" ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 1 КЛАССЕ."
методическая разработка по математике (1 класс) на тему
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
В 1 КЛАССЕ.
«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».
А. С. Макаренко.
Цель, сущность дидактической игры.
Прочные знания, умения и навыки учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности. С этой целью учителя начальных классов используют в своей практике различный занимательный материал: дидактические и сюжетно-ролевые игры, задачи в стихах, задачи-шутки, ребусы, загадки и занимательные задачи.
Дидактическая игра на уроках математики не только увлекает, заставляет думать, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребенка, приучает считаться с интересами товарищей.
Увлеченные игрой дети легче усваивают программный материал, приобретают определенные знания, умения и навыки. Поэтому включение в урок математики игр и игровых упражнений делает процесс обучения интересным, создает у ребят бодрое настроение, способствует преод алению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание.
Данное пособие представляет собой сборник игр по математике для учащихся 1 класса. Материал пособия способствует развитию интереса к математике у детей.
По структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие только отдельные элементы игры. В сюжетно-ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью. В играх-упражнениях она выражена явно.
Методические указания к проведению игр на уроках математики в 1 классе.
Перед проведением игры учителю надо доступно изложить сюжет, правила, поставить познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование. В игре ( в той или иной роли должен участвовать каждый ученик класса. Если у доски осуществляют игровую деятельность часть учащихся, то все остальные дети должны выполнять роль контролеров, судей, учителя и т.д.) Игра может быть проведена на любом этапе урока.
Все отобранные из существующей литературы игры распределены по разделам программы. С помощью игр мы решаем различные образовательные задачи.
Например, при изучении раздела «Простейшие представления» проводятся игры на формирование умения определять положение предметов «слева», «справа», «вверх», «вниз» и т.д. Дети учатся различать понятия «большой- маленький», «высокий- низкий», «толстый- тонкий» и др.
По изучению «Нумерация чисел от 1 до 10» используются такие игры «Составим поезд», «Построим домик» и др. В разделе «Табличное сложение и вычитание» можно применять большое количество игр, направленных на формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10.
При использовании дидактических игр очень важно следить за сохранением интереса школьников к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, так как игра по обязанности теряет свое дидактическое, развивающее значение, в том случае из игровой деятельности выпадает самое ценное - ее эмоциональное начало. При потере интереса к игре учителю следует своевременно принять действие, ведущее к изменению обстановки. Этому могут служить эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка отстающих. При наличии интереса дети занимаются с большой охотой, что благоприятно влияет и на усвоение ими знаний.
«Что на свете одно»
Попросите детей перечислить, что в мире есть только одно, например, солнце, луна, небо, Родина, Земля, Марс и т.д. Все перечисленное учитель записывает на доске. Дети по очереди выбирают одно слово из записанных на доске и говорят о нем два – три коротких предложения, не называя его. Например: Оно круглое. Оно дает нам жизнь. Оно горячее. (Солнце). Остальные угадывают, о чем идет речь. Это задание можно провести с разными понятиями, например: что у человека только одно, что в вашем доме только одно и т. д.
«Разложи по размерам»
На столе лежат карточки с рисунками разных животных (рыб, птиц, насекомых, зверей). Каждый по очереди подходит к столу, выбирает три карточки и раскладывает их так, чтобы на первом месте был кто – то самый крупный, на втором – средних размеров, на третьем – самый маленький. Побеждает тот, кто правильно и быстрее всех разложит карточки.
«Четыре строчки»
Поделите детей на четверки и попросите их придумать стишок. Первая строчка: «Раз, два, три, четыре» - задана, нужно придумать остальные три, например,
- Раз, два, три, четыре
Мы опять в своей квартире,
Собираемся играть,
Но пора ложиться спать.
Все стихотворения детей записываются в альбом: «Стихи о цифре четыре».
«Белоснежка и семь гномов»
Один из детей – Белоснежка. Она задает всем вопросы:
- Какие семь деревьев в лесу самые красивые, и какую пользу они приносят?
- Какие семь зверей в лесу самые трудолюбивые?
- Какие семь грибов (ягод) самые вкусные? и т. д.
Тот, чей ответ понравился Белоснежке, становится гномом. Когда набирается семь гномов, каждый из них должен сказать комплимент Белоснежке.
«Составляем римские цифры»
Поделите детей на группы. Один человек из каждой группы должен вытащить из мешка столько палочек, сколько может захватить его рука. Нужно составить из палочек как можно больше римских цифр, а затем сложить их. Побеждает группа, получившая самую большую сумму.
«Задача с нолем»
Поделите детей на группы и попросите их придумать задачу, в результате решения которой получается ноль. Например: «Мама попросила меня сделать четыре дела: сходить в магазин, помыть посуду, вынести мусор и подмести пол. Я выполнил все ее просьбы. Сколько просьб осталось не выполнено?
Решение: 4 – 4 = 0»
«Пропавшие часы»
Напишите, сколько часов и минут вам необходимо в сутки: на сон, еду, учебу и все остальные дела. Сколько времени в сумме занимают все ваши дела? Посчитайте, сколько часов получится, если из двадцати четырех часов, которым равны сутки, вычесть полученное вами время. Проанализируйте, куда уходят оставшиеся часы. Сколько таких часов у вас получается в месяц и в год?
Творческое задание «Смешные имена месяцев»
Поделите детей на пары и раздайте им карточки с названиями разных месяцев. Дети должны придумать смешное объяснение названия того или иного месяца.
«Назови дни недели.»
-дать понятие о последовательности дней недели.
Дети стоят в кругу. Учитель называет день недели и бросает ребенку мяч. Ребенок ловит мяч, называет следующий день и бросает мяч товарищу. Можно договориться называть дни недели
в обратном порядке.
«Мой дом.»
-выучить домашний адрес, описывать свой дом.
Один из детей «почтальон». Он разносит письма. Тот, к кому он «постучится», должен назвать домашний адрес и рассказать о своем доме: описать его внешний вид, особенности архитектуры. Кто справился с заданием, получает конверт (письмо). Дети достают из конверта белые листочки бумаги и рисуют свой дом. (можно на листочке «написать» письмо своим близким).
«РЕЖИМ ДНЯ.»
-ЗАКРЕПЛЯТЬ ЗНАНИЯ ВРЕМЕН СУТОК.
У ребят и учителя по четыре цветные полоски (цвет каждой полоски соответствует определенному времени суток: розовая - утро, красная – день, синяя – вечер, черная – ночь).
Дети рассматривают сюжетную картину, отражающую режимные моменты в определенное время суток, например утром. Учитель убирает картину. Дети перессказывают увиденное. Кто ошибся, платит фант (отдает розовую полоску учителю). У кого в конце игры остались все полоски, тот выиграл.
«Водители.»
-учить правилам дорожного движения. Представьте, что вы не просто участники игры,
а водители автомобиля, в руках у вас руль перед вами дорога, а на пути – светофор.
Красный свет – хода нет. «Желтый»,- правую руку вверх «ш –ш –ш»
Желтый свет – предупрежденье Зеленый – «р – р – р» двигаетесь.
Свет зеленый – путь открыт Красный – остановитесь и поднимаете руки вверх.
Продолжай движение.
«Составим поезда.»
-сравнивать группы предметов.
Учитель предлагает составить два поезда из вагонов (учеников) и сравнить, где больше вагонов.
