Рабочая программа по математике 4 класс
рабочая программа по математике (4 класс) на тему
Рабочая программа по математике, 4 класс. программа "Школа России", разработана на основе требований ФГОС второго поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_matematike_4_klass.doc | 394 КБ |
Предварительный просмотр:
II. Пояснительная записка
Рабочая программа по математике предназначена для обучения учащихся 4 класса общеобразовательной начальной школы, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться на основе авторской программы М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой «Математика» (Программа «Школа России» /Просвещение, 2012 г./), имеющей гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
Актуальность программы заключается в том, что начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно - следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Учебник М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой «Математика», предназначен для учащихся 4 класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.
Данный учебно-методический комплект рассмотрен и утверждён к использованию на заседании МО учителей начальных классов (протокол № 7 от 12.05.2016 г).
Основными целями начального обучения математике являются:
- Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающих предметов, процессов, явлений в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать обоснованные и необоснованные суждения.
- Освоение начальных математических знаний. Формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики: вести поиск информации; понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций; работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений.
- Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения;
- развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
- развитие познавательных способностей;
- воспитание стремления к расширению математических знаний;
- формирование критичности мышления;
- развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждение других.
III. Общая характеристика учебного предмета
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.
Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.
Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.
Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.
Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи.
Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.
При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.
Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.
Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.
В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.
Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументировано подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.
Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.
Математические знания и представления о числах, величинах, геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.
Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.
Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естесственно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
IV. Место учебного предмета, курса в учебном плане
Согласно учебному плану предмет «Математика» входит в предметную область «Математика и информатика».
На изучение математики в 4 классе отводится 136 часов (4 часа в неделю) за счёт обязательной части учебного плана.
V. Содержание учебного предмета
Числа и величины.
Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия.
Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).
Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8 ∙ b, c : 2; с двумя переменными вида: a + b, а – b, a ∙ b, c : d (d ≠ 0), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).
Работа с текстовыми задачами.
Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.
Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Решение задач разными способами.
Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше - ниже, слева - справа, за - перед, между, вверху - внизу, ближе - дальше и др.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).
Свойства сторон прямоугольника.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).
Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).
Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.
Геометрические величины.
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).
Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).
Работа с информацией.
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.
Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество теоретических часов | Количество практических часов | Дата |
I | Числа от 1 до 1000. | 13 | 1 | |
II | Числа, которые больше 1000. | 112 | 9 | |
1. Нумерация. | 11 | 1 | ||
2. Величины. | 10 | 1 | ||
3. Сложение и вычитание. | 11 | 1 | ||
4. Умножение и деление. | 71 | 6 | ||
III | Итоговое повторение. | 10 | 1 | |
Итого: | 125 | 11 |
Контрольно – оценочная деятельность
№ урока | Наименование разделов, тем | Виды контрольно-оценочной деятельности | Кол-во | Сроки проведения | ||
8 | Числа от 1 до 1000. | Контрольная работа №1 | 1 | |||
13 | Контрольный устный счёт №1 | 1 | ||||
II | Числа, которые больше 1000. | |||||
18 25 37 32 49 47 63 65 78 91 104 116 125 135 65 80 95 113 127 | 1. Нумерация. | Контрольная работа №2 | 1 | |||
Контрольный устный счёт №2 | 1 | |||||
2. Величины. | Контрольная работа №3 | 1 | ||||
Контрольный устный счёт №3 | 1 | |||||
3. Сложение и вычитание. | Контрольная работа №4 | 1 | ||||
Контрольный устный счёт №4 | 1 | |||||
4. Умножение и деление. | Контрольная работа №5 | 1 | ||||
Контрольная работа №6 | 1 | |||||
Контрольная работа №7 | 1 | |||||
Контрольная работа №8 | 1 | |||||
Контрольная работа №9 | 1 | |||||
Контрольная работа №10 | 1 | |||||
Контрольная работа №11 | 1 | |||||
Контрольный устный счёт №5 | 1 | |||||
Контрольный устный счёт №6 | 1 | |||||
Контрольный устный счёт №7 | 1 | |||||
Контрольный устный счёт №8 Контрольный устный счёт №9 | 1 | |||||
III | Итоговое повторение. | Контрольная работа №11 | 1 | |||
Контрольный устный счёт №9 | 1 | |||||
Итого: | К.р. - 11 | КУС - 9 |
Контроль за усвоением знаний
Оценка усвоения знаний и умений в предлагаемом учебно- методическом курсе математики осуществляется в процессе повторения и обобщения, выполнения текущих самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного на основе заданий учебника, проведения этапа контроля на основе специальных тетрадей, содержащих текущие и итоговые контрольные работы.
