Методическая разработка на тему: "Занимательная математика" 3 класс
методическая разработка по математике (3 класс) по теме
Игра по станциям по математике для учащихся 3 класса. Групповая форма работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie.zanimatelnaya_matematieka.doc | 113 КБ |
zanimatelnaya_matematika.ppt | 2.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель группы продлённого дня
ГБОУ школы № 404
Колпинского района г. Санкт – Петербурга
Михайлова Татьяна Николаевна
Игра – путешествие: «Занимательная математика в 3 классе ».
Цели:
- Пробудить интерес к предмету математике.
- Развивать у детей познавательные способности, память, внимание, эрудицию.
- Воспитывать самостоятельность, дружбу, взаимопомощь, сотрудничество.
Оборудование:
- карточки с заданиями,
- презентация.
- геометрические фигуры.
- эмблемы команд "Круг", "Квадрат", «Треугольник»
- магнитофон с аудиозаписями.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети стоят в коридоре. Гости сидят в классе. Звенит звонок на урок. (Слайд №1 )
Учитель: « Уважаемые пассажиры. Скорый поезд группы продлённого дня Колпино – Занимайкино подан под посадку. Просим пассажиров занять свои места»
Дети входят в класс с билетами. На билетах у каждого ученика написано задание, которое они должны решить и записать ответ в квадратике. Билеты они показывают начальнику вокзала (учителю). Учащиеся садятся согласно билетам, тем самым разбились на команды.
На партах таблички с номером вагона.
Билет №5 - Сосчитать сколько треугольников на рисунке.
Билет №7 – задача в стихах.
Билет № 8 – Загадка про цифру 8
Два кольца, но без конца,
В середине нет гвоздя.
Если я перевернусь.
То совсем не изменюсь.
Ну, какая цифра я?
Учитель: « Уважаемые пассажиры! Встаньте, пожалуйста. Поздоровайтесь с нашими гостями. Садитесь.
Сейчас мы определим маршрут нашего следования.(Слайд №2)
От какой станции мы отправляемся? От станции Колпино.
Станция прибытия – «Занимайкино»
Тут затеи и задачи
Игры, шутки всё для вас.
Пожелаем вам удачи –
За работу, в добрый час!
Наш поезд сделает остановки на некоторых станциях.
Но поезд у нас необычный, порядок вагонов во время поездки будет меняться. В конце поездки мы узнаем, какой же вагончик прибудет на станцию «Занимайкино» первым. А для этого мы будем соревноваться.
Пассажиры каждого вагона – это команда.
- Нам осталось только выбрать название для каждой команды. Оно должно быть геометрическим.
Команды, представьтесь.
Нет углов у меня,
А похож на блюдце я.
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья,
Назовите вы меня!
Первая команда – «Круг»
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нём – прямой,
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам его представить рад:
А зовут его - …..
Вторая команда – «Квадрат»
Три вершины, три угла,
Три сторонки вот и я!
Третья команда – « Треугольник»
Ознакомьтесь с правилами поведения во время движения нашего поезда. (Слайд №3)
На слайде появляются строчки. Каждый ученик читает по правилу.
- Вести себя спокойно.
- Не выкрикивать.
- Быть терпеливыми.
- Не говорить всем сразу.
- Каждому необходимо активно участвовать в работе группы.
- Работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего.
- Нужно уметь договариваться.
- Нужно слушать и понимать друг друга.
- Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца.
Что это за правила?
Правила дружной работы.
Прочитайте слова , зашифрованные в ребусах и вы узнаете, чем мы будем заниматься во время путешествия? (Слайд №4)
Дети отгадывают ребус и если правильно отгадают, то появляются слова.
Ви 3 на Сви 100 к Сказка
Решать отгадывать Смекать
А чем мы ещё будем заниматься, вы узнаете послушав сказку, которую расскажет Дарина.
Слушайте внимательно.
Я расскажу вам сказку об очень умном юноше, которого полюбила прекрасная принцесса. Чтобы принцесса не вышла за него замуж, король решил казнить юношу. Но, вняв мольбам принцессы, он объявил: «Ты будешь тащить жребий. Я положу перед тобой два листа бумаги; на одном будет написано «жизнь», а на другом «смерть». Какой лист ты возьмёшь, так и решится твоя судьба». Однако в душе король задумал коварство: он велел своему министру написать на обоих листах одно и то же слово «смерть». Принцесса подслушала их разговор и сумела предупредить юношу. — Как вы думаете, ребята, что должен сделать юноша?
