Урок математики в 1 классе по теме " Перестановка слагаемых"
методическая разработка (математика, 1 класс) по теме

Урок математики " Перестановка слагаемых", 1 класс. Конспект урока с героями учебника Машей и Мишей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_perestanovka_slagaemyh_1_kl.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Базитова  Оксана Месхутовна.

Образовательное учреждение: Муниципальное образовательное учреждение Школа № 167 городского округа Самара.

Класс: 1

Предмет: Математика.

Тема: Перестановка слагаемых.

Цель: Вывести правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется.

Задачи:

-образовательные: познакомить с правилом перестановки слагаемых, научить применять правило перестановки слагаемых на практике;

-развивающие: развивать внимание, логическое мышление, память, наблюдательность, умение давать полный и правильный ответ на поставленный вопрос, любознательность, самоконтроль;

-воспитательные: воспитывать позитивное отношение к урокам математики.

Учебно-методическое обеспечение: справочник по математике для младшего школьника, печатная тетрадь.

Время реализации занятия: 40 минут.

Авторский медиапродукт: наглядная презентация к уроку.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Форма урока: проблемный урок.

Оборудование: ПК, медиапроектор, экран, лист самооценки в виде зонтика, раздаточный материал ( фигуры).

п/п

Этапы урока

Время

№ слайда

1

I. Организационный момент.

1минута.

Слайд № 1

2

II. Актуализация ранее изученного и пробное учебное действие.

5 минут.

Слайд № 2,3,4,5,6,7.

3

III. Выявление места и причины затруднения.

5 минут.

Слайд № 10,11

4

IV. Физминутка.

2минуты.

5

V. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

8 минут.

Слайд № 12,13,14.

6

VI. Физминутка для глаз.

2 минуты.

Слайд № 15

7

VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

5 минут.

Слайд № 16

8

VIII.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

4минуты.

Слайд № 17

9

IX.Повторение и включение в систему знаний.

6 минут.

Слайд № 18

10

X. Итог. Рефлексия учебной деятельности.

2 минуты.

Слайд № 19

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методические рекомендации

I Оргмомент.

Микроцель: создание условий для осознанного вхождения учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

Чтение стихотворения:

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудится.

Работаем старательно, Слушаем внимательно.

Давайте, ребята, повернемся друг к другу, улыбнемся и пожелаем доброго дня и хорошего настроения.

Возьмите лист

«самооценки». Он сделан в виде зонтика  и отметьте  в секторе 1 свое настроение в начале урока.

Выполнение задания.

Слайд №1

II. Актуализация ранее изученного и пробное учебное действие.

Создание проблемной ситуации:

К нам гости пришли наши

Предполагает:

-актуализацию изученных способов действий;

Микроцель: повторение изученного материала,

необходимого для

 «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

любимые друзья Саша и Маша. Сегодня, в этот осенний денек, дети собираются в лес за грибами.

Но посмотрите на их лица! Как вы думаете, что могло с ними произойти?

Да, вы,  верно, подметили, что дети поссорились.

Они даже перестали друг с другом разговаривать. И я долго добивалась от них рассказа о том, что же все- таки произошло.

И выяснилось вот, что.

Собираясь в лес за грибами, они взяли с собой следующие предметы: корзинку, нож, книгу сказок.

И тут у них завязался спор. Маша утверждала, что один

-актуализацию мыслительных операций;

-мотивацию («надо»-«могу»-«хочу»);

-обоснование пробного учебного действия.

Слайд №2

Слайд №3

Слайд №4

предмет лишний, но Саша с ней не соглашался. Так брат с сестрой поругались и разошлись в разные комнаты.

Как вы думаете, нужно ли ребят помирить?

А вы, ребята, на чьей стороне? Есть ли здесь лишний предмет? Докажите.

Но при этом, обязательно, соблюдайте правила общения.

Повторение правил общения:

1) Только разговаривая, мы можем прийти к истине.

