра «Почтальон». |
32 | «Волшебные превращения жителей страны Геометрии». Игра «Пифагор». | 1 | Игра «Пифагор». Аппликация из геометрического материала. |
33 | Обобщение изученного материала. | 1 | Игра «Пифагор». Задания на развитие логического мышления. |
34 | Урок-праздник «Хвала геометрии!» | 1 | Праздник. |
Итого 35 часов |
4 класс (35 часов)
Тема урока | Кол-во часов | Содержание занятий | |
1 | Повторение материала, изученного в 3-м классе (игра-путешествие). | 1 | Составление узоров из геометрических фигур. Игра «Сложи квадрат». |
2 | Решение топологических задач. Подготовка учащихся к изучению объемных тел. Пентамино. | 1 | Топологические задачи. Пентамино. |
3 | Куб. Игра «Кубики для всех». | 1 | Зрительный диктант. Игра «Не пройди дважды». Игра «Пифагор». |
4 | Прямоугольный параллелепипед. Куб. Развертка параллелепипеда. | 1 | Практическая работа. Развёртка куба. Моделирование куба. |
5 | Каркасная модель куба. Развертка куба. | 1 | Работа с проволокой. Игра «Одним росчерком». |
6 | Куб. Площадь полной поверхности куба. | 1 | Сказка. Графический диктант «Лампа». Задания на смекалку. |
7 | Знакомство со свойствами игрального кубика. | 1 | Игральный кубик. Задания на развитие пространственного мышления. Игра «Узнай фигуру». |
8 | Равносторонний и равнобедренный треугольники. | 1 | Графический диктант «Пирамида». Сказка. Практическая работа. |
9 | Измерение углов. Транспортир. | 1 | Градусная мера угла. Задания на нахождение градусной меры угла. Решение задач. |
10 | Построение углов заданной градусной меры. | 1 | Алгоритм построения угла. Игра «Одним росчерком». |
11 | Построение треугольника по трем заданным сторонам. | 1 | Стихотворение. Задачи на развитие пространственного мышления. |
12 | Построение равнобедренного и равностороннего треугольников. | 1 | Алгоритм построения треугольника. Оригами. |
13 | Площадь. Вычисление площади фигур сложной конфигурации. | 1 | Песенка. Задачи на нахождение площади. Игра «Одним росчерком». |
14 | Площадь. Измерение площади палеткой. | 1 | Палетка. Игра со спичками. Графический диктант «Белочка». |
15 | Числовой луч. | 1 | Практические задания. Задачи на развитие пространственного мышления. Игра «Собери узор». |
16 | Числовой луч (закрепление). | 1 | Задания на развитие памяти, внимания, логического мышления. |
17 | Сетки. Игра «Морской бой». | 1 | Игра «Морской бой». Правила игры. |
18 | Сетки. Координатная плоскость. | 1 | Задания на развитие пространственного мышления. Составление рисунка по заданию. Игра «Морской бой». |
19 | Осевая симметрия. | 1 | Игра «Выполни симметрично».. Игра «Выложи из спичек». |
20 | Симметрия. | 1 | Выполнение симметричных рисунков. Оригами «Ёжик» |
21 | Симметрия (закрепление). | 1 | Игра «Сложи узор». Графический диктант «Киска». Головоломка. |
22 | Поворотная симметрия. | 1 | Кубик Рубика. Практическая работа. |
23 | Прямоугольный параллелепипед. | 1 | Сказка. Задача на развитие воображения. |
24 | Прямоугольный параллелепипед. | 1 | Игра «На что похоже?». Задания с координатной плоскостью. |
25 | Прямоугольный параллелепипед. Модель развёртки параллелепипеда. | 1 | Моделирование параллелепипеда. Задание на сообразительность. |
26 | Цилиндр. | 1 | Стихотворение. Задание на развитие пространственного мышления. |
27 | Цилиндр. Закрепление изученного. | 1 | Самостоятельная работа. Графический диктант «Кувшин». |
28 | Конус. | 1 | Зрительный диктант. Загадки. Практическое задание. |
29 | Пирамида. | 1 | Моделирование пирамиды. Развёртка. |
30 | Пирамида. | 2 | Графический диктант. Задание на развитие воображения. «Танграм». |
31 | Шар. | 1 | Геометрическая разминка. Логическая задача «Колумбово яйцо». |
32 | Обобщение изученного материала по теме «Геометрические тела». | 1 | Игра «Узнай по развёртке». |
33 | Мониторинг ЗУН | 1 | Проверочные задания на сформированности геометрических понятий. |
34 | Геометрический КВН. | 1 | Игра - КВН. |
Итого 35 часов |
Литература
Литература для учителя.
В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин «Путешествие по стране геометрии». М., « Педагогика-Пресс», 1994
Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова «Поурочные разработки по наглядной геометрии», М., «ВАКО», 2004
Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1994. – 336 с.
Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., «Просвещение», 1990
Шадрина И.В. Методические рекомендации к комплекту рабочих тетрадей. 1-4 классы.- М. «Школьная Пресса». 2003
Шадрина И.В. Обучение математике в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2003
Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2002
Литература для ученика.
Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование. Пособие для учащихся 2 класс.- М. «Просвещение», 2002
Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование. Пособие для учащихся 3 класс.- М. «Просвещение», 2002
Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование. Пособие для учащихся 4 класс.- М. «Просвещение», 2002
Шадрина И.В. Решаем геометрические задачи. 1 класс. Рабочая тетрадь. – М. «Школьная Пресса». 2003
Шадрина И.В. Решаем геометрические задачи. 2 класс. Рабочая тетрадь. – М. «Школьная Пресса». 2003
Шадрина И.В. Решаем геометрические задачи. 3 класс. Рабочая тетрадь. – М. «Школьная Пресса». 2003
Шадрина И.В. Решаем геометрические задачи. 4 класс. Рабочая тетрадь. – М. «Школьная Пресса». 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программы курса «Математический лабиринт» в рамках платных дополнительных образовательных услуг
Автор программы: Ларькина Марина Николаевна учитель начальных классов, первая квалификационная категория.Дата создания: 2012г.Направление деятельности: интеллектуально познавательное.Характеристика пр...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Лабиринт финансов" 3 класс
В результате изучения данного курса у учащихся должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться....