Урок математики в 1 классе по теме " Перестановка слагаемых"
методическая разработка (математика, 1 класс) по теме
Урок математики " Перестановка слагаемых", 1 класс. Конспект урока с героями учебника Машей и Мишей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_perestanovka_slagaemyh_1_kl.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Базитова Оксана Месхутовна.
Образовательное учреждение: Муниципальное образовательное учреждение Школа № 167 городского округа Самара.
Класс: 1
Предмет: Математика.
Тема: Перестановка слагаемых.
Цель: Вывести правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется.
Задачи:
-образовательные: познакомить с правилом перестановки слагаемых, научить применять правило перестановки слагаемых на практике;
-развивающие: развивать внимание, логическое мышление, память, наблюдательность, умение давать полный и правильный ответ на поставленный вопрос, любознательность, самоконтроль;
-воспитательные: воспитывать позитивное отношение к урокам математики.
Учебно-методическое обеспечение: справочник по математике для младшего школьника, печатная тетрадь.
Время реализации занятия: 40 минут.
Авторский медиапродукт: наглядная презентация к уроку.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Форма урока: проблемный урок.
Оборудование: ПК, медиапроектор, экран, лист самооценки в виде зонтика, раздаточный материал ( фигуры).
№ п/п | Этапы урока | Время | № слайда |
1 | I. Организационный момент. | 1минута. | Слайд № 1 |
2 | II. Актуализация ранее изученного и пробное учебное действие. | 5 минут. | Слайд № 2,3,4,5,6,7. |
3 | III. Выявление места и причины затруднения. | 5 минут. | Слайд № 10,11 |
4 | IV. Физминутка. | 2минуты. | |
5 | V. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. | 8 минут. | Слайд № 12,13,14. |
6 | VI. Физминутка для глаз. | 2 минуты. | Слайд № 15 |
7 | VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | 5 минут. | Слайд № 16 |
8 | VIII.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. | 4минуты. | Слайд № 17 |
9 | IX.Повторение и включение в систему знаний. | 6 минут. | Слайд № 18 |
10 | X. Итог. Рефлексия учебной деятельности. | 2 минуты. | Слайд № 19 |
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методические рекомендации |
I Оргмомент. Микроцель: создание условий для осознанного вхождения учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. | Чтение стихотворения: Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудится. Работаем старательно, Слушаем внимательно. Давайте, ребята, повернемся друг к другу, улыбнемся и пожелаем доброго дня и хорошего настроения. Возьмите лист «самооценки». Он сделан в виде зонтика и отметьте в секторе 1 свое настроение в начале урока. | Выполнение задания. | Слайд №1 |
II. Актуализация ранее изученного и пробное учебное действие. | Создание проблемной ситуации: К нам гости пришли наши | Предполагает: -актуализацию изученных способов действий; |
Микроцель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | любимые друзья Саша и Маша. Сегодня, в этот осенний денек, дети собираются в лес за грибами. Но посмотрите на их лица! Как вы думаете, что могло с ними произойти? Да, вы, верно, подметили, что дети поссорились. Они даже перестали друг с другом разговаривать. И я долго добивалась от них рассказа о том, что же все- таки произошло. И выяснилось вот, что. Собираясь в лес за грибами, они взяли с собой следующие предметы: корзинку, нож, книгу сказок. И тут у них завязался спор. Маша утверждала, что один | -актуализацию мыслительных операций; -мотивацию («надо»-«могу»-«хочу»); -обоснование пробного учебного действия. | Слайд №2 Слайд №3 Слайд №4 |
