Дидактические игры по математике
учебно-методический материал по математике (1, 2 класс) на тему
Подборка игр для учащихся 1-2 классов, применяемых на уроках математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_uchebnyh_igr_po_matematike.docx | 113.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание некоторых дидактических игр, используемых на уроках математики
- Залатай дыры
Цель: автоматизация вычислительных навыков табличных случаев умножения и деления
На полу мышка подобрала книжку.
Страницы листала, до дыр зачитала.
«Залатай» страницы книги по математике.
5х О = 15 3х О = 27
6х О = 18 3х О = 21
5х О = 20 2х О = 12
4х О = 24 4х О = 16
- Магазин
Цель: совершенствование вычислительных навыков
На полках выставлены различные игрушки. Вместо таблички с ценой записано выражение на карточке. Цены станут известны тогда, когда дети-покупатели «покупая» игрушку, решат записанное выражение.
- Садовод
Цель: отработка скорости вычислений
Проводится игра – соревнование иднивидуально или между командами. На листе бумаги нарисована яблоня. К ней прикреплены красные яблоки, на обратной стороне которых записаны выражения, в соответствии с изучаемой темой .
Вот так яблоки - полные сока сладкого,
Руку протяните и яблоко сорвите.
Стал ветер ветку качать,
И трудно яблоко достать.
Но яблочки эти не простые,
На них цифры золотые.
Быстро яблочко сорвите,
Выражение решите.
К доске выходят три ученика. Они срывают яблоки и быстро записывают решение выражений.
Кто больше успел решить и записать примеров, тот и победил.
- Числа, бегущие навстречу друг другу»
Цель: знакомство с составом числа 10.
Содержание игры: учитель предлагает детям записать в тетради числа от 1 до 10 по порядку и дугами показать два числа, которые бегут навстречу друг другу, образуя в сумме число 10. Затем просит записать примеры на сложение с этими числами.
Например:
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
0 +10 = 10 - 10 + 0 = 10
1 + 9 = 10 - 9 + 1 = 10
Учитель спрашивает: «Что интересного вы заметили при составлении примеров? Дети отвечают, что числа, стоящие на одинаковых местах справа и слева в числовом ряду, составляют в сумме число 10»
- Математическая эстафета
Цель: ознакомление с образованием чисел из десятка и единиц.
Средства обучения: 10 кругов и 10 треугольников из приложенных к учебнику математики для 1 класса.
Содержание игры: учитель делит класс на 3 команды по рядам и проводит игру-соревнование. Первый ученик из первой команды иллюстрирует число с помощью кругов и треугольников, второй из этой же команды называет обозначенной число, третий – его состав, четвертый показывает число на карточках.
Аналогичные упражнения выполняют из второй и третий команд. Победит та команда, которая не допустит ни одной ошибки или допустит меньшее их число.
- Назови соседей числа
Цель: упражнения в понимании натурального ряда чисел
Эта игра дает возможность каждое число первой сотни рассматривать не изолированно, а в связи с предыдущим и последующим числом.
Средства обучения: мяч или два мяча – большой и маленький (или разного цвета).
Содержание игры: учитель бросает мяч то одному, тот другому участнику игры, а те, возвращая мяч, отвечают на вопрос учителя. Бросая мяч, учитель называет какое-либо число, например двадцать один, играющий должен назвать смежные числа –20 и 22 (обязательно сначала меньшее, потом большее).
Возможен и другой, более сложный вариант игры. Возвращая мяч, играющий должен сначала отнять от названного учителем числа единицу, потом прибавить к нему полученную разность. Например, учитель назвал число 11, а играющий должен назвать числа 10 (11-1=10) и 21 (11+10=21).
Эту игру можно провести с двумя мячами: большим и маленьким (или разного цвета). Когда учитель бросает большой мяч, то отвечающий должен, к примеру, прибавить 9 и вернуть мяч обратно, а когда маленький – то отнять 3. Здесь дети не только считают, но и развивают внимание, чтобы не перепутать действия.
- Кто быстрей сосчитает?
90 | 75 | 71 | 63 | 66 |
67 | 82 | 86 | 68 | 76 |
87 | 61 | 73 | 89 | 81 |
74 | 88 | 65 | 77 | 84 |
80 | 69 | 78 | 62 | 70 |
64 | 83 | 72 | 79 | 85 |
Цель: развитие зоркости, внимания.
Содержание игры: на доске вывешиваются два одинаковых плаката, на которых записаны в произвольном порядке числа. Например, от 61 до 90 (от 11 до 30 и т.п.). Например, требуется назвать и указать на таблице по порядку все числа от 61 до 90. Можно соревноваться и двумя командами, по одному человеку от каждой. Затем победители соревнуются между собой и определяется лучший счетчик.
Литература: Антонова Инна Геннадьевна, учитель начальных классов, Квасникова Наталья Юрьевна, учитель начальных классов Дидактические игры на уроках математики Ссылки на источник http://festival.1september.ru/articles/568195/
- Незадачливый математик
Цель: обобщение знаний учащихся о замене числа суммой его разрядных слагаемых.
