АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 2 классов
календарно-тематическое планирование по математике (2 класс) на тему
Рабочая программа по математике для 2 класса разработана на основании авторской программы по математике (авторы М. Н. Перова, В. В. Эк) для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классов под редакцией В. В. Воронковой, М.: Просвещение, 2013 г., допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, федерального базисного учебного плана (приказ №29/2065-п от 10.04.2002г.), учебного плана МБОУ общеобразовательной школы-интерната для детей с ОВЗ Шатурского муниципального района Московской области и определяет необходимый уровень знаний, умений и навыков школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_matematike_2016.doc | 107.5 КБ |
matem_2_k16g.docx | 75.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Школа - интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Шатурского муниципального района Московской области
( МБОУ « Школа - интернат для детей с ОВЗ»).
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора от г. №.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
для 2 классов
Составитель: учитель начальных классов Лободина С.В.
г. Шатура, 2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 2 класса разработана на основании авторской программы по математике (авторы М. Н. Перова, В. В. Эк) для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классов под редакцией В. В. Воронковой, М.: Просвещение, 2013 г., допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, федерального базисного учебного плана (приказ №29/2065-п от 10.04.2002г.), учебного плана МБОУ общеобразовательной школы-интерната для детей с ОВЗ Шатурского муниципального района Московской области и определяет необходимый уровень знаний, умений и навыков школьников. Содержательных изменений в программу не внесено.
Цели и задачи предмета
Цель программы - подготовка обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Задачи обучения математики в начальных классах тесно взаимосвязаны между собой:
- обеспечение необходимого уровня математического развития обучающихся;
- создание условий для общего умственного развития детей на основе овладения математическими знаниями практическими действиями;
- развитие творческих возможностей обучающихся;
- формирование и развитие познавательных интересов;
- социальная адаптация и реабилитация.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи образовательных учреждений для детей с ОВЗ:
- коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребёнка,
- воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности,
- формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Роль учебного предмета
Математика в коррекционной школе является одним из основных учебных предметов. Изучение математики является одним из средств коррекции и социальной адаптацииобучающихся с ограниченными возможностями, поэтому обучение математике является одним из основных направлений подготовки обучающихся к самостоятельной трудовой жизни. Математика, как учебный предмет, содержит необходимые предпосылки для развития познавательных способностей обучающихся, коррекции интеллектуальной деятельности и эмоционально-волевой сферы.
Ведущие принципы обучения математике – органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, сознательность и активность, систематичность и последовательность, практическая направленность обучения, прочность, научность, доступность, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.
Программа по математике предусматривает концентрическое изучение нумерации и арифметических действий с целыми числами. Изучение арифметического материала внутри каждого концентра происходит достаточно полно и закончено, причем материал предыдущего концентра углубляется в последующих концентрах, расширяет и углубляет их. Неоднократное возвращение к одному и тому же понятию, включение его в новые связи и отношения позволяет школьнику с ограниченными возможностями здоровья овладеть им сознательно и прочно.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Она способствует их умственному развитию. Программа содержитматериал, помогающий обучающимся достичь того уровня знаний, который необходимим для социальной адаптации. Содержание учебного материала имеет практическуюнаправленность. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельныхдетей специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут школьникамстать полезными членами общества.
Формы организации учебного процесса
Ведущие принципы обучения математике в младших классах – органичное сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений, Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных способностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.
Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Ведущей формой работы учителя собучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Успех обучения математике во многом зависит от тщательного изучения учителем индивидуальных особенностей каждого ребенка класса (познавательных и личностных): какими знаниями по математике владеет обучающийся, какие трудности он испытывает в овладении математическими знаниями, графическими и чертежными навыками, какие пробелы в его знаниях и каковы их причины, какими потенциальными возможностями он обладает, на какие сильные стороны можно опираться в развитии его математических способностей.
Каждый урок математики оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Основные типы учебных занятий:
- урок изучения нового учебного материала;
- урок закрепления и применения знаний;
- урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
- урок контроля знаний и умений.
- нетрадиционные формы уроков: интегрированный, урок-игра, практическое занятие, урок-презентация, урок-викторина, урок-подарок от волшебника, уроки-путешествия;
- комбинированный урок.
В младших классах необходимо пробудить у обучающихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приёмов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.
Виды и формы организации учебного процесса
- коллективная;
- фронтальная;
- групповая;
- индивидуальная работа;
- работа в парах.
Основные методы обучения:
- наблюдение;
- беседа;
- объяснение;
- повторение;
- сравнение;
- работа с учебником;
- дидактические игры.
Технологии обучения:
- дифференцированное обучение,
- личностно-ориентированное обучение,
- здоровьесберегающие технологии.
Общая характеристика курса
Предмет «Математика» входит в образовательную область «Математика» учебного плана МБОУ общеобразовательного учреждения школы-интерната для детей с ОВЗ Шатурского муниципального района Московской области.
Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюдать необходимую последовательность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков (компетенций обучающихся).
Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовитобучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у обучающихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.
Действия с предметами, направленные на объединение множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.
Практические действия с предметами, их заменителями обучающиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлечённо, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить демонстрационными пособиями и раздаточным материалом для каждого ученика.
Одним из важных приёмов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приёмов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный приём – материализация, т.е. умение конкретизировать отвлечённое понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Также используются и другие методы обучения: демонстрация, наблюдение, упражнение, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.
Обучение математике невозможно без пристального и внимательного отношения к формированию и развитию речи обучающихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для обучающихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.
Устный счет как этап урока является неотъемлемой частью почти каждого урока математики.
Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени в процессе обучения математике.
В программе указаны все виды простых задач, которые решаются в каждом классе, а начиная со 2 класса – количество действий в сложных задачах. Сложные задачи составляются из хорошо известных детям простых задач.
Решения всех видов задач записываются с наименованиями.
Геометрический материал включается почти в каждый урок математики. По возможности он должен быть тесно связан с арифметическим.
В младших классах закладываются основы математических знаний, умений, без которых дальнейшее продвижение обучающихся в усвоении математики будет затруднено. Поэтому на каждом уроке надо уделять внимание закреплению и повторению ведущих знаний по математике, особенно знаниям состава чисел первого десятка, таблиц сложения и вычитания в пределах десяти, однозначных чисел в пределах 20, знаниям таблиц умножения и деления. При заучивании таблиц обучающиеся должны опираться не только на механическую память, но и владеть приемами получения результатов вычислений, если они их не запомнили.
Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству обучающихся, обучающихся вкоррекционной школе.
Однако есть в каждом классе часть обучающихся, которые постоянно отстают от одноклассников в усвоении знаний и нуждаются в дифференцированной помощи со стороны учителя. Они могут участвовать во фронтальной работе со всем классом (решать более легкие примеры, повторять объяснения учителя или сильного ученика по наводящим вопросам, решать с помощью учителя арифметические задачи). Для самостоятельного выполнения этим ученикам требуется предлагать облегченные варианты примеров, задач, других заданий.
Учитывая указанные особенности этой группы школьников, настоящая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны в пределах программных тем.
