РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСА «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК» в 3 классе
рабочая программа по математике (3 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Юный математик " для 3 класса составлена по ФГОС. В результате изучения курса "Юный математик" у учащихся будут сформированы УУД как основа умения учиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_yunyy_matematik.doc | 487 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСА
«ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»
в 3 «Б» классе
2017-2018 г.
Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………………………….3-4
2. Общая характеристика курса…………………………………………………………4
3. Описание места курса в учебном плане……………………………………………...4
4. Описание ценностных ориентиров содержания курса……………………………...4-5
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса...............5-6
6. Содержание курса……………..……………………………………………...............6-7
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся………..……………………………………………………………………7-18
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса…………………………………………………………………………………..18
9. Приложение: календарно - тематическое планирование…………………..............19-22
Пояснительная записка.
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О. Холодовой «Юным умникам и умницам».
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте 9-10 лет.
Программа курса разработана на основе:
-требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
-программы формирования универсальных учебных действий (ФГОС, п. 19.5);
и направлена на обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа курса «Умники и умницы» направлена на развитие творческого мышления обучающихся, их интереса к математике, на формирование системы прочных математических знаний и умений, готовности к саморазвитию.
Отличительной особенностью данной программы является то, что, особое внимание обращено на развитие логического, алгоритмического и пространственного мышления младших школьников путём включения задач, которые выходят за рамки учебного программного материала. В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить; а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас. Данный курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
Цель программы - создание положительной мотивации к учебной деятельности, преодоление неустойчивости внимания, непроизвольности процесса зрительного и слухового запоминания и развитие мыслительной деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
- Формирование и развитие различных видов памяти, внимания и воображения.
- Формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).
Развивающие:
- Развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением.
- Развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
- Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц рук).
- Развитие двигательной сферы.
Воспитательные:
- Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «Я- концепции»).
- Воспитание чувства уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
Основные принципы распределения материала:
- систематичность: задания располагаются в определённом порядке;
- принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
- принцип «от простого – к сложному»: задания постепенно усложняются;
- увеличение объёма материала;
- наращивание темпа выполнения заданий;
- смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
- Общая характеристика курса
Занятия по РПС отличаются тем, что ребёнку предлагаются задания неучебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекательно именно для младшего школьника. То есть принципиальной задачей предлагаемого курса выступает именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Занятия подходят как для детей, имеющих различные проблемы в обучении, так и для детей, мотивированных на обучение. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому появляются хорошие условия для формирования у детей самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. Благодаря этому у детей формируется такое важное качество деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач, поэтому возникают условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, которые хорошо соображают, но плохо усваивают учебный материал в классе, а также некоторого снижения самооценки у детей, отличающихся учебными успехами за счет прилежания и старательности.
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах, так как для них можно подобрать задачи, которые они могут решать успешно.
Виды и формы контроля:
- фронтальный опрос (собеседование)
- индивидуальная проверка
- тестирование
- зачет
- самостоятельная работа
- контрольная работа
3.Описание места курса в учебном плане
На изучение курса «РПС» в каждом классе начальной школы отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана на 135 ч: 1 класс - 33 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы - 34 ч (34 учебных недель).
4.Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.
В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результататов:
Регулятивные УУД:
-Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
-Проговаривать последовательность действий.
-Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
-Учиться работать по предложенному учителем плану.
-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
-Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-Слушать и понимать речь других.
-Читать и пересказывать текст.
-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
В результате прохождения курса обучающиеся научаться:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
6. Содержание программы
1 класс
Раздел 1.Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления 7ч
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Тренировка слуховой и зрительной памяти. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Совершенствование воображения.
Раздел 2. Решение логических задач 5ч
Задание по перекладыванию спичек. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Тренировка внимания. Развитие слуховой памяти. Тренировка зрительной памяти.
Раздел 3. Задания аналитического характера. 14ч
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Развитие логического мышления. Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Тренировка внимания. Тренировка слуховой памяти. Тренировка зрительной памяти.
Раздел 4. Задания на развитие творческого мышления 7ч
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Тренировка внимания. Тренировка слуховой памяти и зрительной памяти. Развитие аналитических способностей. Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.
2 класс
Раздел 1.Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления 11ч
Упражнения на развитие концентрации внимания. Упражнения на развитие произвольного внимания. Развитие слуховой памяти. Задания на развитие зрительной памяти. Глазомеры измерения. Вычерчивание геометрических фигур по данным размерам. Логически – поисковые задания. Упражнения на совершенствование воображения. Штриховка.
Раздел 2. Решение логических задач 9ч
Ребусы. Задания со спичками. Решение логических задач. Стихотворные задачи. Знакомство с интересными логическими квадратами. Магические квадраты. Арифметические ребусы и головоломки. Логические концовки. Решение занимательных задач.
Раздел 3. Задания на развитие творческого мышления 2ч
Задания на развитие творческого мышления. Упражнения по составлению фигур – силуэтов по отдельным образцам.