С этой целью вызывают 7 учеников. Они составляют поезд из 7 вагонов. Затем вызываю 5 учеников, они составляют поезд из 5 вагонов «Какой поезд длиннее?»- спрашивает педагог.- Какой короче? Где вагонов больше? Где меньше? Как уравнять поезда по числу вагонов. Игра повторяется 2-3 раза.
«Построим домик.»
-закрепление нумерации чисел первого десятка.
Детям дается задание построить домик из 6, 8, 10 палочек. Один ученик строит дом на магнитной доске из цветных полосок бумаги, все другие у себя на партах из палочек. Аналогично, дети выкладывают снежинку, рыбку, елочку, парусную лодку, звездочку, машинку и считают число использованных палочек.
«Курочка и цыплята.»
-формирование навыков счета.
Учитель вызывает к столу девочку, надевает на нее маску ( шапочку) курочки, остальные дети – цыплята. Учитель читает стихи.
«Вышла курочка гулять,
Свежей травразличениеплятки».
«Ко – ко – ко, ко – ко – ко.
Не ходите далеко.
«Угадай загадки Буратино.»
- различение предметов по форме и составление из кругов, квадратов и треугольников разных рисунков.
Учитель на магнитной доске прикрепляет круг, квадрат и треугольник и предлагает отгадать загадки Буратино:
-Что можно нарисовать из круга? (яблоко, арбуз. Мяч и т.д.)
-Что можно нарисовать из квадрата? (портфель, ящик, печенье.)
-Что можно нарисовать из треугольника? (елочку, парусную лодку и т.д.)
«Составим поезд.»(2).
- ознакомление детей с приемом образования чисел путем прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа.
Учитель вызывает к доске поочередно учеников. Каждый из них, выполняя роль вагона, называет свой номер. Например, первый вызванный ученик говорит: «Я – первый вагон». Второй ученик, выполняя роль второго вагона, цепляется к первому вагону (кладет левую руку на плечо ученика, стоящего впереди), называет свой порядковый номер, остальные составляют пример: Один да один, получится два».Затем цепляется третий вагон, и все дети по сигналу учителя составляют пример на сложение: « Два да один- это три» и т. д.
Потом вагоны (ученики) отцепляются по одному, а класс составляет примеры: «Три без одного- два. Два без одного –один» и т. д. Учащиеся в игре закрепляют знания о порядковом и количественном значении числа и снова делают обобщение, как образуется предыдущее и последующее число.
«Теремок.»
Всем, кто просится пожить в домике, дается задание, например, составить примеры с ответом 3, 4, 5, 6. Дети помогают всем, потому, что хотят, чтобы все житии под одной крышей.
«Составь круговые примеры.»
-составление примеров, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера.
Учитель пишет на доске примеры, у которых задан первый компонент. Учащиеся составляют примеры с ответом, равным первому компоненту следующего примера.
7-5=2 2+6=8 8+2=10 10-8=2 2+5=7
Учащиеся составляют цепочку примеров по данному образцу.
Числа – перебежчики.
-закрепление знаний о переместительном свойстве сложения.
Вызываются 6 учеников, им раздают карточки с цифрами и знаками. По
Например: 2+8=10 7+1=8 5+4=9
Ведущий предлагает числам перебежать так, чтобы получились другие примеры с таким же ответом.
8+2=10 1+7=8 4+5=9
«Звездное небо»
На плакате изображено « звездное небо». Учитель предлагает посчитать звезды на небе, закрывает их тучкой, затем тучку отодвигает и спрашивает: «А сколько теперь звезд?» Дети считают. Учитель останавливает счет и просит детей заглянуть за тучку, чтобы они убедились, что там именно столько звезд, сколько было сказано.
«Полет в космос.»
Винтик и Шпунтик изобрели новую ракету и пригласили вас совершить увлекательное путешествие. Да вот беда. Ракета не может вместить всех желающих. Давайте разделим класс на две команды и выберем от каждой по 5 представителей и по одному капитану. Дается сигнал, и капитаны начинают соревнование. Решив пример, капитаны передают мел следующему игроку команды
Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок решит примеры. Она и отправляется в космический полет.
«Веселый счет.»
Детям показывает учитель карточки с примерами, а они числом движений дают ответ: « Столько раз ногою топнем (8-4), столько раз руками хлопнем (5+4), мы присядем столько раз (7-4), мы наклонимся сейчас (6-4), мы подпрыгнем ровно столько (10-4). Ай да счет! Игра и только».
«Составь меню для Робина-Бобина-Барабека.»
Дети отлично знают персонажа произведения С. Маршака Робина-Бобина, который скушал 40 человек, и корову, и быка, и кривого мясника». Наш Робин-Бобин добрый.
Изменился человек,
Робин-Бобин-Барабек.
Ведь представьте-ка вы сами:
Ест он фрукты с овощами.
10 килограммов он
Вносит за день в рацион.
Что ж при этом он съедает?
Кто из вас скорей узнает?
На плакате - фрукты, овощи. Под каждым рисунком пример на табличное сложение или вычитание в пределах 10.Задача детей: решить примеры и подобрать их пары так, чтобы в ответе было 10. Примеры:
6-4= 2+6=
2+7= 10-5=
8-3= 8-7=
2+4= 9-6=
9-3= 10-6=
Дети не записывают выражения. Они рисуют схематично фрукт или овощ, что им нравится, и в центре пишут ответ.
«Помогите числам занять свои места по порядку.»
-закрепление знаний о порядке чисел.
1-в. Учитель расставляет на планке карточки с числами: 0, 1,…, 9, и обращается к детям: «Числа заблудились, помогите им занять свои места». Дети расставляют числа первого десятка по порядку: 0, 1, 2,…10. Учитель спрашивает, сколько понадобилось цифр для обозначения числа 10?
2-в. Учитель раздает детям карточки с числами первого десятка. По сигналу «Числа, стройтесь по порядку, начиная с меньшего числа: 1, 2..10,
«Составим поезд»
-обучение детей приемам прибавления и вычитания чисел 2, 3, 4.
Учитель вызывает к доске 5 девочек. Они образуют поезд из 5 вагонов ( цепляются друг за друга – кладут правую руку на плечо впереди стоящего). Затем цепляют еще один вагон ( мальчик ) и еще 1 ( девочка ). Учитель записывает пример вида 5+2=7 5+1+1
Дети проговаривают прием прибавления 2.
Затем отцепляются 2 вагона по одному в 2 приема. Ученики записывают и проговаривают прием вычитания 2
5-2=3
5-1-1
Аналогично показываются приемы прибавления и вычитания 3 и 4.
6+3=9 6+3=9
6+1+1+1 6+2+1
«Маятник.»
-учить детей приему прибавления и вычитания по 1.
Учитель спрашивает детей, кто видел часы с маятником. Просит показать, как покачивается маятник. Что отсчитывает маятник? ( Время ).
Предлагает детям покачиваться, как маятник, и прибавлять или отнимать по 1.Учитель пишет на доске примеры вида 5+2= , 7-3= ,6+4= , 9-3= , и т.д. Учащиеся покачиваясь, как маятники, считают, решают пример. Ученики, наклоняясь влево, проговаривают: «5 да 1=6, прибавили1», наклоняясь вправо, продолжают: « 6 да 1=7, прибавили2». Учитель спрашивает: «Сколько всего прибавили?» (2) и т.д. Учитель задает ритм наклонов взмахом руки.
