Проект урока по математике 2 класс УМК «Гармония» Тема: «Решение задач. Дополнение текста задачи»
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Тема: «Решение задач. Дополнение текста задачи»

Задачи:  продолжить работу со структурой задачи, совершенствовать  умение решать задачи на сложение и вычитание разными способами, дополнять текст  задачи  по данной схеме.

Личностные УУД:

·        Формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

·        Развивать умение адаптироваться в сложной ситуации

·        Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха (неудачи) во время урока.

Регулятивные УУД:

·        Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

·        Определять последовательность действий  на уроке.

·        Уметь формировать цель  урока с помощью учителя.

·        Оценивать правильность  выполнения заданий на уроке.

·        Фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии.

Познавательные УУД:

·        Уметь находить ответы на вопросы, используя учебник, свой опыт и информацию, полученную на уроке.

·        Уметь переводить текст задачи в различные модели (схемы).

·        Уметь выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от условий.

·        Способствовать высказыванию учащимися своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.

·        Уметь сравнивать, анализировать, обобщать.

Коммуникативные УУД:

·        Создать благоприятные условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

·        Уметь слушать и понимать речь других.

·        Уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

·        Уметь планировать  учебное сотрудничество с учителем и  сверстниками.

Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданием, учебник «Математика» 2 класс.

( Н.Б.Истомина Смоленск, Ассоциация ххi век 2015г).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_matematike.docx40.19 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока по математике

2 класс УМК «Гармония»

Тема: «Решение задач.

Дополнение текста задачи»

Составила:   Сахнюк Татьяна Михайловна

 учитель начальных классов, 1 категория

МБОУ СШ №1 г. Володарск

Нижегородская область

Тема: «Решение задач. Дополнение текста задачи»

Задачи:  продолжить работу со структурой задачи, совершенствовать  умение решать задачи на сложение и вычитание разными способами, дополнять текст  задачи  по данной схеме.

Личностные УУД:

  • Формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
  • Развивать умение адаптироваться в сложной ситуации
  • Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха (неудачи) во время урока.

Регулятивные УУД:

  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Определять последовательность действий  на уроке.
  • Уметь формировать цель  урока с помощью учителя.
  • Оценивать правильность  выполнения заданий на уроке.
  • Фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии.

Познавательные УУД:

  • Уметь находить ответы на вопросы, используя учебник, свой опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Уметь переводить текст задачи в различные модели (схемы).
  • Уметь выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от условий.
  • Способствовать высказыванию учащимися своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
  • Уметь сравнивать, анализировать, обобщать.

Коммуникативные УУД:

  • Создать благоприятные условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • Уметь слушать и понимать речь других.
  • Уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
  • Уметь планировать  учебное сотрудничество с учителем и  сверстниками.

Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданием, учебник «Математика» 2 класс.

( Н.Б.Истомина Смоленск, Ассоциация ххi век 2015г).

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Методы, приемы и средства

Формируемые УУД

1.

А)Организа

ционный момент

Б)  Математи

ческая разминка

Создать условия для возникнове

ния у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности

Пусть наша совместная  работа на уроке будет успешной и порадует всех нас

Любимые герои мультфильмов приготовили  вам задания.

1.Выбрать пары чисел, сумма которых равна  60

53   7   23   28   37   44   16   32.

2.Решить круговые примеры, вставив нужное число.

55 + 8       66 +…        74 +…

81-…         76 - …         68 -…

3. Пользуясь таблицей, назвать верные равенства.

+

46

38

29

44

9

8

15

23

 Индивидуальные карточки.

1.Написать пропущенные числа и установить закономерность

5,   *,   17, 23, 29, *, * .

9, *, *, 24, *, 34, 39, *, 49.

69,71,73, *, *, *.

69, 66, 63, *, *, *.

 Стр. 17 № 51

2.Пользуясь таблицей, записать  верные равенства

+

54

27

34

49

18

26

37

29

Подготовка к уроку. Приветствие учителя.