Раздел 4. Задания аналитического характера. Обучение поиску закономерностей 2ч
Задания аналитического характера. Обучение поиску закономерностей, составление заданий.
Раздел 5. Геометрический материал 3ч
Построение прямоугольников, квадратов из отдельных частей. Решение головоломок геометрического содержания.
Раздел 6. Упражнения на развитие обобщённого мышления 3ч
Упражнения на развитие обобщённого мышления. Задания «Узнай, угадай». Задачи, развивающие кругозор.
Раздел 7. Разучивание упражнений, стимулирующих мыслительные процессы 4ч
Разучивание упражнений, стимулирующих мыслительные процессы. Игры по задумыванию и загадыванию чисел.
3 класс
Раздел 1. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления 11ч
Упражнения на развитие концентрации внимания. Упражнение на развитие слуховой памяти. Упражнения на развитие мыслительных процессов. Упражнения на развитие зрительной памяти. Упражнения на развитие логического мышления. Задания на поиск закономерностей. Упражнения на развитие воображения. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. Упражнения на развитие быстроты реакции.
Раздел 2. Решение логических задач 9ч
Обучение решению нестандартных задач. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение головоломок. Составление и решение простых занимательных задач. Задания по поиску закономерностей. Простые лабиринты. Ходы в лабиринтах. Задания на развитие и совершенствование внимания. Задания на развитие восприятия и воображения. Ребусы.
Раздел 3. Алгоритм. Составление и выполнение алгоритмов 5ч
Алгоритм. Составление алгоритмов. Выполнение действий по алгоритму. Решение задач требующих построения цепочки логических рассуждений. Отыскивание логических ошибок в приводимых рассуждениях.
Раздел 4. Головоломки 2ч
Головоломки. Математические игры.
Раздел 5. Решение нестандартных задач 3ч
Решение нестандартных задач. Разучивание упражнений на совершенствование стимулирующих операций. Составление и решение составных занимательных задач.
Раздел 6. Геометрический материал 4ч
Задания геометрического характера. Задания на совершенствование воображения. Работа с изографами. Магические квадраты. Математические игры.
4 класс
Раздел 1.Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления 12ч
Упражнения на совершенствование мыслительных операций. Задания на развитие концентрации внимания. Решение нестандартных задач. Решение нестандартных и нетрадиционных задач. Задания на развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. Упражнения на развитие быстроты реакции. Лабиринты различной степени сложности (решение и составление их). Ходы в лабиринтах: самые длинные и короткие. Задания на нахождение закономерностей.
Раздел 2. Решение логических задач 4ч
Задания на нахождение принципа группировки. Задачи с многовариантными решениями. Нахождение рационального способа решения.
Раздел 3. Алгоритм. Составление и выполнение алгоритмов 7ч
Построение логических цепочек. Формулирование утверждений и логических рассуждений. Логическое обоснование. Предполагаемые результаты и доказательства их истины. Отыскивание логических ошибок в рассуждениях. Решение задач, не имеющих однозначного решения. Работа с изографами. Работа с числографами.
Раздел 4. Геометрический материал 5ч
Вычерчивание уникурсальных фигур. Задания на выявление замаскированного рисунка. Задания на построение заданной фигуры из нескольких частей. Геометрические фигуры. Геометрические тела. Дорисовывание несложных композиций из геометрических тел и линий.
Раздел 5. Решение нестандартных задач 6ч
Задания на развитие воображения. Разучивание упражнений стимулирующих мыслительные процессы. Задачи, развивающие кругозор.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
1 класс
№ п/п | Наименование раздела программы. Тема урока. | Характеристика деятельности учащихся |
I. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления | ||
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант | Анализировать и сравнивать между собой предметы, явления. Выявлять функциональные отношения между понятиями. Находить закономерности в последовательностях, составлять закономерности по заданному правилу. Классифицировать явления, предметы. |
2 | Развитие концентрации внимания. Графический диктант. | Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам. Выделять существенные признаки предметов. |
3 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам. Выделять существенные признаки предметов. Выявлять закономерности и проводить аналогии. |
4 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | Определять отношения между предметами типа «род» - «вид». Выявлять функциональные отношения между понятиями. Выявлять закономерности и проводить аналогии. |
5 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | Анализировать состав групп предметов, сравнивать между собой предметы, явления. Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам. Выделять существенные признаки предметов. |
6 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | Выделять существенные признаки предметов. Сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы. |
7 | Совершенствование воображения. Задание по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу | Сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы. Классифицировать явления, предметы. Определять последовательность событий. |
II. Решение логических задач | ||
8 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | Определять последовательность событий. Выявлять функциональные отношения между понятиями. Выявлять закономерности и проводить аналогии. |
9 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | Обобщать, делать несложные выводы. Классифицировать явления, предметы. Определять последовательность событий. |
10 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | Определять отношения между предметами. Выявлять функциональные отношения между понятиями. Выявлять закономерности и проводить аналогии. |
11 | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | Давать определения тем или иным понятиям; сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы. Классифицировать явления, предметы. Определять последовательность событий. |
