Вычитание с переходом через десяток
методическая разработка по математике (1 класс) по теме
Данный материал поможет в изучении темы "Вычитание с переходом через десяток" в 1 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vychitanie_s_perehodom_cherez_desyatok.pptx | 1.09 МБ |
metodicheskaya_razrabotka.doc | 82 КБ |
Алгоритм сложения и вычитания | 22.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.
Устный счёт: 1 – ы 5 - т 2 – ч 6 - н 3 – в 7 - а 4 – и 8 – е в ы ч и т а н и е
Чем похожи эти записи? 18 - 5 11 - 3 19 - 6 12 - 7 14 - 3 14 - 6 Найдите значения разностей
Проверка: 18-5 =13 11-3= ? 19-6=13 12-7= ? 14-3 =11 14-6= ?
1 способ 1 1 – 3 =11-1-2 = 8 1 – = 1 2 1 –
Алгоритм вычитания (1 способ) 1 Читаю пример… 2 Число единиц уменьшаемого – … Поэтому вычитаемое…разбиваем на части… и … . 3 Вычитаем из … сначала …единиц, получаем 10, а потом из 10 вычитаем оставшиеся … единиц. Получаем… 4 Ответ: …
2 способ 11 – 3 = 8 1 - = 3 8
Алгоритм вычитания (2 способ) 1 Читаю пример… 2 Вычитаемое ….. 3 Вспомню состав уменьшаемого с числом… 4 Отнимаю ….., остаётся …. 5 Ответ….
Первичное закрепление
Самостоятельная работа Учебник с.106, №280
Итоги Мне на уроке понравилось ........ Мне показалось трудным........... Я бы хотел ещё.................. Главным своим результатом я считаю.........
Предварительный просмотр:
Конспект урока-открытия
Предмет: Математика
Класс: 1
Учитель: Чеботарёва Е.А., МОУ «СОШ№ 93» г. Саратова
Автор учебника: И.И.Аргинская, Е.П.Бененсон
Тема: Вычитание чисел с переходом через десяток.
Тип урока: открытие новых знаний
Дидактическая цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме «Вычитание с переходом через десяток»
Задачи урока:
- Предметные: создать проблемную ситуацию, выводящую учащихся на открытие алгоритма вычитания чисел с переходом через десяток; совершенствовать навыки счёта.
- Метапредметные: продолжить формирование положительных мотивов учебной деятельности, учить принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, делать выводы;.
- Воспитательные: формировать умение работать в паре, группе, слушать и понимать речь других, готовность прийти на помощь.
Методы обучения:частично-поисковый, проблемный
Формы организации познавательной деятельности: групповая, в парах, индивидуальная, фронтальная
Оборудование для учителя: ПК, мультипроектор
Оборудование для учащихся: учебники, рабочие тетради, счётный материал, веер с цифрами.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1 Самоопределение к деятельности. Организационный момент | 1. Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.(слайд 2) Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. 2.Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Что бы вы хотели пожелать друг другу на уроке?
| Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила. Высказывают пожелания. | К. - умение слушать и понимать других; Л.- самоопределение |
2 Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | 3 Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. Устный счёт. Найдите каждому ответу соответствующую букву.(слайд 3) -Найти разность чисел 8 и 5 -Уменьшаемое 10 вычитаемое 9 -На сколько 7 больше 5 -Из 6 вычесть 2 -Вычитаемое 4 уменьшаемое 9 - Оле 10 лет, Саша на 3 года моложе. Сколько лет Саше? На сколько отрезок 8см, длиннее отрезка 2 см? Сколько нужно отнять от 10, чтобы получилось 6? 1 слагаемое 2, сумма 10. Чему равно 2-е слагаемое? Какое действие вы использовали для решения? Какое слово получилось? На доске запись: 18-5 11-3 19-6 12-7 14-3 14-6 (слайд 4) - Прочитайте записи. Что вы можете о них сказать? Вычислите значения разностей, которые можете найти. Значения каких разностей не смогли вычислить? (слайд 5) | Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности. Фронтальная работа (ответы показывают цифрами) -Вычитание. - Это разности. - Все эти записи – выражения. - Здесь есть такие разности, значения которых мы можем найти, и есть такие, значение которых найти не можем. Выполняют. - 11-3, 12-7, 14-6, потому что в уменьшаемых единиц меньше, чем в вычитаемых. | П: анализ объектов с целью выделения признаков, умение отличать новое от уже известного с помощью учителя; Р: принимать и сохранять учебную задачу, К: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию |
3 Постановка учебной задачи. | 4 Организует выявление места затруднения. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения. Так чему мы должны научиться сегодня на уроке? Да, тема нашего урока «Вычитание с переходом через десяток» | Под руководством учителя выявляют место затруднения. Ставят цели, формулируют тему урока. Мы должны научиться решать примеры, в которых в уменьшаемом единиц меньше, чем в вычитаемом. | Р: целеполагание П: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; К: умение оформлять свои мысли в устной форме |
4 Построение проекта выхода из затруднения | 5 Организует устранение и фиксирование преодоления затруднения. -Действительно, в разности 11-3 мы не можем от 1 отнять 3 -Давайте попробуем найти пути решения этого примера -Предлагаю вам в паре подумать, как можно найти значение выражения 11 – 3. Вы можете воспользоваться счётными палочками. -Вспомните правила работы в паре. Будьте взаимовежливы при ведении диалога с соседом. Помните, время у вас ограничено. По сигналу работа заканчивается. - Какие пути решения вы нашли? (слайд 6) 1способ: 1.Сначала вычитаем столько, чтобы получилось 10. 2.Вспоминаем состав числа 3 (вычитаемого), заменим его суммой удобных слагаемых. 3. Вычитаем второе слагаемое 2 способ (слайд 8): вспомнить состав числа 11. 11 - это 3 и 8, значит, 11-3=8 - Какое затруднение возникло при выполнении задания? - При решении этого примера нужно хорошо знать состав чисел от 2 до 18. -Какой способ вам больше понравился? Так сколько приемов вычитания вы предложили? Ф/м для глаз А сейчас наша задача составить алгоритм к каждому приему вычитания с переходом через десяток. Алгоритм вычитания (1 способ) 1 Читаю пример… 2 Число единиц уменьшаемого – … Поэтому вычитаемое…разбиваем на части… и … . 3 Вычитаем из … сначала …единиц, получаем 10, а потом из 10 вычитаем оставшиеся … единиц. Получаем… 4 Ответ: …(слайд 7) Алгоритм вычитания (2 способ) (слайд 9) 6. Уточнение темы урока. -Какой новый способ решения выражений с переходом через десяток вы узнали? | Моделируют с помощью счетных палочек арифметическое действие и ход его выполнения. - Сначала надо вычесть 1 из 11, а потом ещё 2: ведь 3 – это 1 и 2. - Можно пользоваться таблицей сложения: ведь мы знаем, что если из суммы вычесть слагаемое, то получится другое слагаемое. Раз – налево, два – направо, Три – наверх, четыре - вниз. А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир. Взгляд направим ближе, дальше, Тренируя мышцу глаз. Видеть скоро будем лучше, Убедитесь вы сейчас! Проговаривают алгоритм. | П:построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; К: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других Р: умение работать по коллективно составленному плану |