2) Объясняя свое решение, обязательно приводи доказательства.

3) Выслушай до конца точку зрения своего товарища.

Слайд №5( 4 щелчка комп. мышкой)

Слайд №6

-А можем ли мы обобщить и сказать, что книга сказок всегда не нужный предмет?

- А может кто-то считает, что нож- лишний предмет?

- Если будешь читать, то точно не соберешь грибы. Так как, при сборе грибов, надо быть очень внимательным и иногда приходится много ходить.

А вдруг мама не захочет собирать грибы.  И она будет сидеть на полянке и читать книгу.

- Вопрос был: какой предмет лишний для похода в лес за грибами?

- Нет, она не нужна в  конкретном случаи. Но в жизни каждого человека она друг и помощник.

-Нет, так как он необходим, чтобы аккуратно срезать

Слайд №7( 2 щелчка комп. мышкой)

III. Выявление места и причины затруднения.

Проблема решена.

Посчитайте, сколько грибов собрала Маша, а сколько Саша.

Саша собрал 5 грибов, а Маша 3 гриба. Кто собрал грибов больше и на сколько?

Докажите, что 3 меньше, чем 5. Покажите на числовом веере.

Сколько всего грибов собрали дети? Покажите на числовом веере.

Саша и Маша опять устроили спор.    Саша утверждает, что

грибы и не повредить грибницу.

Решение и доказательства.

Слайд №8

Слайд №9( 4 щелчка комп. мышкой)

Слайд № 10( 2 щелчка комп. мышкой)

Микроцель: побуждение учащихся в рефлексию пробного действия: выполнение пошаговых операций и соотнесение их с алгоритмом.

верное решение 3+5, а Маша, что – 5+3. Кто же из них прав? Покажите при помощи веера значение суммы чисел 3 и 5, а затем значение суммы 5и 3.

- Что заметили?

- Что изменилось?

- А можно ли так поступать в математике?

Постановка новой проблемы.

- Нам предстоит с вами узнать, можно ли переставлять местами слагаемые. Чтобы разобраться в этом, предлагаю провести исследование.

- Значение суммы одинаково.

-Слагаемые поменялись местами.

IV. Физминутка

Чтение стихотворения:

Руки в стороны разведу (Это тоже я могу)

А потом я подниму (Это тоже я могу)

А потом я отпущу (Это тоже я могу)

И как птица полечу (Это тоже я могу)

В группу сяду, посмотрю (Это тоже я могу)

Всем спасибо я скажу.

- Тогда начнем. Мы с вами в научно-исследовательской лаборатории. Мы коллеги по работе. Коллеги - это товарищи.  Как будем работать?

Выполнение упражнений и формирование групп.

- Дружно, старательно и уважать друг друга.

Слайд № 11

V. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Микроцель :открытие детьми нового знания

- Какую цель для себя поставили? Кто догадался, как будет звучать тема нашего урока?

Каждая группа получает фигуры разных цветов:

1группа: 1красный и 4 зеленых кружочка;

2 группа: 5 синих и 3 красных квадратика;

3 группа: 6 желтых и 2 зеленых треугольника;

4 группа: 3 красных и 4 фиолетовых прямоугольника.

Все группы получают план исследования:

1.Составьте два примера на сложение, используя все данные вам фигуры.

2. Запишите выражения и сравните результат.

3.Сделайте вывод.

Доказать можно ли переставить местами слагаемые.

Работа в группах.

Слайд № 12

Договоритесь между собой, кто будет отвечать.

 

Я предлагаю вам, юные исследователи, применить наш закон в жизни.

У мены в руках яблоко. Я его разрежу пополам. Соединю половинки. Как выдумаете, что получиться? Поменяю половинки местами. Что получиться?

Давайте откроем наш справочник на нужной странице. Прочитаем правило. Используя его докажем, 6+1=1+6.

Эту особенность ученые заметили давно.  Они назвали ее математическим законом.

