Рабочая программа по математике для 4 класса по ФГОС
рабочая программа по математике (4 класс) на тему

Шкурова Яна Михайловна

II. Пояснительная записка к курсу «Математика» 4 класс,

Авторы В.Н.Рудницкая и др.,

(УМК «Начальная школа 21 века»)

      Рабочая программа по математике составлена на основе Федерального компонента   государственного стандарта, Примерной программы начального общего образования по математике и авторской программы В.Н. Рудницкой  «Математика» (Образовательная система «Начальная школа XXI века». Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2013.- 176 с. ISBN 978-5-360-01083-8).

       Сравнение примерной программы по математике и авторской программы В.Н. Рудницкой показало, что все дидактические единицы стандарта представлены в авторской программе.

     

      Программа рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю) 34 рабочих недели.

      Программой предусмотрено:

•                      контрольные работы после изучения разделов;

•                      тематические проверочные работы содержат несколько заданий по одной теме; выявить картину усвоения каждым учеником изученного материала.

Рабочая программа реализует следующие цели обучения:

•                      создание благоприятный условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка, соответствующих его возрастным особенностям и возможностям;

•                      формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственных отношений, творческой деятельности;

•                      овладение математическими знаниями и умениями;

•                      воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни и для решения новых конкретных учебных задач;

•                      производить контроль и самоконтроль, уценку и самооценку.

Для обеспечения дифференцированного подхода к учащимся при проведении проверочных работ текст каждой представлен в 6 вариантах трех уровней сложности.

Первые два варианта определяют минимальный уровень требований к учащимся (для слабоуспевающих); третий и четвертый варианты даются учащимся с более высоким уровнем; пятый и шестой варианты для самых сильных учащихся.

В тексты проверочных и контрольных работ (во все варианты) включены 1-2 задания повышенной трудности, отмеченные звездочкой. Они не являются обязательными и предлагаются детям по выбору. Ученик, выбрав такое задание, может проверить свои силы в решении нестандартных творческих задач.

В программе заложена основа для овладения школьниками определенным объемом математических знаний и умений по пяти направлениям:

•                      элементы арифметики;

•                      величины и их измерения;

•                      логико - математические понятия;

•                      элементы алгебры;

•                      элементы геометрии.

Овладев общими способами действия, ученик применяет полученные при этом знания и умения для решения новых конкретных учебных задач.

     Рабочая учебная программа имеет некоторые особенности в содержании и структуре предмета.

     Особенностью структурирования программы является раннее ознакомление учащихся с общими способами выпол­нения арифметических действий. При этом приоритет отдается письменным вычислениям. Устные вычисления ограничены лишь простыми случаями сложения, вычитания, умножения и деления, которые без затруднений выполняют­ся учащимися в уме. Устные приемы вычислений часто выступают как частные случаи общих правил.

     Обучение письменным приемам умножения и деления начинается в 3 классе. Изучение письменного алгоритма деления проводится в два этапа. На первом этапе предлагаются лишь такие случаи деления, когда частное является однозначным числом. Это наиболее ответственный и трудный этап- научить ученика находить одну цифру частного. Овладев этим умением (при использовании соответствующей методики), ученик легко научится находить каждую цифру частного, если частное неоднозначное число (второй этап).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_matematike_dlya_4_kl.doc342 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Сосновка Саратовского района Саратовской области»

Рассмотрено:

на заседании МО

Протокол №_____

от «___» ________ 2015 г.

Руководитель МО

_______________________

Согласовано:

«___» ________ 2015 г.

Зам. директора по УВР  

____________________

Малофеева Е.В.                                            

               Утверждено:

 «___» __________ 2015 г.

 Директор МОУ  СОШ

с.Сосновка

______________________

ЧеберякВ.Ф.

                                             

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ

для 4 класса

УМК «Начальная школа XXI века»

под редакцией профессора Н.Ф.Виноградовой

Разработана

учителем начальных классов

 Шкуровой Я.М.

2015-2016 учебный год

        II. Пояснительная записка к курсу «Математика» 4 класс,

Авторы В.Н.Рудницкая и др.,

(УМК «Начальная школа 21 века»)

      Рабочая программа по математике составлена на основе Федерального компонента   государственного стандарта, Примерной программы начального общего образования по математике и авторской программы В.Н. Рудницкой  «Математика» (Образовательная система «Начальная школа XXI века». Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2013.- 176 с. ISBN 978-5-360-01083-8).

       Сравнение примерной программы по математике и авторской программы В.Н. Рудницкой показало, что все дидактические единицы стандарта представлены в авторской программе.

     

      Программа рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю) 34 рабочих недели.

      Программой предусмотрено:

  • контрольные работы после изучения разделов;
  • тематические проверочные работы содержат несколько заданий по одной теме; выявить картину усвоения каждым учеником изученного материала.

