Конспект урока математике "Квадрат" (2 класс, Школа России)
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Титова Евгения Николаевна

Квадрат

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_07._kvadrat-1.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

математики

Тема: «Квадрат»

Класс: 2б

Цели урока: познакомить с квадратом как частным случаем прямоугольника; сформировать у учащихся представления о существенных признаках прямоугольника и квадрата, ориентируясь на которые,  они могли бы распознавать эти фигуры; научить чертить квадрат на клетчатой бумаге, решать задачи на нахождение суммы длин сторон квадрата (периметра квадрата); закреплять умение выполнять вычисления изученных видов, решать текстовые задачи   и уравнения; развивать внимание и логическое мышление.

Планируемые результаты:

  •  Предметные: учащиеся научатся соотносить реальные  предметы и их элементы с изученными геометрическими  фигурами; выполнять чертёж квадрата; выполнять письменные вычисления изученных видов в пределах 100; решать текстовые задачи;
  • Личностные: выполнять задания творческого и поискового характера; работать в парах, группах; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник Моро 2 класс, 2 часть, презентация.        

Челябинск, 2018

Этап урока.

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Планируемые

результаты

(УУД)

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Организационный момент

1 мин

Вот звонок нам дал сигнал,            

Поработать час настал.

Время зря мы не теряем

И работать начинаем.

На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё…(видят), уши внимательно слушают и всё… (слышат), голова хорошо … (работает).

Отвечают

Садятся

Осознавать необходимость

рабочего настроя на уроке.

Актуализация знаний. Устный счет.

3 мин

Итак, урок мы начинаем с устного счета. Смотрим на доску.

Перед вами цепочки примеров. Считаем по «цепочке».

20 – 4 + 3 – 9 + 52 – 60 + 38 = □  (40)

17 – 9 + 70 – 30 + 2 – 3 – 40 = □  (7)

Выполняют устный счет

Осознавать свои возможности в учении;  судить осознано  о причинах  своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Самоопределение к деятельности

3 мин

(На доске нарисованы автомобили.)

Рассмотрите автомобили. Из каких геометрических фигур  они состоят? (Из кругов, квадратов и прямоугольников.)

Какие фигуры имеют прямые углы? (Квадраты и прямоугольники.)

Что вы уже знаете о противоположных сторонах прямоугольников? (Противоположные стороны прямоугольников равны.)

Какие фигуры составляют кабины машин? (Квадраты.)

-  Что вы можете сказать о сторонах квадратов? (У квадратов  все стороны равны.)

- Сейчас вы послушаете стихотворение и сами определите тему  и сформулируйте цели и задачи нашего урока.

Давний он знакомый мой.

Каждый угол в нем знаком.

Все четыре стороны одинаковой длины.

Вам его представить рад.

Как зовут его? … (квадрат)

Сформулируйте тему урока, исходя из этого стихотворения. Тема урока: Квадрат .

Какие цели можем поставить на урок?  

Познакомиться со свойствами квадрата; научиться  чертить квадрат  в тетради; учиться  решать задачи на нахождение суммы длин сторон квадрата (периметра квадрата).

Вступают в учебный диалог

Формулируют тему урока

Формулируют цели

Владеть монологической и диалогической речью.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Составлять план и последовательность действий.

Открытие нового знания

20 мин

Я расскажу вам сказку. Она необычная, математическая и называется «Родственники».

Жила на свете важная фигура. Важность ее признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей форма ее служила образцом. Кого бы ни встретила она на своем пути, всем хвалилась: "Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои все равны, углы все прямые. Красивее меня нет фигуры на свете!"

Назовите эту фигуру, ребята! ( Квадрат)

Как вы догадались? (Стороны равны, углы прямые.)

Ходил Квадрат по свету, и стало тяготить его одиночество: не с кем побеседовать и потрудиться в хорошей и дружной компании. Ведь весело и легко бывает только с друзьями. И решил Квадрат поискать родственников... "Если встречу родственника, то сразу его узнаю, – думал Квадрат, – ведь он должен быть похож на меня".

Однажды встречает он на пути такую фигуру:

Пригляделся Квадрат к ней и увидел что-то знакомое.

–Как тебя зовут? – спрашивает.

Узнали, дети? ( Это прямоугольник.)

Почему он так называется? (У него все углы прямые.)

Квадрат спрашивает у Прямоугольника:

– А мы не родственники с тобой?