5. Первичное закрепление | 7 Устанавливает осознанность восприятия Выполнение задания по учебнику с.106, №279 (слайд 10) -Рассмотрите как Таня и Юра искали значение разности. -Рассмотрите записи под рисунками и определите, какому способу соответствует каждая запись? -Какой вывод можно сделать? -Найдите значения выражений 12-7, 14-6 тем способом, который больше понравился. Ф/м (По выбору учащихся) | Под руководством учителя учащиеся выполняют задания с проговариванием алгоритма вслух. -Находить значения этих выражений можно двумя разными способами: пользоваться таблицей сложения (составом числа уменьшаемого) или заменить вычитаемое суммой удобных слагаемых | Р: умение контролировать, оценивать правильность выполнения действия, корректировать П: -умение ориентироваться в системе знаний; проводить сравнение, устанавливать аналогии; умение делать простые выводы в результате работы; построение логической цепи рассуждений; К: умение слушать и понимать других; умение отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | 8 Организует деятельность по применению новых знаний Выполнение задания по учебнику с.106, №280 (слайд 12) Выполнение задания по учебнику с.106, №281 (Продолжить задачу по схеме, решить её. Сравнить полученные задачи.) -Как связана эта задача с темой нашего урока? -Каким алгоритмом для решения вы пользовались? | Выполняют задание самостоятельно в тетради. Выполняют самопроверку по эталону. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки. Работа в парах. Взаимопроверка. | Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Л.Самоопределение К: умение слушать и понимать других; умение отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения |
7. Рефлексия деятельности. | - Чему мы сегодня научились на уроке? - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться? Закончите фразу: Мне на уроке понравилось ........ Мне показалось трудным........... Я бы хотел ещё.................. Главным своим результатом я считаю......... | Анализируют свою деятельность | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П: рефлексия Л: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, |
Предварительный просмотр:
Алгоритм сложения с переходом через десяток
- Прибавлю 2-е слагаемое по частям
- Дополню 1-е слагаемое до 10
- Прибавлю сколько осталось…
7+5=7+3+2=12 8+7=8+2+5=15
5=3+2 7=2+5
Алгоритм вычитания с переходом через десяток
- Буду вычитать по частям
- В уменьшаемом ….. единиц
- Сначала вычту …., чтобы получилось 10
- Из 10 вычту….
12 – 8 = 12– 2 – 6 = 4
8 = 2 + 6
10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 слагаемое 2 слагаемое значение суммы
4 + 3 = 7
уменьшаемое вычитаемое значение разности
7 – 3 = 4
Алгоритм сложения с переходом через десяток
- Прибавлю 2-е слагаемое по частям
- Дополню 1-е слагаемое до 10
- Прибавлю сколько осталось…
7 + 5 = 7 + 3 + 2 = 12 8 + 7= 8 + 2 + 5 = 15
5 = 3 + 2 7 = 2 + 5
Алгоритм вычитания с переходом через десяток
- Буду вычитать по частям
- В уменьшаемом ….. единиц
- Сначала вычту …., чтобы получилось 10
- Из 10 вычту….
12 – 8 = 12– 2 – 6 = 4
8 = 2 + 6
10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 слагаемое 2 слагаемое значение суммы
4 + 3 = 7
уменьшаемое вычитаемое значение разности
7 – 3 = 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-сказка "Сложение вычитание с переходом через десяток"
Приключения Ивана-царевича, в поисках прекрасной Василисы...
Урок математики во 2 классе по теме: "Письменное сложение и вычитание с переходом через десяток. Закрепление"
Даннный урок является закрепляющим по данной теме. Все его задания и этапы носят единую тематику "Спорт". Поэтому можно отметить, что не только преследуются учебные цели и задачи, но и большое место о...
Урок математики в 1 классе "Числа от 11 до 20. Сложение и вычитание без перехода через десяток" УМК "Перспектива"
Урок по математике в 1 классе по УМК "Перспектива" Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова. Разработан и проведен с учетом требований ФГОС.Тема: Числа от 11 до 20. Сложение и вычитание без перехода через десяток. ...
ПИСЬМЕННОЕ ВЫЧИТАНИЕ С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК В СЛУЧАЯХ ВИДА: 52 – 24. Математика 2 класс
Учащиеся ознакомятся с приёмом письменного вычитания двузначных чисел в случаях вида: 52-24; развивают умение применять на практике изученные ранее приёмы письменного сложения и вычитания двузна...
Конспект урока по математике 1 класс . Вычитание с переходом через десяток.
Показать разные приемы вычитания....
Математические раскраски – сложение и вычитание с переходом через десяток, сложение и вычитание в пределах 100, таблица умножения и деления.
Математические раскраски – сложение и вычитание с переходом через десяток, сложение и вычитание в пределах 100, таблица умножения и деления....
Урок математики в 1 классе «Табличное вычитание. Приём вычитания с переходом через десяток»
«Табличное вычитание. Приём вычитания с переходом через десяток»...