12 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | Выделять существенные признаки предметов. Сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы. |
III. Задания аналитического характера. | ||
13 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | Сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы. Классифицировать явления, предметы. Устанавливать пространственно-временные отношения. Определять последовательность событий. |
14 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу | Сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы. Классифицировать явления, предметы. Определять последовательность событий. |
15 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | Определять последовательность событий. Выявлять функциональные отношения между понятиями. Выявлять закономерности и проводить аналогии. |
16 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графические диктанты | Определять последовательность событий. Выявлять функциональные отношения между понятиями. Выявлять закономерности и проводить аналогии. |
17 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | Обобщать, делать несложные выводы. Классифицировать явления, предметы. Определять последовательность событий. |
18 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | Определять отношения между предметами типа «род» - «вид». Выявлять функциональные отношения между понятиями. Выявлять закономерности и проводить аналогии. |
19 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | Выделять существенные признаки предметов. Сравнивать между собой предметы, группы предметов, явления. Обобщать, делать несложные выводы. |
20 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу | Давать определения тем или иным понятиям; сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы. Классифицировать явления, предметы. Определять последовательность событий. Выполнять задания творческого и поискового характера. |
21 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам. Выделять существенные признаки предметов. Сравнивать между собой предметы, явления. |
22 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант | Сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы. Классифицировать явления, предметы. Определять последовательность событий. |
23 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | Определять последовательность событий. Выявлять функциональные отношения между понятиями. Выявлять закономерности и проводить аналогии. |
24 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | Судить о противоположных явлениях. Определять последовательность событий. Выявлять функциональные отношения между понятиями. Выявлять закономерности и проводить аналогии. |
25 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | Обобщать, делать несложные выводы. Классифицировать явления, предметы. Определять последовательность событий. |
26 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу | Определять отношения между предметами типа «род» - «вид». Выявлять функциональные отношения между понятиями, закономерности и проводить аналогии. |
IV. Задание на развитие творческого мышления | ||
27 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | Выделять существенные признаки предметов. Сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы. Выполнять задания творческого и поискового характера. Применять знания и способы действий в поисковых ситуациях. |
28 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант | Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам. Выделять существенные признаки предметов. Сравнивать между собой предметы, явления. |
29 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | Обобщать, делать несложные выводы. Классифицировать явления, предметы. Определять последовательность событий. |
30 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | Сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы. Классифицировать явления, предметы. Определять последовательность событий. |
31 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | Определять последовательность событий. Выявлять функциональные отношения между понятиями. Выявлять закономерности и проводить аналогии. Выполнять задания творческого и поискового характера. |
32 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | Определять последовательность событий. Выявлять функциональные отношения между понятиями, закономерности и проводить аналогии. |
33 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года | Выделять существенные признаки предметов. Сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы. |
Итого: 33 часа |
2 класс
№ п/п | Наименование раздела программы. Тема урока. | Характеристика деятельности учащихся |
I. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления | ||
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления | Составлять последовательности (цепочки) предметов, чисел, фигур по заданному правилу. Выполнять перебор всех возможных вариантов объектов и комбинаций, удовлетворяющих заданным условиям. |
2 | Упражнения на развитие концентрации внимания | Игры на внимание. Выполнять задания творческого и поискового характера. |
3 | Упражнения на развитие произвольного внимания | Различать предметы по цвету, форме, размеру. Составлять и преобразовывать фигуры. Определять на глаз размеры предмета. Логические задачи на развитие способности рассуждать. |
4 | Упражнение на развитие слуховой памяти | Сравнивать между собой предметы, явления. Выявлять функциональные отношения между понятиями. Классифицировать явления, предметы. |
5 | Задания на развитие зрительной памяти | Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. Называть предметы по описанию. Тренировка зрительной памяти. |
6 | Упражнения на развитие глазомера | Выделять закономерности, завершать схемы. Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. |
7 | Глазомеры измерения | Демонстрировать способность переключать, распределять внимание. Определять на глаз размеры предмета. Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве. |
8 | Вычерчивание геометрических фигур по данным размерам | Вычерчивание фигур, развитие пространственного воображения, работа со спичками (строим дом, поверните его в другую сторону, выкладывание фигур из спичек по желанию), решение логических задач. |
