Урок по математике, 1 класс, УМК "Школа России"
методическая разработка по математике (1 класс) на тему
Тема: Отношения "длиннее", "короче"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_14_1_chast_1_klass_shkola_rossii.docx | 27.9 КБ |
urok_14.pptx | 1.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок 14.
Тип урока: ОНЗ.
Тема: «Длина. Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине».
Основные цели: создать условия для
- формирования умения сравнивать предметы по длине, используя понятия “длиннее”, “короче”;
- проведения пропедевтической работы по теме “Задача”;
- закрепления знаний об изученных числах;
- развития внимания, наблюдательности.
Планируемые результаты (предметные): обучающиеся научатся или получат возможность
- сравнивать предметы по длине;
- производить классификацию предметов, математических объектов по одному основанию (цвет, форма, размер, материал).
Универсальные учебные действия (метапредметные).
Регулятивные: уметь различать способ и результат действия.
Коммуникативные: уметь доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; демонстрировать своё понимание высказывания партнёра по общению.
Познавательные: уметь совместно с учителем и самостоятельно проектировать этапы решения учебной задачи.
Личностные: проявляют познавательный интерес; формируют потребности и учебные мотивы; оценивают себя, границы своего знания и незнания.
Ход урока.
- Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
- включение учащихся в учебную деятельность - тренировать в понимании значения уметь учиться;
- определить содержательные рамки урока: длина;
- мотивация к учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
- Назовите тему, которую вы изучаете вот уже несколько уроков? (Числа 1 – 4, их состав, числовые выражения).
- Что нового вы узнали на прошлых уроках? (Мы узнали, как получить числа от 1 до 4. Уточнили их состав. Научились составлять числовые выражения.)
- Где вы использовали ваши знания? (При выполнении заданий.)
- Ваша работа была успешной? (…)
- Хочу пожелать успехов на сегодняшний урок.
- Любой урок вы с чего начинаете? (С повторения)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Цели:
- актуализировать понятия «вчера», «завтра», «уже», «шире», «длиннее», «короче»;
- тренировать мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования;
- мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
- предъявить индивидуальное задание для пробного действия (сравнение полосок по длине);
- организовать выполнения пробного действия и фиксацию затруднения в учебной деятельности (не успели; не смогли; выполнили, но не могут доказать)
- организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в обосновании выполнения задания.
Организация учебного процесса на этапе 2:
- Актуализация понятий «вчера», «завтра», «уже», «шире», «длиннее», «короче».
- Какой сегодня день недели?
- Какой день недели следует за понедельником?
- Какой день недели будет завтра?
- Какой день недели был вчера?
- Продолжи мою фразу…
Если желтая лента уже красной, то красная…
Если зеленая лента шире желтой, то желтая…
Если зеленая лента длиннее красной, то красная…
Если красная лента короче зеленой, то зеленая…
2. Пробное задание.
У детей в конвертах полоски.
- Возьмите две полоски бумаги. (Полоски разные по цвету и длине.)
– Сравните полоски. Что заметили? Что можно сказать о длине полосок?
– Как вы думаете, какая из них длиннее, то есть больше по длине?
- Поднимите руки, кто не справился. (…)
- В чём у вас затруднение? (Не смогли найти способ сравнения.)
- Поднимите руки, кто выполнил задание (…)
- Как вы можете доказать, что данное задание выполнили правильно? (…)
- Что будете дальше делать? (Будем разбираться, в чём причина, возникшего затруднения.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цели:
1) организовать восстановление выполненных действий и фиксацию (вербальную и знаковую) места – шага, где возникло затруднение;
2) организовать соотнесение действий учащихся с используемым способом и на этой основе организовать выявление и фиксирование во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений, которых недостаёт для решения исходной задачи.
Организация учебного процесса на этапе 3:
- Какое задание выполняли? (Сравнивали полоски по длине.)
- Каким способом пользовались? (….)
- В каком месте возникло затруднение? (Часть детей должны сказать, что не сравнили, так как не знают как, другая часть - не могут обосновать)
- Почему возникло затруднение? (У нас правила сравнения).
4. Физ. минутка.
5. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
- в коммуникативной форме организовать построение учащимися проекта будущих учебных действий:
1) уточнение цели проекта (сформулировать правило сравнения);
2) определение средств (практические действия, учебник и т.д.);
3) построение плана достижение цели.
Организация учебного процесса на этапе 5:
- Сформулируйте цель урока? (Сформулировать правило.)
- Как вы думаете, по какому пути пойти?
Работа с учебником (с. 32).
– Составьте небольшой рассказ по рисунку, используя понятия «длиннее», «короче».
– У какой собаки поводок длиннее? А у какой – хвост? Уши какой собаки короче?
– Можно ли сказать, что мальчик короче девочки? (Нет.) Как правильно сказать? (Мальчик ниже девочки.) Что можно сказать о росте девочки по сравнению с ростом мальчика? (Девочка выше мальчика.)
- Вы проводили сравнения? Как вы определяли длину? (На глаз.)
