Урок-проект по математике "Числа в загадках, пословицах, поговорках" 1 класс
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Это обобщающий урок по математике в 1 классе по теме "Нумерация чисел первого десятка". На уроке дети повторяют прямой и обратный счёт, нумерацию, действия с единицей, составляют и решают задачи и примеры в пределах десятка, представляют (защищают) свои мини-проекты "Числа в загадках, пословицах и поговорках". На уроке использовано много игровых моментов, инсценировок и дидактических игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_proekt_chisla_v_zagadkah_poslovitsah_pogovorkah.docx | 52.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-проект в 1 классе
«Числа в загадках, пословицах, поговорках».
Цель урока: обобщение математических знаний по теме «Нумерация чисел первого десятка».
Задачи:
- образовательные: повторить прямой и обратный счёт, понятие предыдущего и последующего числа, правила прибавления и вычитания единицы, показать умение записывать решение задач цифрами и математическим знаками, решать простые задачи и примеры в пределах десяти;
- развивающие: развивать смекалку, сообразительность, память, внимание, воображение;
- воспитывающие: умение взаимодействовать с товарищами.
Ход урока.
1. Орг. момент.
В школе прозвенел звонок,
Начался второй урок.
Садитесь. У нас урок математики. Мы изучили все цифры, поэтому устроим небольшой математический праздник цифр и чисел первого десятка. На уроке вам необходима смекалка, внимательность и находчивость. Что надо знать, ребята, чтобы ответить на вопрос, сколько тебе лет, сколько у тебя друзей, сколько лапок у кота, сколько времени на часах? ( Надо знать цифры и уметь считать! )
А умеете ли вы это делать, сейчас проверим!
2. Рассказ учителя.
- Но вначале немного послушайте. Первобытные люди не знали счёта и письма. Они показывали числа на пальцах. Когда не было бумаги, люди делали записи в виде зарубок на палках, костях, скалах, откладывали камушки и ракушки, завязывали узелки на верёвках. Потом научились рисовать значки-иероглифы
(показ на слайде или рисунке). Затем появились первые римские цифры – это сочетание палочек, галочек и крестиков. Посмотрите, как записаны числа первого десятка римскими цифрами (показ на слайде или рисунке). Для письма длинных записей это было очень неудобно. Посмотрите, как записана дата сегодняшнего дня (на доске) римскими цифрами, а вот как записана эта же дата арабскими цифрами.
В школе мы изучаем арабские цифры. Они пришли к нам из Древней Индии. Поэтому их можно называть также индийскими. Теперь весь мир пользуется этими цифрами. О них мы и будем говорить дальше.
3. Закрепление изученного.
а) повторение счёта и нумерации чисел первого десятка;
Я загадаю вам загадки. Отгадайте, о какой цифре идет речь?
- Я - в озере лебёдка, длинноногая молодка? ( 2)
- Каждый пальчик на одной руке подержи, цифру пальчику скажи. ( 5 )
- Эта цифра - дверной замок, сверху крюк, внизу кружок? ( 6 )
- Летом траву я кошу на лугах, зимою я - на гвозде и в сенях? ( 7 )
- 6 через голову перекатилась, и у вас я получилась. ( 9 )
- Я же будто ванька-встанька, как меня не наклоняй-ка? ( 8 )
- Эта цифра - стул, который я перевернул. ( 4 )
- Не похож он на пятак, не похож на бублик.
Круглый он, да не дурак, с дыркой, да не бублик. ( 0 )
- Похожа цифра на крючок, а может на обломленный сучок. ( 1 )
- Я горбатая старушка, или стружка-завитушка. ( 3 )
Дети отгадывают загадки, а ученики, у которых есть нужная цифра, выходят к доске.
Учитель:
- Цифры, стройтесь ровно в ряд,
Чтобы дружный был отряд. ( Дети перестраиваются по порядку от 0 до 9).
- Завершает парад цифр и чисел - число 10. Это число состоит из 2 цифр. Каких? (1 и 0). Далее следует повторение прямого и обратного счёта (хором).
- Инсценирование стихотворения. Дети представляют каждый свою цифру - число.
- Вот один, иль единица,
Очень тонкая, как спица.
- А вот это - цифра два,
Полюбуйся, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
- А за двойкой - посмотри-
Выступает цифра три.
Тройка - третий из значков,
Состоит из двух крючков.
- За тремя идёт четыре,
Острый локоть от топыря.
- А потом пошла плясать
По бумаге цифра 5.
Ручку вправо потянула,
Ножку круто изогнула.
- Цифра шесть -дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.
- Вот семёрка - кочерга.
У неё одна нога.
- У восьмёрки два кольца
Без начала и конца.
- Цифра 9, иль девятка,
Цирковая акробатка:
Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет.
- Цифра вроде буквы 0 -
Это ноль, иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
- Если ж слева, рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это - десять!
Считаем всё подряд
Числа выстроились в ряд.
Мы считаем всё подряд.
Нос - 1, и голова.
Глаза - 2 и уха - 2.
Втроём всегда богатыри
И поросёнка тоже 3.
4 в комнате угла,
4 ножки у стола.
5 пальцев ровно на руке,
И 5 - отметка в дневнике.
У жука 6 лапок,
И 6 домашних тапок.
7 звуков в музыкальной гамме,
И радуга с семью цветами.
У осьминога 8 ног,
Он 8 раз звонит в звонок!
Пришли на день рожденья 9 гостей...
А торт мы разрежем на 10 частей!
Учитель: - А теперь задание. Числу, о котором будет идти речь в задании, нужно выйти вперёд.
- Это число, последующее за числом 6 ( 7 )
- Это число, предыдущее числу 7 ( 6 )
- У этого числа соседи 7 и 9 ( 8 )
- Какое число на 1 больше 2? ( 3 )
- Какое число на 1 меньше 5? ( 4 )
- Какие соседи у числа 8? ( 7 и 9 )
- Молодцы! Задание выполнили верно. Спасибо за помощь, садитесь.
- Особо хочется сказать про число и цифру 0. С.Я. Маршак сочинил про него сказку в стихах. ( Инсценировка стихотворения)
Вот это ноль, иль ничего,
Послушай сказку про него.
Сказал веселый круглый ноль
Соседке-единице
С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице!
Она окинула его
Сердитым, гордым взглядом:
- Ты, ноль, не стоишь ничего.
Не стой со мною рядом!
Ответил ноль: - Я признаю,
Что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.
Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в десять раз,
Когда я стану справа.
Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль.
Мы двойку в двадцать превратим.
Из троек и четверок
Мы можем, если захотим,
Составить тридцать, сорок.
Пусть говорят, что мы ничто –
С двумя нолями вместе
Из единицы выйдет сто,
Из двойки – целых двести!
- Число 1 не менее знаменито. Вспомним правила единицы:
Если к числу прибавить 1, получится следующее за ним число.
Если из числа вычесть 1, получится предыдущее ему число.
Игра. Проверим наши знания. К доске вызываются 2 ученика. Им даю одинаковое количество карточек + 1 и - 1. Дети поочерёдно читают пример и решают. Остальные дети хлопают в ладоши, если ответ правильный, и поднимают руку, если ответ неверный.
б) решение задач и примеров в пределах 10;
Учитель: - Как выглядят цифры, вы знаете. А без чего еще нельзя считать? Что в примере есть кроме цифр? (Знаки действий).
Как нету на свете без ножек столов,
Как нету на свете без рожек козлов,
Котов без усов, и без панцирей раков,
Так нет в математике действий без знаков!
Крестик - он зовётся плюс.
Без него не обойдусь.
Если я хочу узнать,
Сколько будет три да пять,
Тут я, без сомнения,
Выполню сложение.
Мама утром испекла
Нам четыре пирога.
Три из них мы сразу съели.
Сколько съесть мы не успели?
И вот, прошу внимание -
Выполняю вычитание!
Одна черта поможет тут.
Её же минусом зовут!
Минус не крестик, но, друзья,
Без него никак нельзя!
Учитель: - А сейчас я проверю, умеете ли вы решать задачи и записывать решение цифрами и знаками. (Дети записывают решение в тетрадях и на доске )
1. Два зайца под кустиком рядом сидели.
Эти зайчата морковкой хрустели.
