Реализация ФГОС в начальном курсе математики (на примере содержательно-методической линии "Стохастика")
статья по математике на тему
Статья на тему Реализация ФГОС в начальном курсе математики (на примере содержательно-методической линии "Стохастика")
Скачать:
Предварительный просмотр:
Реализация ФГОС в начальном курсе математики
(на примере содержательно-методической линии "Стохастика")
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОНС НОО) не предполагает каких-то кардинальных изменений в математической подготовки младших школьников. Он поддерживает традиции начального обучения математике, но расставляет иные акценты и определяет иные приоритеты. Определяющим в целеполагании, отборе и структурировании содержания, условиях его реализации является значимость начального курса математики для продолжения образования вообще и математического, в частности.
Основное содержание обучения в примерной основной образовательной программе образовательного учреждения для начальной школы представлено крупными разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Работа с текстовыми задачами», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Во ФГОС НОО предъявляются требования к предметным результатам основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей. Например, в предметной области «Математика и информатика» младшие школьники должны, в частности, использовать начальные математические знания для описания и объяснения окружающих явлений и умения выполнять устно и письменно арифметические действия с совокупностями.
Хорошо известно, что математика дает широчайшие возможности для формирования таких психологических характеристик личности, как подвижность и гибкость мышления: в ней существует целый ряд задач, направленных на поиски выхода из различных нестандартных ситуаций и затруднительных положений.
Хорошо известно, что люди, плохо владеющие комбинаторным или вероятностным мышлением, часто испытывают серьезные жизненные затруднения. Например, для большинства из них оказываются недоступными многие виды профессиональной деятельности, связанные с выбором и анализом данных, планированием, прогнозированием, умением выделять структурные связи в сложных системах и т. д. Младшим школьникам в повседневной жизни обязательно понадобится умение читать и составлять расписания, таблицы, графики, собирать и обрабатывать информацию и прочее.
Поэтому в учебники «Математика», 1 – 4 класс, под авторством Демидовой Т. Е., Козловой С. А., Тонких А. П., ранее называвшимися «Моя математика», наряду с традиционными содержательными линиями курса математики включена новая линия «Элементы стохастики».
Еще одним побудительным мотивом для включения линии «Элементы стохастики» в курс начального обучения математики было то, что изучение элементов стохастики предусмотрено в Федеральном компоненте государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования первого поколения, начиная с 5-го класса, поэтому представляется оправданным начинать пропедевтически рассматривать их еще в начальной школе, при этом не вводя понятий или способов решения задач, недоступных восприятию младших школьников.
В современной методической и математической литературе соединение элементов теории вероятностей и математической статистики называют стохастикой.
А. П. Тонких определяет стохастику как область математики, которая объединяет комбинаторику, теорию вероятностей, математическую статистику, теорию игр и некоторые другие разделы математики.
В линии «Элементы стохастики» рассматривается запись и чтение информации в виде таблиц, графов, линейных, столбчатых и круговых диаграмм, изучается ряд комбинаторных задач – нахождение числа перестановок, количества пар в небольших множествах (сочетание по 2), перебор вариантов с помощью дерева выбора, применение принципа умножения, дается представление о сборе и первичной обработке статистической информации, формируются понятия «чаще», «реже», «возможно», «невозможно», «случайно», вводится понятие случайного эксперимента, его исходов, дается представление о вероятности случайного события.
Нельзя забывать еще об одном важном факторе, который требует от нас целенаправленной работы с информацией, поданной в виде таблиц, графов, различных диаграмм, т. е. в «сжатом» виде. В последнее время, когда компьютер стал неотъемлемой частью нашей жизни, пользование им является повседневной практикой для современных детей. Сама же организация представления информации в компьютере требует от пользователя умения работать с таблицами, графами, ссылками. Поэтому в учебник «Математика» Демидовой Т. Е., Козловой С. А., Тонких А. П., наряду с традиционными способами записи информации, существенное место занимают таблицы, графы и изучаются эти «новые» способа записи и чтения информации.
Проблема нашего исследования заключается в том что наблюдаются противоречия между требованиями ФГОС НОО в области начального математического образования и недостаточным количеством практических рразработок для проведения уроков по новой учебно-методической линии «Стохастика».
Нами был проведен сравнительный анализ учебно-методических комплектов (УМК) на наличие основных типов комбинаторных и вероятностных задач. Для анализа были взяты 6 УМК начальной школы: «Школа России» М. И. Моро, С. В. Степанова и другие; «Гармония» Н. Б. Истомина; «Начальная школа XXΙ века» В. Н. Рудницкая; «Школа 2100» Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких; «Школа 2000» Л. Г. Петерсон; «Перспектива» Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова.
