Вычитание с переходом через десяток
методическая разработка по математике (1 класс) по теме

Чеботарёва Елена Алексеевна

Данный материал поможет в изучении темы "Вычитание с переходом через десяток" в 1 классе

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку математики по теме: Автор: учитель начальных классов МОУ «СОШ № 93» Чеботарёва Елена Алексеевна « Вычитание с переходом через десяток» 1 класс

Слайд 2

Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.

Слайд 3

Устный счёт: 1 – ы 5 - т 2 – ч 6 - н 3 – в 7 - а 4 – и 8 – е в ы ч и т а н и е

Слайд 4

Чем похожи эти записи? 18 - 5 11 - 3 19 - 6 12 - 7 14 - 3 14 - 6 Найдите значения разностей

Слайд 5

Проверка: 18-5 =13 11-3= ? 19-6=13 12-7= ? 14-3 =11 14-6= ?

Слайд 6

1 способ 1 1 – 3 =11-1-2 = 8 1 – = 1 2 1 –

Слайд 7

Алгоритм вычитания (1 способ) 1 Читаю пример… 2 Число единиц уменьшаемого – … Поэтому вычитаемое…разбиваем на части… и … . 3 Вычитаем из … сначала …единиц, получаем 10, а потом из 10 вычитаем оставшиеся … единиц. Получаем… 4 Ответ: …

Слайд 8

2 способ 11 – 3 = 8 1 - = 3 8

Слайд 9

Алгоритм вычитания (2 способ) 1 Читаю пример… 2 Вычитаемое ….. 3 Вспомню состав уменьшаемого с числом… 4 Отнимаю ….., остаётся …. 5 Ответ….

Слайд 10

Первичное закрепление

Слайд 12

Самостоятельная работа Учебник с.106, №280

Слайд 13

Итоги Мне на уроке понравилось ........ Мне показалось трудным........... Я бы хотел ещё.................. Главным своим результатом я считаю.........



Предварительный просмотр:

Конспект урока-открытия

Предмет: Математика

Класс: 1

Учитель: Чеботарёва Е.А., МОУ «СОШ№ 93» г. Саратова

Автор учебника: И.И.Аргинская, Е.П.Бененсон

Тема: Вычитание чисел с переходом через десяток.

Тип урока: открытие новых знаний

Дидактическая цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме «Вычитание с переходом через десяток»

Задачи урока:

  1. Предметные: создать проблемную ситуацию, выводящую учащихся на открытие алгоритма вычитания чисел с переходом через десяток; совершенствовать навыки счёта.
  2. Метапредметные: продолжить формирование положительных мотивов учебной деятельности, учить принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, делать выводы;.
  3. Воспитательные: формировать умение работать в паре, группе, слушать и понимать речь других, готовность прийти на помощь.

Методы обучения:частично-поисковый, проблемный

Формы организации познавательной деятельности: групповая, в парах, индивидуальная, фронтальная

Оборудование для учителя: ПК, мультипроектор

Оборудование для учащихся: учебники, рабочие тетради, счётный материал, веер с цифрами.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1 Самоопределение к деятельности.

Организационный момент

1. Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.(слайд 2)

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

2.Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Что бы вы хотели пожелать друг другу на уроке?

 

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Высказывают пожелания.

 К. - умение слушать и понимать других;

Л.- самоопределение

2 Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

3 Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки.

Устный счёт. Найдите каждому ответу соответствующую букву.(слайд 3)

-Найти разность чисел 8 и 5

-Уменьшаемое 10 вычитаемое 9

-На сколько 7 больше 5

-Из 6 вычесть 2

-Вычитаемое 4 уменьшаемое 9

- Оле 10 лет, Саша на 3 года моложе. Сколько лет Саше?

На сколько отрезок 8см,  длиннее отрезка 2 см?

Сколько нужно отнять от 10, чтобы получилось 6?

1 слагаемое 2, сумма 10. Чему равно 2-е слагаемое?

Какое действие вы использовали для решения? Какое слово получилось?

На доске запись: 18-5   11-3  19-6    12-7   14-3    14-6 (слайд 4)

- Прочитайте записи. Что вы можете о них сказать?

Вычислите значения разностей, которые можете найти.