— Но я ведь вам сказала, что это был очень умный юноша! Он сказал: «Я беру вот этот лист!» - и с этими словами взял один лист... — и съел! Тогда все закричали: «Но как же мы теперь узнаем, что было написано на той бумажке, которую ты съел?». А юноша улыбнулся и ответил: «Но ведь осталась вторая бумажка! Можно посмотреть, что написано на ней!» Посмотрели — а на ней написано «смерть». Значит, на той, что вытащил юноша, должно было быть написано «жизнь». Королю было стыдно признаваться в своём коварстве — и юноша был спасён!
— Как вы думаете, что помогло герою сказки сохранить себе жизнь?( смекалка)
Итак, ребята, прочитаем хором, что мы сегодня будем делать.
Смекать, отгадывать, решать.
Гудок. Поезд отправляется в путь. Звучит музыка( «Паровозик из Ромашкино»)
Мы приехали на первую станцию « Числоград» (Слайд №5)
На столе у каждой команды карточки.
Разгадайте высказывание величайшего греческого математика Пифагора о числах.
Он считал, что числа очень важны для жизни людей.
Попробуйте сами прочитать, что он говорил о числах.
На доске:
Дети: Миром управляют числа.
Учитель: Да, действительно, при помощи чисел мы сможем записать пример, решить задачу или уравнение, сравнивать, производить вычисления и многое другое. Все эти знания нам пригодятся в нашем путешествии по Стране занимательной математики.
Слайд Пифагор + фраза
Я вам предлагаю отгадать математический фокус. (Слайд №:6)
Я могу отгадать задуманное вами число.
Задумайте число от 1 до 20
Прибавьте к нему 5
Результат умножьте на 3
От того, что получилось , отнимите 15 и запишите ответ.
Если вы назовёте мне ответ, я скажу какое число вы загадали. ( Для этого названный ответ нужно разделить на 3).
С помощью чего записываются числа? (с помощью цифр)
Возьмите карточку зелёного цвета.
Перед вами человечек из цифр.
Найдите и отгадайте, сколько цифр в нём спряталось?
Впишите полученное число в окошечко.
Найти в тексте числа.
У дорожки стоит смородина. Потри её листок. Почувствуй густой аромат. Осторожно подними нижнюю ветку. Смотри ! Там сороконожка. 8 чисел
Звучит мелодия.
Станция « Фольклорная» ( Слайд №7)
Творчество русского народа очень тесно связано с математикой.
«Математические» пословицы и фразеологизмы
— Вместо пропусков вставьте числа. Назовите сумму этих чисел.
.
У него … пятниц на неделе.
… раз отмерь, … раз отрежь.
За … зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
… сапога – пара.
… одного не ждут.
Возьмите карточки, прочитайте задание.
Покажите ответ на ромашке.
Следующее задание:
Из большого конверта достаньте пазлы. Соберите пазл.
Узнали иллюстрацию к произведению?
- Это русская народная сказка.
Назовите названия сказок, в которых есть числа.
3 поросёнка,» 3 медведя», « 3 толстяка», « 12 месяцев», « волк и семеро козлят», « Сказка о Мёртвой царевне и 7 богатырях», « Белоснежка и 7 Гномов», « Али – Баба и 40 разбойников», «Пятеро из одного стручка».
Команда, которая назовёт сказку последней – выиграет.
Станция « Смекалкино» (Слайд №8)
Девизом этой станции слова являются слова М.В.Ломоносова «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».
Задачи - смекалки
Следующее задание:
Каждой команде задаётся по 3 задачи.
1команда:
1.Четверо играли в домино 2 часа. Сколько часов играл каждый?(2 часа)
2.На грядке сидело 6 воробьёв. Кот Васька подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьёв осталось сидеть на грядке? (0, так как все улетели)
3.Шла старуха в Москву. Ей навстречу 3 старика. Сколько человек шло в Москву? (1 старуха)
2 команда:
1.На одной ноге петух весит 3 кг. А сколько он весит на двух ногах? (3 кг)
2.Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки, на каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок?( На дубе яблоки не растут)
3.Пассажир такси ехал в село. По дороге он встретил 5 грузовиков и 3 легковые машины. Сколько всего машин ехало в село? (Одна машина – такси, остальные из села).
3 команда:
1.Тройка лошадей пробежала 30 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь? ( по 30 км)
2. Что легче: килограмм ваты или килограмм железа? (одинаково)
3. Несла женщина в корзине 100 яиц, а дно упало. Сколько яиц осталось? ( Все разбились)
4. Росло 4 берёзы. На каждой берёзе по 4 ветки. На каждой большой ветке по 4 маленькие. На каждой маленькой ветке пот 4шишки. Сколько всего шишек? (0, шишки на берёзах не растут).
