Конспект урока "Слагаемые, суммы"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

конспект урока для учащихся 3 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка, 3 класс, УМК «Перспектива».

Учитель: Федотова Татьяна Александровна

Тема урока: «Дательный падеж имени существительного»

Дидактическая цель: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Задачи урока:

Образовательная: создать условия для знакомства детей со способом определения дательного падежа имен существительных; организовать практическую деятельность, в ходе которой дети могут научиться распознавать имена существительные в дательном падеже; развивать орфографическую зоркость.

Развивающая: создать условия для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательная: создать условия для положительной мотивации к учению; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам,  стремление прийти на помощь товарищу.

Методы обучения: практический; словесный; информационный.

Формирование УУД:

1.  Коммуникативные  УУД:

- умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

- умение взаимодействовать со сверстниками, умение слушать.

2. Познавательные УУД:

- формулирование познавательной цели;

- доказательство;

- синтез: составление целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- построение логической цепи рассуждений;

- структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

- рефлексия способов действия;

- навык самоконтроля;

- анализ объектов с целью распределения по признакам.

3. Личностные УУД:

- самоопределение;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

4. Регулятивные УУД:

- целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);

- формирование самоконтроля;

- осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, коллективная.

Средства обучения: рабочая тетрадь, задания на дополнительных карточках

Оборудование урока: - мультимедийный проектор, презентация к уроку;

- карточки с заданием;

- сигнальная карточка «Дательный падеж»;

- кластер «Имя существительное»;

- карточки для рефлексии.

  • Технологическая карта урока

Этап урока

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные д

ействия

I. Организационный момент.

Цель: привлечение внимания учащихся, проверка их готовности к уроку и обеспечение необходимой мотивации к учебной деятельности.

Метод стимулирования и мотивации интереса к учению.

Проверяет готовность класса к работе.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Девочки за парты сели,

Мальчики за парты сели.

На меня все посмотрели.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

- Какое нужно настроение, чтобы урок получился интересным и полезным?

- Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Посмотрите и улыбнитесь друг другу.

- Молодцы! Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности.

Подготовка класса к работе.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний.

1. Орфографическая минутка 

Цель – тренировка навыка письма, орфографической зоркости; формирование самоанализа и самоконтроля.

Здоровьесберегающие технологии

Наблюдение, работа по алгоритму

Чтобы буквы ложились на строку красиво мы сделаем пальчиковую гимнастику.

Упражнения:

  1. Солнышко – тучка (4 раза)
  2. Покатать ручку между ладонями.
  3. –Откроем тетради и запишем число и классную работу.

- Хочу напомнить вам правило письма: «Красиво пишет тот, кто правильно сидит». Проверьте свою посадку.

-Начнем урок с орфографической минутки.

На доске три слова. Буквы в них рассыпались.

1.Составьте первое слово (Один ученик работает у доски)

2. Запишите, какие орфограммы есть, подчеркните.

 (Записываем слова на доске и в тетради с проговариванием орфограмм)

берёзка                                            

солнышко

друг…

- Рядом со словом «друг» запишите имя своего лучшего друга .

-Вспомните, как пишутся имена?                                            

Берёзка - безударная гласная е (словарное слово), парная согласная (проверочное слово - береза); солнышко - безударная гласная о;  друг – парная согласная в конце слова (проверочное слово - подруга).

Имена собственные пишутся с  заглавной буквы.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками.

2.  Повторение ранее изученного материала об имени существительном

Цель: систематизация ранее полученных знаний, необходимых для открытия нового знания.

Метод проблемного обучения – творческая переработка учебной информации.

Наглядный метод.

Фронтальная работа.

Что общего у этих слов? Докажите.                                                      

-Что мы уже знаем  об имени существительном?

(В результате чего появляется кластер)

- Скажите, а над каким признаком имени существительного вы работали на прошлом уроке?

- Сколько падежей в русском языке? Назовите их.

-С какими 2 падежами мы уже познакомились?

- В каком падеже стоят записанные существительные? Как вы узнали?

На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже?

-С какими предлогами употребляются существительные в родительном падеже?

-Поставьте данные существительные в форму родительного падежа .

берёзка                      без березки                      

солнышко        около солнышка

друг…        у друга

Имена существительные

Называют морфологические признаки имени существительного с опорой на слова из орфографической минутки.

Падеж

6

И.п., Р.п..

И.п.

(кто?) (что?)

 (кого?) (чего?)

Предлоги – из, до, с,  у, около, без, от, для, после, вокруг.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками.

III. Постановка учебной задачи

Цель:  подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Наблюдение,  метод проблемного обучения.

Сегодня мы продолжим знакомство с падежами и проведем несколько исследований.

