Конспект урока математики. «Случаи деления, когда делитель больше делимого» Школа России 3 класс.
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж № 1»
Технологическая карта урока
Математики
Выполнила студентка 41 гр. | ||
Лапина Ек | ||
Проверил: | Аминова А.А. | |
Отметка: | ||
Дата: | 26.02.2018 г. |
Челябинск, 2018
Предмет: математика
Класс: 3 В
Тема урока: «Случаи деления, когда делитель больше делимого.»
Цели урока: учить выполнять проверку деления с остатком; закреплять умения внетабличного деления и умножения;
Планируемые результаты:
- Предметные: проверяют знания и умения учащихся применения алгоритма деления числа с остатком; продолжают работу по совершенствованию техники устного счёта; формируют навыки умений решать логические задания;
- Личностные: формируют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: Математика: 3 класс, 2 часть, М.И. Моро. Школа России. «Просвещение» 2014, презентация.
Этап урока. Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока | Планируемые результаты | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Самоопреде-ление к деятельности Словесный: слово учителя | 1 мин | Подарите друг другу улыбку и пусть это настроение сохранится у вас до конца урока. Теперь все внимание на меня. Ребята, на каждом уроке мы стараемся сделать для себя открытие. Сегодняшний урок не станет исключением. Мы постараемся расширить свои математические знания. | Приветствовать учителя. Проверять готовность к уроку. Садиться на места | Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. |
II. Актуализа-ция знаний и мотивация Практический: выполнение упражнений (устный счет) | 4 мин | Начнем наш урок, как обычно, с повторения. Сегодня оно пойдет в виде разминочного блицтурнира. Открываем тетрадь. Число уже записано. Поставили номер задания. Оно у нас первое (№1). Ребята, я буду читать задачу, а вы записываете только пример и решаете его. Пояснения не пишем, ответ не пишем. Впрочем, как мы раньше уже делали. Оформляем первый столбик: На полке лежало 20 книг со сказками и 10 книг со стихами. Во сколько раз больше книг со сказками, чем со стихами лежало на полке? Длина полоски 16 см. Найдите 1/8 часть полоски. Площадь прямоугольника 28 см². Длина – 4 см. Найдите ширину. Оформляем второй столбик. Отсчитайте 3 клеточки вправо. Аналогичная работа. Я читаю задание, а вы составляете пример и решаете его. Во сколько раз 52 больше, чем 4? Во сколько раз 96 больше, чем 6? Во сколько раз 11 меньше, чем 77? Проверка (осуществляется фронтально). 20:10=2 52:4=13 16:8=2 96:6=16 28:4=7 77:11=7 Молодцы. У кого точно так же? (Поднимают руки). Хорошо. Кто не сделал ни одной ошибки, оцените себя, поставив на полях карандашом «+». У кого ошибки есть, те не расстраивайтесь, впредь будьте более внимательны. Ребята, а что общего в этих примерах? - Они все на деление. Молодцы. А чем они различаются? - Здесь представлены разные способы деления. Хорошо. А на какие 2 большие группы мы можем разделить эти примеры? -Табличное деление (1 столбик) и внетабличное (2 столбик). Сколько способов внетабличного деления можете здесь выделить? Какие? -Способ подбора и случай, когда мы представляем число в виде суммы удобных (или разрядных) слагаемых и делим каждое из них отдельно. Молодцы! А какой еще способ внетабличного деления мы знаем? -Деление с остатком. Давайте вспомним компоненты деления с остатком. -Делимое, делитель, неполное частное и остаток. Верно. А сколько способов деления с остатком нам знакомо? -Два способа. Какие? Вспоминаем наибольшее число из таблицы умножения, которое можно разделить без остатка Находим частное методом подбора. Какое самое главное правило должно соблюдаться, независимо от того каким способом мы решаем? -Остаток всегда должен быть меньше делителя. Молодцы! Предлагаю их вспомнить. | Устно решать задачи и примеры. Проверять свои знания. | Регулятивные: осуществлять само- и взаимоконтроль учебной деятельности. |
