Современные педагогические технологии в условиях ФГОС
опыты и эксперименты по математике на тему
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_sovremennyh_keys.docx | 28.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современных кейс-технологий
на уроках математики
Современные педагогические технологии в условиях ФГОС
Актуальность и перспективность данной темы была обусловлена двумя направлениями:
- модернизацией школьного образования, современными требованиями к школьному образованию и направлениями, указанными в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»
- проблемой угасания со стороны учащихся интереса к обучению.
«Психологический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребёнка к какой – либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё», - пишет ЛС Выготский в своей работе, и с ним нельзя не согласиться
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует внедрение в современную школу системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, который, в свою очередь, связан с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения.
Что же такое педагогическая технология?
- Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса;
- Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;
- Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.
Все учителя сталкивались с вопросом: как заинтересовать ученика своим предметом? Человек увлекается, какой-либо деятельностью, если становиться непосредственно субъектом, а не объектом этой деятельности. Так и в учебном процессе, ученик должен быть субъектом, а не объектом в учебном процессе.
Очень трудно было удержать внимание и интерес каждого из учеников. Только тогда, когда ученик использует свои умственные, физические, духовные возможности, можно говорить о самостоятельной учебно-познавательной деятельности, благодаря которой ученик сам учиться: проектировать, исследовать, открывать что-то новое. Все это и способствует увлечению предметом.
Кейс-технология как один из инновационных методов образовательной среды
Осуществлять процесс самостоятельной учебно-познавательной деятельности необходимо на основе современных технологий обучения. Метод кейс-технологий отвечает основным требованиям, которые задает стандарт образования?
В основе метода лежит имитационное моделирование. Активность обучения реализуется за счет вовлечения учащегося в решения «реальных» проблем.
Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.
К кейс-технологиям относятся: метод ситуационного анализа, метод инцидента; метод ситуационно-ролевых игр; метод разбора деловой корреспонденции; игровое проектирование, метод дискуссии.
Суть состоит в предоставлении учащимся учебно-методических материалов в виде специальных наборов – кейсов. В отличие от традиционных методов обучения акцент ставится не на получение готовых знаний, а на их выработку. Таким образом, важен не конкретный результат, а сам процесс получения знаний.
Что дает применение кейс-метода учителю?
- выявление пробелов в конкретных темах или разделах тем;
- применение системно-деятельностного подхода в процессе обучения,
- возможность использования его на различных этапах обучения и в различных формах.
Для ученика – это возможность самостоятельного изучения материала в случае пропуска занятий, систематизация знаний, а также использование накопленного материала для повторения или подготовки к экзаменам.
Алгоритм работы с кейсом: постановка проблемы, извлечение смысловой информации из кейса, анализ содержания кейса и вывод по данной проблеме.
Использование кейс-технологий на уроках математики делает обучение более содержательным, зрелищным, способствует развитию самостоятельности и творческих способностей, существенно повышает уровень индивидуализации обучения и познавательную активность обучающихся.
Характеристика метода кейсов:
1. Главный акцент при использовании метода конкретной ситуации ставится не столько на развитие навыков решения проблемы, сколько на развитие аналитического мышления, которое необходимо для выявления проблемы, ее формулировки и принятия решения.
2. Кейс метод является достаточно эффективным средством организации обучения, однако его нельзя считать универсальным, применимым для всех дисциплин и решения всех образовательных задач. Эффективность метода в том, что он достаточно легко может быть соединён с другими методами обучения.
Способствует развитию умений:
- Анализировать ситуации;
- Оценивать альтернативы;
- Выбирать оптимальный вариант решений;
- Составлять план осуществления решений
Рассмотрим методы кейс-технологии:
- метод инцидентов.
Цель метода – поиск и обработка информации самим учеником.
Сообщение в кейсе может быть, как письменным, так и устным («случилось…» или «произошло»).
Учащиеся получают сообщение об инциденте. Им необходимо прежде всего разобраться в обстановке, определить, есть ли проблема и в чем, собственно, она состоит, что надо делать, что нужно знать для принятия того или иного решения.
- метод разбора деловой корреспонденции
Учащийся получают от учителя папки с одинаковым набором документов, относящихся к деятельности определенного предприятия. Сам участник такого обучения выступает в роли лица, принимающего решение (в этой роли может выступить также малая группа). Учащийся должен – занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.
Цель ученика – сыграть роль человека, ответственного за обработку данных документов. Обработать предоставленные документы.
- игровое проектирование
Для осуществления этой технологии участников занятия разбивают на группы, каждая из которых занимается разработкой своего проекта.
Игровое проектирование может включать в себя проекты разного типа: исследовательские, поисковые, творческие, аналитические, прогностические.
Цель –создание проекта (готового продукта) по заданной теме.
- ситуационно-ролевая игра
Цель –инсценировать реальную ситуацию и дать возможность оценить поступки, поведение участников инсценировки.