9 | Логически – поисковые задания | Строить графические модели, называть, записывать, складывать, вычитать. Выполнять задания творческого и поискового характера. |
10 | Упражнения на совершенствование воображения | Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. Объяснять закономерности. |
11 | Графический диктант. Штриховка | Применять алгоритмы анализа объекта и сравнения двух объектов и оценивать свое умение это делать. Выделять закономерности, завершать схемы. |
II. Решение логических задач | ||
12 | Ребусы | Разгадывать ребусы, составлять ребусы, загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Различать предметы по цвету, форме, размеру. |
13 | Задания со спичками | Работа со спичками (строим дом, поверните его в другую сторону, выкладывание фигур из спичек по желанию), решение логических задач. |
14 | Решение логических задач | Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Мозговая гимнастика. Тренировка внимания. |
15 | Стихотворные задачи | Находить неизвестные объект операции, результат операции, выполняемую операцию, обратную операцию. |
16 | Знакомство с интересными (логическими квадратами) | Объяснять закономерности. Выполнять задания творческого и поискового характера. |
17 | Арифметические ребусы и головоломки | Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр. |
18 | Магические квадраты | Осуществлять перебор вариантов с помощью некоторого правила. |
19 | Логические концовки | Находить рациональные способы вычислений, заполнять таблицы, анализировать их. |
20 | Решение занимательных задач | Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Исследовать ситуации, требующие сравнения числовых выражений. Решение логических задач, числовых выражений, отгадывание чисел. |
III. Задания на развитие творческого мышления | ||
21 | Задания на развитие творческого мышления | Знакомство с разными геометрическими фигурами. Игра «Внимание». Обосновывать правильность выполненного действия с помощью обращения к общему правилу. |
22 | Упражнения по составлению фигур – силуэтов по отдельным образцам | Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве. Находить и выделять признаки разных предметов. |
IV. Задания аналитического характера. Обучение поиску закономерностей | ||
23 | Задания аналитического характера. Обучение поиску закономерностей | Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Уровень кругозора. Мозговая гимнастика. Тренировка внимания. |
24 | Составление заданий на поиск закономерностей | Судить о противоположных явлениях. Определять последовательность событий. Выявлять функциональные отношения между понятиями. Выявлять закономерности и проводить аналогии. |
V. Геометрический материал | ||
25 | Построение прямоугольников из отдельных частей | Вычерчивание фигур, развитие пространственного воображения, работа со спичками (строим дом, поверните его в другую сторону, выкладывание фигур из спичек по желанию) |
26 | Построение квадратов из отдельных частей | Описывать признаки геометрических фигур. Находить и выделять признаки разных предметов. Составлять и преобразовывать фигуры. Обобщать, делать несложные выводы. Классифицировать явления, предметы. Определять последовательность событий. |
27 | Решение головоломок геометрического содержания | Исследовать и описывать признаки и свойства геометрических фигур, изготавливать модели. Сравнивать геометрические фигуры, описывать их свойства, моделировать геометрические фигуры. Ориентироваться в пространстве листа. Давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. |
VI. Упражнения на развитие обобщённого мышления | ||
28 | Упражнения на развитие обобщённого мышления | Называть предметы по описанию. Выделять черты сходства и различия. Узнавать предметы по их признакам. Ориентироваться в пространстве. |
29 | Задания «Узнай, угадай» | Составлять ребусы, загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки. Давать несложные определения понятиям. |
30 | Задачи, развивающие кругозор | Определять последовательность событий. Выявлять функциональные отношения между понятиями. Выявлять закономерности и проводить аналогии. Определять на глаз размеры предмета. |
VII. Разучивание упражнений, стимулирующих мыслительные процессы | ||
31 | Разучивание упражнений, стимулирующих мыслительные процессы | Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве. Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. |
32 | Игры по задумыванию и загадыванию чисел | Давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. |
33 | Упражнения на развитие мыслительных процессов | Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. Излагать свои мысли ясно и последовательно. |
34 | Упражнения на развитие мыслительных процессов | Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. |
35 | Упражнения на развитие мыслительных процессов | Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Давать несложные определения понятиям. |
Итого: 35 часов |
3 класс
№ п/п | Наименование раздела программы. Тема урока. | Характеристика деятельности учащихся |
I. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления | ||
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления | Сравнивать между собой предметы, явления. Выявлять функциональные отношения между понятиями. Классифицировать явления, предметы. |
2 | Упражнения на развитие концентрации внимания | Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам. Выделять существенные признаки предметов. Выявлять закономерности и проводить аналогии. |
3 | Тренировка памяти | Давать определения тем или иным понятиям; сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы. Классифицировать явления, предметы. Определять последовательность событий. |
4 | Упражнение на развитие слуховой памяти | Определять отношения между предметами типа «род» - «вид». Выявлять функциональные отношения между понятиями. Выявлять закономерности и проводить аналогии. |
5 | Упражнения на развитие мыслительных процессов | Выделять существенные признаки предметов. Сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы; |
6 | Упражнения на развитие зрительной памяти | Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам. Выделять существенные признаки предметов. Сравнивать между собой предметы, явления. |
