Организация проектной и исследовательской деятельности на уроке математики
статья по математике (1 класс) на тему

Дойникова Нонна Владимировна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация проектной и исследовательской деятельности на уроке математики

     Метод проекта зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах Америки. Основоположник философ-идеалист Джон Дьюи.

     Термин «Метод проектов» ввел в педагогику американский педагог Уильям Килпатрик.

Метод проектов –  путь познания, способ организации  процесса познания.

      В середине 20-х годов интересное звучание приобретает метод проектов в разработках М.В. Крупениной.

           Он преподносится ею как метод, комплексно реализующий ряд педагогических принципов – самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учёт возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъектной позиции ребёнка в педагогическом процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой и т.д.

Требования к использованию метода проектов

1. Наличие значимой проблемы/задачи.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, групповая) деятельность обучающихся.

4. Четкая выраженность этапов выполнения проекта (разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта).

5. Использование исследовательских методов (свойства аналитико-синтетического мышления):

умение выделять проблему, ставить задачи;

умение выдвигать гипотезы и выстраивать возможные пути их решения;

 сбор, систематизация и анализ полученных данных.

6. Результат имеет материальный характер (изделие, альбом, газета, доклад, видеофильм и др.).

Условия успешного выполнения проекта

Регулятивные УУД: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, формулировка предположения (выдвижение гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоконтроль и самоанализ (рефлексия).

Коммуникативные УУД: умения и навыки в сотрудничестве:

-навыки коллективного планирования,

-умение взаимодействовать с любым партнёром,

-навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач,

-навыки делового партнёрского общения,

-умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

Умение работать с информацией:

отбирать информацию,

анализировать информацию,

систематизировать информацию.

     Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

     Проект  с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Этапы проектной деятельности

Проблема

Давайте попробуем…?

О чем хотели бы …?

Чему хотели  бы…?

Что будем  выполнять … ?

Планирование

Что знаем…? Что еще  необходимо узнать?  

Какие материалы, инструменты, приспособления необходимы?

Какие приемы работы необходимо использовать? Как можно распределить работу?

К кому обратиться за помощью?

 Что? Кто? Где? Когда?

Поиск информации

Как  продвигается? В чем трудность? Помощь требуется?

Фиксация деятельности в листах продвижения.

Продукт

Как  продвигается? В чем трудность? Помощь требуется ?

Фиксация деятельности в листах продвижения.

Презентация

Рефлексия

 Чему я научился? Чего я достиг? Что сделал?

 Что у меня раньше не получалось, а теперь получается? Кому я помог?

Материалы для организации работы обучающихся

Задание:

контекст: мотивация, проектная идея требование самостоятельно уточнить  проектную идею

требования к содержанию и оформлению работы

советы по организации работы

примеры оформления

Лист планирования и продвижения

Лист самооценки

Ресурсы для выполнения проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников

 В  современной педагогике используются  два очень близких по содержанию понятия– «проектное обучение» и «исследовательское обучение».В образовательном обиходе они часто со...

Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики

Актуальность темы. Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчив...

Проектная и исследовательская деятельность на уроках математики в начальной школе

Исследовательская деятельность по математике в начальной школе...

практико-значимая работа по курсу «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС нового поколения» на тему: Тема: «Эффективные формы и методы для проектной и

Проектно- исследовательская работа по теме: "Эффективные формы и методы для проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы.Технология для проекной и исследовательской деятельности...

Статья "Организация проектной и исследовательской деятельности в образовательной организации"

В статье собраны обобщённые данные по теме. Даны определения понятия "проект". Проект рассматривается как метод обучения и форма организации учебного процесса. В статья дана краткая характер...

ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Использование метода проекта не только подготавливает ребенка к деятельности его по окончанию школы, но помогает ему организовать жизнь в настоящем. Проект предполагает «энергичную, от всего сер...

«Программа внеурочной деятельности «STEM-проект» как инструмент организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся»

Творческой группой нашего учреждения разработана программа внеурочной деятельности «СТЕМ-проект» уровень: начальное общее образование, которая внесена в реестр региональных программ и учеб...