МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
статья по математике на тему
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst.docx | 26.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
Нургалиева Л.Ф., Гайнутдинова З.Х., Исмагилова З.Р.
МБОУ «Каратунская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Апастовского муниципального района Республики Татарстан
Можно ли вызвать удивление и жгучее любопытство на лицах младших школьников во время занятии по математике? Можно ли наблюдать вспышку неподдельной радости в глазах, в выражениях лиц детей, когда у последних вдруг зародится догадка, забьется живая, рвущаяся наружу мысль и они с нетерпением начинают тянуть вверх руки, подпрыгивать на месте, желая поскорее ответить на « коварный» вопрос учителя? Можно ли у младших школьников вызвать к занятиям математикой настолько большой интерес, что они, встречая учителя, неоднократно обращаются к нему с одним и тем же вопросом: « Когда же у нас будет еще такое занятие?» И ждут его, предвкушая это занятие как своеобразный праздник.
Такие моменты, когда учитель сумел вызвать окрыленность и неподдельный интерес учащихся к предмету, являются поистине для него счастливыми. Из них и складываются радость педагогического труда. Благодаря такому общему подъему дети начинают смотреть на учителя открыто и влюбленно, ожидая, не подарит ли он им еще мгновение занимательности и увлеченности.
Удивление и острый интерес учащихся, радость на их лицах от возникшей догадки можно наблюдать на уроках отдельных учителей в процессе обучения математике. Наряду с этим широкие возможности создания атмосферы творческого вдохновения, самостоятельной индивидуальной и коллективной практической деятельности учащихся таят различные виды внеклассной работы по математике.
Внеклассная работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса обучения математике, сложного процесса воздействия на сознание и поведение младших школьников, углубление и расширение их знаний и навыков таких факторов, как содержание самого учебного предмета - математики, всей деятельности учителя в сочетании с разносторонней деятельностью учащихся.
Значение внеклассной работы по математике с младшими школьниками состоит в следующем:
- Различные виды этой работы в их совокупности содействуют развитию познавательной деятельности учащихся: восприятия, представлений, внимания, памяти, мышления, речи, воображения.
- Она помогает формированию творческих способностей учащихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в математической или логической смекалке.
- Некоторые виды внеклассной работы позволяют детям глубже понять роль математики в жизни: при отборе числовых данных во время экскурсии на производство, в поле при сборе урожая и т. д.
- Внеклассная работа по математике содействует воспитанию коллективизма и товарищества, накоплению наблюдений за трудом и отношением к нему взрослых и в связи с этим воспитанию любви к труду.
- Различные виды внеклассной работы способствуют воспитанию у детей культуры чувств, ибо дети в своих поступках обычно руководствуются прежде всего не логическими рассуждениями, а чувствами.
- Главное же значение различных видов внеклассной работы состоит в том, что она помогает усилить интерес учащихся к математике, содействует развитию математических способностей младших школьников.
Особенности внеклассной работы по математике.
По сравнению с классно - урочной формой внеклассная работа по математике имеет ряд особенностей:
- По своему содержанию она строго не регламентирована. Однако на внеклассных занятиях математический материал представляется в соответствии со знаниями и умениями учащихся.
- Внеклассная работа характеризуется многообразием форм и видов: групповые занятия, кружки, викторины и олимпиады, экскурсии.
- Особенностью внеклассной работы по математике является занимательность предлагаемого материала либо по содержанию, либо по форме, свободное выражение своих чувств младшими школьниками во время работы, широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них.
Игры на занятиях по математике.
Во внеурочной работе по математике с младшими школьниками большое место занимают игры. Это главным образом дидактические игры, то есть игры, содержание которых способствует либо развитию отдельных мыслительных операций, либо освоению вычислительных приемов,
навыков в беглости счета и др. Целенаправленное включение игры в тот или иной вид внеклассной работы повышает интерес к этой работе, усиливает эффект самого обучения. Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки.
Среди математических игр для детей имеются и ролевые. Наиболее притягательную силу для младших школьников имеют те роли, которые дают им возможность проявлять высокие моральные качества личности: честность, смелость, товарищество, находчивость, остроумие, смекалку и т. д.
При организации математических и логических игр необходимо придерживаться следующих положений:
- Правила игры должны быть простыми, доступными для понимания младших школьников.
- Игра не будет содействовать выполнению педагогических целей, если она вызывает слишком бурную реакцию у ребят, но не дает достаточной пищи для непосредственной мыслительной деятельности, не развивает математическую зоркость их и внимание.
- Игра не даст должного эффекта, если дидактический материал к ней для детей изготовлять сложно или использовать его во время игры не совсем удобно.
- Для детей игры будут интересными тогда, когда каждый из них станет активным их участником.
- Если на внеклассных занятиях проводятся несколько игр, то легкие и более трудные по математическому содержанию должны чередоваться; при этом наиболее легкую и более живую следует предлагать в самом конце занятий.
- Если на нескольких занятиях проводятся игры, связанные со сходными мыслительными действиями, то по содержанию математического материала должны соблюдаться принципы- от простого к сложному, от конкретного к абстрактному.
- Подвижные игры должны чередоваться со спокойными.
