Урок по математике "Вычитание числа 5"
методическая разработка по математике (1 класс) на тему
Урок по математике "Вычитание числа 5"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_matematiki.doc | 383 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа с. Малые Озёрки
Новобурасского района Саратовской области»
Урок математики
тема: «Вычитание числа 5»
1 класс
УМК «Начальная школа 21 век»
Графова Ольга Сергеевна,
учитель начальных классов МОУ «НОШ с. Малые Озёрки»
Тема | Вычитание числа 5. |
Цели | Образовательные: 1. Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с приёмами вычитания числа 5. 2. Способствовать формированию навыка выполнения вычислений по частям. 3. Закреплять умение решать задачи. Развивающие: Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Воспитательные: Способствовать воспитанию культуры поведения при фронтальной, индивидуальной работе. Формирование УУД: - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: развивать умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, адекватно оценивать свои достижения; осознавать возникшие трудности, искать их причину и пути преодоления. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. - Познавательные УУД: развивать умение самостоятельно находить и извлекать нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. |
Планируемые результаты | Предметные: Выполнять вычитания числа 5 по частям, объяснять свои действия. Осуществлять проверку правильности выполненных вычислений. Использовать при выполнении вычислений изученные свойства действий. Воспроизводить наизусть результаты изученных табличных случаев сложения и вычитания чисел 1, 2, 3, 4. Конструировать тексты арифметических задач, используя рисунки. Личностные: Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение. (Регулятивные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД). |
Основные понятия | Состав числа пять; вычитание, связанное с составом числа пять; компоненты вычитания. |
Межпредметные связи | Математика, окружающий мир, литературное чтение. |
Ресурсы: | - В.Н. Рудницкая. Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 – М.: Вентана-Граф, 2015; - В.Н. Рудницкая. Математика: 1 класс: рабочая тетрадь № 3 для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2016. - листочки с заданиями; - домик «Состав числа 5»; - алгоритм самооценки. |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа. |
Технологическая карта урока
Технология проведения | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников | УУД |
I. Самоопределение к деятельности. ( 1 мин) Цель: -включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. | Доброе пожелание, положительный настрой на урок. | Громко прозвенел звонок. Начинается урок Очень тихо вы садитесь И работать не ленитесь. А сейчас покажите свой настрой на урок математики. Какому смайлику соответствует ваше настроение?
Я желаю, чтоб хорошее настроение было до конца урока. | Настрой на дальнейшую работу. | Коммуникативные: -умение поддержать разговор на интересную тему; -умение слушать и понимать речь других; -включение в учебный процесс. |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. (6мин) Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий. | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Организует работу в паре, фронтальную работу с классом в форме опроса. Ставит проблемный вопрос. Фронтальная проверка. | -Чему мы учимся на уроках математики? - Все ваши умения пригодятся сегодня на уроке, а внимание – особенно. -Посмотрите внимательно на доску, что можете сказать про числа, которые вы видите. -Докажите. - Назовите компоненты при вычитании? -Как вы считаете, какое уточнение нужно сделать? Сможем это сделать, только выполнив несколько заданий. Поработаем в паре. Перед вами листочек с заданиями. Карточка № 1. Мама купила 5 яблок, среди них есть красные и зелёные. Сколько яблок каждого цвета могло быть? Дети. Красных - 1, зелёных - 4; красных - 2, зелёных - 3; красных -3, зелёных - 2; красных - 4, зелёных – 1 («заселяют» домик на доске). Учитель. Могло ли быть 5 яблок одного цвета? Дети. Нет. Учитель. Почему нет? Докажите. Дети. По условию сказано, что должны быть яблоки того и другого цвета. Учитель. Объясните, как можно вычесть число 5. - Назовите отрезок натурального ряда чисел. Какое число здесь лишнее? Почему? Что можете сказать об этом числе? Найдите карточку №2 - Сформулируйте задание, связанное с числом 10. 10 6 7 8 1 9 2 3 4 Взаимопроверка. Для чего нам нужно знать состав 10? Какие примеры мы учимся решать? Откройте учебник на стр.70. найдите №11. Что можете сказать по поводу записей? Попробуйте сформулировать тему урока. Какая перед нами стоит цель? Какое задание вы должны выполнить? Значение, каких числовых выражений вы сможете выполнить без затруднений? (13-5, 12-5, 11-5, 14-5, 15-5, 10-5). Обоснуйте свой выбор. Работая в парах, дети находят пути вычитания числа 5 с переходом через 10. В выражениях, вызвавших затруднения. | Демонстрируют знаний, умения. считать, называть компоненты, решать задачи -Числа от 1 до 20. Это натуральный ряд чисел. Работают в паре. Участвуют в обсуждении представленного задания. 10 (четное двузначное, состоит из 1 десятка или 10 единиц. Соседи числа 9 и 11. -Формулируют задание: вспомнить состав числа 10, соединив числа парами. -Оценивание работы соседа. Прибавление и вычитание без перехода и с переходом через 10. Вычитание 5. Научится вычитать 5. Вычесть 5. Работа в тетради. (числовые выражения, содержащие уменьшение числа на 5) | Познавательные: -умение ориентироваться в своей системе знаний. Личностные: -формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; -установка на здоровый образ жизни. Регулятивные: -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Коммуникативные: -уметь оформлять свои мысли в устной форме; -умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. |