Умение применять общие способы действия в различных частных ситуациях.

Повторение различных способов  устного сложения и вычитания в пределах 100.

Более сильная группа детей работает по индивидуаль

ным карточкам.

Репродук

тивный метод

Индивидуальная  и фронтальная работа. Диффе

ренциа

ция по уровню  сложно

сти

Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать речь других;

Вступать  в беседу на уроке

Познавательные УУД:

Действия анализа (умение находить закономерности)

Построение  логической  цепи рассуждения

Коммуникатив

ные УУД:

Владение монологической  формой речи, умение отстаивать свое мнение.

2

Актуализа

ция знаний

Организовать актуализацию умений организовать выполнение учащимися пробного учебного действия.

Накануне мы с вами посмотрели мультфильм о мальчике.

-Кто вспомнит как он называется?

 Правильно.  (м/ф «В стране невыученных уроков»). Где главный герой (Витя Перестукин) при выполнении домашней работы встречает полтора землекопа. Мальчик попадает в различные неловкие ситуации.

_Почему с мальчиком это произошло? (Из-за того, что он неправильно решил задачу)

В чем причина его допущенной ошибки?

-А чтобы не было   различных неприятностей, как можно избежать в будущем подобной ошибки?

Правильно. Нужно научиться решать задачи.

- Что вы умеете, чтобы решать задачу правильно? Выберете    умения, которые на листочках записаны.

Выбирают умения, написанные на листе: умею задачу отличать от  текстов;

Умею подбирать схему к условию задачи; умею выбирать действия для решения задачи; умею использовать алгоритм для решения задачи; умею решать задачу разными способами;  умею отделять известное от неизвестного в задаче.

Создание проблем

ной ситуации с помощью вопроса.

Личностные УУД:

 Умение адаптироваться к сложным ситуациям

Развивать умения анализировать, сопоставлять.

Коммуникативные УУД:

Аргументация своего мнения и позиции.

Познавательные УУД:

Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Регулятивные УУД:

Оценивать правильность выполнения действий на уроке. Вносить свои предположения.

3

Постановка цели урока

Сформиро

вать представле

ние о том, что дети узнают на уроке. Чему научатся.

Кто из вас догадался, какова тема нашего урока? (Решение задач)

-Чему мы будем учиться на уроке?

Проговаривают тему: Решение задач. Дополнение текста задачи.

Личностные УУД: Формирование мотивационной основы учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

Учиться определять тему урока с помощью учителя.

4

Изучение нового  материала

Организовать усвоение учениками способа действий для сравнения чисел. Закрепить, повторить, продолжить формирова

ние УУД

А) У вас на карточках несколько математических текстов. Необходимо определить, какие из них являются задачами.

1.На сколько марок больше  у Пети, чем у Иры?

2.У Никиты было 15 марок с ракетами и 5 марок с самолетами. Он подарил 8 марок другу. Сколько игрушек осталось у Никиты?

3.Около школы росло 20 тополей. Несколько тополей срубили. Сколько яблонь осталось расти у школы?

4.У Феди 10 самолетиков, а у Юры на 2 меньше.

В кукольном театре 60 кукол.

 5.В спектакле были заняты 20 кукол. Сколько кукол не заняты в спектакле?

Б)  Задача: На аэродроме было 75 самолетов. Сколько самолетов осталось?  ( стр.17, №48)

Выбрать данные, которыми можно дополнить условие задачи и ответить на поставленный к ней  вопрос.

1.Утром прилетело 10 самолетов, а вечером улетело 30.

2.Улетело на 20 самолетов больше, чем было.

3. Улетело сначала 30 самолетов, а потом еще 20.

В) Задача № 47 стр.16

Пользуясь схемой, вставить пропущенные в тексте задачи числа.

(Схема выносится на интерактивную доску)

Текст: В автобусе -   ----- мест. Детьми занято -  ---- мест. Взрослыми-  ------ мест. Сколько свободных мест в автобусе?

