презентация на тему "Формирование действия планирования через составление алгоритмов" для начальной школы
презентация к уроку по математике (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Федорова Зарема Иннокентьевна

Планирование своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их коррекции. С 1 класса нужно формировать умение планировать через алгоритмизацию, действовать по определенным правилам - алгоритмам, которые представляют собой четкие действия. Как известно, составление алгоритмов и последующая работа на основе этого алгоритма на уроке является одним из самых эффективных приемов работы над повышением грамотности учащихся. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование действия планирования через составление алгоритмов Федорова З. И., учитель начальных классов МОБУ СОШ № 7 г. Якутска МОБУ СОШ № 7

Слайд 2

Регулятивные УУД Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка

Слайд 3

Определение понятия Планирование – составление плана и последовательности действий (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата)

Слайд 4

Определение понятия Планирование Алгоритмы Способ действия 1 этап – готовый образец 2 этап – совместное действие с учителем 3 этап – самостоятельное

Слайд 5

Определение понятия «Алгоритм» Алгоритм – это план решения задачи или достижения цели. Алгоритм состоит из отдельных шагов. Каждый шаг содержит одну команду. Набор команд, понятных исполнителю, называется системой команд исполнителя Алгоритм – это порядок действий в программе Алгоритм – это последовательность действий, ведущая к поставленной цели Алгоритм указывает точную цепочку действий

Слайд 6

Виды алгоритмов

Слайд 7

Приемы построения алгоритмов

Слайд 8

1 способ. Сообщение учащимся готового алгоритма Алгоритм чтения: Ставлю точки под буквами гласных звуков Делю слово на слоги Выделяю ударный слог Читаю первый слог … Читаю второй слог … Читаю всё слово …

Слайд 9

Даю 3 однотипных задания (два на известное правило, а третье – на незнакомое). Возникла проблема! Разбираемся, как каждый учащийся пришел к такому результату. Ученик говорит, как работал, комментирует свои шаги-действия. (учитель фиксирует на доске) На примере учащегося, выполнившего правильно все действия, выясняем, как он выполнял (ученик оперирует фактами: законами, свойствами, правилами) Если нет правильных вариантов, задаю наводящие вопросы и подвожу к нужному варианту. Все ответы учащихся фиксирую на доске, учащиеся комментируют свои действия (Это про что? Как это понял учащийся? А ты это так понял?) В результате такой работы на доске появляется оформленный алгоритм выполнения 3 задания в виде текста, схемы, таблицы и др. 2 способ: подведение учащихся к самостоятельному открытию алгоритма

Слайд 10

Подведение учащихся к самостоятельному открытию алгоритма Приемы работ: Подбор различных примеров Совместное составление алгоритма «Продолжение» алгоритма Составление алгоритма учащимися из предложенных этапов Восполнение недостающего звена алгоритма Определение ошибки в составленном алгоритме Полностью самостоятельное составление алгоритма

Слайд 11

Результаты использования алгоритмов учиться рассуждать, переносить общие суждения на частные; развивать речь; последовательно, грамотно излагать применяемые знания; ускорить осознание изучаемого материала; увеличить количество тренировочных упражнений; больше времени уделять самостоятельной работе; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя;

Слайд 12

Результаты использования алгоритмов формирование саморегуляции, как способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствия; поиск и выделение необходимой информации; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; самостоятельный поиск необходимой информации при работе со схемами; овладение основами логического и алгоритмического мышления.

Слайд 13

Использование алгоритмов на уроках математики

Слайд 14

Сложение двузначных чисел без перехода через разряд 1.Читаем выражение, записываем. 2. Подчеркиваем единицы одной чертой, десятки – двумя. 3. Складываем единицы. 4. Складываем десятки. 5. Читаем ответ.

Слайд 15

Алгоритм сложения с переходом через десяток: Читаю пример: первое слагаемое … второе слагаемое … Нахожу число, которое дополнит первое слагаемое до 10. Это число … Разбиваю второе слагаемое на 2 части … и … Дополняю первое слагаемое до 10 и прибавляю оставшиеся единицы: 10+ … Читаю ответ …

Слайд 16

Алгоритм вычитания с переходом через десяток Читаю пример: уменьшаемое … вычитаемое … Уменьшаем уменьшаемое до 10. Это число … Разбиваю вычитаемое на 2 части … и … Уменьшаю уменьшаемое до 10 и вычитаю оставшиеся единицы: 10- … Читаю ответ …

Слайд 17

Прочитай уравнение Установи, какой компонент неизвестен Вспомни правило, как найти значение неизвестного Найди значение неизвестного Оформи решение Сделай проверку Запиши ответ Алгоритм решения уравнения

Слайд 18

Сначала в скобках посчитай, Потом вернись в начало – дели и умножай , И, наконец, сложи или вычитай . Порядок действий: 1. Выполняем действия в скобках. 2. Возвращаемся к началу выражения. 3. Выполняем действия умножения и деления (по порядку слева направо) 4. Возвращаемся к началу выражения. Алгоритм на порядок действий

Слайд 19

1. Прочитай текст 2. Анализ текста: 2.1. О чём говорится в задаче? 2.2. Сколько объектов в задаче? 2.3. Выдели все известные величины 2.4. Выдели неизвестную величину 3. Нарисуй модель (схему, чертеж, таблицу) 4. Составь план решения задачи 5. Реши задачу 6. Напиши ответ Алгоритм решения задачи

Слайд 20

Измерь длину Измерь ширину Найди сумму всех сторон фигуры Напиши ответ Алгоритм нахождения периметра