Значения каких разностей не смогли вычислить? (слайд 5)

Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности.

Фронтальная работа (ответы показывают  цифрами)

-Вычитание.

- Это разности.

- Все эти записи – выражения.

- Здесь есть такие разности, значения которых мы можем найти, и есть такие, значение которых найти не можем.

Выполняют.

- 11-3, 12-7, 14-6, потому что в уменьшаемых единиц меньше, чем в вычитаемых.

П: анализ объектов с целью выделения признаков, умение отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Р: принимать и сохранять учебную задачу,

К: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

3 Постановка учебной задачи.

4 Организует выявление места затруднения. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

Так чему мы должны научиться сегодня на уроке?

Да, тема нашего урока «Вычитание с переходом через десяток»

Под руководством  учителя выявляют место затруднения.

Ставят цели, формулируют тему урока.

Мы должны научиться решать примеры, в которых в уменьшаемом единиц меньше, чем в вычитаемом.

Р: целеполагание

П: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;      

К: умение оформлять свои мысли в устной форме

4  Построение проекта выхода из затруднения

5 Организует устранение и фиксирование преодоления затруднения.

-Действительно, в  разности 11-3 мы не можем от 1 отнять 3

-Давайте попробуем найти пути решения этого примера

-Предлагаю вам в паре подумать, как можно найти значение выражения  11 – 3. Вы можете воспользоваться счётными палочками.

-Вспомните правила работы в

паре.

Будьте взаимовежливы при

ведении диалога с соседом.

Помните, время у вас ограничено.

По сигналу работа заканчивается.

- Какие пути решения вы

нашли? (слайд 6)

1способ:

1.Сначала вычитаем столько, чтобы получилось 10.

2.Вспоминаем состав числа 3

(вычитаемого), заменим его

суммой удобных слагаемых.

3. Вычитаем второе слагаемое

2 способ (слайд 8): вспомнить состав числа

11. 11 - это 3 и 8, значит, 11-3=8

- Какое затруднение возникло при

выполнении задания?

- При решении этого примера

нужно хорошо знать состав чисел

от 2 до 18.

-Какой способ вам больше понравился?

Так сколько приемов

вычитания вы предложили?

 Ф/м для глаз

А сейчас наша задача составить

алгоритм к каждому приему

вычитания с переходом через

десяток.

Алгоритм вычитания (1 способ)

1 Читаю пример…

2 Число единиц уменьшаемого – …

Поэтому вычитаемое…разбиваем на части… и … .

3 Вычитаем из … сначала …единиц, получаем 10, а потом из 10 вычитаем оставшиеся … единиц. Получаем…

4 Ответ: …(слайд 7)

Алгоритм вычитания (2 способ) (слайд 9)

6. Уточнение темы урока.

-Какой новый способ решения выражений с переходом через десяток вы узнали?

Моделируют с помощью счетных

палочек арифметическое

действие и ход его

выполнения.

- Сначала надо вычесть 1 из 11, а потом ещё 2: ведь 3 – это 1 и 2.

- Можно пользоваться таблицей сложения: ведь мы знаем, что если из суммы вычесть слагаемое, то получится другое слагаемое.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд  направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

Проговаривают алгоритм.

П:построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

К: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Р: умение работать по коллективно составленному плану

5. Первичное закрепление

7 Устанавливает осознанность восприятия

Выполнение задания по учебнику с.106, №279 (слайд 10)

-Рассмотрите как Таня и Юра искали значение разности.

-Рассмотрите записи под рисунками и определите, какому способу соответствует каждая запись?

-Какой вывод можно сделать?

-Найдите значения выражений 12-7, 14-6 тем способом, который больше понравился.

Ф/м (По выбору учащихся)

Под руководством учителя учащиеся выполняют задания с проговариванием алгоритма вслух.

-Находить значения этих выражений можно двумя разными способами:

пользоваться таблицей сложения  (составом числа уменьшаемого) или

заменить вычитаемое суммой удобных слагаемых

Р: умение контролировать, оценивать правильность выполнения действия, корректировать

П: -умение ориентироваться в системе знаний; проводить сравнение, устанавливать аналогии;

умение делать простые выводы в результате работы; построение логической цепи рассуждений;

К: умение слушать и понимать других;

умение отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения

6.  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8 Организует деятельность по применению новых знаний

Выполнение задания по учебнику с.106, №280 (слайд 12)

Выполнение задания по учебнику с.106, №281 (Продолжить задачу по схеме, решить её. Сравнить полученные задачи.)