Усвоение этих знаний и умений дает основание для перевода обучающихся в следующий класс.
Встречаются ученики, которые удовлетворительно усваивают программу коррекционной школы по всем предметам, кроме математики. Эти обучающиеся (с так называемым локальным поражением или грубой акалькулией) не могут быть задержаны в том или ином классе только из-за отсутствия знаний по одному предмету.
Такие ученики должны заниматься по индивидуальной программе, они обучаются в пределах своих возможностей, соответственно аттестуются и переводятся из класса в класс.
Решение об обучении обучающихся по индивидуальной программе по данному предмету принимается педагогическим советом школы.
Организация самостоятельных работ должна быть обязательным требованием к каждому уроку математики. Самостоятельно выполненная учеником работа должна быть проверена учителем, допущенные ошибки выявлены и исправлены, установлена причина этих ошибок, с учеником проведена работа над ошибками.
Домашние задания обязательно ежедневно проверяются учителем.
Виды и формы контроля:
- повседневный контроль;
- текущий контроль;
- итоговый контроль.
Наряду с повседневным, текущим контролем за состоянием знаний по математике учитель проводит 2—3 раза в четверти контрольные работы.
Сроки реализации рабочей программы
Программа по математике рассчитана на 5 часов в неделю,всего 170 часов в год.
Возможно увеличение или уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждую изучаемую тему отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как обучающиеся коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Лишь 15-20% от общего числа детей составляют обучающиеся, которые наиболее успешно овладевают учебным материалом; 30-35% обучающихся испытывают некоторые трудности в обучении; 35-40% детей нуждаются в разнообразных видах помощи (для таких детей часто не достаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал); 10-15% обучающихся овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и повторение, закрепление пройденного материала.
2 КЛАСС (5 ч в неделю)
Счет в пределах 20.Присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5, 6 в пределах 20 в прямой и обратной последовательности. Сравнение чисел. Знаки отношений больше (>), меньше (<), равно (=). Состав чисел из десятков и единиц, сложение и вычитание чисел без перехода через десяток.
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток путем разложения второго слагаемого на два числа.
Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток путем разложения вычитаемого на два числа.
Таблицы состава двузначных чисел (11—18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток. Вычисление остатка с помощью данной таблицы.
Названия компонентов и результатов сложения и вычитания в речи обучающихся.
Число 0 как компонент сложения.
Единица (мера) длины — дециметр. Обозначение: 1 дм. Соотношение: 1 дм = 10 см.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной мерой стоимости, длины (сумма (остаток) может быть меньше, равна или больше 1 дм), массы, времени.
Понятия «столько же», «больше (меньше) на несколько единиц».
Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц. Составные арифметические задачи в два действия.
Прямая, луч, отрезок. Сравнение отрезков.
Угол. Элементы угла: вершина, стороны. Виды углов: прямой, тупой, острый. Сравнение углов с прямым углом. Черчение прямого угла с помощью чертежного треугольника.
Четырехугольники: прямоугольник, квадрат. Свойства углов, сторон. Треугольник: вершины, углы, стороны. Черчение прямоугольника, квадрата, треугольника на бумаге в клетку по заданным вершинам.
Часы, циферблат, стрелки. Измерение времени в часах, направление движения стрелок. Единица (мера) времени — час. Обозначение: 1 ч. Измерение времени по часам с точностью до 1 ч. Половина часа (полчаса).
Деление предметных совокупностей на две равные части (поровну).
Тематическое планирование
2 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Из них | ||
Контрольные работы | Геометрический материал | Величины | |||
1 | Повторение в начале года | 18 | 1 | 1 | |
2 | Числа | 137 | 5 | 13 | 11 |
4 | Повторение в конце года | 15 | 1 | 1 | |
Итого: | 170 | 7 | 14 | 12 |
Перечень контрольных работ:
- Повторение
- Числа от 10 до 20
- Сложение двузначного числа с однозначным без перехода через десяток.
- Контрольная работа за первое полугодие
- Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин
- Сложение однозначных чисел с переходом через десяток
- Итоговая контрольная работа
Планируемые результаты изучения курса во2 классе
В результате обучения во2 классе обучающиеся будут знать:
- счёт в пределах 20 по единице и равными числовыми группами;
- таблицу состава чисел (11—18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток;
- название компонентов и результатов сложения и вычитания;
- математический смысл выражений «столько же», «больше на…», «меньше на…»;
- различие между прямой, лучом, отрезком;
- элементы угла, виды углов;
- элементы четырёхугольников – прямоугольника, квадрата, их свойства;
- элементы треугольника.
В результате обучения во 2 классе обучающиеся будут уметь:
- Выполнятьсложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через разряд с числами, полученными при счёте и измерении одной мерой;
- решать простые и составные арифметические задачи и конкретизировать с помощью предметов или их заместителей и кратко записывать содержание задачи;
- узнавать, называть, чертить отрезки, углы (прямой, тупой, острый) на нелинованной бумаге;
- чертить прямоугольник, квадрат на бумаге в клетку;
- определять время по часам с точностью до одного часа.
Примечания.
- Решаются только простые арифметические задачи.
- Прямоугольник, квадрат вычерчиваются с помощью учителя.
- Знание состава однозначных чисел обязательно.
- Решение примеров на нахождение суммы, остатка с переходом через десяток (сопровождается подробной записью решения).
Учебно-методическое обеспечение рабочей программы
Авторская программа по математике (авторы М. Н. Перова, В. В. Эк) для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классов под редакцией В. В. Воронковой, М.: Владос, 2013г., допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации
Реализация рабочей программы осуществляется с помощью учебников:
- Алышева Т. В. Математика 1 класс. Учебник для специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида в 2 частях, М.: Просвещение 2013,2014.
- Алышева Т. В. Математика 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2 частях, М.: Просвещение 2013,2014.
- В.В. Эк Математика 3класс. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М.: Просвещение 2012, 2014.
- М.Н.Перова Математика 4класс. Учебникдля 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М.: Просвещение 2012, 2014.
Данные учебники внесены в Федеральный перечень учебников, допущенных Министерством образования РФ.
Дополнительные учебно-методические материалы:
- Перова М. Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб.для студ. дефект. фак. педвузов – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013.
- Олигофренопедагогика: учеб.пособие для вузов / Т.В.Алышева, Г.В.Васенков, В. В. Воронкова и др. – М.: Дрофа, 2009.
- Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы. / Под ред. доктора психологических наук В.Г.Петровой, М, «Просвещение», 1982.
- Считай, смекай, отгадывай В.П.Труднев, С-П: Лань, 1994.
- Занимательные материалы к урокам математики и природоведения в нач. школе Н.А.Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2003.
- Игровые и занимательные задания по математике Т.К.Жикалкина. – М: Просвещение, 1989.
- В. В. Эк. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2005 г.
СОГЛАСОВАНО
Протокол от 29.08.2014 №1
заседания ШМО учителей начальных классов
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР _____________Л. В. Самсонова
29.08.2014
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование по математике
во 2 классе на 2016/2017учебный год.
Всего часов по программе: 170. Количество часов в неделю: 5.
