Устный счет на уроках математики в начальных классах.
методическая разработка по математике на тему

Сборник дидактического материала для устного счета. 1-4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnyy_schet.docx944.19 КБ

Предварительный просмотр:

Устный счет на уроках математики в начальных классах.

Автор составитель:

учитель начальных классов

Жгутов М.В.

Так как устные упражнения или устный счёт это этап урока, то он имеет свои задачи:

1. Воспроизводство и корректировка определённых знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя.
2.   Контроль учителя за состоянием знаний учащихся.
3.   Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.
4.   Повышение познавательного интереса.

При проведении устного счета каждый учитель должен придерживаться следующих требований:

  • Упражнения для устного счета выбираются не случайно, а целенаправленно.
  • Задания должны быть разнообразными, предлагаемые задачи не должны быть легкими, но и не должны быть «громоздкими».
  • Тексты упражнений, чертежей и записей, если требуется, должны быть приготовлены заранее.
  • К устному счету должны привлекаться все ученики.
  • При проведении устного счета должны быть продуманы критерии оценки (поощрение).

Устный счет может быть построен в следующей форме:

  • Задания на развитие и совершенствование внимания. Такие как: найди закономерность и реши пример, продолжи ряд.
  • Задания на развитие восприятия, пространственного воображения. Например, нарисуйте орнамент, узор; посчитайте сколько линий.
  • Задания на развитие наблюдательности (найдите закономерность, что лишнее?)
  • Устные упражнения с использованием дидактических игр.

Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения учащимися разнообразных упражнений. Рассмотрим основные их виды:

1) Нахождение значений математических выражений.

Предлагается в той или иной форме математическое выражение, требуется найти его значение. Эти упражнения имеют много вариантов. Можно предлагать числовые математические выражения и буквенные (выражение с переменной), при этом буквам придают числовые значения и находят числовое значение полученного выражения.

2) Сравнение математических выражений.

Эти упражнения имеют ряд вариантов. Могут быть даны два выражения, а надо установить, равны ли их значения, а если не равны, то какое из них больше или меньше. 
Могут предлагаться упражнения, у которых уже дан знак отношения и одно из выражений, а другое выражение надо составить или дополнить: 8 · (10 + 2) = 8 · 10 + …
Выражения таких упражнений могут включать различный числовой материал: однозначные, двузначные, трехзначные числа и величины. Выражения могут быть с разными действиями.

Главная роль таких упражнений – способствовать усвоению теоретических знаний об арифметических действиях, их свойствах, о равенствах, о неравенствах и др. Также они помогают выработке вычислительных навыков.

3) Решение уравнений.

Это, прежде всего простейшие уравнения (х + 2 = 10) и более сложные (15 · х – 9 = 51)

Уравнение можно предлагать в разных формах:

  • из какого числа надо вычесть 18, чтобы получить 40?
  • решение уравнения х · 8 = 72;
  • найдите неизвестное число: 77 + х = 77 + 25
  • Николай задумал число, умножил его на 5 и получил 125. Какое число  задумал Николай?

Назначение таких упражнений – выработать умение решать уравнение, помочь учащимся усвоить связи между компонентами и результатами арифметических действий.

4) Решение задач.

Для устной работы предлагаются и простые и составные задачи.

Эти упражнения включаются с целью выработки умений решать задачи, они помогают усвоению теоретических знаний и выработке вычислительных навыков.
Разнообразие упражнений и возбуждает интерес у детей, активизирует их мыслительную деятельность.

Формы восприятия устного счета

1) Беглый слуховой (читается учителем, учеником, аудиозапись) – при восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память.

2) Зрительный (таблицы, плакаты, карточки, записи на доске, компьютере) – запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Иногда без записи трудно и даже невозможно выполнить задание. Например, надо выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений.

3) Комбинированный.

  • обратная связь (показ ответов с помощью карточек, взаимопроверка, угадывание ключевых слов, проверка с помощью компьютерной программы Microsoft Power Point).
  • задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность).
  • упражнения в форме игры  (“Диалог”, “Математический поединок”, “Магические квадраты”, “Лабиринт сомножителей”, “Викторина”, “Волшебное число”, “Индивидуальное лото”, “Лучший счетчик”, “Кодированные упражнения”, “Фишка”, “Кто быстрее”, “Цветок, солнышко”, “Числовая мельница”, “Числовой фейерверк”, “Математический феномен”, “Молчанка”, “Математическая эстафета”).  Пути и формы использования перечисленных игр на уроках математики рассмотрены в работе В. П. Коваленко “Дидактические игры на уроках математики”.

Ученикам нравится принимать участие в подготовке к уроку, поэтому дополнительно к домашнему заданию  по желанию можно дать задание самостоятельно подготовить устный счет к уроку в соответствии с тематикой, и провести самому на следующем уроке (побывать в роли учителя). Также можно дать задание учащимся подготовить реферат, доклад, придумать головоломку, ребус, игру 

Среди основных методов совершенствования навыков устного счёта всегда выделялось:

- традиционные игры («расставь лучики», «спрячь зайчиков»);
- весёлые задачи в виде коротких стихотворений на счёт до 10;
- дидактические игры;
- геометрические фигуры («весёлые квадраты»);
- и, наконец, приёмы устного счёта.
Опишу некоторые формы проведения устного счета.

