Урок по математике "Вычитание числа 5"
методическая разработка по математике (1 класс) на тему

Урок по математике "Вычитание числа 5"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_matematiki.doc383 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа с. Малые Озёрки

Новобурасского  района Саратовской области»

Урок   математики

тема: «Вычитание числа 5»

1  класс

УМК «Начальная школа 21 век»

Графова Ольга Сергеевна,

учитель начальных классов МОУ «НОШ с. Малые Озёрки»


Тема

Вычитание числа 5.

Цели

Образовательные:

1. Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с приёмами вычитания  числа 5.

2. Способствовать формированию навыка выполнения вычислений по частям.

3. Закреплять умение решать задачи.

Развивающие:

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитательные:

Способствовать воспитанию культуры поведения при фронтальной, индивидуальной работе.

Формирование УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: развивать умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, адекватно оценивать свои достижения; осознавать возникшие трудности, искать их причину и пути преодоления.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: развивать умение самостоятельно находить и извлекать нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, классификации,  устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Планируемые результаты

Предметные: 

Выполнять вычитания   числа 5 по частям, объяснять свои действия.

Осуществлять проверку правильности выполненных вычислений.

Использовать при выполнении вычислений изученные свойства действий.

Воспроизводить наизусть результаты изученных табличных случаев сложения и вычитания чисел 1, 2, 3, 4. Конструировать тексты арифметических задач, используя рисунки.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.  (Регулятивные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД).

Основные понятия

Состав числа пять; вычитание, связанное  с составом числа пять; компоненты вычитания.

Межпредметные связи

Математика, окружающий мир, литературное чтение.

Ресурсы:

- В.Н. Рудницкая. Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 – М.: Вентана-Граф, 2015;

- В.Н. Рудницкая. Математика: 1 класс: рабочая тетрадь № 3 для учащихся общеобразовательных учреждений. -  М.: Вентана-Граф, 2016.

- листочки с заданиями;

- домик «Состав числа 5»;

- алгоритм самооценки.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа.


Технологическая карта урока

Технология проведения

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

УУД

I. Самоопределение к деятельности.

( 1 мин)

Цель: 

-включение в учебную деятельность на личностно-значимом

уровне.

Доброе пожелание, положительный настрой на урок.

Громко прозвенел звонок.

   Начинается урок

   Очень тихо вы садитесь 

  И работать не ленитесь.

А сейчас покажите свой настрой на урок математики.

Какому смайлику соответствует ваше настроение?

                         

Я желаю, чтоб хорошее настроение было до конца урока.

Настрой  на дальнейшую работу.

 Коммуникативные:

-умение поддержать разговор на интересную тему;

-умение слушать и понимать речь других;

-включение в учебный процесс.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

(6мин)

Цель:

готовность и осознание потребности к построению нового способа действий.

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Организует работу в паре, фронтальную работу с классом в форме опроса.

Ставит проблемный вопрос.

Фронтальная проверка.

-Чему мы учимся на уроках математики?

- Все ваши умения пригодятся сегодня на уроке, а внимание – особенно.

-Посмотрите внимательно на доску, что можете сказать про числа, которые   вы видите.

-Докажите. 

- Назовите компоненты при вычитании?

-Как вы считаете, какое уточнение  нужно сделать?

Сможем это сделать, только выполнив несколько заданий. Поработаем  в паре. 

Перед вами листочек с заданиями.

     Карточка № 1. Мама купила 5 яблок, среди них есть красные и зелёные. Сколько яблок каждого цвета могло быть? 

Дети. Красных - 1, зелёных - 4; красных - 2, зелёных - 3; красных -3, зелёных - 2; красных - 4, зелёных – 1 («заселяют» домик на доске).

Учитель. Могло ли быть 5 яблок одного цвета?

Дети. Нет.

Учитель. Почему нет? Докажите.

Дети. По условию сказано, что должны быть яблоки того и другого цвета.

Учитель. Объясните, как можно вычесть число 5.

- Назовите отрезок натурального ряда чисел.

Какое число здесь лишнее?   Почему?  Что можете сказать об этом числе?

Найдите карточку №2

- Сформулируйте  задание, связанное с числом 10.

  10

6      7

8       1

9       2

3      4

Взаимопроверка.

Для чего нам нужно знать состав 10?

Какие примеры мы учимся решать?

Откройте учебник на стр.70. найдите №11.

Что можете сказать по поводу записей?

Попробуйте сформулировать тему урока.

Какая перед нами стоит цель?

Какое задание вы должны выполнить?

Значение, каких числовых выражений вы сможете выполнить без затруднений?

(13-5, 12-5, 11-5, 14-5, 15-5, 10-5). Обоснуйте свой выбор.

Работая в парах, дети находят пути вычитания числа 5 с переходом через 10. В выражениях, вызвавших затруднения.

Демонстрируют знаний, умения.

считать, называть компоненты, решать задачи

-Числа от 1 до 20. Это натуральный ряд чисел.

Работают в паре.

