Научно-исследовательская работа "Магия чисел.Счастливые и несчастливые числа"
творческая работа учащихся по математике (4 класс) на тему

Цель данной работы: выяснить могут ли числа влиять на события в жизни людей.Могут ли  числа быть "счастливыми" или "несчастливыми".

Гипотеза: Числовые суеверия-выдумка людей,имеющие объяснимые причины появления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chisla.doc244 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Магия чисел. Счастливые и несчастливые числа.

Оглавление

Введение    

                                                                     

I.Теоретическая часть

  1.  История возникновения цифр. Цифра и число     2-3

  1.  Нумерология или наука о числах                          3

  1.  Значение чисел                                                        4

  1. Аспекты чисел 3,5,13. Факты «за» и «против»     5

II. Исследовательская часть

2.1. Задачи и  цели исследования                              

2.2.Результаты анкетирования учащихся                 6-7

2.3. Результаты интервью                                           7

Заключение                                                                  8

Список литературы

Приложения                                                               8-9

     

  Мой любимый предмет-математика. По телевизору я увидел передачу, в которой говорили, что число 13 многие считают несчастливым, пятница 13 –на некоторых действует пугающе.  Мне стало интересно,  могут ли числа  быть счастливыми и несчастливыми? Какое значение придают числам мои сверстники и взрослые? Верно ли, что счастливые числа приносят удачу, несчастливые- беду? Я выбрал эту тему для исследовательской работы, потому что хочу ответить эти вопросы. Правда ли это или выдумка  суеверных людей?

Тема: «Магия чисел. Счастливые и несчастливые числа»

Объект исследования:числа.

Предмет исследования:  магическое влияние чисел на события в жизни людей.

Цели:

1. Выяснить, правда ли числа имеют магическое влияние на события и судьбы людей.

2. Найти плюсы и минусы счастливых и несчастливых чисел.

Задачи:

1.Изучить литературу по данному вопросу.

2. Провести анкетирование учащихся 3-4 ,8-9 классов.

3. Интервью опрос учителей для выявления отношения к числовым суевериям.

4.Интервью  :

  • С Директором МБОУ «СШ№3»Пляскиной Галиной Александровной
  • С Депутатом городского Совета Соломахой Леонидом Антоновичем
  • С руководителем территориального отдела ЗАГС Штучной Ириной Юрьевной.

        Методы:

1.Изучение литературы, интернет - источников.

2.Анкетирование учащихся.

3.Интервью.

4.Обобщение результатов.

Гипотеза: счастливые  и несчастливые числа - это суеверия, имеющие объяснимые причины появления.

Теоретическая часть

 «Число — мера всему», — так считал Пифагор, исследовавший мистическое значение чисел с точки зрения науки.

Вся наша жизнь связана с числами. Дата рождения, время поступления в школу, окончания, наступления совершеннолетия, адрес проживания и многое другое  связано с числами. Даже урок начинается со слов : «Запишите в тетради число, классная работа».

Числа — это орудие современной цивилизации, используемое для упорядочения сферы ее деятельности. Числа несут в себе много информации! По мнению нумерологов, с их помощью можно «вычислить» характер человека и его предназначение, узнать судьбу .

Число и цифра

Число — это понятие, отражающее количество. 
Цифра — это символ для обозначения чисел. 

История возникновения цифр

Ученые считают, что числа зародились еще в доисторические времена, когда человек научился считать предметы. Но знаки для обозначения чисел появились значительно позже: их изобрели шумеры  в 2000 г. до н. э. На  табличках из глины они выдавливали  черточки, а потом изобрели знаки. Пользование цифрами облегчало счет: считали дни недели, количество скота.

Пользовались цифрами и древние египтяне – об этом свидетельствует математический папирус Ринда. Первобытные люди, еще не придумав цифры, считали при помощи пальцев рук и ног. Загибая и разгибая пальцы, люди производили сложение и вычитание. Поштучно считать предметы удобно тогда, когда их не очень много. Пересчитывать же таким образом большие совокупности скучно и утомительно, поэтому возникла идея объединять единицы в группы. Появился счёт пятёрками, десятками, пальцев рук и ног "счетовода".

В середине VIII века к знакам появился ноль  благодаря индийскому астроному и математику Ариабхата. Ученые считают, что ноль является важнейшим открытием в математике, так как он послужил  образованию десятичной системы. Ноль- это единственная цифра, которая не может быть представлена римскими цифрами. 1-это самое древнее число в истории человечества. Оно возникло из простой черты на земле, из зарубки на дереве или кости.

Нумерология или наука о числах

Древнейшей из наук является наука о числах— «Нумерология».Греческий философ Пифагор считал, что всем цифрам присущи индивидуальные качества.

1-число цели.
2- число противоположности, как день и ночь. 3-  треугольник, который представляет прошлое, настоящее и будущее.

