Программа кружка "Занимательная математика" 1 класс
рабочая программа по математике (1 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» составлена в соответствии с программой и учебником М. И. Моро, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика. 1 класс», на основе пособия для общеобразовательных учреждений «Для тех, кто любит математику», О.В. Узорова, Е.А. Нефедовой « 300 задач по математике» и «3000 примеров по математике»,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_matematika.docx | 32.74 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Образовательная программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» составлена в соответствии с программой и учебником М. И. Моро, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика. 1 класс», на основе пособия для общеобразовательных учреждений «Для тех, кто любит математику», О.В. Узорова, Е.А. Нефедовой « 300 задач по математике» и «3000 примеров по математике», с учетом начального образовательного процесса МОБУСОШ № 31 и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по направлению «общеинтеллектуальное».
Цель программы:
- Формировать творческие способности учащихся
- Развитие интереса к математике
- Формирование и развитие логического мышления, устойчивого интереса к математике.
Задачи.
Познавательные:
- формировать и развивать у детей различные виды памяти, внимания и воображения, общеучебные умения и навыки;
- формировать у обучающихся общую способность искать и находить новые решения нестандартных задач, необычные способы достижения требуемого результата, раскрывать причинно-следственные связи между математическими явлениями;
Развивающие:
- развивать мышление в ходе усвоения приёмов мыслительной деятельности (анализ, сравнение, синтез, обобщение, выделение главного, доказательство, опровержение);
- сформировать пространственное восприятие, воображение, геометрические представления;
- развивать творческие способности и креативное мышление, умения использовать полученные знания в новых условиях;
- развивать математическую речь;
Воспитательные:
- воспитать ответственность, творческую самостоятельность, коммуникабельность, трудолюбие, познавательную активность, смелость суждений, критическое мышление, устойчивый интерес к изучению учебного предмета «Математика».
Организация внеурочной деятельности
Данная программа предназначена для учащихся 6.5 -8 лет. В нее включены нестандартные задания, требующие применения полученных на уроках знаний в новых условиях. Упражнения способствуют развитию у детей наблюдательности, воображения, логического мышления. Призвана помочь в организации самостоятельной работы детей на уроке, в внеурочной деятельности, дома.
Для проведения занятий планируется выбрать детей с математическими наклонностями. Состав группы – постоянный. Периодичность занятий – 2 раза в неделю (65 часов в год). Продолжительность в 1 классе 25 минут.
Актуальность программы
Главная особенность данной программы заключается в том, что она основана на тех же базисных понятиях, что и действующий курс начальной математики: число-величина-геометрическая фигура. Предложенные задания направлены на развитие воображения, пространственного мышления, конструирования и других универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных). При этом совершенствуются навыки быстрого счёта, умение решать задачи, анализировать, развивается речь.
Занятия предусматривают групповую работу, творческие проекты, «мозговой штурм», исследовательскую деятельность, игры.
Младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.
Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Курс внеурочной деятельности «Для тех, кто любит математику» даёт возможность интенсивно развивать познавательные и творческие способности детей, интеллект, все виды мыслительной деятельности как основу для развития других психических процессов (память, воображение, внимание); формировать основы общих учебных умений и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование), приёмы мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение). Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Практическая значимость программы заключается в том, что дети учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Предлагаемые логические умения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства, проявлять воображение, фантазию. Все задания носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности и урокам математики.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с математическими данными в соответствии возрастных особенностями и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате освоения общих математических понятий учащиеся будут уметь:
- Свободно владеть математической терминологией в рамках возрастных особенностей;
- Свободно ориентироваться в пространственных характеристиках объекта в плоскости и пространстве относительно любой заданной точки отсчёта;
- Обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь от несущественного, видеть общее во внешне различном;
- Логически рассуждать, доказывать, обосновывать, делать выводы.
- Решать нестандартные задачи.
- Владеть вычислительными навыками в пределах 1000.
- Быть готовыми к математической олимпиаде.
В ходе проведения занятий планируется работа по воспитанию настойчивости, собранности, организованности, аккуратности, умения работать в группе, бережного отношения к школьному имуществу, навыков здорового образа жизни; развития культуры общения, ведения диалога, памяти, внимания, наблюдательности, абстрактного и логического мышления, творческого и рационального подхода к решению задач.