7 | Упражнения на развитие логического мышления | Сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы. Классифицировать явления, предметы. Определять последовательность событий. |
8 | Задания на поиск закономерностей | Давать определения тем или иным понятиям; сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы; Классифицировать явления, предметы. Определять последовательность событий. |
9 | Упражнения на развитие воображения | Определять последовательность событий. Выявлять функциональные отношения между понятиями. Выявлять закономерности и проводить аналогии. |
10 | Ребусы. Задания по перекладыванию спичек | Обобщать, делать несложные выводы. Классифицировать явления, предметы. Определять последовательность событий. Работа со спичками (строим дом, поверните его в другую сторону, выкладывание фигур из спичек по желанию), решение логических задач. |
11 | Упражнения на развитие быстроты реакции | Определять отношения между предметами типа «род» - «вид». Выявлять функциональные отношения между понятиями. Выявлять закономерности и проводить аналогии. |
II. Решение логических задач | ||
12 | Обучение решению нестандартных задач | Выделять существенные признаки предметов. Сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы. |
13 | Развитие умения решать нестандартные задачи | Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам. Выделять существенные признаки предметов. Сравнивать между собой предметы, явления. |
14 | Решение головоломок | Сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы. Классифицировать явления, предметы. Определять последовательность событий. |
15 | Составление и решение простых занимательных задач | Сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы. Классифицировать явления, предметы. Определять последовательность событий. |
16 | Задания по поиску закономерностей | Определять последовательность событий. Выявлять функциональные отношения между понятиями. Выявлять закономерности и проводить аналогии. |
17 | Простые лабиринты. Ходы в лабиринтах | Определять последовательность событий. Выявлять функциональные отношения между понятиями. Выявлять закономерности и проводить аналогии. |
18 | Задания на развитие и совершенствование внимания | Обобщать, делать несложные выводы. Классифицировать явления, предметы. Определять последовательность событий. |
19 | Задания на развитие восприятия и воображения | Определять отношения между предметами типа «род» - «вид». Выявлять функциональные отношения между понятиями. Выявлять закономерности и проводить аналогии. |
20 | Ребусы | Выделять существенные признаки предметов. Сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы. |
III. Алгоритм. Составление и выполнение алгоритмов | ||
21 | Алгоритм. Составление алгоритмов | Читать и строить простейшие алгоритмы, записывать построенные алгоритмы в разных формах (блок-схемы, схемы, план действий), использовать для решения практических задач. Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам. Выделять существенные признаки предметов. Сравнивать между собой предметы, явления. |
22 | Выполнение действий по алгоритму | Сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы. Классифицировать явления, предметы. Определять последовательность событий. |
Решение задач требующих построения цепочки логических рассуждений | Определять последовательность событий. Выявлять функциональные отношения между понятиями. Выявлять закономерности и проводить аналогии. | |
23 | Решение задач требующих построения цепочки логических рассуждений | Судить о противоположных явлениях. Определять последовательность событий. Выявлять функциональные отношения между понятиями. Выявлять закономерности и проводить аналогии. |
24 | Отыскивание логических ошибок в приводимых рассуждениях | Обобщать, делать несложные выводы. Классифицировать явления, предметы. Определять последовательность событий. |
25 | Математические игры | Определять отношения между предметами типа «род» - «вид». Выявлять функциональные отношения между понятиями. Выявлять закономерности и проводить аналогии. |
IV. Головоломки | ||
26 | Головоломки | Выделять существенные признаки предметов. Сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы. |
27 | Головоломки. Геометрический материал | Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам. Выделять существенные признаки предметов. Сравнивать между собой предметы, явления. |
V. Решение нестандартных задач | ||
28 | Решение нестандартных задач | Сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы. Классифицировать явления, предметы. Определять последовательность событий. |
29 | Разучивание упражнений на совершенствование стимулирующих операций | Определять последовательность событий. Выявлять функциональные отношения между понятиями. Выявлять закономерности и проводить аналогии. |
30 | Составление и решение составных занимательных задач | Определять последовательность событий. Выявлять функциональные отношения между понятиями. Выявлять закономерности и проводить аналогии. |
VI. Геометрический материал | ||
31 | Задания геометрического характера | Обобщать, делать несложные выводы. Классифицировать явления, предметы. Определять последовательность событий. Повторить что такое изограф. Разгадывание изографов. |
32 | Задания на совершенствование воображения. Работа с изографами. | Выделять существенные признаки предметов. Сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы; знакомство с изографами, вычерчивание фигур. Знакомство с изографами, вычерчивание фигур, развитие пространственного воображения. |
33 | Магические квадраты | Определять последовательность событий. Выявлять функциональные отношения между понятиями. Выявлять закономерности и проводить аналогии. |
34 | Математические игры | Определять последовательность событий. Выявлять функциональные отношения между понятиями. Выявлять закономерности и проводить аналогии. |
35 | Математические игры | Определять последовательность событий. Выявлять функциональные отношения между понятиями. Выявлять закономерности и проводить аналогии. |
Итого: 35 часов |
4 класс
№ п/п | Наименование раздела программы. Тема урока. | Характеристика деятельности учащихся |
I. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления | ||
