Урок математики в 1 классе по теме "Длина. Сантиметр"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Авзалова Светлана Фанавична

Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме "Длина. Сантиметр" ("Школа 2100") с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehkarta_uroka.doc102.5 КБ
Файл urok.pptx1.86 МБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: ОНЗ- урок открытия новых знаний (технология деятельностного метода, проблемно-диалогическая технология)

Технологическая карта урока

Тема

Длина. Сантиметр.

Цели

Образовательные: 1. Обобщить представления детей о способах измерения длины: с помощью мерок, циркулем.

                             2. Познакомить учащихся с единой единицей измерения длины – 1 см.

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать интерес к предмету, культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе и работе в парах.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать свои предположения, умение сравнивать и обобщать.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; участвовать в обсуждении, работая в парах.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания в практической деятельности; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Понимать, что такое «длина», «мера длины», «сантиметр». Сформировать умение сравнивать и измерять длины отрезков с помощью мерок, а также пользоваться циркулем для измерения отрезков. Знать способы сравнения длин отрезков. Уметь измерять длину отрезка с помощью линейки и строить отрезки данной длины.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать свои предположения, уметь сравнивать и обобщать. (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; участвовать в обсуждении, работая в парах. (Коммуникативные УУД).

Уметь логически перерабатывать информацию (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, обосновывать свои суждения); уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания в практической деятельности; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Длина, мерка, мера длины, единичный отрезок, сантиметр

Межпредметные связи

Математика, окружающий мир

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 1-го класса. Часть 2. Стр. 68-69

- индивидуальные наборы отрезков разной длины, циркуль, линейка

- веера цифр

- индивидуальные карточки с заданием

- презентация «Длина. Сантиметр»

- фрагмент мультфильма «38 попугаев»

- тетрадь

- электронная физкультминутка

- алгоритм самооценки

- лист самооценки

- дневник (для самооценки)

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, практическая работа, работа в парах

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цель: 

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

II. Актуализация знаний

Цель:

- организовать актуализацию знаний компонент и результата действия сложения, правила разностного сравнения чисел;

- организовать работу над каллиграфией цифр;

- организовать самооценку по алгоритму.

Слушают учителя

Слушают и смотрят картинку с данным этапом.

Выполняют задание, сравнивают свой ответ с образцом (эталоном).

Ученики работают устно, показывают ответы на вопросы учителя с помощью вееров цифр.

Правильно организовывают своё рабочее место (тетрадь, ручку), работают над каллиграфией цифр.

Слушают и смотрят картинку с данным этапом.

Сравнивают свою работу с эталоном.

Выполняют самооценку по алгоритму.

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Показывает данный этап на картинке.

Организует актуализацию знаний компонент и результата действия сложения, связи между ними, состава чисел, правила разностного сравнения чисел.

Организует работу в тетрадях, следит за правильностью положения тетради, осанкой, каллиграфией цифр.

Организует работу по самооценке.

   Встало солнышко давно,

   Заглянуло к нам в окно,

   На урок торопит нас –

   Математика сейчас.

1. – Перед изучением новой темы настройте себя на математический лад.

 Слайд 2.

- Работаем устно.

- Даны тройки чисел. Найдите такую «загадочную» тройку чисел, где одно число равно сумме двух других.

- Правильно. Это числа 8,2,10.

 Слайд 3.

-Покажите с помощью веера цифр число, которое является суммой двух других.

- Покажите наименьшее число.

- На сколько 8 больше 2? Как узнать?

- Замените каждое из чисел суммой одинаковых слагаемых.

2. Работа в тетради.

- Откройте свои тетради и пропишите эту «загадочную» тройку чисел.

3. Слайд 4.

- Ребята, возьмите свой лист самооценки и оцените соответствующим цветом свою работу на 1 этапе, который называется «Загадочная тройка».

 Слайд 5.

Уметь находить сумму чисел, наименьшее число, сравнивать числа на основе правила разностного сравнения чисел.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Умение слушать и понимать речь других

 (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний

(Познавательные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

II. Формулирование темы урока

Цели:

- организовать формулирование темы урока через игровое задание «Отгадай слово»;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока;

- организовать самооценку по алгоритму.