III. Постановка учебной задачи Словесный: ответы на вопросы. Практический: решение выражения. | 5 мин | 27:6=4 (ост. 3) 1 89:22=4 (ост. 1) 2 30:4= 7 (ост. 2) 1 50:15= 3 (ост. 5) 2 8:9= ??? Какой пример вызвал затруднение? -Последний Почему? Не решали таких А может в классе кто-то решил? Давайте попробуем вместе. Проверяем первый способ, затем второй и делаем вывод, что оба не подходят. Почему не подходят? - Так как делимое меньше делителя (все наоборот). Вот проблема. Не знаем мы такого способа. Что же делать? Чем будем заниматься на уроке? -Будем учиться решать подобные примеры. Конечно. Давайте сформулируем тему урока. Какие случаи деления мы будем сегодня рассматривать: «Случаи деления, когда делитель больше делимого» Молодцы. | Размышлять над темой урока и учебной деятельностью Ставить перед собой цель урока | Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности; Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Познавательные: постановка и формулирование проблемы. |
IV. Решение частных задач Словесный: ответы на вопросы Практический: выполнение упражнений; решение задач | 18 мин | Возьмите у себя из пенала ручку и карандаш. Давайте представим, что это стороны треугольника. С помощью этих двух предметов постройте (выложите) на столе треугольник. Сколько треугольников у вас получилось? - Нисколько. А нисколько это сколько? 0 (ноль) Почему? (Т.к. у треугольника 3 стороны, а у нас было только две палочки) Как можно записать это математическим языком? Давайте вместе, не бойтесь ошибиться. Озвучивайте все свои идеи. («Корзина идей») (Я записываю все, даже то, что неправильно: местами меняют, еще что-нибудь придумают) Давайте вместе определимся какая из этих записей составлена правильно 2:3=0 (т.к. было 2 палочки в делимом, а разделить их надо было на 3 стороны) Читаем пример: Сколько было предметов? 2 Сколько сторон у треугольника? 3 Сколько получилось фигур? 0 Дети, а ваши 2 предмета, которыми вы пробовали выложить треугольник, у вас остались? Да! Чего же не хватает в нашей записи? (ост.2) Дописываю. Молодцы! Теперь возьмите еще один карандаш. Теперь сколько предметов у вас стало? 4 Постройте квадрат. (Аналогично составляем пример, но уже ребенок у доски). (№3 по ходу записывается первый столбик) Ребята, посмотрите внимательно на эти 2 примера и сделайте вывод: каким будет результат деления, если делимое меньше делителя? - В частном будет ноль, а остаток будет равен делимому. МОЛОДЦЫ Вернемся к нашему забытому примеру, который вызвал у нас затруднение. Как предложите его решить? Запишите самостоятельно 8:9 =0(ост.8) Молодцы. Ребята, закончите мою мысль: Если делитель больше, чем делимое, то в частном будет… ноль, а остаток будет равен делимому (2-3 человека должны сказать) Работа в парах на карточках. Подчеркните только те примеры, в которых допущены ошибки, запишите их правильно и решите. (2-3 мин) 9:13=0 (ост. 9) 7:12= 0 (ост. 12) ! 4: 7= 0 (ост. 7) ! 10:11= 10 (ост. 0) ! 15:17= 0 (ост. 15) Проверка на доске. Запись в тетрадь во второй столбик. (1 человек на доске записывает с объяснением, потом другой, потом третий, остальные по ходу в тетрадь) Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Ребята, а без чего не обходиться ни один урок математики? Предлагаю решить задачу. (На слайде) 1) Ручка стоит 4 рубля. Сколько таких ручек можно купить на 8 рублей? (устно), на 5 рублей? (пишем) На 1 рубль? (пишем) Решение: (вместе) 8:4=2 (руч.)