Урок математики в 1 классе по теме "Длина. Сантиметр"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме "Длина. Сантиметр" ("Школа 2100") с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehkarta_uroka.doc | 102.5 КБ |
urok.pptx | 1.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока: ОНЗ- урок открытия новых знаний (технология деятельностного метода, проблемно-диалогическая технология)
Технологическая карта урока
Тема | Длина. Сантиметр. |
Цели | Образовательные: 1. Обобщить представления детей о способах измерения длины: с помощью мерок, циркулем. 2. Познакомить учащихся с единой единицей измерения длины – 1 см. Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Воспитывать интерес к предмету, культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе и работе в парах. Формировать УУД: - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать свои предположения, умение сравнивать и обобщать. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; участвовать в обсуждении, работая в парах. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания в практической деятельности; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Планируемый результат | Предметные: Понимать, что такое «длина», «мера длины», «сантиметр». Сформировать умение сравнивать и измерять длины отрезков с помощью мерок, а также пользоваться циркулем для измерения отрезков. Знать способы сравнения длин отрезков. Уметь измерять длину отрезка с помощью линейки и строить отрезки данной длины. Личностные: Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать свои предположения, уметь сравнивать и обобщать. (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; участвовать в обсуждении, работая в парах. (Коммуникативные УУД). Уметь логически перерабатывать информацию (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, обосновывать свои суждения); уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания в практической деятельности; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). |
Основные понятия | Длина, мерка, мера длины, единичный отрезок, сантиметр |
Межпредметные связи | Математика, окружающий мир |
Ресурсы: - основные - дополнительные | - Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 1-го класса. Часть 2. Стр. 68-69 - индивидуальные наборы отрезков разной длины, циркуль, линейка - веера цифр - индивидуальные карточки с заданием - презентация «Длина. Сантиметр» - фрагмент мультфильма «38 попугаев» - тетрадь - электронная физкультминутка - алгоритм самооценки - лист самооценки - дневник (для самооценки) |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, практическая работа, работа в парах |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты УУД | |
Предметные | УУД | ||||
I. Мотивация к учебной деятельности Цель: - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; II. Актуализация знаний Цель: - организовать актуализацию знаний компонент и результата действия сложения, правила разностного сравнения чисел; - организовать работу над каллиграфией цифр; - организовать самооценку по алгоритму. | Слушают учителя Слушают и смотрят картинку с данным этапом. Выполняют задание, сравнивают свой ответ с образцом (эталоном). Ученики работают устно, показывают ответы на вопросы учителя с помощью вееров цифр. Правильно организовывают своё рабочее место (тетрадь, ручку), работают над каллиграфией цифр. Слушают и смотрят картинку с данным этапом. Сравнивают свою работу с эталоном. Выполняют самооценку по алгоритму. | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Показывает данный этап на картинке. Организует актуализацию знаний компонент и результата действия сложения, связи между ними, состава чисел, правила разностного сравнения чисел. Организует работу в тетрадях, следит за правильностью положения тетради, осанкой, каллиграфией цифр. Организует работу по самооценке. | Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно, На урок торопит нас – Математика сейчас. 