Урок математики "Задачи на встречное движение" 4 класс
методическая разработка по математике (4 класс) на тему
Разработка урока по теме " Задачи на встречное движение" для 4 класса по УМК "Гармония".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок | 28.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Костюк Тамила Петровна МБОУ «СОШ № 8»
Урок математики 4 класс УМК «Гармония»
Тема: «Встречное движение».
Цель: Знает способ решения задач на встречное движение
Задачи:
- выявить способ решения задач на встречное движение;
-создать модель задачи на встречное движение;
-проявлять стремление к сотрудничеству в группе.
Тип урока: постановка учебной задачи.
Используемые технологии: технология проблемного обучения; ИКТ.
Оборудование:
- раздаточный материал (карточки);
- учебник «Математика» 4 класс Н.Б.Истомина.
Формируемые УУД:
Регулятивные УУД.
Организовывать рабочее место, свою деятельность.
Принимать и ставить учебно-познавательную задачу.
Строить логические рассуждения.
Планировать свои действия.
Познавательные УУД.
Использование схем при решении задач.
Коммуникативные УУД.
Уметь использовать математическую речь при объяснении своих действий.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь товарищам, работая в группе, паре.
Личностные УУД:
сСохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать способность к самоконтролю и самооценке, взаимоконтролю и взаимооценке.
Ход урока:
1.Орг. момент.
Орешек знанья тверд, но все же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его помогут
Волшебные слова:
«Хотим все знать!»
Эти слова пусть будут девизом нашего урока.
А пока, чтоб работать быстро и ловко,
Нам нужна ума тренировка!
2.Актуализация знаний.
Карточка
Распредели данные величины на группы. км, мин, см, км/ч, мм, сек, м/мин, дм, см/мин, ч, |
-Сколько групп у вас получилось?
- С какими понятиями связана каждая из них? Обозначь, подпиши.
Д.1гр. – время. 2гр – длина (расстояние). 3гр.-скорость
-Где мы встречались с этими понятиями?
Д. В задачах на движение.
На доске запись
ЗАДАЧИ НА ДВИЖЕНИЕ |
3. Ситуация успеха.
У. Предлагаю решить вам задачи на движение.
Карточка №1
Время | Скорость | Расстояние | Решение | Отметка о решении | |
1 задача | |||||
2 задача | |||||
3 задача |
1 задача: Самолёт летел 3 часа со скоростью 600 км/ч. Какое расстояние он пролетел за это время?
2 задача: Расстояние между городами 420 км. Сколько потребуется времени машине на проезд от одного города до другого ,если скорость машины в 60 км/ч?
3 задача: Машина проехала за 9 часов 540 километров. С какой скоростью она ехала?
?
Проверка
1 ученик читает текст задачи, говорит решение и ответ.
- Кто не согласен, у кого другой ответ? Ответ на экране.
Так проверяем все задачи.
Молодцы!
4. Затруднение.
Предлагаю вам ещё одну задачу.
Читаем текст задачи.
Карточка №2
Из двух городов одновременно навстречу друг другу вышли два поезда. Один двигался со скоростью 70 км/час, а другой 80 км/час. Через 2 часа поезда встретились. Узнайте расстояние между этими городами.
|
У. Что интересного заметили в этой задаче? В чём отличие?
Д. В этой задаче 2 скорости, два поезда.
У.Как двигаются поезда?
Д. Навстречу друг другу.
У. Как можно назвать такое движение?
Д.Встречное движение.
Показ
У. Решали ли мы подобные задачи?
Д. Нет. Не решали.
5. Тема и задачи урока
У. Сформулируйте тему нашего урока.
Д.Задачи на встречное движение.
На доске
ЗАДАЧИ НА ВСТРЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ |
У. Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
Д. Научиться решать такие задачи.
У. Для чего это надо научиться делать и где это может пригодиться?
Д. Может пригодиться в жизни.
Физкультминутка
6.Поиск решения
- Следующий этап - Переведи текст задачи в модель( таблицу, схему)
Дети чертят в тетрадях. Затем на доске.
Сначала обсуждаем таблицу. Недостатки таблицы: не видно какое движение.
Не подходит таблица!
Давайте дополним задачи урока. Научиться переводить условие задачи в схему.
Задачи урока
Научиться решать задачи на встречное движение.
Научиться переводить условие задачи в схему.
Применять в жизни.
Время | Скорость | Расстояние | |
1 поезд | 2 ч | 70 км/час | |
2 поезд | 2 ч | 80 км/час |
Обсуждаем схему. Дополняем. Заносим его в тетрадь.
Реши задачу –работа в парах.
На доске дети предлагают решение задачи.
1 способ.
- 70 * 2= 140 (км) прошёл первый поезд
- 80*2=160(км) прошёл второй поезд
- 140+160=300(км)
- Кому не понятно решение задачи?
Анализ решения задачи 1 способом.
- Какие величины известны?
Д: Скорость и время
Какие нет?
Д: Расстояние между пунктами.
- Какое время для этих поездов?
Д: 2 часа.