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления | Называть действия, которые можно производить с информацией (получать, представлять, хранить, передавать, обрабатывать, преобразовывать, кодировать, декодировать). Понимать смысл действий с информацией. |
2 | Упражнения на совершенствование мыслительных операций | Называть виды информации по способу представления (текстовая, числовая, звуковая, графическая), по способу восприятия (зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая). |
3 | Задания на развитие концентрации внимания | Уметь называть объекты реальной действительности, его свойства. |
4 | Решение нестандартных задач | Уметь приводить примеры отношений между объектами. |
5 | Решение нестандартных и нетрадиционных задач | Выделять существенные признаки предметов. Сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы. |
6 | Задания на развитие наглядно-образного мышления | Обобщить и систематизировать материал по теме. |
7 | Ребусы. Задания по перекладыванию спичек | Работа со спичками (строим дом, поверните его в другую сторону, выкладывание фигур из спичек по желанию), решение логических задач. |
8 | Упражнения на развитие быстроты реакции | Уметь определять предмет по заданным свойствам, представлять информацию о предмете различными способами. |
9 | Лабиринты различной степени сложности | Иметь представление о структуре деления и обобщения понятий. Уметь выполнять деление и обобщение понятий. |
10 | Лабиринты различной степени сложности (решение и составление их) | Уметь устанавливать отношения между понятиями, представить отношения между понятиями в виде схемы, блок-схемы. |
11 | Ходы в лабиринтах: самые длинные и короткие | Понимать сущность совместимых и несовместимых понятий. Уметь устанавливать отношения между понятиями, изображать их схематически. |
12 | Задания на нахождение закономерностей | Иметь представление о понятьях «истина», «ложь». Уметь различать истинные и ложные высказывания на основе анализа графически или текстом представленной информации. |
II. Решение логических задач | ||
13 | Задания на нахождение принципа группировки | Уметь выполнять умозаключение на основании одной, двух и трех истинных посылок. Сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы. Классифицировать явления, предметы. Определять последовательность событий. |
14 | Задачи на нахождение нескольких вариантов ответов на один и тот же вопрос | Обобщать, делать несложные выводы. Классифицировать явления, предметы. Определять последовательность событий. |
15 | Задачи с многовариантными решениями | Обобщить и систематизировать материал по теме. |
16 | Нахождение рационального способа решения | Сформировать понятие модель и моделирование. Понимать связь между текстовой и графической моделей с моделями реального мира. Иметь представление о назначении и свойствах моделей, о цели моделирования. |
III. Алгоритм. Составление и выполнение алгоритмов | ||
17 | Построение логических цепочек | Уметь устанавливать и строить модели отношений между понятиями разными способами. |
18 | Логические цепочки. Формулирование утверждений и логических рассуждений | Иметь представление об алгоритмах .Уметь практически работать с алгоритмами. Знать основные признаки суждения. Уметь формулировать суждения. |
19 | Логическое обоснование. Предполагаемые результаты и доказательства их истины | Различать виды алгоритмом. Уметь создавать алгоритмы разными способами. |
20 | Отыскивание логических ошибок в рассуждениях | Иметь представление об исполнителе алгоритма. Осмысливать различие между исполнителями «Человек» и «Компьютер». |
21 | Решение задач, не имеющих однозначного решения | Понимать, что компьютер – исполнитель программ. |
22 | Работа с изографами. | Выделять существенные признаки предметов. Сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы; знакомство с изографами, вычерчивание фигур. Знакомство с изографами, вычерчивание фигур, развитие пространственного воображения. |
23 | Работа с числографами | Определять последовательность событий. Выявлять функциональные отношения между понятиями. Выявлять закономерности и проводить аналогии. |
IV. Геометрический материал | ||
24 | Вычерчивание уникурсальных фигур | Иметь представление о процессе управления. Понимать, что основой любого управления является информация |
25 | Задания на выявление замаскированного рисунка | Понимать роль человека в процессе управления. |
26 | Задания на построение заданной фигуры из нескольких частей | Иметь представление об управляющем объекте, объекте управления, управляющем сигнале и результате воздействия управляющего сигнала на объект управления. |
27 | Дорисовывание несложных композиций из геометрических тел и линий | Иметь представление об управлении компьютером. |
28 | Геометрические фигуры. Геометрические тела. | Обобщать, делать несложные выводы. Классифицировать явления, предметы. Определять последовательность событий. Повторить что такое изограф. Разгадывание изографов. |
V. Решение нестандартных задач | ||
29 | Задания на развитие воображения | Обобщить и систематизировать материал по теме. |
30 | Разучивание упражнений стимулирующих мыслительные процессы | Обобщить и систематизировать материал по теме. |
31 | Задачи, развивающие кругозор | Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы. |
32 | Упражнения на развитие мыслительных процессов | Определять последовательность событий. Выявлять функциональные отношения между понятиями. Выявлять закономерности и проводить аналогии. |
33 | Упражнения на развитие мыслительных процессов | Обобщать, делать несложные выводы. Классифицировать явления, предметы. Определять последовательность событий. Повторить что такое изограф. Разгадывание изографов. |
34 | Упражнения на развитие мыслительных процессов | Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение. Излагать свои мысли ясно и последовательно. |
35 | Упражнения на развитие мыслительных процессов | Определять последовательность событий. Выявлять функциональные отношения между понятиями. Выявлять закономерности и проводить аналогии. |
Итого: 35 часов |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
1. Холодова, О.А. Юным умникам и умницам. [Текст]/ О.А.Холодова: Учебно - методическое пособие – Москва: Росткнига, 2007. – 276 с.
