Творческая разработка "Проблемное обучение в начальной школе"
методическая разработка по математике (2 класс) на тему
В данной разработке рассматривается проблемная ситуация на уроке математике во 2 классе в образовательной системе "Школа 2100" по теме "Деление с нулём и единицей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_razrabotka.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №49»
Заводского района Кемеровской области
Творческая разработка
«Проблемное обучение в начальной школе»
Подготовила:
учитель начальных классов
Григоренко Юлия Анатольевна
Новокузнецк, 2014
Содержание
Введение............................................................................................................стр.
Основная часть..................................................................................................стр.
Заключение........................................................................................................стр.
Литература.........................................................................................................стр.
Введение
Современная школа призвана решать задачи создания наиболее благоприятных условий для эффективного усвоения учащимися знаний, умений, навыков, развития их мышления, формирования у учащихся потребностей к самообразованию. Успех решения этих задач будет обеспечен в том случае, если их осуществление начнется на младшей ступени обучения, с первого класса.
Одним из важнейших направлений решения этих задач в современном учебном процессе является проблемное обучение. Обучение в начальных классах должно быть по возможности проблемным, исходя из признания процесса обучения как «искусственно организованной познавательной деятельности с целью ускорения индивидуального психического развития и овладения познанными закономерностями окружающего мира». такая характеристика процесса обучения соотносит его с процессом познания, предполагает высокий уровень самостоятельности в процессе овладения ценностями материальной и духовной культуры: знаниями, умениями, навыками – обеспечивает развитие способностей и формирование мировоззрения учащихся.
Цель проблемного обучения более широкая: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов, она включает еще и формирование познавательной самостоятельности ученика, и развитие его творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений и навыков и формирования мировоззрения). Здесь акцент делается на развитие мышления.
При проблемном обучении учитель систематически организует самостоятельные работы учащихся по усвоению новых знаний, умений, повторению, закреплению и отработки навыков. Учащиеся сами добывают новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развивается внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснование.
При проблемном обучении, «прежде чем выучить, требуется понять, все принимает характер открытия: надо искать, находить теоремы самим, осмысливать правила критически». Такая учебная деятельность в конечном итоге приводит к изменению в структуре мыслительной деятельности, спецификой которой становится решение учебной проблемы путем рассуждения, выдвижения гипотезы, догадки или же сочетанием аналитического и эвристического путей развития.
Основная часть
В основе структуры современного проблемного урока лежат следующие компоненты: актуализация прежних знаний учащихся (что означает не только воспроизведение ранее усвоенных знаний, но и применение их часто в новой ситуации, стимулирование познавательной активности учащихся, контроль учителя); усвоение новых знаний и способов действия (в значении более конкретном, чем понятие «изучение нового материала»); формирование умений и навыков (включающее и специальное повторение, и закрепление).
Показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности, которые представляют внутреннюю часть структуры проблемного урока. Ее составляющими является:
– возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы;
– выдвижение предположений и обоснование гипотезы;
– доказательство гипотезы;
– проверка правильности решения проблемы.
Рассмотрим проблемную ситуацию на уроке математики во 2 классе в образовательной системе «Школа 2100» по теме «Деление с нулём и единицей»
Цель: отработка вычислительных навыков.
Задачи:
- Сформировать умение делить числа с нулём и единицей на основе знания обратных операций.
- Закрепить вычислительные навыки по таблице умножения и деления на 2,3,4,5.
- Развивать познавательную активность, формировать учебную самостоятельность, логическое мышление, прививать интерес к предмету.
- Воспитывать взаимопомощь, взаимодействие в паре и группе, личностные качества.
Оборудование:
- Карточки с табличными случаями умножения.
- Формулы.
- Карточки для групповой работы.
- Карточки для индивидуальной работы.
- Карточки для релаксации.
Ход урока.
- Актуализация знаний.
А) Организационный момент.
- Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, посмотрите на наших гостей – улыбнитесь им. И с таким хорошим настроением давайте отправимся в гости к царице наук – математике.
Б) Включение в работу.
- Карточки с табличными случаями + с особыми случаями умножения
с 0 и 1
- Таблица умножения
Достойна уважения,
Зачем она нам нужна?
