Подготовка к ВПР по математике в 4 классе
материал по математике на тему

 Ирина Михайловна Мельникова

Выступление на РМО учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_vpr_po_matematike.docx31.53 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийские проверочные работы (ВПР) запланированы Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ для обучающихся 4 классов по учебным предметам (русский язык, математика, окружающий мир) на основе обязательного участия образовательных учреждений.

Основная цель ВПР: своевременная диагностика уровня достижения образовательных результатов; информирование участников образовательных отношений о состоянии освоения основных образовательных программ НОО и готовности младших школьников к продолжению образования на уровне основной школы.

Назначение ВПР – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4 классов, осуществить оценку достижения предметных и метапредметных результатов согласно требованиям ФГОС НОО.

Думаю, что каждый учитель, а работающий в 4 классе особенно, задумывается над тем, как лучше спланировать и построить свои уроки и внеурочные занятия, чтобы помочь учащимся хорошо подготовиться к ВПР. Натаскать детей за пару недель и даже месяцев невозможно. Работу по подготовке  к ВПР лучше начать  как можно раньше. Я стараюсь ещё в первом классе заинтересовать детей решением логически – поисковых задач. Эти задачи можно задавать детям по дороге в школу, на переменке или устроить конкурс на детском празднике. Редко кто сможет сразу ответить на вопрос, поэтому следует постепенно давать небольшие подсказки, это сделает разгадывание более увлекательным и интересным. Пример таких заданий:

Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом?  (Когда дверь открыта)

Чем оканчиваются день и ночь? (ь)

С первого класса учащиеся активно участвуют в различных олимпиадах и конкурсах на сайтах фгостест (www.fgostest) , марафоны (www.marafony.ry), фактор роста (www.farosta.ru) и других. Считаю, что эта работа помогает создавать ситуации успеха, ликвидировать боязнь решения математических задач, формировать у детей уверенность в своих способностях.

Уровень сложности этих олимпиад точно выверен, чтобы каждому ребенку было интересно принимать участие. После того как работа выполнена и отправлена обязательно разбираем все задания. Учащиеся обмениваются мнениями, сами объясняют пути решения задач, выбирают оптимальное решение.

Заставлять  насильно участвовать в олимпиадах невозможно. Здесь вариант только один: предлагать ребенку пробовать что-то увлекательное и новое для себя, пробовать свои силы в решении увлекательных задач, цель которых — развитие нестандартного мышления и раскрытие своего потенциала. В конце каждого учебного года подвожу итог участия моих учеников в различных конкурсах и олимпиадах. В портфолио вкладываем результаты участия.

Регулярное решение классических и нестандартных задачек на сообразительность – простой и эффективный метод развития логического мышления. Подобрать материал для занятий не трудно. Его можно найти, например, на онлайн-платформе для развития логики и математических способностей  https://logiclike.com/math-logic/. Мои ученики с удовольствием занимались решением таких задач на внеурочных занятиях. Итог – первое место на районной олимпиаде.

Хочу обратить ваше внимание на образовательную онлайн платформу для учащихся начальной школы, а теперь ещё дошкольников и пятиклассников, где они могут изучать математику в интерактивной форме – Учи.ру. Я зарегистрировалась на платформе сама и зарегистрировала  учащихся  класса. Тогда они учились во втором классе. Процедура регистрации достаточно проста. Так же просто раздать пароли для доступа на платформу ученикам. На родительском собрании познакомила родителей с данным ресурсом.

Эта платформа помогает детям развивать нестандартное мышление, устраивает замечательные развлекательные соревнования. Здесь идёт тренировка внимания, развивается пространственное воображение, логика, программа учит мыслить детей. 

Возможности:

  • Индивидуальный подход к каждому ученику (система строит диалог с учеником, реагирует на его действия; в случае правильного решения хвалит его и предлагает новое задание, а в случае ошибки задает уточняющие вопросы, которые помогают ему прийти к верному решению)
  • Обучение происходит в игровой форме
  • В наличии более 700 заданий по всем темам математики начальной школы, разработанных профессиональными методистами в соответствии с учебной программой
  • Отслеживание успехов каждого ученика или всего класса
  • Использование платформы на планшетах, компьютерах или интерактивной доске в классе
  • Формирование домашних заданий для всего класса или индивидуально для каждого ученика

Я регулярно показывала статистику прохождения курса, что вызывало большой интерес и добавляло элемент соревнования при обучении.

К сожалению, не все ученики по разным причинам имеют возможность дома заходить на онлайн курс и выполнять задания.

Тем не менее, большое количество детей класса принимало участие в различных онлайн – олимпиадах предлагаемых платформой Учи.ру и стали победителями и призерами. Задания от платформы Учи.ру оказали неоценимую помощь в подготовке к ВПР.

Готовились к ВПР по пособию Елены Васильевны Волковой и Раисы Васильевны Бубновой «Всероссийская проверочная работа за курс начальной школы». Издательство «Экзамен», Москва 2017год

 Особенность ВПР по математике:

  • много задач на применение знаний в житейских ситуациях;
  • задачи на время, на работу с информацией, которых мало в школьных учебниках;
  • задачи на пространственное мышление;
  • несколько нестандартных задач

В начале учебного года для подготовки к ВПР составила план, по которому и работала.