Слушают и смотрят на карточки с заданием.

Выполняют задание на индивидуальных карточках.

Сравнивают свою работу с эталоном.

Выполняют самооценку по алгоритму.

Проговаривают тему.

Высказывают свои предположения, опираясь на свой жизненный опыт

Показывает картинку следующего этапа. Называет этап.

Организует актуализацию умений решать числовые выражения и вызывает познавательный интерес.

Организует побуждающий диалог.

1. – Ребята, тему нашего урока я зашифровала в следующем задании:

- Найдите значения числовых выражений и вы узнаете ключевое слово нашего урока. Слайд 6.

- Нашли ключевое слово нашего урока? (длина).

- Вот и «Золотой ключик» к нашему уроку.

- Сравните свою работу с образцом (Слайд 7) и оцените цветом свою работу на 2 этапе нашего урока.

- Какая будет тема урока? (Длина.) Слайд 8.

- Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? (измерять, чертить, сравнивать). Это цели нашего урока.

-Пригодится ли нам такое умение? (да)

- Люди каких профессий не обходятся без этих умений?

- Итак, тема нашего урока – Длина. Сантиметр.

Цели: познакомимся с новой единицей измерения длины и с его помощью будем измерять отрезки, чертить их, измерять и сравнивать.

Физкультминутка

Слайд 9.

Уметь считать в пределах 10.

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)

Уметь высказывать свои предположения (Регулятивные УУД)

Уметь находить ответы на поставленные вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД)

III. Практическая работа

Цели:

- побуждение формулирование проблемы;

- выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

- организовать самооценку по алгоритму.

Под руководством  учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

Учащиеся измеряют отрезки и называют свои ответы (3е, 5а)

Учащиеся сравнивают длину отрезков наложением. (Возникновение проблемной ситуации)

Формулируют проблему

Смотрят мультфильм, ищут ответ на поставленный вопрос.

Делают вывод.

Выполняют самооценку по алгоритму.

Организует выявление места затруднения.

Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

Побуждает к формулированию проблемы.

1. - У вас на столах лежит комплект отрезков.

- Покажите самый короткий отрезок, самый длинный отрезок, отрезки равной длины.

- Как вы определили? (наложением)

2. – Посмотрите на отрезки, изображённые на доске.

- Сравните их. Какой из них длиннее? Какой короче? А может они одинаковой длины?

- В чём испытываете затруднение? (Их нельзя сравнить наложением).

- С помощью чего можно сравнить эти отрезки? (с помощью мерки)

3.Создание проблемной ситуации

- У вас есть мерки. Измерьте длину самого длинного отрезка с помощью циркуля и заданных единичных отрезков (У учащихся отрезки одинаковой длины, а мерки разные)

- Какие длины у вас получились? (Задание на ошибку)

- Давайте сравним длину ваших отрезков. (Предъявление действительного факта)

- Какое противоречие вы заметили? (Числа получились разные, а отрезки оказались одинаковые)

- Какой же возникает вопрос?

(Как можно сравнить длины отрезков?)

4.-Давайте посмотрим фрагмент любимого всеми мультфильма и сделаем вывод, почему отрезки одинаковой длины имеют разное число единичных отрезков.

Фрагмент мультфильма «38 попугаев» Слайд 10.

- Так почему при измерении одинаковых отрезков число единичных отрезков получилось разное?

(Так получилось потому, что мерки для измерения отрезков были разные)

Слайд 11.

5.- Оцените свою практическую работу на 3 этапе урока «Почемучка»

Уметь сравнивать длины отрезков наложением.

Уметь измерять длину отрезка мерками и с помощью циркуля.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Высказывать свои предположения (Регулятивные УУД)

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

IV. «Открытие» нового знания

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства.

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

С помощью учителя проговаривают название следующего этапа, ставят цель урока.

С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.

Составляют и проговаривают план  действий с помощью учителя.

Называют средства.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует постановку цели урока.