Система оценивания по уровням
Оценивание проходит по признакам трёх уровней успешности.
Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки – «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).
Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:
- либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы);
- либо использованных новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).
Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).
Максимальный уровень (Необязательный) – решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся материалы, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка – «превосходно».
Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале: традиционной 5-балльной (переосмысленной и желательно доработанной с помощью плюсов), в 10-балльную, 100-балльную, 6-балльную и т.д.
VI. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естесственно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
VII. Требования к уровню подготовки обучающихся: личностные, метапредметные и предметные результаты освоение учебного предмета
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 4 классе является формирование следующих умений:
- Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
- Целостное восприятие окружающего мира.
- Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
- Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
- Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
- Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 4 классе являются формирование следующих универсальных учебных действий:
- Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
- Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
- Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
- Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
- Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 4 классе являются формирование следующих умений:
- Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
- Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
- Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
- Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Нумерация.
Учащиеся должны знать:
- названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);
- как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность классов.
Учащиеся должны уметь:
- читать, записывать исравнивать числа в пределах
миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки
> (больше), < (меньше), = (равно);
- представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых.
Арифметические действия.
Учащиеся должны знать:
- названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;
- связь между компонентами и результатом каждого действия;
- основные свойства арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения);
- правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;
- таблицы сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления.
Учащиеся должны уметь:
- записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3 – 4 действия (со скобками и без них);
- находить числовые значения буквенных выражений вида а ± 3, 8 • r, b : 2, a ± b, c • d, k : n при заданных числовых значениях входящих в них букв;
- выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
- выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа), проверку вычислений;
- решать уравнения вида х ± 60 = 320, 125 + х = 750, 2000 – х = 1450, х – 12 = 2400, х : 5 = 420, 600 : х = 25;
- на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий решать задачи в 1 – 3 действия.
Величины.
Учащиеся должны знать:
- единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин;
- связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние и др.
Учащиеся должны уметь:
- находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
- находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
- узнавать время по часам;
- выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значении величин на однозначное число);
- применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами.
Геометрические фигуры.
Учащиеся должны знать:
- виды углов: прямой, острый, тупой;
- виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносторонний;
- определение прямоугольника (квадрата);
- свойство противоположных сторон прямоугольника.
Учащиеся должны уметь:
- строить заданный отрезок;
- строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.