Четыре морковки съел каждый зайчишка,
Сколько морковок съели плутишки? ( 4+4=8 )
2. Курочка - мама на огород
Девять цыплят за собою ведёт.
Двое балуются и отстают.
Сколько послушных за мамой идут? ( 9-2=7)
3. На плетень взлетел петух.
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов.
У кого ответ готов? ( 1+2=3 )
4. К серой цапле на урок
Прилетело семь сорок.
Но из них лишь три сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей-сорок
Прилетело на урок? ( 7-3=4)
Игра «Точно по курсу». На море был шторм, корабли сбились с курса. Вам надо помочь провести каждый корабль точно по курсу. 3 капитана работают у доски (решают примеры), находят кораблик с соответствующим ответом, записанном на парусе, и ставят его в пример. Остальные дети-матросы пишут примеры в своих бортовых журналах (тетрадях). * Внимание! В задании будет ловушка. Один кораблик - «лишний». Для него надо будет составить самим маршрут, т.е. пример.
На доске:
1 ряд 2 ряд 3 ряд
3+4= 5-3= 5-1=
5-2= 3+1= 3+2=
4+1= 9-0= 6+0=
8+0= 10-2= 8-7=
6-6= 7-7= 9-9=
Игра «Математические бусы». На доске примеры с пропущенными знаками действий. Дети записывают примеры ( по выбору) в тетради и на доске.
Из разных цифр я сделал бусы,
А в тех кружках, где чисел нет,
Расставьте минусы и плюсы,
Чтоб данный получить ответ.
в) Защита проектов.
- Вы все к этому уроку делали творческие работы – проекты «Числа в пословицах, поговорках, загадках». Вот что у вас получилось. ( На доске выставка детских работ). Расскажите о них. 2-3 человека рассказывают и показывают свои работы – защищают проекты. Когда вы готовили проекты о числах, многие из вас подобрали интересные считалки. Послушайте одну ( две ) из них:
Считалка для ворон
Я решил ворон считать: Шесть - ворона на столбе,
Раз, Семь - ворона на трубе,
два, Восемь - села на плакат,
три, Девять - кормит воронят.
четыре, Ну а десять - это галка.
пять! Вот и кончилась считалка!
- Предлагаю вам разгадать ребусы с числами и цифрами. Многие из них я взяла из ваших работ-проектов. ( На доске несколько рисунков-ребусов, или на экране)
- Наш урок подходит к концу. Поднимите руки, кому на уроке математики было интересно? Что запомнилось, понравилось? Кому понравилось создавать и рисовать проекты? Впереди нас ждёт много интересного в мире математики!
В заключении урока исполним песню.
Песня ( на мелодию песни "Учат в школе")
- Цифры разные писать
Тонким пёрышком в тетрадь,
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Рисовать квадрат и круг,
Треугольник, полукруг,
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
- К четырём прибавить два,
Думай быстро голова!
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Вычитать и умножать,
И задачи все решать,
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-проект "Оренбург - город, в котором мы живем" 1 класс
Урок-проект окружающего мира в 1 классе. Программа ПНШ. Тема: "Оренбург - город, в котором мы живем"...
Урок-проект (ИЗО и художественный труд) в 1-м классе "Декоративная роспись художественных промыслов России"
Урок-проект (ИЗО и художественный труд) в 1-м классе "Декоративная роспись художественных промыслов России" ...
Конспект урока проекта по изобразительному искусству "Узоры на крыльях" 1 класс ПНШ
Конспект урока - проекта рисования показывает этапность работы учеников на уроке. Загадки, музыкальные фрагменты помогают детям оказаться на летнем лугуи разглядывать удивительных бабочек....
Урок-проект «Математика в стихах и загадках». 1 класс
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Скопинская школа-интернат» Рязанской области Урок...
Урок - проект "Падеж имени существительного". Школа 21 века, 3 класс
Технологическая карта урока - проекта по теме "Падеж имени существительного"...
Урок-проект по русскому языку "Зимняя страничка" для 3 класса.
Урок-проект для 3 класса "Зимняя страничка" программа "Школа России". Представлена технологическия карта урока. Представлены разные виды работ: групповая, индивидуальная. Имеется п...