- Можем ли также измерить наши полоски?
- А теперь посмотрите, как сравнивали ремни.
6. Реализация построенного проекта.
Цели:
1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний: правила сравнения предметов по длине;
2) сформировать умение использовать открытые знания на практике;
3) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 6:
- Как расположены ремни?
- Для сравнения ремней по длине их следует наложить один на другой или приложить один к другому таким образом, чтобы концы ремней совпадали. Если противоположные концы ремешков совпадут, то длина ремней одинакова, если не совпадут, то длиннее тот ремень, у которого осталась «лишняя» часть.
- Первичное закрепление во внешней речи.
Цель:
- зафиксировать новый способ действий во внешней речи, тренироваться в применении, нового правила при сравнении предметов по длине.
Организация учебного процесса на этапе 7:
- Что теперь надо сделать? (Потренироваться в сравнении.)
1) – Возьмите из конверта три полоски: белую, чёрную и красную.
- Сравните белую и чёрную полоски. Какая полоска длиннее? Какая короче? (Белая длиннее чёрной. Чёрная короче белой.)
- Сравните белую и красную полоски. Что вы заметили? (Они одинаковой длины.)
- Что можно сказать о длине красной и чёрной полосок? (Красная длиннее чёрной.)
- Каким правилом пользовались?
2) С. 12 (тетрадь) (Сам. работа).
- Как сравнивали? (На глаз).
Проверка по образцу.
- Всегда можно ли так сравнивать?
На данном уроке происходит лишь первое знакомство детей с сравнением предметов по длине, поэтому положительным итогом урока следует считать усвоение учащимися правила сравнения практическим путём без измерений.
7. Физ. минутка.
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
Цели:
1) организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на применение нового правила;
2) организовать самооценку детьми правильности выполнения задания (при необходимости – коррекцию возможных ошибок).
Организация учебного процесса на этапе 8:
Для самостоятельной работы предлагается стр. 33 (вверху)
На выполнение задания отводится 2 минуты.
(Отвечает ученик.)
- Кто справился?
- Кто допустил ошибки?
- В чём причина допущенных ошибок? (…)
9. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
- тренировать умение читать и записывать числа 1 – 4,
- подготовить к решению простых задач: составление схем и запись решения.
С. 33 (учебник).
(1) – на доске с комментированием.
– Составьте краткие (математические) рассказы, в которых бы содержались вопросы, по рисункам учебника. (С дерева упало 2 яблока, а потом ещё одно. Сколько яблок упало всего?)
– Запишите равенство, которое будет соответствовать вашему рассказу. (2 + 1 = 3.)
Один учащийся выполняет работу на доске и комментирует её.
– Составьте рассказ по второму рисунку. (На полянке лежало три яблока. Одно яблоко унёс ёжик. Сколько яблок осталось?)
Затем записывается равенство (с комментированием): 3 – 1 = 2.
(2) – самостоятельно с самопроверкой по образцу.
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели:
- зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
- организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;
- оценить собственную деятельность на уроке;
- зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 10:
- Что нового вы сегодня узнали? (…)
- Что новое было для вас?
- Проанализируйте свою работу на уроке. (…)
Высказывается несколько учеников.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 + 3 = 4 3 - 1 = 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты уроков по математике УМК"Школа России" 4 класс
Конспекты уроков УМК "Школа России" 4 класс....
Урок в 1 класс. Школа России Математика Много. Один. Цифра 1
Много. Один. Цифра 1Урок математики 1 класс Школа России. Тип урока: урок изучение нового материалаОборудование: проектор, интерактивная доска Smart Board,колонки, микрофон, программа Notebook, у...
Карточки для урока математики. Урок №1. 2 класс. Школа России
Представленные задания помогут вспомнить пройденный материал в первом классе( Для первого урока математики во втором классе по программе "Школа России")...
Карточки для урока математики. Урок №2. 2 класс. Школа России
Представленные задания помогут вспомнить пройденный материал в первом классе( Для первого урока математики во втором классе по программе "Школа России")...
Конспект урока по математике. Программа - "Школа России". 1 класс. Тема урока - "Прибавить и вычесть число 4. Решение задач"
Конспект урока по математике в 1 классе. Тема - "Прибавить и вычесть число 4. (Второй урок по этой теме.) Решение задач". Обучающиеся повторяют состав чисел в пределах первого де...
Конспект урока по математике, УМК "Школа России" , 2 класс, тема:Деление на 2(урок рефлексии)
Цели деятельности учителя: закрепление умения выполнять деление на 2, используя соответствующие случаи умножения;Планируемые результаты:Предметные:знать: табличные случаи умножения с числом 2;ум...
Конспект урока по математике, УМК "Школа России" , 2 класс, тема:Деление на 3 (урок рефлексии)
Цели деятельности учителя: закрепление умения выполнять деление на 3, используя соответствующие случаи умноженияПланируемые результаты:Предметные:знать: табличные случаи умножения с числом 3;уме...