VIII. Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Дата | Целевая установка раздела | Формы организации учебной деятельности | Планируемые результаты в соответствии с ФГОС НОО | |||||
план | факт | предметные | метапредметные. | личностные | |||||||
I. | ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000. | 14 | Повторить сведения об образовании трёхзначных чисел и их разрядном составе, сравнивать их, учить рассуждать и логически мыслить. Актуализировать знания об основных арифметических действиях, о связи между компонентами и результатами этих действий. Совершенствовать вычислительные навыки. Познакомить с разными способами нахождения суммы нескольких слагаемых. Познакомить с приёмом вычитания. Повторить свойства умножения. | Выбирать способ сравнения объектов, проводить сравнение. Сравнивать числа по классам и разрядам. Моделировать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. | Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений. Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, записи и выполнения алгоритмов. | Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности находить средства и способы её осуществления Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера. Умения планировать, Контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата. | Придерживаться эстетических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей. В созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести. | ||||
1 | Повторение. Нумерация чисел. | 1 | |||||||||
2 | Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание. | 1 | |||||||||
3 | Нахождение суммы нескольких слагаемых. | 1 | |||||||||
4 | Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел. | 1 | |||||||||
5 | Умножение трёхзначного числа на однозначное. | 1 | |||||||||
6 | Свойства умножения. | 1 | |||||||||
7 | Алгоритм письменного деления. | 1 | |||||||||
8 | Приёмы письменного деления. КУС № 1 | 1 | |||||||||
9 | Приёмы письменного деления. | 1 | |||||||||
10 | Приёмы письменного деления. | 1 | |||||||||
11 | Диаграммы. | 1 | |||||||||
12 | Что узнали. Чему научились. | 1 | |||||||||
13 | К.р. № 1 по теме «Числа от 1 до 1000. Арифметические действия». | 1 | |||||||||
14 | Работа над ошибками. М.д. 1 | 1 | |||||||||
II. | ЧИСЛА, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ 1000. | 112 | Познакомить с понятием «класс числа», учить считать тысячами. Учить читать и записывать многозначные числа. Учить раскладывать числа на разрядные слагаемые. Учить сравнивать числа. Учить увеличивать и уменьшать числа в 10, 100, 1000 раз Развивать умение устанавливать связь между компонентами и результатами действий. | Наблюдать закономерность числовой последовательности, составлять (дополнять) числовую последовательность по заданному или самостоятельно составленному правилу. Оценивать правильность составления числовой последовательности. | Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, работать с таблицами, схемами | Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач. Использование речевых средств | |||||
Нумерация. | 12 | ||||||||||
15 | Класс единиц и класс тысяч. | 1 | |||||||||
16 | Чтение многозначных чисел. | 1 | |||||||||
17 | Запись многозначных чисел. | 1 | |||||||||
18 | Разрядные слагаемые. КУС № 2 | 1 | |||||||||
19 | Сравнение чисел. | 1 | |||||||||
20 | Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз. | 1 | |||||||||
21 | Закрепление изученного. | 1 | |||||||||
22 | Класс миллионов. Класс миллиардов. | 1 | |||||||||
23 | Что узнали. Чему научились. | 1 | |||||||||
24 | Наши проекты. М.д. 2 | 1 | |||||||||
25 | К.р. № 2 по теме «Числа, которые больше 1000». | 1 | |||||||||
26 | Работа над ошибками. | 1 | |||||||||
Величины. | 11 | Познакомить с новой единицей длины, дать представление об использовании новой единицы измерения на практике. Учить переводить крупные единицы длины в более мелкие и наоборот. | Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения. Характеризовать явления и события с использованием величин. Анализировать житейские ситуации, требующие умения находить геометрические величины . | Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере | Использование способов поиска, сбора, анализа организации и передачи информации. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения. | ||||||
27 | Единицы длины. Километр. | 1 | |||||||||
28 | Единицы длины. | 1 | |||||||||