Станция «Здоровейск»(Слайд № 9)
Вы, ребята, все устали,
Много думали, считали,
Уже пора и отдохнуть.
Здесь мы отдохнём и расслабимся.
Танец под музыку. 5 человек показывают движения у доски, остальные повторяют за ними, стоя у своих мест.
Отдохнули. Отправляемся дальше.
Станция «Арифметическая» (Слайд №10)
« Арифметика- царица математики»- говорил немецкий математик Карл Фридрих Гаусс.
Назовите арифметические действия, которые вы знаете.
Используя эти арифметические действия , выполните следующее задание:
1 команда:
2222=8 2+2+2+2=8
2 команда:
2222=44 22+22=44
3 команда:
2222=111 222:2=111
9999=18 9*9:9+9=18
9999=82 9*9+9:9=82
Станция «Внимательная» (Слайд №11)
Прослушайте объявления.
На этой станции команде начальник станции читает задачи. Но задачи не простые. Нужно слушать внимательно, так как вопрос будет задаваться в конце. За каждую решенную задачу присуждается 2 балла.
Задачи:
1. В автобусе ехали 25 человек.
На первой остановке вышли 7 человек, зашли 4 человека.
На следующей остановке вышли 12 человек, зашли 5 человек.
На следующей остановке вышли 8 человек, зашли 6 человек.
На следующей остановке вышли 2 человека, зашли 16 человек.
На следующей остановке вышли 5 человек.
Сколько было остановок? (5 остановок)
2. У четы речных Медуз был всегда отменный вкус,
И они гостей позвали, чтоб попробовать арбуз.
На обед пришел Тритон, и Морской знакомый Слон -
Ел арбуз ножом и вилкой, был любезен и умен.
А потом зашел Варан. Лег на кожаный диван.
Одиноким молчуном просидел весь вечер Сом.
И Бермудский крокодил тоже в гости заходил.
Славно было у Медуз! Съели гости весь арбуз!
Вопрос: Сколько гостей пришло к Медузам? (5 гостей)
3. Летняя задача.
На речке летали 12 стрекоз.
Явились 2 друга и рыжий Барбос.
Они так плескались, они так галдели,
Что 8 стрекоз поскорей улетели.
Остались на речке только стрекозы,
Кому не страшны ребятня и барбосы.
Но вот что моя голова позабыла:
Скажите, пожалуйста, сколько их было? (12 стрекоз)
4. На рынке.
Продавал Трофим на рынке топоры, ковры и крынки,
Грабли, ведра и рубанки, огурцов соленых банки,
И кастрюльки, и корзинки, даже детские машинки.
Продавал Трофим на рынке.
У прилавка все толпились, покупали, не скупились.
И хвалили млад и стар и Трофима, и товар.
Вопрос: Сосчитайте, сколько видов разных товаров продавал Трофим на трынке?
5. Задача о глупом Кондрате.
Шел Кондрат в Ленинград, навстречу ему 12 ребят,
У каждого по лукошку, в лукошке - по кошке,
У кошки - по котенку, у котенка - по мышонку.
Задумался старый Кондрат: "Сколько котят и мышат
Ребята несут в Ленинград?"
[Глупый, глупый Кондрат!
Он один лишь и шел в Ленинград.
А ребята с лукошками, котятами и кошками
Шли навстречу ему, в Кострому!]
Сейчас вы получите кроссворд, где зашифрованы названия геометрических фигур. За 3 минуты найдите на листах, как можно больше геометрических фигур ( включается музыка).
к | п | я | т | и | у | г | о | л | ь | н | и | к | б |
а | с | н | р | о | м | б | я | г | д | б | а | н | о |
н | ч | и | в | е | к | в | а | д | р | а | т | д | и |
о | в | а | л | н | ф | г | б | ю | с | у | н | ш | а |
б | м | и | к | у | с | и | ц | и | л | и | н | д | р |
с | в | ь | т | р | е | у | г | о | л | ь | н | и | к |
т | к | р | у | г | б | ю | в | а | д | щ | х | л | д |
и | м | о | л | д | с | ь | р | о | м | б | ю | п | м |
э | о | к | у | б | ш | а | д | р | б | ю | п | е | ш |
х | п | р | я | м | о | у | г | о | л | ь | н | и | к |
т | и | с | п | ь | т | р | а | п | е | ц | и | я | з |
Как одним словом , можно назвать эти слова? ( геометрические фигуры)
Следующая станция « Геометрическая» (Слайд №12)
Девиз: Нужно не только фигуры знать,
Но и в узоры их собирать.
А.С.Пушкин писал: «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии».
Задание для команд: используя, как можно больше разных геометрических фигур, создайте аппликацию и наклейте на лист.