№ п/п | Дата | Система уроков | Педагогические средства и приёмы | Планируемый результат и уровень усвоения | Оборудование урока | Коррекционная работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Повторение – 18 часов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 1 | Повторение. Счет предметов. Названия, обозначение чисел от 1до 10. | Беседа. Работа с иллюстрациями. Упражнение в счёте и соотнесении числа и количества предметов. Работа с дидактическим материалом. Игра « Считай» | Умение считать, соотносить число и количество предметов. Умение записывать числа в пределах 10. | Иллюстрации. Счётный материал. Цифры. Учебник. Карточки. | Зрительно – пространственное восприятие. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | 2 | Повторение. Количественные, порядковые числительные. | Беседа, работа с иллюстрацией. Упражнения на уточнение пространственных представлений детей | Знание количественных, порядковых числительных в пределах 10.Умение ориентироваться в пространстве. | Иллюстрации, учебник, карточки. | Внимание, мышление. Пространственная ориентировка | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | 5 | Повторение. Единицы времени суток. Получение следующего, предыдущего числа. | Беседа, работа с серией картинок, иллюстрациями. | Умение ориентироваться во времени (части суток) | Серия картинок «Режим дня», иллюстрации. | Ориентировка во времени | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | 6 | Повторение. Состав числа 5 из двух слагаемых. Геометрические фигуры. | Проблемное задание. Упражнение. Практическая работа. Игра « Пять». | Знание состава числа 5 из двух слагаемых. | Ряд чисел, учебник, иллюстрации. Раздаточный материал. | Пространственная ориентировка. Память. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | 7 | Повторение. Составление и решение задач. Сложение и вычитание в пределах 10. | Проблемное задание. Работа с задачей. Упражнение. Игра « Составь». Беседа. | Умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10. | Ряд чисел, учебник. Счёт. палочки, счёты, иллюстрации | Мышление Память | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | 8 | Повторение. Состав числа 6 из двух слагаемых. Линии .Отрезок. | Проблемное задание. Беседа. Практическая работа с дидактическим материалом. Упражнение. Игра « Чей домик?» Работа по таблице. | Знание состава однозначных чисел и числа 10 из двух слагаемых. откладывать числа 1 – 10 на счётах Знание состава чисел в пределах 10. Умение чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять отрезок.
| Таблицы состава однозначных чисел числа 10. Иллюстрации к задачам. Чертежи Раздаточный материал. Примеров, счётный материал | Мышление. Зрительно –пространственная ориентировка Мышление. Мелкая моторика кистей рук. Зрительно – пространственное восприятие. Память. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | 9 | Повторение. Состав числа 7 из двух слагаемых. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | 1 | Повторение. Составление и решение задач. Сложение и вычитание в пределах 10. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | 13 | Повторение. Состав числа 8 из двух слагаемых.Счет равными группами по 2. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | 14 | Повторение. Состав числа 9 из двух слагаемых. Счет равными группами по 3. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | 15 | Повторение. Состав числа 10 из двух слагаемых. Сложение и вычитание в пределах 10. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | 16 | Повторение. Число и цифра 0. Сложение и вычитание в пределах 10. | Работа с палочками, иллюстрациями. Проблемное задание. Игра « По нулям» | Знать, что, если из числа вычесть тоже число, то получится 0. | Счетный материал. Иллюстрации. | Логическое мышление Память. Мышление. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | 19 | Повторение. Сравнение чисел. Понятие: « поровну», « столько же», « одинаково» | Беседа. Работа с учебником, задачей, таблицей, иллюстрацией. Игра « Столько же» Игра « У кого больше» | Усвоение понятий « поровну», « столько же», « одинаково» | Таблицы, учебник, иллюстрации Таблицы: сложения и вычитания, состава чисел, «Учись считать» | Мышление. Мелкая моторика кистей рук. Зрительно – пространственное восприятие. Память. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | 20 | Повторение. Сравнение чисел Понятия: «больше», « меньше», « равно» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | 21 | Повторение. Сравнение чисел Понятия: «больше», « меньше», « равно» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | 26 | Повторение. Отрезок. Сравнение отрезков по длине. | Наблюдение. Беседа. Практическая работа. Игра « Сравни». Упражнение. | Усвоение понятий « больше», « меньше», « равно» | Чертежи. Иллюстрации. Отрезки. Линейки. | Мышление. Мелкая моторика кистей рук. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | 22 | Контрольная работа по теме «Повторение». | Текущий контроль | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | 23 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | Беседа – анализ. Упражнения в исправлении ошибок. | Умение работать над ошибками | Доска, таблицы, счётный материал | Личностные качества | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Числа – 137 часов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 | 27 | Числа. Числа 11-13. | Изложение знаний. Беседа. Упражнения по нахождению суммы. | Усвоение понятия: 10 единиц = 1 дес. | Счетные палочки, Счеты. | Активизация словаря Ориентировка в пространстве | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | 28 | Числа 11-13.Десятичный состав чисел 11,12,13. | Беседа. Работа с учебником, счётным материалом. Проблемные задания. Игра « Составь» | Усвоение состава чисел 11-13 из десятков и единиц. | Память, мышление. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 | 29 | Числовой ряд 1-13. Сравнение чисел. | Наблюдение. Работа по ряду чисел. Практическая работа. Игра « Покажи и сравни» | Формирование представления о натуральном ряде чисел 1-13 | Ряд чисел. Раздаточный материал. | Активизация словаря. Ориентировка в пространстве. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 | 30 | Длина отрезка. Сравнение длин отрезка. | Проблемные задания .Практическая работа по измерению и вычерчиванию отрезков. | Умение пользоваться линейкой. | Линейка, чертежи. | Интеллектуальная деятельность. Мелкая моторика. Внимание. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 | 3 | Числа 14- 16. Десятичный состав чисел 14,15,16. | Беседа. Практическая работа со счетами, раздаточным материалом. Игра « Составь» | Усвоение состава чисел 14-16 из десятков и единиц. | Таблица разрядов, счеты, раздаточный материал, ряд чисел. | Мышление. Зрительно – пространственная ориентировка. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 | 4 | Числовой ряд чисел 1-16 | Наблюдение. Работа по ряду чисел. Практическая работа. | Формирование представления о натуральном ряде чисел 1-16 | Ряд чисел. Раздаточный материал. | Ориентировка в пространстве. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 | 5 | Сравнение чисел и отрезков. Знаки отношений больше(>), меньше (<), равно(=) | Проблемное задание. Практическая работа. Игра « Сравни и покажи». | Соотнесение понятий: больше, меньше, равно с их знаками. | Линейки. Счетный материал. | Ориентировка в пространстве. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 | 6 | Присчитывание, отсчитывание по 1,2,3. | Беседа. Проблемное задание. Комментирование. Упражнение. Игра « Посчитай» | Закрепление умения счета равными числовыми группами по 1,2,3. | Таблицы счета. Счетный материал. | Память. Внимание. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 | 7 | Числа 17- 19.Десятичный состав чисел 17,18,19. | Беседа. Практическая работа со четами, раздаточным материалом. | Усвоение состава чисел 17-19 из десятков и единиц. | Таблица разрядов, счеты, раздаточный материал, ряд чисел. | Мышление. Зрительно – пространственная ориентировка | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 | 10ок | Числовой ряд 1-19. | Наблюдение. Работа по ряду чисел. Практическая работа. Игра « Назови». | Формирование представления о натуральном ряде чисел 1-19 | Ряд чисел. Раздаточный материал | Личностные качества Ориентировка в пространстве. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 | 11 | Сравнение чисел от 1 до19. Геометрический материал. | Проблемное задание. Беседа. Упражнения в сравнении чисел, длин отрезков. Игра « Сравни» | Умение сравнивать числа. | Раздаточный материал. Набор « Учись считать» | Интеллектуальная деятельность Мелкая моторика. Внимание | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 | 12 | Задачи на нахождение суммы и остатка. | Беседа. Игра « Узнай» Проблемное задание. Наблюдение. Работа с задачей. | Умение правильно выбирать знак действия при решении задач. | Таблица по задаче. Учебник. Иллюстрации. | Мышление. Внимание. Речь. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 | 13 | Число 20. Десятичный состав числа 20. | Беседа. Практическая работа со счетами, раздаточным материалом. Игра « Составь» | Усвоение состава чисел 20 из десятков. | Таблица разрядов, счеты, раздаточный материал, ряд чисел. | Зрительное восприятие. Мышление. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 | 14 | Число 20. Десятичный состав числа 20. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 | 17 | Числовой ряд 1-20.Однозначные и двузначные числа. | Практическая работа. Проблемное задание. Изложение знаний | Формирование понятий об однозначных и двухзначных числах. | Ряд чисел. Раздаточный материал. | Мышление. Внимание. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 | 18 | Сложение вида 18+1, вычитание вида 18-1. Сравнение чисел. | Проблемное задание. Наблюдение. Работа с задачей. Игра « Назови» | Формирование понятий го получении следующего и последующего чисел | Ряд чисел. Таблица разрядов, счеты, раздаточный материал.. | Пространственная ориентировка. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
35 | 19 | Вычитание вида 11-1, 12-2. | Проблемное задание. Наблюдение. Игра « Получи круглый десяток» | Получение круглого десятка при вычитании единиц из числа | Таблица разрядов, счеты, раздаточный материал.. | Пространственная ориентировка. Мышление. Внимание. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
36 | 20 | Связь сложения и вычитания. | Наблюдение. Проблемное изложение знаний. Беседа. Комментирование. | Представление о взаимосвязи сложения и вычитания. | Ряд чисел. Иллюстрации. Счетный материал. | Внимание. Восприятие. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
37 | 21 | Задачи на нахождения остатка. | Проблемное задание. Наблюдение. Игра « Вычти» | Умение решать задачи на нахождение остатка. | Ряд чисел. Иллюстрации. Схемы задач. Счетный материал. | Мышление. Внимание | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
38 | 24 | Числовой ряд 1-20. Присчитывание и отсчитывание по 2,3. | Работа по ряду чисел. Наблюдение. Упражнение. Беседа. Игра « Посчитай» | Умение считать равными числовыми группами по 2,3. над ошибками | Рад чисел. Таблицы. счетный материал. | Память | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
39 | 25 | Задачи и примеры изученных видов. | Работа с задачей. Наблюдение. Упражнение. Беседа. Дидактические игры. | Нахождение значения числового выражения на основе знания десятичного состава; краткая запись и решение задачи. | Ряд чисел. Иллюстрации. Схемы задач. Счетный материал. | Мышление. Внимание | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
40 | 26 | Контрольная работа « Числа от 10 до 20» | Тематический контроль | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
41 | 27 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | Беседа – анализ. Упражнения в исправлении ошибок. | Умение работать над ошибками | Доска, таблицы, счётный материал | Личностные качества | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
42 | 28 | Мера длины – дециметр. Обозначение: 1 дм. | Практическая работа. Измерение и вычерчивание отрезков. Работа по заданию. Конструирование линейки длиной в 1дм. | Умение пользоваться линейкой. Измерение отрезков и предметов. Вычерчивание отрезков заданной длины. | Дециметровая линейка, полоски длиной 1 дм и 1 см. Раздаточный материал. | Пространственная ориентировка. Мышление. Внимание. Мелкая моторика кистей рук. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
43 | 7 | Увеличение числа на несколько единиц. | Практическая работа Изложение знаний.. Работа по заданию. | Уяснить понятие: « увеличить на несколько единиц- значит, надо прибавить». | Наборное полотно. Счетный материал. Таблицы состава чисел в пределах 10. | Мышление. Внимание | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
44 | 8 | Составление и решение примеров на увеличение числа на несколько единиц. | Работа с учебником, над задачей. Составление и решение примеров на увеличение числа на несколько единиц. | Уяснить понятие: « увеличить на несколько единиц- значит, надо прибавить». | Счётный материал, карт. с иллюстрациями к задаче. Таблица увеличения (уменьш.) числа на неск. единиц. | Логическое мышление. Устная речь. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
45 | 9 | Простые арифметические задания на увеличение числа на несколько единиц. | Работа с учебником, над задачей. Упражнение на увеличение числа на несколько единиц. | Уяснение понятия: « увеличить на несколько единиц- значит, надо прибавить». | Наборное полотно. Счетный материал. Таблицы состава чисел в пределах 10 | Мышление. Внимание Ориентировка в пространстве | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
46 | 10 | Простые арифметические задания на увеличение числа на несколько единиц. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
47 | 11 | Уменьшение числа на несколько единиц. | Практическая работа. Проблемное задание. Изложение знаний. | Уяснение понятия: « уменьшение на несколько единиц- значит, надо вычесть». | Наборное полотно. Счетный материал. Таблицы состава чисел. | Восприятие. Логическое мышление. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
48 | 14.11 | Составление и решение примеров на уменьшение числа на несколько единиц. | Работа с учебником. Упражнения на уменьшение числа на несколько единиц. | Уяснение понятия: « уменьшение на несколько единиц- значит, надо вычесть». | Наборное полотно. Счетный материал. Таблицы состава чисел. | Мышление. Внимание | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
49 | 15.11 | Простые арифметические задания на уменьшение числа на несколько единиц. | Работа с учебником. Упражнения на уменьшение числа на несколько единиц. | Уяснение понятия: « уменьшение на несколько единиц- значит, надо вычесть». | Наборное полотно. Счетный материал. Таблицы состава чисел. | Зрительное восприятие Мышление | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
50 | 16 | Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. | Беседа. Проблемное задание. Наблюдение. Упражнения. Игра « Увеличь» | Увеличить на несколько единиц, значит, надо прибавить. | Ряд чисел, счётный материал, карточки, счёты. Таблица состава чисел. | Ориентировка в пространстве Мышление. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
51 | 17 | Понятия: « больше», « меньше» на несколько единиц. | Беседа. Проблемное задание. Наблюдение. Комментирование. Упражнение. | Уяснение понятий: Больше на..- Прибавить, меньше на…-вычесть. | Таблица сложения и вычитания. Таблица- правило. | Интеллектуальная деятельность. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
52 | 18 | Примеры в два действия. | Беседа. Проблемное задание. Наблюдение. Комментирование. Упражнение. Дидактические игры. | Умение решать примеры в два действия. | Счётный материал Таблица разрядов Талица сложения и вычитания. | Зрительное восприятие Мышление Устная речь. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
53 | 21.11 | Увеличение числа на несколько единиц | Проблемное задание. Наблюдение. Комментирование. | Умение решать примеры в два действия. | Счётный материал Таблица разрядов Ряд чисел | Личностные качества. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
54 | 22 | Уменьшение числа на несколько единиц | Проблемное задание. Наблюдение. Комментирование. | Умение решать примеры в два действия. | Счётный материал Таблица разрядов Ряд чисел | Личностные качества. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