«Белка и грибы.»
-усвоение состава чисел.
Учитель рассказывает детям о том, что белочка на зиму делает запасы грибов. В одном дупле белочка никогда не хранит свои запасы, а раскладывает их в 2-3 дупла. «Белочка (учитель показывает изображение белочки) каждый день сушила по 7 белых грибов (число можно менять) и раскладывала их в 2 дупла. Поскольку грибов может положить белочка в каждое дупло?
Вопросы. Кто хочет быть белочкой и разложить грибы в дупла? Как белочка могла бы разложить грибы в первый день? Во второй день? В третий день?
«Математическая рыбалка»
-закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10.
На магнитной доске размещаются рыбки, на обратной стороне которых записаны примеры на сложение и вычитание. Учитель поочередно вызывает детей к доске, они «ловят» (снимают) рыбку, читают пример. Все ученики, решившие пример, обозначают ответ цифрой и показывают ее учителю. Кто решит пример раньше всех, тот получит рыбку. Кто больше всех «наловит» рыбок (решит примеры правильно), тот лучший рыболов.
Аналогично проводится игра «Аквариум».
«Лесная школа.»
-закрепление таблицы сложения.
Вот так чудо из чудес,
Мы попали с вами в лес.
У зверят идет урок.
Волк учитель очень строг.
Кто какой пример решал?
Кто, ребята, отгадал?
Обратная связь. Дети должны по ответу вспомнить пример табличного сложения и вычитания числа 4. Например, ответ:2, пример 6-4.
Развивающие задания по математике.
1. Масса петуха, стоящего на двух ногах, 4 кг. Какова будет масса петуха, если он встанет на одну ногу?
2. Два мальчика играли в шашки 2 ч. Сколько часов играл каждый мальчик.
3. Пара лошадей пробежала 40 км. Сколько км. Пробежала каждая лошадь?
4. У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей в семье?
5. Масса дрессированной собачки, когда она стоит на задних лапках, 3 кг. Какова будет ее масса, когда она встанет на 4 ноги?
6. Марина и Оля сестры. Марина сказала, что у нее 2 брата, и Оля сказала, что у нее тоже 2 брата. Сколько детей в семье?
7. Стоят 6 стаканов, 3 с водой, 3 пустые. Как расставить их, чтобы стаканы с водой и пустые чередовались? Разрешается переставить только один стакан.
8. Шел человек в город, а навстречу ему шли четверо знакомых. Сколько человек шло в город?
9. Шел человек в город и по дороге догнал трех своих знакомых. Сколько человек шло в город?
10. Мне навстречу бежали поросята: один впереди двух, один между двух и один сзади двух. Сколько всего бежало поросят?
11. Сидят 3 белки на ветках, против каждой белки 2 белки. Сколько их всего? (3)
12. Во дворе играли 5 мальчиков и 4 девочки. Для игры нужно было встать в пары. Сколько мальчиков включилось в игру?
13. Дима старше Вани, а Ваня старше Марины. Кто старше: Дима или Марина?
14. Оля выше Веры, а Вера выше Наташи. Кто выше: Наташа или Оля?
15. Ствол у дуба толще, чем у сосны, а ствол у сосны толще, чем ствол березы. Что толще: ствол дуба или ствол березы?
16. На ветке сидели 5 синиц и 7 воробьев. 6 птиц улетели. Улетел ли хоть один воробей?
17. Два отца и два сына съели 3 апельсина. Сколько съел каждый? (По 1 апельсину: дедушка, папа, мальчик).
18. На столе лежали 3 конфеты в одной кучке, 2 матери, 2 дочери да бабушка с внучкой взяли конфет по 1 штучке.
И не стало этой кучки. Как это понимать? Сколько человек брали конфеты?
19. У одного мужчины спросили, сколько у него детей. Он ответил:
-У меня 4 сына, и у каждого по 1 сестре.
Сколько же детей было у него?
20. У братьев по одной сестре. Сколько их всех?
21. На столе стояло 3 стакана с вишней. Коля съел 1 стакан вишни. Сколько стаканов осталось?
22. Мой приятель шел, пятачок нашел.
Двое пойдем, сколько найдем? (Нельзя ответить.)
23. У кого пятачок есть, а на него ничего не купишь? (У поросенка.)
24. В соревновании участвовали Ваня, Гриша и Дима и заняли первые три места-1, 2, 3.
Какое место занял каждый из них, если Гриша занял не 2 и не3, а Дима- не3? (Гриша-1, Дима-2, Ваня-3).
25. Коля и Саша носят фамилии Гвоздев и Шилов. Какую фамилию носит каждый из них, если Саша с Шиловым живут в соседних домах? (Саша-Гвоздев, Коля – Шилов.)
26. Как из 7 палочек составить 2 квадрата?
27. Какая цифры могут сказать о себе: - Поверни меня вниз головой, и я стану другой? (6, 9.)
28. У двух матерей по 5-ти сыновей и всем одно имя. Что это? (Руки и пальцы.)
29. В корзине 5 яблок. Как разделить их между детьми так, чтобы каждый получил по 1 яблоку , и в корзине осталось 1 яблоко? (Яблоко с корзиной отдать 2 ученику.)
30. Петя и Миша имеют фамилии Белов и Чернов. Какую фамилию имеет каждый из ребят, если Петя на 2 года старше Белова?
31.Росли 2 вербы, на каждой вербе по 2 ветки, на каждой ветке по 2 груши. Сколько всего груш?
32. На яблоне было 10 яблок, а на иве на 2 меньше. Сколько всего было яблок?
33. Крышка стола имеет 4 угла. Один угол отпилили. Сколько стало углов у стола?
34. Как расставить 6 стульев у четырех стен, чтобы у каждой стены стояло по 2 стула?
35. Папа с двумя сыновьями отправился в поход. На их пути встретилась река. У берега плот. Он выдерживает на воде только одного папу или двух сыновей. Как переправиться на другой берег папе с сыновьями?
36. В квартирах № 1, 2, 3 жили 3 котенка: белый, черный и рыжий. В квартирах № 1 и 2 жил не черный котенок. Белый котенок жил не в квартире № 1. В какой квартире жил каждый из котят?
37. У доски стоят 3 мальчика: Дима, Витя, Сережа. Витя посередине. Как сделать, чтобы Витя стал крайним, не перемещая его?
38. Из трех братьев Миша был выше Вити, а Витя выше Димы. Кто выше: Дима или Миша?
39. Слева от квадрата находится треугольник, а справа от квадрата круг. Где находится квадрат? Сделай рисунок.
40. Играя, каждая из трех девочек – Катя, Галя и Оля – спрятали одну из игрушек – медвежонка, зайчика, слоника. Катя не прятала зайчика, Оля не прятала ни зайчика, ни медвежонка. Кто какую игрушку спрятал?
41. Три друга – Витя, Сережа, Коля – раскрашивали рисунки карандашами трех цветов: красным, синим, зеленым. Витя раскрашивал не красным и не синим карандашом, Коля – не синим. Каким карандашом пользовался каждый из мальчиков?
42. Нарисовано три квадрата. Как раскрасить их красным, зеленым и синим цветами так, чтобы ни одна из подписей не соответствовала действительности?