Отчет о работе группы.

У нас получились примеры….

Мы заметили, что…………..

Наш вывод…………..

Наш вывод…………………

Слайд № 13( 6 щелчков комп. мышкой)

Слайд № 14

VI. Физминутка для глаз.

VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Кто же прав в споре Саша или Маша?

Где в обычной жизни мы можем встретиться с законом?

Найди и соедини пару:

4+5       6+2         3+4    

4+3       5+4         2+6     28+15      15+28

Если посчитать не можем, как доказать?

Посмотрите, как нам поможет наше новое правило.

Ответы детей.

Решение типовых заданий на новый способ с проговариванием в печатной тетради.

Слайд № 15

Слайд № 16( 1 щелчок комп. мышкой)

VIII.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

IX.Повторение и включение в систему знаний.

Микроцель: автоматизация умственных действий по изученным темам.

Кто быстрее перенесет грибы Саша или Маша?

Какие математические записи можно составить по рисункам?

2+4      6+3        

4+2      3+6        

Покажите ответ на числовом веере.

Сравните с образцом.

Оцените себя.

Вывод…….

Работа в тетради на печатной основе (дополни запись так, чтобы значения суммы были равны).

Вывод: один гриб донести быстрее и легче  до четырех грибов, нежели наоборот.

Показ ответа на числовом веере.

Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.

Слайд № 17 ( 5 щелчков комп. мышкой)

Слайд № 18

X. Итог. Рефлексия учебной деятельности.

Микроцель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности.

Чтение стихотворения:

Дождик капнул на ладошку,

На цветы и на дорожку,

Льется, льется – ой-ой-ой,

Побежали мы домой.

Какое настроение у вас в конце урока? Отметьте во втором секторе зонтика.

А теперь оцените свою работу.

Сектор3. Он может быть: синим - « Я - молодец! Справился сам»;

зеленым - « Я - молодец!  Но мне сегодня было трудно, но я справился»;

желтым  - « Я - молодец! Но я сегодня растерялся. Следующий раз у меня получиться лучше».

Наш урок окончен. Спасибо вам за работу.

Самооценка своей работы.

Слайд № 19

Список использованной литературы:

  1. Будзинаускене А.А. Использование современных педагогических технологий в процессе обучения.- журнал «Начальная школа плюс до и после» , 12/2006.
  2. Виноградова Н.Ф. Создание проблемных ситуаций и обсуждение гипотез. Методические рекомендации. – М.: Вентана-Граф, 2002.
  3.  Иванова Б. В. Проблемные ситуации при обучении математике.// Начальная школа. – 1999. - №5. – с. – 108 – 110.
  4. Ильницкая С. Пути создания проблемных ситуаций. – М.: Знания, 1985.
  5. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002.
  6. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 классе по теме"Перестановка слагаемых"

Урок по программе "Школа России" с применением приёмов гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили"...

урок математики в 1 классе по теме: "Перестановка слагаемых"

Во время урока ученики встреваются со сказочными героями, становятся исследователями ит.д....

Методическая разработка урока математики в 1 классе по теме "Перестановка слагаемых"

Методическая разработка урока математики в 1 классе по теме "Перестановка слагаемых" выполнена с учетом требований ФГОС и использованием ЭОР. Будет полезна учителям начальных классов при изучении этой...

конспект урока по математике 1 класса по теме "перестановка слагаемых"

Представлен конспект урока, проведённого  в 1 классе по УМК « Школа России». Разработан учителем начальных классов Колосовой А. В. На данном уроке использована технология проблемного обучен...

Самоанализ урока математики 1 класс по теме "Группировка слагаемых"

Приведен пример самоанализа урока математики 1 класс «Группировка слагаемых» в помощь учителю для составления самоанализа уроков, используя текстовую форму или презентацию....

Конспект урока по математике 1 класса. По теме : « Перестановка слагаемых» .

Вывести правило, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется; совершенствовать умения и навыки решать задачи....