– Я бы тоже был рад узнать об этом, – говорит Прямоугольник. – Если у нас найдется четыре признака, по которым мы похожи, значит, мы с тобой близкие родственники и у нас может быть одна фамилия.

Давайте поможем фигурам найти такие признаки и обобщим полученные знания.

( У фигур четыре угла, все углы прямые, у них по четыре стороны, противоположные стороны равны.)

А какая же у них общая фамилия? (Прямоугольники)

Обрадовались фигуры, что нашли друг друга. Стали они теперь вдвоем жить – поживать, вместе трудиться, вместе веселиться, вместе по белу свету шагать.

На доске появляется:

4 угла

Все углы прямые.

4 стороны

Противоположные стороны равны.                            

Практическая работа. Нахождение периметра квадрата.

- Как называют людей, которые ремонтируют автомобили? (Автослесари.)

 (Учитель разбирает один из автомобилей на отдельные фигуры.)

- Чем похожи квадрат и прямоугольник? (4 угла, прямые углы, четыре стороны, противоположные стороны равны.)

- Как это доказать? (Приложить противоположные стороны.)

- Чем они отличаются? (У квадрата все стороны равны.)

Проверим это.

 (Учитель с помощью перегибания сравнивает противоположные стороны квадрата, затем квадрат сгибает по диагонали и сравнивает  смежные стороны.)

- Чтобы отремонтировать кабину, нам надо выполнить ее чертеж в тетради. Нам известно, что длина одной стороны 4 см. Можем ли мы выполнить чертеж, не зная длины других сторон? (Можем.)

- Как? (Кабина квадратная, а у квадрата все стороны равны. Значит, остальные стропы кабины также будут иметь длину 4 см.) (Учащиеся по клеточкам под руководством учителя чертят   квадрат со стороной 4 см.)

Найдите периметр вашего квадрата. Что для этого нужно   сделать? (Число 4 взять 4раза.)

    а = 4 см

   Р= а + а + а + а

Запишите решение. (Р = 4 + 4 + 4 + 4 = 16 (см).) .

Анализируют

Отвечают

Отвечают

Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы;

Извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров

Осознавать свои возможности в учении; оценивать выполнение своего задания.

Физминутка

1 мин

Мы работали отлично,

 Отдохнуть не прочь сейчас,

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

 (Учитель показывает фигуры, если квадрат – дети приседают, если прямоугольник – наклон, если многоугольник – хлопают в ладоши).

Выполняют упражнения

-

Решение частных задач        

10 мин

№ 2 (с. 34). Найди среди прямоугольников такие, у которых все стороны равны. Под какими номерами?

Прочитайте правило. Совпадает ли оно с выводом, который  мы сделали в ходе нашего исследования?  

Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.

Квадрат – прямоугольник – четырёхугольник – многоугольник.  

4. Задача на смекалку. (Работа в группах)

(На доске рисунок.)

Рассмотрите эту фигуру. Как она называется? (Треугольник.)

Подумайте, как из этой фигуры при помощи одного разреза  сложить квадрат.

Анализируют и делают вывод

Выполняют логическую задачу

Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы;  уметь следовать режиму организации учебной деятельности.

Подведение итогов урока

2 мин

Что вы узнали о квадрате сегодня на уроке?

Какие утверждения правильны?

На доске:

Любой квадрат – это прямоугольник. осознавать качество и уровень усвоения; Оценивать результаты работы.

Любой прямоугольник – это квадрат.

Любой четырёхугольник – это многоугольник.

Правильные – 1 и 3 утверждения.

-Какие предметы в классе или их части похожи на квадрат?

Все ли вам было понятно?

Какое задание вам показалось трудным?

Скажите, как вы думаете, вам пригодятся в жизни знания, полученные сегодня на уроке? Где?

Анализируют свою деятельность на уроке

Осознавать качество и уровень усвоения материала;

Оценивать результаты работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деиметр. Конспект урока. 1 класс. Школа России

Конспект урока для 1 класса. Дети знакомятся с новой единицей измерения "Дециметр", при помощи мерки учатся измерять длину предметов. Пейдя по ссылке, можно скачать презентацию к уроку....

конспект урока 2 класс "Школа России" литературное чтение

конспект урока 2 класс "Школа России" тема: "Ермолаев Юрий Иванович "Два пирожны"" + задания, презентация и биография автора для учеников...

конспект урока 3 класс " Школа России" по теме " Имя прилагательное"

Данный конспект направлен на закрепление ранее изученного материала....