Мастер-класс на тему: «Реализация современных образовательных технологий на уроках математики»
материал по математике на тему

Прудникова Елена Ивановна

 

Мастер-класс на тему:

«Реализация современных образовательных технологий на уроках математики»

 

Цель: распространение опыта работы учителя начальных классов по использованию современных образовательных технологий на уроках математики с учётом требований ФГОС второго поколения

 

Задачи: раскрытие значения современных образовательных технологий;

повышение мотивации педагогов на применение современных технологий в учебном процессе;

создание условий для активного взаимодействия всех участников семинара.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx36.43 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему:

«Реализация современных образовательных технологий на уроках математики»

Цель: распространение опыта работы учителя начальных классов по использованию современных образовательных технологий на уроках математики с учётом требований ФГОС второго поколения

Задачи: раскрытие значения современных образовательных технологий;

повышение мотивации педагогов на применение современных технологий в учебном процессе;

создание условий для активного взаимодействия всех участников семинара.

Ход матер-класса:

СЛАЙД 1

Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Елена Ивановна Прудникова. Мне приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что у нас с вами получится интересный и полезный разговор.

Начнем мы с такой притчи:

СЛАЙД 2

Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.

«-О, вы, подданные мои»,- « У меня есть трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее».

Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще ни кто никогда не видывал.

«Это самый большой и самый тяжелый замок, который        когда  –либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?»- спросил царь.

Одни придворные только отрицательно качали головами, другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако, вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным  придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, она слишком трудна. Лишь один визИрь подошел к замку. Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места, и наконец, одним рывком дернул его.

О, чудо- замок открылся!

       Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому, что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься, на собственные силы и не боишься сделать попытку».

       И нам, учителям, работающим  по ФГОС  тоже необходимо набраться смелости и делать всё для реализации современных образовательных технологий. В том числе и на уроках математики.

СЛАЙД 3

       Мы с коллегами работаем по учебнику математика Марии Игнатьевны Моро, который входит в систему учебников «Школа России» об этом комплекте говорят: «Создан в России и для России!» В нем бережно сохранены лучшие традиции российской  школы,  доказавшие свою эффективность в образовании  учащихся младшего школьного возраста, обеспечивая как реальные возможности личностного развития и воспитания ребёнка, так и достижение положительных результатов в его обучении.

       На ступени начального общего образования предмет математика является основой развития у учащихся познавательных универсальных действий.

Как же сделать каждый урок математики радостным и интересным?

Как активизировать деятельность учеников?

Как не только передать ребятам определенную сумму знаний, но и дать им возможность ощутить радость открытия, воспитать потребность узнавать все больше и больше?

       Эти задачи наверняка, ставит перед собой каждый учитель. А для этого необходимы два условия: творческий подход к делу со стороны учителя и интерес к изучаемому предмету учащихся. И этому помогает использование различных образовательных технологий.                                                                             СЛАЙД 4

       Известно, что детям быстро надоедает выполнять одно и то же, их

работа становится малоэффективной, замедляется процесс развития.

       Для того чтобы материал способствовал развитию у ребенка умения

самостоятельно постигать явления окружающей его жизни, продуктивно

мыслить, в своей практике я применяю проблемное обучение.                     СЛАЙД 5

       Необходимым условием для выполнения  проблемных заданий является использование учащимися приёмов умственной деятельности таких, как: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Многие проблемные задания дают толчок мысли и продвигают учащихся  к открытиям.

 Например, на уроке математики  в 1 классе « Единицы длины. Сантиметр» СЛАЙД 6

была создана проблемная ситуация: - Почему, измеряя рост удава, у сказочных героев получились разные результаты?

        Решая проблемную ситуацию, дети пришли к выводу, что единица измерения должна быть единой.                                                                                             СЛАЙД 7

       Есть различные приёмы создания проблемных ситуаций на уроках, например: СЛАЙД 8

       Уважаемые коллеги, сидящие передо мной за столом, я предлагаю вам разделиться на две группы: №1 и №2 (по 4 человека) и определить приёмы создания проблемных ситуаций по фрагменту урока.

       Выберите пожалуйста руководителя группы и приступайте к работе.

       Итак, проверим: №1 – «с затруднением»; №2 – «через решение задач на внимание и сравнение»; №3 – «с удивлением»;  №4 – «через умышленно допущенные учителем ошибки».

        Молодцы, все справились!

