Перестановка слагаемых.
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по математике в 1 – Б классе
Тема урока. Перестановка слагаемых.
Цель урока. Познакомить с правилом перестановки слагаемых, применять базовые знания для решения конкретной проблемы; использовать алгоритм в практической деятельности, продолжать обучение учащихся формулировать тему и цель урока, подводить итог. Приобретать навыки учебного сотрудничества в процессе работы в паре и в группе; Воспитывать интерес к учению, трудолюбие, чувство локтя, взаимопомощь.
Тип урока. Комбинированный.
Оборудование. Рисунки, геометрический материал (квадраты, треугольники, круги, прямоугольники) для каждой группы, рисунки котов Леопольда и Матроскина, запись физкультминуток, фигурки Золотой рыбки, набор цифр и знаков.
I. Организационный момент.
К нам на урок пришел сказочный герой. Он хочет вам помочь сделать важное открытие, связанное со слагаемыми.
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Вот и книжки на столе,
А вот и тетрадки.
Сегодня в классе у ребят
Урок уж очень важный.
- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте повернемся к ним, улыбнемся и поприветствуем. (Доброго дня). И вам, ребята, доброго дня и хорошего настроения.
II. Сообщение цели урока.
Что мы будем делать на уроке математики?
III. Актуализация опорных знаний.
Сначала давайте выполним задания Леопольда и Матроскина , вспомним все что изучали на прошлых уроках.
Логическое задание.
- Устный счет (Ответы показывают карточками цифр).
- Самое маленькое число? (0)
- Какое число на 1 больше 2-х? (3)
- Какое число на 1 меньше 6-ти? (5)
- Показать предыдущее число числу 3, 8. (2, 7)
- Показать последующее число числу 6, 9. (7, 10)
- Назвать числа при сложении. (Слагаемое, слагаемое, сумма)
- Первое слагаемое 4, второе 3. Найти сумму (7)
3) Сколько солнышек на небе?
Сколько глаз у совы?
Сколько колес у машины?
Сколько цветов у радуги?
Задачи в стихах. А сейчас будем решать задачки.
а) Слайд.
Пять голубей на крышу сели.
Два еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело? (5+2=7)
б) Слайд.
Семь малюсеньких котят,
Что дают им – все едят.
А один - сметаны просит.
Сколько же котяток? (7+1=8)
в) Слайд.
Шесть косточек из кухни
Шарик притащил.
Две самые большие другу подарил.
Сосчитайте поскорей: сколько у Шарика
Осталось костей? (6-2=4).
- Вы отлично справились с заданиями котов.
Подготовка к введению новой темы.
Нам сегодня пригодится знание компонентов при сложении.
IV. Физкультминутка для глаз.
- Создание проблемной ситуации.
- Леопольд поймал 5 рыбок, а Матроскин 3 рыбки. Кто поймал рыбок больше и на сколько?
- А сколько всего рыбок поймали коты?
Составьте решение в кассе. (Дети составляют решение на партах, один ученик у доски).
Фиксирование затруднения.
- Коты устроили спор. Леопольд утверждает, что верное решение 5 + 3, а Матроскин, что 3 + 5 . Кто прав?
Прочитаем оба решения по-разному.( К 5 прибавить 3 получится 8. 5 да 3 получится 8. Сумма5 и 3 равна 8. Первое слагаемое 5, второе слагаемое 3 , сумма 8.
К 3 прибавить 5 получится 8. 3 да 5 получится 8. Сумма 3 и 5 равна 8. Первое слагаемое 3, второе слагаемое 5, сумма 8.
- Подумайте, что произошло? (Слагаемые поменялись местами.)
- А можно ли так поступать в математике?
- Постановка проблемы.
- Мнения разделились. У нас возникло затруднение, проблема.
Нам необходимо узнать, можно ли переставлять местами слагаемые. Чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаю провести исследование. Согласны?
Тогда начнём. Исследовать – это значит понять, установить. Предлагаю превратить наш класс в научно-исследовательскую лабораторию. Каждый из нас – сотрудник этой лаборатории, учёный-исследователь. Мы все равны. Мы – коллеги. Коллеги – это товарищи по работе. Как будем работать? (Дружно, старательно, с уважением друг другу).
Нам предстоит провести исСЛЕДование. (На доске слово исСЛЕДование). Значит найти след тайны. Готовы? (Да).
- «Открытие детьми новых знаний»
- Какая возникла проблема? (Мы не знаем можно ли переставлять слагаемые местами.)
- Что надо сделать, чтобы решить нашу проблему? (Понаблюдать, что происходит, когда слагаемые меняются местами и сделать собственные выводы.)