Рабочая программа реализует следующие цели обучения:

  • создание благоприятный условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка, соответствующих его возрастным особенностям и возможностям;
  • формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственных отношений, творческой деятельности;
  • овладение математическими знаниями и умениями;
  • воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни и для решения новых конкретных учебных задач;
  • производить контроль и самоконтроль, уценку и самооценку.

Для обеспечения дифференцированного подхода к учащимся при проведении проверочных работ текст каждой представлен в 6 вариантах трех уровней сложности.

Первые два варианта определяют минимальный уровень требований к учащимся (для слабоуспевающих); третий и четвертый варианты даются учащимся с более высоким уровнем; пятый и шестой варианты для самых сильных учащихся.

В тексты проверочных и контрольных работ (во все варианты) включены 1-2 задания повышенной трудности, отмеченные звездочкой. Они не являются обязательными и предлагаются детям по выбору. Ученик, выбрав такое задание, может проверить свои силы в решении нестандартных творческих задач.

В программе заложена основа для овладения школьниками определенным объемом математических знаний и умений по пяти направлениям:

  • элементы арифметики;
  • величины и их измерения;
  • логико - математические понятия;
  • элементы алгебры;
  • элементы геометрии.

Овладев общими способами действия, ученик применяет полученные при этом знания и умения для решения новых конкретных учебных задач.

     Рабочая учебная программа имеет некоторые особенности в содержании и структуре предмета.

     Особенностью структурирования программы является раннее ознакомление учащихся с общими способами выполнения арифметических действий. При этом приоритет отдается письменным вычислениям. Устные вычисления ограничены лишь простыми случаями сложения, вычитания, умножения и деления, которые без затруднений выполняются учащимися в уме. Устные приемы вычислений часто выступают как частные случаи общих правил.

     Обучение письменным приемам умножения и деления начинается в 3 классе. Изучение письменного алгоритма деления проводится в два этапа. На первом этапе предлагаются лишь такие случаи деления, когда частное является однозначным числом. Это наиболее ответственный и трудный этап- научить ученика находить одну цифру частного. Овладев этим умением (при использовании соответствующей методики), ученик легко научится находить каждую цифру частного, если частное неоднозначное число (второй этап).

В целях усиления практической направленности обучения в арифметическую часть программы включен вопрос об ознакомлении учащихся с микрокалькуляторами и их использовании при выполнении арифметических расчетов.

Изучение величин распределено по темам программы таким образом, что формирование соответствующих умений производится в течение продолжительных интервалов времени.

В 3 классе вводится километр,  миллиметр, час, минута, сутки, месяц, год, век и рассматриваются важнейшие соотношения между изученными единицами.

Программой предполагается некоторое расширение представлений младших школьников об измерении величин: в программу введено понятие о точном и приближенном значениях величины. Суть вопроса состоит в том, чтобы учащиеся понимали, что при измерениях с помощью различных бытовых приборов и инструментов всегда получается приближенный результат; поэтому измерить данную величину можно только с определенной точностью.

В нашем курсе созданы условия для организации работы, направленной на подготовку учащихся к освоению в основной школе элементарных алгебраических понятий — переменная, выражение с переменной, уравнение. Эти термины в курсе не вводятся, однако рассматриваются разнообразные выражения, равенства и неравенства, содержащие «окошко» (1-2 классы), вместо которых подставляются те или иные числа, буквы латинского алфавита (3-4 классы)

      На первом этапе работы с равенствами неизвестное число, обозначенное буквой, находится подбором, на втором в ходе специальной игры «в машину», на третьем — с помощью правил нахождения неизвестных компонентов арифметических действий.

Обучение решению арифметических задач с помощью составления равенств, содержащих буквы, ограничивается рассмотрением отдельных их видов, на которых иллюстрируется суть метода.

Учащиеся овладевают многими важными логико-математическими понятиями. Они знакомятся, в частности, с математическими высказываниями, с логическими связками «и»; «или»; «если ..., то»; «неверно, что ...», со смыслом логических слов «каждый», «любой», «все», «кроме», «какой-нибудь», составляющими основу логической формы предложения, используемой в логических выводах. К окончанию начальной школы ученик будет отчетливо представлять, что значит доказать какое-либо утверждение, овладеет простейшими способами доказательства, приобретет умение подобрать конкретный пример, иллюстрирующий некоторое общее положение, или привести опровергающий пример, научится применять определение для распознавания того или иного математического объекта, давать точный ответ на поставленный вопрос и пр.

Важной составляющей линии логического развития ребенка является обучение его действию классификации по заданным основаниям и проверка правильности выполнения задания.