4- представлена квадратом -  сторонами космоса, временами года и элементами "огня", "земли", "воздуха" и "воды".
5- самое счастливое и непредсказуемое число.
6- символ надежности.

7- символизирует тайну. Это семь правящих планет, семь дней недели, семь нот гаммы.

8- число материального успеха. Оно означает надежность, доведенную до совершенства, поскольку представлено двойным квадратом.

9- символ всеобщего успеха, самое большое из всех элементарных чисел.

Это интересно

  • 10 - образуется от сложения первых четырех элементарных цифр (1+2+3+4=10). Считается, что это число приносит удачу.
  • 12 - символ завершенности. Все знают про 12 месяцев в году, 12 знаков Зодиака, 12 часов дня и ночи...
  • 13 – число, традиционно несчастливое. Оно, как бы имеет одну лишнюю единицу (12+1), а излишество всегда опасно.
  • 18 - «роковое» число. В 18 лет человек становится взрослым.
  • 60 - число «священное». В математике круг делится на 60 градусов, в часе - 60 мин., в минуте - 60 сек., и т.д. Вообще, число 60 символизирует жизненный опыт, накопленные знания.
  • 100 - число, выражающее полное совершенство (10x10). Целое обычно делится на 100 частей (100%). Эра делится на столетия. Поговорка гласит: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей!» Все в мире подчинено цифре 100.
  • Много интересных фактов связано еще с одним «нечистым» числом – 666. Именно ему равняется сумма всех чисел на игорной рулетке.
  • Разные народы по-разному относятся к четным и нечетным числам. Например, у нас подарить девушке букет с четным количеством цветов – или жуткая бестактность, или откровенное пожелание смерти. А европейцы и американцы считают, что «четный» букет приносит счастье.

Говоря о несчастливых числах, невольно вспоминаешь число 13, а счастливые – 3, 5 и 7.

Число 3.

На  Руси самыми счастливыми числами всегда считали  «3» , «5» и «7»;

С  детства в сказках нам читают:  было 3 сына, золотая рыбка исполняет 3 желания.

Число «3» в пословицах и поговорках:

Наговорил в три короба.

Обещанного три года ждут.

От горшка три вершка.

Бог любит троицу.

1380 г. - Куликовская битва – русская армия во главе с Дмитрием Донским разбила армию Золотой Орды во главе с Мамаем. 

13.02.2013 года самолет украинской авиакомпании "Южные авиалинии" раскололся пополам в результате аварийной посадки в аэропорту Донецка. На борту Ан-24 находились 52 человека, пятеро из них погибли.

1993 г. - Принятие конституции Российской Федерацией.

03.09.1925г.- во время шторма терпит катастрофу дирижабль в Америке, погибло множество людей


Число «5».Только факты

Пословицы с цифрой 5

На пятак дружбы не купишь.

Один глупыш, а умных пятерых ссорит.

На руке пять пальцев, а который не укуси — все больно.

Сказки, в которых встречается число(цифра)5

«Пятеро из одного стручка» Г.Х. Андерсена
Сказка «Пять зерен» Е.Пермяка

В христианстве число 5  символизирует человека после совершения греха, у Иисуса было пять ран при распятии.

25 марта морской самолет наблюдения Dornier индийского военно-морского флота, выполнявший тренировочный полет, упал в море близ берегов штата Гоа. Два человека пропали без вести

Пятёрка-лучшая отметка школьника.

В Японии пять-символ совершенства.

У мусульман пятый день-священный.

Пятиугольник-символ философии Пифагора, олицетворяет божественные принципы, гармонию человека с окружающим миром.

Число 13

        Существует много  суеверий о числе 13.Считается, что тринадцать – это дьявольское, магическое число. Ещё его называют «чёртовой дюжиной». В древности у китайцев, римлян и некоторых других народов за основу счисления принимали 12. Число 12 как бы замыкало группу чисел.  13=12+1

Так зародилась легенда о «несчастливом» числе 13. 
В последнее время в России многие люди считают 13 своим счастливым числом, по популярности оно составляет конкуренцию числам 7 и 5.

Сумма всех чисел на циферблате делится на 13.

13.01.2010 сильнейшее землетрясение на Гаити, более 200 тысяч погибших.

У древних народов майя число 13 считалось священным и очень благоприятным. В календаре майя 13 месяцев.

Исследовательская часть

Для решения 2 задачи было проведено анкетирование учащихся 3-4 классов- (62 учащихся), 8-9 классов-(41 учащихся).Всего анкетируемых -103 учащихся.

3-4 классы

8-9 классы

Вопросы анкеты

Да

%

Нет

%

Да

%

Нет

%

1

Верите ли Вы в счастливые и несчастливые числа?

41

66%

21

34 %

14

34%

27

66%

2

Считаете ли число 13 несчастливым?

