Использование интерактивных методов в обучении
методическая разработка по математике на тему

Курилова Татьяна Ивановна

Использование интерактивной доски в обучении младших школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Курилова Татьяна Ивановна, учитель начальных классов МОУ СОШ №16 села Александровского Ставропольского края

Мастер-класс "Использование интерактивных методов в обучении»  

Каждый учитель регулярно задает себе вопросы: “Как сделать эффективным процесс обучения?”, “Какая методика будет адекватна современной модели образования личности?”

Я тоже задавала себе эти вопросы, пока не прочитала одну китайскую притчу. Она гласит: “Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму”.

Для меня стало совершенно очевидно, что наибольшая эффективность образовательного процесса достигается в условиях активизации учебной деятельности учащихся.

Об интерактивной доске слышала давно, но познакомится с ней поближе смогла только в этом году. Внедрение интерактивной доски в учебный процесс позволяет учителю сочетать работу на компьютере и расширять возможности взаимодействия учителя и учащихся.

Считаю, что использование интерактивной доски наибольшее значение имеет для учащихся младшего звена.

Во-первых, интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всего класса. Это - визуальный ресурс, который помогает сделать уроки живыми и привлекательными для учеников. Интерактивная доска позволяет преподнести ученикам информацию, используя широкий диапазон средств визуализации (карты, таблицы, схемы, диаграммы, фотографии и др.). Это очень важно при обучении младших школьников.

Во-вторых, экономится много времени, а следовательно, увеличивается темп урока.

В-третьих, самое главное, ученики становятся более активными и заинтересованными на уроке, на котором используется интерактивная доска. Информация становится для них более доступной и понятной, что улучшает атмосферу понимания в классе, и ученики становятся более нацеленными на работу.

Использование интерактивной доски на уроке положительно влияет на познавательную активность учеников, повышает мотивацию к изучению предмета. Также легче удерживать внимание и активность учащихся на уроке, а значит достичь главной цели обучения: развитие личности ребенка.

Любой урок математики всегда начинаю с устного счета.

Сегодня для устного счета я воспользовалась единой коллекцией цифровых образовательных ресурсов, а именно   электронным учебным пособием «Математика и конструирование», предназначенным для использования во 2-4 классах начальной школы на уроках математики. 

(ЦОРы, тренажер «Запусти шарик»)

Устная работа на уроках математики в начальной школе имеет большое значение – это и беседы учителя с классом или отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий и т.п. Среди этих видов устной работы можно выделить так называемые устные упражнения. Ранее они сводились в основном к вычислениям, поэтому за ними закрепилось название “устный счет”.

Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всех трех – четырех лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделять 5 – 10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса. Устные упражнения проводятся в вопросно-ответной форме или игровой форме все учащиеся класса выполняют одновременно одни и те же упражнения. Устные упражнения важны и ещё и тем, что они активизируют мыслительную деятельность учащихся; при их выполнении активизируется, развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции.

Так как устные упражнения или устный счёт это этап урока, то он имеет свои задачи:

1) воспроизводство и корректировка определённых ЗУН учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя;

2) контроль учителя за состоянием знаний учащихся;

3) мониторинг психологического состояния класса;

4) психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Тема мастер-класса «Использование интерактивной доски для формирования геометрических представлений у младших школьников»

Цель:

  • поиск рациональных способов нахождения периметра разных фигур;
  • повышение познавательной мотивации учащихся;
  • активизация деятельности учащихся через использование интерактивных методов обучения.

Последние уроки были посвящены нахождению периметра геометрических фигур. Вспомним план изучения темы и построим «лестницу успеха» (слайд)

Что такое периметр?

Узнаю способы нахождения периметра

Применяю способы на практике

Проверяю себя

Повторим. Объясните что такое периметр, используя происхождения слова «периметр». (Заимств. в XVIII в. из франц. яз., в котором périmètre, сложения peri "вокруг", кругом" и metron "мера".)

- Что такое периметр?

- Какие способы нахождения периметра знаете?

Разбейте фигуры на две группы. По какому признаку вы это сделали? (четырехугольники и треугольники)

Слайд. Треугольники.

Перед вами три треугольника. Определите вид каждого. Как это сделать?

- Найдите их периметры, выполнив необходимые измерения.

- Что надо измерить у каждого типа треугольников, чтобы вычислить периметр?

- Найдите удобные формулы нахождения периметра каждого треугольника.