55 | 23 | Луч. Прямая. Отрезок. | Наблюдение, пракитичекая работа. Изложение знаний. Вычерчивание прямой, луча, отрезка. | Умение пользоваться линейкой, различать прямую линию, луч и отрезок. | Нитки, веревка, лист бумаги, линейка, иллюстрации. | Зрительно- пространственная ориентировка. Мелкая моторика кистей рук. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
56 | 2411 | Название компонентов и результата сложения. | Изложение знаний. Беседа. Упражнения. Игра « Назови». Комментирование. | Называние компонентов и результата сложения в речи | Ряд чисел. Таблица сложения. Счетный материал. | Память | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сложение и вычитание без перехода через десяток. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
57 | 25.11 | Сложение двузначного числа с однозначным. Сложение вида 12+6 | Проблемное изложение знаний. Беседа. Наблюдение. Упражнение. Игра « Покажи» | Выполнение сложения без перехода через десяток | Таблица разрядов. Раздаточный материал. | Наглядно – образное восприятия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
58 | 28.11 | Задачи на увеличение числа на несколько единиц. | Беседа. Упражнение. Работа с задачей. Игра « Увеличь» | Умение решать простые арифметические задачи на увеличение числа на насколько единиц. | Иллюстрации, счеты. Схемы, карточки. | Зрительное восприятие Мышление | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
59 | 29.11 | Сложение вида 14+3, 3+14 | Изложение знаний. Практическая работа. Работа с дидактическим материалом. Наблюдение. Беседа. Упражнение. | Понятие о переместительном свойстве сложения. Применение переместительного свойства сложения. | Счетный материал. Схемы, карточки. | Внимание. Память. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
60 | 30.11 | Переместительное свойство сложения. | Изложение знаний. Практическая работа. Работа с дидактическим материалом. Наблюдение. Беседа. Упражнение. | Понятие о переместительном свойстве сложения. Применение переместительного свойства сложения. | Счетный материал. Схемы, карточки, таблички. | Внимание. Память. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
61 | 2.12 | Составление и решение задач. | Проблемное задание. Беседа. Работа с задачей. Практическая работа. | Уметь решать простые арифметические задачи. | Учебники, схемы задач. Иллюстрации. | Восприятие. Ориентировка в пространстве | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
62 | 5.12 | Сравнение чисел при измерении. | Наблюдение. Практическая работа Упражнение в сравнении чисел при измерении. | Умение сравнивать числа при измерении. Знать сколько дм и см в данном числе. | Линейки. Иллюстрации. | Мелкая моторика. Образное восприятие. Мышление. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
63 | 1.12 | Контрольная работа по теме: « Сложение двузначного числа с однозначным без перехода через десяток» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
64 | Вычитание однозначного числа из двухзначного числа Компоненты действия вычитания. Работа над ошибками. | Изложение знаний. Упражнение в запоминании компонентов вычитания. | Знать названия компонентов вычитания. | Таблица с названиями компонентов с действиями вычитание. | Внимание. Память. Мышление. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
65 | Вычитание однозначного числа из двузначного | Работа с учебником, над задачей. Работа по карточкам. Комментирование. | Умение вычитать однозначное число из двузначного с помощью палочек. | Раздаточный материал. Таблица разрядов. Иллюстрации. | Наглядно- образное восприятие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
66 | Вычитание вида 15-3 | Изложение знаний. Наблюдение. Беседа Упражнение | Умение вычитать числа без перехода через 10. | Иллюстрации Раздаточный материал. | Наглядно- образное восприятие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
67 | Задачи и примеры изученных видов. | Беседа. Работа с задачей. Упражнение | Умение решать задачи. Нахождение остатка, вычитать и складывать числа. | Таблица разрядов. Иллюстрации. | Внимание. Память. Мышление. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
68 | 9.12 | Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. | Изложение знаний. Практическая работа. Работа с дидактическим материалом. Наблюдение. Беседа. Упражнение. | Иметь представление об увеличении и уменьшении числа на несколько единиц. | Доска, таблицы, счётный материал. Дидактический материал. | Личностные качества. Интеллектуальная деятельность. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
69. | Проверочная работа по теме: «Вычитание однозначного числа из двухзначного числа» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
70 | Анализ проверочной работы и работа над ошибками. Примеры вида 17+3. | Изложение знаний. Упражнения. Практическая работа дидактическим материалом. | Уяснение десятичного состава числа 11 | Таблица разрядов, раздаточный материал. | Зрительное восприятие Мышление | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
71 | 15.12 | Задачи и примеры изученных видов. | Беседа. Работа с завдачей. Упражнение. | Умение решать задачи изученных видов. Складывать и вычитать числа. | Иллюстрации. Счетный материал. | Внимание. Память. Мышление. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
72 | 16.12 | Вычитание вида 20-3 | Изложение знаний. Упражнения. Практическая работа дидактическим материалом. | Умение вычитать из круглого десятка. | Таблица разрядов, раздаточный материал. | Наглядно- образное восприятие. Зрительное восприятие Мышление | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
73 | 19.12 | Сравнение чисел полученных при измерении. | Изложение знаний. Практическая работа дидактическим материалом. Упражнения. | Умение сравнивать числа, полученные при измерении одной мерой. | Нитки. Линейки. Ряд чисел. | Восприятие | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
74 | Контрольная работа за первое полугодие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
75 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | Беседа- анализ. Упражнения в исправлении ошибок. | Умение работать над ошибками. | Доска, таблица, счетный материал. | Наглядно- образное восприятие. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
76 | Вычитание вида 17-12 | Проблемное изложение знаний. Наблюдение. Беседа. Упражнения. Комментирование. | Умение вычитать числа без перехода через десяток. | Таблица разрядов, раздаточный материал. | Наглядно- образное восприятие. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
77 | 23.12 | Задачи и примеры изученных видов. | Беседа. Работа с задачей. Упражнения. | Умение решать задачи на нахождение остатка, вычитать, складывать числа. | Иллюстрации. Счётный материал Карточки. | Внимание. Память. Мышление | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
78 | 10.я | Составление и решение примеров. | Проблемное изложение знаний. Наблюдение. Беседа. Упражнения. Игра « Составь». | Умение складывать числа в пределах 20 без перехода через десяток. | Иллюстрации. Счётный материал Ряд чисел | Зрительное восприятие Мышление | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
79 | Вычитание вида 20-14 | Проблемное изложение знаний. Наблюдение. Беседа. Упражнения. Игра « Покажи». | Умение вычитать однозначное число из круглого десятка | Таблица разрядов, раздаточный материал. | Наглядно- образное восприятие. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
80 | Связь сложения и вычитания | Наблюдение. Проблемное изложение знаний. Беседа. Комментирование. | Представление о взаимосвязи сложения и вычитания. | Ряд чисел. Иллюстрации. Счетный материал. | Восприятие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
81 | Задачи и примеры изученных видов. | Беседа. Работа с задачей. Упражнения. | Умение решать задачи и примеры на нахождение остатка, вычитать, складывать числа. | Иллюстрации. Счётный материал Карточки. | Мышление Память | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
82 | 16я | Число 0, как компонент сложения. | Практическое изложение знаний. Наблюдение. Упражнения. Работа на карточках. Игра « Посчитай». Проблемное задание. Беседа. Комментирование. | Умение находить сумму, когда одно из слагаемых равно 0. | Мышление Наглядно- образное | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