Четко просматривается линия развития геометрических представлений учащихся. Дети знакомятся с наиболее распространенными геометрическими фигурами (круг, многоугольник, отрезок, луч, прямая, куб, шар и др.), учатся их различать. Большое внимание уделяется взаимному расположению фигур на плоскости, а также формированию графических умений — построению отрезков, ломаных, окружностей, углов, многоугольников и решению практических задач (деление отрезка пополам, окружности на шесть равных частей и пр.).

Большую роль в развитии пространственных представлений играет включение понятия об осевой симметрии. Дети учатся находить на картинках и показывать нары симметричных точек, строить симметричные фигуры.

При выборе методов изложения программного материала приоритет отдается дедуктивным методам. Овладев общими способами действия, ученик применяет полученные при этом знания и умения для решения новых конкретных учебных задач.

Личностные, метапредметные и предметные результатыосвоения курса математики

Личностными результатами обучения учащихся являются:

самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;

готовность и способность к саморазвитию;

сформированность мотивации к обучению;

способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;

заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;

готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;

способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;

высказывать собственные суждения и давать им обоснование;

владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).

Метапредметными результатами обучения являются:

владение основными методами познания окружающего мира(наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);

понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;

планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;

выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);

создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;

понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность

конструктивно действовать в условиях неуспеха;

адекватное оценивание результатов своей деятельности;

активное использование математической речи для решения

разнообразных коммуникативных задач;

готовность слушать собеседника, вести диалог;

умение работать в информационной среде.

Предметными результатами учащихся начальной школы являются:

овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;

умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;

овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями, вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;

умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности);

представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Межпредметные связи:

  • с уроками русского языка и литературного чтения : введение школьника в языковую и математическую действительность; формирование умений учиться, а так же навыков письма и счета;
  • с уроками окружающего мира: формирование учебно-интеллектуальных умений: классификация обобщение, анализ; объединение объектов в группы; выявление сходства и различия; установление причинных связей; высказывание доказательств проведенной классификации; ориентировка на поиск необходимого (нового способа действия);
  • с уроками труда: перенос полученных знаний по математике в разнообразную самостоятельную трудовую деятельность.

III. Учебно-тематический план.

№ п/п

Наименование  разделов

  1. Элементы арифметики                                          42 ч.
  2. Величины и их измерение                                    10 ч.

3.   Алгебраическая пропедевтика                             18 ч.

4.  Логические понятия                                               17 ч.

5.  Геометрические понятия                                        13 ч.

6.  Повторение                                                               6 ч.    

     Итого:                                                                     136 ч.


Содержание программы

4 класс  (136 ч)

Элементы арифметики

Множество целых неотрицательных чисел

Многозначное число; классы и разряды многозначного числа. Десятичная система записи чисел. Чтение и запись многозначных чисел.

Сведения из истории математики: римские цифры: I, V, X, L, С, D, М; запись дат римскими цифрами; примеры записи чисел римскими цифрами.[1]

Свойства арифметических действий.

Арифметические действия с многозначными числами

Устные и письменные приемы сложения и вычитания  многозначных чисел.

Умножение и деление на однозначное число, на двузначное и на трехзначное число. Простейшие устные вычисления.

Решение арифметических задач разных видов, требующих выполнения 3-4 вычислений.

Величины и их измерение

Единицы массы: тонна и центнер. Обозначение: т, ц. Соотношение: 1 т = 10 ц, 1 т = 1000 кг, 1 ц = 100 кг.

Скорость равномерного прямолинейного движения и ее единицы. Обозначения: км/ч, м/с, м/мин. Решение задач на движении.

Точные и приближенные значения величины (с недостатком, с избытком). Измерения длины, массы, времени, площади с заданной точностью.

Алгебраическая пропедевтика

Координатный угол. Простейшие графики. Диаграммы. Таблицы.

Равенства с буквой. Нахождение неизвестного числа,  обозначенного буквой.

Логические понятия

Высказывания

Высказывание и его значение (истина, ложь).

Составление высказываний и нахождение их значений.

Решение задач на перебор вариантов.

Геометрические понятия

Многогранник. Вершины, ребра и грани многогранника.

Построение прямоугольников.

Взаимное расположение точек, отрезков, лучей, прямых, многоугольников, окружностей.

Треугольники и их виды

Виды углов.

Виды треугольников в зависимости от вида углов [остроугольные, прямоугольные, тупоугольные).

Виды треугольников в зависимости от длин сторон (разносторонние, равнобедренные, равносторонние).

Практические работы. Ознакомление с моделями многогранников: показ и пересчитывание вершин, ребер и граней многогранника. Склеивание моделей многогранников по их разверткам. Сопоставление фигур и разверток: выбор фигуры, имеющей соответствующую развертку, проверка правильности выбора. Сравнение углов наложением.

Повторение – 5 ч.

