Конспект к уроку "Доли". Математика 3 класс. Моро.
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме
Тема "Доли" в учебнике представлена скудно. Данный конспект поможет детям усвоить данную тему быстрее. Урок представлен в виде путешествия на остров Робинзона Крузо, где дети получат возможность играючи добывать новые знания и совершать открытия. Дети в ходе урока собирают карточки, их которых в конце урока составляют слова " ЗНАНИЯ. УМЕНИЯ."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doli.docx | 25.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока изучение нового материала
Цель:
1.Обучающий:
- сформировать понятие «доля числа»;
- сформировать умение определять долю числа, записывать дроби;
- познакомить с терминами «доля», «дробь», «числитель», «знаменатель».
2.Развивающий: развить познавательный интерес к окружающему миру, логическое мышление, внимание, память.
3.Воспитывающий:
- способствовать созданию ситуации успеха в проявлении своих знаний;
- учить работать в группах, создавать условия для воспитания чувств взаимоподдержки, взаимовыручки, дружбы.
Ход урока.
- Орг. момент.
-Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуйте гостей. Садитесь.
УЧИТЕЛЬ:
Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?
ДЕТИ:
Мы готовы. Стол в порядке.
Начинается урок.
-Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в путешествие на Необитаемый остров. А как звали героя, который побывал на таком острове? (Робинзон Крузо) И он там провёл целых 28 лет. А что же помогло выжить ему в таких нелёгких условиях? (Добытые самостоятельно знания). Так для чего же мы же с вами отправимся на Необитаемый остров? (Добыть новые знания). Да, ребята, за знаниями. Ведь знания лучше всякого сокровища. А для путешествия нам надо собрать рюкзачок знаний, которые нам обязательно пригодятся. Самые активные дети во время путешествия получат карточки, которые нам пригодятся в конце пути. Всего их 12. Так что старайтесь, внимательно слушайте, дослушивайте все задания до конца.
2. Актуализация знаний.
1. Фигура, которая не имеет углов. (круг, овал)
2. Это четырехугольник, у которого все углы прямые, а противоположные стороны равны. (прямоугольник)
3. Что значит: разделить число пополам? (разделить на 2)
4. Сколько будет, если взять 3 раза по 5?(15)
5. Сколько получит один из четырёх детей конфет, если конфет было 20? (5)
Молодцы! За активность в сборе рюкзачка, получает карточку ____.
Я вас приглашаю на борт самолёта. А Робинзон Крузо вёл дневник, в который записывал какого числа и какое событие с ним произошло, какое знание ему помогло и, какое получил. И мы с вами поступим так же. Откроем рабочие тетради и запишем сегодняшнее число, классная работа. (записывают) Чтобы нам не было скучно в полёте, мы будем тренироваться, ведь мы должны быть готовы к трудностям. А путешествие у нас на уроке математики, значит математические знания нам могут пригодиться. Запишем №1.
Равенства записывать не нужно, только ответ в одну строку через клеточку, кто знает ответ- поднимет руку.
1. Запишите число, которое меньше 12 на 6. (6)
2. Запишите число, которое меньше 12 в 6 раз. (2)
4. Сколько пятерок в числе 15?(3)
5. В одном стручке 6 горошин. Сколько горошин в 3 таких стручках?(18)
6. Для работы на пришкольном участке 28 мальчиков разделились на 4 равные бригады. Сколько мальчиков было в каждой бригаде? (7)
(дети решают в тетрадях и по указу учителя обмениваются тетрадями по парте, как проверят ответы готовые на доске сравнивают.)
Карточка
Мы приближаемся к объекту. Что вы видите? (остров) Остров - это часть суши, со всех сторон окруженная водой.
А вы знаете, что если самолёт благополучно приземлился, то пассажиры хлопают. Вот мы приземляемся и будем хлопать, 1 ряд- если услышит число, которое делится на 2, 2 ряд- если услышит число, которое делится на 3, а 3 ряд – если услышит число, которое делится на 5. (числовой ряд до 30)
3. Проблемная ситуация. Итак, ребята. Мы высадились на остров. А что нам поможет ориентироваться на нём? (Карта) Конечно. А вот и она. Место, откуда нас заберёт самолёт, отмечено флажком. Но чтобы отправиться в путь давайте разделим сухой паёк с соседом по парте пополам, а что значит пополам (поровну двоих) , и запишем №2 в нашу тетрадь математические равенства. (один ребёнок у доски)
6 бананов, 4 бутылки воды, 8 бутербродов, 1 лепёшка.