83 | Число 0, как компонент сложения. Сложение вида 0+3, 0+0. | Счётный материал, счёты. Карточки. Ряд чисел. | восприятие. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
84 | Примеры с недостающими числами. | Проблемное задание. Беседа. Комментирование. Игра « Догадайся» | Умение находить неизвестное слагаемое. | Таблица сложения. Карточки. Ряд чисел. | Мышление Память | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
85 | Угол. Элементы угла: вершина, стороны. | Беседа. Изложение знаний. Конструирование, практическая работа. | Представление об углах. Знать элементы угла. | Чертежи. Иллюстрации Модели углов. | Пространственное восприятие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
86 | Сложение и вычитание в пределах 20 | Проблемное задание. Беседа. Практическая работа. | Уметь вычитать и складывать числа в пределах 20 | Таблица сложения. Карточки. Ряд чисел. | Пространственное восприятие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
87 | 23я | Меры стоимости. | Ряд чисел. Счетный материал. Монеты | Мышление. Память. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
88 | 24 | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной мерой. Меры длины. | Проблемное изложение знаний. Наблюдение. Комментирование. Игры. | Уметь вычитать и складывать числа в пределах 20, полученными при измерении одной мерой . | Счётный материал. Ряд чисел. Таблицы мер длины, стоимости. | Мелкая моторика. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
89 | 25 | Отрезок. Сравнение отрезков. Построение отрезка больше ( меньше) данного. | Проблемное изложение знаний. Наблюдение. Беседа, практическая работа. Дидактические игры. | Умение чертить отрезки по заданию. Умение чертить отрезки по заданию. | Раздаточный материал ( полоски, нитки). Чертежи. Линейки. | Пространственное восприятие. Мелкая моторика | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
90 | 26 | Отрезок. Сравнение отрезков. Построение отрезка больше ( меньше) данного. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
91 | 27 | Отрезок. Сравнение отрезков. Построение отрезка больше ( меньше) данного. | Проблемное изложение знаний. Наблюдение. Беседа, практическая работа. Дидактические игры. | Умение чертить отрезки по заданию. | Раздаточный материал ( полоски, нитки). Чертежи. Линейки. | Пространственное восприятие. Мелкая моторика | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
92 | 30я | Задачи с числами, полученными при измерении. Меры массы. | Беседа. Проблемное задание. Работа с задачей. Наблюдение. Упражнения. Игра « Посчитай». | Умение решать и кратко записывать содержание задачи. Знать соотношение мер массы и емкости. | Учебник. Иллюстрации, карточки, схемы Таблица сложения. Таблицы мер массы, емкости. | Логическое мышление Наглядно-образное восприятие | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
93 | Задачи с числами, полученными при измерении. Меры ёмкости. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
94 | Единицы (меры) времени сутки, неделя. | Беседа. Работа по таблице. Упражнения. Игра « Время» | Знание частей суток и дней недели. | Карточки, счётный материал счёты | Логическое мышление | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
95 | Часы, циферблат, стрелки. Единица (мера) времени. Час. | Изложение знаний. Практическая работа. Работа с дидактическим материалом. Наблюдение. Беседа. Упражнение. | Понятие о переместительном свойстве сложения Применение переместительного свойства сложения | Счётный материал, правило, таблички | Внимание Память | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
96 | Измерение времени в часах, направления движения стрелок. Режим дня. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
97 | 6ф | Примеры и задачи на нахождение времени. | Проблемное изложение знаний. Наблюдение. Работа с дидактическим материалом. Упражнение. | Представление об увеличении (уменьшении) числа на несколько единиц | Счёты Дидактический материал Иллюстрации | Интеллектуальная деятельность | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
98 | Контрольная работа « Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
99 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | Проблемное задание. Беседа- анализ. Упражнения в исправлении ошибок. | Умение работать над ошибками. | Доска , таблицы, счетный материал. | Личностные качества. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сложение и вычитание без перехода через десяток. ( Все случаи) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
100 | Связь сложения и вычитания Примеры с недостающими данными. | Наблюдение. Проблемное задание. Беседа. Упражнение. Комментирование. | Представление о взаимосвязи сложения и вычитания | Ряд чисел. Иллюстрации. Счетный материал. | Восприятие. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
101 | 10ф | Задачи на нахождение суммы | Проблемное задание. Беседа. Работа с задачей. Упражнение в составлении задач. | Умение решать простые задачи. Краткая запись задач по содержанию. | Иллюстрации. Счетный материал. Схемы задач. | Интеллектуальная деятельность. Восприятие. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
102 | 13ф | Задачи на нахождение остатка. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
103 | 14 | Задачи на нахождение суммы и остатка. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
104 | 15 | Задачи на увеличение ( уменьшение) числа на несколько единиц. | Беседа. Наблюдение. Упражнение в составлении и решении задач. Игра « Увеличь». | Умение решать простые задачи. Краткая запись задач по содержанию. | Иллюстрации Ряд чисел Краткая запись | Мышление Зрительное восприятие | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
105 | 16 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток | Наблюдение. Упражнение в исправлении ошибок. Комментирование. | Умение вычислять в пределах 20 без перехода через десяток. | Таблицы сложения и вычитания Счётный материал | Личностные качества. Мышление. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
106 | 17 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток | Наблюдение. Упражнение в исправлении ошибок. Комментирование. | Умение вычислять в пределах 20 без перехода через десяток. | Таблицы сложения и вычитания Счётный материал | Личностные качества. Мышление. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
107 | 20 | Угол. Виды углов: прямой, тупой, острый. | Беседа. Наблюдение. Изложение знаний. Конструирование. Практическая работа. Игра « Угол» | Узнавание, называние, черчение углов- прямого, острого, тупого. | Модели углов, чертежи. Таблица углов. Иллюстрации. | Пространственное восприятие, моторика. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
108 | 21 | Сравнение углов с прямым углом. Черчение прямого угла. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
109 | 22 | Составные арифметические задачи в два действия | Беседа. Постановка проблемы. Наблюдение. Работа с задачей. Игра « Сколько»
| Умение решать составные арифметические задачи и делать краткую запись. | Схемы задач Иллюстрации Счётный материал Таблица разрядов, Карточки | Наглядно – образное восприятие Мышление Память | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
110 | Составные арифметические задачи в два действия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
111 | Составные арифметические задачи в два действия. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
112 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток. Прибавление 2,3,4. | Изложение знаний. Наблюдение. Практическая работа с дидактическим материалом |
Выполнения сложения однозначных чисел с переходом через десяток путем разложения второго слагаемого на два | Таблица разрядов, раздаточный материал Иллюстрации | Активизация словаря. Мышление Память | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
113 | Сложение вида 7+5, 8+5, 9+5.Решение составных арифметических задач. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
114 | 3март | Сложение вида 8+6, 9+6, Решение составных арифметических задач. | Проблемное задание. Беседа. Работа с дидактическим материалом. Упражнения в решении примеров на сложение с переходом через десяток. Дидактические игры. | числа.