IV. Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование

раздела программы

Тема урока

Количество

часов

Характеристика

основной деятельности ученика

УУД

Плановые сроки прохождения

По плану

Фактически

1 – 4.

Десятичная система счисления

Десятичная система счисления

2

Выявлять особенности построения десятичной системы счисления, названия разрядов.

Представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых

-учебно-интеллектуальные

формирование приёмов мыслительной деятельности

Сравнение десятичной системы с римской системой записи чисел

2

5.

Чтение и запись многозначных чисел

Классы и разряды многозначного числа

в пределах миллиарда

1

Определять:

– название, последовательность и запись чисел от 0 до 1000000;

– классы и разряды.

– читать многозначное число путем разбивки его записи на классы;

– записывать многозначное число цифрами

после предварительного определения числа цифр в каждом классе;

– сравнивать многозначные числа

учебно-коммуникативные:

- умение решать и доказывать

6.

Способ чтения

многозначного числа

1

7.

Запись многозначного числа

1

8.

Чтение и запись многозначных чисел

1

9 – 11.

Сравнение многозначных чисел

Сравнение многозначных чисел

3

12.

Проверка

Контрольная работа № 1 «Нумерация многозначных чисел»

1

Применять знания самостоятельно

учебно-коммуникативные:

- умение решать и доказывать

13 – 15.

Сложение многозначных чисел

Работа над ошибками.

Устные и письменные приемы сложения многозначных чисел

3

Применять алгоритм письменного сложения многозначных чисел.

Переносить умение складывать числа

-учебно-интеллектуальные

формирование приёмов мыслительной деятельности

Сложение многозначных чисел в пределах миллиарда

2

в пределах 1000 на область многозначных чисел до миллиарда;

Выполнять проверку сложения перестановкой слагаемых

16 – 18.

Вычитание многозначных чисел

Устные и письменные приемы вычитания многозначных чисел

1

Применять алгоритм письменного вычитания многозначных чисел ;

переносить умения производить поразрядное вычитание в пределах 1000 на область чисел

до миллиарда;

выполнять проверку вычитания с помощью сложения разности с вычитаемым и с помощью разности из уменьшаемого

учебно-коммуникативные:

- умение решать и доказывать

Вычитание многозначных чисел в пределах миллиарда

2

19.

Проверка

Контрольная работа № 2 «Сложение и вычитание многозначных чисел»

1

Применять знания самостоятельно

учебно-логические (интеллектуальные):

- выделять главное, существенное

20 – 22.

Построение прямоугольника

Работа над ошибками.

Построение прямоугольника

2

 Строить прямоугольник разными способами; решать составные задачи

-учебно-интеллектуальные

формирование приёмов мыслительной деятельности

Решение задач

1

23, 24.

Скорость

Скорость. Единицы скорости

2

Представлять и понимать «скорость» как             характеристика быстроты движения тела.

Обозначать единицы скорости

учебно-логические (интеллектуальные):

- выделять главное, существенное

25 – 28.

Задачи на движение

Задачи на движение. Нахождение скорости

1

Пользоваться изученной терминологией;

Решать текстовые задачи на движение.

Выявлять зависимость между величинами: скорость, время, расстояние

Задачи на движение. Нахождение пути

1

-учебно-интеллектуальные

формирование приёмов мыслительной деятельности

Задачи на движение. Нахождение времени

1

Задачи на движение

1

29.

Проверка

Контрольная работа № 3 «Решение задач на движение»

1

Применять знания самостоятельно

учебно-коммуникативные:

- умение решать и доказывать

30 – 33.

Координатный угол

Координатный угол

2

Получить представление о понятии «координатный угол»

учебно-логические (интеллектуальные):

- выделять главное, существенное

Построение точки

с указанными координатами

2

Строить точки с указанными координатами

34, 35.

Графики. Диаграммы. Таблицы

Графики. Таблицы. Диаграммы

1

Применять понятия «график», «диаграмма», «таблица», выявлять их значение для передачи информации.

Строить простейшие графики и диаграммы

учебно-коммуникативные:

- умение решать и доказывать

Построение простейших графиков, диаграмм

1

36 – 38.

Переместительное свойство сложения и умножения

Переместительное свойство сложения

1

Понимать «переместительное свойство сложения», «переместительное свойство умножения».

Выполнять сложение, используя свойства арифметических действий;

– выполнять вычисления с нулем

учебно-коммуникативные:

- умение решать и доказывать

Переместительное свойство умножения

1

Переместительное свойство сложения и умножения

1

39 – 41.

Сочетательное свойство сложения и умножения

Сочетательное свойство сложения

1

Понимать «сочетательное свойство сложения», «сочетательное свойство умножения».

Выполнять сложение и умножение, используя свойства арифметических действий;

– выполнять вычисления с нулем

учебно-логические (интеллектуальные):

- выделять главное, существенное

Сочетательное свойство умножения

1

Сочетательное свойство сложения и умножения

1

42.