-Как связана эта задача с темой нашего урока?

-Каким алгоритмом для решения вы пользовались?

Выполняют задание

самостоятельно в тетради.

Выполняют самопроверку по эталону.

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину,  исправляют ошибки.

Работа в парах. Взаимопроверка.

Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Л.Самоопределение

К: умение слушать и понимать других;

умение отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения

7. Рефлексия деятельности.

-  Чему мы сегодня научились на уроке?    

  - Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться?

Закончите фразу:     

Мне на уроке понравилось ........   Мне показалось трудным...........

Я бы хотел ещё..................

Главным своим результатом я

считаю.........

Анализируют свою деятельность

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: рефлексия

Л- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,



Предварительный просмотр:

Алгоритм сложения с переходом через десяток

  1. Прибавлю 2-е слагаемое по частям
  2. Дополню  1-е слагаемое до 10
  3. Прибавлю сколько осталось…

7+5=7+3+2=12         8+7=8+2+5=15

     5=3+2                       7=2+5                

Алгоритм вычитания с переходом через десяток

  1. Буду вычитать по частям
  2. В уменьшаемом ….. единиц
  3. Сначала вычту …., чтобы получилось 10
  4.  Из 10 вычту….

12 – 8 = 122 – 6 = 4

        8 = 2 + 6

10

9

8

7

6

5

1

2

3

4

5

1 слагаемое  2 слагаемое значение суммы

4        +          3       =        7

уменьшаемое  вычитаемое  значение разности

7           –           3       =       4

Алгоритм сложения с переходом через десяток

  1. Прибавлю 2-е слагаемое по частям
  2. Дополню  1-е слагаемое до 10
  3. Прибавлю сколько осталось…

7 + 5 = 7 + 3 + 2 = 12         8 + 7= 8 + 2 + 5 = 15

        5 = 3 + 2                            7 = 2 + 5

Алгоритм вычитания с переходом через десяток

  1. Буду вычитать по частям
  2. В уменьшаемом ….. единиц
  3. Сначала вычту …., чтобы получилось 10
  4.  Из 10 вычту….

12 – 8 = 122 – 6 = 4

        8 = 2 + 6

10

9

8

7

6

5

1

2

3

4

5

1 слагаемое  2 слагаемое значение суммы

      4      +       3    =       7

уменьшаемое вычитаемое значение разности

     7         –        3      =      4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-сказка "Сложение вычитание с переходом через десяток"

Приключения Ивана-царевича, в поисках прекрасной Василисы...

Урок математики во 2 классе по теме: "Письменное сложение и вычитание с переходом через десяток. Закрепление"

Даннный урок является закрепляющим по данной теме. Все его задания и этапы носят единую тематику "Спорт". Поэтому можно отметить, что не только преследуются учебные цели и задачи, но и большое место о...

Урок математики в 1 классе "Числа от 11 до 20. Сложение и вычитание без перехода через десяток" УМК "Перспектива"

Урок по математике в 1 классе по УМК "Перспектива" Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова. Разработан и проведен с учетом требований ФГОС.Тема: Числа от 11 до 20. Сложение и вычитание без перехода через десяток. ...

ПИСЬМЕННОЕ ВЫЧИТАНИЕ С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК В СЛУЧАЯХ ВИДА: 52 – 24. Математика 2 класс

Учащиеся ознакомятся с приёмом письменного вычитания двузначных чисел в случаях вида: 52-24; развивают умение  применять на практике изученные ранее приёмы письменного сложения и вычитания двузна...

Математические раскраски – сложение и вычитание с переходом через десяток, сложение и вычитание в пределах 100, таблица умножения и деления.

Математические раскраски – сложение и вычитание с переходом через десяток, сложение и вычитание в пределах 100, таблица умножения и деления....

Урок математики в 1 классе «Табличное вычитание. Приём вычитания с переходом через десяток»

«Табличное вычитание. Приём вычитания с переходом через десяток»...