        Работая с классом, я узнаю, какой учащийся, и к какому уровню относится. Следовательно, использую  разноуровневое обучение.                                  СЛАЙД 9

Поэтому появляется возможность помогать слабому учащемуся, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные  утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

       Весьма привлекает младших школьников обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа, работа в парах)                                        СЛАЙД 10

        Использование на уроках групповой работы несет в себе черты инновационного обучения это: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности; возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная

активность и творческая самостоятельность учащихся; растет                      СЛАЙД 11

самокритичность, дети точнее оценивают свои возможности, лучше себя

контролируют;  приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе такие как: СЛАЙД 12

откровенность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей.

       Коллеги, давайте вместе вспомним и назовём

Правила работы в группе: (на столе подсказка

1. Работать в группе с любым партнёром.

2. Работать активно, серьёзно относится к полученному заданию.

3. Вежливо и доброжелательно общаться с партнёрами.

4. Испытывать чувство ответственности не только за свои собственные успехи, но и за успехи партнёров по команде и всего класса).                                          СЛАЙД 13

       Хорошо, а теперь вспомним все этапы групповой работы. Поработаем в парах, образуем 4 пары по 2 человека. Перед вами лежат карточки, пронумеруйте  по порядку этапы групповой работы.

                                                 Проверка:

  • Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
  • Раздача дидактического материала;
  • Планирование работы в группе;
  • Индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;
  • Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);
  • Сообщение о результатах работы группы;
  • Общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.

Хорошо, спасибо!

       Использую я в работе и проектную технологию обучения, СЛАЙД  14 так как в современном обществе проектирование все шире применяется в

традиционных сферах и видах человеческой деятельности таких, как:

архитектура и строительство, машиностроение в широком аспекте,

технологические процессы и пр. Проекты дают возможность развивать

индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно

подходить к профессиональному и социальному самоопределению. Участие в проектной деятельности позволяет организовать совместную деятельность учащихся и родителей.

       Тематика проектов разнообразна. Например: проект "Математика в нашей

жизни"                                                                                                                 СЛАЙД 15

       Или проект "Числа в загадках, пословицах, поговорках. ", «Числа вокруг нас» и др

       При проектировании дети учитывают пять букв «П». Вспомним их и назовём коллеги:

- Проблема

- Проектирование

(планирование)                                                                                       СЛАЙД 16

- Поиск информации

- Продукт

- Презентация.

Тестовые технологии                                                                                СЛАЙД 17

       Широкое распространение в практике преподавания получили задания по математике на тестовой основе. Я их использую на различных этапах урока, при

проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и

фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами

обучения. Тестовая технология помогает при контроле знаний учащихся. Тест

развивает у ребят логическое мышление и внимательность. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов.

      Существуют такие виды тестов                                                          

      Сейчас я предлагаю вам снова поработать в парах . У вас на столе лежат фрагменты тестовых заданий, определите  к какому виду тестов они относятся.

                                                            Проверка

       Спасибо, все справились с заданием.

       В своей практической профессиональной деятельности я активно использую ИКТ (информационно-комуникационные) - технологии. Это:                СЛАЙД 18

        Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. 

       Кроме того, им отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога ―ученик-компьютер.                               СЛАЙД 19

     

  Применение компьютерных средств обучения в начальной школе позволяет создать творческую положительно-эмоциональную атмосферу на уроке.  

       Использование красивой и яркой графики, сказочной оболочки в обучающих программах с эффектом новизны, приводит к тому, что младшие школьники с нетерпением ждут компьютерных уроков, что повышает мотивацию обучения.

       Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». А английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».

        По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.                             СЛАЙД 20

       Высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс.

       Учащиеся работают индивидуально, с помощью проб и ошибок приходят к СЛАЙД 21правильному ответу. В итоге нет в классе такого ребёнка, который бы не справился с заданием, был бы пассивен и ждал, когда же, наконец, учитель обратит своё внимание на него.                                                                                                                   СЛАЙД 22

       Интерактивная доска позволяет показывать слайды, видео, делать пометки, рисовать, чертить различные схемы, как на обычной доске, в реальном времени наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения и сохранять их виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования и  печати на принтере.

       Предлагаю вам фрагменты работы на интерактивной доске : заполнить цепочку, разбить выражения на две группы и вычислить, поиграть в дидактическую игру.

                                                                                                           СЛАЙД Ы: 23, 24, 25

       Надеюсь вам понравилось. 

Технология использования в обучении игровых методов                       СЛАЙД 26

       Я считаю, что использование на уроках игровых технологий

обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в

обучении. Так включение в урок игровых моментов делает процесс

обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение,

облегчает преодолевать трудности в обучении. Я использую их на разных

этапах урока. Так в начале урока включаю игровой момент «Отгадай тему

урока», при закреплении изученного материала – «Найди ошибку».

