Конспект урока по математике на тему: "Римская система счисления"
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме
Конспект урока по математике на тему: "Римская система счисления"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока на тему: "Римская система счисления" | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Студент: Худякова Ю.Ю.
Конспект урока
МАТЕМАТИКА
Тема урока: «Римская система счисления»
Цели деятельности учителя: формирование представлений о римских числах и цифрах.
Планируемые результаты:
личностные:
- иметь положительное отношение к изучению математики;
-иметь интерес к различным видам поставленной учебной задачи.
предметные:
-знать способ образования, записи и чтения римских цифр, применяя его при решении задач, числовых выражений.
Тип урока: открытие новых знаний
Оборудование урока: учебник Математика Моро, 3 кл., 2 ч., презентация
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности | 1 мин | -Приготовьте свое рабочее место. Присаживайтесь. Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, и вы постарались открыть новые секреты математике. | Организовать свое рабочее место | Л: эмоциональный настрой на урок |
II. Актуализация знаний и мотивация Устный счёт | 4 мин | – Для того чтобы открыть новую математическую тайну, начнем работу с “гимнастики ума” -Разложите трехзначное число на сумму разрядных слагаемых: 345, 215, 608, 560, 237. -Разделите с остатком: 15:4, 34:5, 42:10, 61:6, 23:6 Мы с вами хорошо размялись, провели “гимнастику для ума” и можем работать дальше. | Считать | П: умение выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий |
III. Постановка учебной задачи | 6 мин | – А теперь отгадайте загадку. Что всегда идет, А с места не сойдет? - Посмотрите на циферблат и определите время Учитель показывает часы с циферблатом из римских цифр и просит определить время - Который сейчас час? - Почему же возникло затруднение? - А может кто–нибудь знает эти цифры? Тема: Римские цифры. А что мы будем делать на уроке. Кто сможет сформулировать цель урока. Цель: научиться читать числа, записанные римскими цифрами; записывать числа римскими цифрами и выполнять с ними вычисления, сравнение. | Отгадывать загадку Отвечать на вопросы Называть тему Ставить цель | П: Анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепь рассуждений |
IV. Открытие нового знания | 8 мин | - А знаете ли вы, почему цифры назвали римскими? (Они появились в Риме.) - Представьте, что вы древние римляне и не знаете цифр. С помощью чего изобразили бы число 2? (С помощью пальцев.) - Да, действительно пальцы сыграли немалую роль в истории счета. Вам понятны цифры римской нумерации I, II, III. А как дальше? - На руке человека 5 пальцев. Чтобы не писать 5 палочек, стали изображать руку. Однако рисунки руки делали очень простыми. Догадались? Вместо того чтобы рисовать всю руку, ее изображали знаком V , и этот значок стал обозначать цифру 5. - Постройте из палочек цифру 5. Прибавьте 1 палочку справа. Какое число получилось? (6), две палочки (7). А сколько палочек надо прибавить, чтобы получилось 8? - Ну, а как короче записать число 4? Ведь 4 палочки долго пересчитывать? (надо записать V и слева поставить палочку 5-1=4) - А как записать число 10? Мы знаем, что 10 состоит из двух пятерок, поэтому 10 в римской нумерации изображали двумя пятерками: одна пятерка стоит как обычно, а другая перевернута вниз - X . Иначе 10 можно записать двумя пересекающимися палочками. - Постройте 10 с помощью палочек. Поставьте рядом еще одну палочку, получилось число 11, а если поставить слева палочку, получиться число 9. Вывод: - какую особенность римской нумерации нужно запомнить? (Меньшая цифра, стоящая справа от большей, прибавляется к ней, стоящая слева – отнимается.) - Римляне изобрели свои числа более 2500 лет назад. Они и сейчас служат нам. - Где мы можем встретиться с ними? (нумерация глав в книгах, в дневнике нумеруются четверти, нумерация собраний сочинений писателей) | Работа учащихся со счетными палочками. Выкладывают на парте римские цифры Выкладывают цифры Делают вывод | Р: действовать с учётом выделенных учителем ориентиров П: применять базовые знания для решения данной проблемы К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами |
