Урок математики в 4 классе. Единицы массы. Тонна. Центнер.
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Вербицкая Алла Витальевна

На данном уроке учащиеся знакомятся с новыми единицами массы, учатся решать задачи, примеры, расширяют кругозор. Урок построен на принципах системно-деятельностного подхода.  Используются различные формы работы (работа в парах, самостоятельная работа, работа с информацией, таблицами, самооценка), которые дают возможность учащимся овладеть и совершенствовать универсальные учебные действия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_v_4_klasse_umk.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 4 классе. УМК «Школа России».

Тема: Единицы массы. Центнер. Тонна.

Цель: познакомить с  новыми единицами массы - центнер, тонна; совершенствовать вычислительные навыки; закреплять умение преобразовывать величины, решать задачи.

Планируемые результаты: учащиеся узнают   новые единицы массы; научатся выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения; продолжат отработку умения работать  в паре, анализировать  и оценивать свою деятельность на уроке и её результаты.

Оборудование: карточки для работы в парах, картинки с различными видами весов, карточки с новыми единицами массы, презентация.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  • Найдите закономерность. 120, 330, 540.

Продолжите ряд. Запишите 2 числа, соблюдая закономерность.

  • Сравните выражения.

а+ 90    90 +а                   в х 12      21 х в

0+ к    к х 0                    х – 49       х – 120

  1. Самоопределение к деятельности.

Прочитайте величины.

Дм, м, км, мм, кг, см.

Какая величина «лишняя»? Почему? Для чего нужны единицы массы? Какие знаете единицы массы?

Решите задачи.

Волку нужно, чтобы поужинать 2 кг мяса, но если он голоден, то может съесть в 5 раз больше. Сколько мяса съест голодный волк?

Какова масса пеночки, если известно, что в день она может съесть 18 г корма, а это в 2 раза больше массы самой птички?

Весной у тюленей появляются детёныши. Масса детёныша- 20 кг. Это составляет 1/20 часть массы взрослого тюленя. Какова масса взрослого тюленя?

Как измеряют массу предметов? Назовите, какие бывают весы? Виды весов. (Картинки.)

Отгадайте загадку.

Серая скала,
У скалы – два крыла,
Длинный трос
К скале прирос,
Скала на месте не стоит –
Топчет землю и трубит. (Слон)

Сообщение о  слоне. Слон – самое большое животное на суше. Передвигается быстро. За сутки может съесть около трёхсот килограммов травы. Слоны очень умные животные. Однако считаются одними из самых опасных на планете. Из-за огромных размеров слону приходится спать стоя.

(Слайд с картинкой слона.)

Расшифруйте запись. Тр го тр лу тр бой тр     а к а и а т а  (Голубой кит)

Сообщение  о голубом  ките. Длина голубого кита 33 метра. У него на спине запросто могут уместиться 30 слонов. Киты превосходные ныряльщики. Эти животные живут до 50 лет. ( Слайд с картинкой.)

Подойдут ли известные меры длины для нахождения массы этих животных или потребуются другие? Сформулируйте цель урока. Предположения детей. Учитель корректирует,  дополняет  высказывания детей.

Цель урока. Познакомиться с новыми единицами массы, научиться записывать,  соотносить с другими единицами массы, использовать при решении задач.

  1. Работа по теме урока.

Работа по учебнику  с. 45.  Прочитайте  название новых единиц массы.

( На доске  прикрепляются карточки с новыми единицами массы.)  Запишите  в тетрадь и запомните.

Подумайте, сколько в 1тонне центнеров? Рассуждения. Вывод записывается. 1т = 10ц.

Для взвешивания больших грузов используют грузовые весы. (Слайд.)

Работа в парах. Карточка 1.

Выразите в килограммах:    2ц, 8ц , 10ц, 2т.

Выразите в центнерах:   1т, 1т 5ц, 200кг.

Проверка.

Карточка 2. Прочитайте и решите задачу.

Детёныш синего кита при рождении имеет массу  2 тонны. Китёнок быстро растёт, прибавляя за трое суток 300 кг. Какова будет масса китёнка через 2 недели после рождения?

Какие величины надо преобразовать для решения задачи?

2 недели – 14 дней. 2 тонны – 2 000 кг.

Что известно в задаче? Что нужно узнать? Можем сразу ответить на вопрос задачи?