1. – Перед изучением новой темы настройте себя на математический лад. Слайд 2. - Работаем устно. - Даны тройки чисел. Найдите такую «загадочную» тройку чисел, где одно число равно сумме двух других. - Правильно. Это числа 8,2,10. Слайд 3. -Покажите с помощью веера цифр число, которое является суммой двух других. - Покажите наименьшее число. - На сколько 8 больше 2? Как узнать? - Замените каждое из чисел суммой одинаковых слагаемых. 2. Работа в тетради. - Откройте свои тетради и пропишите эту «загадочную» тройку чисел. 3. Слайд 4. - Ребята, возьмите свой лист самооценки и оцените соответствующим цветом свою работу на 1 этапе, который называется «Загадочная тройка». Слайд 5. | Уметь находить сумму чисел, наименьшее число, сравнивать числа на основе правила разностного сравнения чисел. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний (Познавательные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
II. Формулирование темы урока Цели: - организовать формулирование темы урока через игровое задание «Отгадай слово»; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; - уточнить тему урока; - организовать самооценку по алгоритму. | Слушают и смотрят на карточки с заданием. Выполняют задание на индивидуальных карточках. Сравнивают свою работу с эталоном. Выполняют самооценку по алгоритму. Проговаривают тему. Высказывают свои предположения, опираясь на свой жизненный опыт | Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует актуализацию умений решать числовые выражения и вызывает познавательный интерес. Организует побуждающий диалог. | 1. – Ребята, тему нашего урока я зашифровала в следующем задании: - Найдите значения числовых выражений и вы узнаете ключевое слово нашего урока. Слайд 6. - Нашли ключевое слово нашего урока? (длина). - Вот и «Золотой ключик» к нашему уроку. - Сравните свою работу с образцом (Слайд 7) и оцените цветом свою работу на 2 этапе нашего урока. - Какая будет тема урока? (Длина.) Слайд 8. - Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? (измерять, чертить, сравнивать). Это цели нашего урока. -Пригодится ли нам такое умение? (да) - Люди каких профессий не обходятся без этих умений? - Итак, тема нашего урока – Длина. Сантиметр. Цели: познакомимся с новой единицей измерения длины и с его помощью будем измерять отрезки, чертить их, измерять и сравнивать. Физкультминутка Слайд 9. | Уметь считать в пределах 10. | Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД) Уметь высказывать свои предположения (Регулятивные УУД) Уметь находить ответы на поставленные вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД) |
III. Практическая работа Цели: - побуждение формулирование проблемы; - выявить место (шаг, операция) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения. - организовать самооценку по алгоритму. | Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя. Учащиеся измеряют отрезки и называют свои ответы (3е, 5а) Учащиеся сравнивают длину отрезков наложением. (Возникновение проблемной ситуации) Формулируют проблему Смотрят мультфильм, ищут ответ на поставленный вопрос. Делают вывод. Выполняют самооценку по алгоритму. | Организует выявление места затруднения. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения. Побуждает к формулированию проблемы. | 1. - У вас на столах лежит комплект отрезков. - Покажите самый короткий отрезок, самый длинный отрезок, отрезки равной длины. - Как вы определили? (наложением) 2. – Посмотрите на отрезки, изображённые на доске. - Сравните их. Какой из них длиннее? Какой короче? А может они одинаковой длины? - В чём испытываете затруднение? (Их нельзя сравнить наложением). - С помощью чего можно сравнить эти отрезки? (с помощью мерки) 3.Создание проблемной ситуации - У вас есть мерки. Измерьте длину самого длинного отрезка с помощью циркуля и заданных единичных отрезков (У учащихся отрезки одинаковой длины, а мерки разные) - Какие длины у вас получились? (Задание на ошибку) - Давайте сравним длину ваших отрезков. (Предъявление действительного факта) - Какое противоречие вы заметили? (Числа получились разные, а отрезки оказались одинаковые) - Какой же возникает вопрос? (Как можно сравнить длины отрезков?) 4.-Давайте посмотрим фрагмент любимого всеми мультфильма и сделаем вывод, почему отрезки одинаковой длины имеют разное число единичных отрезков. Фрагмент мультфильма «38 попугаев» Слайд 10. - Так почему при измерении одинаковых отрезков число единичных отрезков получилось разное? (Так получилось потому, что мерки для измерения отрезков были разные) Слайд 11. 5.- Оцените свою практическую работу на 3 этапе урока «Почемучка» | Уметь сравнивать длины отрезков наложением. Уметь измерять длину отрезка мерками и с помощью циркуля. | Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Высказывать свои предположения (Регулятивные УУД) Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