предмет лишний, но Саша с ней не соглашался. Так брат с сестрой поругались и разошлись в разные комнаты. Как вы думаете, нужно ли ребят помирить? А вы, ребята, на чьей стороне? Есть ли здесь лишний предмет? Докажите. Но при этом, обязательно, соблюдайте правила общения. | Повторение правил общения: 1) Только разговаривая, мы можем прийти к истине. 2) Объясняя свое решение, обязательно приводи доказательства. 3) Выслушай до конца точку зрения своего товарища. | Слайд №5( 4 щелчка комп. мышкой) Слайд №6 |
-А можем ли мы обобщить и сказать, что книга сказок всегда не нужный предмет? - А может кто-то считает, что нож- лишний предмет? | - Если будешь читать, то точно не соберешь грибы. Так как, при сборе грибов, надо быть очень внимательным и иногда приходится много ходить. А вдруг мама не захочет собирать грибы. И она будет сидеть на полянке и читать книгу. - Вопрос был: какой предмет лишний для похода в лес за грибами? - Нет, она не нужна в конкретном случаи. Но в жизни каждого человека она друг и помощник. -Нет, так как он необходим, чтобы аккуратно срезать | Слайд №7( 2 щелчка комп. мышкой) |
III. Выявление места и причины затруднения. | Проблема решена. Посчитайте, сколько грибов собрала Маша, а сколько Саша. Саша собрал 5 грибов, а Маша 3 гриба. Кто собрал грибов больше и на сколько? Докажите, что 3 меньше, чем 5. Покажите на числовом веере. Сколько всего грибов собрали дети? Покажите на числовом веере. Саша и Маша опять устроили спор. Саша утверждает, что | грибы и не повредить грибницу. Решение и доказательства. | Слайд №8 Слайд №9( 4 щелчка комп. мышкой) Слайд № 10( 2 щелчка комп. мышкой) |
Микроцель: побуждение учащихся в рефлексию пробного действия: выполнение пошаговых операций и соотнесение их с алгоритмом. | верное решение 3+5, а Маша, что – 5+3. Кто же из них прав? Покажите при помощи веера значение суммы чисел 3 и 5, а затем значение суммы 5и 3. - Что заметили? - Что изменилось? - А можно ли так поступать в математике? Постановка новой проблемы. - Нам предстоит с вами узнать, можно ли переставлять местами слагаемые. Чтобы разобраться в этом, предлагаю провести исследование. | - Значение суммы одинаково. -Слагаемые поменялись местами. |
IV. Физминутка | Чтение стихотворения: Руки в стороны разведу (Это тоже я могу) А потом я подниму (Это тоже я могу) А потом я отпущу (Это тоже я могу) И как птица полечу (Это тоже я могу) В группу сяду, посмотрю (Это тоже я могу) Всем спасибо я скажу. - Тогда начнем. Мы с вами в научно-исследовательской лаборатории. Мы коллеги по работе. Коллеги - это товарищи. Как будем работать? | Выполнение упражнений и формирование групп. - Дружно, старательно и уважать друг друга. | Слайд № 11 |
V. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. Микроцель :открытие детьми нового знания | - Какую цель для себя поставили? Кто догадался, как будет звучать тема нашего урока? Каждая группа получает фигуры разных цветов: 1группа: 1красный и 4 зеленых кружочка; 2 группа: 5 синих и 3 красных квадратика; 3 группа: 6 желтых и 2 зеленых треугольника; 4 группа: 3 красных и 4 фиолетовых прямоугольника. Все группы получают план исследования: 1.Составьте два примера на сложение, используя все данные вам фигуры. 2. Запишите выражения и сравните результат. 3.Сделайте вывод. | Доказать можно ли переставить местами слагаемые. Работа в группах. | Слайд № 12 |
Договоритесь между собой, кто будет отвечать.