Записать решение задачи разными способами.

1 способ

  1. 14 + 6 = 20 (м.)
  2. 56 – 20 = 36 (м.)

2способ

  1. 56 – 14 = 42 (м.)
  2. 42 – 6 = 36 (м.)

3способ

  1. 56 – 6 = 50  (м.)
  2. 50 – 14 = 36 (м.)

 Дополнительное задание для  учащихся 1 варианта.

- Составить другие вопросы, на которые вы можете ответить, используя условие  этой задачи.

Работают в паре.

Находят задачу, объясняют свой выбор. По необходимости отстаивают свою точку зрения.

Дают определение задаче.

Анализируют, какие дополнения к задаче верны.

Анализируют схему, читают текст задачи с недостающими числовыми данными.

Извлекают недостающую информацию из схемы, в которой отражены и условие, и вопрос задачи.

Обсуждают способы решения задачи.

Оформляют  решение задачи  соответственно  модели ее.

Частично- поиско

вый метод.

Ученики самостоя

тельно рассуждают, анализи

руют, обобщают, делают вывод.

Работа в паре.

 Поиско

вая деятель

ность: анализ возмож

ных способов решения проблемы

Работа в паре.

Исследо

ватель

ский метод

Дифференциация по объему и по уровню творчест

ва

Личностные УУД:

Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.

Познавательные УУД:

Находить  ответы на вопросы, используя учебник, свой опыт и информацию, полученную на уроке. Уметь находить закономерности (действия анализа)

Находить наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от условий.

Коммуникатив

ные УУД:

Оформлять правильно свою мысль в устной речи.

Уметь слушать собеседника  и вступать в диалог.

Участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Познавательные УУД: интерес к способу решения.

Выбор наиболее эффективных способов решения задачи.

5

Физминут

ка для глаз

Смена вида деятельности

Показ движений для снятия утомляемости  глаз.

Повторять упражнения

Воспитание здорового образа жизни

Познавательные УУД:

Выполнять действия по образцу.

6

Самостоя

тельная работа с самопроверкой по эталону

Проверить умение решать задачи и производить арифметиче

ские действия с числами в пределах 100

А)  На экране задачи с выбором ответов. Найти правильный ответ и записать в тетрадь.

1.У Пеструшки было 8 цыплят, затем вывелись еще 4 цыпленка. Сколько цыплят стало у Пеструшки?

4 цыпленка

16 цыплят

12 цыплят

2.Когда в коробку с карандашами положили еще 5 карандашей, в ней стало 18карандашей. Сколько карандашей было в коробке?

23 карандаша

13 карандашей

15 карандашей

3.В волейбольный кружок записались 17 старшеклассников, а в баскетбольный – 8. На сколько ребят меньше записалось в баскетбольный кружок, чем в волейбольный?

На 8 человек

На 11 человек

На 9 человек

4.В одном классе растет 8 кактусов, а в другом – на 3 кактуса больше. Сколько кактусов растет в другом классе?

11кактусов

5 кактусов

13 кактусов

5.В плацкартном вагоне 54 спальных места. Из них 40 мест занято пассажирами. Сколько свободных мест в вагоне?

94 места

14 мест

10 мест

6. В третьем классе 7 отличников. Это на 2 отличника больше, чем в четвертом классе. Сколько отличников в четвертом классе?

12 отличников

9 отличников

5 отличников.

Б) Игра «Да» или «Нет»

Если ответ «нет», то  от начальной точки три клетки вправо, если ответ «да», то вниз 2 клетки.

-- Если 57 увеличить на 30, то получится 60

-- Разность чисел 49 и 5 равна 44

-- Если 79 уменьшить на 8, то получится 70

-- У квадрата все стороны равны.

-- В 1 дм содержится 100см

-- Сумма чисел 54 и 3 равна 57

-- У прямоугольника три стороны

-- Первое слагаемое 23, второе слагаемое 7, сумма равна 30

 

Самостоятель

ное  выполнение задания.

Выполнение графического  задания.