Беглый счет. Учитель показывает карточку с заданием и тут же громко прочитывает его. Учащиеся устно выполняют действия и сообщают свои ответы. Карточки быстро сменяют одна другую, но последние задания предлагаются уже не с помощью карточек, а только устно.

Для таких упражнений полезно подобрать такие, в которых особенно заметен эффект прикидки.

Равный счет. Учитель записывает на доске упражнения с ответом. Ученики должны придумать свои примеры с тем же ответом. Их примеры на доске не записываются. Ребята должны на слух определять, верно ли составлен пример, на слух воспринимать названные числа.

«Лесенка». На каждой ступеньке записано задание в одно действие. Команда учащихся из пяти человек (столько ступенек у лесенки) поднимается по ней. Каждый член команды выполняет действие на своей ступеньке. Если ошибся – упал с лесенки. Вместе с неудачником может выбыть из игры и вся команда. Или команда заменяет своего выбывшего товарища другим игроком. В это время вторая команда продолжает подъём. Выигрывают те ребята, которые быстрее добрались до верхней ступеньки. По лесенке можно подниматься и с разных сторон, играя вдвоём. Побеждает тот, кто быстрее даст правильные ответы на всех ступеньках.

«Молчанка». На доске изображаются фигуры. Вне каждой из них располагается четыре числа, а внутри записано действие, которое надо выполнить над каждым из «внешних» чисел. Ответы давать можно молча, написав рядом с данным числом верный результат указанного действия. Задания легко поменять, достаточно только заменить знаки арифметических действий, стоящие рядом с «внутренними» числами.

«Торопись, да не ошибись». Эта игра – фактически математический диктант. Учитель медленно прочитывает задание за заданием, а учащиеся на листочках пишут свои ответы.

  1. Найди закономерность.
  • задания, направленные на поиск математических закономерностей, улучшают способность рассуждать и логически мыслить, помогают научиться сравнивать, обобщать и делать выводы. Эта игра активизирует умственную деятельность ребенка и окажет существенное влияние на формирование образного мышления, развитие сообразительности и смекалки.

  • Распечатайте предложенные на сайте карточки и дайте их ребенку для работы.
    Математическая закономерность представляет собой правило, согласно которому в цепочке (ряду) происходит повторение, замещение или изменение свойств определенных элементов в соответствии с установленным правилом. 

  • Перед тем, как малыш преступит к заданию, объясните ему на нескольких примерах, что такое закономерность, как ее можно установить между различными звеньями ряда (числами, буквами, геометрическими фигурами). При решении первых заданий помогите ему подсказками и дополнительными вопросами, которые помогут в рассуждении о том, какое число или фигура должна продолжить цепь. Пусть внимательно рассмотрит рисунок и попробует самостоятельно определить, в чем основа его закономерности и каким должен быть следующий элемент ряда. В завершении пусть нарисует свой правильный ответ – фигуру или предмет, продолжающий ряд.

  • C:\Users\admin\Desktop\устный счет\phpThumb_generated_thumbnailjpg (1).jpg




  • C:\Users\admin\Desktop\устный счет\phpThumb_generated_thumbnailjpg (2).jpg




C:\Users\admin\Desktop\устный счет\phpThumb_generated_thumbnailjpg (3).jpg
C:\Users\admin\Desktop\устный счет\phpThumb_generated_thumbnailjpg (4).jpg

C:\Users\admin\Desktop\устный счет\phpThumb_generated_thumbnailjpg (5).jpg

C:\Users\admin\Desktop\устный счет\phpThumb_generated_thumbnailjpg (6).jpg

Упражнения со спичками

Запаситесь коробкой спичек. С их помощью вы всегда можете придумать ряд забавных и остроумных задач, развивающих сообразительность и смышленость. Вот для примера некоторые из них.

Три

Положено пять спичек ( | | | | | ). Прибавить к ним еще пять спичек так, чтобы получилось три.

Рак

Спичечный рак ползет вверх. Переложить три спички так, чтобы он полз вниз.

Три квадрата

Построена фигура, показанная на рисунке. Переложить в ней пять спичек так, чтобы получилось три квадрата.

Четыре треугольника

Из шести спичек составить четыре равных равносторонних треугольников.

Сказки и старинные истории

Сколько воды в бочке?

В одной сказке хозяин, нанимая работника, предложил ему следующее испытание:

- Вот тебе бочка, наполни ее водой ровно наполовину, ни больше, ни меньше. Но смотри, палкой, веревкой или чем-либо другим для измерения не пользуйся.

Работник справился с заданием. Как он это сделал?

Дележ верблюдов

Старик, имевший трех сыновей, распорядился, чтобы они после смерти поделили принадлежащее ему стадо верблюдов так, чтобы старший взял половину всех верблюдов, средний – треть и младший – девятую часть всех верблюдов. Старик умер и оставил 17 верблюдов. Сыновья начали дележ, но оказалось, что число 17 не делится ни на 2, ни на 3, ни на 9. в недоумении, как им быть, братья обратились к мудрецу. Тот приехал к ним  на собственном верблюде и разделил по завещанию. Как он сделал?

У кого живет сорока?

На одной из улиц дачного поселка только 5 домов. Они окрашены в разные цвета и занимают их семьи поэта, писателя, критика, журналиста и редактора. В доме каждой семьи живет любимая птичка. Глава семьи получает на завтрак любимый им напиток, после чего отправляется в город, пользуясь любимым способом передвижения.

