Проект "Единицы измерения в Древней Руси".
творческая работа учащихся по математике (4 класс) на тему
В основу проекта (исследования) положено предположение, что знание древнерусских единиц измерения помогает лучше ориентироваться в фольклоре, пословицах, былинах и легендах русского народа, а также при чтении произведений писателей классиков, понимать смысл прочитанного, повышает математическую и культурную грамотность человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
edinitsy_izmereniya_v_drevney_rusi_-_kopiya.docx | 45.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский Фестиваль творческих открытий и инициатив «Леонардо»
Единицы измерения в Древней Руси
Руководитель:
учитель высшей категории
Грунина Светлана Анатольевна
Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная
школа № 8 с углубленным
изучением отдельных предметов»
города Когалым ХМАО-Югра
Оглавление
Введение……………………………………………………………………...................3 стр.
1. Глава 1. Древнерусские единицы измерения длины и массы…...........................5 стр.
2. Глава 2. Старинные меры длины и веса в современном мире …………………..7 стр.
Заключение……………………….…………………………………………………….10 стр.
Список источников информации…………………….……………………………….11 стр.
Приложение 1……………….…………………………………………….....................12 стр.
Приложение 2 …………………………………………………………………………..15 стр.
Введение
"Наука начинается там, где начинают измерять" Д.И.Менделеев
Как часто, читая литературные произведения, мы встречаемся с такими словами как «пуд», «аршин», «сажень». А чего стоят выражения «от горшка два вершка» или «косая сажень в плечах». О каком росте человека, в этом случае, идет речь? О каком телосложении? На уроках мы знакомимся только с современными единицами измерения, а при чтении произведений классической литературы нередко обнаруживаем старинные единицы измерения, незнание которых ведет к непониманию текста. Выявленное противоречие определило проблему исследования, которая заключается в актуальности изучения древних единиц измерения в современном мире.
Цель проекта: изучить древнерусские единицы длины и массы и применить на практике полученные знания.
Проблема и цель определили объект и предмет исследования.
Объектом исследования являются древнерусские единицы измерения длины и массы. Предмет исследования: применение знаний древнерусских единиц измерения в современном мире.
Гипотеза: в основу проекта (исследования) положено предположение, что знание древнерусских единиц измерения помогает лучше ориентироваться в фольклоре, пословицах, былинах и легендах русского народа, а также при чтении произведений писателей классиков, понимать смысл прочитанного, повышает математическую и культурную грамотность человека.
Цель и гипотеза определили задачи проекта:
- познакомиться с древнерусскими единицами длины и массы;
- рассмотреть изученные единицы измерения в художественных произведениях, преобразовать их в современную систему измерения;
- рассмотреть рост и вес современного человека с точки зрения старинного измерения;
- воспитывать интерес к математике и к истории нашего народа.
Методы исследования: изучение информационного материала, анализ и обобщение теоретического материала, планирование, практическая работа, обобщение опыта.
Этапы реализации проекта
Этапы | Методы исследования | Содержание работы | Планируемый результат |
1.Информационный | Сбор информации, ее анализ | Изучение литературы | Материал для теоретической части проекта |
2.Организационный | Анализ, обобщение информации | Планирование деятельности, подготовка материала к работе. | План реализации практической части проекта. |
3. Технологический | Практическая работа | Применение полученных знаний при изучении текстов русской литературы, преобразование современных единиц измерения в старинные. | Формула нахождения роста человека в древнерусских единицах длины. |
4. Заключительный | Обобщение опыта | Выводы о проделанной работе, оформление проекта | Мастер-класс. Участие в конкурсе. |
Глава 1. Древнерусские единицы измерения длины и массы
С древности, мерой длины и веса всегда был человек: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д.
Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок [1].
АРШИН - старинная русская мера длины, равная, в современном исчислении 71 сантиметр. Аршином, так же, называли мерную линейку, на которую, обычно, наносили деления в вершках. Для мелких мер длины базовой величиной была «пядь».
МАЛАЯ ПЯДЬ - расстояние между концами расставленных большого и указательного (или среднего) пальцев (приблизительно 18 сантиметров).
БОЛЬШАЯ ПЯДЬ - расстояние между концами большого пальца и мизинца (22-23 см).
ЛОКОТЬ - равнялся длине руки от пальцев до локтя. Значение древнерусского локтя приблизительно равно 46-47 см. Локоть широко применяли в торговле как особенно удобную меру.