Проверка: на экране  ломаная, состоящая из  восьми звеньев.

Тестирование

Индивидуальная форма

Индивидуальная работа (форма)

Личностные УУД:

Учиться объяснять и обосновывать результаты своего труда.

Регулятивные УУД:

Умение контролировать результаты своей деятельности.

Умение осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД:

Выполнять самостоятельно задания, используя информацию , полученную на уроке.

Сравнение.

Регулятивные УУД:

Умение осуществлять самоконтроль

Коммуникатив

ные УУД:

Умение слушать собеседника

7

Рефлексия деятельности

Сформиро

вать личную ответствен

ность за  результаты деятельности

Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности.

--Мы  хорошо  потрудились и теперь подводим  итог работы на уроке.

--Какую цель на уроке ставили?

А для чего это нужно?

Ребята, оцените свою деятельность на уроке с помощью лестницы успеха.

Многие поставили себя на верхнюю ступеньку и это замечательно!

Значит, они уже сейчас чувствуют себя уверенно и могут браться  за более трудные задания.

Что было трудным на уроке?

Над чем еще нужно поработать на следующих уроках?

 

Научиться решать задачи, дополнять

текст задачи.

Проверить правильность решения задачи.

Алгоритм  

1.Прочитать

текст.

2. Доказать, что это задача.

3. Определить, простая или составная задача.

4.Составить схему

5. Решить задачу.

6. Записать ответ задачи.

7. Проверить правильность решения .

Регулятивные УУД:

Оценивать правильность выполнения действий на уроке.

Познавательные УУД:

Способствовать высказыванию детьми собственного мнения.

Оценивать свою деятельность на уроке.

Коммуникатив

ные УУД:

Формирование и аргументация своего мнения и учет  различных мнений.

8

Домашнее задание

Раздаются задания на карточках.

1к. - Преобразовать текст задачи. Решить задачу.

«На сколько  марок больше у Пети, чем у  Иры?»

2к. – Преобразовать текст  в задачу. Решить разными способами. Составить  к задаче схему.

« У Валеры было 12 роботов и 4 машинки. Он подарил 2 игрушки другу. Сколько вертолетов осталось у Валеры?»

Диффе

ренциа

ция по  уровню трудности

Самоанализ урока.
Тема урока: Решение задач.  Дополнение текста задачи.
Цели урока: совершенствовать  умение решать задачи на сложение и вычитание разными способами, дополнять текст  задачи  по данной схеме.

Образовательные: 
- формировать умение решать задачи разными способами; уметь дополнять тексты задач.
Развивающие:
- развивать  вычислительные навыки   путём привлечения познавательного материала, создания проблемных ситуаций;
- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.
Воспитательные: 
-воспитывать ответственность, коллективизм, взаимопомощь, аккуратность, самостоятельность, дисциплину, наблюдательность  
В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.

Регулятивные:

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Оценивать правильность выполнения действий на уроке.
  • Планировать свое действие в соответствие с поставленной задачей.
  • Уметь формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Познавательные:

  • Уметь переводить текст задачи в различные модели ( схемы).
  • Уметь находить ответы на вопросы, используя учебник, свой опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
  • Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные:

  • Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • Взаимодействовать со сверстниками в паре, группе.
  • Слушать и понимать речь других.

Личностные:

  • Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
  • Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха( неуспеха) в учебной деятельности.
  • Развивать умение адаптироваться в сложной ситуации.

Тип урока: комбинированный
Урок построен в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Задачи», которые в данном УМК изучаются со 2 класса.

На уроке были использованы следующие методы обучения:

По характеру познавательной деятельности: 

- наглядный

-частично-поисковый, знания не предлагались готовыми, самостоятельно их необходимо было добывать

По источнику знаний:

- словесный

- практический.

 Учащиеся работали:

- индивидуально

- в парах

Виды контроля  на уроке:

Самоконтроль, взаимоконтроль

Основным в уроке является этап открытия «новых» знаний,  была выбрана следующая структура.