Поэт пользуется велосипедом. Редактор живет в красном доме. Критик живет в крайнем доме слева, рядом расположен голубой дом.

Тот, кто ездит на мотоцикле, живет в среднем доме.

Тот, кто живет в зеленом доме, расположен рядом с белым, справа от него, всегда отправляется в город пешком.

В доме, где живет снегирь, на завтрак всегда бывает молоко.

Тот, кто на завтрак получает какао, живет в доме, соседнем с тем домом, где живет синица.

В желтом доме на завтрак подают чай.

Живущий рядом с любителем канареек утром пьет чай.

Писатель пьет только кофе.

Тот, кто ездит на своем автомобиле, любит пить томатный сок.

В доме журналиста живет попугайчик.

У кого живет сорока?

Перетягивание каната.

Борис взялся за один конец каната, а Аркадий и Николай вместе – за другой конец. Перетянул Борис, хотя и с большим трудом. Когда с одной стороны встали Борис и Аркадий, а другой стороны Владимир с Николаем, то ни та, ни другая пара не смогли перетянуть канат на свою сторону. Но стоило только Николаю и Аркадию поменяться местами, как победу одержала пара Владимир и Аркадий.

При помощи точных рассуждений докажите, что Владимир – самый сильный из этих четырех друзей, и определите, кто по силе на втором, третьем и последнем местах.

Кто одноклассница Толи?

В школьной математической олимпиаде приняли участие четыре мальчика – Саша, Павел, Толя, Коля – из разных классов и четыре девочки – Даша, Эля, Нина, Маша – по одной из тех же классов, что и мальчики.

Нина решила 4 задачи, Даша -3, Эля -2, а Маша – только одну. Саша решил столько задач, сколько его одноклассница. Павел, Толя и Коля решили больше задач, чем их одноклассницы, соответственно вдвое, втрое и вчетверо. Всего было решено 32 задачи.

Кто из этих девочек – одноклассница Толи?

Коварный замысел Кощея Бессмертного

Чтобы сжить с белого света 40-летнего Змея Горыныча, Кощей Бессмертный придумал змея Горыныча приучить к курению. Кощей Бессмертный подсчитал, что если Змей Горыныч каждый день будет выкуривать по 17 сигарет в течение года, то он умрет через 5 лет, если же Змей Горыныч каждый день будет выкуривать по 16 сигарет в течение года, то он умрет через 10 лет.

До скольких лет доживет Змей Горыныч, если он не будет курить?

Иван против Кощея Бессмертного

- Помогу тебе, Иван, вызволить Василису Прекрасную, - сказала Баба Яга. – По душе ты мне пришелся. Да и от Кощеева коварства много я страдала, уж очень хочется его проучить.

Вот тебе, Иван, клубок. Приведет он тебя прямо к Кощею Бессмертному. В подземелье у него три темницы. В одной из них томится Василиса Прекрасная, в другой находится Змей Горыныч, а третья темница – пустая. Учти, что все надписи на дверях темниц неверные.

Бросил Иван клубок на землю. Покатился клубок, а Иван – за ним. Долго ли, коротко ли, он дошел до Кощея Бессмертного. Потребовал Иван у него Василису Прекрасную.

Повел Кощей Ивана в подземелье. Показал три темницы, на дверях которых написано:

Темница 1 – «Здесь Василиса Прекрасная»;

Темница 2 – «Темница 3 не пустая»;

Темница 3 – «Здесь змей Горыныч».

- Отпущу, Иван, с тобой Василису Прекрасную, если угадаешь, в какой она темнице. Покажешь на дверь, за которой Змей  Горыныч,- быть тебе растерзанным. Покажешь на пустую темницу – быть тебе в ней узником до конца дней своих.

Задумался Иван…Ребята, посоветуйте Ивану, на какую дверь ему показать.

Кто победил Змея Горыныча?

- Змей Горыныч побежден! – такая молва дошла до Микулы Селяниновича. Он знал, что это мог сделать кто-то из богатырей: либо Илья Муромец, либо Алеша Попович, либо Добрыня Никитич.

Вскоре Микуле Селяниновичу сообщили:

1) Змея Горыныча победил не Илья Муромец;

2)  Змея Горыныча победил Алеша Попович.

Спустя некоторое время выяснилось, что одно из этих сообщений неверное, а другое верное.

Догадайся, кто из трех богатырей победил Змея Горыныча.

        

Восьмое путешествие Синбада

Синбад – Мореход попал на остров. На нем живут только правдолюбы (они всегда говорят правду) и лгуны (они всегда лгут). Синбада сопровождал проводник – житель этого острова. Вскоре они увидели еще одного жителя острова. Синбад послал проводника узнать, кто этот житель острова – правдолюб или лгун. Проводник вернулся и сказал, что тот говорит, что лгун.

Кто был проводник – правдолюб или лгун?

                                        Квартет

Проказница Мартышка,

                        Осел,

                        Козел

                        Да косолапый Мишка

                        Затеяли сыграть Квартет.

Для этого они сели кружком, мартышка расположилась напротив Медведя, а рядом с нею – Осел и Козел.

                        Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

Тогда Осел и Козел поменялись местами.

                        Расселись, начали Квартет.

                        Он все-таки на лад нейдет.

Таким образом, они перепробовали все возможные варианты, причем Медведь всегда оставался на одном и том же месте.