САЖЕНЬ - одна из наиболее распространенных на Руси мер длины. Различных по назначению (и, соответственно, величине) саженей было больше десяти.
«МАХОВАЯ САЖЕНЬ» - расстояние между концами пальцев широко расставленных рук взрослого мужчины (равна 176 сантиметрам)
«КОСАЯ САЖЕНЬ» - самая длинная: расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки (равна 248 сантиметрам) [2].
«ГОРОДОВАЯ САЖЕНЬ» - равна 285 сантиметрам.
«ВЕЛИКАЯ САЖЕНЬ» - равна 244 сантиметрам.
«ГРЕЧЕСКАЯ САЖЕНЬ» - равна 230 сантиметрам.
«КАЗЁННАЯ САЖЕНЬ» - равна 217 сантиметрам.
«ЦАРСКАЯ САЖЕНЬ» - равна 197 сантиметрам.
«ЦЕРКОВНАЯ САЖЕНЬ» - равна 186 сантиметрам.
«НАРОДНАЯ САЖЕНЬ» - равна 176 сантиметрам.
«ПРОСТАЯ САЖЕНЬ» - равна 150 сантиметрам.
ВЕРСТА - старорусская путевая мера. При Петре 1 одна верста равнялась в современном исчислении 1065 м.
МЕЖЕВАЯ ВЕРСТА - старорусская единица измерения, равная двум верстам.
ВЕРШОК равнялся 1/16 аршина, 1/4 четверти. В современном исчислении – 4 см 4 мм.
Таблица древнерусских мер длины и их преобразование в современную метрическую систему представлена в Приложении 1.
На Руси использовались в торговле следующие меры веса: берковец, пуд, фунт (гривна), лот, золотник, доля [3].
БЕРКОВЕЦ равнялся 163 кг 800 г, столько весила стандартная бочка с воском, которую один человек мог закатить на купеческую ладью, плывущую на этот самый остров.
ПУД - это не только мера веса, но и весоизмерительное устройство. Пуд как единица массы был отменён в СССР в 1924г.
ФУНТ (от латинского слова «pondus» - вес, гиря) равнялся 32 лотам, 96 золотникам, 1/40 пуда, в современном исчислении 409 г. Фунтами продавали сахар.
ЛОТ – старорусская единица измерения массы, равная трём золотникам или 12,8 граммам.
ЗОЛОТНИК первоначально означал золотую монету, массой 4,26 г. Про него говорили: "мал золотник да дорог". На золотники покупали, как правило, чай.
ДОЛЯ – самая мелкая старорусская единица измерения массы, равная 1/96 золотника или 0,044 граммам.
Таблица древнерусских мер веса и их преобразование в современную метрическую систему представлена в Приложении 1.
В конце XVIII века учеными Франции была разработана десятичная система мер [3]. Ученые предложили как основную меру длины метр, равный одной сорокамиллионной длины меридиана Земли. Почти через сто лет метрическую систему признали семнадцать государств, а ныне ею пользуется почти весь мир. Основой современной метрической системы единиц измерений стали три единицы: метр, килограмм, секунда. Интернациональная система единиц (сокращенно СИ), существующая в настоящее время во всем мире, была принята в 1960 году.
Глава 2. Старинные меры длины и веса в современном мире
Старинные меры измерения в современном языке
Итак, изучив теоретически древнерусские единицы измерения, можно рассмотреть эпизоды произведений художественной литературы, включающие в себя названия старинных мер длины и массы.
Николай Алексеевич Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
… Старый Мазай
Любит до страсти свой низменный край.
Вдов он, бездетен, имеет лишь внука,
Торной дорогой ходить ему — скука!
За́ сорок верст в Кострому прямиком
Сбегать лесами ему нипочем. [4]
Решение:
1 верста = 1065 метров
40 верст = 1065 м х 40 = 42600 м = 42 км 600 м
Итак, дед Мазай мог дойти пешком из своей деревни в город Кострому, расстояние между которыми 42 км 600 м. Современному человеку, конечно, это будет очень трудно, это же Марафонская дистанция.
Вижу один островок небольшой —
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину. [4]
Решение:
1 аршин = 71 см, 1 сажень = 213 см
Sостр. = 71 см х 213 см = 15123 кв.см = 1кв.м 51кв.см
Итак, площадь островка приблизительно равна 1 кв.м 51 кв.см.
Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
- Сына бог им дал в аршин,
И царица над ребенком,
Как орлица над орлёнком…
Решение:
1 аршин = 71 см.
Итак, рост новорожденного князя Гвидона равен 71 сантиметру.
Александр Иванович Куприн «Слон»
- Гм... Это уже не так хорошо... Имеете ли вы в своем доме широкую лестницу, высокий потолок, большую комнату, широкие двери и очень крепкий пол? Потому что мой Томми имеет высоту три аршина и четыре вершка, а в длину четыре аршин. Кроме того, он весит сто двенадцать пудов [5].
Решение:
1 аршин = 71 см, 1 вершок = 4 см 4 мм
3 аршина 4 вершка = 71см х 3 + 4 см 4 мм х 4 = 230 см 6 мм = 2 м 30 см 6 мм
4 аршина = 71 см х 4 = 284 см = 2 м 84 см
1 пуд = 16 кг 380 г
112 пудов = 16 кг 380 г х 112 = 1834 кг 560 г = 1 т 834 кг 560 г
Итак, высота слона приблизительно равна 2 метра 30 см, его длина – 2 м 84 см, масса – 1 т 834 кг 560 г.
Петр Ершов «Конек Горбунок»
Что ж он видит? - Прекрасивых
Двух коней золотогривых
Да игрушечку-конька
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами [6].
Решение:
1 вершок = 4см 4мм, 1 аршин = 71 см
2 аршины 3 вершка = 71 см х 2 + 4см 4мм х 3 = 155 см 2 мм
Итак, рост Конька Горбунка – 155 см 2 мм, а длина ушей его - 71 см. Вот уж действительно сказочный зверек – такие уши! А почему мы прибавили к росту 2 аршина? Объясним это чуть позже.
В современном русском языке старинные единицы измерения и слова, их обозначающие сохранились и в виде пословиц и поговорок [7].
«Писать аршинными буквами» - крупно (конечно, шутливо, буквы размером 71 см).
«Коломенская верста» - шутливое название очень высокого человека. Рост такого человека, судя по данным таблицы, равен 1065 метрам. Шутка? Не совсем. Верстой называли также в старину высокие столбы, которые царь Алексей Михайлович распорядился расставить от Москвы до своей летней дачи в селе Коломенском.
«Косая сажень в плечах» - широкоплечий человек (ширина плеч 248 см)
«Узнать почём фунт лиха» - узнать сполна горе, трудности (фунт - 409 граммов)
«Аршин с шапкой» - низкорослый (около71 см) человек
«Пуд соли съесть» – так мы говорим, когда хотим подчеркнуть, что понадобится немалое время, чтобы наладить отношения или договориться с человеком, ведь пуд соли – это 16кг 380г. По вычислениям физиологов, человек потребляет в год около 5 килограммов соли. Пуд соли вдвоем можно съесть в полтора-два года [8].
«Мал золотник да дорог» - говорят о чем-нибудь незначительном с виду (массой 4 грамма), но ценном.
«Семь пядей во лбу» - так говорят об очень умном, толковом человеке, который легко разбирается в самых запутанных вопросах. Раньше считалось, что высота лба у такого человека пропорциональна уму. 1 пядь равна приблизительно 18 см, получается, что лоб в семь пядей возвышался бы над бровями на 126 сантиметров. Чего быть не может. То есть этот фразеологизм является гиперболой.
Старинные меры в современном измерении
А вот поговорки «сам с вершок, голова с горшок» и «от горшка два вершка» заставили нас задуматься. Неужели речь шла о человеке ростом 4см 4мм? Оказывается, при определении роста человека или животного счёт велся после двух аршин (обязательных для нормального взрослого человека) [9]. Если говорилось, что измеряемый был 15 вершков роста, то это означало, что он был 2 аршина 15 вершков, т.е. 209 см. Вспомним задачу про Конька-Горбунка: вот почему мы добавили к его росту 2 аршина. Соответственно, если про человека говорится «сам с вершок, а голова с горшок», имеется в виду, что его рост 147 см.
Рост в вершках | 1 | 3 | 5 | 7 | 9 | 10 | 15 |
Рост в метрах | 1м 47см | 1м 56см | 1м 65см | 1м 73см | 1м 82см | 1м 87см | 2м 09см |
Таким образом, можно вывести формулу нахождения роста человека в древнерусских единицах длины, где х см – рост человека:
По формуле мы вычислили средний рост девочек нашего класса, мальчиков, а также средний рост ученика нашего класса в древнерусских единицах измерения (Приложение 2).