Я предлагаю вам, юные исследователи, применить наш закон в жизни. У мены в руках яблоко. Я его разрежу пополам. Соединю половинки. Как выдумаете, что получиться? Поменяю половинки местами. Что получиться? Давайте откроем наш справочник на нужной странице. Прочитаем правило. Используя его докажем, 6+1=1+6. Эту особенность ученые заметили давно. Они назвали ее математическим законом. | Отчет о работе группы. У нас получились примеры…. Мы заметили, что………….. Наш вывод………….. Наш вывод………………… | Слайд № 13( 6 щелчков комп. мышкой) Слайд № 14 |
VI. Физминутка для глаз. VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Кто же прав в споре Саша или Маша? Где в обычной жизни мы можем встретиться с законом? Найди и соедини пару: 4+5 6+2 3+4 4+3 5+4 2+6 28+15 15+28 Если посчитать не можем, как доказать? Посмотрите, как нам поможет наше новое правило. | Ответы детей. Решение типовых заданий на новый способ с проговариванием в печатной тетради. | Слайд № 15 Слайд № 16( 1 щелчок комп. мышкой) |
VIII.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. IX.Повторение и включение в систему знаний. Микроцель: автоматизация умственных действий по изученным темам. | Кто быстрее перенесет грибы Саша или Маша? Какие математические записи можно составить по рисункам? 2+4 6+3 4+2 3+6 Покажите ответ на числовом веере. Сравните с образцом. Оцените себя. Вывод……. Работа в тетради на печатной основе (дополни запись так, чтобы значения суммы были равны). | Вывод: один гриб донести быстрее и легче до четырех грибов, нежели наоборот. Показ ответа на числовом веере. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой. | Слайд № 17 ( 5 щелчков комп. мышкой) Слайд № 18 |
X. Итог. Рефлексия учебной деятельности. Микроцель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности. | Чтение стихотворения: Дождик капнул на ладошку, На цветы и на дорожку, Льется, льется – ой-ой-ой, Побежали мы домой. Какое настроение у вас в конце урока? Отметьте во втором секторе зонтика. А теперь оцените свою работу. Сектор3. Он может быть: синим - « Я - молодец! Справился сам»; зеленым - « Я - молодец! Но мне сегодня было трудно, но я справился»; желтым - « Я - молодец! Но я сегодня растерялся. Следующий раз у меня получиться лучше». Наш урок окончен. Спасибо вам за работу. | Самооценка своей работы. | Слайд № 19 |
Список использованной литературы:
- Будзинаускене А.А. Использование современных педагогических технологий в процессе обучения.- журнал «Начальная школа плюс до и после» , 12/2006.
- Виноградова Н.Ф. Создание проблемных ситуаций и обсуждение гипотез. Методические рекомендации. – М.: Вентана-Граф, 2002.
- Иванова Б. В. Проблемные ситуации при обучении математике.// Начальная школа. – 1999. - №5. – с. – 108 – 110.
- Ильницкая С. Пути создания проблемных ситуаций. – М.: Знания, 1985.
- Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 1 классе по теме"Перестановка слагаемых"
Урок по программе "Школа России" с применением приёмов гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили"...
урок математики в 1 классе по теме: "Перестановка слагаемых"
Во время урока ученики встреваются со сказочными героями, становятся исследователями ит.д....
Методическая разработка урока математики в 1 классе по теме "Перестановка слагаемых"
Методическая разработка урока математики в 1 классе по теме "Перестановка слагаемых" выполнена с учетом требований ФГОС и использованием ЭОР. Будет полезна учителям начальных классов при изучении этой...
конспект урока по математике 1 класса по теме "перестановка слагаемых"
Представлен конспект урока, проведённого в 1 классе по УМК « Школа России». Разработан учителем начальных классов Колосовой А. В. На данном уроке использована технология проблемного обучен...
Самоанализ урока математики 1 класс по теме "Группировка слагаемых"
Приведен пример самоанализа урока математики 1 класс «Группировка слагаемых» в помощь учителю для составления самоанализа уроков, используя текстовую форму или презентацию....
Конспект урока по математике 1 класса. По теме : « Перестановка слагаемых» .
Вывести правило, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется; совершенствовать умения и навыки решать задачи....
Конспект урока для 1 класса на тему "Перестановка слагаемых"
Конспект-урока...