Личностные результаты
-освоения учащимися содержания программы должны стать:
- готовность целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни исследования математической сущности предмета (явления, события, факта);
- способность характеризовать собственные знания по предмету;
- формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач, могут быть им успешно решены;
- познавательный интерес к математической науке;
- активное участие в общении и взаимодействии со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении как индивидуальных, так и коллективных поставленных целей;
Метапредметные результаты
-освоения учащимися содержания программы должны стать следующие:
- способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик;
- устанавливать количественные и пространственные отношения объектов и окружающего мира;
- строить алгоритм поиска необходимой информации;
- определять логику решения практической и учебной задачи;
- умение моделировать – решать учебные задачи с помощью знаков (символов);
- планировать, контролировать и корректировать ход учебной задачи;
- умение оценивать поступки давать им оценку на основе знаний и полученного опыта;
- находить ошибки при выполнении заданий, находить способы их исправления;
- уметь работать индивидуально, в группе, коллективно
Предметные результаты
- освоения учащимися содержания программы являются:
- наблюдать, сравнивать, анализировать (замечать общее в различном, различное в общем, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий);
- классифицировать предметы по группам;
- самостоятельно придумывать последовательность, содержащую некоторую закономерность; группу фигур, обладающую общим признаком;
- решать простые логические задачи;
- отгадывать загадки и ребусы;
- заполнять числовые треугольники.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п | Наименование разделов учебной программы | Кол-во часов | Сроки | Характеристика основных содержательных линий, цели изучаемого раздела | Формы организации учебных занятий |
1. | Сравнение, обобщение, классификация. | 25ч | 04.09-04.12 | Задачи на нахождение одинаковых свойств предмета. Задачи на сравнение «Чем похожи? Чем отличаются?». Игра « Найди одинаковые предметы». Объединение предметов в группы. Называние предметов одним словом. Разбиение предметов на группы по какому-либо признаку. Нахождение лишних предметов. Нахождение закономерностей. Рисование недостающих фигур, предметов. | Урок-путешествие Урок-сказка Работа в парах Фронтальная работа |
2 | Наглядные задачи геометрического и алгебраического содержания | 16ч | 06.12-19.02 | Наглядные задачи геометрического характера. Оригами. Получение различных предметов путём сгибания листа. Лабиринты. Задачи на поиск недостающих фигур. Игры на нахождение закономерностей. | Работа в парах Фронтальная работа |
3 | Логические задания. | 13ч | 21.02-09.04 | Логические – поисковые задания. Логические задачи и вопросы. Отгадывание ребусов. Магические квадраты | Работа в парах Фронтальная работа |
4 | Комбинаторика и конструкции | 5ч | 11.04-25.04 | Решение практических задач, требующих систематического перебора вариантов. Решение комбинаторных задач с помощью рисунков | Урок-сказка Работа в парах |
Творческие задания | 6ч | 02.05-23.05 | Игры «Фантазёры», «Змейка», «Дорисуй». Задачи – шутки. Решение нестандартных задач с помощью рассуждения |
.
Формы обучения
Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат практические, поисково-творческие работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с числом, математическими понятиями.
Личностно-ориентированный характер обеспечивается посредством предоставления учащимся в процессе освоения программы возможности выбора решения учебной задачи. При этом обучение осуществляется на объектах различной сложности и трудоёмкости, согласуя их с возрастными особенностями обучающихся и уровнем их общего образования.
Формы работы
Программа предусматривает использование следующих форм работы:
- фронтальной - подача учебного материала всему коллективу учеников
- индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.
- групповой - когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых минигрупп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.