Проверка

Контрольная работа № 4 «Свойства арифметических действий»

1

Применять знания самостоятельно

учебно-логические (интеллектуальные):

- выделять главное, существенное

43, 44.

Многогранник

Многогранник

1

Иметь представление о многограннике.

Определять и называть элементы многогранника – грани, вершины, ребра

-учебно-интеллектуальные

формирование приёмов мыслительной деятельности

Изображение многогранника на чертежах, обозначение их буквами

1

45, 46.

Распределительные свойства умножения

Распределительные свойства умножения

1

Различать свойства арифметических действий: перестановка множителей в произведении, группировка множителей в произведении.

Использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений

учебно-коммуникативные:

- умение решать и доказывать

Вычисления

с использованием распределительных свойств умножения.

1

47, 48.

Умножение на 1000, 10000, 100000

Умножение на 1000, 10000, 100000

2

Применять правила умножения на 1000, 10000, 100000

-учебно-интеллектуальные

формирование приёмов мыслительной деятельности

49 – 51.

Тонна. Центнер

Единицы массы: тонна и центнер

1

Называть единицы массы: тонна и центнер.

Сравнивать величины по их числовым значениям;

выражать данные величины в различных единицах

учебно-логические (интеллектуальные):

- выделять главное, существенное

Соотношения между единицами массы: тонной и центнером

1

Единицы массы. Повторение

1

52.

Проверка

Контрольная работа № 5 «Умножение на 1000»

1

Применять знания самостоятельно

учебно-логические (интеллектуальные):

- выделять главное, существенное

53 – 55.

Задачи на движение

в противоположных направлениях

Задачи на движение

в противоположных направлениях

2

Решать текстовые задачи на движение

в противоположных направлениях;

– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, решении задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (измерение)

-учебно-интеллектуальные

формирование приёмов мыслительной деятельности

Решение задач

1

56 – 58.

Задачи на встречное движение в противоположных направлениях

Задачи на встречное движение в противоположных направлениях

2

Решать текстовые задачи на встречное движение в противоположных направлениях;

– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, решении задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (измерение)

учебно-коммуникативные:

- умение решать и доказывать

Решение задач на движение

1

59 – 63.

Умножение многозначного числа на однозначное

Письменное умножение многозначного числа

на однозначное

2

Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное.

Выполнять:

– устные и письменные вычисления с натуральными числами;

– проверку с помощью калькулятора

-учебно-интеллектуальные

формирование приёмов мыслительной деятельности

Умножение многозначного числа на однозначное

2

Умножение многозначного числа на однозначное. Проверка с помощью калькулятора

1

64 – 67.

Умножение многозначного числа на двузначное

Умножение многозначного числа на двузначное

2

Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное.

– переносить умения выполнять умножение

на двузначное число в пределах миллиарда;

– выполнять развернутые и упрощенные записи алгоритма умножения

учебно-коммуникативные:

- умение решать и доказывать

Выполнение развернутых и упрощенных записей алгоритма умножения

2

68 – 73.

Умножение многозначного числа на трехзначное

Письменный алгоритм умножения на трехзначное число

2

Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на трехзначное.

– выполнять письменное умножение многозначного числа на трехзначное;

– выполнять развернутые и упрощенные записи алгоритма умножения

-учебно-интеллектуальные

формирование приёмов мыслительной деятельности

Выполнение развернутых и упрощенных записей умножения

2

Умножение многозначного числа на трехзначное. Повторение

2

74.

Проверка

Контрольная работа № 6 «Умножение многозначных чисел»

1

Применять знания самостоятельно

учебно-коммуникативные:

- умение решать и доказывать

75 – 78.

Задачи на движение

в одном направлении

Задачи на движение в одном направлении

4

Решать текстовые задачи на движение в одном направлении;

– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, решении задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (направление движения)

-учебно-интеллектуальные

формирование приёмов мыслительной деятельности

79, 80.

Высказывания

и их значения

Истинные и ложные высказывания. Высказывания со словами «неверно, что»

2

Применять знания в  области  элементов математической логики, значение высказываний истины, лжи, отрицания

учебно-логические (интеллектуальные):

- выделять главное, существенное

81 – 86.

Составные высказывания

Логические связки «или», «и»

2

Понимать «логические возможности»

учебно-коммуникативные:

- умение решать и доказывать

Логические возможности

2

Составление таблиц логических возможностей

2

87 – 90.

Задачи на перебор вариантов

Задачи на перебор вариантов

2

учебно-логические (интеллектуальные):

- выделять главное, существенное

Задачи на перебор вариантов. Составление таблиц логических возможностей

2

91.