29 | Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр. | 1 | |||||||||
30 | Таблица единиц площади. | 1 | |||||||||
31 | Измерение площади с помощью палетки. | 1 | |||||||||
32 | Единицы массы. Тонна, центнер. КУС № 3 | 1 | |||||||||
33 | Единицы времени. Определение времени по часам. | 1 | Познакомить с единицами измерения площади, единицами массы. Развивать умение определять время. Познакомить с письменными приёмами сложения и вычитания, учить использовать свойства сложения. Развивать умения составлять и решать задачи. | Сравнивать геометрические фигуры по величине (размеру). Классифицировать (объединять в группы) геометрические фигуры. Находить геометрическую величину разными способами. Использовать различные инструменты и технические средства для проведения измерений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения и вычитания, умножения, деления). | Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение. Определение общей цели и путей её достижения. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов в соответствии с содержанием учебного предмета. Умение работать в среде начального и общего образования. | ||||||
34 | Определение начала, конца и продолжительности события. Секунда. | 1 | |||||||||
35. | Век. Таблица единиц времени. | 1 | |||||||||
36 | Что узнали. Чему научились. | 1 | |||||||||
37 | К.р. № 3 по теме «Величины». | 1 | |||||||||
Сложение и вычитание. | 12 | ||||||||||
38 | Работа над ошибками. Устные и письменные приёмы вычислений. | 1 | |||||||||
39 | Нахождение неизвестного слагаемого. | 1 | |||||||||
40 | Нахождение уменьшаемого, вычитаемого. М.д. 3 | 1 | |||||||||
41 | Нахождение нескольких долей целого. | 1 | |||||||||
42 | Решение задач. | 1 | |||||||||
43 | Решение задач. | 1 | |||||||||
44 | Сложение и вычитание величин. | 1 | |||||||||
45 | Решение задач. | 1 | |||||||||
46 | Что узнали. Чему научились. | 1 | |||||||||
47 | Задачи – расчёты. КУС № 4 | 1 | |||||||||
48 | Что узнали. Чему научились. | 1 | |||||||||
49 | К.р. № 4 по теме «Сложение и вычитание». | 1 | |||||||||
Умножение и деление. | 77 | ||||||||||
50 | Работа над ошибками. Свойства умножения. | 1 | Обобщить знания о действии умножения. Познакомить с новыми приёмами умножения и деления чисел. Познакомить с решением уравнений с неизвестными множителем, делимым, делителем. Развивать умение решать задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз. Учить выполнять деление многозначного числа на однозначное. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки. Познакомить с понятием «скорость», с новым видом задач на движение. | Моделировать изученные арифметические зависимости. Составлять инструкцию, план решения, алгоритм выполнения задания (при записи числового выражения, нахождений значения числового выражения и т д.). Прогнозировать результат вычисления. Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия. Использовать различные приемы проверки правильности вычисления результата действия, нахождения значения числового выражения. Выполнять краткую запись разными способами, в том числе с помощью геометрических образов | |||||||
51 | Письменные приёмы умножения. | 1 | |||||||||
52 | Письменные приёмы умножения. | 1 | |||||||||
53 | Умножение чисел, оканчивающихся нулями. | 1 | |||||||||
54 | Нахождение множителя, делимого, делителя. | 1 | |||||||||
55 | Деление с числами 0 и 1. | 1 | |||||||||
56 | Письменные приёмы деления. М.д. 4 | 1 | |||||||||
57 | Письменные приёмы деления. | 1 | |||||||||
58 | Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. | 1 | |||||||||
59 | Закрепление изученного. Решение задач. | 1 | |||||||||
60 | Письменные приёмы деления. | 1 | |||||||||
61 | Закрепление изученного. | 1 | |||||||||
62 | Что узнали. Чему научились. | 1 | |||||||||
63 | К.р. № 5 по теме «Умножение и деление на однозначное число». | 1 | |||||||||
64 | Работа над ошибками. | 1 | |||||||||
65 | Умножение и деление на однозначное число. КУС№ 5 | 1 | |||||||||
66 | Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. | 1 | |||||||||
67 | Решение задач на движение. | 1 |
Познакомить с разными способами деления числа на произведение. Учить выполнять деление с остатком на 10, 100, 1000. Учить решать задачи на нахождение четвёртого пропорционального способом отношений. Познакомит с письменным приёмом деления на числа, оканчивающиеся нулями. | Планировать решение задачи. Выбирать наиболее целесообразный способ решения текстовой задачи. Объяснять выбор арифметических действий для решения. Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи. Презентовать различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением выражения). Выбирать самостоятельно способ решения задачи. | |||||||