Показывает картинку следующего этапа. Называет этап.

Организует составление совместного плана действий.

Организует определение средств.

1. – В старину люди тоже пользовались разными мерками. Слайд 12.

- Но это было неудобно, поэтому люди договорились пользоваться одинаковыми мерками.

2. - Где найти эти мерки? Эти мерочки всегда с вами, они у вас под рукой, ими можно измерять (от слова «мерка») длину.

- О какой принадлежности идёт речь? (о линейке)

3. – Ребята, возьмите свои линейки. Похож ли этот инструмент на числовой отрезок? (да)

- Он состоит из единичных отрезков.

- Кто знает название этого единичного отрезка? (сантиметр)

Физминутка

- Напишите носом новое слово «сантиметр».

4. Работа с учебником.

   №3,с. 68

- Посмотрите, как Петя измерял длину отрезка КМ.  Слайд 13.

- Какое число стоит напротив точки К?

- Какое число показывает длину отрезка? (9). Это столько единичных отрезков (см) входит в этот отрезок.

- Какова длина отрезка КМ? (длина отрезка КМ = 9 см)

- Выполним № 4, с. 68.

- Чему равна длина отрезка ВК? ( спрашиваю несколько человек)

- Ребята, а почему так получилось? Линейки у всех разного цвета, из разного материала, а результаты измерений получились одинаковые?

(Мы пользовались одинаковой меркой – см)

5. - Проверим наши предположения. Сравним его с выводом в учебнике.(с. 69)

Понимать, что такое сантиметр. Уметь работать с линейкой.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

V. Первичное закрепление

Цели:

- организовать выполнение тренировочных упражнений в измерении и построении отрезков.

- зафиксировать новое знание в речи;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- организовать самооценку по алгоритму.

Строят отрезок длиной 4 см.

Фиксируют новое знание в речи.

Измеряют отрезки с помощью линейки

Организует подводящий диалог.

Организует фиксирование нового знания в речи и знаках.

1. Самостоятельная работа в тетради- № 5, с.69.

- Какой длины отрезок надо построить?

- Как строить отрезок с помощью линейки?

2. – Оцените своё умение измерять и строить отрезок на 4 этапе урока «Семь раз отмерь – один отрежь!»

Уметь измерять длину отрезка с помощью линейки и строить отрезки данной длины.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).

Уметь выполнять работу по предложенному плану (Регулятивные УУД).

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону, самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Выполняют задание самостоятельно в тетради.

Выполняют самопроверку по эталону.

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину  исправляют ошибки.

Выполняют самооценку по алгоритму.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

Организует самопроверку по эталону.

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Организует самооценку (методика Цукерман)

3. №6, с. 69.

- Какой длины отрезок Кати?

- Какой длины отрезок Вовы?

- Чей отрезок длиннее? Чей отрезок короче?

- Я вам предлагаю составить и решить задачу.

- Какие данные можно отнести к условию задачи? (Длина отрезка Кати 4см, а длина отрезка Вовы 3 см)

- Какой вопрос можно поставить к этому условию? (На сколько отрезок Кати (Вовы) больше (меньше) отрезка Вовы (Кати)?

- Запишите решение задачи в тетрадь.

- Сравните своё решение с образцом (эталоном) и оцените своё умение решать задачи на 5 этапе нашего урока «Задачкино»

4. Какой вывод можно сделать?

- Можно ли меры длин, измеренные одинаковыми мерками –см сравнивать? Складывать? Вычитать?

5. Организация работы по алгоритму самооценке с проговариванием затруднений.  Слайд 16

- Кто желает оценить свою работу на последнем этапе урока по алгоритму?

Уметь решать уравнения вида а ± х = b, х – а = b на основе взаимосвязи между частью и целым.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь выполнять работу по предложенному плану (Регулятивные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

VIII.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

По алгоритму рассказывают, что узнали, чему научились, что было интересно, в чём испытывали затруднения.

Делают самооценку в еженедельнике.

Показывает картинку следующего этапа. Называет этап.

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Какая тема урока была?