Проверка

Контрольная работа № 7 «Умножение многозначных чисел»

1

Применять знания самостоятельно

92, 93.

Деление суммы

на число

Деление суммы на число

2

Применять правило деления суммы на число,

использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений

учебно-логические (интеллектуальные):

- выделять главное, существенное

94, 95.

Деление на 1000, 10000, 100000

Деление на 1000, 10000, 100000

2

Применять правила деления на 1000, 10000, 100000;

– правило невозможности деления на нуль

учебно-коммуникативные:

- умение решать и доказывать

96 – 99.

Деление на однозначное число

Деление на однозначное число

2

Выполнять деление многозначных чисел на однозначное число.

Находить способы проверки правильности вычислений

учебно-логические (интеллектуальные):

- выделять главное, существенное

Проверка правильности выполнения деления

2

100.

Проверка

Контрольная работа № 8 «Деление на однозначное число»

1

Применять знания самостоятельно

учебно-логические (интеллектуальные):

- выделять главное, существенное

101 – 103.

Деление на двузначное число

Алгоритм деления

на двузначное число

1

Применять алгоритм письменного деления

на двузначное число.

Выполнять деление многозначного числа на двузначное

учебно-коммуникативные:

- умение решать и доказывать

Деление многозначного числа на двузначное

2

104 – 106.

Деление на трехзначное число

Алгоритм деления

на трехзначное число

1

Применять алгоритм письменного деления на трехзначное число.

Выполнять  деление многозначного числа на двузначные и трехзначные числа

учебно-логические (интеллектуальные):

- выделять главное, существенное

Деление на трехзначное число

2

107.

Проверка

Контрольная работа № 9 «Деление на двузначное и трёхзначное числа»

1

Применять знания самостоятельно

108, 109.

Деление отрезка на равные части

Деление отрезка на 2 равные части с помощью циркуля и линейки

1

Измерять длину отрезка и строить отрезки заданной длины

учебно-коммуникативные:

- умение решать и доказывать

Деление отрезка на 4 и 8 равных частей

1

110 – 112.

Нахождение неизвестного числа в равенствах вида:

х + 5 = 7,

х · 5 = 15,

х – 5 = 7,

х : 5 = 15

Нахождение неизвестного числа в равенствах с помощью графов и правил нахождения неизвестных компонентов действий

3

Решать равенства вида:

х + 5 = 7, х · 5 = 15, х – 5 = 7, х : 5 = 15

учебно-логические (интеллектуальные):

- выделять главное, существенное

113.

Проверка

Контрольная работа № 10

«Решение уравнений»

1

Применять знания самостоятельно

учебно-коммуникативные:

- умение решать и доказывать

114 – 116.

Угол и его обозначение

Угол и его величина

1

Распознавать и изображать угол

-учебно-интеллектуальные

формирование приёмов мыслительной деятельности

Сравнение углов

2

117, 118.

Виды углов

Виды углов

2

119.

Проверка

Контрольная работа № 11

«Построение углов»

1

Применять знания самостоятельно

учебно-логические (интеллектуальные):

- выделять главное, существенное

120 – 124.

Нахождение неизвестного числа

в равенствах вида:

8 + х = 16,

8 · х = 16,

8 – х = 2,

8 : х = 2

Нахождение неизвестного слагаемого в равенствах вида 8 + х = 16

1

Решать равенства вида:

8 + х = 16,  8 · х = 16, 8 – х = 2, 8 : х = 2

-учебно-интеллектуальные

формирование приёмов мыслительной деятельности

Нахождение неизвестного множителя в равенствах вида 8 · х = 16

1

Нахождение неизвестного вычитаемого в равенствах вида 8 – х = 2

1

Нахождение неизвестного делителя в равенствах вида

8 : х = 2

1

Нахождение неизвестного числа в равенствах вида:

8 + х = 16,

8 · х = 16,

8 – х = 2,

8 : х = 2

1

125, 126.

Виды треугольников

Классификация треугольников по величинам их углов

1

Распознавать и изображать треугольники

учебно-коммуникативные:

- умение решать и доказывать

Классификация треугольников по длинам их сторон

1

127.

Проверка

Контрольная работа № 12

«Решение задач»

1

Применять знания самостоятельно

учебно-коммуникативные:

- умение решать и доказывать

128 – 130.

Точное и приближенное значения величины

Точное и приближенное значения величины

3

Называть единицы длины, массы, вместимости, времени.

Соотносить между собой единицы измерения

-учебно-интеллектуальные

формирование приёмов мыслительной деятельности

131.

Построение отрезка, равного данному

Построение отрезка, равного данному

1

Распознавать и изображать отрезки

с помощью циркуля и линейки

учебно-коммуникативные:

- умение решать и доказывать

132.

Проверка

Контрольная работа № 13 «Геометрические построения»

1

Применять полученные  знания в работе

учебно-логические (интеллектуальные):

- выделять главное, существенное

133 – 135.