- на 8 рублей Ученик у доски: 5:4=1 (ост. 1) Ответ: 1 ручку можно купить, 1 рубль останется. Ученик у доски: 1:4= 0 (ост. 1) Ответ: ни одной ручки нельзя купить на 1 рубль, 1 рубль останется. Молодцы. | Пользоваться учебной литературой при возникновении затруднения Усваивать новую информацию Анализировать и решать задачи Решать примеры Осуществлять самоконтроль и самооценку Осуществлять рефлексию Самостоятельно выполнять упражнение Осуществлять самоконтроль | Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге. Регулятивные: осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата; контроль, коррекция, оценка; Познавательные: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка; адекватное понимание причин успеха\ неуспеха в учебной деятельности. |
Физминутка Практический: физические упражнения | 2 мин | Мы в строю шагаем браво, Мы науку познаём, и налево и направо, И конечно же кругом. Эта левая рука, эта правая рука, Ох, наука нелегка – математика. Это левая нога, это правая нога, Ох, наука нелегка – математика. | Выполнять физические упражнения | Личностные: установка на ЗОЖ. |
V. Самостоя-тельная работа с самопроверкой Практический: выполнение упражнений; | 5 мин | А теперь поработаем в группах. Каждая группа получает лист с заданием. На листе ряд чисел. Ваша задача 1) вычеркнуть те числа, которые не являются табличными. 2) Из оставшихся чисел прямо на листе составить все возможные примеры по нашей теме. То есть какие? (чтобы делитель был больше делимого) Кто больше составит, тот и победил. Вопросы есть? Начали. (5 мин максимум, хожу и смотрю в каждую группу) 1,3 группы 12,13,24,27,31,37,42,47,54,55 13,31,37,47,55 13:31=0 (13) 31:37=0 (31) 37:55=0 (37) 13:37=0 (13) 31:47=0 (31) 47:55=0 (47) 13:47=0 (13) 31:55=0 (31) 13:55=0 (13) 37:47=0 (37) 2,4 группы 21,23,34,35,44,48,56,57,68,72 23,34,44,57,68 23:34=0 (23) 34:44=0 (34) 44:68=0 (44) 23:44=0 (23) 34:57=0 (34) 57:68=0 (57) 23:57=0 (23) 34:68=0 (34) 23:68=0 (23) 44:57=0 (44) Молодцы! Каждая группа дополняет. Оформление у доски. Если время остается, то записать любые 6 примеров (3- в 1 столбик, 3 – во второй | Выполнять задание Представлять результат Самостоятельно выполнять упражнение Осуществлять самоконтроль | Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. Личностные: самооценка. |
VI. Итог урока. Рефлексия Словесный: ответы на вопросы | 5 мин | Что изучали на уроке? Методика пяти пальцев. - Приготовьте свои ладошки. Мизинчик – мыслительный процесс. - Что мы узнали нового? -Что сегодня делали? Безымянный – близость цели. - Добились ли желаемого результата? Средний - состояние духа. - Каким было настроение на уроке? Указательный - помощь. - Что не поняли? В какой помощи нуждаетесь? Большой – благодарность. Поблагодарите друг друга за урок. | Подводить итог урока Отвечать на вопросы Оценивать свои достижения | Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. Личностные: самооценка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по математике "Случаи деления, когда делитель больше делимого"
урок математики в 3 классе, программа Школа России...
Технологическая карта урока математики «Случаи деления, когда делитель больше делимого» 3 класс
Предмет: математикаКласс: 3-аТема урока: «Случаи деления, когда делитель больше делимого» Цель урока: познакомить со случаем деления с остатком, когда в частном получается ноль (делимое мен...
Конспект урока. Тема:"Случаи деления, когда делитель больше делимого". 3 класс. УМК "Школа России".
....
Технологическая карта урока математики "Случаи деления, когда делитель больше делимого"
3 класс, УМК "Школа России"...
Конспект урока математики. Тема: «Случаи деления, когда делитель больше делимого» 3 класс. (УМК Школа России)
Тема урока: «Случаи деления, когда делитель больше делимого»Цели урока: учить выполнять проверку деления с остатком; закреплять умения внетабличного деления и умножения;Планируемые результ...