Пересчитаем Пушкина
презентация к уроку по математике (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_uroku_matematikki.pptx | 2.85 МБ |
konspekt.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
3…3…3…3 = 90 3…3…3…3 = 36 3…3…3…3 = 3
(33 – 3) х 3 = 90 (3 + 3) х (3 + 3) = 36 (3 – 3) х 3 + 3 = 3
365 х 33 = 365 х (30 + 3) = = 365 х 30 + 365 х 3 = = 10950 + 1095 = 12045
5 ч – 40 см 1 ч – ? см через 1 сут - ? см рост – 71см 12мм 1) 40 : 5 = 8 (см) – за 1 час 2) 8 х 24 = 192 (см) – за 1 сутки 3) 71см 12 мм + 192см = 263см 12мм – через сутки Ответ: 2м 63см 12мм - рост царевича через сутки
2 ч – 120 орех. 1 нед. - ? Орех. 120 : 2 х (24 х 7) = 10080 (орех.) Ответ: 10080 орехов за неделю.
75137 Л 46895 Е 988 Б 872 Е 832 Д 546 Ь
За Пушкина Руси спасибо!
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок математики и литературного чтения.
Тема: «ПереСчитаем Пушкина».
Задачи урока:
образовательные: закрепить навыки сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел, а также чисел оканчивающихся нулями; формировать умение решать косвенные задачи; закреплять знание единиц измерения и действия с ними; совершенствовать навыки чтения и умения ориентироваться в прочитанной литературе;
развивающие: способствовать развитию интереса к творчеству А.С.Пушкина; формировать нестандартное логическое и вариативное мышление;
воспитательные: воспитывать бережное отношение к литературному наследию прошлого; формировать систему ценностей, направленную на максимальный личный вклад в совместную деятельность коллектива.
Оборудование: текст «Сказки о царе Салтане», презентация, рисунки учащихся, выставка книг.
Ход урока
- Организационный момент.
- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, посмотрим на наших гостей, улыбкой также поприветствуем их и с хорошим настроением отправимся в путь.
А урок у нас сегодня будет необычный, сейчас мы с вами отправимся в путешествие. А какое и куда? Я надеюсь, вы скажите сами.
Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
- Друзья, так кто же из вас догадался: какое путешествие нам предстоит? ( По сказкам А.С.Пушкина)
- Да, конечно, сказки А.С. Пушкина – великого русского поэта, любят дети и взрослые не только в нашей стране, но и за рубежом. Сегодня мы вспомним эти удивительные произведения, поработаем с текстом одной из сказок, не только перечитаем её выразительно и быстро найдём нужные нам отрывки, а самое главное – пересчитаем прочитанное. Да, да, я не ошиблась, именно пересчитаем. Пересчитывая сказки, мы будем повторять все арифметические действия с многозначными и именованными числами и решать задачи разных типов.
Итак, мои дорогие, в добрый путь!
II. Актуализация знаний.
Ученик 1:
Ветер по морю гуляет, дует в паруса.
Никогда не перестанем верить в чудеса.
Где царевна оживает злу наперекор,
Где красавиц похищает мрачный Черномор,
Где Балда с чертями спорит, белочка поёт,
Где разбитые корыта рыбка раздаёт,
Где шумит волна морская, нас туда зовёт
Лукоморье, цепь златая и учёный кот.
Ученик 2:
Друзья Людмилы и Руслана!
На звуки вещего баяна
Спешите к нам скорей сюда,
Где величавый дуб стоит,
И Лукоморье всех манит!
Где сам поэт, великий Пушкин,
Вас снова в сказки пригласит!
На встрече нашей необычной,
Пусть даже в чём-то непривычной,
Вы снова встретитесь с друзьями
С какими? Догадайтесь сами!
Учитель:
- Раз, два, три – сказку начни!
1) - Я сейчас прочту отрывки из известных вам сказок, а вы догадайтесь, какое магическое число использовал А.С.Пушкин в своих сказках?
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…
И в третий раз закинул он невод…
Петушок кричит опять,
Царь скликает третью рать… (Это число 3)
- Да, в сказках очень часто используется число 3. Это и три желания, и три чуда, и три брата и т. д. А сейчас и вы поработаете с этим числом.
Вот задача не для робких!
Вычитай, дели и множь,
Плюсы ставь, а также скобки!