- Что такое умножение?
- Что такое деление?
а х 0 = 0
а х 1 = а
1 х а = а
0 х а = 0
В) Цепочка вычислений на геометрических фигурах.
- Что перед вами? Какие фигуры? Какая лишняя? Как их назовем, одним словом?
- Что заметили интересного? Какая лишняя?
- Если продолжим закономерность, какая фигура будет следующей? Цвет? (схема на доске).
- Что еще задано? (программа действий).
- Чтобы найти неизвестное число, что нужно сделать? (выполнить обратные операции).
- Если найдете неизвестное число, узнаете, герои какого автора придут к нам в гости (17 – Чарушин, 0 – Успенский, 5 – Цыферов).
- Число 0 получили не случайно, это вы поймете чуть позже.
- Какие же действия являются обратными друг для друга?
- Зная взаимосвязь умножения и деления, составьте всевозможные равенства с числами:
1 вариант | 2 вариант |
32, 8, 4 | 21, 7, 3 |
8 х 4 = 32 4 х 8 = 32 32 : 4 = 8 32 : 8 = 4 | 7 х 3 = 21 3 х 7 = 21 21 : 7 = 3 21 : 3 = 7 |
Г) Взаимопроверка (самооценка).
- Кто может записать взаимосвязь между умножением и делением в общем виде?
а х в= с | с : а = в |
- Сегодня эта формула будет нашей помощницей.
- Открытие нового знания.
Арифметический диктант:
- Делимое 18, делитель 2 - найди частное.
- Первый множитель 7, второй множитель 4- найди произведение.
- Найди частное чисел 0 и 4.
- Делимое 16, делитель 1- найди частное.
- 5 раздели на столько же.
- Найди частное чисел 7 и 0.
- Почему ответы разные? Проблема! Мы не умеем выполнять деление с 0 и 1.
- Хотите это узнать?
- Попробуйте сделать вывод.
Групповая работа
| ||
1 гр. | 4 гр. | |
5 х 1 = 5 5 : 1 = 5 | 7 х 1 = 7 7 : 1 = 7 | 0 х 1 = 0 0 : 1 = 0 |
Вывод! | ||
2 гр. | 5 гр. | |
5 х 0 = 0 0 : 5 = 0 | 7 х 0 = 0 0 : 7 = 0 | 9 х 0 = 0 0 : 9 = 0 |
3 гр. | 6 гр. | |
12 х 1 = 12 12 : 12 = 1 | 9 х 1 = 9 9 : 9 = 1 | 5 х 1 = 5 5 : 5 = 1 |
- Сравним свои выводы с выводами авторов учебника (стр. 10-11).
- Что интересного прочитали в правилах?
- Почему число не должно быть равно нулю?
- Найдите такое число, при котором мы бы его уменьшили на 0 и его же получили.
- Есть такое число? 7 х 0 = 7, 9 х 0 = 0, 7: 0 ; 9 : 0
- Сделайте вывод.
- Формирование темы и цели урока.
- Какова же тема нашего урока?
- Для чего нам могут пригодиться эти знания? Чем будем заниматься?
- Попробуйте сформулировать цель нашего урока.
- Первичное закрепление.
А) Выполните задание № 5 на стр. 11
- Какая формула работает? Выберите нужную из записанных на доске.
- Придумайте похожие выражения, покажите нам.
- Дома, по желанию, вы также можете придумать свои выражения.
V Тренировочные упражнения по теме «Повторения».
- Случайно ли ноль был результатом вычислений цепочки?
- Героев какого автора ждем в гости?
- На каких уроках мы встречались с автором и его произведениями?
- Из какого произведения герои Э. Успенского?
- Они пришли не с пустыми руками. Догадайтесь, что они принесли:
Мой первый слог – предлог,
А во втором мы
Проживем все лето,
А целое от нас
Давно уж ждет ответа. (За – дача).
- Задачи-ловушки
От Матроскина.
Мурка надоила 16 л молока. За обедом часть молока выпил Шарик, а из остального молока сварили кашу? (Недостающие данные).
Преобразуем ловушку в задачу.
От Шарика.