43. Среди трех футбольных мячей красный мяч тяжелее коричневого, а коричневый тяжелее зеленого. Какой мяч тяжелее: зеленый или красный?
44. Три подруги – Надя, Вера и Зина –
п ошли в кино в платьях разного цвета: красном, голубом, синем. Надя была не в красном и не в голубом, Зина была не в голубом платье. В каком платье была каждая девочка?
45. Таня слепила из пластилина столько же игрушек, сколько и Наташа. Таня начала лепить раньше Наташи, закончили девочки одновременно. Кто лепил быстрее?
46. Имеются три детали. Две из них одинаковой массы, а третья – легче. Как с помощью чашечных весов без гирь одним взвешиванием найти более легкую деталь?
47. Геологи нашли 7 камней. Масса каждого камня: 1 кг, 2 кг, 3 кг, 4 кг, 5 кг, 6 кг, 7 кг. Эти камни разложили в 4 рюкзака так, что в каждом рюкзаке масса камней оказалась одинаковой. Как это сделали?
48. У Васи несколько орехов, а у Вити их на 2 больше. Всего орехов у них 6. Сколько орехов у каждого мальчика?
49. У брата и сестры вместе было 8 конфет. Когда сестра отдала брату 3 конфеты, то конфет у них стало поровну. Поскольку конфет у них было сначала?
50. Брат и сестра увидели в вазе орехи и стали думать, как их разделить.
Брат сказал: « Если мы возьмем по 3 ореха, то одного нам не хватит». Сколько орехов в вазе?
51. У Андрея и Бори 11 орехов, у Бори и Вовы 13, а у Андрея и Вовы 12 орехов. Сколько всего орехов у мальчиков?
52. Отец с двумя сыновьями катались на велосипедах: двухколесных и трехколесных. Всего у них было 7 колес. Сколько было велосипедов и каких?
53. Во дворе находятся куры и поросята. У них у всех 5 голов и 14 ног. Сколько было кур и сколько поросят?
54. По двору ходят куры и кролики. У них всего 12 ног. Сколько было кур и сколько кроликов?
55. На столе стояли 2 тарелки с яблоками. Когда на первую тарелку положили еще 3 яблока, а на вторую 5 яблок, то на каждой оказалось по 9 яблок. Сколько яблок сначала было на каждой тарелке?
56. Когда Лена съела 5 слив, а Таня – 7, то у каждой девочки осталось по 6 слив. Сколько слив было у каждой девочки сначала?
57. Батон разрезали на 3 части. Сколько сделали надрезов?
Контрольные и проверочные работы
Цель работы: проверка: 1) умения решать простые задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного, на нахождении суммы двух чисел;
2) знания табличных случаев сложения в пределах 10 и соответствующих случаев вычитания;
3) знания последовательности чисел в пределах 10.
Контрольная работа 1 (а)
Вариант 1
1. Нарисуй 8 слив, а яблок на 5 меньше , чем слив. Сколько яблок? Запиши цифрой.
2. Нарисуй 3 больших кружка, а маленьких на 4 больше. Сколько маленьких кружков? Запиши цифрой.
3. Запиши числа, которые пропущены в этом ряду:
0, 1, …, 3, …,5, 6, 7, 8, …, 10.
Вариант 2
1. Нарисуй 2 яблока, а вишенок на 6 больше, чем яблок. Сколько вишенок?
Запиши цифрой.
2. Нарисуй 7 красных кружков, а синих на 3 меньше, чем красных. Сколько синих кружков? Запиши цифрой.
3. Запиши числа, которые пропущены в этом ряду:
10, 9, …, 7, 6, …4, …2, 1, 0.
Контрольная работа 1 (б)
Вариант 1
1. Реши задачи:
1) Ира вымыла 3 тарелки, и Лена столько же. Сколько всего тарелок вымыли девочки?
2) Толя сделал 4 кораблика, а Юра на 2 кораблика меньше. Сколько корабликов сделал Юра?
2. Сравни и поставь знак ;
8…7 3+1…4
Вариант 2
1. Реши задачи:
1) Витя сделал 4 вертушки, и Коля сделал столько же. Сколько всего вертушек сделали мальчики?
2) Катя полила 5 роз ,а Вера на 2 меньше. Сколько роз полила Вера?
2. Сравни и поставь знак ;
6…7 6-1..5
Контрольная работа 1 (в)
Вариант 1
1. Реши задачу:
Оля вырезала 7 флажков, а Петя на 2 флажка больше. Сколько флажков вырезал Петя?
2. Выполни действия:
8-3 2+8 10-6
5+4 8-4 2+7
9-2 5+5 8-8
3. Сравни и поставь знак:
6+1…6
Вариант 2
1. Реши задачу:
Толя знает 4 сказки, а Маша на 3 больше. Сколько сказок знает Маша?
2. Выполни действия:
6+3 9-3 6-4
7-2 2+6 3+7
4+4 10-7 6-6
3. Сравни и поставь знак:
7-1…7
Контрольная работа 2(а)
Цель работы: проверка: 1) умения решать задачи изученных видов;
2) знания табличных случаев сложения в пределах 10 и соответствующих случаев вычитания.
3) умение выполнять сложение и вычитание в пределах 100 в изученных случаях.
Вариант 1
1. Реши задачу:
В зрительном зале имеется 30 мест. В первом и во втором рядах находится 20 мест. Сколько мест находится в третьем ряду?
2. Найди значения сумм и разностей:
5+0 7+3 10-8
0+5 10-3
3. Начерти отрезки данной длины:
10 см, 7 см.
4. Сравни:
2 дм…20 см.
30 см…3 дм.
Вариант 2
В первом и во втором рядах зрительного зала имеются 20, а в третьем – 10 мест. Сколько всего мест в зрительном зале?
2. Найди значения сумм и разностей:
9+0 6+3 4+6
0+9 9-3 10-4
3. Начерти отрезки данной длины:
8 см, 5 см.
4. Сравни:
40 см…4 дм.
60 см…6 дм.
Контрольная работа 2 (б)
Вариант 1
1. Реши задачу:
В саду посадили 30 деревьев груши и 20 яблонь. Сколько всего фруктовых деревьев посадили?
2. Найди значения сумм и разностей:
90+10 40-40
70+20 60-10
1
3. Сравни значения выражений:
7+3…3+7
70+30…30+70
4. Начерти отрезки данной длины:
3 см, 6 см.
Вариант 2
1. Реши задачу:
В саду посадили 50 фруктовых деревьев. Из них 30 деревьев груши. Сколько всего посажено деревьев яблони?
2. Найди значения сумм и разностей:
50+20 80-50
70+10 40-10
3. Сравни значения выражений:
90+10…10+90
9+1…1+9
4. Начерти отрезки данной длины:
2 см, 4 см.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrymatematika.odt | 41.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
В 1 КЛАССЕ.
«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».
А. С. Макаренко.
Цель, сущность дидактической игры.
Прочные знания, умения и навыки учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности. С этой целью учителя начальных классов используют в своей практике различный занимательный материал: дидактические и сюжетно-ролевые игры, задачи в стихах, задачи-шутки, ребусы, загадки и занимательные задачи.
Дидактическая игра на уроках математики не только увлекает, заставляет думать, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребенка, приучает считаться с интересами товарищей.