Верим, к финишу придёшь!
3…3…3…3 = 90 (33 – 3) х 3 = 90
3…3…3…3 = 36 (3 + 3) х (3 + 3) = 36
3…3…3…3 = 3 (3 – 3) х 3 + 3 = 3
(Фронтальная проверка: первый, справившийся с заданием, работает у доски, результаты сравниваем со слайдом)
2) – А сколько лет прожил старик со своей старухой у самого синего моря? (Ровно 30 лет и 3 года.)
- Посчитайте-ка, сколько это дней?
(Взаимопроверка: 1 ученик у доски, дети работают в своих татрадях.)
365 х 33 = 365 х (30 + 3) = 365 х 30 + 365 х 3 = 10950 + 1095 = 12044
3) - Какой величины родился ребёнок у царицы в «Сказке о царе Салтане…»?
Найдите отрывок в тексте и ответьте на этот вопрос.
(«Наступает срок родин,
Сына Бог им дал в аршин».)
- Что такое «аршин»?
- А ….. я попрошу найти определение этого слова в словаре.
- Как рос ребёнок у царицы? (Не по дням, а по часам.)
- Да, действительно:
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
- Вот вам и следующее задание.
За 5 часов он вырос на 40 см. Каким он будет через сутки, если родился царевич ростом 71см 12мм? (читают дети)
(Фронтальная проверка: 1 ученик у доски. Проверка по слауду.)
5 ч – 40 см
24 ч - ? см
Рост – 71см 12 мм
- Повторите вопрос задачи. Ничего вас здесь не смущает? (Единицы измерения роста. Ведь 12мм – это 1см 2мм, итого получается 72см 2мм)
- Но ведь это же старинная мера длины, давайте её оставим без изменений.
1) 40 : 5 = 8 (см) – за 1 час
2) 8 х 24 = 192 (см) – за сутки
3) 71см 12мм + 192см = 263см 12мм – рост царевича через сутки.
- Как же назвал царевича А.С.Пушкин за столь необыкновенные качества?
(Славным и могучим богатырём.)
4) - Ну, что же, продолжаем наше путешествие.
Ветер по морю гуляет,
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…
- Ребята, а помните ли вы, куда держит путь этот корабль? (Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана.)
- А вот вам и ещё одно задание:
Судно затратило на весь путь от царства Салтана до острова князя Гвидона ½ часть суток, это на 9 часов меньше, чем оно затратило на обратном пути. Сколько времени на обратном пути было судно.
(Работа с чертежом. 1 ученик на индивидуальной доске, а остальные – самостоятельно. Взаимопроверка.)
1) 24 : 2 = 12 (ч) – от С. до Г.
2) 12 + 9 = 21 (ч) – обратно.
- Почему существует разница во времени туда и обратно?
(Это зависит, от скорости ветра и куда плыли – по течению или против течения…)
- Физкультминутка – релаксация.
- Усаживаемся поудобнее, закрываем глазки и отправляемся на этом корабле до острова князя Гвидона за чудесами.
- Вот мы и на месте.
IV. Работа по теме урока.
5) -Найдите и прочитайте описание первого чуда этого острова. (Первое чудо – это белочка.)
Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живёт ручная,
Да затейница такая!
Белка песенки поёт,
Да орешки всё грызёт,
А орешки не простые, всё скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной,
И приставлен дьяк приказный
Строгий счёт орехам весть.
- Давайте поможем дьяку посчитать доход:
За два часа белка разгрызла 120 орехов. Сколько орехов она разгрызёт за неделю?
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
- Что для этого мы должны знать? ( Количество орехов - за 1 час и сколько часов в неделе.)
( Самостоятельная работа. Фронтальная проверка: сравнение со слайдом)
120 : 2 х (24 х 7) =10080 9 (ОРЕХ.)
6) - Какое ещё чудо нам встретилось в царстве князя Гвидона? ( 33 богатыря )
- Подтвердите это строчками из сказки.
Каждый день идёт там диво:
Море вздуется бурливо,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснётся в скором беге –
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит.
- Что значит «попарно»?
Сколько пар богатырей выходило на берег, посчитайте?
- Кто готов? Расскажите, как посчитали?
(Взаимопроверка)
33 : 2 = 16 (ост.1)
Кто остался один без пары?