1 этап - организационный момент с целью положительного настроя и формирования положительного интереса к новому материалу.

2 этап - актуализации знаний, постановка познавательной задачи.  этап осуществлялся через включение в игровую деятельность( просмотр мультфильма), тематические вопросы. Организованная работа позволила учащимся ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя.

 Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. 

Познавательные: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Регулятивные: определять тему урока с помощью учителя; оформлять свою мысль в устной форме.

3 этап - изучение новых знаний,  данный этап осуществлялся через создание проблемной ситуации(выбор схемы к задаче), работа в паре. Это способствовало развитию умения работать в сотрудничестве, слышать другого, уметь спорить и приходить к общему решению. 

Познавательные: находить ответы на вопросы, используя учебник., свой опыт и информацию, полученную на уроке, уметь переводить текст задачи в различные модели ( схемы).

Регулятивные:- проговаривать последовательность действий на уроке.

Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи, взаимодействовать со сверстниками в паре.

4 этап - закрепление и контроль готовых знаний осуществляется через индивидуальную работу  в виде тестирования и игры, осуществлялась самопроверка по образцу, задания взяты из рабочей тетради на печатной основе.

Регулятивные: учиться работать по плану; планировать свое действие в соответствие с поставленной задачей.

Познавательные: выполнять самостоятельно задания, используя информацию, полученную на уроке.

5 этап- подведение итогов и рефлексия через самооценку ( лесенка успеха)

Домашнее задание дифференцированного характера. 

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий на уроке. Познавательные: способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке

Коммуникативные: формирование и аргументация своего мнения ,учет разных мнений.

       Домашнее задание  учащиеся получили в виде  индивидуальных карточек. Комментариев к заданию не понадобилось, так как детям все было понятно.

     На уроке была создана приятная психологическая и эмоциональная атмосфера. Для эмоциональной разрядки и снятия физического напряжения проведены физминутки.                  Поддерживались доброжелательные отношения с учениками. На данном уроке были реализованы все поставленные цели,  что подтверждали осознанные ответы учащихся на итоговые вопросы урока, при подведении рефлексии.

Список литературы:

  1. учебник «Математика», 2 класс, Истомина Н.Б., Смоленск, Ассоциация 21 век, 2015 г.

2) Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов на Дону: Учитель, 2007. М.,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текст контрольной работы по математике 4 класс 4 четверть Тема "Решение задач"

Система учебников"Начальная школа XXI века"Контрольная работа по математике 4 класс 4 четверть.3 вариантаТема "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ"...

Урок математики во 2 классе (1-4) Тема: «Решение задач и примеров в пределах 100. Закрепление».

Закрепить знания  и умения  решать и составлять задачи на  нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного, составлять и решать примеры;-...

Урок математики в 1 классе. "Школа России". Тема: "Решение задач и примеров."

Конспект урока математики в 1 классе Школа России. Тема: "Решение задач и примеров."...

Презентация урока математики 2 класс. УМК "Гармония".Тема урока: "Решение задач.Сложение двузначных чисел".

Презентация урока по ФГОС с использованием здоровьесберегающих технологий....

Открытый урок математики 4 класс (Петерсон) по теме: Решение задач на нахождение целого по части и части по целому

Урок путешествия. Перед детьми стоит задача, пройдя все математические испытания, они находят послание спрятанное в древнем замке....

Урок по математике по программе "Гармония" во 2 классе по теме "Подготовка к контрольной работе. Решение задач.Построение схем"

Этот урок разработан с целью  поэтапной подготовки детей к выполнению контрольной работы по разным уровням сложности. Дети решают задачи с помощью построения схем, начиная с легкого уровня сложно...

Конспект урока по математике (4 класс). Тема:Составление таблицы по тексту задачи. Составление текста задачи по таблице. Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова

Цели деятельности учителя: - Повторение пройденного материала по теме «Описания величин. Таблицы»;Планируемые результаты:     Предметные: - Знать табличную форму п...