Умницы и умники
календарно-тематическое планирование по математике (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 2 г.Красный Кут Саратовской области
«Согласовано» Руководитель ШМО _____________/ Катаржина О.В/ ФИО Протокол № от « » 08 2017г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ СОШ №2 г.Красный Кут __________/Рыжова Н.В./ ФИО « » 08. 2017г. | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ №2 г.Красный Кут _____________/БеловаЕ.А._/ ФИО Приказ № от « » 08. 2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности (ФГОС),
кружка «Умники и умницы»,2 «а» класс
учитель: Катаржина Ольга Валентиновна
1 квалификационная категория
2017- 2018 учебный год
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся; 6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности
Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе составлена на основе основной образовательной программы (ООП ) МОУ-СОШ №2 г.Красный Кут «Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя» Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2013. (Стандарты второго поколения).
В процессе обучения в начальном звене школы восприятие ребенка становится более анализирующим и дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения. Развитие восприятия не происходит само собой, а идет параллельно с развитием мышления учащихся. Развивая у детей такую мыслительную операцию, как сравнение, делаем восприятие учащихся более глубоким, думающим.
Для успешного обучения в школе у учащихся младших классов необходимо развивать устойчивость и концентрацию внимания, работать над увеличением объема внимания, повышать уровень распределения и переключения внимания.
Для успешного обучения ребенка в школе и для полноценного усвоения знаний необходимо вести целенаправленную и систематическую работу по развитию познавательных способностей учащихся. Очень важно с первых дней обучения в школе прививать у учащихся интерес к познанию, который является залогом успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и
концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.
Отличительными особенностями являются:
1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Ценностные ориентиры содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Метапредметными результатами изучения курса во 2 классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД:
- Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
- Ориентация на осознание своих удач и неудач, трудностей.
- Стремление преодолевать возникающие затруднения.
- Готовность понимать и принимать советы учителя, одноклассников, стремление к адекватной самооценке.
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса во 2 классе являются формирование следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.
Календарно-тематическое планирование
1 час в неделю (всего 35 часов)
Дата по плану | Дата по факту | № урока в теме | Кол.часов | Тема урока | Выполнение практической части | ||||||
Теор. | Прак | ||||||||||
1 четверть (9 часов) | |||||||||||
1. | 1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления (вводный урок). | Развитие памяти, внимания, мышления, логики. Признаки предметов, их свойства. | ||||||||
2. | 1 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Развитие концентрации внимания. Логические задачи. | ||||||||
3. | 1 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Тренировка внимания. Классификация явлений, предметов. закономерностей и проведение аналогии. | ||||||||
4. | 1 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | ||||||||
5. | 1 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Тренировка зрительной памяти. Выделение существенных признаков предметов. | ||||||||
6. | 1 | Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Поиск закономерностей. Составление слов. | ||||||||
7. | 1 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. | ||||||||
8. | 1 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Нахождение «лишнего» предмета. Логические задачи. Составление слов. | ||||||||
9. | 1 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Развитие внимания. Логические задачи. Составление слов. | ||||||||
2 четверть (7часов) | |||||||||||
10. | 1 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Тренировка внимания. Логические задачи. Составление слов. | ||||||||
11. | 1 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Развитие слуховой памяти. Работа по образцу. Составление слов. | ||||||||
12. | 1 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Тренировка зрительной памяти. Логические задачи. | ||||||||
13. | 1 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. | Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | ||||||||
14. | 1 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | Совершенствование воображения. Правила составления ребусов. Развитие пространственного воображения. | ||||||||
15. | 1 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Развитие быстроты реакции. Логические задачи. Составление слов. | ||||||||
16. | 1 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Развитие концентрации внимания. Логические задачи. Составление слов. | ||||||||
3 четверть (10часов) | |||||||||||
17. | 1 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Тренировка внимания. Логические задачи. Отличия предметов. Составление слов. | ||||||||
18. | 1 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи. Отличия предметов. Составление слов. | ||||||||
19. | 1 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Тренировка зрительной памяти. Логические задачи. Отличия предметов. Составление слов | ||||||||
20. | 1 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. | Поиск закономерностей. Логические задачи. Составление слов. | ||||||||
21. | 1 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | Совершенствование воображения. Ребусы. Развитие пространственного воображения. | ||||||||
22. | 1 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Развитие быстроты реакции.. Логические задачи. | ||||||||
23. | 1 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Развитие внимания. Логические задачи. | ||||||||
24. | 1 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Тренировка внимания. Логические задачи. | ||||||||
25. | 1 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи. | ||||||||
26. | 1 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Тренировка зрительной памяти. Логические задачи. Составить слова. | ||||||||
4 четверть (8часов) | |||||||||||
27. | 1 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. | Закономерности. Логические задачи. | ||||||||
28. | 1 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | Совершенствование воображения. Ребусы. Развитие пространственного воображения. | ||||||||
29. | 1 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Развитие быстроты реакции. Логические задачи. Составление слов. | ||||||||
30. | 1 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Зашифрованные слова. Лишние слова. Составление слов. Геометрические фигуры. Графический диктант. | ||||||||
31. | 1 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Тренировка внимания. Зашифрованные слова. Логические задачи. | ||||||||
32. | 1 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи. | ||||||||
33. | 1 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | Совершенствование воображения. Ребусы. Развитие пространственного воображения. | ||||||||
34-35 | 2 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | Выявление уровня развития познавательных процессов. | ||||||||
Итого:35 часов. |
Список использованной литературы.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2013.- 223 с. – (Стандарты второго поколения).
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).
- Холодова О. Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет). Методическое пособие для 2 класса.- Москва: РОСТ книга, 2012.
- Холодова О. Юным умникам и умницам: информатика, логика, математика. Рабочая тетрадь в 2-х частях. - Москва: РОСТ книга, 2012
- Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Институт повышения квалификации. и переподготовки работников образования, 2005. – 34 с. – (Серия «Умники и умницы»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра "Умницы и умники"
Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 2-4 классов...
Интеллектуальный марафон "Умницы и умники" для учащихся 2 класса.
Конспект урока для внекласного мероприятия....
Игра "Умницы и умники"
Интерактивная игра "Умницы и умники" содержит 20 вопросов по 4 предметам: русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру.Предназначена для ребят 3-4 класса....
рабочая программа кружка "Умницы и умники", 2 и 3 классы
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся «Умники и умницы» с использова...
Планирование факультатива "Умницы и умники" (3 класс)
Тематическое планирование факультативного курма по математике для 3 класса....
Программа внеурочной деятельности "Умницы и Умники"
Аннотация по внеурочной деятельности обще-интеллектуального направленияДанная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Мир логики» Н.Д.Рындиной....
Интеллектуальный марафон "Умницы и умники"
Вашему вниманию представляются задания для отборочного туры для учащихся 2-4-х классов....