Работа с одарёнными детьми
статья по математике (2 класс) на тему
В этой работе я показала, как я работаю с одарёнными детьмив кружке "Пятое измерение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Задания повышенной сложности | 23.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс.
Один мудрец искал способного и талантливого ученика. Он решил собрать всех учеников. Собралось множество его последователей. Мудрец сказал им:
- У меня возникла проблема. Видите - в стене позади меня находится самая большая, тяжелая и массивная дверь в городе. Кто из вас сможет открыть ее без посторонней помощи?
Некоторые из учеников просто опустили голову: проблема казалась неразрешимой. Другие обсудили возможность использования рычага и особенности материала и пришли к выводу, что решить эту задачу невозможно. Только один ученик подошел к двери и подверг ее тщательному исследованию. Он проверил ее, используя свои глаза и руки. Ученик глубоко вздохнул, сосредоточился и мягко толкнул дверь. Дверь с легкостью и без малейшего сопротивления открылась. Мудрец нашел себе преемника.
Тема моего выступления «Работа с одаренными и мотивированными детьми в начальной школе».
Как говорил Сухомлинский : «Одарённость человека-это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, дать всё необходимое , чтобы он вырос и дал обильный плод.»
Актуальность: Первое условие развития творческих способностей – раннее начало.
- сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно,
- умеющие искать новые пути решения предложенных задач,
- находить выход из проблемной ситуации.
Цель: создать условия для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса.
- Задачи: Выявить одарённых детей;
- Разработать и реализовать программу сопровождения одарённых детей;
3) Повысить профессиональное мастерство;
4) Создать развивающую среду.
Работу с одарёнными детьми и с детьми с повышенной мотивацией я провожу
- В урочное и внеурочное время.
- По интересам самих учащихся.
В своей работе использую личностно-ориентированный подход, который способствует проявлению их индивидуальных способностей.
Каждый ребёнок талантлив, но талантлив по-своему. Как же найти тот заветный ключик к каждому ребёнку, который бы вызвал интерес к происходящему. Надо просто приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами.
Для привития интереса к математике использую задачи повышенной сложности, решаем старинные задачи. Головоломки. Учу детей выходить из нестандартных ситуаций и критически мыслить.
- Игра «Пальцы». В процессе этой игры ребята тренируются в устном счёте, выполняют арифметические действия.
Нам понадобится 7 человек. Становимся друг к другу. Прячем одну руку. Ведущий : « На старт, внимание пальцы! «На слове «Пальцы»игроки выбрасывают руку, ПОКАЗЫВАЯ ПАЛЬЦЫ. Оба игрока перемножают количество пальцев на руках . Тот, кто первым выкрикнет правильный ответ, получает первую букву в слове «пальцы».
- Задачи на переливания.
Задачи на переливание — один из видов старинных задач. Они возникли много веков назад, но до сих пор вызывают интерес у любителей математики и их часто можно встретить в олимпиадных заданиях. В задачах на переливания требуется указать последовательность действий, при которой осуществляется требуемое переливание и выполнены все условия задачи. Чаще всего используются словесный способ решения (т.е. описание последовательности действий) и способ решения с помощью таблиц, где в первом столбце (или строке) указываются объемы данных сосудов, а в каждом следующем — результат очередного переливания. Таким образом, количество столбцов (кроме первого) показывает количество необходимых переливаний.
Задача 1. Винни-Пух и пчёлки.
Однажды Винни-Пух захотел полакомиться медом и пошёл к пчёлам в гости. По дороге нарвал букет цветов, чтобы подарить труженицам пчёлкам. Пчёлки очень обрадовались, увидев мишку с букетом цветов, и сказали: «У нас есть большая бочка с мёдом. Мы дадим тебе мёда, если ты сможешь с помощью двух сосудов вместимостью 3 л и 5 л налить себе 4 л!» Винни-Пух долго думал, но все-таки смог решить задачку. Как он это сделал?
Решение: Решение:
Как в результате можно получить 4 л? Нужно из 5-литрового сосуда отлить 1 л. А как это сделать? Нужно в 3-литровом сосуде иметь ровно 2 л. Как их получить? – Из 5-литрового сосуда отлить 3 л.
Решение лучше и удобнее оформить в виде таблицы:
Ходы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
5 л | 5 | 2 | 2 | - | 5 | 4 |
3 л | - | 3 | - | 2 | 2 | 3 |
Наполняем из бочки 5-литровый сосуд медом (1 шаг). Из 5-литрового сосуда отливаем 3 л в 3-литровый сосуд (2 шаг). Теперь в 5-литровом сосуде осталось 2 литра меда. Выливаем из 3-литрового сосуда мед назад в бочку (3 шаг). Теперь из 5-литрового сосуда выливаем те 2 литра меда в 3-литровый сосуд (4 шаг). Наполняем из бочки 5-литровый сосуд медом (5 шаг). И из 5-литрового сосуда дополняем медом 3-литровый сосуд. Получаем 4 литра меда в 5-литровом сосуде (6 шаг). Задача решена.
