Этапы урока | Обучающие и развивающие компо-ненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
I. Мотивация (само-опреде-ление) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная под- готовка к усвоению изучаемого материала | - У нас сегодня гости. Вспомните, когда приходят гости, какое у вас настроение? Я надеюсь что у вас у всех сегодня будет хорошее настроение. Повернитесь к гостям, улыбнитесь, повернитесь и улыбнитесь друг другу. Садитесь. В кругу друзей Лучше считать Лучше решать И побеждать.
| Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место | К – планируют учебное сотрудничество. Л – понимают значение знаний для человека; проявляют интерес к изучаемому предмету |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. | Показывают выполненную домашнюю работу. | П – осуществляют логические действия; строят модели, отра-жающие различные отношения между объектами; осознанно и произвольно строят речевое высказы- вание. |
|
| . |
2 Устный счет | 1) Игра «Баскетбол» Каждый ученик получает мяч.
7 8 | Выполняют задания.
Забрасывают мяч в нужную корзинку. |
|
| 2) Презентация. Решение задач на деление.
| Решают задачи. | К – могут работать в коллективе; уважают мнение других участников образовательного процесса. Л – осознают свои возможности в учении |
|
|
|
|
|
|
III Самоопределение к деятельности
| Заполнение таблицы
|
Делимое | 27 | 48 |
| 9 | Делитель | 6 |
| 5 |
| Частное | 4 | 9 | 7 | 2 | Остаток |
| 3 | 4 | 1 |
1.Каким способом можно выполнить деление с остатком? 2.Как найти остаток?
3.Как найти делитель при делении с остатком?
4.Как найти делимое при делении с остатком?
- Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
-Назовите тему урока. - Какую цель поставим?
Откройте учебник на странице 33, Какие задачи вы поставите для себя?
| Выходят к доске и заполняют таблицу.
- Способом подбора.
- Из делимого вычесть произведение делителя и частного.
- Из делимого вычесть остаток и результат разделить на частное. -Делитель умножить на частное и прибавить остаток. Закреплять умение выполнять деление с остатком.
|
|
IV Работа по теме урока
VI
| 1. Работа по учебнику .
Физкультминутка | Стр.33 №1. Выполнение деления с остатком. Самостоятельное выполнение. Вариант 1 – первая строка, вариант 2 – вторая строка.
Стр.33 №2. Устное выполнение. Проверка. - Почему при делении с остатком остаток не может быть больше делителя?
Решение задачи№5 стр.33. Прочитайте задачу. Каким действием будем решать задачу? Можно ли сделать рисунок к задаче?
Каким способом будем выполнять деление? На доске выполняется запись: 86 : 10 = 8 (ост. 6)
Организует проведение физкультминутки.
| Два ученика работают у доски. Взаимопроверка. Самооценка.
Работают в парах. - В этом случае можно выполнить деление еще раз.
Один ученик выполняет у доски.
- Делением
- Нет. Делимое очень большое. -Подбором.
Выполняют упражнения согласно инструкции учителя. | П – формулируют ответы на поставленные учителем вопросы; осуществляют логические действия. К - Коллективное обсуждение.
|
VII Продолжение работы по теме урока. |
|
|
|
Р – принимают и сохраняют учебные задачи. П – осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, выдвижение гипотез и их обоснование, моделирование и преобразо-вание моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.); устанавливают причинно-следст-венные связи. Р – осуществляют контроль, волевую саморегуляцию при возникновении затруднений. К – понимают различные подходы к решению учебной задачи, задают вопросы для их уточнения; четко и аргументированно высказывают свои оценки и предло- жения. Л – осуществляют смыслообразование; осознают ответственность за общее дело. |
2. Работа по учебнику | Стр.34 №9 – Рассмотрите рисунок. | Рассматривают данный в учебнике рисунок. |
| - Прочитайте задачу. - Как удобнее оформить краткую запись? - Что такое 18 кг? - Сколько было серых овец? Как назовем этот столбик в таблице? - Какая еще графа должна быть в таблицк? - Что обозначает число 5? - Что сказано о массе шерсти с одной черной овцы? -Что необходимо узнать в задаче?
(Учитель составляет таблицу на доске).
| Масса шерсти с одной овцы | Количество овец | Масса шерсти за год | Серые овцы | ? | 3шт. | 18кг | Черные овцы | ?, на 1кг < | 5шт. | ? |
- Что надо знать для того, чтобы ответить на вопрос задачи? _ Можем ли мы это узнать? Почему?
- Как это узнать? - Как потом узнать массу шерсти с одной черной овцы? _ Теперь можно ответить на вопрос задачи? - Каким действием? - Запишите решение и ответ задачи самостоятельно. (Проверка. Тем кто справится с задачей быстрее остальных, выполнить №15 стр 35)
Стр 34 №14 Самостоятельное выполнение. 1 ряд – первая строка, 2ряд – вторая строка 3 ряд – 3 строка.
|
- С помощью таблицы.
-Масса шерсти серых овец за год. Количество. Масса шерсти с одной овцы. Количество черных овец. _На 1 кг меньше, чем с серой. - Сколько шерсти настригут с 5 черных овец. Составляют таблицу в тетрадях.
Сколько шерсти настригут с одной черной овцы. -Нет. - Не знаем сколько настригут с одной серой овцы. Делением. Вычитанием.
Да.
Умножением. Дети записывают самостоятельно с последующей проверкой: - 18 : 3 = 6(кг)
- 6 + 1 = 7(кг)
- 7 * 5 = 35(кг)
3 ученика работают у доски.
Взаимопроверка. Самооценка |
|
VIII. Рефлексия деятель- ности | Математический диктант. | Учитель читает высказывание. Если учащиеся согласны, они ставят знак +, если нет – знак – . - Частное чисел 40 и20 =20.
- Число 48 больше чем 12 в 4 раза.
- При делении на 3 могут получится остатки 1,2,3.
- Чтобы найти остаток, надо из делимого вычесть частное.
- Делимое 60, делитель 5, частное12.
Проверка. - Оцените свою работу на уроке. |
- -
+
-
+ | П – осуществляют логические действия; формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Р – принимают и сохраняют учебные задачи; осуществляют контроль учебных действий. |
IX. Итоги урока. | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. | – Какую цель вы ставили пред собой на данном уроке? – Вам удалось достичь цели? - Кто сегодня на уроке справился со всеми заданиями? - Кто сомневался в своих умениях? | Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения | П – ориентируются в своей системе знаний. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. |
| Выставление оценок |
|
| Л – проявляют интерес к предмету |
X. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учебник, с. 35, № 19, 22. Индивидуальное задание сильным учащимся: прочитать рассказ Н.Носова «Мишкина каша» и рассчитать , сколько и каких ингредиентов необходимо для приготовления 3 порций каши. | Задают уточняющие вопросы | Р – принимают и сохраняют учебные задачи.
|