30

48%

32

52%

12

29%

29

71%

3

Есть ли у Вас счастливое число?

48

77%

14

23%

27

66%

14

34%

4

Есть ли несчастливое число?

27

43%

35

57%

7

17%

34

83%

5

Считаете ли пятницу 13 несчастливым днём?

31

50

31

50

11

27

30

73

В диаграмме 1  и 2 представлены результаты анкетирования учащихся. В отличие от учащихся 8-9 классов  учащихся 3-4 классов  верят в счастливые и несчастливые числа, половина из них опасаются пятницу -13.

Опрос учителей для определения отношения к числовым суевериям дал следующие результаты.

Количество респондентов-21.

Вопрос

Да

%

Нет

%

1

Есть ли у Вас счастливое число?

20

96

1

4

2

Пятница 13-несчастливый день?

4

19

17

81

3

Могут ли числа влиять на события в жизни человека?

10

48

11

52

Выводы:  по итогам опроса у большинства учителей  есть счастливое число, пятница 13-обычный день, числа не влияют на события в жизни человека.

Помимо этого был проведён выборочный  анализ успеваемости учащихся 4 «А» класса в «счастливые» и «несчастливые» числа. По таблице видно, что количество хороших отметок 13 числа практически такое же ,как 5,7 числа.

Дата

Предмет

«5», «4»

«3»

«2»

5.12.16

Математика

7

5

1

13.12.16

Русский язык

6

4

-

13.01.17

Математика

8

2

-

7.03.17

Русский язык

8

5

-

В ходе беседы с руководителем территориального отдела ЗАГС Штучной Ириной Юрьевной узнал много интересного. Пары, решившие пожениться, выбирают дату по принципу - счастливое  число, дата знакомства.1/3 пар супругов , расписавшихся в «красивые» или «счастливые» даты , развелись.  По словам Ирины Юрьевны, основа семейного счастья- уважение, любовь, взаимопонимание, терпение, развитие , а не числа.

Заключение:

1.Учащиеся 3-4 классов более суеверны, чем учащиеся 8-9 классов.

2.По мнению учителей не бывает хороших и плохих чисел.

3.Успехи в учёбе –это ежедневный труд, уроки надо делать постоянно.

4.Каждый человек вправе решать сам во что верить, о во что нет. Главное помнить, что мы сами делаем свою судьбу!

Моя гипотеза : числовые суеверия –выдумка людей, подтвердилась! Своей исследовательской работой я ещё раз подтвердил, важны не суеверия, а отношение к ним людей.

Список литературы

1.  Г.И.Гейзер. История математики в школе. Пособие для учителей. 
2. Степанова М.Г. „ Числовые суеверия”.Самара,1999 год
3.Энциклопедический словарь юного математика.-М.: Просвещение,1993 год

4.П.А. Тревогин. Числовые суеверия (статья), 2000 год.

5.О. А. Шестихин. Магическое число- семь (статья), 2002 год.

6.Интернет –сайты http://www.trepsy.net/adage/37.htm.

https://elhow.ru/ucheba/matematika/kak-pojavilis-cifry

Диаграмма 1. 3-4 класса

Диаграмма 2 . 8-9 классы.

Диаграмма 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

научно-исследовательская работа "Мое любимое число "

Это проект про историю цифры 7, его происхождение, значение цифры 7, сказки, где встречаются число 7.Очень занимательный...

Научно-исследовательский проект учащихся 4-го класса "Загадки Египетских пирамид" Текст проекта, презентация, сценарий защиты на научных чтениях

Данная работа выполнялась учащимися для городских научных чтений. Были проанализированы многочисленные источники, выделены основные версии происхождения Египетских пирамид, подобран фотоматериал. Теор...

Участие обучающихся в научно-практических, научно-исследовательских конференциях

Участие обучающихся в научно-практических, научно-исследовательских конференциях...

Научно-исследовательская работа ученика "Числа в моем селе"

Предлагаем исследовательскую работу по математике...

Исследовательский проект: "Другое детство" (Проект занял 1 место в научно-исследовательской конференции )

Тема данной проектной работы практически значима и доступна, т.к. она выбрана из содержания предмета окружающий мир. Куклы Барби, роботы-трансформеры, конструкторы «Лего» - это наши современные игруш...

Научно-исследовательская работа на XX городскую научно-практическую конференцию «Первые шаги в науку» "Коронавирус:реалии"

Научно-исследовательская работа на XX городскую научно-практическую конференцию «Первые шаги в науку» "КОРОНАВИРУС: РЕАЛИИ"...

Научно-исследовательская (исследовательская) работа на XVIII городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» "Влияние малоподвижного образа жизни на здоровье подростков" (на примере исследования семиклассников МБОУ СОШ №8)

Научно-исследовательская (исследовательская) работа на XVIII городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» ВЛИЯНИЕ МАЛОПОДВИЖНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ  (на ...