Ребята, а вы знаете, что треугольник фигура завистливая. Он постоянно завидует своему старщему брату – квадрату. Сейчас дети покажут сценку про них.
А сейчас услышите стихотворение-шутку Е.Паина «Треугольник и квадрат».
Сценка.
1уч:
Жили-были два брата:
Треугольник с квадратом.
Старший-квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат:
3уч: «Почему ты злишься, брат?»
1уч: Тот кричит ему:
2уч:
«Смотри, ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!»
1уч: Но Квадрат ответил:
3уч:
«Брат!
Я же старше, я – квадрат».
1уч: И сказал ещё нежней:
3уч: «Неизвестно, кто нужней!»
1уч:
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато,
Срезать старшему углы.
Уходя сказал:
2уч:
«Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился – был квадратным,
А проснёшься без углов!»
1уч:
Но на утро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он – нет Квадрата.
Онемел… стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
Какая теперь получилась геометрическая фигура после того, как у квадрата были срезаны все углы? ( восьмиугольник)
Спасибо вам, геометрические фигуры.
Станция « Музыкальная» (Слайд 13)
Пока жюри подводит итоги.
А сейчас мы отдохнём
И частушки попоём
Ребята приготовили нам номер худ. самодеятельности.
- Мы весёлые ребята
Вам частушки пропоём,
Мы в своей любимой школе
Замечательно живём.
- Ваня целый день зевает,
Почему и сам не знает.
Математики урок
Не идёт Ванюше впрок.
- Над тетрадкой Влад рыдает:
Как пример решить не знает.
Плачет баба, плачет дед,
Ну, не сходится ответ.
- Я таблицу умноженья
Перед сном учила.
Утром встала – всю таблицу
Начисто забыла.
- Мы с соседом сообща
Контрольную решили.
За неё мы на двоих
Четвёрку получили.
- Папа мне решил задачу,
В математике помог,
Мы потом решали с мамой
То, что он решить не смог.
7. Мы частушки вам пропели,
А теперь хотим сказать:
Если цифры полюбили
Всё пойдёт у вас на пять.
Подведение итогов:
- Вот и подошло к концу наше путешествие (Слайд №15)
- Мы прибыли на станцию «Занимайкино».
- Узнаем, какой вагончик прибыл первым.
- Давайте посчитаем вместе баллы.
Первым на станцию «Занимайкино» прибыла команда … вагона. Но победил каждый из вас, потому что каждый считал, отгадывал. Было приятно видеть, как дружно вы трудились, какими были внимательными и сообразительными. Я уверена, что после выполнения такого количества разнообразных заданий, вы стали ещё сообразительней, находчивее, остроумнее.
Рефлексия. Кому сегодня понравилось путешествие, помашите мне билетиком.
В благодарность за работу вы получите открытки с заданием, которые пригодятся для следующего занятия.
Путешествие по городу продолжится на следующем занятии.
Прошу пассажиров попрощаться и покинуть вагоны.
Всем спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вагон № 5 Вагон № 7 Вагон № 8
1. Веди себя спокойно. 2. Будь терпеливым. 3. Не выкрикивай с места. 5. Работай дружно: будь внимателен к другим, не мешай другим, во время оказывай помощь своим товарищам, выполняй указания старшего. 4. Активно участвуй в работе команды. 6. Соблюдай правила игры и состязаний: не старайся выигрывать и добиваться первенства нечестным путем. Только честная борьба, иначе победа неинтересна . 7. Не злорадствуй, когда другие проигрывают. 8.Обидно, когда проигрываешь, но не падай духом и не злись ни на победителя, ни на того, по чьей вине, может быть, произошло поражение.
« Миром управляют числа».
«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».
«Арифметика – царица математики».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».
Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...
Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"
Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....
Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"
Урок с игровыми элементами ....
Методическая разработка внеклассного мероприятия в 4 классе "Прощай, начальная школа!"
Внеклассное мероприятие "Прощай начальная школа!" проводится в 4 классе в виде выпускного вечера с целью обесечения психологического контакта и сотрудничества педагога, детей и их родителей; с целью ф...
Методическая разработка урока ИЗО для 1 класса "Ожившая клякса"
Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы по модифицированной программе.Автор разработки: Микоян Анастасия СергеевнаМесто работы: НОУ СОШ...
Методическая разработка на тему: "Занимательная математика", 3 класс
Игра по станциям по математике для учащихся 3 класса. Групповая форма работы....
Методическая разработка: «Динамический час в младших классах групп продлённого дня». Разработка : Сурковой Е.В. воспитателя группы продлённого дн
Динамическая пауза - это актуальный отдых у детей.Двигательная активность - биологическая активность организмаю\....