Сколько всего было вариантов расположения незадачливых музыкантов?

Муравьин и Муравьишка

Муравьин и Муравьишка нашли 3 пшеничных зернышка. Муравьин понес 2 зернышка, а Муравьишка – 1. Муравьин может донести до муравейника 2 зерна за 12 мин. Муравьишка же с одним зернышком или без него движется вдвое быстрее. Если Муравьин понесет одно зерно, то он будет двигаться с такой же скоростью, как Муравьишка с одним зернышком.

У муравьев строго: только солнышко сядет, муравьи все ходы и выходы закроют - и спать. А кто опоздал, тот будет ночевать на улице. До закрытия муравейника осталось 11 мин. Каким образом Муравьишке и Муравьину успеть в муравейник до его закрытия?

Путешественники

Было это давно. К реке, где была лодка, вмещающая только 2 человека, подошли 2 разбойника и 2 путешественника. Разбойники не решались напасть на путешественников. У одного из разбойников была повреждена на столько, что он даже не мог грести веслами.

В случае если на берегу останется один путешественник и два разбойника, то они нападут на него.

Как надо переправиться через реку путешественникам и разбойникам, чтобы избежать нападения?

Веселые задачки

  1. Рассматривая свою коллекцию наклеек, девочка думала: «Если к моим наклейкам прибавить половину их да еще десяток, то у меня была бы целая сотня!» Сколько наклеек у нее было?

2) – Дай мне яблоко, и у меня будет вдвое больше, чем у тебя, - сказал один мальчик другому.

- Это не справедливо. Лучше дай ты мне яблоко, тогда у нас будет поровну,- ответил его товарищ.

Можете ли вы сказать, сколько у каждого мальчика было яблок?

  1. В течение месяца в мастерской было отремонтировано 40 машин – автомобилей и мотоциклов. Сумма всех колес отремонтированных машин ровно 100. Сколько было в ремонте автомобилей и мотоциклов?
  2. Как – то вечером на шоссе сломался автобус. 38 пассажиров остались на обочине. Проезжавший мимо водитель предложил подвезти их до ближайшего населенного пункта, но он мог взять за один раз только четверых. Сколько раз ему пришлось съездить туда и обратно?
  3. У мальчика вдвое больше стеклянных шариков, чем у девочки, а вместе у них 21 шарик. Сколько шариков у мальчика?
  4. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода?
  5. Используя только цифры 1, 6, 8, 9 и 0, два мальчика так расставили их в электронной игре, что сумма чисел в каждом вертикальном и горизонтальном ряду равнялась 264. Их приятель, заглянув к ним в окно, сказал, что и с его стороны сумма чисел в каждом вертикальном и горизонтальном ряду тоже одинаковая и составляет 264. ребята пришли в восторг от своего решения. А получится ли у вас то же самое?

89

86

16

0

66

10

96

                             

 

***

  1. Как пройти из квадрата 1 в квадрат 32 по диагоналям, побывав во всех квадратах с цифрами только один раз.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

  1. Если 5 кошкам нужно 5 минут, чтобы поймать 5 мышек, сколько потребуется кошек, чтобы за 100 минут поймать 100 мышек?
  2. В 6 часов стенные часы пробили 6 раз. По карманным часам я заметил, что время, протекшее от первого удара до шестого, равнялось ровно 30 секундам, то есть для того чтобы пробить 6 раз, часам понадобилось 30 секунд. Сколько времени будет продолжаться бой часов в полдень или в полночь, когда часы бьют 12 раз.
  3. За 5 рейсов корабль перевез всего 500 пассажиров. В первом и втором рейсах было в общей сложности 190 пассажиров, во втором и третьем – 155 пассажиров, в третьем и четвертом – 210, в четвертом и пятом – 225 пассажиров. Сколько пассажиров было на корабле во время третьего рейса?

***

1.В зоопарке оборудован питомник для молодняка. На планете точками отмечены клетки с животными. Смотритель зоопарка обошел все клетки, чтобы почистить их. Начал он с клетки, отмеченной звездочкой, и обошел одну за другой все клетки, как занятые, так и свободные. По диагоналям он не ходил и на заштрихованных клетках не был, так как там помещались различные строения. Закончив обход, смотритель оказался в той же клетке, с которой начал путь. Каков был путь смотрителя зоопарка?

   *

2. Что за странная, загадочная надпись? Это загадка. Найдите способ прочитать ее и отгадайте.

НЕС ЕЕ ТНЕ ПАШ ЕТ АХ ЛЕ БОМБО ГАТА

3. Имя автора сказок зашифровано таким образом:

1___2___3___4___5___1___6__7___8

5___3___8___9___3___3___10___11___12

13___14____15____4____11___6

Пользуйтесь ключом для шифра:

САД    5-1-7

СНЕГ  5-6-3-9

ЛЕВ 2-3-10

РУЧКА 8-14-12-4-1

ШАПКИ  1-5-1-13-4-11

4. Каждое слово поговорки записано анаграммой, прочтите её.

КОЛОБЯ ТО НИЛОБЯ КОЛЕДАНЕ ЕТДАПА

***

 Задания для устного счета, которые  подготовили и проводили   мои ученики на уроках математики в 5 классе.