Матроскин фотографировал Гаврюшу из моего ружья, он сделал 7 фотокадров по 2 раза каждый. (Нет вопроса).
От почтальона Печкина.
Поехал я в город на велосипеде. Зашел на почту и взял 20 писем, потом купил 1 литр сока и выпил его. Сколько килограмм покупок я повез домой? (Несоответствие условия и вопроса, нереальные события)
От дяди Федора.
Шарик, Матроскин и Печкин соревновались в рыбной ловле. Матроскин был не первым в соревнованиях, Шарик был не первым и не вторым. Кто наловил рыбы больше всех? (Печкин) А меньше всех? (Шарик).
- Какими становятся задачи, когда мы их преобразуем? (Простыми).
- Сейчас простые задачи будут вам помощниками в решении задачи, предложенной авторами № 7 (а), стр. 11
- 9 х 5 = 45 (м) – связали в пучки.
- 72 – 45 = 27 (м) израсходовали.
Ответ: 27 морковок израсходовали.
VI Домашнее задание
№6, стр. 11 Что нужно вспомнить, чтобы выполнить это задание?
По желанию придумайте выражения, пользуясь новыми правилами.
№ 8 выполняется по желанию.
VII Подведение итогов. Релаксация
- За что можно поблагодарить наш урок?
- Покажите, какое у вас было настроение?
- Теперь я знаю, что...?
- Я понял, что...?
Заключение
Таким образом, реализация проблемного метода обучения позволяет учителю не только повысить мотивацию учащихся на предмет получения новых знаний, но и учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию. Поэтому можно утверждать, что использование проблемного обучения на уроках математики в начальной школе повысит результативность работы по формированию у младших школьников понятий, если систематически создавать и разрешать проблемные ситуации на уроках математики, проводить проблемные уроки различных структур и сочетать систематическую самостоятельную поисковую деятельность учащихся с усвоением ими готовых знаний.
Таким образом, структура проблемного урока, в отличие от структуры непроблемного, имеет элементы логики познавательного процесса (логики продуктивной мыслительной деятельности), а не только внешней логики процесса обучения. Структура проблемного урока, представляющая собой сочетание внешних и внутренних элементов процесса обучения, создает возможности управления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью ученика.
Список литературы
- Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы / авт.-сост. И.Н. Корбакова, Л.В. Терешина. - Волгоград: Учитель, 2008.-118 с.
- Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг. Вып.4. – М. : УМЦ «Школа 2100», 2002. – с.55-75.
- Петерсон Л.Г., Математика, 1-й класс. Методические рекомендации. Пособие для учителей. – М., ООО «Баласс», ООО «С-инфо», 1996. – с.3-7
- Мельникова Е.Л., Технология проблемного обучения «Школа 2100». Образовательная программа и пути её реализации.- Вып.3.-М.: Баласс, 1999. – с. 85-93
- Демидова Т. Е., Козлова С. А., Тонких А. П., Математика. Учебник для 2-го класса в 3 – х частях (Моя математика). Часть 3. - М. : Баласс, 2008. - 96 с., ил.(Образовательная система «Школа «2100»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей учащихся в начальной школе
Доклад на Методическом объединении учителей начальных классов на тему "Развитие творческих способностей учащихся в начальной школе"...
Тема: « Организация и проведение творческих работ учащихся в начальной школе посредством использования информационно- коммуникационных технологий»
Данная работа представляет собой одну из форм реализации процесса модернизации российского образования и способствует решению главной задачи – повышения качества образования. В настоящее время...
О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
На базе школы создана инновационная региональная площадка по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...
Развитие творческих способностей детей в начальной школе
Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий у...
«Использование творческих проектных форм обучения в начальной школе - как фактор реализации ФГОС»
Проектная деятельность в школе. Положительные и отрицательные аспекты проектной деятельности....
Статья на тему "Учебный диалог в начальной школе как одна из интерактивных форм обучения в начальной школе"
Статья из опыта работы....
Организация процесса обучения в начальной школе по программе «Перспективная начальная школа» в условиях реализации ФГОС.
В данной статьераскрываются особенности построения учебного материала по программе "Перспективная начальная школа"...