  1. Проведение дополнительных занятий с учащимися, с целью ликвидации пробелов в знаниях, выявленных в ходе контрольных работ.
  2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс:
  • информирование родителей учащихся о результатах тренировочно – диагностических работ;
  • проведение индивидуальных бесед с родителями с целью оказания необходимой помощи при подготовке учащихся к ВПР. Приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами проведения ВПР, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к проверочной работе, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку.
  1. Проведение контроля знаний учащихся по основным разделам учебного материала предыдущего и текущего периода обучения.

Цель:

  • определение фактического уровня знаний
  • выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.
  1. Определение для учащихся конкретных тем с целью отработки знаний, умений, навыков, необходимых для преодоления минимального порога успешности по математике.
  2. Проведение пробных ВПР.
  3. Контроль выполнения домашних заданий. Во время изучения материала важно, чтобы учащиеся принимали активное самостоятельное участие в его изучении.
  4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающим учащимся

При подготовке к ВПР «играли» в кубики, а на самом деле решали задачи на развёртки, на проекцию и симметрию. Вместе с пиратами прятали клад на необитаемом острове и рисовали план. Это нужно для того, чтобы справиться с заданиями, которые предполагают описание взаимного расположения предметов в пространстве и на плоскости. С интересом придумывали задачи на временные интервалы:

Сколько секунд длится урок?

Сколько дней тебе сейчас?  

Сколько времени тебя нет дома, если ты проводишь в школе с 8:30 до 15:50 и ещё 20 минут тратишь на дорогу в каждую сторону?

На разных этапах урока и подготовки к ВПР предлагаю обучающимся следующие задания:

Задания для устного счета

1.Вставьте в окошко число: 8м= дм, 2ч 15мин = мин

2.Запишите величины в порядке уменьшения(увеличения):

5085 см, 5085 дм, 5085 км, 5085 м.

3.Выбери единицы массы (времени, длины, площади):

5 дм, 1 т, 9 ч,100 кг

4.Какая величина лишняя?

А) 3080 см, 5407 км, 4078 кг, 19063 м

5.Сравни: 7300 мм* 73 м, 35см* 35 дм

Задания для закрепления арифметических действий с именованными числами.

1.Задание на нахождение ошибок «Красный карандаш» 
2.Выбери правильное решение. Обоснуй свой выбор  (предлагается 2 решения).
3.Выполнение арифметических действий.

Решение задач

1.Нахождение площади, периметра прямоугольника (квадрата)

2.Выполнение несложных чертежей, рисунков, технологических карт для изготовления модели изделий. Тесная связь с предметом технология.

3.Задача с недостающими данными.

Предлагаю внести в задачу недостающие данные, либо сформулировать вопрос, а затем решить её.

4. По краткой записи, детям предлагаю составить текст и решить задачу.

5. Составление задачи по равенству. (Р = (4+5)*2)

При выполнении заданий используется преобразование величин:

а) перевод величин из различных единиц в одинаковые;

б) наоборот, перевод величин из одинаковых единиц в различные.

Хочу дать некоторые рекомендации, которые, на мой взгляд, помогли при подготовке к ВПР:

  • не говорите с учащимися о ВПР слишком часто. Проводя подготовку к ВПР, не заостряйте  на этом внимание;
  • не показывайте страха и беспокойства по поводу предстоящих ВПР;
  • подробно расскажите учащимся, как будет происходить ВПР, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру проверочных работ;
  • научите учащихся работать с критериями оценки заданий;
  • обсуждайте важность здорового образа жизни. Хороший сон и правильное питание, умение сосредоточиться и расслабиться после напряженного выполнения заданий вносят значительный вклад в успех на проверочной работе.

Но главное, в чем нуждаются учащиеся в период подготовки к ВПР – это эмоциональная поддержка педагогов, родных и близких. Поддерживать ребенка – значит верить в него.

Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

  • опираться на сильные стороны ребенка. Любому учащемуся важно чувствовать себя уверенно на предстоящих проверочных работах.
  • помнить о его прошлых успехах и возвращаться к ним, а не к ошибкам;

избегать подчеркивания промахов ребенка, не напоминать о прошлых неудачах;

  • помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
  • хвалите своих учеников. Однако похвала должна быть искренней и по существу. Убедитесь, что ваши ученики имеют реалистичные цели в отношении предстоящих проверочных работ;
  • создать в школе и классе обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать уважение к ребенку;
  • поддерживайте вне учебные интересы учащихся. Личное пространство, не связанное с учебой, дает возможность переключаться на другие виды деятельности и в конечном итоге быть более эффективными при подготовке к ВПР.

Поддерживайте своих учеников, будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи.

Здоровья, удачи и самообладания Вам и вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к мониторингу по математике, 4 класс. Тест.

Тест по математике, 4класс.Подготовка к ЕГЭ...

задания для подготовки к олимпиаде по математике 4 класс

олимпиадный задания по математике 4 класс...

Подготовка к ВПР по математике 4 класс, Варианты 1 и 2

Обучающие проверочные работы по математике в 4 классе...

Подготовка к ВПР по математике 4 класс, Варианты 3 и 4

Обучающие проверочные работы по математике 4 класс...

Задания для подготовки к олимпиаде по математике 3 класс

В данной разработке представлены задания одного урока, напрвленные на подготовку ученика 3 класса к олимпиаде по математике....

ПОДГОТОВКА К ВПР ПО МАТЕМАТИКЕ 4 КЛАСС

В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ И РОДИТЕЛЯМ...

Подготовка к ВПР по математике 4 класс.

В работе представлен разбор   логических заданий  ,  который поможет поготовиться к данному виду заданий....