Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч». УМК «Школа России
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Цели: уточнить и обобщить геометрические представления детей, полученные ими в дошкольном возрасте; расширить геометрические представления школьников; сформировать представления о понятиях «прямая», «кривая», «отрезок», «луч»; развивать пространственное воображение; внимание учащихся, наблюдательность, стремление к точности и аккуратности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
0003ac0f-e2109135.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по математике
в 1 классе
«Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч».
УМК «Школа России».
подготовила
учитель начальных классов
Попова А.В.
МБОУСОШ № 3
2016
Тема урока: «Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч».
Цели: уточнить и обобщить геометрические представления детей, полученные ими в дошкольном возрасте; расширить геометрические представления школьников; сформировать представления о понятиях «прямая», «кривая», «отрезок», «луч»; развивать пространственное воображение; внимание учащихся, наблюдательность, стремление к точности и аккуратности.
Тип урока: изучение нового материала.
Технологии: игровая, групповая, ИКТ технология, здоровьесберегающая.
Личностные умения: проявлять интерес к изучению темы; осознание собственной успешности при изучении темы; умение выслушивать своего товарища при работе в паре.
Метапредметные умения
Познавательные: определять геометрическую фигуру: точка, прямая и кривая линии и обосновывать своё мнение; сравнивать геометрические фигуры и обосновывать свое мнение; использовать приобретенные знания при выполнении заданий.
Регулятивные: выполнять учебные задания в соответствии с целью; оценивать правильность выполнения действий; соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
Коммуникативные: формулировать высказывание, используя математические термины, в рамках учебного диалога; оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию; адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности; умение работать в паре.
Предметные умения: называть геометрическую фигуру; распознавать геометрическую фигуру на плоскости; выполнять построение геометрической фигуры: точка, кривая линия, прямая линия, отрезок, луч.
Оборудование: у учителя: презентация к уроку. У учащихся: листочек бумаги, карандаш для практической работы.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
2. Актуализация знаний.
Устный счёт:
1)
2) - Посмотрите на рисунки и записи, приведённые ниже.
- Какие записи подходят к рисункам? ( 4+1=5 – к 4 цыплятам прибежал ещё один. Стало 5 цыплят. 5-2=3 – плавали 5 утят, 2 утёнка ушли. Осталось 3 утёнка.
-Проверим
3) - С какими числами мы уже познакомились?
Игра «Засели домики».
- Вспомним состав числа 4 и5
4 | |
3 | |
2 | |
1 |
2 | |
1 | |
3 |
- Для чего нужно знать состав числа?
(чтобы без ошибок решать примеры)
- Правильно! Решим примеры:
4)Решение примеров. (на доске)
Физминутка
3. Самоопределение к деятельности.
- Назовите фигуры, которые вы сейчас рассматривали? (круг, квадрат. треугольник). Как их можно сказать по другому?
- А где мы часто встречаемся с этими фигурами? ( в математике)
- Сегодня ребята, у нас необычный урок: урок-путешествие в математическую страну, название которой вы прочитаете на воротах этого города. (Слайд 2). – Кто может прочитать?
- Верно, это Геометрия, часть великой науки Математики. Посмотрите-ка, а кто живет в этой стране! Вы узнали их? Верно, это наши знакомые: круг, треугольник, квадрат. На этом уроке мы познакомимся и подружимся с другими жителями этой страны.
Практическая работа: Понятие «точка».
- У каждого из вас, на парте есть карандаш и листочек бумаги. Возьмите карандаш и поставьте его на лист (учитель то же самое выполняет на доске мелом).
- что сделал карандаш? (оставил след).
- Этот след и есть точка – геометрическая фигура. (Слайд 3)
- В стране Геометрии жила-была точка. Она была маленькой. Её оставил карандаш, когда наступил на лист тетради, и никто её не замечал. Так и жила она, пока не попала в гости к линиям. (Слайд 3 по щелчку)
-Посмотрите, какие это были линии. (Прямые и кривые)
-На что похожи прямые линии? (похожи на натянутые верёвочки, а верёвочки)
-Сколько прямых линий? (2)
- На что похожи кривые линии? (которые не натянули, – это кривые линии)
- Сколько кривых? (3)
Прямая линия начала хвастаться: «Я самая длинная! У меня нет ни начала, ни конца! Я бесконечная!» (Слайд 4 по щелчку)
-Очень интересно сталь точке посмотреть на неё. Сама-то точка малюсенькая. Вышла она, да так увлеклась, что не заметила, как наступила на прямую линию. И вдруг исчезла прямая линия. На её месте появился луч. (Слайд 4 по щелчку)
-Он тоже был очень длинный, но все-таки не такой, как прямая линия. У него появилось начало.
-Испугалась точка: «Что же я наделала?» Хотела она убежать, да как назло наступила опять на луч. (Слайд 4 по щелчку)
-И на месте луча появился отрезок. Он не хвастался, какой он большой, у него уже были и начало, и конец.
