программа внеурочная деятельность по математике 1 класс
рабочая программа по математике (1 класс) на тему
Программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснохолмская средняя общеобразовательная школа №1 Калтасинский район РБ
Программа по внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
1 класс
Составитель: Вороширина С.Н.,
учитель начальных классов
2016г.
Пояснительная записка.
Данная программа внеурочной деятельности реализует общеинтеллектуальное направление. Курс «Занимательная математика» расширяет математический кругозор и эрудицию учащихся, способствует формированию познавательных универсальных учебных действий.
Нормативно-правовая база:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 №373
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
- Письмо Минобрнауки №03-296 от 12 мая 2011 г. «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования»
Актуальность и педагогическая целесообразность программы:
Программа направлена на повышение мотивации к обучению математике, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся. Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Курс предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Цели курса внеурочной деятельности:
расширять математический кругозор и эрудицию учащихся, способствовать формированию универсальных учебных действий, развивать творческое мышление
Курс призван решать следующие задачи:
- Развитие математических способностей учащихся, формирование элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.
- Предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
- Развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.
- Формирование творческих способностей учащихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в математической или логической смекалке, в конструировании различных геометрических фигур.
- Усиление интереса учащихся к математике, содействие развитию математических способностей школьников.
Сроки реализации программы:
4 года. Программа рассчитана:
1 класс - на 32 часа (1 час в неделю).
2-4 классы – на 68 часов (2 часа в неделю)
Она изучается параллельно курсу математики и подготовлена с учетом программы и учебника по данному предмету (автор М.И.Моро).
Режим, форма проведения занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 32 часа в течение года.
Формы организации деятельности учащихся – индивидуальная, фронтальная, индивидуально-групповая, групповая.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- оформление математических газет;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы
Курс «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия, передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий. При организации занятий используется принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Принципы реализации программы:
Актуальность - создание условий для повышения мотивации к обучению математике
Научность - математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность - курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность - содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации - развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Планируемые результаты освоения программы:
- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами научно – познавательной и исследовательской деятельностью;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
Метапредметные универсальные учебные действия:
- обобщать материал;
- вычленять главное, отвлекаясь от несущественного;
- оперировать числовой и знаковой символикой;
- сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми структурами;
- переходить с прямого на обратный ход мысли;
- переключаться от одной умственной операции к другой, особенно в творческой работе;
- оперировать структурами отношений и связей;
- творчески мыслить;
- рационально организовывать свою работу;
- иметь навыки диалогического общения.
Предметные универсальные учебные действия:
- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для
выполнения конкретного задания;
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными
правилами;
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных
вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- контролировать свою деятельность, обнаруживать и исправлять ошибки.
Личностные универсальные учебные действия:
- формирование мотивации учения, развитие любознательности, сообразительности при выполнении
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности;
- воспитание чувства справедливости, ответственности, ориентация на норму справедливого распределения;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
Способы определения результативности
Педагогическое наблюдение
Проведение математических игр
Опросники
Педагогический анализ результатов анкетирования, защиты проектов, активности учащихся на занятиях
Формы подведения итогов реализации программы.
- Тестирование
- Практические работы
- Творческие работы
- Контрольные задания
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
I | Числа. Арифметические действия. | 9 | 2 | 7 |
II | Числовые головоломки и задачи на смекалку | 11 | 2 | 9 |
III | Математические игры и путешествия | 7 | 1 | 6 |
IV | Элементы геометрии | 5 | 2 | 3 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел I.
Числа. Арифметические действия
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Раздел II.
Числовые головоломки и задачи на смекалку
Соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Задачи-смекалки. Задачи с некорректными данными
Раздел III.
Математические игры и путешествия
Построение математических пирамид. Спичечный конструктор. Решение нестандартных задач. Математическое путешествие. Занимательные задания с римскими цифрами.
Раздел IV.
Элементы геометрии
История возникновения линейки. Задачи, формирующие геометрическую наблюдательность. Геометрические фигуры. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Составление фигур по образцу, по собственному замыслу.
Условия реализации программы
Раздел I. Числа. Арифметические действия (9 часов)
Ожидаемые результаты
Ученик знает
- Названия и последовательность чисел от 1 до 100.
- Таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Ученик умеет
- Считать точки на гранях выпавших кубиков.
- Решать и составлять ребусы, содержащие числа.
- Складывать и вычитать числа в пределах 100.
Раздел II. Числовые головоломки и задачи на смекалку (11 часов)
Ожидаемые результаты
Ученик знает
- Что такое числовой кроссворд, числовой палиндром.
Ученик умеет
- Соединять числа знаками действия.
- Искать несколько решений.
- Восстанавливать примеры в целях поиска цифры, которая скрыта.
- Последовательно выполнять арифметические действия.
- Отгадывать задуманные числа.
- Заполнять числовые кроссворды.
- Решать задачи на смекалку
Раздел III.
Математические игры и путешествия (7 часов)
Построение математических пирамид. Спичечный конструктор. Решение нестандартных задач. Математическое путешествие. Занимательные задания с римскими цифрами.
Ожидаемые результаты
Ученик умеет
- Строить математические пирамиды.
- Решать нестандартные задачи.
- Выполнять задания с римскими цифрами.
Раздел IV.
Элементы геометрии (5 часов)
История возникновения линейки. Задачи, формирующие геометрическую наблюдательность. Геометрические фигуры. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Составление фигур по образцу, по собственному замыслу.