Обучающему выдается не только описание ситуации, но и инструкция, в которой описано характер роли, интересы, которые нужно отстоять. Таким образом, ролевая игра – игра по заданному сценарию, который требует не только знакомства с материалом ситуации, но и вхождения в заданный образ, перевоплощения.
- метод дискуссии
Дискуссия – обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определенными правилами процедуры. К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.
Обычно дискуссией руководит учитель. «Общие правила коммуникации при групповой дискуссии выражаются в следующих требованиях к участникам группы: излагать материал кратко, конкретно, озвучить основные выводы по какому-либо вопросу или ситуации; ориентироваться на цель (задачу); уметь слушать; быть активными в беседе; осуществлять конструктивную критику.
- метод кейс-стадии
Предполагает: подготовленный в письменном виде пример кейса; самостоятельное изучение и обсуждение кейса учащимися; совместное обсуждение кейса в аудитории под руководством учителя; следование принципу «процесс обсуждения важнее самого решения».
Выше были рассмотрены методы кейс-технологии. В каждом методе может существовать различная вариация подачи материала, в связи с этим рассмотрим виды кейсов.
Виды кейсов:
- Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).
- Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).
- Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы.
Работая, с технологией кейсов учащийся должен выполнять определенную последовательность действий. Перед знакомством с каким-либо кейсом, необходимо обговорить этапы работы с выданными материалами.
Основные этапы работа ученика с кейсом.
- 1 этап– знакомство с ситуацией, её особенностями;
- 2 этап – выделение основной проблемы (проблем);
- 3 этап – предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;
- 4 этап – анализ последствий принятия того или иного решения;
- 5 этап – решение кейса, предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий.
Из всего выше сказанного и реализованного на уроках можно сделать выводы. Использование кейса имеете явное преимущество. Ребята заметно активизируются на уроке. Ученик становиться субъектом деятельности. При этом использование жизненной ситуация повышает мотивацию к обучению. Ребенок видит, где его знания могут пригодиться в реальной жизни, и он становиться заинтересованным в их получение.
Результаты, возможные при использовании метода «Кейс-метода»:
Учебные:
- Усвоение новой информации
- Освоение метода сбора данных
- Освоение метода анализа
- Умение работать с текстом
- Соотнесение теоретических и практических знаний
Образовательные:
- Создание авторского продукта
- Образование и достижение личных целей
- Повышение уровня коммуникативных навыков
- Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем.
Что дает использование кейс-технологии:
Учителю:
- Доступ к базе современных учебно-методических материалов
- Организация гибкого учебного процесса
- Сокращение затрат времени на подготовку к урокам
- Беспрерывное повышение квалификации
- Возможность реализации некоторых элементов учебного процесса во внеурочное время.
Ученику:
- Работа с дополнительными материалами
- Постоянный доступ к базе консультаций
- Возможность самому готовиться к аттестации
- Общение с другими учащимися в группе
- Освоение современных информационных технологий.
Конечно, использование кейс-технологий в обучении не решит всех проблем, необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, а также возможности учеников и сочетать традиционные и интерактивные технологии обучения.
Однако, создание на уроках ситуаций интеллектуального затруднения, использование нестандартных вопросов, проблемных задач способствует развитию творческого (дивергентного) мышления, столь необходимого каждому в повседневной жизни.
Также преимущества данной технологии заключается в наличии логической структуры, четкой последовательности шагов и действий, повторяемости, воспроизводимости, нацеленности на получение конкретного образовательного результата, а также данная технология способствует ранней профориентации учащегося.
Благодаря использованию на уроках данной технологии можно говорить о системе предметных, метапредметных умений и личностных качеств обучаемого. В соответствие с ФГОС эта система трех компонентов и является образовательным результатом. Кейс-технология отвечает требования, которые задает ФГОС.
Современные образовательные технологии на уроках математики, как средство повышения эффективности обучения
На уроках математики, обучающиеся учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы. В основе всех перечисленных действий и процессов лежит мышление обучающихся, которое понимается как форма мыслительной деятельности, основанная на глубоком осмыслении, анализе, синтезе, ассоциативном сравнении, обобщении и системном конструировании знаний об окружающем мире, направленная на решение поставленных проблем и достижении истины. Поэтому в современных условиях, в образовательной деятельности важны ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности обучающихся, формирование умений проблемно-поисковой деятельности. Решить эту проблему традиционными методами невозможно. Как поддержать у обучающихся интерес к изучаемому материалу и активизировать их в течение всего урока, чтобы роль преподавателя состояла не в том, как яснее и красочнее, чем в учебнике сообщить необходимую информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо обучающийся. Преподаватель при этом организовывает и управляет учебной деятельностью. Все это побуждает к поиску адекватных педагогических технологий и использование их в практике.
На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше.
Выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д. Самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий.