2. Зак, А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет. [Текст]/ А.З.Зак: Учебно – методическое пособие – Москва: Новая школа, 1996 г. – 252 с.
3. Зак, А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет. [Текст]/ А.З.Зак: Учебно – методическое пособие – Москва: Новая школа, 1996 г. – 108 с.
4. Зак, А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. [Текст]/ А.З.Зак – Москва: Просвещение, 1994 г. – 318 с.
5. Тихомирова, Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьников. [Текст]/ Л.Ф. Тихомирова - Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.
6. Левитас, Г.Г. Нестандартные задачи по математике. 1,2,3,4 класс. [Текст]/ Г.Г. Левитас - Москва: Илекса, 2005г. – 56 с.
7.Холодова, О.А. Юным умникам и умницам. 1 класс. [Текст]/ О.А.Холодова: Тетрадь. – М.: Росткнига, 2005.
8. Холодова, О.А. Юным умникам и умницам. 2 класс. [Текст]/ О.А.Холодова: Тетрадь. – М.: Росткнига, 2005.
9. Холодова, О.А. Юным умникам и умницам. 3 класс. [Текст]/ О.А.Холодова: Тетрадь.– М.: Росткнига, 2005.
10. Холодова, О.А. Юным умникам и умницам. 4 класс. [Текст]/ О.А.Холодова: Тетрадь – М.: Росткнига, 2005.
Календарно- тематическое планирование
1 класс
№п/п | Дата провед. | Наименование раздела программы. Тема урока. |
I. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления | ||
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант | |
2 | Развитие концентрации внимания. Графический диктант. | |
3 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | |
4 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | |
5 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | |
6 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | |
7 | Совершенствование воображения. Задание по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу | |
II. Решение логических задач | ||
8 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | |
9 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | |
10 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | |
11 | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | |
12 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | |
III. Задания аналитического характера. | ||
13 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | |
14 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу | |
15 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | |
16 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графические диктанты | |
17 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | |
18 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | |
19 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | |
20 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу | |
21 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | |
22 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант | |
23 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | |
24 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | |
25 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | |
26 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу | |
IV. Задание на развитие творческого мышления | ||
27 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | |
28 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант | |
29 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | |
30 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | |
31 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | |
32 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | |
33 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года | |
Итого: 33 часа |
2 класс
№ п/п | Дата провед. | Наименование раздела программы. Тема урока. |
I. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления | ||
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления | |
2 | Упражнения на развитие концентрации внимания | |
3 | Упражнения на развитие произвольного внимания | |
4 | Упражнение на развитие слуховой памяти | |
5 | Задания на развитие зрительной памяти | |
6 | Упражнения на развитие глазомера | |
7 | Глазомеры измерения | |
8 | Вычерчивание геометрических фигур по данным размерам | |
9 | Логически – поисковые задания | |
10 | Упражнения на совершенствование воображения | |
11 | Графический диктант. Штриховка | |
II. Решение логических задач | ||
12 | Ребусы | |
13 | Задания со спичками | |
14 | Решение логических задач | |
15 | Стихотворные задачи | |
16 | Знакомство с интересными (логическими квадратами) | |
17 | Арифметические ребусы и головоломки | |
18 | Магические квадраты | |
19 | Логические концовки | |
20 | Решение занимательных задач | |
III. Задания на развитие творческого мышления | ||
21 | Задания на развитие творческого мышления | |
22 | Упражнения по составлению фигур – силуэтов по отдельным образцам | |
IV. Задания аналитического характера. Обучение поиску закономерностей | ||
23 | Задания аналитического характера. Обучение поиску закономерностей | |
24 | Составление заданий на поиск закономерностей | |
V. Геометрический материал | ||
25 | Построение прямоугольников из отдельных частей | |
26 | Построение квадратов из отдельных частей | |
27 | Решение головоломок геометрического содержания | |
VI. Упражнения на развитие обобщённого мышления | ||
28 | Упражнения на развитие обобщённого мышления | |
29 | Задания «Узнай, угадай» | |
30 | Задачи, развивающие кругозор | |
VII. Разучивание упражнений, стимулирующих мыслительные процессы | ||
31 | Разучивание упражнений, стимулирующих мыслительные процессы | |
32 | Игры по задумыванию и загадыванию чисел | |
33 | Упражнения на развитие мыслительных процессов | |
