Внеклассная работа по математике
рабочая программа по математике (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Данный материал содержит программы кружка по математике с 1 по 4 классы. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепить интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_po_matematike.rar | 80.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Каменский лицей имени Кожевина В.Е.»
Программа кружка
«Занимательная математика»
3 класс
Срок реализации программы – 1 год
Составитель программы:
Егорова Ольга Ильинична,
учитель начальных классов
2015-2016 уч. год
Пояснительная записка
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепить интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка направлены на развитие у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:
- Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
- Обеспечение преемственности …начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.
- Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»
(Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011. с.6.).
Цель, задачи и принципы программы:
Цель: привитие интереса учащимися к математике, систематизация и углубление знаний по математике
Задачи:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- расширять математические знания;
- содействовать умелому использованию символики;
- учить правильно, применять математическую терминологию;
- развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Принципы программы:
- Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности каждого учащегося.
- Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
- Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
- Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
- Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
- Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 30 занятий.
- Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Предполагаемые результаты:
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы
Основные требования к уровню математической подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
Основной программный материал курса математики в начальных классах
Учащиеся должны уметь:
Творчески применять имеющиеся знания, умения, навыки в реальных жизненных ситуациях, наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника) - деятельностный компонент, позволяющий соблюдать баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения, т.е. обладать не только предметными, но и универсальными (надпредметными) компетентностями, определенным социальным опытом самоорганизации для решения учебных и практических задач
Виды контроля знаний
В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:
- Участие в математических конкурсах, чемпионатах, КВН, турнирах, олимпиадах
- Выпуск математических газет
Условия организации занятий. Кружок создается из учащихся 3 класса, имеющих повышенный интерес к математике, на добровольной основе. Занятия групповые. Продолжительность одного занятия не более 40 минут. Занятия проводятся в течение учебного года по 1 раз в неделю. (всего 30 занятий)
Методы работы:
- упражнения,
- беседа
Формы работы:
- групповые занятия;
- индивидуальные занятия
Содержание учебного материала
Содержание данного курса носит объемный характер. Включает в себя всевозможные разнообразные нестандартные виды математических заданий, направленных на развитие математических способностей учащихся, логического нестандартного мышления, творческого подхода к решению учебных задач. Имеет ярко выраженную практическую направленность в обучении. Дает возможность учащимся работать как под руководством учителя, так и проявить свои способности на занятиях и при самостоятельной работе дома с родителями. Содержание групповых занятий можно дополнять новыми темами, более интересными новыми упражнениями, которые будут востребованы детьми.
Что дала математика людям? Зачем её изучать?
Математика вокруг нас.
Занимательная математика в доме и квартире.
Из истории математики.
Старинные системы записи чисел.
Из истории чисел и цифр.
Как люди учились считать.
Удивительное рядом или старинные меры длины.
Архимед – гений математики и изобретений.
Из истории математических открытий.
Научный мир Пифагора.
Первые учебники.
Развитие познавательных способностей.
Тренировка внимания.
Тренировка памяти.
Поиск закономерностей.
Совершенствование воображения.
Развитие быстроты реакции.
Занимательная геометрия.
Наглядная геометрия.
Занимательная геометрия.
Турнир по геометрии.
Олимпиадные задания по математике.
Занимательные задачи.
Логические задачи для юных математиков.
Задачи повышенной трудности.
Решение нестандартных задач.
Математические тренажёры.
Блиц - турнир по решению задач.
Очень важную науку постигаем мы без скуки.
Задачи в стихах.
Экспромт - задачки и математические головоломки.
Логические математические задачки-шутки.
Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Внималки-Сосчиталки».
Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал».
Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики»
Заключение
На современном этапе развития российского образования реализуется компетентностный подход к обучению школьников. Внеурочная работа с учащимися является естественным дополнением к тому, чем школьники занимаются непосредственно на уроках математики. Работа по развитию способностей талантливой молодежи является одним их направлений реализации президентской инициативы «Наша новая школа».
Реализация данной программы способствует формированию не только предметных математических компетентностей учащихся, но формированиию надпредметных универсальных компетентностей и социального опыта по применению в практической жизни полученных знаний.
Календарно-тематическое планирование кружка «Занимательная математика»
№ | Содержание (разделы, темы) | Даты проведения (даты по неделям) |
1. | Что дала математика людям? Зачем её изучать? | |
2. | Развитие познавательных способностей. | |
Тренировка внимания. | ||
3 | Развитие концентрации внимания. Логические задачи. | |
4 | Тренировка внимания. Логически – поисковые задания. | |
Тренировка памяти. | ||
5 | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи. | |
6 | Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания. | |
Поиск закономерностей. | ||
7 | Поиск закономерностей. Логические задачи. | |
Совершенствование воображения. | ||
8-9 | Совершенствование воображения. Логически-поисковые задания. Ребусы. | |
10 | Развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек. | |
Развитие быстроты реакции. | ||
11 | Развитие быстроты реакции. Логически-поисковые задания. | |
12 | Развитие быстроты реакции. Логически-поисковые задания. | |
13 | Развитие быстроты реакции. Логически-поисковые задания. | |
14 | Развитие быстроты реакции. Логически-поисковые задания. | |
Занимательная геометрия. | ||
15-16 | Наглядная геометрия. | |
17-18 | Занимательная геометрия. | |
Олимпиадные задания по математике. | ||
19-20 | Занимательные задачи. | |
21 | Логические задачи для юных математиков. | |
22 | Задачи повышенной трудности. | |
23 | Решение нестандартных задач. | |
24-25 | Математические тренажёры. | |
26 | Очень важную науку постигаем мы без скуки. | |
27 | Задачи в стихах. | |
28 | Экспромт - задачки и математические головоломки. | |
29 | Логические математические задачки-шутки. | |
30 | Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал» | |
Всего |
Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011.
- Стандарты второго поколения. Оценка достижения планируемых результаов в начальной школе.Ч.1 – М.: Просвещение, 2010
- Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
- Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
- Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
- Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
- Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
- Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
- Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
- Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
- Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
- Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
- «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассная работа по математике с одарёнными детьми в 3-4 классах.
Целью обучения математики в школе является не только овладение конкретными математическими знаниями, но и интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для матем...
Внеклассная работа по математике в начальной школе
Внеклассная работа является неотъемлемым компонентом всего учебно-воспитательного процесса. Под внеклассной работой понимают совокупность необязательных занят...
Внеклассная работа по математике.
В работе по совершенствованию школьного математического образования занимает внеклассная работа. Приводится материал по решению различных текстовых задач,задач-шуток, логических задач. Предлагается ре...
Статья "Внеклассная работа по математике"
В статье предлагается различные олимпиадные задания. Решение и ответ....
Материалы к различным видам внеклассной работы по математике.
Главное значение различных видов внеклассной работы состоит в том, что она помогает усилить интерес учеников к математике, содействует развитию математических способностей младших школьников.Удивление...
Метод проектов во внеклассной работе по математике
Пример использования проекта при изучении математики...