Что значит 2 часа?
Д: каждый был в пути 2 часа
- Мы можем сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
-Можно ли узнать расстояние, которое прошел первый поезд?
Д: да, мы знаем скорость и время.
-Второй?
Д: тоже известно время и скорость поезда.
2 способ
- 70+80=150 (км/час) общая скорость
- 150*2=300(км)
- Кому не понятно это решение задачи?
Анализ решения задачи 2 способом
- Какие величины известны?
Д: Скорость и время
Какие нет?
Д: Расстояние между пунктами.
- Какое время для этих поездов?
Д: 2 часа.
Что значит 2 часа?
Д: каждый был в пути 2 часа
- Мы можем сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
-Можно ли узнать расстояние, которое прошел первый поезд?
Д: да, мы знаем скорость и время.
-Второй?
Д: тоже известно время и скорость поезда.
(решение) ( учащиеся выходят к доске, решают)
-А теперь мы можем узнать все расстояние?
Д: можем, сложить расстояния, которые прошли 2 поезда вместе.
- А есть ли другой способ решения задачи?
Д: думаем, что да
- Как по – другому можно найти расстояние, более коротким, рациональным способом?
Д: можно узнать общую скорость -Что это такое? Сколько поезда проходят вместе за 1 час.
-Каждый час расстояние между поездами будет увеличиваться или уменьшаться?
Д: уменьшаться
- Запишите этот вариант решения задачи. Почему он более короткий?
Д: выполняется меньше действий.
- Кто прокомментирует ответ?
- Кому не понятно решение задачи?
В задачах на движение могут быть неизвестны разные величины. Есть задачи, которые нельзя решить первым способом и наоборот.
7. Закрепление.
Решение самостоятельно выбранной задачи.
Карточка №3
- Два мальчика плыли одновременно навстречу друг другу с двух концов бассейна со скоростью 20 м / мин. Через сколько минут они встретятся, если длина бассейна 100 м.
- От двух причалов вышли одновременно навстречу друг другу 2 катера и встретились через 5 часов. Один катер шёл со скоростью 29 км / ч, а другой 35 км / ч. Каково расстояние между причалами.
- Из двух городов вышли одновременно навстречу друг другу два автобуса и встретились через 4 часа. Скорость одного 60 км/ч, а другого на 5 км больше. Найдите расстояние между городами.
Самопрорверка по образцу.
8.Рефлексия.
-Какую задачу ставили?
-Удалось решить поставленную задачу?
-Какие получили результаты?
-Что нужно сделать ещё?
-Где можно применить новые знания?
Приложение
Карточка №1
1 задача: Самолёт летел 3 часа со скоростью 600 км/ч. Какое расстояние он пролетел за это время?
2 задача: Расстояние между городами 420 км. Сколько потребуется времени машине на проезд от одного города до другого ,если скорость машины в 60 км/ч?
3 задача: Машина проехала за 9 часов 540 километров. С какой скоростью она ехала?
Время | Скорость | Расстояние | Решение | Отметка о решении | |
1 задача | |||||
2 задача | |||||
3 задача |
Карточка №2
Из двух городов одновременно навстречу друг другу вышли два поезда. Один двигался со скоростью 70 км/час, а другой 80 км/час. Через 2 часа поезда встретились. Узнайте расстояние между этими городами.
|
Карточка №3
| |
2. От двух причалов вышли одновременно навстречу друг другу 2 катера и встретились через 5 часов. Один катер шёл со скоростью 29 км / ч, а другой 35 км / ч. Каково расстояние между причалами. | |
3.Из двух городов вышли одновременно навстречу друг другу два автобуса и встретились через 4 часа. Скорость одного 60 км/ч, а другого на 5 км больше. Найдите расстояние между городами. |
ЗАДАЧИ НА ВСТРЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ
Задачи урока.
Научиться решать задачи на встречное движение.
Научиться переводить условие задачи в схему.
Применять в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Конспект урока по математике в 4 классе на тему "Встречное движение"
Конспект урока по математике по теме "Встречное движение", 4 класс, по программе "Школа России"....
Открытый урок по математике "Встречное движение" 4 класс
Задачи данного урока:-Создать условия для удовлетворения потребностей в реализации своей познавательной деятельности в соответствии с индивидуальными стилевыми особенностями.Развивающая:Развивать инте...
Урок математики в 1, 3 классе- комплекте. Тема урока в 1 классе:«Закрепление знаний таблицы сложения и вычитания в пределах 10» Тема урока в 3 классе: "Приемы умножения и деления в пределах 100. Закрепление"
На уроке ребята отправились в новогоднее путешествие, где познакомились с Дедами Морозами разных стран и узнали, как празднуют Новый год в других частях планеты. За время путешествия закрепили на...
Урок по математике в 4 классе по теме:"Решение задач на встречное движение"
Урок по математике в 4 классе по теме:"Решение задач на встречное движение"...
Урок по математике в 4 классе " Решение задач на встречное движение".
Цель:· устанавливать связи между величинами при описании скорости, времени, расстояния;· н...