V.Первичное закрепление во внешней речи Динамическая пауза | С помощью римских цифр I,V,X можно записать и числа ,которые больше 12. Например,13- XIII,14-XIV и др. Кроме цифр I, V, X, есть еще и другие римские цифры: L обозначает 50, C – 100, D – 500. Например, число 60 записывается LX,число 200-CC,число 700-DCC. а) - А теперь поиграем в игру “Живые числа”. Она покажет, как вы запомнили римские числа. Я буду давать задания на вычисления, а вы, сосчитав ответ, покажите его римскими числами. Ребята с помощью карточек покажут получившийся ответ. – Сколько будет, если 18 : 6 ? – Чему равно произведение 5 и 2? – Сколько ног у двух петухов? – Я задумала число, отняла 2, получилось 6. Какое число я задумала? – Какой ответ всегда будет, если число разделить на самого себя? 6) – Сколько дней в неделе? 7) – 3 умножить на 4. 8) – 81 уменьшить в 9 раз. 9) – Какое число на один больше 10? 10) – Частное 25 и 5. 11) – 60 разделить 10. Зарядка: «Я называю вам движение и показываю римскую цифру, обозначающую, сколько раз его нужно выполнить»: Хлопайте в ладоши - II раз. Присядьте – V раз. Подпрыгните на правой ноге – IV раза. На левой ноге – VI раз. Потянитесь – III раза. Улыбнитесь друг другу – I раз. | Слушать учителя III X IV VIII I VII XII IX XI V VI Выполнять движения | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. П: строят речевые высказывания Р: определять и формулировать цель задания | |
VII. Включение в систему знаний | 10 мин | Работа по учебнику 1) с. 52 № 2 Попробуем прочитать и сравнить числа, записанные римскими цифрами (Фронтально) 2) № 3 выполнить самостоятельно в теради, 1 вариант – верхняя строка, 2 вариант – нижняя. (два ученика за закрытой доской) Самопроверка 3) № 4.Читаем задание. Вы сейчас поработайте в парах. 4)Внимание на экран. Расположите числа. -Расположите числа L,C,D,X в порядке их увеличения. -Расположи числа CX,DC,LXX в порядке их уменьшения. 5)Запишите римскими цифрами 34 85 153 370 524 209 | Выполнять упражнение Работать в парах Расположить числа XXIV LXXXV CLIII CCCLXX DXXIV CCIX | П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия П: строить логическую цепь рассуждений Р: различать способ и результат действия |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) | 1 мин | - Что нового узнали на уроке? Чему научились? Какая работа на уроке понравилась? Оцените свою деятельность на уроке. Д.з стр.52-52 № 5,6 | Находить и обобщать знания, полученные на уроке Повторить задачи урока, чего достиг | К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Л:Использовать знания в учении и в повседневной |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по математике, 3 класс Развивающая система Занкова
урок математики, 3 класс, III четверть, развивающая система Занкова тема урока: " Умножение многозначного числа на однозначное с переходом через разряд"...
План-конспект урока по математике, 3 класс.Развивающая система Занкова
урок математики, 3 класс, III четверть, развивающая система Занкова тема урока: " Умножение многозначного числа на однозначное с переходом через разряд"...
Конспект урока по математике на тему "Римские цифры и числа". 1 класс. УМК "Школа 2100. ФГОС
Сценарий урока в технологической карте....
Конспект урока по математике 1класс по образовательной системе "Школа 2100"
Конспект урока по математике в 1 классе .Образовательная система «Школа 2100» Математика 1 класс С.А.Козлова.Тема: Закрепление знаний о числах от 0 до 10.Тип урока: Урок рефлексии.Цель: Организо...
Урок математики по теме:"Римская письменная нумерация".
Цели урока: обеспечить применение учащимися знаний в записи римских чисел разными цифрами;организовать деятельность учеников по самостоятельному применению знаний в разных ситуациях;содействовать разв...
Конспект урока по математике. 3 класс. УМК «Система Л.В. Занкова». Деление двузначного числа на однозначное (случаи, когда делимое заменяется суммой удобных неразрядных слагаемых)
Урок изучение нового материала с использованием технологии проблемного обучения и информационно коммуникационные технологии.....
Конспект урока по математике + презентация "Объём" (УМК "Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова", 1 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление с величиной «Объём» и единицами измерения объема.Планируемые результатыПредметные: знать: - понятие «объём»; - алгоритм срав...