Повторение

Повторение изученного

в течение года

4

Выявлять и применять полученные знания самостоятельно

-учебно-интеллектуальные

формирование приёмов мыслительной деятельности

136

Контроль

Итоговая контрольная работа № 14

Выявлять и применять полученные знания самостоятельно 

Применять знания самостоятельно

учебно-коммуникативные:

- умение решать и доказывать

137  

Контроль

Комплексная итоговая работа

Выявлять и применять полученные знания самостоятельно 

Применять знания самостоятельно

учебно-коммуникативные:

- умение решать и доказывать

138-140

Резервные уроки

Коррекция ЗУН, повторение изученного материала

Закрепление изученного

-учебно-интеллектуальные

формирование приёмов мыслительной деятельности

  1. Требования к уровню подготовки учащихся.

1. Предметные результаты:

Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:

называть:

  • классы и разряды многозначных чисел;

сравнивать:

  • многозначные числа;

 воспроизводить по памяти:

  • формулировки свойств арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительные свойства умножения относительно сложения и вычитания);
  • соотношения между единицами массы: 1 т = 1000 кг, 1 ц = 100 кг, 1 т = 10 ц;

применять:

  • правила порядка выполнения действий при вычислении значений выражений со скобками и без них, содержащих 3-4 арифметических действия;
  • правила поразрядного сложения и вычитания, а также алгоритмы умножения и деления при выполнении письменных расчетов с многозначными числами;
  • знание зависимости между скоростью, путем и временем движения для решения арифметических задач;

решать учебные и практические задачи:

•        читать и записывать многозначные числа в пределах миллиона;

  • выполнять несложные устные вычисления в пределах сотни, вычислять с большими числами, легко сводимыми к действиям в пределах 100;
  • выполнять четыре арифметических действия (сложение, вычитание, умножение и деление) с многозначными числами в пределах миллиона (в том числе умножение и деление на однозначное, на двузначное число);

•        решать арифметические текстовые задачи разных видов.

2. Метапредметные результаты обучения:

В области познавательных УУД:

  • школьник научится или получит возможность научиться подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков;
  • владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений:
  • - выполнять задания с использованием материальных объектов (счетных палочек и т.п.), рисунков, схем;
  • -  выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий;
  • проводить сравнение, сериацию, классификации, выбирать наиболее эффективный способ решения или верное решение;
  • строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
  • использовать (строить) таблицы, проверять данные по таблице;
  • выполнять действия по заданному алгоритму;
  • строить логическую цепь рассуждений

В области коммуникативных  УУД:

  • школьник научится взаимодействовать (сотрудничать0 с соседом по парте, в группе.

В области регулятивных УУД:

  • школьник научится контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения заданий на основе выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков, образца решения и т.д.

В области личностных УУД:

  • школьник получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу.

  1. Критерии и нормы оценки знаний, умения и навыков учащихся.

Система оценивания знаний проводится на основании  Письма Минобразования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе".

Знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются по результатам устного опроса, текущих и итоговых письменных работ, тестов.

Письменная проверка знаний, умений и навыков.

В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.

Ошибки :
- незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
- неправильный выбор действий, операций;
- неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;
- пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
- несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
- несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.
Недочеты:
- неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
- ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
- отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.

При оценке работ, включающих в себя проверку вычислительных навыков, ставятся следующие оценки:
Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка и 1-2 недочета;
Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3-4 ошибки и 1-2 недочета;
Оценка "2" ставится, если в работе допущено 5 и более ошибок;

При оценке работ, состоящих только из задач:
Оценка "5" ставится, если задачи решены без ошибок;
Оценка "4" ставится, если допущены 1-2 ошибки;
Оценка "3" ставится, если допущены 1-2 ошибки и 3-4 недочета;
Оценка "2" ставится, если допущены 3 и более ошибок;

При оценке комбинированных работ:
Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибки и 1-2 недочета, при этом ошибки не должно быть в задаче;
Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3-4 ошибки и 3-4 недочета;
Оценка "2" ставится, если в работе допущены 5 ошибок;

При оценке работ, включающих в себя решение выражений на порядок действий:
считается ошибкой неправильно выбранный порядок действий, неправильно выполненное арифметическое действие;
Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка;
Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3 ошибки;
Оценка "2" ставится, если в работе допущено 4 и более ошибок;

При оценке работ, включающих в себя решение уравнений:
считается ошибкой неверный ход решения, неправильно выполненное действие, а также, если не выполнена проверка;
Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка;
Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3 ошибки;
Оценка "2" ставится, если в работе допущено 4 и более ошибок;

При оценке заданий, связанных с геометрическим материалом:
считается ошибкой, если ученик неверно построил геометрическую фигуру, если не соблюдал размеры, неверно перевел одни единицы измерения в другие, если не умеет использовать чертежный инструмент для измерения или построения геометрических фигур;
Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка;
Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3 ошибки;
Оценка "2" ставится, если в работе допущено 4 и более ошибок;

Примечание: за грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.