Применение современных образовательных технологий (их элементов) позволяют не только наполнять уроки, внеклассные мероприятия новым содержанием, но тем самым мотивировать детей на обучение, активизировать их познавательную деятельностью, повышать эффективность обучения математике.
Приложение
Применения кейс-технологии на уроках математики.
Кейс «Проценты в жизни».
Вид кейса: печатный.
Тип кейса: практический.
Цели урока:
- Развитие познавательного интереса к вычислению процентов, через решения жизненных задач;
- 2.отработка практических навыков при решении задач на проценты;
- развитие интереса учащихся к математике и расширение кругозора через решение задач связанными с жизненными ситуациями.
Задачи:
образовательная:
углубление и систематизация теоретических знаний, отработка умений и навыков при вычислении процентов на примерах решения задач;
развивающая:
развитие умения распознавать типы задач на проценты;
воспитательная:
воспитание активности, побуждение познавательного интереса, воспитание настойчивости в достижении цели.
Пример фрагмента содержания кейса.
Задание №1.
Познакомиться с ситуацией, представленной в кейсе и с документами, связанными с взятием кредита.
Задание №2.
Исследовать представленную историю и документы. Выяснить причины, почему могла произойти такая ситуация.
Задание №3.
Выписать все неизвестные термины и узнать их значение.
Задание №4. Рассчитать долг по кредиту.
Задание №5. Предложить свои варианты решений данной ситуации. Проанализировать последствия принятия того или иного решения. Сформулировать советы людям, которые собираются брать кредит.
Задание №6. Представить полученные результаты своей работы перед ребятами.
Текс.
Это было почти три года назад. Я взяла в кредит ноутбук за 30 тысяч рублей. Исправно платила по 2500 рублей в месяц, в течение двух лет и трех месяцев, а потом вдруг лишилась работы. На этот случай у меня были отложены деньги (приличная сумма), но, увы, деньги незадолго до моего увольнения я потратила на новый телефон.
Как я выжила – отдельная тема. У родителей нет возможности помогать. Родственники в другом городе и сами живущие от зарплаты до зарплаты. Друзей, способных занять денег на оплату квартиры и кредит, у меня не было.
Я устроилась на работу, но пока стажировалась, пока устраивалась, пока получила зарплату прошло около двух месяцев. Были подработки, но и кушать нужно было. Получила зарплату, ура! Думаю, ну ладно – два месяца я не платила кредит, буду платить с отсрочкой и ничего не будет. Вот наивная. Оказывается, мне начисляли штраф за каждый день просрочки. Долг рос с каждым днем….
Фрагмент документа.
Общий размер кредита - 30 000 тыс. рублей.
Кредит предоставляется на оплату ноутбука.
Ссудозаемщик обязуется погасить кредит до «1» сентября 2018г. При не поступлении средств в погашение кредита в указанный срок задолженность по ссуде, включая проценты, вносится на счет просроченных ссуд и списывается со счета N ____________________ в _________________________ банке.
За пользование кредитом Ссудозаемщик вносит плату в размере 18 процентов годовых.
Проценты начисляются и взыскиваются Банком ежемесячно после 20 числа каждого месяца в бесспорном порядке инкассовым поручением с расчетного счета Ссудозаемщика. Отсчет срока по начислению процентов начинается с даты выдачи средств со ссудного счета и заканчивается датой зачисления средств в погашение кредита на ссудный счет Ссудозаемщика.
В случае не поступления на счет Банка средств в погашение причитающихся со Ссудозаемщика процентов до 5 числа следующего месяца причитающиеся со Ссудозаемщика проценты по кредиту считаются как несвоевременно оплаченные. В случае нарушения срока погашения кредита и уплаты процентов Банк взыскивает штраф в размере 5 процентов от непогашенной суммы задолженности кредита за каждый день просрочки.
Список литературы
- Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения. Сборник научных трудов. Под ред. А.В.Хуторского. М., 2006.
- Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. «Учитель», Волгоград, 2009.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая аттестационная работа по предметной области «Актуальные вопросы теории и практики внедрения современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС»
Работа является разработкй по ФГОС программе для учителей начальных классов...
Тема;"Современные педагогические технологии , как условия повышения качества образования»
Разработка семинара-практикума с использованием групповой формы работы....
Современные педагогические технологии в условиях ФГОС. Здоровьесберегающие технологии
Современные педагогические технологии и подходы в учебно-воспитательном процессе в условиях ФГОС...
"Современные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС"
Современные педагогические технологии в условиях реализации...
Доклад "Современные педагогические технологии в условиях ФГОС".
Сегодняшние дети – это будущий мир. Передо мною, как учителем, встают проблемы: «Как учить в век информатизации человека будущего?», «Чему учить, чтобы знания, полученные на ур...
Современные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве......
Современные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС.
Педагогические технологии: совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение образовательного процесса...