Математика вокруг нас
рабочая программа по математике на тему
Программа внеурочной деятельности для 1 - 4 классов по математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochki_matematika_vokrug_nas.docx | 417.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» (далее – программа) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.).
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание программы «Математика вокруг нас» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
«Математика вокруг нас» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. При организации занятий целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- развитие краткости речи;
- умелое использование символики;
- правильное применение математической терминологии;
- умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
- умение делать доступные выводы и обобщения;
- обосновывать свои мысли.
Ценностными ориентирами содержания программы являются:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- освоение эвристических приёмов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности
— качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты отражены в содержании программы.
Возраст детей – 6,6-10 лет (1-4 классы)
Срок реализации программы 4 года
Программа «Математика вокруг нас» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 33 часа в год - 1 класс, 34 часа в год - 2-4.
Содержание программы
Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.
Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная.
Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.
Раздел I. Числа. Арифметические действия. Величины.
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.). Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Математические игры:
- «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
- игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
- игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
- игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;
- математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
- работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
- игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия:
-сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
-моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
-применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
-анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и правилами;
-включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
-аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
-контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Раздел II. Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных п искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия:
- анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
- моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
- конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
- воспроизводить способ решения задачи;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
- оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
- конструировать несложные задачи.
Раздел III. Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира- да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Форма организации обучения — работа с конструкторами:
- моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
- танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор;
- конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;
- конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия:
-ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
-ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др., указывающие направление движения;
-проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
-выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
-анализировать расположение деталей ( танов, треугольников, угол- и, спичек) в исходной конструкции;
-составлять фигуры из частей, определять место заданной детали конструкции;
-выявлять закономерности в расположении деталей; составлять дети в соответствии с заданным контуром конструкции;
-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
-объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при данном условии;
-анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
-моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
-осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Личностными результатами изучения курса «Математика вокруг нас» являются:
- осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
- осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;
- установка на безопасный здоровый образ жизни;
Метапредметными результатами являются:
- способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
- способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
- умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
- умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Формы и виды контроля.
- Познавательно-игровой математический марафон «Знатоки математики».
- Проектные работы.
- Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Внималки-Сосчиталки».
- Турнир по геометрии.
- Блиц - турнир по решению задач.
-Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал».
-Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру».
-Участие в классных и школьных олимпиадах по математике.
Календарно – тематический план
Класс | Темы | Количество часов | ||
Всего часов | Теория | Практика
| ||
1 класс | Числа. Арифметические действия. Величины. Мир занимательных задач Геометрическая мозаика | 17 3 13 Итого:33 | 9 2 6 17 | 8 1 7 16 |
2 класс | Числа. Арифметические действия. Величины Мир занимательных задач Геометрическая мозаика | 15 7 12 Итого:34 | 8 3 6 17 | 7 4 6 17 |
3 класс | Числа. Арифметические действия. Величины. Мир занимательных задач Геометрическая мозаика | 22 7 5 Итого: 34 | 11 4 2 17 | 11 3 3 17 |
4 класс | Числа. Арифметические действия. Величины Мир занимательных задач Геометрическая мозаика | 16 12 6 Итого: 34 | 8 6 3 17 | 8 6 3 17 |
135ч. | 68 ч. | 67ч. |
Календарно-тематическое планирование
1 класс
2 класс
№ п/п | Разделы программы и темы учебных занятий | Кол-во часов | Содержание | Дата проведения |
1. | Геометрическая мозаика. «Удивительная снежинка» | 2 1 | Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия» | |
