Программа кружка "Занимательная математика" 1 класс
рабочая программа по математике (1 класс) на тему

Путилина Елена Юрьевна

Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» составлена  в соответствии с программой и учебником М. И. Моро, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика. 1 класс», на основе пособия для общеобразовательных учреждений «Для тех, кто любит математику», О.В. Узорова, Е.А. Нефедовой « 300 задач по математике» и  «3000 примеров по математике», 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_matematika.docx32.74 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

Образовательная программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» составлена  в соответствии с программой и учебником М. И. Моро, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика. 1 класс», на основе пособия для общеобразовательных учреждений «Для тех, кто любит математику», О.В. Узорова, Е.А. Нефедовой « 300 задач по математике» и  «3000 примеров по математике», с учетом начального образовательного процесса МОБУСОШ № 31  и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по направлению «общеинтеллектуальное».

Цель программы: 

  • Формировать творческие способности  учащихся
  • Развитие интереса к математике
  • Формирование и развитие логического мышления, устойчивого интереса к математике.

Задачи.

Познавательные:

- формировать и развивать у детей различные виды памяти, внимания и воображения, общеучебные умения и навыки;

- формировать у обучающихся общую способность искать и находить новые решения нестандартных задач, необычные способы достижения требуемого результата, раскрывать причинно-следственные связи между математическими явлениями;

Развивающие:

развивать мышление в ходе усвоения приёмов мыслительной деятельности (анализ, сравнение, синтез, обобщение, выделение главного, доказательство, опровержение);

- сформировать пространственное восприятие, воображение, геометрические представления;

- развивать творческие способности и креативное мышление, умения использовать полученные знания в новых условиях;

- развивать математическую речь;

Воспитательные:

- воспитать ответственность, творческую самостоятельность, коммуникабельность, трудолюбие, познавательную активность, смелость суждений, критическое мышление, устойчивый интерес к изучению учебного предмета «Математика».

Организация внеурочной деятельности

Данная программа предназначена для учащихся 6.5 -8 лет. В нее включены нестандартные задания, требующие применения полученных на уроках знаний в новых условиях. Упражнения способствуют развитию у детей наблюдательности, воображения, логического мышления. Призвана помочь в организации самостоятельной работы детей на уроке, в внеурочной деятельности, дома.

Для проведения занятий планируется выбрать детей с математическими наклонностями. Состав группы – постоянный. Периодичность занятий – 2 раза в неделю (65 часов в год). Продолжительность в 1 классе 25 минут.

  Актуальность программы

Главная особенность данной программы заключается в том, что она основана на тех же базисных понятиях, что и действующий курс начальной математики: число-величина-геометрическая фигура. Предложенные задания направлены на развитие воображения, пространственного мышления, конструирования и других универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных). При этом совершенствуются навыки быстрого счёта, умение решать задачи, анализировать, развивается речь.

Занятия предусматривают групповую работу, творческие проекты, «мозговой штурм», исследовательскую деятельность, игры.

Младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.  Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.

Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Курс внеурочной деятельности «Для тех, кто любит математику» даёт возможность интенсивно развивать познавательные и творческие способности детей, интеллект, все виды мыслительной деятельности как основу для развития других психических процессов (память, воображение, внимание); формировать основы общих учебных умений и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование), приёмы мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение). Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Практическая значимость программы заключается  в том, что дети учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Предлагаемые логические умения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства, проявлять воображение, фантазию. Все задания носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности и урокам математики.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с математическими данными в соответствии возрастных особенностями и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате освоения общих математических понятий учащиеся будут уметь:

  1. Свободно владеть математической терминологией в рамках возрастных особенностей;
  2. Свободно ориентироваться в пространственных характеристиках объекта в плоскости и пространстве относительно любой заданной точки отсчёта;
  3. Обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь от несущественного, видеть общее во внешне различном;
  4. Логически рассуждать, доказывать, обосновывать, делать выводы.
  5. Решать нестандартные задачи.
  6. Владеть вычислительными навыками в пределах 1000.
  7. Быть готовыми к математической олимпиаде.

В ходе проведения занятий планируется работа по воспитанию настойчивости, собранности, организованности, аккуратности, умения работать в группе, бережного отношения к школьному имуществу, навыков здорового образа жизни; развития культуры общения, ведения диалога, памяти, внимания, наблюдательности, абстрактного и логического мышления, творческого и рационального подхода к решению задач.

Личностные результаты

-освоения учащимися содержания программы должны стать:

- готовность целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни исследования математической сущности предмета (явления, события, факта);

- способность характеризовать собственные знания по предмету;

- формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач, могут быть им успешно решены;

- познавательный интерес к математической науке;

- активное участие в общении и взаимодействии со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

- дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении как индивидуальных, так и коллективных поставленных целей;

Метапредметные  результаты

-освоения учащимися содержания программы должны стать следующие:

способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик;

- устанавливать количественные и пространственные отношения объектов и окружающего мира;

- строить алгоритм поиска необходимой информации;

- определять логику решения практической и учебной задачи;

- умение моделировать – решать учебные задачи с помощью знаков (символов);

- планировать, контролировать и корректировать ход учебной задачи;

- умение оценивать поступки давать им оценку на основе знаний и полученного опыта;

- находить ошибки при выполнении заданий, находить способы их исправления;

- уметь работать индивидуально, в группе, коллективно

Предметные  результаты

- освоения учащимися содержания программы являются:

- наблюдать, сравнивать, анализировать (замечать общее в различном, различное в общем, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий);

- классифицировать предметы по группам;

- самостоятельно придумывать последовательность, содержащую некоторую закономерность; группу фигур, обладающую общим признаком;

- решать простые логические задачи;

- отгадывать загадки и ребусы;

- заполнять числовые треугольники.

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

п/п

Наименование разделов учебной программы

Кол-во

часов

Сроки

Характеристика основных содержательных линий, цели изучаемого раздела

Формы организации учебных занятий

1.

Сравнение, обобщение, классификация.

25ч

04.09-04.12

Задачи на нахождение одинаковых свойств предмета. Задачи на сравнение «Чем похожи? Чем отличаются?». Игра « Найди одинаковые предметы». Объединение предметов в группы. Называние предметов одним словом. Разбиение предметов на группы по какому-либо признаку. Нахождение лишних предметов. Нахождение закономерностей. Рисование недостающих фигур, предметов.

Урок-путешествие

Урок-сказка

Работа в парах

Фронтальная работа

2

Наглядные задачи геометрического и алгебраического содержания

16ч

06.12-19.02

Наглядные задачи геометрического характера. Оригами. Получение различных предметов путём сгибания листа. Лабиринты. Задачи на поиск недостающих фигур. Игры на нахождение закономерностей.

Работа в парах

Фронтальная работа

3

Логические задания.

13ч

21.02-09.04

Логические – поисковые задания. Логические задачи и вопросы. Отгадывание ребусов. Магические квадраты

Работа в парах

Фронтальная работа

4

Комбинаторика и конструкции

11.04-25.04

Решение практических задач, требующих систематического перебора вариантов. Решение комбинаторных задач с помощью рисунков

Урок-сказка

Работа в парах

Творческие задания

02.05-23.05

Игры «Фантазёры», «Змейка», «Дорисуй». Задачи – шутки. Решение нестандартных задач с помощью рассуждения

.

Формы обучения

Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат практические, поисково-творческие работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с числом, математическими понятиями.  

Личностно-ориентированный характер обеспечивается посредством предоставления учащимся в процессе освоения программы возможности выбора решения учебной задачи. При этом обучение осуществляется на объектах различной сложности и трудоёмкости, согласуя их с возрастными особенностями обучающихся и уровнем их общего образования.

Формы работы

Программа предусматривает использование следующих форм работы:

  • фронтальной - подача учебного материала всему коллективу учеников
  • индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.
  • групповой -  когда  учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых минигрупп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.