III. Выявление места и причины затруднения (4 мин) Цели: - выявить место (шаг, операция) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения. | Учит беречь свое здоровье (осанка, зрение) Создание познавательной проблемной ситуации. | -Найдите карточку №3. Предлагаю выбрать любую строку примеров для их решения 3+7= 5+7= 13-5= 5+8= 14-5= 9-5= 10-7= 11-5= 2+8= 12-5= 4+7= 6+5= - Какое выражение вызвало затруднение? Почему? Чего мы пока не знаем? Запись на доску примеров, которые вызвали затруднения у учеников 13-5 14-5 11-5 12-5 - А вы можете решить данные примеры? | Самостоятельно подходят к теме урока. -Работа на карточке - индивидуально. | Коммуникативные: -уметь оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: --уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Личностные: -установка на здоровый образ жизни. |
Физкультминутка (1 мин) | Учит беречь свое здоровье | Хомка, хомка - хомячок, полосатенький бочок Хомка раненько встаёт, шейку мылит, шейку трёт Убирает Хомка хатку и выходит на зарядку 1,2,3,4,5 хочет Хомка сильным стать. | Выполнение физкультминутки | Личностные: -установка на здоровый образ жизни. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения ( 15 мин) т.е. построение детьми нового способа действий и формирование способностей к его выполнению. | Побуждает учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений. Организует работу в паре. Частично - поисковая деятельность. Побуждает к анализу собственных действий Организует анализ учащимися проблемной задачи, ее решение. Помогает учащимся планировать и выполнять действия. Организует работу в паре. Побуждает к анализу собственных действий | -В совместной деятельности найдем приемы решения примеров вычитания числа 5 с переходом через десяток. Предлагаю вам в паре подумать над решением примера 12-5. Все необходимое для работы лежит у вас на партах. Возможно, вам помогут в работе фишки. ( на партах – карточка с примером, фишки) Будьте вежливы при ведении диалога с соседом. Помните, время у вас ограничено. По сигналу работа заканчивается. -Желаю успехов! - Какие пути решения вы нашли? 1прием: 1.Сначала вычитаем столько, чтобы получилось 10. 2.Вспоминаем состав числа 5 (вычитаемого), используем сумму удобных слагаемых. 3. Вычитаем второе слагаемое. Молодцы. Кто из вас может предложить другой способ решения примера? Откроем учебник на с. 70. внимательно изучите №13 на этой странице и сделайте вывод, совпали приёмы вычитания? А сейчас наша задача: в совместной работе составить алгоритм к приему вычитания числа 5 с переходом через десяток. Записываем в тетрадь: 12-5= 1. Вычитаем до 10. 2. Используем удобные слагаемые. 3.Находим разность. Предлагаю опорную схему для решения примеров на вычитание числа 5. 12-5= Какие вы молодцы! Вы сами нашли приемы вычитания с переходом через десяток. А сейчас, используя алгоритм и схему, выполните оставшиеся примеры на вычитание 5 сначала на карточке, а потом в тетрадях. Учебник, стр. 71, № 16. Решите примеры по вариантам, запишите ответы. ( учитель оказывает индивидуальную помощь отдельным ученикам) Взаимооценка. -Оцените работу: (на полях тетради) -Выполнил без ошибок – зелёный кружок; - с ошибками – красный. Проверка работы с экрана. Эталон для самопроверки. - У кого всё правильно? - У кого есть ошибки? - В каком месте ошибки? - В чём причина? Самооценка по алгоритму, (с использованием смайликов) -Кто решил без ошибок? -кто допустил 1 ошибку? -Кто допустил две ошибки? -Кто допустил более двух ошибок? | Выдвигают варианты формулировок темы и цели урока. -Поиск решения Высказывают свой прием решения примера на вычитание с переходом через десяток -Работа по учебнику. Анализ проблемной ситуации, поиск решения, выдвижение и проверка своих решений. -Нахождение пути решения примера. -Выдвигают вариант приема решения -Сверяют результаты своей работы с предложенным вариантом на доске. -Объясняют ход решения. | Регулятивные: Уметь: - определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; Познавательные: Уметь: - отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; -анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; -формировать способность использовать знаково- символические средства для создания моделей. Коммуникативные: -формировать умение работать в группе, в паре находить общее решение, умение аргументировать своё предложение; -развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Личностные: - проявление любознательности к изучаемому материалу: -установка на здоровый образ жизни. |