| Схемы. Счётный материал Карточки | Наглядно – образное восприятие Зрительное восприятие | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
115 | 6м | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток. Прибавление числа 7. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
116 | 7 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток. Прибавление числа 8. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
117 | 9 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток. Прибавление числа 9. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
118 | 10м | Таблица сложения однозначных чисел с переходом через десяток. | Составление таблицы. Проблемное задание. Упражнение в счете и запоминание. Игра « Сложи и объясни» | Знание наизусть таблицы сложения однозначных чисел с переходом через десяток. | Таблицы состава однозначных чисел. Счетный материал. | Память. Восприятие | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
119 | Таблицы состава двузначных чисел 11,12 из двух однозначных чисел. | Проблемное задание. Наблюдение. Упражнение в составлении таблицы. Дидактическая игра. Комментирование. Беседа. Работа с раздаточным материалом. | Знание таблицы состава чисел 11-18 из двух однозначных чисел с переходом через десяток. | Таблицы состава однозначных чисел. Счетный материал. Образец. Таблицы состава чисел 11-18 | Образное восприятие Математическое мышление Внимание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
120 | Таблицы состава двузначных чисел 13,14 из двух однозначных чисел. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
121 | Таблицы состава двузначных чисел 15-18 из двух однозначных чисел. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
122 | Контрольная работа по теме: «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток». | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
123 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | Беседа – анализ. Упражнения в исправлении ошибок. | Умение работать над ошибками. | Доска, таблицы, счетный материал. | Личностные качества | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
124 | 20м | Четырехугольники: квадрат. Свойства углов, сторон. Черчение квадрата по заданным вершинам. | Беседа. Практическая работа. с раздаточным материалом. Конструирование. Практическая работа по построению геометрических фигур. Графический диктант. Дидактическая игра. Самостоятельная практическая работа. | Знание элементов четырехугольников: прямоугольника, квадрата. Их свойства. Умение чертить прямоугольник, квадрат, на бумаге в клетку по заданным вершинам. | Раздаточный геометрический материал. Наборы « Учись считать». Талица геометрических фигур. Линейки. | Мышление Внимание Мелкая моторика | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
125 | Четырехугольники: квадрат. Свойства углов, сторон. Черчение прямоугольника по заданным вершинам. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
126 | Четырехугольники: прямоугольник, квадрат, Свойства углов, сторон. Практическая работа. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
127 | Вычитание чисел 2,3,4 из двузначных чисел с переходом через десяток. | Проблемное изложение знаний. Работа с раздаточным материалом. | Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток путем разложение вычитаемого на два числа. | Счетный материал. Таблица состава однозначных чисел. Карточки. Схемы. Таблица состава чисел 11-20 из однозначных. | Активизация словаря. Восприятие Мелкая моторика . Интеллектуальная деятельность. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
128 | 24март | Вычитание чисел 5 из двузначных чисел с переходом через десяток. | Беседа. Работа с учебниками. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
129 | Вычитание числа 5.Составление и решение задач изученных видов. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
130 | Вычитание числа 6 из двузначных чисел с переходом через десяток. | Наблюдение. Упражнение в решении задач. Практическая работа. | Вычитание остатка с помощью таблицы состава двузначных чисел из двух однозначных с переходом через десяток. | Таблица состава чисел 11-20 из однозначных. | Мелкая моторика . Интеллектуальная деятельность. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
131 | Вычитание числа 6.Составление и решение составных задач. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
132 | Проблемное задание. Работа с учебником, с задачей.. Беседа. Практическая работа. Проблемное изложение знаний. Упражнение. Упражнение. | Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток путем разложение вычитаемого на два числа. Вычитание остатка с помощью таблицы состава двузначных чисел из двух однозначных с переходом через десяток. | Счетный материал. Таблица состава однозначных чисел. Карточки. Схемы. Таблица состава чисел 11-20 из однозначных. | Личностные качества Активизация словаря. Восприятие Мелкая моторика . Интеллектуальная деятельность. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вычитание числа 7 из двузначных чисел с переходом через десяток. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
133 | Вычитание числа 7.Решение задач изученных видов. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
134 | Вычитание числа 8 из двузначных чисел с переходом через десяток. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
135 | Вычитание числа 8.Решение задач . | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
136 | Вычитание числа 9 из двузначных чисел с переходом через десяток. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
137 | Вычитание числа 9. Решение задач. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
138 | 14апр | Увеличение. Уменьшение числа на несколько единиц. | Проблемное задание Беседа. Упражнение. Комментирование. Работа со счетами. Упражнение. | Уяснение смысла выражений: « уменьшить на…», « увеличить на…» | Счеты. Дидактический материал. Иллюстрации. Таблицы. | Логическое мышление. Память | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
139 | Треугольник: вершины, углы, стороны. Черчение треугольника по заданным вершинам. | Беседа. Конструирование. Практическая работа по построению геометрических фигур. Графический диктант. Дидактическая игра. | Знание элементов треугольника. Умение чертить по линейке. | Раздаточный геометрический материал. Наборы « Учись считать». Талица геометрических фигур. Линейки. | Активизация словаря. Восприятие Мелкая моторика . Интеллектуальная деятельность | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
140 | Проверочная работа « Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
141 | Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток | Личностные качества | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
142 | Состав числа 11. Составление и решение примеров на сложение и вычитание. | Работа с иллюстрациями. Работа со счётным материалом. Практическая работа. Наблюдение. Упражнение. Изложение знаний. Беседа. Работа с задачей. Дидактические игры. | Уяснение десятичного состава чисел 11,12,13,14. Представление о натуральном ряде чисел 1-14 | Счётный материал Раздаточный материал Таблица разрядов Иллюстрации, счеты. | Зрительно-пространственная ориентировка Активизация словаря. Восприятие Мелкая моторика . | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
143 | Состав числа 12. Составление и решение примеров на сложение и вычитание. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
144 | 24апр | Состав числа 13. Составление и решение примеров на сложение и вычитание. Решение задач. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
145 | Состав числа 14. Составление и решение примеров на сложение и вычитание. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
146 | Название компонентов и результата вычитания. Решение задач. | Беседа. Практическая работа с раздаточным материалом. Комментирование. Работа с задачей. Игра « Назови» | Знать названия компонентов и результата вычитания. | Ряд чисел. Таблицы состава чисел. Таблица вычитания. | Мышление Память | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