Тематическое планирование

Тематическое планирование

Кол-во часов

Планируемые результаты

Сроки реализации

план

факт

1

Я считаю до 10

1

Решение нестандартных заданий. Игра соревнование «Догоняй-ка»,

«Сосчитай-ка».

 Уметь определять главное, существенное на основе развивающих заданий

04.09

2

Я считаю до 10

1

06.09

3

Сравнение, обобщение, классификация

1

12.09

4

Сравнение, обобщение, классификация.

1

13.09

5

Диктант по клеткам.

1

Развиваем глазомер, пространственные понятия, учимся четко и быстро выполнять команды. Фантазировать на что похожа данная фигура или, что из неё может получится если дорисовать….

18.09

6

Диктант по клеткам.

1

20.09

7

Игровые занимательные задачи

1

Решение нестандартных задач. Работа в паре. Игра «Заменяй ка». «Поразмысли ка». Уметь переключать, распределять  внимание. Знать значение слов и выражений.

25.09

8

Игровые занимательные задачи

1

27.09

9

Задачи на нахождение одинаковых свойств

1

02.10

10

Задачи на нахождение одинаковых свойств

1

04.10

11

Фантазируем, конструируем

1

Конструирование фигур «Танграмм» на плоскости. Уметь узнавать фигуры по их признакам. Уметь  описывать предметы , ориентироваться в пространстве листа.

Уметь группировать, выделять существенные признаки. Развивать внимание, речь.

09.10

12

Фантазируем, конструируем

1

11.10

13

Игра « Найди одинаковые предметы». Объединение предметов в группы

1

16.10

14

Игра « Найди одинаковые предметы». Объединение предметов в группы

1

18.10

15

Сказочные задачи

1

Решение нестандартных задач. Работа в группах. Игра «Веселый мяч»

30.10

16

Сказочные задачи

1

01.11

17

Сказочные задачи

1

06.11

18

Найти сходства и различия

1

Уметь работать в группе. Деление картинок на группы. Игра «Собери грибы в лукошко» Уметь анализировать ситуацию. «Волшебные уголки» - конструктор.

08.11

19

Найти сходства и различия

1

13.11

20

Найти сходства и различия

1

15.11

21

Разбиение предметов на группы по какому-либо

Признаку. Конструирование треугольники

1

Решение геометрических заданий. Путешествие по городу Геометрических фигур .

Уметь анализировать ситуацию..

20.11

22

Нахождение лишних предметов.Конструирование Танграмм

1

22.11

23

Узоры из геометрических фигур

1

Конструирование фигур «Танграмм» на плоскости. Построение фигур по точкам, пазлам, клеткам. Определение на что похоже?

Уметь  описывать предметы , ориентироваться в пространстве листа.

27.11

24

Узоры из геометрических фигур

1

29.11

25

Забавная геометрия

1

Решение геометрических заданий.  Складывание узора из геометрических фигур.

 Игра Танграмм, «Уголки».Уметь анализировать ситуацию.

Работа  в группе.

04.12

26

Забавная геометрия

1

06.12

27

Забавная геометрия

1

11.12

28

Нахождение лишних предметов

1

13.12

29

Нахождение лишних предметов

1

18.12

30

Диагностика.

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления

20.12

31

Задачи на смекалку.

1

Решение нестандартных задач при помощи схем. Работа  в группе. Игра в молчанку. Уметь излагать мысли  ясно и последовательно. «Волшебные уголки»

25.12

32

Задачи на смекалку.

1

27.12

33

Задачи на смекалку.

1

15.01

34

Задачи на смекалку.

1

17.01

35

 Задачи  в стихах.

1

Решение  нестандартных  задач.

Игра «Поставь цветы в вазу».

 Танграмм.

Уметь излагать мысли  ясно и последовательно.

22.01

36

Задачи в стихах.

Конструирование

1

24.01

37

Логические задачи и вопросы

1

29.01

38

Что изменилось?

1

Решение нестандартных заданий. Работа в группах. Рисование картинки по точкам. Определение на что похоже, дорисовать до. Уметь анализировать ситуацию

Работать с плоскими фигурами по схемам.