«Наш класс»

* 5 умножьте на количество парт в 1 первом ряду (4 х 5=20);

* полученное число увеличьте на само себя (20+20=40);

* из этого числа вычтите количество девочек в вашем классе (40-4=36);

* полученное число увеличьте в 1 раз (36 х 1=36);

* уменьши полученное число в 9 раз (36 : 9=4).

Если у вас получилось число 4, то вы все сделали правильно, молодцы!

«Веселые задачки»

1) В первом классе три Оли, два Олега, четыре Миши, три Ольги, один Максим, две Кати. Сколько человек в первом классе?

2) Коля старше Маши на 2 года. Маша младше Коли на 2 года. А Леша старше Маши на 4 года, но младше Лени на 1 год. Кто старше?

3) У Димы было 5 конфет. Он угостил 2-мя конфетами Катю, у нее было три. А Катя угостила 1-ой конфетой Диму. Сколько осталось у каждого?

«Угадай тему урока»

1. Решив примеры и заполнив таблицу, ты узнаешь тему урока.

909

600

0

600

16

16

240

16

240

909

385

909

240

100

35х11=и

6х102

(25-8)х10=е

53-52

9999:11=п

42

(675+34х9)х0=р

2.  Восстанови цепочку вычислений. Вместо звездочек и букв подставь в цепочку нужное число. Заполни таблицу и расшифруй тему урока.

(С)-82=*:6=*+19=32х4= (Н)

(У):10=*+54=*Х2=*-94=32

(Р)х4=32+64=*:6=*-7=(В)

32:16=*+28=*:2=*х5= (И)

(Е)х10=*-8=32х5=*+48= (А)

90

8

208

9

128

4

128

75

4

   

Игра «День и ночь»

Оборудование: карточки с цифрами у каждого ученика.

Содержание игры: учитель говорит «Ночь». Дети опускают головы на парту, закрывают глаза. Учитель: «Я задумала два числа, сложила их, у меня получилось 5 (4, 3, …). Какие числа я задумала? Кто отгадал эти числа, для того наступил день» (Дети поднимают головы и показывают числа)

Игра «Опусти рыбку в море».

Оборудование: На плакате изображён аквариум с рыбками. На каждой рыбке написан свой пример. Изображение Нептуна. Слова Нептуна говорит учитель.

Содержание игры. Нептун: «Мои рыбки попали в неволю. Дети помогите им вернуться в море.» Дети решают примеры, спасают рыбок и отпускают их в море. Если ученик решил пример неправильно, то рыбка остаётся в аквариуме.

Игра «Незнайка – математик».

Оборудование: изображение Незнайки, примеры могут быть записаны на доске или на плакате.

Содержание игры: Учитель вспоминает с детьми эпизоды из сказки Н. Носова о том, как Незнайка хотел стать поэтом, художником, музыкантом. «А вчера, ребята, он решил стать математиком и решил много примеров, и всем малышам и малышкам хвастался, что теперь он вместе со Знайкой будет делать математические расчёты космических кораблей и ракет. А сегодня он принёс нам свои расчёты, чтобы мы его похвалили. Давайте посмотрим, какой он математик». Дети по рядам проверяют 3 столбика примеров, исправляют ошибки.

Итог урока: Как вы думаете, ребята, возьмёт ли Знайка к себе в помощники Незнайку? Чему ещё надо научиться Незнайке? Итог игры можно связать с новой темой урока.

Игра «Сбор плодов»

Оборудование: изображены два дерева, около каждого корзинки. На одном дереве прикрепляются рисунки яблок, на другом – груш. На обратной стороне рисунков различные примеры на сложение и вычитание.

Содержание игры: Девочки собирают в корзины «яблоки», мальчики – «груши». Ученик подходит к доске, выбирает яблоко или грушу и «рвёт» её с ветки. Если он правильно решит пример, то положит плод в корзину, если же нет – вернёт на дерево, а к доске выйдет следующий ученик.

«Детский сад» (игра в парах)

В детский сад с соответствующим номером подбираются игрушки. Например, в наборе две большие карточки: на первой написано число 36 (номер детского сада), а внизу приклеен медвежонок, на второй число 24 (номер второго детского сада) и медвежонок. В конверте ещё 16 маленьких карточек: на каждой медвежонок и один пример, в ответе которого либо 24, либо 36 (например. 72: 2, 12*3, 18*2, , 9 * 4, 48:2, 72:3 и т. д.)

Каждый из играющих берёт себе по одной карточке и затем ходит по очереди. Выигрывает тот, кто скорее «завезёт» в свой детский сад всех медвежат, то есть подберёт 8 карточек с примерами, ответ которых соответствует номеру детского сада. Ценность игры в том, что у неё большое число вариантов (меняются игрушки и примеры).

«Лучший считающий в классе»

Работа в парах. 1 ученик показывает другому пример (на обороте ответ для быстрой проверки). Считает, сколько примеров решено за 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Кто больше всех решит примеров за 2 минуты, является лучшим считающим в классе.

Игра «Обгонялки»

Каждый ряд получает карточку с примерами. (Сколько учеников, столько и примеров.) Решив один пример, ученик передаёт следующему эту карточку.

Игра «Математическая рыбалка».

Оборудование: на 3-х альбомных листах нарисован плакат с рыбками – примерами.

Содержание:

- Наше путешествие продолжается. Мы летим над синим морем. А у самого синего моря жил старик со своею старухой. Какая это сказка? Кто её автор?

- Вот мы в гостях у золотой рыбки. Она приплыла к нам не одна, а со своими подружками и предложила поиграть в игру. Посмотрите на рисунок.