Поиск решения можно было начать с такого действия: к трем литрам добавить 1 литр. Но тогда решение будет выглядеть следующим образом:
Ходы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
5 л | - | 3 | 3 | 5 | - | 1 | 1 | 4 |
3 л | 3 | - | 3 | 1 | 1 | - | 3 | - |
- Задачи «Правда и ложь».
Решать логические задачи на тему «Истина и ложь» полезно в первую очередь, для того, научиться давать оценку простейшим высказываниям с позиции их истинности и ложности.
Задачи развивают у детей навыки анализа и синтеза информации, критическое и логическое мышление.
Задача 2.
Говорят ,что черепаха Тортилла отдала золотой ключик Буратино не так просто ,как рассказывал А.Н.Толстой , а вынесла три коробочки: красную ,синюю и зелёную . На красной коробочке было написано ,,Здесь лежит золотой ключик «. На синей ,,зелёная коробочка пуста. На зелёной: ,,Здесь сидит гадюка ". Тортилла прочла надписи и сказала:«Действительно,в одной из коробок лежит золотой ключик , в другой- гадюка, а третья пуста ,но все надписи неверные. Если отгадаешь, в какой коробочке лежит золотой ключик, он- твой». Где лежит золотой ключик?
Решение. Построим отрицания к каждому высказыванию. Тогда если бы надписи были верными, то на коробочках были другие надписи. Красная: «Здесь не лежит золотой ключик». Синяя: «Зелёная коробочка не пуста». Зелёная : «Здесь не сидит гадюка». Т.к. зелёная коробочка не пуста и в ней нет гадюки, то в ней лежит золотой ключик».
- Задачи, решаемые с помощью графов.
Графы -это множество точек, а точки называются вершинами, а соединение линии- рёбрами. Особенно большую помощь графы оказывают при решении логических задач.
Задача 3.
Пятеро учёных участвовавших в научной конференции, обменялись рукопожатиями. Сколько всего было сделано рукопожатий?
Решение. Обозначим учёных вершинами графа и проведём от каждой вершины линии к четырём другим вершинам, затем к трём, к двум, к одной. Получили 10 рукопожатий.
- Задачи «Нумерация чисел в пределах 100».
Развивает логическое мышление и счёт.
Задача 4.
Оля пронумеровала страницы своей тетради, записав всего 27 цифр. Сколько страниц в Олиной тетради?
Решение. Для записи однозначных чисел потребовалось 9 цифр. Тогда для записи двузначных чисел 18 цифр, т.е было записано 9 двузначных чисел. Всего было 18 чисел, столько страниц в Олиной тетради.
- Решение задач с конца.
Такой вид задач весьма прост и лёгок в применении. Если предлагают какую-то нестандартную задачу, то есть смысл посмотреть в конец ситуации и не видно ли там решение.
Задача 5.
Торговка, сидя на рынке, соображала: «Если бы к моим яблокам прибавить половину их да ещё десяток, то у меня была бы целая сотня!» Сколько яблок у неё было?
Решение. Эту задачу решаем с конца. Отнимем излишек в 10 яблок, тогда останется 90 яблок; в это количество входя 3 части, каждая из которых равна половине яблок, имеющихся у торговки. Каждая часть равна 30. Значит у торговки было 60 яблок.
Конечно же мы решаем задачи разного вида: на взвешивание, геометрического содержания, на принцип Дирихле, с величинами.
- Результатом своей работы считаю призовые места детей на олимпиадах, интеллектуальных играх, марафонах. Итоговым результатом в начальной школе является муниципальный конкурс младших школьников «Всезнайка». В 2015-206 году у меня было 4 призёра. Одна ученица по результатам была 2, и участвовала в Республиканской интеллектуальной игре. Сейчас 3 призёра олимпиады «Бельчонок», проводимый Казанским государственным энергетическим университетом (КГЭУ) .
Такие задания позволяют заинтересовать детей и формируют потребность в новых открытиях.
Кто как не учитель может помочь детям раскрыть свои таланты. Я продолжу работу с одарёнными детьми. Л.Н.Толстой « Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми
Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...
Работа с одарёнными детьми. Из опыта работы.
Работа с одарёнными детьи. Из опыта работы....
Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.
Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...
Выступление на ШМО по теме:"Работа с одарёнными детьми. Выявление одарённых детей."
Одним из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» стало развитие системы поддержки одаренных и талантливых детей....
План работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению
План работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению разработан для повышения эффективности данного вида работы и направлен на выявление и поддержку детей....
Использование платформы Дневник. Ru в работе с одарёнными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению.
В презентации описан один из способов организовать дистанционную подготовку к олимпиадам и конференциям....