IV. «Открытие» нового знания Цели: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; - определить средства. | Проговаривают следующий шаг учебной деятельности. С помощью учителя проговаривают название следующего этапа, ставят цель урока. С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. Называют средства. | Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует постановку цели урока. Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует составление совместного плана действий. Организует определение средств. | 1. – В старину люди тоже пользовались разными мерками. Слайд 12. - Но это было неудобно, поэтому люди договорились пользоваться одинаковыми мерками. 2. - Где найти эти мерки? Эти мерочки всегда с вами, они у вас под рукой, ими можно измерять (от слова «мерка») длину. - О какой принадлежности идёт речь? (о линейке) 3. – Ребята, возьмите свои линейки. Похож ли этот инструмент на числовой отрезок? (да) - Он состоит из единичных отрезков. - Кто знает название этого единичного отрезка? (сантиметр) Физминутка - Напишите носом новое слово «сантиметр». 4. Работа с учебником. №3,с. 68 - Посмотрите, как Петя измерял длину отрезка КМ. Слайд 13. - Какое число стоит напротив точки К? - Какое число показывает длину отрезка? (9). Это столько единичных отрезков (см) входит в этот отрезок. - Какова длина отрезка КМ? (длина отрезка КМ = 9 см) - Выполним № 4, с. 68. - Чему равна длина отрезка ВК? ( спрашиваю несколько человек) - Ребята, а почему так получилось? Линейки у всех разного цвета, из разного материала, а результаты измерений получились одинаковые? (Мы пользовались одинаковой меркой – см) 5. - Проверим наши предположения. Сравним его с выводом в учебнике.(с. 69) | Понимать, что такое сантиметр. Уметь работать с линейкой. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). |
V. Первичное закрепление Цели: - организовать выполнение тренировочных упражнений в измерении и построении отрезков. - зафиксировать новое знание в речи; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; - организовать самооценку по алгоритму. | Строят отрезок длиной 4 см. Фиксируют новое знание в речи. Измеряют отрезки с помощью линейки | Организует подводящий диалог. Организует фиксирование нового знания в речи и знаках. | 1. Самостоятельная работа в тетради- № 5, с.69. - Какой длины отрезок надо построить? - Как строить отрезок с помощью линейки? 2. – Оцените своё умение измерять и строить отрезок на 4 этапе урока «Семь раз отмерь – один отрежь!» | Уметь измерять длину отрезка с помощью линейки и строить отрезки данной длины. | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД). Уметь выполнять работу по предложенному плану (Регулятивные УУД). |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | Выполняют задание самостоятельно в тетради. Выполняют самопроверку по эталону. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки. Выполняют самооценку по алгоритму. | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. Организует самопроверку по эталону. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Организует самооценку (методика Цукерман) | 3. №6, с. 69. - Какой длины отрезок Кати? - Какой длины отрезок Вовы? - Чей отрезок длиннее? Чей отрезок короче? - Я вам предлагаю составить и решить задачу. - Какие данные можно отнести к условию задачи? (Длина отрезка Кати 4см, а длина отрезка Вовы 3 см) - Какой вопрос можно поставить к этому условию? (На сколько отрезок Кати (Вовы) больше (меньше) отрезка Вовы (Кати)? - Запишите решение задачи в тетрадь. - Сравните своё решение с образцом (эталоном) и оцените своё умение решать задачи на 5 этапе нашего урока «Задачкино» 4. Какой вывод можно сделать? - Можно ли меры длин, измеренные одинаковыми мерками –см сравнивать? Складывать? Вычитать? 