Все ли примеры удалось решить? (Нет, не решили 1:2). Кто поможет? Возникло затруднение. Какое? (Мы не можем 1:2.)
Сегодня мы узнаем что-то новое о делении.
Какую геометрическую фигуру я держу в руках. (Круг). На что похож круг? (лепёшка, блин, земля, яблоко, мяч…)Правильно. Возьмите в руки круг. У нас один целый круг? (Да). Кто знает как его разделить пополам. (Сложить на две равные дольки. Но сначала я напомню вам о технике безопасности с ножницами. Что получилось? (Две половинки, две дольки) Какое действие мы совершили? (Мы 1:2) И вот одна такая часть называется долей. А вы где нибудь встречали слово доля? (Долька мандарина, апельсина…) Мандарин и апельсин уже поделены на доли. Как же быть нам, например с яблоком и пирогом? (Делить самим) А на какое количество долей можем разделить? (на разное) А кто-нибудь знает, как записать частное этих чисел? Хотите научиться?
3.Определение темы урока.
Давайте определим тему урока. (Доли) Записать
4. Постановка целей урока.
Что вы хотите узнать о долях? (Как пишутся, читаются и какие математические действия с ними можно выполнять)
- Определите цели, которые вы поставите себе на урок?
( Узнать что такое доля. Научиться записывать, находить, сравнивать.)
- Знакомство с новым материалом.
Итак, мы один круг разделили на две равные части, значит 1:2. У нас получилось две половинки. А частное этих чисел мы можем записать так ½., читается –одна вторая. Чаще мы говорим половина чего-то. Значит ½ -это половина круга.
В жизни приставка «пол» встречается очень часто: полкилограмма, полкусочка, полчаса.
Доли появляются, когда нужно одно целое разделить на равные части.
Запись доли называется дробь. Такие числа называются дробными. Когда мы «делим» в математике натуральные числа, то используем знак (:) , дробная черта заменяет знак :
. Теперь вы сможете ответить, чему равно частное 1 и 2? Давайте допишем ответ.
Получается, что мы решили все примеры и можем двигаться дальше. Карточка.
Мы остановились перекусить. Но на всех яблок не хватит. Получается, что одно яблоко нужно разделить на 4 человека. Как же я это буду делать? Я- старше, значит отрежу себе кусочек побольше. Правильно ли я сделаю? (Нет). А как нужно поступить? (Поделить на 4 равные части). Значит что является главным условием при делении на доли ? (доли должны быть равными). И что же тогда достанется каждому? (по одной дольке). И сколько таких долек у нас получится с одного яблока, покажите пальчиками (4). У вас на столах есть пластилиновые шарики, представим, что это яблоки. Поделите шарики на 4 равные дольки. (делят). Как вы будете делить? (пополам и ещё раз каждую пополам) Возьмите дольку, она одна из четырёх, значит ¼. По-другому можно сказать, что это- четверть яблока. То есть в целом яблоке сколько четвёртых долей? (4) . Они равны между собой? Так что же такое доля? (Это равная часть) Повторим хором : доля – это каждая равная часть целого.
Запишем №3.
Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу.
½- половина, ¼ -четверть, 1/3 – треть.
Как будет называться доля яблока, если мы его разделим на 8 частей. (одна восьмая) И сколько будет восьмых долей в целом яблоке? (8). В математике верхнее число называют числитель, а нижнее – знаменатель. Так что же что обозначает знаменатель? (На сколько разделили) А числитель? (Сколько частей взяли).
Запишем: 1/8 (взяли, на ск-ко разделили)
Привал. Нужно правильно назвать и закрашенную часть фигуры.(На слайдах круги, квадраты).Карточка.
Молодцы, давайте двигаться дальше. Перед нами выросла гора. Необходимо построить лестницу. А делать это нужно всем вместе. Поделимся на группы по 4 человека. Перед вами лежат полоски. Что мы можем сказать о длине этих полосок? (Они равны) Зелёная разделена на две равные части, красная – на три, жёлтая на 4, голубая на 6 частей.) Возьмите каждый по полоске, отрежьте одну часть. Подпишите её. Что напишем на зелёной? (½). И постройте лестницу, приклеив доли в порядке уменьшения по их длине. Покажите что получилось.