- Прочитайте девиз исследователя (читают дети):

Чтобы видеть все вокруг,

Надо быть внимательным.

Окружающий нас мир

Очень привлекательный.

Ты березке   улыбнись,

Солнышку обрадуйся,

Руку другу протяни -

Вот и замечательно!  

Определим падеж выделенных существительных.

Как это сделать?

(на слайде 1 шаг)

(на слайде 2 шаг)

(на слайде 3 шаг)

   

                                                                                           

-Итак, определим падеж 1 слова. Запишем

                            2 слова. Запишем

                      3 слова. Запишем

берёзка                      без березки             березке          

солнышко             около солнышка        солнышку

друг…                        у друга                          другу

Как вы думаете, какой падеж мы будем изучать сегодня на уроке?

-Назовите тему урока?

1.Найти главное слово

2.Задать вопрос от главного слова к существительному

3.По вопросу определить падеж

Улыбнись (чему?) березке -  Д.п.

Обрадуйся (чему?) солнышку -  Д.п.

Протяни (кому?) другу - Д.п.

Дательный падеж

Дательный падеж имени существительного

Регулятивные: целеполагание, Коммуникативные: постановка вопросов,  Общеучебные: самостоятельное формулирование познавательной цели.

IV. Открытие нового знания

Цель: организация учащихся с целью наблюдения, осознания, систематизации, конкретизации знаний о дательном падеже. Запись нового знания в виде опорного сигнала.

Наглядный метод.

Фронтальная работа, работа в парах.

Работа по алгоритму.

Работа у доски.

Русский писатель, лингвист и филолог Лев Васильевич Успенский называл дательный падеж «щедрым». Как вы думаете, почему?

На какие вопросы отвечают существительные в дательном падеже? С какими предлогами употребляются существительные в дательном падеже?

Проведём исследование.

(Читаю вслух)

1. Как хорошо уметь читать!

Не надо к  маме приставать

Найдите словосочетание глагол + существительное в дательном падеже.

Запишите, подчеркните предлог.

(Читаю вслух)

2. Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят.

Найдите словосочетание глагол + существительное в дательном падеже.

Запишите, подчеркните предлог.

(Читаю вслух)

3. Иногда я размечтаюсь

И подарки всем несу:

Братику, сестричке, псу…

Найдите словосочетание глагол + существительное в дательном падеже.

Запишите, подчеркните предлог.

С какими предлогами употребляются существительные в дательном падеже?

Дательный падеж от слова «дать», «дарить».

Кому? чему?

-Не знаем.

Приставать (к кому?) к маме

Летят (по чему?) по ветру

Несу (кому?) братику

К, по , -

Познавательные: моделирование,

логические: решение проблемы; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

2. Самостоятельно заполните сигнальную карточку

- Заполним сигнальную карточку.

-Проверим

Физкультминутка

Здоровьесберегающие технологии

Наклоните голову к правому плечу.

Наклоните голову к левому плечу.

Повернитесь к  соседу справа,  к соседу слева.

Повернитесь к учителю.

Погладьте себя по голове.

Улыбнитесь одноклассникам, учителю.

-К плечу, по голове…В каком падеже стоят имена существительные?

- Как вы догадались?

Дети показывают движения

В дательном падеже.

Вопросы кому? чему?, предлоги к, по.

Развивающие: установка на здоровый образ жизни.

V. Первичное закрепление

Цель: закрепление нового знания, способов действия.

Метод самостоятельной познавательной деятельности

1. Появляется картинка «Ворона и лисица»

- Посмотрите на иллюстрацию, к какой басне она нарисована? Кто автор этой басни? О чем эта басня?

- Чему учит нас эта басня?

1. Вороне где-то Бог послал кусочек сыру.

2. Плутовка к дереву на цыпочках подходит.

Поработаем по вариантам.

Прочитайте предложения. Спишите предложение. Найдите существительное в дательном падеже.

1 вариант – 1 предложение, 2 вариант – 2 предложение.

Проверим.

Послал (кому?) вороне

Подходит (к чему?) к дереву

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов выполнения заданий, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

2. Работа в парах

Раскройте скобки, поставив имена существительные в нужном падеже. Определите их падеж.

Хочу помочь (товарищ). Написала записку (подруга). Вечером позвоню (Пётр Егорович). При первых признаках болезни надо обратиться к (врач).

Проверим словосочетания с вопросом.

-Очень хорошая посадка у …. Наверно, он(она) красиво напишет.

3. Работа с пословицами

Поиграем в игру «Проверим внимание»

Ум да разум надоумят сразу.

Нет ума, считай калека.

Сила уму уступает.

Старость придет – веселье на ум не пойдет.

Всяк живи своим умом.

-Прочитайте пословицы.

-Что в них общего?