5. Организация работы по алгоритму самооценке с проговариванием затруднений. Слайд 16 - Кто желает оценить свою работу на последнем этапе урока по алгоритму? | Уметь решать уравнения вида а ± х = b, х – а = b на основе взаимосвязи между частью и целым. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь выполнять работу по предложенному плану (Регулятивные УУД). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя. По алгоритму рассказывают, что узнали, чему научились, что было интересно, в чём испытывали затруднения. Делают самооценку в еженедельнике. | Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | - Какую цель ставили? Достигли цели? - Какая тема урока была? - Продолжите предложения: Я узнал… Я научился… Мне было интересно… Я испытывал затруднения… Слайд 15. - Оцените свою деятельность на уроке в дневнике, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый. | Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
Автор: Авзалова Светлана Фанавична, учитель начальных классов МОБУ СОШ № 25 г. Дальнегорск Приморского края
Предмет: Математика
Класс: 1 класс
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Загадочная тройка 1 5 5 8 2 10 3 4 5 2 1 7
8 2 10
Лист самооценки 1. Загадочная тройка 2. Золотой ключик 3. Почемучка 4. Семь раз отмерь – один раз отрежь! 5. Задачкино
Не допустил ни одной ошибки и доволен работой – В работе допущены ошибки, но работой своей удовлетворён – Допущено много ошибок, работой не доволен –
«Золотой ключик» И 8-2= А 3+4= Н 7+2= Д 5-3= Л 10-5= 2 5 6 9 7
«Золотой ключик» И 8-2=6 А 3+4=7 Н 7+2=9 Д 5-3=2 Л 10-5=5 2 5 6 9 7 д л и н а
Тема: Длина. Сантиметр. Цель: Познакомимся с единицей измерения длины – см Научимся измерять и строить отрезки с помощью линейки
Длина удава 38 попугаев 5 мартышек 2 слонёнка
Старинные меры длины
Сантиметр см
3. Петя измерил длину своего отрезка. Как он это сделал? Какое число стоит напротив точки К? Какое число показывает длину отрезка? 0 9 М К К М = 9 см 4. Измерь с помощью линейки длину отрезка Вовы. 0 7 К В В К = 7 см Можете ли вы сравнить длины отрезков Пети и Вовы? 7 см 9 см >
Рефлексия Продолжите предложения: Я узнал… Я научился… Мне было интересно… Я испытывал затруднения…
Как оценить свою работу? 1. Какое было задание? 2. Смог выполнить? 3. Правильно или с ошибкой? 4. Сам или с чьей-то помощью?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики 1 класс."Измерение длины отрезка. Сантиметр" ПНШ. ФГОС
План- конспект урока математики в 1 классе по теме "Измерение длины отрезка. Сантиметр" Цель урока: создать условия для формирования умения измерять длины отрезков с помощью линейки в сантиметрах.Техн...
Урок математики 3 класс "Единица площади.Квадратный сантиметр" УМК ""Школа России"
Урок математики в 3 классе "Единица площади.Квадратный сантиметр" - 2 урок по новой теме "Единицы площади".Урок по УМК "Школа России". Материал подобран с точки зрения системно- деятельностного подход...
Урок математики 3 класс "Единица площади.Квадратный сантиметр" УМК ""Школа России"
Урок математики в 3 классе "Единица площади.Квадратный сантиметр" - 2 урок по новой теме "Единицы площади".Урок по УМК "Школа России". Материал подобран с точки зрения системно- деятельностного подход...
Презентация к уроку математики. 1 класс. Сантиметр. УМК "Школа России"
Презентация к уроку математики по теме "Сантиметр"составлена на основе заданий,в соответствии с учебником математики по УМК "Школа России". Рекомендую открыть учебник и работать в соответствии с ним....
Урок математики 1 класс "Сантиметр"
Данный урок разработан в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современному уроку в рамках реализации ФГОС....
Урок математики 1 класс "Сантиметр"
Данный урок разработан в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современному уроку в рамках реализации ФГОС....
Технологическая карта урока математики, 1 класс, УМК «Гармония» по теме "Единица длины: сантиметр"
Предмет: математика, 1 класс, УМК «Гармония» Н.Б. ИстоминаТема урока: Единица длины: сантиметр.Тип урока: урок «открытия» нового ...