- Как вы думаете, чтобы сделать вывод, достаточно наблюдения над одним случаем перестановки слагаемых? (Нет, не достаточно.)
Наметим план исследования: (Запись на доске)
1.Составить два примера на сложение.
2.Сравнить результаты.
3.Сделать вывод.
Ребята работают в группах.
Один ученик выходит к доске и отчитывается о работе группы по плану:
У нас получились примеры…..
Мы заметили, что от перестановки слагаемых сумма…..
- Проведем следующий эксперимент:
К доске выйдут 2 мальчика и 4 девочки. Сколько всего детей? (6)
Поменяйтесь местами. Изменилось ли количество детей? (Нет.)
- Как вы думаете, теперь можно сделать общий вывод? (Конечно, ведь мы проверили много случаев перестановки слагаемых.)
-Какой сделаем вывод? (От перестановки слагаемых сумма не изменяется.)
- Работа с учебником.
1. - Давайте откроем учебник и прочитаем правило на стр.14. Интересно, совпадет наше открытие с правилом в учебнике? (Да.)
- Так, кто ж из котов прав: Леопольд или Матроскин? (Оба.)
- Объясните почему. (От перестановки слагаемых сумма не меняется.)
- Удалось и этот спор нам уладить.
Посмотрите на мальчика справой стороны. Какие флажки держит мальчик? (синие и красный). Сколько синих флажков? (2). Сколько красных? (1). Сколько всего флажков? (3). Что он сделал с флажками на левом рисунке? (поменял местами). Сколько у него получилось флажков? (3). Правильный мы сделали вывод? (Да). Вы молодцы.
Давайте повторим правило еще раз при помощи домино.
- Физкуьтминутка под песенку кота Леопольда. (Я весь день сижу на крутом бережку…)
- Первичное закрепление.
- Работа в тетрадях. Решение примеров комментированием
5 + 3 7 + 2
3 + 5 2 + 7
Самостоятельная работа.
2 + 8 3 + 6
8 + 2 6 + 3
- Включение новых знаний в систему знаний.
- Решим задачу.
Матроскин совершил 4 добрых дела, а Леопольд 6 добрых дел. Сколько всего добрых дел совершили коты? (Ученик работает у доски, а дети в тетрадях.)
Схемы:
Рефлексия. Итог.
-Какое новые знания вы открыли на уроке? (От перестановки слагаемых сумма не изменяется. К большему числу легче прибавить меньшее.
- Кто познакомил вам с этими правилами? ( Сами узнали, провели исследование.)
- Кот Леопольд и кот Матроскин благодарят вас за помощь и обещают никогда не ссориться.
Теперь оцените свое настроение на уроке. (На парте у каждого лежит три квадрата: желтый, зеленый, синий.)
Желтый – «Я – молодец, справился сам».
Зеленый – «Я молодец, мне сегодня было трудно, но я справился».
Синий – «Я вообще-то молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся».
Домашнее задание.
- Расскажите своим родителям о нашем открытии.
- Наш урок окончен. Вам, ребята, спасибо за исследование и старание. Вы хорошо поработали, поаплодируем своим одноклассникам и себе конечно.
Спасибо за старание .ведь главное – желание.
А навыки и знания с годами к вам придут.
Прозвенит звонок с урока – отдохнуть пришла пора.
Что узнали на уроке, не забывайте никогда!
Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перестановка слагаемых и её применение для случаев вида [ ]+5, [ ] +6, [ ] + 7, [ ] +8, [ ] +9.
Сюжетный урок математики в 1 классе по сказке "Колобок". Сочетание игровой формы с учебным содержанием знаний позволяют преодолеть трудности в решении учебных задач и в полной мере освоить довольно с...
Урок математики в 1 классе по теме " Перестановка слагаемых"
Урок математики " Перестановка слагаемых", 1 класс. Конспект урока с героями учебника Машей и Мишей....
Урок "Перестановка слагаемых" 1 класс
Урок "Перестановка слагаемых" 1 класс (тех. карта, презентация, разоаботка урока)...
Урок "Перестановка слагаемых" 1 класс
Урок "Перестановка слагаемых" 1 класс (тех. карта, презентация, разоаботка урока)...
Урок математики в 1 классе по теме"Перестановка слагаемых"
Урок по программе "Школа России" с применением приёмов гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили"...
Открытый урок математики 1 класс. тема: "Перестановка слагаемых"
Тема: Перестановка слагаемых.Цели:Вывести правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется.Планируемые результат...
урок математики в 1 классе по теме: "Перестановка слагаемых"
Во время урока ученики встреваются со сказочными героями, становятся исследователями ит.д....