Участвуют  в обсуждении представленного задания.

10

(четное двузначное, состоит из 1 десятка или 10 единиц.  Соседи числа 9 и 11.

-Формулируют задание: вспомнить состав числа 10, соединив числа парами.

-Оценивание работы соседа.

Прибавление и вычитание без перехода и с переходом через 10.

Вычитание 5.

Научится вычитать 5.

Вычесть 5.

Работа в тетради.

(числовые выражения, содержащие уменьшение числа на 5)

Познавательные:

-умение ориентироваться в своей системе знаний.

Личностные:

-формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

-установка на здоровый образ жизни.

Регулятивные:

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные:

-уметь оформлять свои мысли в устной форме;

-умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

III. Выявление места и причины затруднения

(4 мин)

Цели:

- выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Учит  беречь свое здоровье (осанка, зрение)

Создание  познавательной  проблемной ситуации.

-Найдите карточку №3.

Предлагаю выбрать любую строку примеров для  их решения

3+7=    5+7=    13-5=

5+8=     14-5=   9-5=    

10-7=    11-5=   2+8=

12-5=     4+7=   6+5=

- Какое выражение вызвало затруднение? Почему? Чего мы пока не знаем?

Запись на доску примеров, которые вызвали затруднения у учеников

13-5   14-5   11-5  12-5

- А вы можете решить данные примеры?

Самостоятельно   подходят к теме урока.

-Работа на карточке - индивидуально.

Коммуникативные:

-уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные:

--уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Личностные:

-установка на здоровый образ жизни.

Физкультминутка (1 мин)

Учит  беречь свое здоровье

Хомка, хомка - хомячок, полосатенький бочок

Хомка раненько встаёт, шейку мылит, шейку трёт

Убирает Хомка хатку и выходит на зарядку

1,2,3,4,5 хочет Хомка сильным стать.

Выполнение  физкультминутки

Личностные:

-установка на здоровый образ жизни.

IV. Построение проекта выхода из затруднения

 ( 15   мин)

 т.е.

построение детьми нового способа действий и формирование способностей к его выполнению.

Побуждает   учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений.

Организует  работу в паре.

Частично - поисковая деятельность.

Побуждает к анализу собственных действий

Организует анализ учащимися проблемной задачи, ее решение.

Помогает учащимся планировать и выполнять действия.

Организует работу в паре.

Побуждает к анализу собственных действий

-В совместной деятельности найдем приемы решения примеров вычитания числа 5 с переходом через десяток.

Предлагаю вам  в паре подумать над решением  примера 12-5.  Все  необходимое для работы лежит у вас на партах. Возможно, вам помогут в работе фишки.

( на партах – карточка с примером, фишки)

Будьте вежливы при ведении диалога с соседом. Помните, время у вас ограничено. По сигналу работа заканчивается.

-Желаю успехов!

- Какие пути решения вы нашли?

1прием:  

1.Сначала вычитаем столько, чтобы получилось 10.

2.Вспоминаем состав числа 5  (вычитаемого), используем сумму удобных слагаемых.

3. Вычитаем второе слагаемое.

Молодцы.

Кто из вас может предложить другой способ решения примера?

Откроем учебник на с. 70. внимательно изучите №13 на этой странице и сделайте вывод, совпали приёмы вычитания?

 А сейчас наша задача: в совместной работе составить алгоритм к  приему вычитания числа 5 с переходом через десяток. 

Записываем в тетрадь:

12-5=

1. Вычитаем  до 10.

2. Используем удобные слагаемые.

3.Находим разность.

Предлагаю опорную схему для решения примеров на вычитание числа 5.

12-5=

Какие вы молодцы! Вы сами нашли приемы вычитания с переходом через десяток.

А сейчас, используя алгоритм и схему, выполните оставшиеся примеры на вычитание 5 сначала на карточке, а потом в тетрадях.

Учебник, стр. 71, № 16.

Решите примеры по вариантам, запишите ответы.

( учитель оказывает индивидуальную помощь отдельным ученикам)

Взаимооценка.

-Оцените работу: (на полях тетради)

-Выполнил без ошибок – зелёный кружок;

 - с ошибками – красный.

Проверка работы с экрана.

Эталон для самопроверки.

- У кого всё правильно?

- У кого есть ошибки?

- В каком месте ошибки?

- В чём причина?

Самооценка по алгоритму, (с использованием смайликов)

-Кто решил без ошибок?

-кто допустил 1 ошибку?

-Кто допустил две ошибки?

-Кто допустил более двух ошибок?

Выдвигают варианты формулировок темы и цели урока.

-Поиск решения

Высказывают свой прием решения примера на вычитание с переходом через десяток

-Работа по учебнику.

Анализ проблемной ситуации, поиск решения, выдвижение и проверка  своих решений.

-Нахождение пути решения примера.

-Выдвигают вариант приема решения

-Сверяют результаты своей работы с предложенным вариантом на доске.

-Объясняют ход решения.