- От чего зависит формула нахождения периметра?

Слайд. Четырехугольники

Следующая группа фигур – четырехугольники.

- Как их можно назвать?

- В каждой фигуре обведи равные стороны одинаковым цветом.

- Знаете ли вы названия этих фигур?

- Обозначьте буквами длину тех сторон, которые нужно измерить, чтобы узнать периметр?

- Запишите формулы.

   

Практическая работа.

Назовите практическое применение нахождения периметра. Нахождение периметра школы. (Спонсоры предложили выложить вокруг школы дорожку из плиточек, но для этого нужно просчитать периметр школы)

Как находили периметр школы?

- Существует ли более рациональный способ нахождения периметра школы? - Предположите свои варианты.

Тест «Периметр»

Важным звеном учебного процесса является контроль знаний, умений и навыков, от его правильной организации во многом зависит результат обучения. В процессе контроля выявляются достоинства и недостатки знаний и умений учащихся, что даёт возможность управлять учебным процессом, совершенствовать формы и методы обучения. Одной из форм контроля, позволяющей оперативно и эффективно проверить результаты обучения математике в начальной школе, являются тесты. 

Контролирующая функция тестов даёт возможность учителю получить информацию о достижениях своих учеников, определить их динамику, а также уровень развития личностных качеств детей и степень усвоения ими программного материала.

Окончание урока также важно, как и его начало. Если дети будут заинтересованы, увлечены, то и на урок они будут идти с большой охотой, поэтому я вновь воспользовалась единой коллекцией цифровых образовательных ресурсов и приготовила для вас головоломку «Лягушки».

В своей книге «Крестики-нолики» американский популяризатор науки Мартина Гарднера сказал: "Подобно другим естественным наукам, математика представляет собой игру, в которую мы играем с окружающим миром".

Головоломка "Лягушки"

D:\CD-MATHCONS\DATA\METHODIC\APP3\lyg.GIF

Автором головоломки считается Сэмюэль Лойд - американский шахматист, шахматный композитор и автор головоломок.

На болоте живут два вида лягушек: с желтыми пятнами и с красными. В начале головоломки все красные лягушки сидят слева, все желтые - справа. Каждя лягушка сидит на своем камне, а еще один камень - как раз посередине - свободен.

Цель головоломки - поменять местами красных и желтых лягушек. Каждая лягушка может продвигаться вперед одним из двух способов:

  • прыгнуть на соседний свободный камень;
  • перепрыгнуть на соседний камень через одну лягушку другого цвета.

Чтобы сделать ход, нужно подвести курсор мыши к любой из лягушек - будет показано, может ли она совершить прыжок. Если после этого щелкнуть по ней мышью, ход будет сделан.

Очень часто решение будет заводить в тупик, когда дальнейшее продвижение ни одной из лягушек окажется невозможным. В этом случае, чтобы не начинать решение с самого начала, можно воспользоваться кнопкой "Отменить ход", с помощью которой "откручивается назад" любое количество сделанных ходов.

После каждого успешного решения количество лягушек будет возрастать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект Использование интерактивных методов обучения как средства формирования познавательной активности учащихся начальных классов

Описанный опыт посвящен решению проблемы развития познавательной активности учащихся на первой ступени обучения. Автор предлагает перечень и описание интерактивных методов обучения. В работе обосновыв...

Использование интерактивных методов обучения русскому языку

Актуальность темы заключается в том, что информационная компетентность всё больше определяет уровень образования....

Использование интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе по системе Л.В.Занкова

Статья об использовании интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий  на уроках окружающего мира в начальной школе  по системе Л.В....

Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся в начальной школе.

Человеку никогда не поздно учиться, постигать новое. Не бойтесь новых знаний, а, наоборот стремитесь к ним. Стремление к самообразованию является отличительной чертой современного педагога....

«Использование интерактивных методов обучения с применением ИКТ как основной компонент активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов»

Обобщение опытом на тему:   «Использование интерактивных методов обучения с применением ИКТ как основной компонент активизации познавательной деятельности учащи...

Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Данная презентация содержит опыт, представленный на конкурсе "Педагог года 2012"...

«Симфонический оркестр» Урок музыки в 4 классе с использованием интерактивных методов обучения

«Симфонический оркестр» Урок музыки в 4 классе с использованием  интерактивных методов обучения.Тип урока: комбинированный урок.Цель урока: развитие познавательной и коммуникативной деятельн...