2. | Иrpa«Крестики-нолики» | 1 | Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20 | |
3. | Числа. Арифметические действия. Величины. Математические игры. | 1 1 | Числа от 1 до 100. Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Игра «Русское лото» | |
4. | Геометрическая мозаика. Прятки с фигурами | 1 1 | Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части. | |
5. | Мир занимательных задач. Секреты задач. | 1 1 | Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах. | |
6-7 | Геометрическая мозаика. «Спичечный» конструктор | 3 2 | Построение конструкции по заданному образцу Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. | |
8. | Геометрический калейдоскоп | 1 | Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. доставление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе. | |
9. | Числа. Арифметические действия. Величины. Числовые головоломки | 2 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда(судоку). | |
10. | «Шаг в будущее» | 1 | Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?». | |
11. | Геометрическая мозаика. Геометрия вокруг нас | 4 1 | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. | |
12. | Путешествие точки | 1 | Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. | |
13. | «Шаг в будущее» | 1 | Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др. | |
14. | Тайны окружности | 1 | Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). | |
15. | Числа. Арифметические действия. Величины. Математическое путешествие | 5 1 | Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый - прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются. 1-й раунд: 34 - 14 = 20 20 + 18 = 38 38 - 16 = 22 22+ 15 = 37 | |
16-17 | «Новогодний серпантин» | 2 | Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи. | |
18 | Математические игры | 1 | Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». | |
19. | «Часы нас будят по утрам...» | 1 | Определение времени по часам с точностью циферблат с подвижными стрелками. | |
20. | Геометрическая мозаика. Геометрический калейдоскоп | 1 1 | Задания на разрезание и составление фигур. | |
21. | Мир занимательных задач. Головоломки | 2 1 | Расшифровка закодированных слов. | |
22. | Секреты задач | 1 | Задачи с лишними или недостающими либо некорректными дан- ми. Нестандартные задачи. | |
23. | Числа. Арифметические действия. Величины. «Что скрывает сорока?» | 7 1 | Решение и составление ребусов, | |
24. | Интеллектуальная разминка | 1 | Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи. | |
25. | Дважды два — четыре | 1 | Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения». Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». | |
26-27. | Дважды два — четыре | 2 | Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». | |
28. | В царстве смекалки | 1 | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | |
29. | Интеллектуальная разминка | 1 | Работав «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | |
30. | Геометрическая мозаика. Составь квадрат . | 1 1 | Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей | |
31-32 | Мир занимательных задач. Мир занимательных задач. | 4 2 | Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте».. | |
33. | Математические фокусы | 1 | Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня). | |
34. | Математическая эстафета. | 1 | Решение олимпиадных задач |
3 класс
№ п/п | Разделы программы и темы учебных занятий | Кол-во часов | Содержание | Дата проведения |
1. | Мир занимательных задач. Интеллектуальная разминка | 1 1 | Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». | |
2. | Числа. Арифметические действия. Величины. «Числовой» конструктор. | 1 1 | Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … , | |
3. | Геометрическая мозаика. Геометрия вокруг нас | 1 1 | Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников. | |
4. | Мир занимательных задач. Волшебные переливания | 3 1 | Задачи на переливание. | |
5-6 | В царстве смекалки | 2 | Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации | |
7 | Геометрическая мозаика. «Шаг в будущее» | 3 1 | Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» | |
8-9 | «Спичечный» конструктор | 2 | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание | |
10 | Числа. Арифметические действия. Величины. Числовые головоломки | 12 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | |
11-12 | Интеллектуальная разминка | 2 | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, | |
13 | Математические фокусы | 1 | Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, | |
14 | Математические игры | 1 | Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», | |
15 | Секреты чисел | 1 | Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) | |
16 | Математическая копилка | 1 | Составление сборника числового материала, взятого из жизни (га- | |
17 | Математическое путешествие | 1 | Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный контроль. | |
18 | Выбери маршрут | 1 | Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое | |
19 | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | |
20 -21 | В царстве смекалки | 2 | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | |
22 | Мир занимательных задач. Мир занимательных задач. | 1 1 | Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: | |
23 | Геометрическая мозаика. Геометрический калейдоскоп | 1 1 | Конструирование многоугольников из заданных элементов. | |
24 | Мир занимательных задач. Интеллектуальная разминка | 2 1 | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, | |
25 | Разверни листок | 1 | Задачи и задания на развитие пространственных представлений. | |
26-27 | Числа. Арифметические действия. Величины. От секунды до столетия | 9 2 | Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. | |
28 | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (какуро). | |
29 | Конкурс смекалки | 1 | Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки. | |
30 | Это было в старину | 1 | Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, вер- | |
31 | Математические фокусы | 1 | Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное | |
32-33 | Энциклопедия математических развлечений | 2 | Составление сборника занимательных заданий. Использование | |