Регулятивные:

Уметь:

- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

 Познавательные:

Уметь:

- отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

-анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;

-формировать способность использовать знаково- символические средства для создания моделей.

Коммуникативные:

-формировать умение работать в группе, в паре  находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;

-развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Личностные:

-  проявление любознательности к изучаемому материалу:

-установка на здоровый образ жизни.

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(5 мин)

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Организует самостоятельную, практическую работу.

-Откройте учебник на стр.70. Найдите задания, соответствующие теме нашего урока. № 14. (Работа у доски)

- Кто желает объяснить решение первого примера?

-Второй, третий  - аналогично..

Самостоятельный выбор приема решения примера с использованием схемы - опоры.

Излагают, объясняют учебный материал.

Регулятивные:

-Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. 

Коммуникативные:

-Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других;

-Умение организовать, контролировать и оценивать учебную деятельность;

-Формирование самооценки, анализа выполненной работы, вычленение проблем;

-Формирование уверенности в своих силах, положительные отношения к себе.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин)

Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону, самооценку;

Создает ситуацию, в которой необходимо проследить зависимость между меняющимися условиями и соответствующими результатами действия.

 Наступило время показать качество полученных знаний каждого ученика.

Работа в тетрадях  на печатной основе№3. задания № 8, №9, №10.

Решение задачи №11.

Проверка: Назовите пример с ответом 8,9. Докажите.

Какой прием использовали?

Молодцы!

-Выбор заданий соответствующего уровня.

-Используют приобретенные знания в практической деятельности.

-Самооценка.

Регулятивные:

-Уметь проговаривать последовательность действий на уроке;

-Уметь выполнять работу по предложенному плану, по алгоритму;

-Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные:

-Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-Формирование самостоятельности, ответственности.

VIII.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

(3 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Создает ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения.

- Так какие же открытия, сделаны нами на уроке?

-Над какой темой работали?

-Какую задачу ставили перед собой?

-Удалось ли решить поставленную задачу?

-Каким способом?

Покажите на сигналах светофора:

-Научились вычитать – зелёный.

-Не понял – красный.

-Где можно применить новые знания?

Продолжить предложения:

- Сегодня на уроке я узнал (а)…

- Сегодня на уроке я смог (ла)…

- Сегодня на уроке мне было интересно…

- Сегодня на уроке мне было трудно…

- То, что я узнал (а) сегодня на уроке мне пригодится…

Настроение в конце урока.

Анализируют свою деятельность

Регулятивные:

-Уметь оценивать правильность выполнения действия.

Личностные:

-Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


Список использованной литературы:

-Поурочные планы по учебнику «Математика» 1 класс, В.Н. Рудницкая. Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 – М.: Вентана-Граф, 2015;

- В.Н. Рудницкая. Математика: 1 класс: рабочая тетрадь № 3 для учащихся общеобразовательных учреждений. -  М.: Вентана-Граф, 2016.

-Материалы фестиваля «Открытый урок».

Эталон для самопроверки.

Самооценка по алгоритму

-Кто решил без ошибок? (зелёный смайлик)

-кто допустил 1 ошибку? (жёлтый смайлик)

-Кто допустил две ошибки?

-Кто допустил более двух ошибок? (красный смайлик)

Карточка № 1. Мама купила 5 яблок, среди них есть красные и зелёные.

                       Сколько яблок каждого цвета могло быть?

Карточка №2

- Сформулируйте  задание, связанное с числом 10.

  10

6      7

8       1

9       2

3      4

Карточка №3.

Предлагаю выбрать любую строку примеров для  их решения

3+7=    5+7=    13-5=

5+8=     14-5=   9-5=    

10-7=    11-5=   2+8=

12-5=     4+7=   6+5=

Схема - опора.

12-5=

12-2-3=


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Деление многозначного числа на двухзначное число (закрепление)"

Комбинированный урок по формированию умения выполнять письменное деление, рассмотрев деление многозначного числа на двухзначное; закрепить умения решать задачи; совершенствовать устные и письменные вы...

Конспект урока "Умножение двузначного числа на данное число десятков",презентация, 3 класс.

Конспект урока  математики и презентация  с использованием информационно-коммуникационной технологии, групповой технологии, здоровье сберегающей технологии....

Конспект урока математики «Умножение числа 1 на однозначные числа» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление с таблицей умножения числа 1 на однозначные числа. Планируемые результаты:         Предметные:...

Конспект урока по Математике Числа от 1 до 10 и число 0».Урок-путешествие в космос.

В основе урока-путешествия лежит познавательная дидактическая игра, состоящая в воображаемом путешествии. Она напоминает те игры с фишками, в которые каждый из нас играл в детстве. Ученики при таком п...

Конспект урока математики "Сложение числа 8 с однозначными числами" ( УМК Перспектива, 1 класс)

Цель деятельности учителя: создание условия для ознакомления учащихся со случаями сложения числа 8 с однозначными числами ; совершенствование вычислительных навыков; закрепление законов и свойств слож...