Слайд 21

Использование алгоритмов на уроках русского языка

Слайд 22

1 шаг – произнесём или прочитаем слово; 2 шаг – поставим ударение; 3 шаг – выделим корень; 4 шаг - если в корне есть безударный гласный звук, подберём проверочное слово; 5 шаг – вставим букву; 6 шаг – обозначим орфограмму. Алгоритм правописания безударных гласных в корне слова

Слайд 23

1 шаг - произношу слово. 2 шаг - прислушиваюсь: есть ли шипящий согласный звук на конце слова? Если есть, то определяю часть речи. 3 шаг - если это имя существительное, то определяю род. 4 шаг - делаю вывод. 1) Если это имя существительное женского рода, то после шипящего пишу ь. 2) Если это имя существительное мужского рода, то после шипящего ь не пишу. Алгоритм как грамотно писать имена существительные мужского и женского рода с шипящим на конце

Слайд 24

1.Прочитай предложение по слогам. При этом выделяй слоги карандашом. 2.Проверь, все ли слова предложения ты запомнил. 3.Составь слоговую модель предложения. 4.Подчеркни карандашом орфограммы (то есть – правила) и прочитай по слогам, выделяя голосом слоги с орфограммами. 5.Повтори предложение точно так же по слоговой модели. 6.Запиши предложение по памяти, диктуя его по слогам и выделяя голосом слоги с орфограммами. 7.Прочитай записанное предложение, выделяя каждый слог и проверяя, не пропустил ли ты в нем какие- нибудь буквы или слоги. 8.Подчеркни в своей записи орфограммы и сравни их с орфограммами в образце. Алгоритм списывания предложения

Слайд 25

1шаг: О ком или о чём говорится в предложении? 2 шаг: Слово ________ подчеркиваю одной чертой. 3 шаг: Ставлю вопрос к слову _________ – кто? или что? ____________ – это подлежащее. 4 шаг: О ________ что сказано? 5 шаг: Слово _________ подчеркиваю двумя чертами. 6 шаг: Ставлю вопрос к слову ______ – что делают? Это сказуемое. 7.шаг: _________ __________ – это главные члены предложения или основа предложения. Алгоритм нахождения главных членов предложения

Слайд 26

1 шаг- произнеси проверяемое слово. 2 шаг - есть ли на конце слова звуки [п],[ф],[к],[т],[с] или [ш] Да: нужно проверять Нет: проверять не нужно 3 шаг - измени слово так, чтобы после согласного был гласный Слышится звонкий Слышится глухой 4 шаг - Пиши букву б, в, г, д, з или ж Пиши букву п, ф, к,т, с или ш Алгоритм проверки парных звонких/ глухих согласных на конце слова

Слайд 27

Найди корень слова Поставь ударение Ударение падает на гласную в корне ? ДА НЕТ Пиши слово с этой гласной, подбери проверочное слово Удалось подобрать? ДА НЕТ Пиши слово с этой гласной Посмотри в словарь Алгоритм как писать слова с безударной гласной в корне

Слайд 28

Использование алгоритмов на уроках окружающего мира

Слайд 29

движение; питание; дыхание; рост и развитие; размножение; прекращение жизнедеятельности. Алгоритм признаков объектов живой природы

Слайд 30

погода; одежда; птицы; животные; труд взрослых; детские забавы Алгоритм наблюдения за сезонными изменениями в природе

Слайд 31

Алгоритм наблюдения за погодой и ее состоянием Наблюдение за погодой: температура воздуха; состояние облачности; осадки; виды облаков; направление и сила ветра;

Слайд 32

Алгоритм работы с картой - прочитай название карты (в нем содержится информация о территории, изображенной на карте и времени, к которому относится изображение); - ознакомься с легендой карты (это условные знаки, которые позволяют тебе прочитать информацию о данной карте); - чтение информации карты начинай с самых крупных объектов и постепенно двигайся к более мелким.

Слайд 33

Алгоритм различения группы животных по их внешним признакам количество ног; тело покрыто чем; дыхание; клюв; крылья; потомство.

Слайд 34

Алгоритм различения группы растений по их внешним признакам 1.Что это? 2. Высота; 3. Назови части растения (корень, стебель какой (ствол, стволики); 4. Форма листьев; 5. Есть ли цветки? 6. Плод; 7. Внешний вид.

Слайд 35

Алгоритм работы с компасом 1. Компас необходимо держать подальше от металлических предметов и электронных приборов. 2. Установить компас на ровную горизонтальную поверхность. 3. Оттянуть предохранитель. 4. Дождаться, когда стрелка остановится, и осторожно поворачивать компас, так чтобы синий конец стрелки оказался против буквы С, красный против Ю. 5. Синий конец стрелки покажет на север, а красный конец стрелки – на юг. 6. Закрыть предохранитель.

Слайд 36

Алгоритм названия причины изменений в живой и неживой природе в разное время года а) земная ось имеет _________; б) ось вращения Земли направлена на __________ звезду; в) Земля освещается _________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода

Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

Место универсальных учебных действий в структуре образовательной программы начальной школы и их связь с учебными предметами

Определение понятия «универсальные учебные  действия». Функции универсальных учебных действий. Номенклатура универсальных учебных действий .  Связи коммуникативных УУД с основными...

Особенности реализации ФГОС II поколения через УМК « Перспективная начальная школа"

В статье говорится об особенностях реализации федеральных государстеныых стандартов  в УМК "Перспективная начальная школа"...

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школ...

Презентация "Формирование педагогической компетентности и профессионального становления учителей начальной школы через работу школьного методического объединения"

Обеспечить поддержку учителей в решении всех профессиональных вопросов призвано МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ, которое имеет большие возможности  для развития профессионально- педагогической компетент...