68 | Решение задач на движение. | 1 | |||||||||
69 | Решение задач на движение. | 1 | |||||||||
70 | Проверочная работа по теме «Задачи на движение». | 1 | |||||||||
71 | Умножение числа на произведение. | 1 | |||||||||
72 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. М.д. 5 | 1 | |||||||||
73 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | |||||||||
74 | Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями. | 1 | |||||||||
75 | Решение задач. | 1 | |||||||||
76 | Перестановка и группировка множителей. | 1 | |||||||||
77 | Что узнали. Чему научились. | 1 | |||||||||
78 | К.р. № 6 по теме «Сложение и вычитание, умножение и деление» (рубеж). | 1 | |||||||||
79 | Работа над ошибками. | 1 | |||||||||
80 | Деление числа на произведение. КУС№ 6 | 1 | |||||||||
81 | Деление числа на произведение. | 1 | |||||||||
82 | Деление с остатком на 10, 100, 1000. | 1 | |||||||||
83 | Решение задач. | 1 | |||||||||
84 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | |||||||||
85 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | Развивать умение решать задачи на движение в противоположных направлениях. Отрабатывать приёмы деления на числа, оканчивающиеся нулями. Учить применять свойство умножения числа на сумму при вычислениях. Познакомить с письменным приёмом умножения на двузначное число. Познакомить с задачами на нахождение неизвестного по двум разностям. Познакомить с новыми приёмами умножения на трёхзначное число. | Использовать геометрические образы в ходе решения задачи. Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера. Наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условия (вопроса). Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости. Изготовлять (конструировать) модели геометрических фигур, преобразовывать модели. Исследовать предметы окружающего мира: сопоставлять их с геометрическими формами. | |||||||
86 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | |||||||||
87 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | |||||||||
88 | Решение задач. М.д. 6 | 1 | |||||||||
89 | Закрепление изученного. | 1 | |||||||||
90 | Что узнали. Чему научились. | 1 | |||||||||
91 | К.р. № 7 по теме «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями». | 1 | |||||||||
92 | Наши проекты. | 1 | |||||||||
93 | Работа над ошибками. Умножение числа на сумму. | 1 | |||||||||
94 | Умножение числа на сумму. | 1 | |||||||||
95 | Письменное умножение на двузначное число. КУС№ 7 | 1 | |||||||||
96 | Письменное умножение на двузначное число. | 1 | |||||||||
97 | Решение задач. | 1 | |||||||||
98 | Решение задач. | 1 | |||||||||
99 | Письменное умножение на трёхзначное число. | 1 | |||||||||
100 | Письменное умножение на трёхзначное число. | 1 | |||||||||
101 | Закрепление изученного. | 1 | |||||||||
102 | Закрепление изученного. | 1 | Познакомить с письменным приёмом деления трёхзначного числа на двузначное. Составить алгоритм письменного деления. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. Отрабатывать письменный приём деления на трёхзначное число. | Характеризовать свойства геометрических фигур. Сравнивать геометрические фигуры по форме. Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные (с помощью учителя и др., и самостоятельно); использовать справочную литературу для уточнения и поиска информации; интерпретировать информацию (объяснять, сравнивать и обобщать данные, формулировать выводы и прогнозы). Понимать информацию, представленную разными способами (текст, таблица, схема, диаграмма и др.). | |||||||
103 | Что узнали. Чему научились. | 1 | |||||||||
104 | К.р. № 8 по теме «Умножение на двузначное и трёхзначное число». | 1 | |||||||||
105 | Работа над ошибками. М.д. 7 Письменное деление на двузначное число. | 1 | |||||||||
106 | Письменное деление с остатком на двузначное число. | 1 | |||||||||
107 | Алгоритм письменного деления на двузначное число. | 1 | |||||||||
108 | Письменное деление на двузначное число. | 1 | |||||||||
109 | Письменное деление на двузначное число. | 1 | |||||||||
110 | Закрепление изученного. | 1 | |||||||||
111 | Закрепление изученного. Решение задач. | 1 | |||||||||