Средства обучения: кленовые листья, вырезанные из бумаги, с записанными на них числами и знаками, фигура Медвежонка.
Содержание игры: на доске записаны примеры с пропущенными числами и знаками.
43 = + 3 | = 20 + 9 | 57 = 50 + | |
35 = 30 5 | 1 = 10 + 5 | 4 = 40 + | |
Немного в стороне крепятся вырезанные из бумаги кленовые листья с записанными на них цифрами и знаками и иллюстрация Медвежонка.
Учитель предлагает следующую ситуацию: “Ребята, Медвежонок решил примеры на кленовых листочках. Подул ветер и листочки разлетелись. Очень расстроился Медвежонок. Как же теперь быть? Надо помочь ему.” Ребята по очереди выходят к доске, ищут листочки с правильными ответами и заполняют ими пропуски. Данные игры помогают понять, насколько хорошо учащиеся усвоили пройденный материал.
Литература: без автора Методика использования дидактических игр на уроках математики в начальной школе Ссылка на источник http://lib.4i5.ru/sheet-3017&p=13.htm
- Соедини
Цель: развитие сосредоточенности и концентрации внимания. Оборудование: карточки
4 Шесть
6 Четыре
2 Три
5 Десять
3 Два
7 Восемь
8 Один
9 Девять
10 Семь
1 Ноль
0 Пять
- Фотограф
Цель: развитие внимания, памяти, сосредоточенности
Существуют варианты проведения игры: «цепочкой», индивидуально, по группам, фронтально. Работа проводится по карточкам.
Дополнительные задания: раскрасить, что бы все фигуры одинаковой формы стали разными; что бы две фигура одинаковой формы отличались, что бы разные по форме фигура стали похожи по одному признаку и т.д.
- Найди слова
Цель: закрепление математической терминологии Оборудование: карточка
КИЛОМЕТРУКРСОМВЖБЩМИЛЛИМЕТРОУШЕБЬЧМЕТРЮЯВАУК САНТИМЕТРЮДЛОНЕИМИДЕЦИМЕТРБКНГХЖДЛЯЯЯЭЖЛЫВР
Ход игры: Детям предлагается найти слова (километр, миллиметр, метр, сантиметр, дециметр).
- Убери кружки».
Цель: развитие мыслительной деятельности, нестандартности мышления
Нужно из всех кружков убрать белые. Как это можно изобразить на рисунке? Я это сделала так:
Нарисуй свой способ.
- Фигуры
Цель: формирование умения классифицировать по самостоятельно определенному признаку.
По какому признаку все фигуры можно разбить на 2 группы, 3 группы, 5 групп?
Для активицазии познавательной активности учащихся на уроках математики часто использую загадки
Тема «Меры времени»
Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом.
Коротышка – только раз,
Та, что выше, - каждый час.
(стрелки часов)
может привлечь внимание учащихся к движению стрелок, послужить началом работы с моделью часов (подвижные стрелки). Например, можно попросить поставить стрелки часов так, чтобы они показывали 9 часов, а затем определить, какой угол образовался между стрелками (прямой).
На руке, и на стене,
И на башне в вышине.
Ходят с боем и без боя,
Всем нужны – и нам с тобой.
(часы)
Что за птицы пролетают?
По семерке каждой стае
Вереницею летят,
Не воротятся назад.
(дни недели)
Двенадцать братьев
Друг за другом ходят,
Друг друга не обходят.
(месяцы)
При знакомстве учащихся с календарем уместно будет прочитать следующие загадки:
Годовой кусточек
Каждый день роняет листочек,
Год пройдет –
Весь лист опадет.
(календарь)
Выходило 12 молодцов,
Выносили 52 сокола,
Выпускали 365 лебедей.
(месяцы, недели, дни)
Литература: Багаутдинова Тамара Павловна учитель начальных классов Роль коррекционно-развивающих игр на уроках математики в развитии речевой и мыслительной деятельности учащихся» ссылка на ресурс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-дидактическая игра по математике "Единицы длины"
Нестандартный урок...
Дидактические игры по математике для интерактивной доски
В материале представлены дидактические игры по математике для интерактивной доски (2, 4 класс)...
Дидактическая игра по математике "Юные Пифагоры"
Дидактическая игра по математике "Юные Пифагоры" поможет в усвоении таблицы умножения, понять геометрический смысл умножения....
Дидактические игры по математике
Честно говоря, математика всегда дается тяжело, но можно использовать и игровые формы работы, например такие....
Дидактическая игра по математике "Раскопки"
Предложенная игра учит умению находить и запоминать случаи сложения и вычитания. Во время игры восприятие идет через зрительный и кинестетический, тактильный каналы (закрашиваются клетки с результатам...
Дидактические игры по математике (предшкольная подготовка)
Дидактические игры "Формирование математических представлений"...
Дидактическая игра по математике для 1 класса "Магазин"
Дети с удовольствием считают стоимость покупки....