Тематическое планирование
№ | Тематическое планирование | Кол-во часов | Планируемые результаты | Сроки реализации | |
план | факт | ||||
1 | Я считаю до 10 | 1 | Решение нестандартных заданий. Игра соревнование «Догоняй-ка», «Сосчитай-ка». Уметь определять главное, существенное на основе развивающих заданий | 04.09 | |
2 | Я считаю до 10 | 1 | 06.09 | ||
3 | Сравнение, обобщение, классификация | 1 | 12.09 | ||
4 | Сравнение, обобщение, классификация. | 1 | 13.09 | ||
5 | Диктант по клеткам. | 1 | Развиваем глазомер, пространственные понятия, учимся четко и быстро выполнять команды. Фантазировать на что похожа данная фигура или, что из неё может получится если дорисовать…. | 18.09 | |
6 | Диктант по клеткам. | 1 | 20.09 | ||
7 | Игровые занимательные задачи | 1 | Решение нестандартных задач. Работа в паре. Игра «Заменяй ка». «Поразмысли ка». Уметь переключать, распределять внимание. Знать значение слов и выражений. | 25.09 | |
8 | Игровые занимательные задачи | 1 | 27.09 | ||
9 | Задачи на нахождение одинаковых свойств | 1 | 02.10 | ||
10 | Задачи на нахождение одинаковых свойств | 1 | 04.10 | ||
11 | Фантазируем, конструируем | 1 | Конструирование фигур «Танграмм» на плоскости. Уметь узнавать фигуры по их признакам. Уметь описывать предметы , ориентироваться в пространстве листа. Уметь группировать, выделять существенные признаки. Развивать внимание, речь. | 09.10 | |
12 | Фантазируем, конструируем | 1 | 11.10 | ||
13 | Игра « Найди одинаковые предметы». Объединение предметов в группы | 1 | 16.10 | ||
14 | Игра « Найди одинаковые предметы». Объединение предметов в группы | 1 | 18.10 | ||
15 | Сказочные задачи | 1 | Решение нестандартных задач. Работа в группах. Игра «Веселый мяч» | 30.10 | |
16 | Сказочные задачи | 1 | 01.11 | ||
17 | Сказочные задачи | 1 | 06.11 | ||
18 | Найти сходства и различия | 1 | Уметь работать в группе. Деление картинок на группы. Игра «Собери грибы в лукошко» Уметь анализировать ситуацию. «Волшебные уголки» - конструктор. | 08.11 | |
19 | Найти сходства и различия | 1 | 13.11 | ||
20 | Найти сходства и различия | 1 | 15.11 | ||
21 | Разбиение предметов на группы по какому-либо Признаку. Конструирование треугольники | 1 | Решение геометрических заданий. Путешествие по городу Геометрических фигур . Уметь анализировать ситуацию.. | 20.11 | |
22 | Нахождение лишних предметов.Конструирование Танграмм | 1 | 22.11 | ||
23 | Узоры из геометрических фигур | 1 | Конструирование фигур «Танграмм» на плоскости. Построение фигур по точкам, пазлам, клеткам. Определение на что похоже? Уметь описывать предметы , ориентироваться в пространстве листа. | 27.11 | |
24 | Узоры из геометрических фигур | 1 | 29.11 | ||
25 | Забавная геометрия | 1 | Решение геометрических заданий. Складывание узора из геометрических фигур. Игра Танграмм, «Уголки».Уметь анализировать ситуацию. Работа в группе. | 04.12 | |
26 | Забавная геометрия | 1 | 06.12 | ||
27 | Забавная геометрия | 1 | 11.12 | ||
28 | Нахождение лишних предметов | 1 | 13.12 | ||
29 | Нахождение лишних предметов | 1 | 18.12 | ||
30 | Диагностика. | 1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления | 20.12 | |
31 | Задачи на смекалку. | 1 | Решение нестандартных задач при помощи схем. Работа в группе. Игра в молчанку. Уметь излагать мысли ясно и последовательно. «Волшебные уголки» | 25.12 | |
32 | Задачи на смекалку. | 1 | 27.12 | ||
33 | Задачи на смекалку. | 1 | 15.01 | ||
34 | Задачи на смекалку. | 1 | 17.01 | ||
35 | Задачи в стихах. | 1 | Решение нестандартных задач. Игра «Поставь цветы в вазу». Танграмм. Уметь излагать мысли ясно и последовательно. | 22.01 | |
36 | Задачи в стихах. Конструирование | 1 | 24.01 | ||
37 | Логические задачи и вопросы | 1 | 29.01 | ||
38 | Что изменилось? | 1 | Решение нестандартных заданий. Работа в группах. Рисование картинки по точкам. Определение на что похоже, дорисовать до. Уметь анализировать ситуацию Работать с плоскими фигурами по схемам. | 31.01 | |