Кто из рыбаков поймал больше рыбок?

- Раскрасьте удочку каждого рыбака и рыбок, которых он поймал, одинаковым цветом.

Игра «Лабиринт»

Карточки.

- Надо пройти через двое ворот так, чтобы сумма чисел, стоящих в воротах, равнялась 11 (12)

Игра «Цветик – семицветик».

Оборудование: Макет цветика – семицветика, с обратной стороны задания – карточки.

- Добрая старушка из сказки «Цветик – семицветик» прислала нам свой волшебный цветок. Теперь мы стали волшебниками и будем исполнять желания своих товарищей. Кто сорвёт лепесток и выполнит задание верно, имеет право на три желания, которые волшебники исполнят. Но эти желания математические.

По команде учителя выходит ученик, срывает лепесток, правильно отвечает и задаёт свои три вопроса классу.

Итог игры: победили те, чьи желания выполнились.

Задания на лепестках:

1 лепесток: Прочитай примеры и посчитай

14 – 7 + 8

12 – 8 + 9

13 – 5 + 6

2 лепесток: Ребусы. Прочитай слова, которые здесь написаны:

ВИ 3 НА 100 Л

3 лепесток: Отгадай загадки.

1) Два братца пошли купаться;

один купается,

а другой у воды дожидается.

Что это? (ведра)

2) У него 4 лапки,

Лапки – цап-царапки,

Пара чутких ушей.

Он – гроза для мышей. (кот)

4 лепесток: Задача

Утром над окном висело 11 сосулек. За день 4 сосульки растаяли. Сколько сосулек было над окном вечером?

5 лепесток: Задача.

Маша нарисовала 5 ромашек, а васильков – на 2 меньше. Сколько васильков нарисовала девочка? Сколько всего цветов нарисовала Маша?

6 лепесток: Используя краткую запись, составь задачу.https://arhivurokov.ru/multiurok/0/7/c/07c85cb9437c4c4a466de5b3726518c94a20af18/didaktichieskiie-ighry-na-urokakh-matiematiki-6_5.png

1 ваза – 6 яблок ? яблок

2 ваза – 11 яблок

7 лепесток: Сравни выражения:

6 + 8 … 12 – 4

0 + 7 … 11 – 3

Игра «Корабль стартует в космос»

Оборудование: макеты 3 кораблей, на отдельных трёх листах записаны примеры.

Содержание: На доске 3 модели ракеты и записаны задания для каждого члена экипажа корабля (в одном экипаже 7 человек). Выполнив своё задание, каждый ученик передвигает свою ракету на ступеньку вперёд.

Итог игры: команда, закончившая решение примеров первой, говорит: «Пуск» - и первой летит в космос.

Игра «Поставь стрелку правильно»

На доске круг, разделённый на несколько секторов. В каждом секторе – геометрическая фигура (треугольник, квадрат, овал, круг, прямоугольник, прямая), в центре круга подвижная стрелка.

- Один из учеников перечисляет признаки геометрической фигуры, но не называет её, а другой указываете стрелкой и называет.

Игра «Выиграй миллион»

Цели игры: Развитие произвольной сферы, умение сосредотачиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать знания.

Эту игру можно проводить на уроках закрепления или проверки знаний на любом предмете и по многим темам.

Оборудование: карточки.

Ход игры: Играющий берёт карточки по порядку. За каждый правильный ответ даётся бонус.

Условия игры: Выбери верное утверждение.

1 карточка 5 + 4 = 10

5 + 5 = 10

2 карточка 6 + 3 = 10

6 + 4 =10

3 карточка 7 + 1 = 10

8 + 2 = 10

4 карточка 1 + 3 + 6 = 10

1 + 2 + 5 =10

13 «Занимательные квадраты»

Материал игры: не заполненный занимательный квадрат, то есть в котором отсутствуют числа в клетках.

Содержание: Заполнить квадрат так, чтобы сумма, расположенная в рядах, в столбиках и по диагонали получилась одинаковой.

135

120

195

165

Игра «У кого больше рыбок»

Материал для игры: иллюстративное наборное полотно, на котором изображён пруд; в прорези этого полотна вставлены рыбки; на рыбках написаны числа (трёхзначные)

Содержание игры: Соревнуются 3 команды по 3 – 4 человека в каждой. Каждый член команды (поочерёдно) ловит рыбку, громко называет число и проводит его анализ. Ученик должен сказать, сколько знаков в числе, определить его место в числовом ряду, дать анализ его по десятичному составу. Если ответы его правильные, то он поймал рыбку;. Если ученик ошибся, то рыбка уплыла (её снова вставляют в наборное полотно). Команда, которая поймала больше рыбок, выигрывает.

Игра «Кто быстрее и верно назовёт числа по порядку от большего к меньшему и наоборот?»

21

28

30

23

35

27

36

32

26

34

25

33

22

29

31

24

Соревнуются 2 ученика. Эта игра развивает внимание, наблюдательность, способствует отработке счёта.

Игра «Кто больше составит чисел?» Содержание игры: учащимся предлагают три цифры 4, 7, 9.

Задание: Какие числа и сколько их можно составить из этих цифр?

Задание оказывается более сложным, если одна из цифр равна 0.

Тот, кто, составил все возможные числа выиграл.