147 | Состав числа 15,16.Составление и решение примеров на сложение и вычитание. | Работа со счётным материалом. Практическая работа. Наблюдение. Упражнение. Работа с задачей. Дидактические игры. | Уяснение десятичного состава чисел 15,16,17,18. Представление о натуральном ряде чисел. | Наборы «Учись считать» Таблица разрядов. Иллюстрации, счеты. | Мышление. Память. Зрительно-пространственная ориентировка. Активизация словаря. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
148 | Состав числа 17,18.Решение задач. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
149 | 2мая | Единица (мера) времени неделя. Задачи на нахождение времени. | Беседа. Игра « Время». Проблемное изложение знаний. Практическая работа с часами. Работа с задачей. Игра « Покажи время». | Знание частей суток, дней недели. Умение определять время по часам с точностью до 1 часа. | Карточки, календари, таблицы суток, дней недели. Иллюстрации часов. Модели часов. Таблица « Режим дня». | Ориентировка во времени. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
150 | Часы, циферблат, стрелки. Единица (мера) времени час. Измерение времени в часах. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
151 | Направление движения стрелок. Измерение времени по часам с точностью до 1 часа. Половина часа (полчаса). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
152 | 10мая | Проверочная работа « Сложение и вычитание с переходом через десяток» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
153 | Анализ проверочной работы и работа над ошибками. | Беседа – анализ. Упражнения в исправлении ошибок. | Умение работать над ошибками. | Доска, таблицы, счетный материал. | Личностные качества Интеллектуальная деятельность | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
154 | Деление предметных совокупностей на 2 равные части (поровну) | Беседа. Комментирование. Упражнение. Практическая работа. Дидактическая игра. | Практическое представление о делении поровну ( на две равные части) | Счётный материал Раздаточный материал Таблица сложения и вычитания. Разряд чисел Иллюстрации Карточки | Эмоционально-волевая сфера Внимание Личностные качества Мышление. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
155 | Деление предметных совокупностей на 2 равные части (поровну) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
156 | Повторение. Нумерация чисел в пределах 20.Порядковые числительные. Сравнение чисел. | Беседа. Упражнение. Работа по карточкам Дидактическая игра. | Умение складывать и вычитать числа в пределах 20.Название порядковых числительных. | Счётный материал Раздаточный материал Таблица сложения и вычитания. Разряд чисел Иллюстрации Карточки | Личностные качества Интеллектуальная деятельность Эмоционально-волевая сфера Внимание Личностные качества Мышление. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
157 | Повторение. Сложение изученных видов. Углы. | Беседа. Конструирование. Практическая работа по построению геометрических фигур. Графический диктант. Комментирование. Дидактическая игра. | Умение складывать числа в пределах 20 без перехода через десяток. Узнавать и чертить углы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
158 | 17мая | Повторение. Вычитание изученных видов. Прямая, луч, отрезок. Сравнение отрезков. | Беседа. Конструирование. Практическая работа по построению геометрических фигур. Графический диктант. Комментирование. Дидактическая игра. | Умение складывать числа в пределах 20 без перехода через десяток. Узнавать и чертить прямую, луч, отрезки. | Таблица геометрических фигур Учебники Линейки Таблица мер времени Таблица сложения и вычитания. Разряд чисел Иллюстрации Карточки | Память. Зрительно-пространственная ориентировка. Активизация словаря. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
159 | Повторение. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении | Беседа. Упражнение. Работа по карточкам. Дидактическая игра. | Умение складывать и вычитать числа при измерении одной мерой. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
160 | Повторение. Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. | Беседа – анализ. Упражнения в исправлении ошибок. | Умение решать задачи, кратко записывать содержание. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
161 | Повторение. Составные арифметические задачи в два действия. Единицы (меры) времени. | Работа с задачей. Беседа. Работа со схемами. Практическая работа. Дидактическая игра. | Умение решать задачи, кратко записывать содержание. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
162 | Итоговая контрольная работа | Проверка ЗУН, полученных во 2 классе | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
163 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. | Наблюдение. Упражнение в исправлении ошибок. Комментирование. | Умение работать над ошибками. | Доска, таблицы. Счётный материал | Личностные качества. Мышление. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
164 | Повторение. Задачи и примеры изученных видов. Четырехугольников. | Работа с задачей. Беседа. Работа со схемами. Практическая работа. Дидактическая игра. | Умение кратко записывать задачу и решать её. Знание элементов четырехугольников | Раздаточный материал. Счетный материал. Таблица сложения и вычитания. Ряд чисел. | Интеллектуальная деятельность. Эмоционально- волевая сфера. Мышление. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
165 | Повторение. Задачи и примеры изученных видов. Треугольники.. | Работа с задачей. Беседа. Работа со схемами. Практическая работа. Дидактическая игра. | Умение кратко записывать задачу и решать её. Знание элементов треугольников | Доска, таблицы. Счётный материал Раздаточный материал. Счетный материал. Таблица сложения и вычитания. Ряд чисел. Таблица геометрических фигур Учебники Линейки Таблица мер времени | Личностные качества. Мышление Моторика Интеллектуальная деятельность. Эмоционально- волевая сфера. Мышление | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
166 | Повторение. Задачи и примеры изученных видов. Определение времени по часам. | Работа с задачей. Беседа. Работа по карточкам. Практическая работа. Дидактическая игра. | Умение кратко записывать задачу и решать её. Определять время по часам с точностью до1 часа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
167 | Повторение. Задачи и примеры изученных видов. Построение отрезка. | Работа с задачей. Беседа. Дидактическая игра. Работа по карточкам | Умение кратко записывать задачу и решать ее, чертить отрезки. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
168 | Повторение. Задачи и примеры изученных видов. Счет равными числовыми группами. | Работа с задачей. Беседа. Работа по таблице. Практическая работа. Дидактическая игра. | Умение кратко записывать задачу и решать ее, считать по 2, 5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
169 | Повторение. Задачи и примеры изученных видов. Деление предметных совокупностей на две равные части (поровну). | Работа с задачей. Беседа. Упражнение. Дидактическая игра. | Умение кратко записывать задачу и решать её. Практическое представление о делении поровну. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
170 | Повторение. Задачи и примеры изученных видов. Связь сложения и вычитания. | Работа с задачей. Беседа. Упражнение. Дидактическая игра. | Умение кратко записывать задачу и решать её. Понятие о связи сложения и вычитания. | Доска, таблицы. Счётный материал Раздаточный материал. Счетный материал. Таблица сложения и вычитания. Ряд чисел | Интеллектуальная деятельность. Эмоционально- волевая сфера. Мышление |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания по математикедля 3 класса
Логические задачи по математике...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математикедля 4 класса. УМК "Перспектива"
Рабочая программа учебного курса «Математика» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ, Образовате...
Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами
Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...