Зная, сколько прибавляет в весе китёнок за 3 суток, что узнаем? Зная,  сколько в сутки прибавляет в весе детёныш синего кита, что можем узнать? Зная, сколько весит китёнок при рождении, зная, сколько прибавил в весе за 14 дней, что узнаем?

Запишите решение задачи. Один ученик работает с обратной стороны доски.

Кому требуется помощь? (Выдаются карточки – помощницы.)

1)300: 3 =100 ( кг)  – в 1 сутки

2)14 х 100 = 1400 (кг) – за 14 дней.

3)2000+1400= 3400 (кг) – масса китёнка через 2 недели.

Ответ. 3400 кг.

Проверка.

Учебник с. 56. Рассмотрите рисунки и  составьте задачу про бегемота и зубра.

Масса бегемота 4т. Масса зубра равна одной четвёртой  массы бегемота. Чему равна масса зубра? 4000: 4= 1000 кг. Или  4:4 = 1 т

Что узнаем выражением: 4000: 4+4 000? (массу зубра и бегемота вместе)

Чему равна масса зубра и бегемота?

  1. Физкультминутка.

Если утверждение, верно, то хлопните в ладоши 1 раз, если неверно – топните ногой один раз.

Верно ли, что в 1 центнере 100 кг? +

Верно ли, что в 1 тонне 1000 кг? +

Верно ли, что грамм – самая маленькая единица массы?+

Верно ли, что 1 центнер самая большая единица массы?-

Верно ли, что в 1 тонне 10 центнеров? +

Верно ли, что голубой кит самое большое животное на планете? +

Карточка 3. Решите примеры и расшифруйте пословицу.

40х6=

М

126+51=

Р

17х5=

А

39х3=

Т

10х30=

З

159х1=

Н

305+93=

О

5х30=

И

248-94=

Л

200:100=

К

99:9=

Д

50:2=

Г

240

85

154

300

398

154

398

117

159

150

2

11

85

11

398

177

398

25

Пословица. Мал золотник, да дорог.

Золотник – старинная мера веса – 4г. Так говорят о чём-то небольшом, но очень ценном.

Старинные меры длины.

Берковец – 10 пудов.

Пуд – 40 фунтов – 16,38 кг.

Фунт (гривна) 96 золотников – 0, 41 кг

Лот = 3 золотника – 13 г.

Золотник – 4 г.

  1. Итог. С какими единицами массы познакомились на уроке? Назовите все известные единицы массы в порядке возрастания.
  2. Рефлексия. Оцените свою работу на уроке при помощи шкалы оценивания.

Активно работал, не очень активно работал, не проявил интереса.

  1. Оцените свои знания по новой теме с помощью смайлика.
  2. Домашнее задание.
  3. Оценки за урок.

Всем спасибо за урок. Благодарю за активность и внимательность.

Литература.

  1. Т. Н. Ситникова, И. Ф. Яценко «Поурочные разработки по математике». 4 класс.  Москва. «Вако». 2017г.
  2. Интернет – ресурсы. Краткая информация о слоне. Краткая информация о китах.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики по теме "Единицы массы. Тонна. Центнер"

Урок ознакомления с новыми единицамии  массы (тонной, центнером) в 4 классе УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока математики по теме "Единицы массы. Тонна. Центнер"

Урок ознакомления с новыми единицами измерения массы (тонной, центнером) в 4 классе УМК "Школа России"...

Конспект урока математики по теме "Единицы массы. Тонна.Центнер"

Представлен конспект урока математики по программе "Школа России" в 4 классе...

План-конспект уПлан-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.

План-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.Предметные задачи: 1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: « Единицы массы. Тонна. Центнер»...

Конспект урока по математике по теме: «Единицы массы. Тонна. Центнер». 4 класс Жубанова Наталия Шукургалиевна Учитель начальных классов МБОУ СОШ с.Камышки.

Тема урока: Единицы массы. Тонна. Центнер. Тип урока: урок  изучения  нового учебного  материала.Цели урока:1.  Расширить   у детей понятия о единицах массы за счет ...

Математика, 4 класс. Единицы массы. Тонна, центнер.

Урок по математике в 4 классе к УМК «Начальная школа 21 века» по теме «Единицы массы. Тонна, центнер» разработан в соответствии с технологией учебного сотрудничества, используе...

Технологическая карта урока математики по теме "Единицы массы. Тонна, центнер", УМК «Школа России», 1 класс.

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: Ознакомление обучающихся с единицами массы - тонна, центнер. Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающи...