Математика вокруг нас
рабочая программа по математике на тему

Программа внеурочной деятельности для 1 - 4 классов по математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochki_matematika_vokrug_nas.docx417.42 КБ

Предварительный просмотр:

F:\сканы\пр мат.jpg

Пояснительная записка

     Рабочая программа внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» (далее – программа) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под  редакцией   Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.).

    Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

    Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание программы «Математика вокруг нас» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

    «Математика вокруг нас» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. При организации  занятий целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.

Задачи программы:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • развитие краткости речи;
  • умелое использование символики;
  • правильное применение математической терминологии;
  • умение отвлекаться от  всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
  • умение делать доступные выводы и обобщения;
  • обосновывать свои мысли.

Ценностными ориентирами содержания программы являются:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
  • освоение эвристических приёмов рассуждений;
  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности

— качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».

Предметные результаты отражены в содержании программы.

Возраст детей – 6,6-10 лет (1-4 классы)

Срок реализации программы 4 года 

Программа «Математика вокруг нас» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 33 часа в год - 1 класс, 34 часа в год - 2-4.

Содержание программы

Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.

      Преобладающие  формы занятий – групповая и индивидуальная.

      Формы  занятий младших школьников     очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия,   экскурсии по сбору числового материала,  задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.  

 Раздел  I.   Числа. Арифметические действия. Величины.

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.). Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Математические игры:

  • «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
  • игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
  • игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
  • игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;
  • математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
  • работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
  • игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Универсальные учебные действия:

-сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

-моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

-применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

-анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями  и  правилами;

-включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов,  высказывать собственное мнение и аргументировать его;

- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное  затруднение в пробном действии;

-аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные  мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;

-контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Раздел  II.   Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных п искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Универсальные учебные действия:

  • анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
  • искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
  • моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
  • конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
  • объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
  • воспроизводить способ решения задачи;
  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
  • анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
  • оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
  • участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
  • конструировать несложные задачи.

Раздел  III.   Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира- да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

Форма организации обучения — работа с конструкторами:

- моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;

- танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор;

- конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;

- конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики»,   «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного  пособия «Математика и конструирование».

Универсальные учебные действия:

-ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

-ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др., указывающие направление движения;

-проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

-выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

-анализировать расположение деталей ( танов, треугольников, угол- и, спичек) в исходной конструкции;

-составлять фигуры из частей, определять место заданной детали конструкции;

-выявлять закономерности в расположении деталей; составлять дети в соответствии с заданным контуром конструкции;

-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;

-объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при данном условии;

-анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

-моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

-осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Предполагаемые результаты реализации программы.

Личностными результатами изучения курса «Математика вокруг нас» являются:

  • осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
  • осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений  в окружающем мире;
  • установка на безопасный здоровый образ жизни;

Метапредметными результатами являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
  • способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
  • умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
  • умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
  • умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Формы и виды контроля.

- Познавательно-игровой математический марафон «Знатоки математики».

- Проектные работы.

- Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране  Внималки-Сосчиталки».

- Турнир по геометрии.

- Блиц - турнир по решению задач.

-Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал».

-Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру».

-Участие в классных и школьных олимпиадах по математике.

Календарно – тематический план

Класс

Темы

Количество часов

 Всего часов

Теория

Практика

 

1 класс

Числа. Арифметические действия. Величины.

Мир занимательных задач

Геометрическая мозаика

17

3

13

Итого:33

9

2

6

17

8

1

7

16

2 класс

Числа. Арифметические действия. Величины

Мир занимательных задач

Геометрическая мозаика

15

7

12

Итого:34

8

3

6

17

7

4

6

17

3 класс

Числа. Арифметические действия. Величины.

Мир занимательных задач

Геометрическая мозаика

22

7

5

Итого: 34

11

4

2

17

11

3

3

17

4 класс

Числа. Арифметические действия. Величины

Мир занимательных задач

Геометрическая мозаика

16

12

6

Итого: 34

8

6

3

17

8

6

3

17

135ч.

68 ч.

67ч.

        


Календарно-тематическое планирование

1 класс

№ п/п

Разделы программы и темы учебных занятий

Кол-во

часов

Содержание

Дата

проведения

1.

Геометрическая мозаика.

Математика – это интересно.

5

1

Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по
командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки).

2.

Танграм: древняя китайская головоломка 

1

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично
заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы.

3.

Путешествие точки

1

  Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)».   Игра «Русское лото»

4.

Игры с кубиками

1

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

5.

Танграм: древняя китайская головоломка

1

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично
заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление
картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

6

Числа. Арифметические действия. Величины.

Волшебная линейка

2

1

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

7

Праздник числа 10

1

Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

8

Геометрическая мозаика.

Конструирование многоугольников из деталей танграма

1

1

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе.
Проверка выполненной работы.

9

Числа. Арифметические действия. Величины.

Игра-соревнование «Весёлый счёт»

2

1

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от
1 до 20 расположены в таблице (4 × 5) не по порядку, а разбросаны по всей
таблице.

10

Игры с кубиками

1

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

11-12

Геометрическая мозаика.

Конструкторы лего

3

2

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу.

13

Весёлая геометрия

1

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

14

Числа. Арифметические действия. Величины.

Математические игры

1

1

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,
«Вычитание в пределах 10».

15-16

Геометрическая мозаика.

 «Спичечный» конструктор»

2

2

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание
нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

17

Мир занимательных задач.

Задачи-смекалки.

1

1

Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько
способов решения.

18

Геометрическая мозаика.

Прятки с фигурами.

1

1

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа
с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре».

19

Числа. Арифметические действия. Величины.

Математические игры.

6

1

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,
«Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание
в пределах 20».

20

Числовые головоломки.

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

21-22

Математическая карусель.

2

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

23

Уголки.

1

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному
замыслу.

24

Игра в магазин. Монеты.

1

Сложение и вычитание в пределах 20.

25

Геометрическая мозаика.

Конструирование фигур из деталей танграма

1

1

Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление
фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

 26

Числа. Арифметические действия. Величины.

Игры с кубиками.

3

1

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верх-
них гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Взаимный контроль.

27

Математическое путешествие.

1

Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 3; второй — прибавляет 2, третий — вычитает 3, а четвёртый — прибавляет 5. Ответы к четырём раундам
записываются в таблицу.1-й раунд: 10 – 
= 7  7 + = 9  9 – = 6  6 + = 11
2-й раунд: 11 – 
= 8 и т. Д.

28

Математические игры.

1

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

29

Мир занимательных задач.

Секреты задач

2

1

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

30

Математическая карусель

1

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

31

Числа. Арифметические действия. Величины.

Числовые головоломки

3

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

32

Математические игры

1

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»,
«Вычитание в пределах 20».

33

КВН

«Знатоки математики»

1

2 класс

№ п/п

Разделы программы и темы учебных занятий

Кол-во

часов

Содержание

Дата проведения

1.

Геометрическая мозаика.

 «Удивительная снежинка»

2

1

Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия»

2.

Иrpa«Крестики-нолики»  

1

Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20

3.

Числа. Арифметические действия. Величины.

Математические игры.

1

1

Числа от 1 до 100.  Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)».   Игра «Русское лото»

4.

Геометрическая мозаика.

Прятки с фигурами

1

1

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.

5.

Мир занимательных задач.

Секреты задач.

1

1

Решение нестандартных

и занимательных задач. Задачи в стихах.

6-7

Геометрическая мозаика.

 «Спичечный» конструктор

3

2

Построение конструкции по заданному образцу Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

8.

  Геометрический калейдоскоп

1

Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. доставление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе.

9.

  Числа. Арифметические действия. Величины.

Числовые головоломки

2

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда(судоку).

10.

 «Шаг в будущее»

1

  Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».

11.

Геометрическая мозаика.

Геометрия вокруг нас

4

1

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

12.

Путешествие точки

1

Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.

13.

 «Шаг в будущее»

1

Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др.

14.

 Тайны окружности

1

Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

15.

Числа. Арифметические действия. Величины.

Математическое путешествие

5

1

Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый - прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются.

1-й раунд:

34 - 14 = 20

20 + 18 = 38

38 - 16 = 22 22+ 15 = 37

16-17

«Новогодний серпантин»

2

Математические игры,   математические головоломки, занимательные задачи.

18

Математические игры

1

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100».  

19.

 «Часы нас будят по утрам...»

1

Определение времени по часам с точностью циферблат  с подвижными стрелками.  

20.

 Геометрическая мозаика.

Геометрический калейдоскоп

1

1

Задания на разрезание и составление фигур.

21.

Мир занимательных задач.

Головоломки

2

1

Расшифровка закодированных слов.

22.

 Секреты задач

1

Задачи с лишними или недостающими либо некорректными дан- ми. Нестандартные задачи.

23.

Числа. Арифметические действия. Величины.

 «Что скрывает сорока?»

7

1

Решение и составление ребусов,  

24.

Интеллектуальная разминка

1

 Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи.

25.

 Дважды два — четыре

1

Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения». Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление».  

26-27.

Дважды два — четыре

2

Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

28.

 В царстве смекалки

1

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

29.

 Интеллектуальная разминка

1

Работав «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

30.

 Геометрическая мозаика.

Составь квадрат

.

1

1

Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей

31-32

 Мир занимательных задач.

Мир занимательных задач.

4

2

Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте»..

33.

 Математические фокусы

1

Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня).

34.

Математическая эстафета.

1

Решение олимпиадных задач

        3  класс

№ п/п

Разделы программы и темы учебных занятий

Кол-во

часов

Содержание

Дата проведения

1.

Мир занимательных задач.

Интеллектуальная разминка

1

1

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

2.

Числа. Арифметические действия. Величины.

«Числовой» конструктор.

1

1

Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … ,
90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900.

3.

Геометрическая мозаика.

Геометрия вокруг нас

1

1

Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников.

4.

Мир занимательных задач.

Волшебные переливания

3

1

Задачи на переливание.

5-6

В царстве смекалки

2

Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации
и выпуск математической газеты (работа в группах).

7

Геометрическая мозаика.

 «Шаг в будущее»

3

1

Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой»
и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты
и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

8-9

«Спичечный» конструктор

2

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание
нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной
работы.

10

Числа. Арифметические действия. Величины.

Числовые головоломки

12

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

11-12

Интеллектуальная разминка

2

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.

13

Математические фокусы

1

Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок,
со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы
в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15.

 14

Математические игры

1

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000»,
«Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» (по выбору учащихся).

15

Секреты чисел

1

Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30)
тремя одинаковыми цифрами.

16

Математическая копилка

1

Составление сборника числового материала, взятого из жизни (га-
зеты, детские журналы), для составления задач.

17

Математическое путешествие

1

Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный контроль.
1-й раунд: 640 – 
140 = 500 500 + 180 = 680  680 – 160 = 520   520 +
150= 670

18

Выбери маршрут

1

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое
кольцо» России, города-герои и др.

19

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

20 -21

В царстве смекалки

2

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

22

Мир занимательных задач.

Мир занимательных задач.

1

1

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи:
СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

23

Геометрическая мозаика.

Геометрический калейдоскоп

1

1

Конструирование многоугольников из заданных элементов.
Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения
на части; заданного в уменьшенном масштабе.

24

Мир занимательных задач.

Интеллектуальная разминка

2

1

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.

25

Разверни листок

1

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

26-27

Числа. Арифметические действия. Величины.

От секунды до столетия

9

2

Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век.
Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает
сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? 
Составление различных задач, используя данные о возрасте своих
родственников.

 28

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (какуро).

29

Конкурс смекалки

1

Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.

30

Это было в старину

1

Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, вер-
ста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. 
Работа с таблицей «Старинные русские меры длины»

31

Математические фокусы

1

Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное
число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.

32-33

Энциклопедия математических развлечений

2

Составление сборника занимательных заданий. Использование
разных источников информации (детские познавательные журналы,
книги и др.).

34

Математический лабиринт

1

Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».

                                                 4  класс

№ п/п

Разделы программы и темы учебных занятий

Кол-во

часов

Содержание

Дата проведения

1.

Мир занимательных задач.

Интеллектуальная разминка

1

1

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

2.

Числа. Арифметические действия. Величины.

Числа-великаны

1

1

Как велик миллион? Что такое гугол?

3.

Мир занимательных задач.

Мир занимательных задач

2

1

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не -
достающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи:
СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

4.

Кто что увидит?

1

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

5

Числа. Арифметические действия. Величины.

Римские цифры

2

1

Занимательные задания с римскими цифрами.

6

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

7

Мир занимательных задач.

Секреты задач

3

1

Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста»,
«Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).

8

В царстве смекалки

1

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

9

Математический марафон

1

Решение задач международного конкурса «Кенгуру».

10-11

Геометрическая мозаика.

 «Спичечный» конструктор

2

2

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

 12

Числа. Арифметические действия. Величины.

Выбери маршрут

3

1

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния
между городами и сёлами.

13

Интеллектуальная разминка

1

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.

14

Математические фокусы

1

«Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько
последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10;12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.

15-17

Геометрическая мозаика.

Занимательное моделирование

3

3

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных
фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед,
усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

18

Числа. Арифметические действия. Величины.

Математическая копилка

7

1

Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.

19

Какие слова

спрятаны в таблице?

1

Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой. (Например, задания № 187, 198 в рабочей тетради «Дружим с математикой» 4 класс.)

20

«Математика — наш друг!» 

1

Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» за-
дачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания
по проверке готовых решений, в том числе неверных.

21

Решай, отгадывай, считай

1

Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так,
чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом
стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо,
можно использовать скобки.

22-23

В царстве смекалки

2

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

24

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

25-26

Мир занимательных задач.

Мир занимательных задач

2

2

Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде
таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом
условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв
в условной записи.

27

Числа. Арифметические действия. Величины.

Математические фокусы

3

1

Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др.

28-29

Интеллектуальная разминка

2

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.

30

Мир занимательных задач.

Блиц-турнир по решению задач

2

1

Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих
несколько решений.

31

Математическая копилка

1

Математика в спорте. Создание сборника числового материала для
составления задач.

32

Геометрическая мозаика.

Геометрические фигуры вокруг нас

1

1

Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа).
Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру?
(Работа с набором «Танграм».)

33  

Мир занимательных задач.

Математический лабиринт

2

1

Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».

34

Математический праздник «Знатоки математики»

1

Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число».

Материально-техническое обеспечение

  • Кубики (игральные) с точками или цифрами.
  • Комплекты карточек с числами:

-0,1,2,3,        4, ...,9(10);

-10,20, 30, 40,..., 90;

-100, 200, 300, 400,..., 900.

  • «Математический веер» с цифрами и знаками.
  • Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
  • Часовой циферблат с подвижными стрелками.
  • Набор «Геометрические тела»

                        Методическое обеспечение

Литература для учащихся

1. Таблицы по математике для начальной школы.

2. Математика вокруг нас: методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010.

Литература для учителя

 1. Кочурова Е. Э. Программа факультатива «Занимательная математика» для внеурочной деятельности младших школьников (1 – 4 классы).

2. Математика: внеклассные занятия в начальной школе  / автор-составитель Дьячкова Г. Т. – Волгоград: Учитель, 2007.

3.Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.

 4.Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.

5.Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.

 6. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. - М„ 2006.

7. Никулина А. Д., Увлекательная математика в начальной школе. 3 класс. – Ростов-на-Дону: Феникс; Донецк: издательский центр «Кредо», 2007.

Интернет-ресурсы

1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

3. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

4. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по математике " Математика вокруг нас"

Сегодня у нас в гостях будущие первоклассники. Мы отправимся в путешествие по нашему городу, чтобы показать ребятам где встречаются задачи по математике и как мы научились их решать . Мы постараемся п...

Конспект урока математики в 1 классе "Математика вокруг нас"

Урок проводила по  программе "Школа России"  по новым ФГОС. Сопровождается презентацией....

Программа внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас".

Программа внеурочной деятельности по математике....

Урок интеграции английского языка и математики для 4 класса по теме "Математика вокруг нас".

Предлагаю Вашему вниманию презентацию урока интеграции двух учебных дисциплин: математики и английского языка. Цель урока - формирование умений синтезировать знания, полученные на уроках английского я...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас" для 3 класса

Актуальна при работе по любому УМК. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения курса (согласно ФГОС второго поколения), содержание курса, календарно-тематическое планирование и ма...

Урок-проект по математике, 2 класс, Тема: «Математика вокруг нас. Узоры на посуде», УМК "Школа России"

Тема: «Математика вокруг нас. Узоры на посуде».Цель: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с историей появления посуды, значения посуды в быту, значения украшения посуды.Тип урока: освое...