«Круговые примеры или цепочка»

Особенность этих примеров заключается в том, что ответ 1-го примера является началом 2-ого примера, ответ 2-го примера является началом 3-ого примера и т. д.

Игра «Какое число я задумал?»

Содержание игры:

Даётся задание: - Я задумал число, ты его отгадаешь, если правильно от 100 отнимешь 50, к результату прибавишь 25, а сумму разделишь на 3, Какое число я задумал?

Игра «Узнай, что здесь написано»

Оборудование: таблица с цифрами от 1 до 11, причём каждая цифра имеет свою букву.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

с о и ч г л у т ф а р

Содержание игры: Учитель пишет на доске три столбика примеров и предлагает каждому ряду решить по одному столбику и рядом с ответом написать букву, которая стоит под соответствующим номером в таблице. Если прочитать буквы в каждом столбике сверху вниз, то получится слово.

72:18 = … 56:8 =… 99:11 =…

96:32 =… 80:16 = … 39:13 = …

17:17 =… 100:50 = … 100 – 95 =…

96:16 = … 80 – 74 =… 84:12 =…

54:27 =… 40 – 29 =...

80:8 =…

«Назови соседей»

Цель: закрепить знание ряда чисел и умения называть соседей числа.

Играющие садятся в кружок. Ведущий бросает мяч ребенку, называя числа от 0 до 30. Поймавший мяч должен назвать «соседей»  данного числа, т.е. числа на один меньше и на 1 больше названного, или предыдущее и последующее.

После этого он возвращает мяч ведущему. Если поймавший мяч ребёнок дважды ошибается в названии «соседей», он выбывает из круга и внимательно следит за игрой со стороны.

«Быстро занять места!»

Цель: закрепление представления о порядковом значении числа.

Учащиеся разбегаются по всей площадке, собирают на полу жетончики с номерами. Учитель произносит команду: «Быстро занять места!». Дети спешат занять свои места, согласно тем цифрам, которые имеются на их жетонах, по порядку (по возрастанию, по убыванию; слева – четные, справа – нечетные).

«Эхо»

Цель: закрепление последовательности натурального ряда чисел от 1 до 10.

Школьники идут в колонне по одному. Учитель называет число, а дети как эхо, повторяют его и последующее (повторяют его и предыдущее).

«Кто ушел?»

Цель: развитие внимания, закрепление знания ряда чисел.

Ученики строятся в круг. Водящий встает в центр круга, запоминает, какие цифры на карточках в руках у детей (только четные; только нечетные; по возрастанию; по убыванию и т.д.) закрывает глаза. Учитель дотрагивается до одного из играющих, стоящих в круге, и он тихо выходит из зала. Учитель спрашивает у водящего: «Отгадай, кто ушел?» (какой цифры не хватает). Если водящий отгадал, то он встает в круг и выбирает другого водящего. Если не отгадал, то снова закрывает глаза, а выходивший из зала занимает своё прежнее место в кругу. Водящий, открыв глаза, должен назвать его.

 

«Знают все свои места!»

Цель: закрепить знания ряда  чисел от1 до 10.

Учащиеся  строятся на площадке в шеренгу. Каждый получает карточку с примером типа: 5 – 2; 8 + 2; 3 + 4… С результатом от 0 до 10. по сигналу или по команде учителя «Разойдись!» дети расходятся по площадке и дружно говорят:

                         У ребят порядок строгий,

                         Знают все свои места.

                          Ну, трубите веселее:

                          Тра-та-та, тра-та-та.

За это время учитель на площадке в разных местах крепит карточки с цифрами от 0 до 10.

После сигнала учителя дети быстро занимают свои места, согласно решенному примеру.

«Передай кубик»

Цель: закрепить знание ряда чисел.

На первую парту каждого ряда ставится пластмассовый цветной кубик.

По сигналу учителя кубик передается каждому ученику по очереди, с названием чисел по порядку, пока не возвратится обратно на первую парту. Затем точно так же передают кубик с названием чисел по убыванию, называя каждое предыдущее число.

Ряд, закончивший передачу кубика первым, побеждает.

Игра повторяется 2-3 раза.

«С листками календаря»

Цель:

Всем играющим прикалывают на грудь по листку из отрывного календаря. Листки надо подбирать так, чтобы играющие могли выполнить следующие задания:

  1. Собрать команду, состоящую из пяти одинаковых дней недели (вторников, четвергов или пятниц и т.п. – записать пример на сложение, используя цифры на листках и решить его,  после чего громко назвать получившееся  число.
  2. Собрать команду, состоящую из всех семи дней недели (числа должны идти по порядку). Побеждает команда, вставшая в шеренгу первой.
  3. Найти вчерашний день (например, «пятое сентября» ищет «четвертое сентября» и т.п.). Побеждает команда, которая нашлась первая.
  4. Собраться так, чтобы образовался год 2000 (1998, 2005 и т.д.).
  5. Собраться так, чтобы сумма чисел на листках равнялась круглым числам (10, 20, 30, 40 и т. д.).

«Микрокалькулятор»

Цель: закрепление знания  состава числа первого десятка.

                                               Мы устали от сложения

                                               И тетрадки спрятали,

                                               Дайте нам для ускорения

                                               Микрокалькуляторы.

Дети делятся на две команды. Игроки решить пример на карточке, пробежать эстафету и взять в конце пути в корзине столько предметов, какой ответ получился при решении примера на карточке. Например, 3 – 2 = 1, значит, игрок берет 1 предмет.