- Продолжите предложения:

Я узнал…

Я научился…

Мне было интересно…

Я испытывал затруднения…

Слайд 15.

- Оцените свою деятельность на уроке в дневнике, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Автор: Авзалова Светлана Фанавична, учитель начальных классов МОБУ СОШ № 25 г. Дальнегорск Приморского края

Предмет: Математика

Класс: 1 класс


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики в 1 «Б» классе по теме «Длина. Сантиметр» подготовила Авзалова С.Ф.

Слайд 2

Загадочная тройка 1 5 5 8 2 10 3 4 5 2 1 7

Слайд 3

8 2 10

Слайд 4

Лист самооценки 1. Загадочная тройка 2. Золотой ключик 3. Почемучка 4. Семь раз отмерь – один раз отрежь! 5. Задачкино

Слайд 5

Не допустил ни одной ошибки и доволен работой – В работе допущены ошибки, но работой своей удовлетворён – Допущено много ошибок, работой не доволен –

Слайд 6

«Золотой ключик» И 8-2= А 3+4= Н 7+2= Д 5-3= Л 10-5= 2 5 6 9 7

Слайд 7

«Золотой ключик» И 8-2=6 А 3+4=7 Н 7+2=9 Д 5-3=2 Л 10-5=5 2 5 6 9 7 д л и н а

Слайд 8

Тема: Длина. Сантиметр. Цель: Познакомимся с единицей измерения длины – см Научимся измерять и строить отрезки с помощью линейки

Слайд 11

Длина удава 38 попугаев 5 мартышек 2 слонёнка

Слайд 12

Старинные меры длины

Слайд 13

Сантиметр см

Слайд 14

3. Петя измерил длину своего отрезка. Как он это сделал?  Какое число стоит напротив точки К?  Какое число показывает длину отрезка? 0 9 М К К М = 9 см 4. Измерь с помощью линейки длину отрезка Вовы. 0 7 К В В К = 7 см  Можете ли вы сравнить длины отрезков Пети и Вовы? 7 см 9 см >

Слайд 15

Рефлексия Продолжите предложения: Я узнал… Я научился… Мне было интересно… Я испытывал затруднения…

Слайд 16

Как оценить свою работу? 1. Какое было задание? 2. Смог выполнить? 3. Правильно или с ошибкой? 4. Сам или с чьей-то помощью?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс."Измерение длины отрезка. Сантиметр" ПНШ. ФГОС

План- конспект урока математики в 1 классе по теме "Измерение длины отрезка. Сантиметр" Цель урока: создать условия для формирования умения измерять длины отрезков с помощью линейки в сантиметрах.Техн...

Урок математики 3 класс "Единица площади.Квадратный сантиметр" УМК ""Школа России"

Урок математики в 3 классе "Единица площади.Квадратный сантиметр" - 2 урок по новой теме "Единицы площади".Урок по УМК "Школа России". Материал подобран с точки зрения системно- деятельностного подход...

Урок математики 3 класс "Единица площади.Квадратный сантиметр" УМК ""Школа России"

Урок математики в 3 классе "Единица площади.Квадратный сантиметр" - 2 урок по новой теме "Единицы площади".Урок по УМК "Школа России". Материал подобран с точки зрения системно- деятельностного подход...

Презентация к уроку математики. 1 класс. Сантиметр. УМК "Школа России"

Презентация к уроку математики по теме "Сантиметр"составлена на основе заданий,в соответствии с учебником математики по УМК "Школа России". Рекомендую открыть учебник и работать в соответствии с ним....

Урок математики 1 класс "Сантиметр"

Данный урок разработан в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современному уроку в рамках реализации ФГОС....

Урок математики 1 класс "Сантиметр"

Данный урок разработан в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современному уроку в рамках реализации ФГОС....

Технологическая карта урока математики, 1 класс, УМК «Гармония» по теме "Единица длины: сантиметр"

Предмет: математика, 1 класс, УМК «Гармония» Н.Б. ИстоминаТема урока: Единица длины: сантиметр.Тип урока:  урок «открытия» нового       ...