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (5 мин) Цель: - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | Организует самостоятельную, практическую работу. | -Откройте учебник на стр.70. Найдите задания, соответствующие теме нашего урока. № 14. (Работа у доски) - Кто желает объяснить решение первого примера? -Второй, третий - аналогично.. | Самостоятельный выбор приема решения примера с использованием схемы - опоры. Излагают, объясняют учебный материал. | Регулятивные: -Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Коммуникативные: -Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других; -Умение организовать, контролировать и оценивать учебную деятельность; -Формирование самооценки, анализа выполненной работы, вычленение проблем; -Формирование уверенности в своих силах, положительные отношения к себе. |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин) Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону, самооценку; | Создает ситуацию, в которой необходимо проследить зависимость между меняющимися условиями и соответствующими результатами действия. | Наступило время показать качество полученных знаний каждого ученика. Работа в тетрадях на печатной основе№3. задания № 8, №9, №10. Решение задачи №11. Проверка: Назовите пример с ответом 8,9. Докажите. Какой прием использовали? Молодцы! | -Выбор заданий соответствующего уровня. -Используют приобретенные знания в практической деятельности. -Самооценка. | Регулятивные: -Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; -Уметь выполнять работу по предложенному плану, по алгоритму; -Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Личностные: -Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; -Формирование самостоятельности, ответственности. |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Создает ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения. | - Так какие же открытия, сделаны нами на уроке? -Над какой темой работали? -Какую задачу ставили перед собой? -Удалось ли решить поставленную задачу? -Каким способом? Покажите на сигналах светофора: -Научились вычитать – зелёный. -Не понял – красный. -Где можно применить новые знания? Продолжить предложения: - Сегодня на уроке я узнал (а)… - Сегодня на уроке я смог (ла)… - Сегодня на уроке мне было интересно… - Сегодня на уроке мне было трудно… - То, что я узнал (а) сегодня на уроке мне пригодится… Настроение в конце урока. | Анализируют свою деятельность | Регулятивные: -Уметь оценивать правильность выполнения действия. Личностные: -Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Список использованной литературы:
-Поурочные планы по учебнику «Математика» 1 класс, В.Н. Рудницкая. Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 – М.: Вентана-Граф, 2015;
- В.Н. Рудницкая. Математика: 1 класс: рабочая тетрадь № 3 для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2016.
-Материалы фестиваля «Открытый урок».
Эталон для самопроверки.
Самооценка по алгоритму
-Кто решил без ошибок? (зелёный смайлик)
-кто допустил 1 ошибку? (жёлтый смайлик)
-Кто допустил две ошибки?
-Кто допустил более двух ошибок? (красный смайлик)
Карточка № 1. Мама купила 5 яблок, среди них есть красные и зелёные.
Сколько яблок каждого цвета могло быть?
Карточка №2
- Сформулируйте задание, связанное с числом 10.
10
6 7
8 1
9 2
3 4
Карточка №3.
Предлагаю выбрать любую строку примеров для их решения
3+7= 5+7= 13-5=
5+8= 14-5= 9-5=
10-7= 11-5= 2+8=
12-5= 4+7= 6+5=
Схема - опора.
12-5=
12-2-3=
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики.Многозначные числа.Умножение на однозначное число.
Урок-путешествие....
Урок "Деление многозначного числа на двухзначное число (закрепление)"
Комбинированный урок по формированию умения выполнять письменное деление, рассмотрев деление многозначного числа на двухзначное; закрепить умения решать задачи; совершенствовать устные и письменные вы...
Урок математики "Умножение числа 0 и на число 0"
План-конспект урока...
Конспект урока "Умножение двузначного числа на данное число десятков",презентация, 3 класс.
Конспект урока математики и презентация с использованием информационно-коммуникационной технологии, групповой технологии, здоровье сберегающей технологии....
Конспект урока математики «Умножение числа 1 на однозначные числа» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление с таблицей умножения числа 1 на однозначные числа. Планируемые результаты: Предметные:...
Конспект урока по Математике Числа от 1 до 10 и число 0».Урок-путешествие в космос.
В основе урока-путешествия лежит познавательная дидактическая игра, состоящая в воображаемом путешествии. Она напоминает те игры с фишками, в которые каждый из нас играл в детстве. Ученики при таком п...
Конспект урока математики "Сложение числа 8 с однозначными числами" ( УМК Перспектива, 1 класс)
Цель деятельности учителя: создание условия для ознакомления учащихся со случаями сложения числа 8 с однозначными числами ; совершенствование вычислительных навыков; закрепление законов и свойств слож...