Примеры на карточках:

                  Команда 1                                             Команда 2

                  5 – 3                                                       8 + 2

                  6 – 4                                                       10 – 3

                  8 – 1                                                       7 + 2

                  3 + 4                                                       8 – 6

                  7 + 3                                                       9 – 7

У каждой команды должно получиться в конце эстафеты по 30 предметов.

«Парная игра»

Цель: развивать умение соотносить плоскостные геометрические фигуры и их контуры.

Ученикам раздают плоскостные геометрические фигуры и контуры этих фигур. Дети, держа в руках фигуры, выстраиваются в шеренгу. По команде учителя они ищут себе пару согласно своей фигуре (плоскостная должна соединиться с контурной).

«Зрительный диктант»

Цель: распознавание геометрических фигур, формирование пространственных представлений детей.

Ученикам предлагается посмотреть на наборное полотно, где слева направо расставлены 3 – 5 геометрических фигур.  Две команды под музыкальное сопровождение 1 – 2 минуты, должны расставить на площадке в такой же последовательности, как в образце, геометрические фигуры более крупного размера и назвать их.

Выигрывает та команда, которая быстро и без ошибок справляется с заданием.

«Построение в шеренгу»

Цель: закрепление понятий «низкий», «высокий», «справа», «слева», «впереди», «сзади».

Ученики строятся в шеренгу по росту. Учитель дает им следующие задания:

- Кто в классе самый высокий?

 - Какой по росту Саша? (Саша самый низкий.)

 - Кто твой сосед слева? Справа?

 - Между кем и кем ты стоишь?

 - Шаг вперед сделает Маша.

 - Таня, сделай шаг влево.

 - Сзади Тани встанет Аня, а впереди Сережа.

«Живые числа»

Цель: закрепление последовательности натурального ряда чисел от1 до 10.

Ученики получают таблички с числами. Каждый крепит свою табличку на грудь. Учитель дает команду: «Числа, встаньте по порядку!». Участники игры становятся в шеренгу, лицом к классу и пересчитываются от 1 до 10 и обратно от 10 до 1.

«Белочка и грибы»

Цель: закрепить знания о составе числа.

                                      Кто по елкам ловко скачет?

                                      И взлетает на дубы?

                                      Кто в дупле орешки прячет,

                                      Сушит на зиму грибы?

Учитель рассказывает учащимся о том, что белочка на зиму делает запасы грибов. В одном дупле белочка никогда не хранит запасы, а раскладывает в 2 – 3 дупла. Белочка каждый день сушила по 7 белых грибов (число можно менять) и раскладывала их в два дупла. По сколько грибов в каждое дупло может положить белочка? Дети выходят к доске и раскладывают грибы в «дупла».

«Кто быстрее нарядит ёлочку?»

Цель: формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10.

Вывешиваются два плаката с изображением ёлочек. На доске записаны столбики примеров, по 8 – 10 в каждом. К доске выходят два ученика. У каждого из них по 8 – 10 картонных игрушек с крючками. По сигналу учителя дети начинают решать примеры. Решив пример, учение вешает игрушку на свою елочку.

«Строим дом»

Цель: распознавание геометрических фигур, формирование пространственных представлений детей.

                                               Мы построили просторный

                                                           Четырехэтажный дом,

И для всех своих игрушек

Место в доме мы найдем.

В доме окна есть и двери,

Крыша крашеная есть…

Здесь поселятся игрушки.

Хорошо им будет здесь!

                    (А. Бродский)

       После прочтения стихотворения учитель говорит:

Сегодня будем строить дом

На радость новоселам,

Чтоб каждый становился в нем

Счастливым и веселым!

После этих слов из различных геометрических фигур, учащиеся на партах, у доски строят дом. Затем называют геометрические фигуры, отвечают на вопросы: Сколько? Каких фигур больше?

Список используемой литературы:

1.Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел: (Матем. Головоломки и задачи для любознательных): Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1986. -144 с.: ил.

2. 365 логических игр и задач. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2005. – 288с. – (Умникам и умницам).

3. Игнатьев Е.И. В Царстве смекалки / Под редакцией М.К. Потапова. -  4 изд. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1984, 192с.

4. И. Ганчев, К. Чимев, Й. Стоянов. Математический фольклор. Пер. с болг. / И. Ганчев, К. Чимев, Й. Стоянов.- М.: Знание, 1987. – 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный счет на уроках математики в начальной школе

Устный счет на уроках математики в начальной школе...

Устный счет на уроках математики в 1 классе

Одна из основных задач обучения  математике в начальных классах – формирование у учащихся вычислительных навыков, осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Для достиж...

Устный счет на уроках математики во 2 классе

Устный счет на уроках математики во 2 классе...

Мастер - класс "Устный счет на уроках математики в начальной школе"

Классификация упражнений для устного счета по форме их восприяти. Условия продуктивного использования устного счета на уроках математики....

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ " ПРИЕМЫ УСТНОГО СЧЕТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ".

В системе учебных предметов математике принадлежит особая роль. Она вооружает учеников необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые используются при изучении других школьных дисциплин. Учителю ...

Доклад " Устный счет на уроках математики в начальной школе"

Доклад " Устный счет на уроках математики в начальной школе"...

Устный счет на уроках математики в начальной школе

Роль устного счета на уроках математики....