7) - О каком чуде мы ещё не упомянули? Об этом вы узнаете, расставив вычисления в порядке убывания. ( с.69 № 6 )
345008 – 269871 =75137 (Л) – 1 ученик у доски
126547 – 79652 = 46895 (Е) – 2 ученик у доски
247 х 4 = 988 (Б) – 3 ученик у доски
109 х 8 = 872 (Е) – в тетрадях
208 х 4 = 832 (Д) – в тетрадях
182 х 3 = 546 (Ь) – в тетрадях
(Фронтальная проверка с хлопками, сравнение со слайдо.)
- Обратите внимание на это слово. Какого рода является данное существительное? (М.Р.)
-А в сказке А.С.Пушкина оно употреблено в форме женского рода. Да, это устаревшая форма слова, которую использовал автор в своём произведении.
- Найдите описание Лебедя в этой сказке.
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
- Как автор называет свою Лебедь, с чем сравнивает? (С павой)
- Вот вам и домашнее задание:
В толковых словарях найдите определение слова «пава».
- Это задание по литературному чтению, а по математике вам предстоит решить задачу из сказки А.С.Пушкина «О попе и его работнике Балде». Прочитаем её. Знакомы ли вам эти персонажи. Дома вы узнаете: сколько караваев хлеба сэкономит поп ежедневно? А те, кто забыл, что такое «каравай», также может обратиться к словарю.
V. Итог урока.
- Вот и подошло к концу наше путешествие. Что же в нём было необычного? (Мы пересчитывали сказки А.С.Пушкина)
- А зачем мы математику связали со сказками?
- Математика – наука точная и скучная. А в жизни так много различных явлений, предметов, окружающих нас, кроме сухих цифр и чисел. И нельзя математику отрывать от нашей действительности.
Нам без сказок
Скучно будет жить,
Ведь от сказок наша встреча так искрится…
Расскажи её своим друзьям
И умчишься в Лукоморье, словно птица…
И тогда к тебе придёт
Самый умный в мире кот,
И русалка спляшет с лешим в хороводе…
Вот уж больше 200 лет
Знает сказки белый свет,
И, конечно, любят Пушкина в народе.
- Урок окончен. Спасибо вам, дети, за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Викторина по сказкам А.С. Пушкина для учащихся 3 классов для обобщения знаний по произведениям Пушкина».
Цель: обобщить знания детей по произведениям А.С. Пушкина Задачи: - умение узнавать по цитатам из сказок произведения А.С. Пушкина - развитие внимания, памяти, мышления у учащихся - воспитание нр...
Кроссворд по сказкам А.С. Пушкина в рамках Недели памяти А.С. Пушкина.
Данная работа представляет собой кроссворд по сказкам великого писателя и поэта А.С. Пушкина, который можно использоватть на уроках литературного чтения в начальной школе....
Урок по литературному чтению 4 класс по учебнику Матвеевой по теме "Портрет и автопортрет. И.А.Ильин «Пушкин в жизни» (отрывок). А.С.Пушкин «Вы просите у меня мой портрет…».
Данный материал позволяет познакомиться с произведениями в сравнении, включает работу в группах....
ПОЛОЖЕНИЕ Об открытом школьном конкурсе чтецов, посвященный Дню памяти Александра Сергеевича Пушкина «Ах! Пушкин!»
1. Цель и задачи школьного конкурса чтецов.1.1. Целью школьного конкурса чтецов является популяризация творчества А.С. Пушкина, содействие раскрытию творческого потенциала учеников младшего школьного ...
Сценарий праздника, посвященный инсценировкам по сказкам А.С. Пушкина " Мой Пушкин".
Совместно с воспитателями, родителями и детьми 2, 3, 4 классов был подготовлен праздник, приуроченный к году литературы.Мы решили взять сказки Пушкина. т. к. в них много мудрого, ценного, понятно...
Детишек воспитать – не курочек пересчитать (лаборатория нерешенных проблем)
Лаборатория нерешенных проблем...
Родительское собрание «ДЕТИШЕК ВОСПИТАТЬ – НЕ КУРОЧЕК ПЕРЕСЧИТАТЬ»
Родительское собрание «ДЕТИШЕК ВОСПИТАТЬ – НЕ КУРОЧЕК ПЕРЕСЧИТАТЬ»...