-Определите падеж существительного ум в каждой пословице (устно)

-Какую закономерность вы заметили?

Запишите пословицу, которая понравилась вам больше всего.

Какую пословицу вы записали?

Почему?

Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

Здоровьесберегающие технологии

-Ребята, встаньте, выполним гимнастику для глаз.

Чтобы зоркими нам быть,

Нужно глазками крутить.

(Вращать глазами по кругу по  2-3 сек.)

Зорче глазки, чтоб глядели,  

Разотрем их еле – еле.           

 (В течении минуты массажировать  верхние и нижние веки,   не закрывая глаз.)

 Нарисуем большой круг  

 (Глазами  рисовать круг)

  И осмотрим все вокруг   

(влево, вправо)                                             

Глазки влево, глазки вправо,  

Вверх и вниз и все сначала.    

(Поднять глаза вверх, опустить,  повернуть вправо, влево)

Быстро, быстро поморгать,

(Моргать в течение минуты)

Отдых глазкам нужно дать.

Нарисуем мы подряд

Треугольник, круг, квадрат,  

 ( Нарисовать глазами геометрические фигуры по  и против часовой стрелки)    

Развивающие: установка на здоровый образ жизни.

Занимательная минутка

А вы знаете, ребята, что в древнерусском языке был еще один падеж – звательный. Он служил для выражения обращения.Например:

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»

Слово «старче» - старик, как раз слово в звательном падеже. Со временем звательный падеж упростился и слился  с именительным: кто? старче. Но вернемся к дательному падежу.

Минутка реллакса

VI. Включение знаний в систему

Цель: организация работы по карточкам с целью выявления уровня владения знаниями о падежах имени существительного.

Самостоятельная работа

- Проверим, как вы усвоили тему «Дательный падеж имени существительного», а для этого проведем разноуровневую самостоятельную работу. 1 уровень – легкий, 2 уровень сложный. Каждый для себя выбирает уровень самостоятельно.

Самостоятельная работа

1 уровень

Определите падеж имён существительных.

От  дуба,  по  тропинке,  до  дороги,  по  небу, из  дома, вокруг  леса,  к  бабушке,  у  окна.

2 уровень

Из данных слов составьте словосочетания с существительными в дательном падеже

Подарить, дед, шарф;

дать, товарищ, книга;

ходить, деревня, трава;

расчесать, сестра, волосы;

смастерить, птицы, скворечник;

поменять, рыбы, вода.

 

Самостоятельно выбирают уровень работы

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение

Самопроверка по эталону.

Кто все сделал все без ошибок – зеленый кружок

1-2 ошибки – желтый кружок

3 и более ошибок – красный кружок на полях.

-У кого зелёный кружок? Молодцы.

-У кого жёлтый и красный кружки? Надо поработать.

Сверяют по эталону, осуществляют самооценку

VII. Рефлексия деятельности.

Цель: анализ успешности овладения новыми знаниями, пути преодоления недостатков

Самоанализ, самооценка результатов коллективной и групповой работы на уроке

Итак, наш урок подходит к концу.

Какой падеж  мы изучали на сегодняшнем уроке?

Что вы узнали о существительных в дательном падеже?

Дательный падеж.

Отвечают на вопросы кому? чему?, употребляются с предлогами к, по, слово-помощник – дать, подарить. 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия,

личностные: самоанализ, самооценка.

- Оцените свою работу на уроке. Кто считает, что у него все получилось, на полях в тетради поставьте восклицательный знак (!). Если кто-то сомневается, что все выполнял правильно, если не до конца освоил тему – поставьте на полях вопросительный знак (?).

- Молодцы! Встаньте, урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в 1 классе (система Л.В.Занкова) «Значение суммы. Чтение и запись сумм, определение их значений».

Конспект урока математики в 1 классе (система Л.В.Занкова) «Значение суммы. Чтение и запись сумм, определение их значений»....

Тема урока «Прибавление суммы к сумме»

Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления со способами прибавления суммы к сумме; учить применять правило прибавления суммы к сумме; продолжить формирование умений решать задачи; ра...

Конспект урока в 1 классе по математике "Сумма. Значение суммы."

Урок математики в 1 классе "Сумма. Значение суммы", уч. Аргинская, ОС Л.В. Занкова...

Конспект "Деление суммы на число"

Конспект урока в 3 классе, програма "Начальная школая XXI века"...

Вычитание суммы из числа и числа из суммы

В презентации представлены задания для закрепления темы "Вычитание суммы из числа и числа из суммы"....

Прибавление суммы к сумме

Презентация к уроку "Прибавление суммы к сумме". Программа "Перспективная начальная школа"....

Презентация "Сумма.Значение суммы".

Презентация к уроку математики в 1 классе....