Оценка устных ответов.
В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Ошибки :
- неправильный ответ на поставленный вопрос;
- неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
- при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.
Недочеты :
- неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
- при правильном ответе неумение самостоятельно и полно обосновать и проиллюстрировать его;
- неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
- медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;
- неправильное произношение математических терминов.

Оценка "5" ставится ученику, если он:
- при ответе обнаруживает осознанное усвоение изученного учебного материала и умеет им самостоятельно пользоваться;
- производит вычисления правильно и достаточно быстро;
- умеет самостоятельно решить задачу (составить план, решить, объяснить ход решения и точно сформулировать ответ на вопрос задачи);
- правильно выполняет практические задания.
Оценка "4"ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но:
- ученик допускает отдельные неточности в формулировках;
- не всегда использует рациональные приемы вычислений.
При этом ученик легко исправляет эти недочеты сам при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он показывает осознанное усвоение более половины изученных вопросов, допускает ошибки в вычислениях и решении задач, но исправляет их с помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с решением задач и вычислениями даже с помощью учителя.

Итоговая оценка знаний, умений и навыков
1. . За учебную четверть и за год знания, умения и навыки учащихся по математике в 1-4 классах оцениваются одним баллом. 2. Основанием для выставления итого вой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ. Однако последним придается наибольшее значение.
3. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень теоретических знаний ученика, так и овладение им практическими умениями и навыками. Однако ученику не может быть выставлена положительная итоговая оценка по математике, если все или большинство его текущих обучающих и контрольных работ, а также итоговая контрольная работа оценены как неудовлетворительные, хотя его устные ответы оценивались положительно.
Особенности организации контроля по математике.
Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).
Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др. Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.
Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания по геометрии и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий по геометрии, а затем выводится итоговая отметка за всю работу.
При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.

  1. Перечень учебно-методического обеспечения.

Изучение курса осуществляется по УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Учебно-методический комплект  допущен Министерством образования РФ.

Методические и учебные пособия.

Учебники:

  1. Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в  2 ч. Ч.1. – 4-е изд., перераб. - М.: Вента-Граф, 2014.-128 с.: ил.- ( Начальная школа XXI века).
  2. Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в  2 ч. Ч.2. – 4-е изд., перераб. - М.: Вента-Граф, 2014.-112 с.: ил.- ( Начальная школа XXI века).

Учебник включён в федеральный перечень. Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования  (2004 г.). Рекомендован Министерством образования Российской Федерации.

Рабочие тетради:

  1. Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. Математика: 4 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений . - 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2014.-48 с.: ил.- ( Начальная школа XXI века). Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.
  2. Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. Математика: 4 класс: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений . - 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2014.-64 с.: ил.- ( Начальная школа XXI века). Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.

Наличие методических пособий для учителя:

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».–3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2012.-176с.

Рудницкая В. Н., Юдачева Т. В.  Математика: 4 класс: Методика обучения.- М.:  Вентана – Граф,2007. -192с. - ( Начальная школа XXI века).

Математика .4 класс: поурочные планы по учебнику В.Н. Рудницкой, Т.В.Юдачевой. в двух частях- электронное пособие. 

VII. График проведения контрольных работ

Дата

план

факт

1

Диагностика 1

2

Диагностика 2

3

Диагностика 3

4

Комплексная работа



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 2 класс по ФГОС

Рабочая  программа  по  УМК  "Начальная  школа  21  века"  под  ред.  Н.Ф.Виноградовой,  по  ФГОС...

Рабочая программа по математике 1 класс по ФГОС . УМК «Гармония» 2013-2014 уч год

Рабочая программа по курсу «Математика» на 2013– 2014 учебный год 2 класс. Образовательная система: «Гармония»...

Рабочая программа по математике 1 класс по ФГОС.

Пояснительная записка и тематическое планирование по математике 1 класс по ФГОС....

Рабочая программа по математике 2 класс УМК ФГОС

Программа разработана на основе авторской программы М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова.   УМК «Школа России»     Москва «Просвещ...

Рабочая программа по математике 1 класс Истомина, ФГОС

Программа соответствует ФГОС. В планирование включены все контрольные работы по плану...

Рабочая программа по математике 3 класс по ФГОС

Пояснительная запискаРабочая программа составлена на основе программы «Программы для общеобразовательных учреждений: Математика. 1-4 класс», М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Сте...

Рабочая программа по математике 1 класс ПНШ ФГОС

Рабочая программа по математике 1 класс ПНШ ФГОС...