112 | Закрепление изученного. | 1 | |||||||||
113 | Письменное деление на двузначное число. Закрепление. КУС№ 8 | 1 | |||||||||
114 | Закрепление изученного. Решение задач. | 1 | |||||||||
115 | Закрепление изученного. Решение задач. | 1 | |||||||||
116 | К.р. № 9 по теме «Деление на двузначное число». | 1 | |||||||||
117 | Работа над ошибками. Письменное деление на трёхзначное число. | 1 | |||||||||
118 | Письменное деление на трёхзначное число. | 1 | |||||||||
119 | Письменное деление на трёхзначное число. М.д. 8 | 1 | Повторить нумерацию. Закреплять умения читать и записывать выражения, равенства и неравенства, составлять и решать уравнения. Закреплять знания об арифметических действиях сложения и вычитания, умножения и деления. Систематизировать знания по теме «Величины», «Геометрические фигуры». Закреплять умение решать задачи. | Использовать информацию для установления количественных и пространственных отношений, причинно-следственных связей, строить и объяснять простейшие логические выражения. Находить общее свойство группы предметов, чисел, геометрических фигур, числовых выражений и прочее; проверять его выполнение для каждого объекта группы. Сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках, столбцах таблицы. | |||||||
120 | Закрепление изученного. | 1 | |||||||||
121 | Деление с остатком. | 1 | |||||||||
122 | Деление на трёхзначное число. Закрепление. | 1 | |||||||||
123 | Что узнали. Чему научились. | 1 | |||||||||
124 | Что узнали. Чему научились. | 1 | |||||||||
125 | К.р. № 10 по теме «Деление на трёхзначное число». | 1 | |||||||||
126 | Работа над ошибками. | 1 | |||||||||
III. | ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ. | 10 | |||||||||
127 | Нумерация. КУС№ 9 | 1 | |||||||||
128 | Выражения и уравнения. | 1 | |||||||||
129 | Арифметические действия: сложение и вычитание. | 1 | |||||||||
130 | Арифметические действия: умножение и деление. | 1 | |||||||||
131 | Правила о порядке выполнения действий. | 1 | |||||||||
132 | Величины. | 1 | |||||||||
133 | Геометрические фигуры. | 1 | |||||||||
134 | Задачи. | 1 | |||||||||
135 | К.р. № 11 по теме «Итоговое повторение». | 1 | |||||||||
136 | Обобщающий урок. Игра «В поисках клада». | 1 |
IХ. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
- Учебно-методический комплект для обучающихся:
1. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2014.
2. Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. - Москва: Просвещение, 2014.
2. Пособия для учителя:
1. Арнгольд И.В. Математика 4 класс: Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику М.И. Моро и др.
2. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Математика. 4 класс: Поурочные разработки к УМК М.И. Моро и др. («Школа России») – Москва ВАКО 2014.
3. Наглядные пособия являются важнейшим средством развития детей и воспитания у них интереса к математике.
Они приучают учащихся размышлять, видеть главное, обобщать, развивают мышление, память, способности. К ним относятся:
1) Комплекты наглядных пособий по математике (таблицы);
2) Раздаточные материалы (геометрические фигуры);
3) Иллюстративные материалы.
4.Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.
X. Список литературы
Основная
1. Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В. и др. Планируемые результаты начального общего образования.- М.: Просвещение, 2010
2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
3. Стандарты второго поколения. Примерные программы начального общего образования. В 2 частях – 3- е изд. – М.: Просвещение, 2013.
4. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов. – М.: Просвещение, 2008 г.
Дополнительная.
- Архипова О.А., Багдасарова Ю. М. [и др.]. Уроки математики с применением информационных технологий. 3-4 классы.
Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Планета, 2014. – (Современная школа).
2. Волкова С.И. Математика. Устные упражнения. 4 класс. – М.: Просвещение, 2014.
3. Коваленко Л.Н. Математика. 4 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Дидактическое пособие с электронным
интерактивным приложением / Авт.-сост.: Л.Н. Коваленко. – М.: Планета, 2014. – (Качество обучения).
4. Моро М.И. Для тех, кто любит математику. 4 класс / Моро М.И. – М.: Просвещение, 2014.
5. Умнова. М.С. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деяте – М.: Планета, 20143. – (Качество обучения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...