Вес человека, животного, как правило, измерялся в пудах. Вычисление среднего веса ученика нашего класса можно также увидеть в Приложении 2.
Заключение
В ходе своего исследования мы познакомились с древнерусскими единицами измерения длины и массы. Сначала они показались нам сложными и запутанными, а ведь следует учесть, что у каждого народа была своя система мер. Это вносило большую неразбериху при учете ценностей и особенно в торговле. Нельзя не согласиться с тем, что локоть, пядь, аршин очень удобны при измерениях, так как они всегда «под руками». Но единицы длины, соответствующие частям человеческого тела, обладают большим недостатком: у различных людей пальцы, ступни, руки имеют разную длину. Следовательно, пользоваться старинными единицами измерения длины и массы нельзя, поскольку они неточные. Кроме того, пользоваться современными единицами измерения удобнее и проще, чем старинными.
Мы выяснили, что в литературных произведениях довольно часто встречаются старинные единицы измерения, они встречаются также в русских пословицах, поговорках, фразеологизмах. Доказали, что для понимания текста мы должны иметь представления о древнерусских единицах измерения. Кроме того знать старинные единицы измерения мы должны просто потому, что живем в России и знать ее язык, ее историю мы просто обязаны. Выполнив все задачи своего исследования можно утверждать, что наша гипотеза подтвердилась.
Список источников информации
Информационные ресурсы
- class-fizika.narod.ru Единицы измерения: старинные русские, английские, система СИ
- slavs.org.ua › drevnie-edinitsy-izmerenii Славянский Мир: Древние единицы измерений длины и времени
- mer.kakras.ru Старинные русские меры длины, веса, объёма и площади
Список литературы
- Некрасов Н. А. Дедушка Мазай и зайцы (сборник). – Эксмо, 2014 год.
- Куприн А. И. Слон. – Амфора, 2010 год.
- Ершов П. П. Конек-Горбунок. - АСТ, Астрель, 2012 год.
- Перельман Я. И. Занимательная арифметика - М.: Детгиз, 1954. – Школьная библиотека.
- Усачев А. А. Считарь. Книга юных счетоводов всех времен и всех народов. Москва «РООСА», 2007 год
- В. И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. – Русский язык-Медиа, 2006 год.
Приложение 1
Меры длины (употреблявшиеся в России после "Указа" 1835 г. и до введения метрической системы)
Древнерусская единица длины | Преобразование в древнерусские единицы измерения | Современная метрическая система |
1 вершок | 4 ногтя | 1см 1 мм х 4 = 4см 4мм |
1 пядь (четверть) | 4 вершка | 4см 4мм х 4 = 17см 6мм |
1 локоть | 10 вершков | 44 см (от 38 до 47см по разным источникам) |
1 аршин | 4 пяди 16 вершков | 17см 8мм х 4 =71см 2мм 1см 1мм х 16 = 71см 2мм |
1 сажень | 3 аршина | 71см х 3 = 213 см |
1 верста | 500 сажень | 213 см х 500 = 1065 м |
1 межевая верста | 1000 сажень | 213 см х 1000 = 2130 м |
Меры веса, употреблявшиеся в XVIII веке:
Древнерусская мера массы | Преобразование в древнерусские меры массы | Современная метрическая система |
1 доля | 0,044 г | |
1 золотник | 96 долей | 0, 044 х 96 = 4,26 г |
1 лот | 3 золотника | 4,26 г х 3 = 12,8 г |
1 фунт (гривна) | 96 золотников 32 лота | 4,26 г х 96 = 409 г 12,8 х 32 = 409 г |
1 пуд | 40 фунтов | 409 г х 40 = 16 кг 380 г |
1 берковец | 10 пудов | 16кг 380г х 10 =163кг 800г |
Приложение 2
Вычисление среднего роста ученика 4 класса
в древнерусских единицах длины
- Вычислим средний рост девочек нашего класса
№ пп | Рост в сантиметрах |
1. | 140см 5мм |
2. | 152 см |
3. | 136см 5мм |
4. | 147см 5мм |
5. | 150см 5мм |
6. | 142 см |
7. | 133см 5мм |
8. | 140 см |
9. | 154 см |
10. | 152см 5 мм |
11. | 144см 5мм |
12. | 145 см |
13. | 150см 5мм |
Средний рост (см) | 145см 5мм |
Средний рост (аршины, вершки) | ≈ 2 аршина 1 вершок или 1 вершок |
Воспользуемся выведенной формулой и рассчитаем средний рост в аршинах и вершках.