Увлеченные игрой дети легче усваивают программный материал, приобретают определенные знания, умения и навыки. Поэтому включение в урок математики игр и игровых упражнений делает процесс обучения интересным, создает у ребят бодрое настроение, способствует преод алению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание.
Данное пособие представляет собой сборник игр по математике для учащихся 1 класса. Материал пособия способствует развитию интереса к математике у детей.
По структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие только отдельные элементы игры. В сюжетно-ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью. В играх-упражнениях она выражена явно.
Методические указания к проведению игр на уроках математики в 1 классе.
Перед проведением игры учителю надо доступно изложить сюжет, правила, поставить познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование. В игре ( в той или иной роли должен участвовать каждый ученик класса. Если у доски осуществляют игровую деятельность часть учащихся, то все остальные дети должны выполнять роль контролеров, судей, учителя и т.д.) Игра может быть проведена на любом этапе урока.
Все отобранные из существующей литературы игры распределены по разделам программы. С помощью игр мы решаем различные образовательные задачи.
Например, при изучении раздела «Простейшие представления» проводятся игры на формирование умения определять положение предметов «слева», «справа», «вверх», «вниз» и т.д. Дети учатся различать понятия «большой- маленький», «высокий- низкий», «толстый- тонкий» и др.
По изучению «Нумерация чисел от 1 до 10» используются такие игры «Составим поезд», «Построим домик» и др. В разделе «Табличное сложение и вычитание» можно применять большое количество игр, направленных на формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10.
При использовании дидактических игр очень важно следить за сохранением интереса школьников к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, так как игра по обязанности теряет свое дидактическое, развивающее значение, в том случае из игровой деятельности выпадает самое ценное - ее эмоциональное начало. При потере интереса к игре учителю следует своевременно принять действие, ведущее к изменению обстановки. Этому могут служить эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка отстающих. При наличии интереса дети занимаются с большой охотой, что благоприятно влияет и на усвоение ими знаний.
«Что на свете одно»
Попросите детей перечислить, что в мире есть только одно, например, солнце, луна, небо, Родина, Земля, Марс и т.д. Все перечисленное учитель записывает на доске. Дети по очереди выбирают одно слово из записанных на доске и говорят о нем два – три коротких предложения, не называя его. Например: Оно круглое. Оно дает нам жизнь. Оно горячее. (Солнце). Остальные угадывают, о чем идет речь. Это задание можно провести с разными понятиями, например: что у человека только одно, что в вашем доме только одно и т. д.
«Разложи по размерам»
На столе лежат карточки с рисунками разных животных (рыб, птиц, насекомых, зверей). Каждый по очереди подходит к столу, выбирает три карточки и раскладывает их так, чтобы на первом месте был кто – то самый крупный, на втором – средних размеров, на третьем – самый маленький. Побеждает тот, кто правильно и быстрее всех разложит карточки.
«Четыре строчки»
Поделите детей на четверки и попросите их придумать стишок. Первая строчка: «Раз, два, три, четыре» - задана, нужно придумать остальные три, например,
- Раз, два, три, четыре
Мы опять в своей квартире,
Собираемся играть,
Но пора ложиться спать.
Все стихотворения детей записываются в альбом: «Стихи о цифре четыре».
«Белоснежка и семь гномов»
Один из детей – Белоснежка. Она задает всем вопросы:
- Какие семь деревьев в лесу самые красивые, и какую пользу они приносят?
- Какие семь зверей в лесу самые трудолюбивые?
- Какие семь грибов (ягод) самые вкусные? и т. д.
Тот, чей ответ понравился Белоснежке, становится гномом. Когда набирается семь гномов, каждый из них должен сказать комплимент Белоснежке.
«Составляем римские цифры»
Поделите детей на группы. Один человек из каждой группы должен вытащить из мешка столько палочек, сколько может захватить его рука. Нужно составить из палочек как можно больше римских цифр, а затем сложить их. Побеждает группа, получившая самую большую сумму.
«Задача с нолем»
Поделите детей на группы и попросите их придумать задачу, в результате решения которой получается ноль. Например: «Мама попросила меня сделать четыре дела: сходить в магазин, помыть посуду, вынести мусор и подмести пол. Я выполнил все ее просьбы. Сколько просьб осталось не выполнено?
Решение: 4 – 4 = 0»
«Пропавшие часы»
Напишите, сколько часов и минут вам необходимо в сутки: на сон, еду, учебу и все остальные дела. Сколько времени в сумме занимают все ваши дела? Посчитайте, сколько часов получится, если из двадцати четырех часов, которым равны сутки, вычесть полученное вами время. Проанализируйте, куда уходят оставшиеся часы. Сколько таких часов у вас получается в месяц и в год?
Творческое задание «Смешные имена месяцев»
Поделите детей на пары и раздайте им карточки с названиями разных месяцев. Дети должны придумать смешное объяснение названия того или иного месяца.
«Назови дни недели.»
-дать понятие о последовательности дней недели.
Дети стоят в кругу. Учитель называет день недели и бросает ребенку мяч. Ребенок ловит мяч, называет следующий день и бросает мяч товарищу. Можно договориться называть дни недели
в обратном порядке.
«Мой дом.»
-выучить домашний адрес, описывать свой дом.
Один из детей «почтальон». Он разносит письма. Тот, к кому он «постучится», должен назвать домашний адрес и рассказать о своем доме: описать его внешний вид, особенности архитектуры. Кто справился с заданием, получает конверт (письмо). Дети достают из конверта белые листочки бумаги и рисуют свой дом. (можно на листочке «написать» письмо своим близким).
«РЕЖИМ ДНЯ.»
-ЗАКРЕПЛЯТЬ ЗНАНИЯ ВРЕМЕН СУТОК.
У ребят и учителя по четыре цветные полоски (цвет каждой полоски соответствует определенному времени суток: розовая - утро, красная – день, синяя – вечер, черная – ночь).
Дети рассматривают сюжетную картину, отражающую режимные моменты в определенное время суток, например утром. Учитель убирает картину. Дети перессказывают увиденное. Кто ошибся, платит фант (отдает розовую полоску учителю). У кого в конце игры остались все полоски, тот выиграл.
«Водители.»
-учить правилам дорожного движения. Представьте, что вы не просто участники игры,
а водители автомобиля, в руках у вас руль перед вами дорога, а на пути – светофор.
Красный свет – хода нет. «Желтый»,- правую руку вверх «ш –ш –ш»
Желтый свет – предупрежденье Зеленый – «р – р – р» двигаетесь.
Свет зеленый – путь открыт Красный – остановитесь и поднимаете руки вверх.
Продолжай движение.
«Составим поезда.»
-сравнивать группы предметов.
Учитель предлагает составить два поезда из вагонов (учеников) и сравнить, где больше вагонов.
С этой целью вызывают 7 учеников. Они составляют поезд из 7 вагонов. Затем вызываю 5 учеников, они составляют поезд из 5 вагонов «Какой поезд длиннее?»- спрашивает педагог.- Какой короче? Где вагонов больше? Где меньше? Как уравнять поезда по числу вагонов. Игра повторяется 2-3 раза.
«Построим домик.»
-закрепление нумерации чисел первого десятка.