31.01

39

Что изменилось?

Конструирование.

1

05.02

40

Лабиринты. Задачи на поиск недостающих фигур

1

Решение нестандартных задач. Нахождение закономерностей.

Конструирование из фиур.

 Работа в группах.

Уметь  описывать предметы , ориентироваться в пространстве листа.

07.02

41

Лабиринты. Задачи на поиск недостающих фигур. Конструирование.

1

19.02

42

Творческие задания.

1

Работа в группах. Уметь излагать свои мысли четко и последовательно.

21.02

43

Вычисли и раскрась.

1

Решение нестандартных задач. Нахождение закономерности в узоре, построение такого же. Выделение в чертеже нужной фигуры. Уметь анализировать ситуацию.

26.02

44

Вычисли и раскрась.

1

28.02

45

Диктант по клеткам. Конструирование из уголков.

Работа в группах. Конкурс разминка. Конструирование из уголков.

Уметь анализировать ситуацию.

05.03

46

Преобразование фигур при помощи числа палочек.

1

07.03

47

1

12.03

48

Срисовывание фигур.

1

Решение геометрических заданий. Путешествие по городу Геометрических фигур Уметь анализировать ситуацию..

14.03

49

Срисовывание фигур.

1

19.03

50

Ребусы

1

Решение нестандартных заданий. Работа в группах. Уметь излагать свои мысли четко и последовательно. Конструирование из фигур.

21.03

51

Ребусы

1

26.03

52

Волшебные превращения цифр.

1

Математический хоккей. Решение нестандартных заданий. Уметь переключать, распределять внимание. Работа индивидуально и в группах.

02.04

53

Волшебные превращения цифр.

1

04.04

54

Математические игры

1

Решение  игровых заданий. Ребусы, загадки, шарады. . Работа в группах. Уметь анализировать ситуацию. Конструирование из фигур.

09.04

55

Математические игры

1

11.04

56

Игры на нахождение закономерностей.

Решение нестандартных задач. Нахождение закономерностей.

16.04

57

Магические квадраты

Нахождение закономерности в квадратах,умение её продолжить. Счет до 20. Работа в группах. Уметь излагать свои мысли четко и последовательно.

18.04

58

Магические квадраты

23.04

59

Игра «Дорисуй». Задачи – шутки

Уметь переключать, распределять внимание. Работа индивидуально и в группах.

25.04

60

Диагностика.

Выявление уровня творческого и логического мышления. Конкурс эрудитов

02.05

61

Творческие задания.

Решение нестандартных задач. .

 Уметь анализировать ситуацию.

Уметь излагать свои мысли четко и последовательно.

Конструирование из фигур.

 Работа в группах.

07.05

62

Решение комбинаторных задач с помощью рисунков.

14.05

63

Решение комбинаторных задач с помощью рисунков.

16.05

64

Игры «Фантазёры», «Змейка

Конструирование «Танграмм»

Работа в группах. Конкурс разминка. Конструирование из плоских фигур. Уметь анализировать ситуацию.

21.05

65

Обобщающая игра « В царстве смекалки»

1

Решение нестандартных заданий. Уметь определять главное и существенное на основе развивающих заданий. Конструктор фигур.

23.05


СОГЛАСОВАНА        СОГЛАСОВАНА

Протокол заседания        Заместитель директора по УВР

методического совета        _____________О.П.Смагина

МОБУ СОШ № 31        _____________В.Ю. Волоканова

от ______2017 года  №_____        _____________2017 года

___________Д.Ю. Казанская                

подпись руководителя МС


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Календарно - тематическое планирование. Математика1 класс. УМК «Перспектива».Учебник - Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н.

Календарно- тематическое планирование  по математике.Учебник : Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. 1 класс .Соответствует требованиям ФГОС....

Рабочая программа математика1 класс УМК Школа 21 века

Рабочая программа математика 1 класс УМК Школа 21 века...

КТП Математика1 класс "УМК Школа России"

КТП для 1 класса по математике УМК "Школа России"...