34 | Упражнения на развитие мыслительных процессов | |
35 | Упражнения на развитие мыслительных процессов | |
Итого: 35 часов |
3 класс
№ п/п | Дата провед. | Наименование раздела программы. Тема урока. |
I. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления | ||
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления | |
2 | Упражнения на развитие концентрации внимания | |
3 | Тренировка памяти | |
4 | Упражнение на развитие слуховой памяти | |
5 | Упражнения на развитие мыслительных процессов | |
6 | Упражнения на развитие зрительной памяти | |
7 | Упражнения на развитие логического мышления | |
8 | Задания на поиск закономерностей | |
9 | Упражнения на развитие воображения | |
10 | Ребусы. Задания по перекладыванию спичек | |
11 | Упражнения на развитие быстроты реакции | |
II. Решение логических задач | ||
12 | Обучение решению нестандартных задач | |
13 | Развитие умения решать нестандартные задачи | |
14 | Решение головоломок | |
15 | Составление и решение простых занимательных задач | |
16 | Задания по поиску закономерностей | |
17 | Простые лабиринты. Ходы в лабиринтах | |
18 | Задания на развитие и совершенствование внимания | |
19 | Задания на развитие восприятия и воображения | |
20 | Ребусы | |
III. Алгоритм. Составление и выполнение алгоритмов | ||
21 | Алгоритм. Составление алгоритмов | |
22 | Выполнение действий по алгоритму | |
Решение задач требующих построения цепочки логических рассуждений | ||
23 | Решение задач требующих построения цепочки логических рассуждений | |
24 | Отыскивание логических ошибок в приводимых рассуждениях | |
25 | Математические игры | |
IV. Головоломки | ||
26 | Головоломки | |
27 | Головоломки. Геометрический материал | |
V. Решение нестандартных задач | ||
28 | Решение нестандартных задач | |
29 | Разучивание упражнений на совершенствование стимулирующих операций | |
30 | Составление и решение составных занимательных задач | |
VI. Геометрический материал | ||
31 | Задания геометрического характера | |
32 | Задания на совершенствование воображения. Работа с изографами. | |
33 | Магические квадраты | |
34 | Математические игры | |
35 | Математические игры | |
Итого: 35 часов |
4 класс
№ п/п | Дата провед. | Наименование раздела программы. Тема урока. |
I. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления | ||
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления | |
2 | Упражнения на совершенствование мыслительных операций | |
3 | Задания на развитие концентрации внимания | |
4 | Решение нестандартных задач | |
5 | Решение нестандартных и нетрадиционных задач | |
6 | Задания на развитие наглядно-образного мышления | |
7 | Ребусы. Задания по перекладыванию спичек | |
8 | Упражнения на развитие быстроты реакции | |
9 | Лабиринты различной степени сложности | |
10 | Лабиринты различной степени сложности (решение и составление их) | |
11 | Ходы в лабиринтах: самые длинные и короткие | |
12 | Задания на нахождение закономерностей | |
II. Решение логических задач | ||
13 | Задания на нахождение принципа группировки | |
14 | Задачи на нахождение нескольких вариантов ответов на один и тот же вопрос | |
15 | Задачи с многовариантными решениями | |
16 | Нахождение рационального способа решения | |
III. Алгоритм. Составление и выполнение алгоритмов | ||
17 | Построение логических цепочек | |
18 | Логические цепочки. Формулирование утверждений и логических рассуждений | |
19 | Логическое обоснование. Предполагаемые результаты и доказательства их истины | |
20 | Отыскивание логических ошибок в рассуждениях | |
21 | Решение задач, не имеющих однозначного решения | |
22 | Работа с изографами. | |
23 | Работа с числографами | |
IV. Геометрический материал | ||
24 | Вычерчивание уникурсальных фигур | |
25 | Задания на выявление замаскированного рисунка | |
26 | Задания на построение заданной фигуры из нескольких частей | |
27 | Дорисовывание несложных композиций из геометрических тел и линий | |
28 | Геометрические фигуры. Геометрические тела. | |
V. Решение нестандартных задач | ||
29 | Задания на развитие воображения | |
30 | Разучивание упражнений стимулирующих мыслительные процессы | |
31 | Задачи, развивающие кругозор | |
32 | Упражнения на развитие мыслительных процессов | |
33 | Упражнения на развитие мыслительных процессов | |
34 | Упражнения на развитие мыслительных процессов | |
35 | Упражнения на развитие мыслительных процессов | |
Итого: 35 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Юный эколог"
Рабочая программа рассчитана на детей второго класса. Срок реализации - 1 год. Направление работы - культурологическое (экологическое)....
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Юный художник".
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок "Юным умникам и умницам". 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок "Юным умникам и умницам". 3 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа юного лингвиста"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа юного лингвиста"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театр юного актёра" для 1-4 классов
Программа предназначена на 4 года. Включает в себя: титульный лист, пояснительную записку, содержание программы, календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я-юный исследователь" для 1-4 класа
Программа рассчитана на 4 года. Включает в себя титульный лист, пояснительную записку. содержание программы, календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Страна юных информатиков».
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Страна юных информатиков»....