Вычисление:
145см 5мм : 71см = 2 (ост. 3см 5мм)
3 см 5 мм : 4 см 4 мм ≈ 1
- Вычислим средний рост мальчиков нашего класса
№ пп | Рост в сантиметрах |
1. | 137см 5 мм |
2. | 139 см |
3. | 135 см |
4. | 138см 5мм |
5. | 136см 5мм |
6. | 139 см |
7. | 152см 5мм |
8. | 152см 5мм |
9. | 141см 5мм |
10. | 140 см |
11. | 141см 5мм |
Средний рост (см) | 142 см |
Средний рост (аршины, вершки) |
|
Вычисление:
142см : 71см = 2 аршина
- Вычислим средний рост ученика класса:
Средний рост (см) | Средний рост (аршины, вершки) | |
Девочки | 145см 5мм | ≈ 2 аршина 1 вершок |
Мальчики | 142 см | 2 аршина |
Ученик класса | ≈ 144 см | ≈ 2 аршина ½ вершка |
Вычисление средней массы тела ученика 4 класса
в древнерусских единицах длины
1. Вычислим среднюю массу тела девочек нашего класса
№ пп | Масса тела |
1. | 29 кг |
2. | 49кг 200г |
3. | 41кг 600г |
4. | 30 кг |
5. | 32кг 200г |
6. | 34кг 200г |
7. | 30кг 400г |
8. | 44кг 800г |
9. | 42кг 200г |
10. | 55кг 400г |
11. | 37кг 400г |
12. | 32кг 400г |
13. | 36кг |
Средняя масса (кг) | ≈ 38 кг |
Средняя масса (пуд, лот) | ≈ 2 пуда 25 лотов |
Вычисление:
38 кг : 16 кг 380 г = 2 пуда (ост. 320 г)
320г : 12,8 = 25 лотов
38 кг = 2 пуда 25 лотов
2. Вычислим среднюю массу тела мальчиков нашего класса
№ пп | Масса тела |
1. | 35 кг |
2. | 40 кг |
3. | 30кг 800г |
4. | 28кг 200г |
5. | 28кг 600г |
6. | 44кг 600г |
7. | 44кг 400г |
8. | 51кг 200г |
9. | 33кг 200г |
10. | 28кг 400г |
11. | 29кг 200г |
Средний масса (кг) | ≈ 35кг 800г |
Средняя масса (пуд, лот) | ≈ 2 пуда 15 лотов |
Вычисление:
35кг 800г : 16 кг 380 г = 2 пуда (ост. 186 г)
186 г : 12,8 г = ≈ 15 лотов
35кг 800г = ≈ 2 пуда 15 лотов
3.Вычислим средний вес ученика класса:
Средний вес (кг) | Средний вес (пуд, лот) | |
Девочки | ≈ 38 кг | ≈ 2 пуда 25 лотов |
Мальчики | ≈ 35кг 800г | ≈ 2 пуда 15 лотов |
Ученик класса | ≈ 36 кг 900г | ≈ 2 пуда 20 лотов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВО ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. КРЕЩЕНИЕ РУСИ.
Окружающий мир. 4 класс....
Открытый урок по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс
Презентация открытого урока по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс...
Проект на тему " Единицы измерения в Древней Руси"
Позднякова София СОШ №24, г. Орла...
Единицы измерения Древней Руси
Ознакомить детей с системой мер Древней Руси. Пословицами и поговорками, в которых встречаются старинные единицы измерения. Сделать выводы об удобстве использования старинных мер....
Конспект урока по окружающему миру «Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси» 4 класс (УМК «Школа России»)
Тема: «Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси.»Цели деятельности учителя: формирование представлений о Древней Руси, первых князьях, о крещении Руси и значении принятия хр...
" Художественные ремёсла в Древней Руси. Обрядовые праздники. Скоморохи-первые артисты на Руси." Урок окружающего мира.
Интьегрированный урок окружающего мира для 4 класса "Художественные ремесла в Древней Руси. Обрядовые праздники. Скоморохи-первые артистты на Руси"...
Как появилась школа: от Древней Руси до современности. Первые школы на Руси
Российская школа в своем развитии прошла длительный путь. Ее история началась во времена древней Руси. С тех пор произошло немало изменений....