Внеурочная деятельность 3 класс "В мире цифр"
рабочая программа по математике (3 класс) на тему
Содержание программы «В мире цифр» отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Содержание программы «В мире цифр» отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
Цель программы:
создание условий для раскрытия и развития внутреннего потенциала и
способностей высокомотивированных обучающихся с признаками одаренности, удовлетворения их познавательных потребностей.
Задачи программы:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- развитие краткости речи;
- умелое использование символики;
- правильное применение математической терминологии;
- умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
- умение делать доступные выводы и обобщения;
- развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность;
- последовательность рассуждений и его доказательность, обосновывать свои мысли.
Актуальность и новизна.
В настоящее время все более актуальной становится проблема развития одаренных детей. Это, прежде всего, связано с потребностью
общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей обстановки требует от человека не только высокой активности, но и его умения, способности нестандартного поведения. Раннее выявление, обучение и развитие одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.
Срок реализации программы 1 год. Программа рассчитана на 34 ч в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 30-35 мин.
Кружок предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание программы «В мире цифр» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Кружок «В мире цифр» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации работы кружка целесообразно использовать игры, принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Ценностными ориентирами содержания факультатива являются:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- освоение эвристических приёмов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором атегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.
Личностными результатами изучения являются:
- Познавательные: математический образ мышления, умение четко формулировать мысли, умело использовать математическую символику, правильно применять математическую терминологию, умение делать выводы и обобщения, анализировать, развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.
- Креативные: творческая инициатива, гибкость ума, вдохновенность, радость от интеллектуального труда, развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
- Методологические: настойчивость, упорство, умение доводить начатое дело до конца, целеустремленность, умение преодолевать трудности.
- Коммуникативные: умение работать в паре, в группе, находить нужную информацию, передавать ее, воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметными результатами изучения являются:
Универсальные учебные действия раздела: «Математические игры»
-сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
-моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
-применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
-анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и правилами;
-включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных «опросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
-аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
-контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Универсальные учебные действия раздела: «Мир занимательных задач»
-анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
-искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
-моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
-конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
-объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
-воспроизводить способ решения задачи;
-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
-анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
-оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
-участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
-конструировать несложные задачи.
Универсальные учебные действия раздела: «Геометрическая мозайка»
-ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др., указывающие направление движения;
-проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
-выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
-анализировать расположение деталей (треугольников, уголки, спичек) в исходной конструкции;
-составлять фигуры из частей, определять место заданной детали конструкции;
-выявлять закономерности в расположении деталей; составлять в соответствии с заданным контуром конструкции;
-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
-объяснять выбор деталей или способа действия при данном условии;
-анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
-моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
-осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Личностными результатами изучения курса «В мире цифр» являются:
- осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
- осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;
- установка на безопасный здоровый образ жизни;
Метапредметными результатами являются:
- способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
- способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
- умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
- умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная.
Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических
данных, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм и видов деятельности
Математические игры. часов
- «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
- игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
- игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
- игры с набором «Карточки-считалочки» — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ; математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
- игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Мир занимательных задач. часов.
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных п искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Геометрическая мозаика. часов.
Пространственные представления. Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира- да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). Форма организации обучения — работа с конструкторами: Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира- да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Форма организации обучения — работа с конструкторами: моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков; танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор; конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»; конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Монтажник», «Строитель»
Календарно-тематическое планирование
№ | Название темы | Количество часов | Дата | ||
По плану | По факту | Примечание | |||
1 | Счет у первобытных людей. Необходимость устного счета в жизни | 1 | 04-08.09 | ||
2 | Математические игры. Числа от 100 до 1000 | 1 | 11-15.09 | ||
3 | Прятки с фигурами | 1 | 18-22.09 | ||
4 | Секреты задач | 1 | 25-29.09 | ||
5 | «Спичечный» конструктор | 1 | 02-06.10 | ||
6 | Геометрический калейдоскоп | 1 | 09-13.10 | ||
7 | Числовые головоломки | 1 | 16-20.10 | ||
8 | «Шаг в будущее» | 1 | 23-28.10 | ||
9 | Геометрия вокруг нас | 1 | 06-10.11 | ||
10 | Путешествие точки | 1 | 13-17.11 | ||
11 | «Шаг в будущее» | 1 | 20-24.11 | ||
12 | Тайны окружности | 1 | 27-01.12 | ||
13 | Математическое путешествие | 1 | 04-08.12 | ||
14 | «Удивительная снежинка» | 1 | 11-15.12 | ||
15 | Иrpa «Крестики-нолики» | 1 | 18-22.12 | ||
16 | Новогодний серпантин» | 1 | 25-29.12 | ||
17 | Математические игры | 1 | 15-19.01 | ||
18 | «Часы нас будят по утрам...» | 1 | 22-26.01 | ||
19 | Геометрический калейдоскоп | 1 | 29-02.02 | ||
20 | Головоломки | 1 | 05-09.02 | ||
21 | Секреты задач | 1 | 12-16.02 | ||
22 | «Что скрывает сорока?» | 1 | 19-23.02 | ||
23 | Интеллектуальная разминка | 1 | 26-02.03 | ||
24 | Турнир по геометрии. | 1 | 05-09.03 | ||
25 | Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал». | 1 | 12-16.03 | ||
26 | В царстве смекалки | 1 | 19-23.03 | ||
27 | Интеллектуальная разминка | 1 | 04-06.04 | ||
28 | Блиц - турнир по решению задач. | 1 | 09-13.04 | ||
29 | Мир занимательных задач. Игра «На лесной полянке» | 1 | 16-20.04 | ||
30 | Математические фокусы. Головоломки | 1 | 23-27.04 | ||
31 | Математическая эстафета. В гостях у Винни Пуха | 1 | 30-04.05 | ||
32 | Решение задач на смекалку. | 1 | 07-11.05 | ||
33 | Нестандартные задачи. | 1 | 14-18.05 | ||
34 | Математические игры с Колобком | 1 | 21-25.05 |
Список учащихся
№ п/п | Ф.И.учащегося |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 | |
10 | |
11 | |
12 | |
13 | |
14 | |
15 |
День проведения- вторник
Время проведения- с 12ч. до 12ч. 40мин
Список литературы
- Акрамова А.С. Методика организации внеклассной работы по математике в малокомплектной начальной школе. Учебное пособие. Алматы, 2014
- Гусев В. А. Внеклассная работа по математике. М. «Просвещение»,2015;
- «Математика в школе», подшивка журналов;
- 5.«Математика», газета – приложение к газете «Первое сентября»;
- http://www.gigabaza.ru [28 .12 2014]
- http://www.zavuch.ru [28 .12 2014]
- http://pedsovet.su [28 .12 2014]
- http://festival.1september.ru [28 .12 2014]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по внеурочной деятельности "В мире прекрасного"1-4 классы ФГОС Школа России
Авторская программа по внеурочной деятельности "В мире прекрасного" для учащихся 1-4 классов.В основу программы внеурочной деятельности художественно – эстетического направления « В мире п...
программа внеурочной деятельности "в мире профессий"
программа в мире прфессий расчитана на детей начальной школы....
Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире красок и форм" (художественно-эстетическое направление)
Данная программа может использована педагогами начальной школы для разработки собственной рабочей программы по изобразительному искусству (художественно-эстетическое направление)....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире цифр, знаков, линий"
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "В мире цифр, знаков, линий" предназначена для второго года обучения....