Детям дается задание построить домик из 6, 8, 10 палочек. Один ученик строит дом на магнитной доске из цветных полосок бумаги, все другие у себя на партах из палочек. Аналогично, дети выкладывают снежинку, рыбку, елочку, парусную лодку, звездочку, машинку и считают число использованных палочек.
«Курочка и цыплята.»
-формирование навыков счета.
Учитель вызывает к столу девочку, надевает на нее маску ( шапочку) курочки, остальные дети – цыплята. Учитель читает стихи.
«Вышла курочка гулять,
Свежей травразличениеплятки».
«Ко – ко – ко, ко – ко – ко.
Не ходите далеко.
«Угадай загадки Буратино.»
- различение предметов по форме и составление из кругов, квадратов и треугольников разных рисунков.
Учитель на магнитной доске прикрепляет круг, квадрат и треугольник и предлагает отгадать загадки Буратино:
-Что можно нарисовать из круга? (яблоко, арбуз. Мяч и т.д.)
-Что можно нарисовать из квадрата? (портфель, ящик, печенье.)
-Что можно нарисовать из треугольника? (елочку, парусную лодку и т.д.)
«Составим поезд.»(2).
- ознакомление детей с приемом образования чисел путем прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа.
Учитель вызывает к доске поочередно учеников. Каждый из них, выполняя роль вагона, называет свой номер. Например, первый вызванный ученик говорит: «Я – первый вагон». Второй ученик, выполняя роль второго вагона, цепляется к первому вагону (кладет левую руку на плечо ученика, стоящего впереди), называет свой порядковый номер, остальные составляют пример: Один да один, получится два».Затем цепляется третий вагон, и все дети по сигналу учителя составляют пример на сложение: « Два да один- это три» и т. д.
Потом вагоны (ученики) отцепляются по одному, а класс составляет примеры: «Три без одного- два. Два без одного –один» и т. д. Учащиеся в игре закрепляют знания о порядковом и количественном значении числа и снова делают обобщение, как образуется предыдущее и последующее число.
«Теремок.»
Всем, кто просится пожить в домике, дается задание, например, составить примеры с ответом 3, 4, 5, 6. Дети помогают всем, потому, что хотят, чтобы все житии под одной крышей.
«Составь круговые примеры.»
-составление примеров, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера.
Учитель пишет на доске примеры, у которых задан первый компонент. Учащиеся составляют примеры с ответом, равным первому компоненту следующего примера.
7-5=2 2+6=8 8+2=10 10-8=2 2+5=7
Учащиеся составляют цепочку примеров по данному образцу.
Числа – перебежчики.
-закрепление знаний о переместительном свойстве сложения.
Вызываются 6 учеников, им раздают карточки с цифрами и знаками. По
Например: 2+8=10 7+1=8 5+4=9
Ведущий предлагает числам перебежать так, чтобы получились другие примеры с таким же ответом.
8+2=10 1+7=8 4+5=9
«Звездное небо»
На плакате изображено « звездное небо». Учитель предлагает посчитать звезды на небе, закрывает их тучкой, затем тучку отодвигает и спрашивает: «А сколько теперь звезд?» Дети считают. Учитель останавливает счет и просит детей заглянуть за тучку, чтобы они убедились, что там именно столько звезд, сколько было сказано.
«Полет в космос.»
Винтик и Шпунтик изобрели новую ракету и пригласили вас совершить увлекательное путешествие. Да вот беда. Ракета не может вместить всех желающих. Давайте разделим класс на две команды и выберем от каждой по 5 представителей и по одному капитану. Дается сигнал, и капитаны начинают соревнование. Решив пример, капитаны передают мел следующему игроку команды
Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок решит примеры. Она и отправляется в космический полет.
«Веселый счет.»
Детям показывает учитель карточки с примерами, а они числом движений дают ответ: « Столько раз ногою топнем (8-4), столько раз руками хлопнем (5+4), мы присядем столько раз (7-4), мы наклонимся сейчас (6-4), мы подпрыгнем ровно столько (10-4). Ай да счет! Игра и только».
«Составь меню для Робина-Бобина-Барабека.»
Дети отлично знают персонажа произведения С. Маршака Робина-Бобина, который скушал 40 человек, и корову, и быка, и кривого мясника». Наш Робин-Бобин добрый.
Изменился человек,
Робин-Бобин-Барабек.
Ведь представьте-ка вы сами:
Ест он фрукты с овощами.
10 килограммов он
Вносит за день в рацион.
Что ж при этом он съедает?
Кто из вас скорей узнает?
На плакате - фрукты, овощи. Под каждым рисунком пример на табличное сложение или вычитание в пределах 10.Задача детей: решить примеры и подобрать их пары так, чтобы в ответе было 10. Примеры:
6-4= 2+6=
2+7= 10-5=
8-3= 8-7=
2+4= 9-6=
9-3= 10-6=
Дети не записывают выражения. Они рисуют схематично фрукт или овощ, что им нравится, и в центре пишут ответ.
«Помогите числам занять свои места по порядку.»
-закрепление знаний о порядке чисел.
1-в. Учитель расставляет на планке карточки с числами: 0, 1,…, 9, и обращается к детям: «Числа заблудились, помогите им занять свои места». Дети расставляют числа первого десятка по порядку: 0, 1, 2,…10. Учитель спрашивает, сколько понадобилось цифр для обозначения числа 10?
2-в. Учитель раздает детям карточки с числами первого десятка. По сигналу «Числа, стройтесь по порядку, начиная с меньшего числа: 1, 2..10,
«Составим поезд»
-обучение детей приемам прибавления и вычитания чисел 2, 3, 4.
Учитель вызывает к доске 5 девочек. Они образуют поезд из 5 вагонов ( цепляются друг за друга – кладут правую руку на плечо впереди стоящего). Затем цепляют еще один вагон ( мальчик ) и еще 1 ( девочка ). Учитель записывает пример вида 5+2=7 5+1+1
Дети проговаривают прием прибавления 2.
Затем отцепляются 2 вагона по одному в 2 приема. Ученики записывают и проговаривают прием вычитания 2
5-2=3
5-1-1
Аналогично показываются приемы прибавления и вычитания 3 и 4.
6+3=9 6+3=9
6+1+1+1 6+2+1
«Маятник.»
-учить детей приему прибавления и вычитания по 1.
Учитель спрашивает детей, кто видел часы с маятником. Просит показать, как покачивается маятник. Что отсчитывает маятник? ( Время ).
Предлагает детям покачиваться, как маятник, и прибавлять или отнимать по 1.Учитель пишет на доске примеры вида 5+2= , 7-3= ,6+4= , 9-3= , и т.д. Учащиеся покачиваясь, как маятники, считают, решают пример. Ученики, наклоняясь влево, проговаривают: «5 да 1=6, прибавили1», наклоняясь вправо, продолжают: « 6 да 1=7, прибавили2». Учитель спрашивает: «Сколько всего прибавили?» (2) и т.д. Учитель задает ритм наклонов взмахом руки.
«Белка и грибы.»
-усвоение состава чисел.
Учитель рассказывает детям о том, что белочка на зиму делает запасы грибов. В одном дупле белочка никогда не хранит свои запасы, а раскладывает их в 2-3 дупла. «Белочка (учитель показывает изображение белочки) каждый день сушила по 7 белых грибов (число можно менять) и раскладывала их в 2 дупла. Поскольку грибов может положить белочка в каждое дупло?