34 | Математический лабиринт | 1 | Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру». |
4 класс
№ п/п | Разделы программы и темы учебных занятий | Кол-во часов | Содержание | Дата проведения |
1. | Мир занимательных задач. Интеллектуальная разминка | 1 1 | Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». | |
2. | Числа. Арифметические действия. Величины. Числа-великаны | 1 1 | Как велик миллион? Что такое гугол? | |
3. | Мир занимательных задач. Мир занимательных задач | 2 1 | Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не - | |
4. | Кто что увидит? | 1 | Задачи и задания на развитие пространственных представлений. | |
5 | Числа. Арифметические действия. Величины. Римские цифры | 2 1 | Занимательные задания с римскими цифрами. | |
6 | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). | |
7 | Мир занимательных задач. Секреты задач | 3 1 | Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», | |
8 | В царстве смекалки | 1 | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | |
9 | Математический марафон | 1 | Решение задач международного конкурса «Кенгуру». | |
10-11 | Геометрическая мозаика. «Спичечный» конструктор | 2 2 | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. | |
12 | Числа. Арифметические действия. Величины. Выбери маршрут | 3 1 | Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния | |
13 | Интеллектуальная разминка | 1 | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, | |
14 | Математические фокусы | 1 | «Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько | |
15-17 | Геометрическая мозаика. Занимательное моделирование | 3 3 | Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных | |
18 | Числа. Арифметические действия. Величины. Математическая копилка | 7 1 | Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач. | |
19 | Какие слова спрятаны в таблице? | 1 | Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой. (Например, задания № 187, 198 в рабочей тетради «Дружим с математикой» 4 класс.) | |
20 | «Математика — наш друг!» | 1 | Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» за- | |
21 | Решай, отгадывай, считай | 1 | Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, | |
22-23 | В царстве смекалки | 2 | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | |
24 | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). | |
25-26 | Мир занимательных задач. Мир занимательных задач | 2 2 | Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде | |
27 | Числа. Арифметические действия. Величины. Математические фокусы | 3 1 | Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др. | |
28-29 | Интеллектуальная разминка | 2 | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, | |
30 | Мир занимательных задач. Блиц-турнир по решению задач | 2 1 | Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих | |
31 | Математическая копилка | 1 | Математика в спорте. Создание сборника числового материала для | |
32 | Геометрическая мозаика. Геометрические фигуры вокруг нас | 1 1 | Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа). | |
33 | Мир занимательных задач. Математический лабиринт | 2 1 | Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру». | |
34 | Математический праздник «Знатоки математики» | 1 | Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число». |
Материально-техническое обеспечение
- Кубики (игральные) с точками или цифрами.
- Комплекты карточек с числами:
-0,1,2,3, 4, ...,9(10);
-10,20, 30, 40,..., 90;
-100, 200, 300, 400,..., 900.
- «Математический веер» с цифрами и знаками.
- Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
- Часовой циферблат с подвижными стрелками.
- Набор «Геометрические тела»
Методическое обеспечение
Литература для учащихся
1. Таблицы по математике для начальной школы.
2. Математика вокруг нас: методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010.
Литература для учителя
1. Кочурова Е. Э. Программа факультатива «Занимательная математика» для внеурочной деятельности младших школьников (1 – 4 классы).
2. Математика: внеклассные занятия в начальной школе / автор-составитель Дьячкова Г. Т. – Волгоград: Учитель, 2007.
3.Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.
4.Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.
5.Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.
6. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. - М„ 2006.
7. Никулина А. Д., Увлекательная математика в начальной школе. 3 класс. – Ростов-на-Дону: Феникс; Донецк: издательский центр «Кредо», 2007.
Интернет-ресурсы
1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
3. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
4. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по математике " Математика вокруг нас"
Сегодня у нас в гостях будущие первоклассники. Мы отправимся в путешествие по нашему городу, чтобы показать ребятам где встречаются задачи по математике и как мы научились их решать . Мы постараемся п...
Конспект урока математики в 1 классе "Математика вокруг нас"
Урок проводила по программе "Школа России" по новым ФГОС. Сопровождается презентацией....
Презентация к проекту по математике 1 класс "Математика вокруг нас"
"Математика в числах,загадках,поговорках"...
Программа внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас".
Программа внеурочной деятельности по математике....
Урок интеграции английского языка и математики для 4 класса по теме "Математика вокруг нас".
Предлагаю Вашему вниманию презентацию урока интеграции двух учебных дисциплин: математики и английского языка. Цель урока - формирование умений синтезировать знания, полученные на уроках английского я...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас" для 3 класса
Актуальна при работе по любому УМК. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения курса (согласно ФГОС второго поколения), содержание курса, календарно-тематическое планирование и ма...
Урок-проект по математике, 2 класс, Тема: «Математика вокруг нас. Узоры на посуде», УМК "Школа России"
Тема: «Математика вокруг нас. Узоры на посуде».Цель: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с историей появления посуды, значения посуды в быту, значения украшения посуды.Тип урока: освое...