А какая доля больше: одна шестая или одна четвёртая? (одна четвёртая) Одна третья или одна шестая? (одна третья)
Запишем №4. (сравнение дробей)
К какому выводу мы придём при сравнении дробей? (Чем меньше число под чертой, тем больше дробь).
Теперь мы можем перебраться через гору.
Давайте устроим привал.
Найдите названия долей спрятавшиеся в пословицах.( Нет дробей- сели, есть- встали, руки вверх, назвать дробь.)
-Один блин и тот пополам. (одна вторая)
-Один улей – улей, а пять – пасека. (одна пятая)
-Мало хотеть, надо уметь.
-Семеро одного не ждут. (одна восьмая)
- -Корень ученья горек, да плод его сладок.
Нужно спутиться. Спускаться будем по канату. Выстроиться в порядке уменьшения. Карточка
Ну вот мы добрались до нашего самолёта. Все готовы лететь домой?
Рефлексия. Посмотрите, ребята, вниз. Что вы видите? (Землю) А вы знаете, что твёрдая земля составляет лишь одну третью часть нашей планеты, а остальное занимает океан. Какую часть тогда занимает океан? Карточка.
За проделанную работу нас ждёт пирог. Чтобы всем хватило его разделили на 6 частей. Как называется одна долька пирога? (Одна шестая) Давайте запишем №5. А если разделить каждую долю ещё на 2 равные части, сколько получится частей? (12). Как мы назовём получившуюся долю? (одна двенадцатая). Запишем. Что показывает число под чертой (на сколько частей разделили целое), а над чертой? (ск-ко частей взяли) Давайте сравним дроби. (сравнивают). Правило сравнения дробей хором. Молодцы.
Давайте вернёмся к теме урока. (Доли). Что такое доля? Какое главное условие должно быть выполнено при делении на доли. Что обозначают числа в записи долей.
Какие цели ставили перед собой. (Хлопаем, если достигли) Если все хлопают, значит самолёт приземлился благополучно.
Тест.
Соберём все карточки. И узнаем, что можно получить в путешествии . (ЗНАНИЯ)
Давайте закрасим одну третью часть если было легко и интересно, было трудно, но интересно, было трудно и неинтересно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики, 2 класс, раздел – «Письменные приёмы сложения и вычитания с переходом через десяток». по теме: «Сложение вида 37+48». Учебник к УМК «Школа России». Авторы: М. И. Моро, М. А. Бантова. Конспект разработала: учитель начальных классов – Д
Урок изучения нового материала. В конспекте представлены все этапы урока. Подробно дано объяснение приёма сложения вида - 37 +48....
Конспект урока по математике Класс: 1 «б» УМК: Начальная школа 21 века, В.Н. Рудницкая «Математика» , ч.2, стр.53-57 Тип урока: Урок изучения нового материала Тема: Вычитание числа 3 (закрепление)
Конспект урока по математике...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет: математика Класс: 3 Тема урока: "Симметричные фигуры"
Цель учителя: подвести учащихся к пониманию понятия симметричные фигуры с осью симметрии....
Конспект урока по математике "Класс единиц и класс тысяч", УМК "ПНШ" (3 класс)
Цели деятельности учителя: введение понятия «класс»; ознакомление с классом единиц и классом тысяч.Планируемые результатыПредметные:Знать: класс единиц и класс тысяч, разряды каждого класс...
Конспект урока по математике на тему: "Решение задач на умножение и деление на 2 и 3." УМК «ШР», учебник Математика: 3кл.: Учебник: В 2 ч./ М.И.Моро. - М.: Просвещение\ Учебник, 2013.-Ч.2.;
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с навыками решения задач на деление и умножение на 2 и 3;повторение понятий «цена», «количество», «стоимость»;закре...
Конспект урока по математике на тему: "Нахождение частного и остатка", УМК «ШР», учебник Математика: 3кл.: Учебник: В 2 ч./ М.И.Моро. - М.: Просвещение\ Учебник, 2013.-Ч.2.;
Цели деятельности учителя: формирование навыка нахождения результата делением с остатком способом подбора наибольшего делимого....
Конспект урока по математике на тему: "Вычисления вида 420+50, 420+500", : УМК «ШР», учебник Математика: 3кл.: Учебник: В 2 ч./ М.И.Моро. - М.: Просвещение\ Учебник, 2013.-Ч.2.
Цели деятельности учителя: ознакомление с приемами устных вычислений с круглыми числами; формирование умения совершать вычисления, основанные на знании десятичного состава трёхзначных чисел....