Анализа учебников по математике для начальной школы на наличие в них основных типов комбинаторных задач, показал следующее:
- во всех учебниках представлены комбинаторные задачи;
- наиболее полно все основные типы комбинаторных задач нашли свое отражение в трех УМК: «Начальная школа XXΙ века», «Школа 2100» и «Школа 2000» (табл. 1)
Таблица 1
Основные типы комбинаторных задач
Типы | М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова; | Н. Б. Истомина, В. В. Малыхин | В. Н. Рудницкая | Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких | Л. Г. Петерсон | Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова |
| _ | 1 кл. | 1, 2, 4 кл. | 1 – 4 кл. | _ | 2 кл. |
| _ | _ | 2–4 кл. | 1 – 4 кл. | 2–4 кл. | _ |
| _ | 2 кл. | 1–4 кл. | 1 – 4 кл. | 1–4 кл. | 2, 4 кл. |
| _ | _ | 2–4 кл. | 2 – 4 кл. | 2–3 кл. | 2 кл. |
| _ | _ | 4 кл. | 4 кл. | 2–4 кл. | _ |
| 4 кл. | _ | _ | _ | _ | 2, 4 кл. |
| 4 кл. | _ | _ | 4 кл. | _ | _ |
На основе анализа учебников по математики для начальной школы на наличие в них основных типов вероятностных задач, можно говорить о том что не во всех учебниках представлены вероятностные задачи. Следует, отметить что наиболее полно все основные типы вероятностных задач нашли свое отражение в одном УМК «Школа 2100» (табл. 2).
Таблица 2.
Основные типы вероятностных задач
Типы | М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова; | Н. Б. Истомина, В. В. Малыхин | В. Н. Рудницкая и др. | Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких | Л. Г. Петерсон | Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова |
| _ | _ | 4 кл. | _ | _ | |
| _ | _ | 2 – 4 кл. | _ | _ | 2 кл. |
| _ | _ | 3 – 4 кл. | 3 кл. | _ | _ |
| _ | _ | _ | 2 – 3 кл. | _ | _ |
| _ | _ | _ | 4 кл. | _ | _ |
| _ | _ | _ | 4 кл. | _ | _ |
На основе анализа учебников по математики для начальной школы можно говорить о том, что в достаточном объеме во всех учебниках представлена статистическая компонента стохастической линии. Однако необходимо отметить, что наиболее последовательную, равномерную и непрерывную подготовку по двум составляющим стохастической линии осуществляют только один авторский коллектив образовательной системы «Школа 2100». Таким образом, при переходе к обучению на следующую ступень (основная школа) стартовые возможности для повышения уровня подготовки по данной содержательной линии.
В период прохождения педагогической практики (с 11 ноября по 22 декабря 2013 г.) на базе МБОУ-гимназия №11 г. Тулы проводился первый этап экспериментальной работы, целью которого являлось определение исходного состояния сформированности комбинаторных и вероятностных понятий у учащихся 3 «А» класса. Поскольку любые понятия являются формой представления конкретного знания, то в качестве критериев и показателей сформированности комбинаторных и вероятностных понятий на основании исследования И. Я. Лернера мы определили следующие
- Полнота - количество всех знаний о комбинаторных и вероятностных понятиях предусмотренных программой;
- Гибкость - готовность ученика к самостоятельному нахождению способа применения знаний при изменении ситуации или различных способов в одной и той же ситуации;
- Систематичность - характеризуется осознанием состава некоторой совокупности знаний, их иерархии и последовательности, т. е. осознанием одних знаний как базовых для других, но при определенном, заданном угле зрения на эту совокупность.
В соответствии с указанными критериями были разработаны показатели сформированности комбинаторных и вероятностных понятий и младших школьников. Показателем полноты сформированности данных понятий выступает объем программных знаний об объектах стохастики, показателем гибкости - наличие нескольких способов выполнения заданий, показателем систематичности - осознанное владение иерархическими понятиями стохастики.
Использовался следующий диагностический инструментарий: наблюдение за работой учащихся; тестирование учащихся.
На основании двух диагностических методик можно сделать следующие выводы..
- Условно высокий уровень сформированности комбинаторных и вероятностных понятий у учащихся не выявлен.
- Условно средний уровень сформированности комбинаторных и вероятностных понятий выявлен у 65% учащихся (15 человек).
- Условно низкий уровень сформированности комбинаторных и вероятностных понятий характерен для 35 % учащихся (8 человек).
Для формирования комбинаторных и вероятностных понятий у учащихся третьего класса на уроках математики были реализованы следующие типы заданий:
- на несложный перебор: перестановки без повторений; перестановки с повторениями; сочетания без повторений; сочетания с повторениями; размещения без повторений; размещения с повторениями;
- на развитие интуитивного представления о вероятностной природе реального мира;
- на применение простейших комбинаторных правил: правило суммы; правило произведения.
На основании проведённой контрольной диагностики сформированности комбинаторных и вероятностных понятий у учащихся опытно-экспериментального класса следует, что подобранная совокупность заданий эффективна, что показано на диаграмме соотношение результатов констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы по формированию комбинаторных и вероятностных понятий у третьеклассников:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Первый опыт реализации ФГОС в начальной школе
универсальные учебные действия, принцип минимакса, портрет ученика начальной школы....
Формирование регулятивных УУД средствами курса математики. На примере ОС "Школа 2100".
Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организац...
ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СТАТИСТИКИ В НАЧАЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
В Презентации представлены задания по математике, направленные на формирование умения работать с таблицами, графиками, схемами, на примере учебников из разных УМК. Чтение и заполнение таблицы. Интерпр...
Самостоятельна работа учащихся как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС в начальной школе.
Самостоятельна работа учащихся как одна из технологий развития УУД на уроках математики в рамках реализации ФГОС в начальной школе....