- На внеклассных занятиях по математике игры имеют познавательное значение, поэтому в них на первый план выдвигается умственная задача, для решения которой в мыслительной деятельности должны использовать сравнения, анализ и синтез, суждения и умозаключения. Тогда они будут содействовать не только формированию логического мышления младших школьников, но и правильной, четкой, краткой речи. В дидактических играх дети должны словесно, с учетом правильной терминологии указывать в необходимых случаях признаки, понятия, взаимосвязи и отношения между понятиями.
- В процессе игры должно быть выполнено определенное законченное действие, решено конкретное задание. Игру не следует обрывать незавершенной. Только при этих условиях она оставит след у ребят.
Математические игры часто бывают связаны с определенными сюжетами. Правда, сюжеты их весьма простые, рассчитанные на детское воображение. Иногда эти сюжеты подсказываются названием игры: « Поймай рыбку», « Борьба за цифру», « Таблицу знаю»…
При организации дидактических игр с математическим содержанием необходимо продумывать следующие вопросы методики:
- Цель игры. Какие умения и навыки в области математики дети осваивают в процессе игры. Какому моменту игры надо уделить особое внимание. Какие другие воспитательные цели преследуются при проведении игры.
- Количество играющих. Каждая игра требует определенного минимального или максимального количества играющих. Это приходится учитывать при организации игр.
- Какие материалы и пособия понадобятся для игры.
- Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры.
- На какое время должна быть рассчитана игра, учитывая, чтобы дети пожелали еще раз вернуться к этой игре.
- Как обеспечить более полное участие детей в игре.
- Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, заинтересовала ли их игра.
- Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей.
- Как можно использовать основу игры, чтобы применить в ней другой математический материал.
- Какие выводы следует сообщить детям в заключение, после игры ( лучшие моменты игры, наиболее активные участники, недочеты в игре).
О логических упражнениях для младших школьников.
Мысль о том, что в школе необходимо вести работу по формированию и развитию логического мышления начиная с младших классов, в психолого - педагогических науках общепризнанна. Логические упражнения представляют собой одно из средств, с помощью которого происходит формирование у детей правильного мышления. Когда мы говорим о логическом мышлении, то имеем в виду мышление, по содержанию находящееся в полном соответствии с объективной реальностью.
Логические упражнения позволяют на доступном детям математическом материале, в опоре на жизненный опыт строить правильные суждения без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. Правильность суждения детей обеспечивается тем, что на страже её находится учитель – организатор и руководитель внеклассных занятий. Под его руководством, путем упражнений школьники практически знакомятся с применением законов и правил логики, с применением логических приемов.
На внеклассных занятиях в процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать математические объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями.
Анализ – это логический приём, состоящий в мысленном расчленении математического объекта на составные элементы, каждый из которых затем может исследоваться в отдельности как часть расчлененного целого, чтобы выделенные в ходе анализа элементы соединить с помощью другого логического приёма – синтеза – в целое, обогащенное новыми знаниями.
Сравнение – это такой логический прием, с помощью которого устанавливается сходство и различие предметов, явлений объективного мира.
В математике, как известно, большое значение придается усвоению школьниками отношений равенства и неравенства, отношений порядка и их свойств. Логические упражнения, связанные с простейшими умозаключениями из суждений с этими отношениями, позволяют детям глубже освоить сами отношения и их свойства.
Чаще всего предлагаемые нами логические упражнения не требуют вычислений, а лишь заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Сами же упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к процессу мыслительной деятельности. А это одна из кардинальных задач учебно – воспитательного процесса в школе.
Вследствие того что логические упражнения представляют собой упражнения в мыслительной деятельности, а мышление младших школьников в основном конкретное, образное, то на внеклассных занятиях в связи с этими упражнениями необходимо применять наглядность.
В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов – понятий и др. Наши наблюдения показали, что при выполнении детьми логических упражнений отсутствие необходимой наглядности служит основным тормозом к осознанным мыслительным действиям.
В нашем опыте почти на каждом групповом внеклассном занятии, на занятии кружка предлагались логические упражнения. Внеклассные занятия в качестве основного материала могут содержать только логические упражнения. В качестве основного материала логические упражнения могут служит в отдельных случаях и при работе математического кружка. И, как показал опыт, они для детей являются не менее интересными, чем комбинированные занятия на другом математическом материале.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)
В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...
Методика проведения словарной работы на уроках русского языка и литературного чтения в СКОУ VII вида (младшего школьного возраста).
В словарной работе главное внимание уделяется смысловой, семантической стороне слова. Работа над словарными словами с детьми с ЗПР оказывает подлинно развивающее обучение. Словарная работа, которая на...
Программа внеклассной работы по профессиональной ориентации младших школьников
Данная программа была разработана с целью расширить общий кругозор ребёнка о существующих профессиях. Школьники в увлекательной форме знакомятся с различными видами человеческой деятельности....
Самообразование по теме: «Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе»
Развитие речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием – это способ введения ученика в культуру, условие его самор...
"Использование в работе интернет-ресурсов для проведения дистанционных олимпиад и викторин с младшими школьниками".
В данном сообщении мне хотелось бы рассмотреть вопрос социализации детей с ОВЗ через привлечение их к участию в дистанционных творческих и интеллектуальных конкурсах. Данная информация может быт...
МЕТОДИКА ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ И МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
Дистанционная работа на платформе Яндекс Учебник осуществляется с 1 класса....
Формы внеурочной работы по математике с младшими школьниками
Формы внеурочной работы по математике с младшими школьниками...