Вопросы. Кто хочет быть белочкой и разложить грибы в дупла? Как белочка могла бы разложить грибы в первый день? Во второй день? В третий день?
«Математическая рыбалка»
-закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10.
На магнитной доске размещаются рыбки, на обратной стороне которых записаны примеры на сложение и вычитание. Учитель поочередно вызывает детей к доске, они «ловят» (снимают) рыбку, читают пример. Все ученики, решившие пример, обозначают ответ цифрой и показывают ее учителю. Кто решит пример раньше всех, тот получит рыбку. Кто больше всех «наловит» рыбок (решит примеры правильно), тот лучший рыболов.
Аналогично проводится игра «Аквариум».
«Лесная школа.»
-закрепление таблицы сложения.
Вот так чудо из чудес,
Мы попали с вами в лес.
У зверят идет урок.
Волк учитель очень строг.
Кто какой пример решал?
Кто, ребята, отгадал?
Обратная связь. Дети должны по ответу вспомнить пример табличного сложения и вычитания числа 4. Например, ответ:2, пример 6-4.
Развивающие задания по математике.
1. Масса петуха, стоящего на двух ногах, 4 кг. Какова будет масса петуха, если он встанет на одну ногу?
2. Два мальчика играли в шашки 2 ч. Сколько часов играл каждый мальчик.
3. Пара лошадей пробежала 40 км. Сколько км. Пробежала каждая лошадь?
4. У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей в семье?
5. Масса дрессированной собачки, когда она стоит на задних лапках, 3 кг. Какова будет ее масса, когда она встанет на 4 ноги?
6. Марина и Оля сестры. Марина сказала, что у нее 2 брата, и Оля сказала, что у нее тоже 2 брата. Сколько детей в семье?
7. Стоят 6 стаканов, 3 с водой, 3 пустые. Как расставить их, чтобы стаканы с водой и пустые чередовались? Разрешается переставить только один стакан.
8. Шел человек в город, а навстречу ему шли четверо знакомых. Сколько человек шло в город?
9. Шел человек в город и по дороге догнал трех своих знакомых. Сколько человек шло в город?
10. Мне навстречу бежали поросята: один впереди двух, один между двух и один сзади двух. Сколько всего бежало поросят?
11. Сидят 3 белки на ветках, против каждой белки 2 белки. Сколько их всего? (3)
12. Во дворе играли 5 мальчиков и 4 девочки. Для игры нужно было встать в пары. Сколько мальчиков включилось в игру?
13. Дима старше Вани, а Ваня старше Марины. Кто старше: Дима или Марина?
14. Оля выше Веры, а Вера выше Наташи. Кто выше: Наташа или Оля?
15. Ствол у дуба толще, чем у сосны, а ствол у сосны толще, чем ствол березы. Что толще: ствол дуба или ствол березы?
16. На ветке сидели 5 синиц и 7 воробьев. 6 птиц улетели. Улетел ли хоть один воробей?
17. Два отца и два сына съели 3 апельсина. Сколько съел каждый? (По 1 апельсину: дедушка, папа, мальчик).
18. На столе лежали 3 конфеты в одной кучке, 2 матери, 2 дочери да бабушка с внучкой взяли конфет по 1 штучке.
И не стало этой кучки. Как это понимать? Сколько человек брали конфеты?
19. У одного мужчины спросили, сколько у него детей. Он ответил:
-У меня 4 сына, и у каждого по 1 сестре.
Сколько же детей было у него?
20. У братьев по одной сестре. Сколько их всех?
21. На столе стояло 3 стакана с вишней. Коля съел 1 стакан вишни. Сколько стаканов осталось?
22. Мой приятель шел, пятачок нашел.
Двое пойдем, сколько найдем? (Нельзя ответить.)
23. У кого пятачок есть, а на него ничего не купишь? (У поросенка.)
24. В соревновании участвовали Ваня, Гриша и Дима и заняли первые три места-1, 2, 3.
Какое место занял каждый из них, если Гриша занял не 2 и не3, а Дима- не3? (Гриша-1, Дима-2, Ваня-3).
25. Коля и Саша носят фамилии Гвоздев и Шилов. Какую фамилию носит каждый из них, если Саша с Шиловым живут в соседних домах? (Саша-Гвоздев, Коля – Шилов.)
26. Как из 7 палочек составить 2 квадрата?
27. Какая цифры могут сказать о себе: - Поверни меня вниз головой, и я стану другой? (6, 9.)
28. У двух матерей по 5-ти сыновей и всем одно имя. Что это? (Руки и пальцы.)
29. В корзине 5 яблок. Как разделить их между детьми так, чтобы каждый получил по 1 яблоку , и в корзине осталось 1 яблоко? (Яблоко с корзиной отдать 2 ученику.)
30. Петя и Миша имеют фамилии Белов и Чернов. Какую фамилию имеет каждый из ребят, если Петя на 2 года старше Белова?
31.Росли 2 вербы, на каждой вербе по 2 ветки, на каждой ветке по 2 груши. Сколько всего груш?
32. На яблоне было 10 яблок, а на иве на 2 меньше. Сколько всего было яблок?
33. Крышка стола имеет 4 угла. Один угол отпилили. Сколько стало углов у стола?
34. Как расставить 6 стульев у четырех стен, чтобы у каждой стены стояло по 2 стула?
35. Папа с двумя сыновьями отправился в поход. На их пути встретилась река. У берега плот. Он выдерживает на воде только одного папу или двух сыновей. Как переправиться на другой берег папе с сыновьями?
36. В квартирах № 1, 2, 3 жили 3 котенка: белый, черный и рыжий. В квартирах № 1 и 2 жил не черный котенок. Белый котенок жил не в квартире № 1. В какой квартире жил каждый из котят?
37. У доски стоят 3 мальчика: Дима, Витя, Сережа. Витя посередине. Как сделать, чтобы Витя стал крайним, не перемещая его?
38. Из трех братьев Миша был выше Вити, а Витя выше Димы. Кто выше: Дима или Миша?
39. Слева от квадрата находится треугольник, а справа от квадрата круг. Где находится квадрат? Сделай рисунок.
40. Играя, каждая из трех девочек – Катя, Галя и Оля – спрятали одну из игрушек – медвежонка, зайчика, слоника. Катя не прятала зайчика, Оля не прятала ни зайчика, ни медвежонка. Кто какую игрушку спрятал?
41. Три друга – Витя, Сережа, Коля – раскрашивали рисунки карандашами трех цветов: красным, синим, зеленым. Витя раскрашивал не красным и не синим карандашом, Коля – не синим. Каким карандашом пользовался каждый из мальчиков?
42. Нарисовано три квадрата. Как раскрасить их красным, зеленым и синим цветами так, чтобы ни одна из подписей не соответствовала действительности?
43. Среди трех футбольных мячей красный мяч тяжелее коричневого, а коричневый тяжелее зеленого. Какой мяч тяжелее: зеленый или красный?
44. Три подруги – Надя, Вера и Зина –
п ошли в кино в платьях разного цвета: красном, голубом, синем. Надя была не в красном и не в голубом, Зина была не в голубом платье. В каком платье была каждая девочка?
45. Таня слепила из пластилина столько же игрушек, сколько и Наташа. Таня начала лепить раньше Наташи, закончили девочки одновременно. Кто лепил быстрее?