-Вот так маленькая точка смогла изменить жизнь больших линий.
-Ребята, какие же геометрические фигуры живут в стране геометрии? (точка, прямая линия, кривая линия, луч, отрезок) (Слайд 5 по щелчку)
-Кто назовет тему урока?
- Кто догадался, чему мы будем учиться в стране Геометрии? ( учиться распознавать и чертить прямую линию, луч, отрезок)
4. Работа по теме урока.
1) Практическая работа2.
- Что вы узнали о прямой линии? (она не имеет ни начала , ни конца. Она бесконечная) (Слайд 6 по щелчку)
(Учитель берёт две катушки ниток, натягивает их, изображая прямую линию, и разматывает то одну, то другую, демонстрируя, что прямую можно продолжать в оба конца до бесконечности).
Без начала и без края
Линия прямая.
Хоть сто лет по ней иди,
Не найдёшь конца пути.
- Что узнали о луче? (у него есть начало, но нет конца). (Слайд 6 по щелчку)
(Учитель берёт ножницы, разрезает нитку. Показывает, что теперь можно продолжать только в один конец).
- Что узнали об отрезке? ( у него есть и начало, и конец) (Слайд 6 по щелчку)
(Учитель отрезает другой конец нитки и показывает, что нитка не тянется. У неё есть и начало, и конец).
2) Работа по учебнику.
- Откройте учебник:
- Посмотрите на рисунок на стр.40 . Расскажите, чем прямая линия отличается от кривой. (Прямая линия натянута, кривая – нет.)
-Что вы запомнили о прямой линии, луче, отрезке?
- Как начертить прямую линию? (провести по линейке линию) (Слайд 7 по щелчку )
- Как начертить отрезок? (поставить две точки и соединить их) (Слайд 8 по щелчку)
- Прочитайте задание на полях на стр.40. Как узнать, какой отрезок самый длинный. (Посчитать, сколько клеточек составляет длина каждого отрезка.)
- Посчитайте и скажите, какой отрезок самый длинный. (Синий)
- Какой отрезок самый короткий? (красный)
Работа в парах.
- Рассмотрите рисунок на стр.41. Расскажите соседу по парте, какие линии вы видите.
Физминутка.
5. Закрепление изученного материала.
1) Работа в тетради на печатной основе.
Работа в парах.
-Откройте тетрадь на стр.15. Рассмотрите линии. На какие группы их можно разделить, посоветуйтесь в парах. Запишите через клеточку номера прямых линий, а затем правее, номера кривых линий.
- Выполните следующее задание.
- Посоветуйтесь в парах и ответьте на вопрос: сколько прямых линий можно провести через две точки? (одну) (Слайд 9 по щелчку)
- Проведите линию с помощью карандаши и линейки.
- Посоветуйтесь в парах: сколько кривых линий можно провести через две точки? (Много)
6. Рефлексия.
- Посмотрите на слайд. (Слайд 10) . Подумайте, на какие группы можно разделить данные геометрические фигуры. ( Лучи – 2,5; отрезки – 1,3,4)
- Что нового узнали о линиях?
- Где в жизни встречаются прямые линии? Кривые линии?
- Оцените свою работу на уроке с помощью «Светофора»:
зеленый – поняли новый материал, урок понравился;
желтый – поняли новый материал, но испытывали трудности;
красный – ничего не поняли.
7. Подведение итогов урока.
- Жители страны Геометрии благодарят вас за дружбу с ними, за активную работу на уроке.
Список использованной литературы:
- Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике. 1 класс. – М.: ВАКО, 2013г.
- Питер-мама.ру http://piter-mama.ru/forum/38-forum-dlya-rabotnikov-detskikh-uchrezhdenij/3693-v-pomoshch-vospitatelyu-fizkultminutki
- Пальчикова гимнастика.http://zrenielib.ru/docs/index-15812.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА...
Урок математики "Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок".
Урок математики в 3 классе, в рамках которого учащиеся знакомятся с понятиями «точка», «кривая линия», «прямая линия», «отрезок»; учатся различать и строить прямые и кривые линии; продолжают работу по...
Урок математики в 1 классе "Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч".
Урок математики в 1 классе "Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч". УМК "Школа России"....
Презентация к уроку математики "Точка.Кривая линия.Прямая линия.Отрезок" 1 класс УМК "Школа России"
презентация подготовлена для методической разработки из пособия Е.П,Фефиловой, Е.А.Поторочиной "Поурочные разработки по математике 1 класс"...
Точка,Кривая линия.Прямая линия.Отрезок.Луч
презентация по теме" Точка,Кривая линия.Прямая линия.Отрезок.Луч"...
Тема «Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч»
Уок знакомства с геометрическими понятиями....
Технологическая карта урока математики 1 класс. Тема: «Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч». УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: сформировать представление о понятиях «прямая линия», «кривая линия», «отрезок», «луч».Планируемые результаты:предметны...