       При обобщении и повторении блока изученных тем возможно

применять игру-соревнование «Самый умный» или «Брейн - ринг». Для

проведения подобных игр, заранее подбираю вопросы, требующие

краткого ответа. Любят дети ребусы.                                                               СЛАЙД 27

       В любой урок можно внести элементы игры. Например, на уроке

решения задач учащихся класса можно разделить на  команды и

провести соревнование. Команда, решившая большее количество задач

поощряется хорошими отметками.

       Вместо традиционного опроса можно устроить блиц-турнир, где

учащиеся в быстром темпе заканчивают фразу учителя.

        Закрепление изученного материала можно также проводить с

элементами игры.

       А сейчас я предлагаю для вас блиц-турнир. Ответьте пожалуйста на вопросы.

Спасибо, молодцы!

       Ну и, конечно же, освоить любую образовательную технологию может только здоровый ребёнок! И одной из важнейших задач, стоящих перед школой, перед учителем  является сохранение здоровья детей. Весь педагогический коллектив нашей школы работает над методической темой «Формирование СЛАЙД 28  здоровьесберегающего пространства в образовательной организации». Поэтому я естественно использую здоровьесберегающие технологии такие как: СЛАЙД 29, 30

       Системная работа по использованию современных педагогических технологий и их элементов в образовательном процессе приводит к тому, что повышается качество образования, учащиеся принимают активное участие в предметных неделях, СЛАЙД 31

участвуют в олимпиадах, у слабых учащихся снижается порог тревожности. СЛАЙД 32

       Таким образом, с помощью всех этих технологий я создаю условия для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности. Это моя методическая тема.                                                       СЛАЙД 33

       Свой мастер-класс я хочу закончить притчей.

Я буду рассказывать вам притчу, а вы по ходу рассказа будете выполнять некоторые движения.

Итак…                                                                                                                   СЛАЙД 34

В далекой стране жил-был один садовник. Садовник боготворил деревья, и каждый год высаживал в своём саду несколько новых аллей. Однажды друзья подарили ему семена разных деревьев. Это были желуди старого дуба, несколько орехов, лёгкие невесомые «вертолётики» – семена клёна, семена яблони, груши, семена сладкой оранжевой хурмы, семена кедра… (Сядьте, пожалуйста, поудобнее; прикройте голову руками; представьте, что вы - семена).Садовник очень нежно отнесся к своим семенам. Он регулярно поливал их, рыхлил землю, даже разговаривал с семенами. Вот наступила весна, и с первыми теплыми лучами солнца начали прорастать маленькие ростки. (Участники понемногу поднимают руки вверх). 
У ростков раскрываются листочки (руки над головой, ладонями вперёд), появляются веточки с бутонами (
сжать кулачки), наконец, бутоны лопаются (кулачки резко разжать) и маленький росток превращается в крепкое молодое деревце (руки не опускать).

Весна сменяется жарким летом. Садовник по-прежнему ухаживает за своим садом, защищает от вредителей, укрывает от палящих лучей. Молодые питомцы садовника растут, улыбаются и кланяются соседним деревьям, приветствуя их по утрам (участники мастер-класса выполняют соответствующие движения). Наступает осень, и каждое растение щедро благодарит садовника своими плодами и новыми семенами. Спасибо, вы прекрасно справились!

Дорогие коллеги! Мы с вами и есть садовники в своём саду. И от нашего мастерства, желания и любви зависит, будут ли будущие урожаи щедрыми.

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!                                                                  СЛАЙД 35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс на тему: Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках математики в начальной школе.

Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укрепле...

Современные образовательные технологии на уроках математики в условиях ФГОС.

Современные образовательные технологии на уроках математики в условиях ФГОС.Актуальность применения выбранных образовательных технологий        В Законе РФ «Об образ...

Конспект урока с использованием современных образовательных технологий по предмету «Математика» 1 класс Тема урока: "Задачи на нахождение меньшего числа"

Тема урока: Задачи на нахождение меньшего числа» ( с использованием технологий деятельностного подхода и технологии сотрудничества )....

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...

Конспект урока с использованием современных образовательных технологий по предмету «Математика»

1 классТема урока: «Задачи»(с использованием технологий деятельностного подхода и технологии сотрудничества)...

Мастер-класс на тему: «Реализация современных образовательных технологий на уроках математики»

Данный материал  является  методической разработкой для использования уроков математики в начальной школе....

Презентация к докладу "Использование современных образовательных технологий на уроках математики в коррекционных классах"

Презентация к докладу "Использование современных образовательных технологий на уроках математики в коррекционных классах"...