46. Имеются три детали. Две из них одинаковой массы, а третья – легче. Как с помощью чашечных весов без гирь одним взвешиванием найти более легкую деталь?
47. Геологи нашли 7 камней. Масса каждого камня: 1 кг, 2 кг, 3 кг, 4 кг, 5 кг, 6 кг, 7 кг. Эти камни разложили в 4 рюкзака так, что в каждом рюкзаке масса камней оказалась одинаковой. Как это сделали?
48. У Васи несколько орехов, а у Вити их на 2 больше. Всего орехов у них 6. Сколько орехов у каждого мальчика?
49. У брата и сестры вместе было 8 конфет. Когда сестра отдала брату 3 конфеты, то конфет у них стало поровну. Поскольку конфет у них было сначала?
50. Брат и сестра увидели в вазе орехи и стали думать, как их разделить.
Брат сказал: « Если мы возьмем по 3 ореха, то одного нам не хватит». Сколько орехов в вазе?
51. У Андрея и Бори 11 орехов, у Бори и Вовы 13, а у Андрея и Вовы 12 орехов. Сколько всего орехов у мальчиков?
52. Отец с двумя сыновьями катались на велосипедах: двухколесных и трехколесных. Всего у них было 7 колес. Сколько было велосипедов и каких?
53. Во дворе находятся куры и поросята. У них у всех 5 голов и 14 ног. Сколько было кур и сколько поросят?
54. По двору ходят куры и кролики. У них всего 12 ног. Сколько было кур и сколько кроликов?
55. На столе стояли 2 тарелки с яблоками. Когда на первую тарелку положили еще 3 яблока, а на вторую 5 яблок, то на каждой оказалось по 9 яблок. Сколько яблок сначала было на каждой тарелке?
56. Когда Лена съела 5 слив, а Таня – 7, то у каждой девочки осталось по 6 слив. Сколько слив было у каждой девочки сначала?
57. Батон разрезали на 3 части. Сколько сделали надрезов?
Контрольные и проверочные работы
Цель работы: проверка: 1) умения решать простые задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного, на нахождении суммы двух чисел;
2) знания табличных случаев сложения в пределах 10 и соответствующих случаев вычитания;
3) знания последовательности чисел в пределах 10.
Контрольная работа 1 (а)
Вариант 1
1. Нарисуй 8 слив, а яблок на 5 меньше , чем слив. Сколько яблок? Запиши цифрой.
2. Нарисуй 3 больших кружка, а маленьких на 4 больше. Сколько маленьких кружков? Запиши цифрой.
3. Запиши числа, которые пропущены в этом ряду:
0, 1, …, 3, …,5, 6, 7, 8, …, 10.
Вариант 2
1. Нарисуй 2 яблока, а вишенок на 6 больше, чем яблок. Сколько вишенок?
Запиши цифрой.
2. Нарисуй 7 красных кружков, а синих на 3 меньше, чем красных. Сколько синих кружков? Запиши цифрой.
3. Запиши числа, которые пропущены в этом ряду:
10, 9, …, 7, 6, …4, …2, 1, 0.
Контрольная работа 1 (б)
Вариант 1
1. Реши задачи:
1) Ира вымыла 3 тарелки, и Лена столько же. Сколько всего тарелок вымыли девочки?
2) Толя сделал 4 кораблика, а Юра на 2 кораблика меньше. Сколько корабликов сделал Юра?
2. Сравни и поставь знак ;
8…7 3+1…4
Вариант 2
1. Реши задачи:
1) Витя сделал 4 вертушки, и Коля сделал столько же. Сколько всего вертушек сделали мальчики?
2) Катя полила 5 роз ,а Вера на 2 меньше. Сколько роз полила Вера?
2. Сравни и поставь знак ;
6…7 6-1..5
Контрольная работа 1 (в)
Вариант 1
1. Реши задачу:
Оля вырезала 7 флажков, а Петя на 2 флажка больше. Сколько флажков вырезал Петя?
2. Выполни действия:
8-3 2+8 10-6
5+4 8-4 2+7
9-2 5+5 8-8
3. Сравни и поставь знак:
6+1…6
Вариант 2
1. Реши задачу:
Толя знает 4 сказки, а Маша на 3 больше. Сколько сказок знает Маша?
2. Выполни действия:
6+3 9-3 6-4
7-2 2+6 3+7
4+4 10-7 6-6
3. Сравни и поставь знак:
7-1…7
Контрольная работа 2(а)
Цель работы: проверка: 1) умения решать задачи изученных видов;
2) знания табличных случаев сложения в пределах 10 и соответствующих случаев вычитания.
3) умение выполнять сложение и вычитание в пределах 100 в изученных случаях.
Вариант 1
1. Реши задачу:
В зрительном зале имеется 30 мест. В первом и во втором рядах находится 20 мест. Сколько мест находится в третьем ряду?
2. Найди значения сумм и разностей:
5+0 7+3 10-8
0+5 10-3
3. Начерти отрезки данной длины:
10 см, 7 см.
4. Сравни:
2 дм…20 см.
30 см…3 дм.
Вариант 2
В первом и во втором рядах зрительного зала имеются 20, а в третьем – 10 мест. Сколько всего мест в зрительном зале?
2. Найди значения сумм и разностей:
9+0 6+3 4+6
0+9 9-3 10-4
3. Начерти отрезки данной длины:
8 см, 5 см.
4. Сравни:
40 см…4 дм.
60 см…6 дм.
Контрольная работа 2 (б)
Вариант 1
1. Реши задачу:
В саду посадили 30 деревьев груши и 20 яблонь. Сколько всего фруктовых деревьев посадили?
2. Найди значения сумм и разностей:
90+10 40-40
70+20 60-10
1
3. Сравни значения выражений:
7+3…3+7
70+30…30+70
4. Начерти отрезки данной длины:
3 см, 6 см.
Вариант 2
1. Реши задачу:
В саду посадили 50 фруктовых деревьев. Из них 30 деревьев груши. Сколько всего посажено деревьев яблони?
2. Найди значения сумм и разностей:
50+20 80-50
70+10 40-10
3. Сравни значения выражений:
90+10…10+90
9+1…1+9
4. Начерти отрезки данной длины:
2 см, 4 см.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дидактические игры на уроках математики» 1 класс
Данная презентация предназначена для совершенствования навыков устного счёта....
Дидактические игры на уроках математики в 1 классе.
Данное пособие в одном сборнике содержит большое количество дидактических игр+сценарий праздника "Первый десяток"+развивающие задания и упражнения по математике+тестовые задания. Советую молодым учите...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 1 КЛАССЕ.
Дидакти́ческие и́гры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игр...
Дидактические игры на уроках математики. 1-2 классы
Дидактическая игра является важным средством воспитания умственной активности учащихся. Данные игры требуют воспроизведения действий учащихся, направлены на формирование навыков сложения и вычитания в...
Статья : Дидактические игры на уроках математики в начальных классах
Описание дидактических игр, которые можно использовать на уроках математики в начальной школе...
Дидактическая игра на уроке математики в 1 классе
статья позволит более подробно рассмотреть различные варианты использования игры на уроке...
презентация "Дидактическая игра на уроках математики в 1 классе"
данная презентация содержит описание дидактическх игра на уроках математики в 1 классе...