39 | Что изменилось? Конструирование. | 1 | 05.02 | ||
40 | Лабиринты. Задачи на поиск недостающих фигур | 1 | Решение нестандартных задач. Нахождение закономерностей. Конструирование из фиур. Работа в группах. Уметь описывать предметы , ориентироваться в пространстве листа. | 07.02 | |
41 | Лабиринты. Задачи на поиск недостающих фигур. Конструирование. | 1 | 19.02 | ||
42 | Творческие задания. | 1 | Работа в группах. Уметь излагать свои мысли четко и последовательно. | 21.02 | |
43 | Вычисли и раскрась. | 1 | Решение нестандартных задач. Нахождение закономерности в узоре, построение такого же. Выделение в чертеже нужной фигуры. Уметь анализировать ситуацию. | 26.02 | |
44 | Вычисли и раскрась. | 1 | 28.02 | ||
45 | Диктант по клеткам. Конструирование из уголков. | Работа в группах. Конкурс разминка. Конструирование из уголков. Уметь анализировать ситуацию. | 05.03 | ||
46 | Преобразование фигур при помощи числа палочек. | 1 | 07.03 | ||
47 | 1 | 12.03 | |||
48 | Срисовывание фигур. | 1 | Решение геометрических заданий. Путешествие по городу Геометрических фигур Уметь анализировать ситуацию.. | 14.03 | |
49 | Срисовывание фигур. | 1 | 19.03 | ||
50 | Ребусы | 1 | Решение нестандартных заданий. Работа в группах. Уметь излагать свои мысли четко и последовательно. Конструирование из фигур. | 21.03 | |
51 | Ребусы | 1 | 26.03 | ||
52 | Волшебные превращения цифр. | 1 | Математический хоккей. Решение нестандартных заданий. Уметь переключать, распределять внимание. Работа индивидуально и в группах. | 02.04 | |
53 | Волшебные превращения цифр. | 1 | 04.04 | ||
54 | Математические игры | 1 | Решение игровых заданий. Ребусы, загадки, шарады. . Работа в группах. Уметь анализировать ситуацию. Конструирование из фигур. | 09.04 | |
55 | Математические игры | 1 | 11.04 | ||
56 | Игры на нахождение закономерностей. | Решение нестандартных задач. Нахождение закономерностей. | 16.04 | ||
57 | Магические квадраты | Нахождение закономерности в квадратах,умение её продолжить. Счет до 20. Работа в группах. Уметь излагать свои мысли четко и последовательно. | 18.04 | ||
58 | Магические квадраты | 23.04 | |||
59 | Игра «Дорисуй». Задачи – шутки | Уметь переключать, распределять внимание. Работа индивидуально и в группах. | 25.04 | ||
60 | Диагностика. | Выявление уровня творческого и логического мышления. Конкурс эрудитов | 02.05 | ||
61 | Творческие задания. | Решение нестандартных задач. . Уметь анализировать ситуацию. Уметь излагать свои мысли четко и последовательно. Конструирование из фигур. Работа в группах. | 07.05 | ||
62 | Решение комбинаторных задач с помощью рисунков. | 14.05 | |||
63 | Решение комбинаторных задач с помощью рисунков. | 16.05 | |||
64 | Игры «Фантазёры», «Змейка Конструирование «Танграмм» | Работа в группах. Конкурс разминка. Конструирование из плоских фигур. Уметь анализировать ситуацию. | 21.05 | ||
65 | Обобщающая игра « В царстве смекалки» | 1 | Решение нестандартных заданий. Уметь определять главное и существенное на основе развивающих заданий. Конструктор фигур. | 23.05 |
СОГЛАСОВАНА СОГЛАСОВАНА
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета _____________О.П.Смагина
МОБУ СОШ № 31 _____________В.Ю. Волоканова
от ______2017 года №_____ _____________2017 года
___________Д.Ю. Казанская
подпись руководителя МС
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Календарно - тематическое планирование. Математика1 класс. УМК «Перспектива».Учебник - Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н.
Календарно- тематическое планирование по математике.Учебник : Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. 1 класс .Соответствует требованиям ФГОС....
Рабочая программа математика1 класс УМК Школа 21 века
Рабочая программа математика 1 класс УМК Школа 21 века...
КТП Математика1 класс "УМК Школа России"
КТП для 1 класса по математике УМК "Школа России"...