Ожидаемые результаты
Ученик знает
- Инструменты для выполнения геометрических построений.
- Геометрические фигуры
Ученик умеет
- Решать элементарные геометрические задачи.
- Искать заданные геометрические фигуры в фигурах более сложной конфигурации.
- Составлять фигуры по образцу, по собственному замыслу.
Система отслеживания результатов
- включенность учащихся во внеурочную деятельность, посещаемость; - результативность участия в мероприятиях, выставках, конкурсах различного уровня; - рост социальной активности обучающихся; - уровень сформированности коммуникативных компетентностей, креативных и организаторских способностей; - уровень развития и сплочения ученического коллектива, характер межличностных отношений; - сформированность рефлексивных навыков; - удовлетворенность учащихся и родителей деятельностью кружка. | журнал внеурочной деятельности дипломы, грамоты, итоговые приказы анкетирование тестирование педагогическое наблюдение сочинение анкетирование | Ежемесячно По мере проведения Январь, май Апрель Еженедельно Март Май |
Управление программой
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» ориентирована на достижение воспитательных результатов 1 уровня.
Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
1-й уровень - школьник знает и понимает общественную жизнь.
Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик учащихся (ценности, склонности, уровень притязаний, положение ребенка в объединении, деловые качества учащегося) используется:
- простое наблюдение
- проведение математических игр
- опросники
- анкетирование
- психолого-диагностические методики
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
- занятия-конкурсы на повторение практических умений
- занятия на повторение и обобщение
- самопрезентации (представление работы ребенком)
- участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня
В течение всего учебного года ведется систематическое наблюдение за ребенком, включающее: результативность и оценку самостоятельной деятельности учащегося, активность, аккуратность, творческий подход к знаниям, степень самостоятельности в решении задач и выполнении заданий.
Для оценки сформированности предметных УУД используются следующие формы:
- игровые занятия на повторение теории (конкурсы, викторины, составление кроссвордов)
- собеседования
- опросники
- тестирование
- самостоятельные работы
Список рекомендуемой литературы
1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2012
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб, 2015
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 2008
4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2013.
5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2011
6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2012
7.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2013
8.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 2010
9.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2013
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
№ п\п | Тема занятия | Дата | |
По плану | Фактич | ||
I | Раздел «Числа. Арифметические действия» | ||
1. | Математика – это интересно. Решение нестандартных задач. Игра «Муха» | ||
2 | Танграм: Древняя китайская головоломка | ||
3. | Путешествие точки. Построение рисунка в соответствии с заданной последовательностью шагов | ||
4. | Игры с кубиками. Подсчет числа точек на верхних гранях. | ||
5. | Праздник числа 10. Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». | ||
6. | Игра-соревнование «Веселый счет». | ||
7. | Игры с кубиками. Подсчет числа точек на верхних гранях. | ||
8. | Игра в магазин. Монеты. Сложение и вычитание в пределах 20 | ||
9. | Игры с кубиками. Сложение и вычитание в пределах 20 | ||
II | Раздел «Числовые головоломки и задачи на смекалку» | ||
10. | Танграм: древняя китайская головоломка. Составление картинки с заданным разбиением на части. | ||
11. | Конструирование многоугольников из деталей танграма. | ||
12. | ЛЕГО-конструкторы. Знакомство с деталями. | ||
13. | Алгоритмы построения конструкций ЛЕГО. Выполнение постройки по собственному замыслу. | ||
14. | Задачи-смекалки. Задачи с некорректными данными. | ||
15. | Числовые головоломки. Решение и составление ребусов с числами. | ||
16. | Математическая карусель. Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы» | ||
17. | Математическая карусель. Работа в «центрах» деятельности: «Математические головоломки» | ||
18 | Конструирование фигур из деталей танграма. Составление картинки с заданным разбиением на части. | ||
19. | Математическая карусель. Работа в «центрах» деятельности. | ||
20. | Числовые головоломки. Решение и составление ребусов с числами. | ||
III | Раздел «Математические игры и путешествия» | ||
21. | Математические игры. Построение математических пирамид. | ||
22. | Спичечный конструктор. Построение конструкции по заданному образцу. | ||
23. | Математические игры. Построение математических пирамид. | ||
24. | Математическое путешествие. Сложение и вычитание в пределах 20 | ||
25. | Математические игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками» | ||
26. | Секреты задач. Решение задач разными способами. | ||
27. | Математические игры. Построение математических пирамид. | ||
IV | Раздел «Элементы геометрии» | ||
28. | Волшебная линейка. Шкала линейки. История возникновения. | ||
29. | Веселая геометрия. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. | ||
30. | Прятки с фигурами. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. | ||
31. | Прятки с фигурами. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. | ||
32. | Уголки. Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков по образцу, по собственному замыслу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/26/picture-284874-1377513981.jpg)
Программа внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас".
Программа внеурочной деятельности по математике....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/26/picture-284874-1377513981.jpg)
Программа внеурочной деятельности по математике "Волшебная математика".
Программа внеурочной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/10/picture-379489-1389372378.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас" для 3 класса
Актуальна при работе по любому УМК. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения курса (согласно ФГОС второго поколения), содержание курса, календарно-тематическое планирование и ма...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/01/picture-108069-1349114911.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 3 класс...
Программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 3 класс
предназначена для учащихся общеобразовательных школ...
Программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 3 класс
Программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 3 класс...